Рейс 663 Аэрофлота
![]() | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 24 августа 1963 г. |
Краткое содержание | Столкновение с горой после отклонения из-за неблагоприятных погодных условий |
Сайт | 7 км к югу от Гегечкори , 32 км к северо-западу от аэропорта Кутаиси ( ГССР , СССР). 42 ° 28' с.ш., 42 ° 24' в.д. / 42,467 ° с.ш., 42,400 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Ему было 14П |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | СССР-61617 |
Начало рейса | Тбилисский международный аэропорт , Тбилиси , ( ГССР ) |
1-я остановка | Аэропорт Копитнари , Кутаиси , ( ГССР ) |
Последняя остановка | Сухумский аэропорт Бабушара , Сухуми и АбАССР , ГССР |
Место назначения | Krasnodar International Airport , Krasnodar , ( RSFSR ) |
Оккупанты | 32 |
Пассажиры | 27 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 32 |
Выжившие | 0 |
Рейс 663 Аэрофлота — советский пассажирский рейс из международного аэропорта Тбилиси в международный аэропорт Краснодара , разбившийся 24 августа 1963 года в Кутаисской области. В катастрофе пострадал самолет Аэрофлот Авиа 14. Все находившиеся на борту 27 пассажиров и 5 членов экипажа погибли.
Самолет
[ редактировать ]Самолет имел серийный номер 602107 и был выпущен фирмой «Авиа» ( Прага ) 23 февраля 1957 года. Пассажировместимость салона составляла 18 мест, хотя технически самолет был грузовым. Авиалайнер был продан Главному управлению ГВФ СССР, где получил регистрационный номер СССР-Л1617 и отправлен в Тбилисское объединенное авиационное управление Территориального управления ГВФ Грузии. В 1959 году была проведена перерегистрация, в результате которой регистрация была изменена на CCCP-61617. По данным одного источника, авиалайнер был переоборудован в модель «Авиа 14М» (Ил-14М) в неизвестную дату. [ 1 ] Суммарная наработка самолета составила 11 682 часа. [ 2 ] [ 1 ]
Экипаж
[ редактировать ]- Pilot-in-Command — Archil Alekseevich Heteshvili
- Второй пилот — Георгий Белый.
- Flight engineer — Mikhail Zakharovich Suprunov
- Radio operator — Grigory Ovanesovich Akopyants
Несчастный случай
[ редактировать ]Рейс 663 Аэрофлота выполнял пассажирский рейс из международного аэропорта Тбилиси в международный аэропорт Краснодара. В 10:08 рейс приземлился в международном аэропорту Кутаиси , на своей первой остановке. В 10:45 рейс вылетел из Кутаиси, и через 3–4 минуты сообщили о высоте 600 метров. В ответ диспетчер поручил следовать по основному маршруту на высоте 1500 метров, следя за погодными условиями. Сообщается, что в 10:52 самолет продолжил путь в Сухуми на высоте 1500 метров. Полет проходил между слоями облаков в условиях сильных осадков, но земля все еще была видна. После этого экипаж не выходил на связь и не отвечал на звонки. [ 3 ]
После вылета из Кутаиси рейс 663 начал отклоняться вправо от маршрута. В районе Хони экипаж неожиданно столкнулся с сильной грозой, нижняя граница облачности составляла 300–400 метров, а видимость не превышала 3 километров. Несмотря на плохую погоду, Хетешвили решил не возвращаться в аэропорт и не следовать по кольцевой дороге через Поти , а вместо этого попытаться обойти грозу на правой стороне гор. Обходя вправо, самолет летел на высоте 900 метров, когда попал в зону с сильным дождем, о чем радист доложил на землю в 10:52. В 10:53 самолет в 32 километрах к северо-западу от аэропорта Кутаиси и в 7 километрах к северу от Гегечкори врезался в склон горы на высоте 900 метров. Самолет был полностью разрушен и загорелся. Все 32 человека, находившиеся на борту, погибли. [ 3 ]
Всего на борту должно было находиться 5 членов экипажа и 24 пассажира. Но при изучении обломков трое безбилетных пассажиров. были также обнаружены [ 3 ]
Причина
[ редактировать ]Согласно прогнозу погоды, на основном маршруте полета ожидалась гроза, слоисто-кучевые и кучево-дождевые облака имели нижнюю границу 600–1000 метров и горизонтальную видимость 4–10 километров. Пилот знал, что на основном маршруте Кутаиси-Сухуми гроза, а на объездном (через Поти) погодные условия были хорошие. Рейс, вылетевший ранее из Кутаиси, определил, что основной маршрут до Сухуми невозможен, поэтому запросил разрешение следовать по объездному маршруту. Однако перед вылетом эту информацию экипаж рейса 663 не получил. Вероятно, это было вызвано усталостью пилота, который по требованию заместителя начальника аэропорта был задержан с ночной смены и проработал около 14 часов. В 10:38 на диспетчерскую вышку сообщили, что облачность снизилась с 1100 до 450 метров, однако экипажу рейса 663 эта информация также не была доведена. Когда экипаж попытался обойти грозу в условиях ограниченной видимости, они не заметили, что оказались прямо на горах. Из-за отсутствия видимости и связи самолет столкнулся с горой. [ 3 ]
По мнению комиссии, причинными факторами стали: [ 3 ]
- Диспетчеры разрешили визуальный полет на высоте 1500 метров в горной местности при отсутствии метеоусловий.
- Диспетчеры Кутаисского аэропорта не запретили вылет и не предупредили экипаж о облачности, а дали указание лететь на высоте 1500 метров, опасной при погодных условиях высоте.
- Пилот выполнил визуальный полет, хотя в таких погодных условиях это было невозможно, находясь ниже безопасной высоты.
- Заместитель начальника Кутаисского аэропорта разрешил премьер-министру дневной смены опоздать на работу на два часа, но когда наступила дневная смена, он лично его не заменил, в связи с чем РП ночной смены был вынужден остаться на работе. В свою очередь, запрос РП дневной смены был задержан не на два, а на четыре часа, что еще больше увеличило время работы РП ночной смены.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «203 Авиа-14, построенных компанией Avia на заводе Прага-Летняны с 1956 по 1960 год» (PDF) . Old Wings – классический авиационный сайт. п. 37.
- ^ "Ильюшин Авиа-14(П) CCCP-61617 а/к Аэрофлот - МГА СССР - карточка борта" (in Russian). russianplanes.net . Retrieved 2014-08-03 .
- ^ Jump up to: а б с д и "Катастрофа Ил-14П Грузинского управления ГВФ близ Кутаиси (борт СССР-61617), 24 августа 1963 года" (in Russian). AirDisaster.ru . Retrieved 2014-08-03 .
- Авиационные происшествия и инциденты, связанные с управляемым полетом на местности
- Аварии и происшествия с участием самолета Ил-14
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой авиадиспетчера
- 1963 метеорология
- События августа 1963 года в Европе
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Авиационные происшествия и происшествия в 1963 году
- 1963 год в Советском Союзе.