Рейс 191 Аэрофлота
![]() Аэрофлота Ил-18 , похожий на потерпевший крушение. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 5 марта 1963 г. |
Краткое содержание | Разбился в результате пыльной бури |
Сайт | Международный аэропорт Ашхабад (ныне Ашхабад) , Ашхабад , Туркменская ССР , Советский Союз |
Самолет | |
Тип самолета | 18В |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | CCCP-75765 |
Начало рейса | Международный аэропорт Внуково , Москва , РСФСР , Советский Союз. |
Остановка в пути | Красноводский аэропорт (ныне Туркменбашинский международный аэропорт ), Красноводск (ныне Туркменбаши ), Туркменская ССР, Советский Союз |
Место назначения | Международный аэропорт Ашхабада , Ашхабад , Туркменская ССР, Советский Союз |
Пассажиры | 43 |
Экипаж | 11 |
Погибшие | 12 |
Выжившие | 42 |
Рейс 191 Аэрофлота — советский внутренний пассажирский рейс из международного аэропорта Внуково в международный аэропорт Ашхабада (ныне Ашхабад) с остановкой в аэропорту Красноводска (ныне международный аэропорт Туркменбаши ). 5 марта 1963 года Ил-18 разбился при посадке в международном аэропорту Ашхабада в результате пыльной бури . 12 из 54 человек, находившихся на борту, погибли.
Самолет
[ редактировать ]Речь шла о самолете Ил-18В с бортовым номером CCCP-75765 и серийным номером 181003404. Самолет был запущен 28 июня 1961 года и передан авиакомпаниям «Туркменские авиалинии» . На момент крушения самолет имел налет 2098 часов и 1213 посадок. [ 1 ] [ 2 ]
Экипаж
[ редактировать ]Экипаж рейса 191 состоял из 8 человек на следующих должностях: [ 2 ]
- Mikhail Isaevich Romanenko – Pilot
- Alexander Petrovich Dorogov – First officer
- Василий Александрович Тембай – штурман
- Anatoly Fedorovich Chumikov – Flight engineer
- Nikolai Fedorovich Krasnov – Flight engineer in training
- Sergey Ivanovich Shalaev – Radio operator
- Pyotr Nikolaevich Petrov – Senior navigator
- Иван Иванович Алдушин – инспектор и старший пилот-инструктор.
Несчастный случай
[ редактировать ]Маршрут полета проходил из международного аэропорта Внуково в международный аэропорт Ашхабада с остановкой в международном аэропорту Туркменбаши . В 18:04 из Туркменбаши вылетел рейс 191 с 43 пассажирами. Согласно прогнозу погоды съемочной группы в Ашхабаде, небо было затянуто кучево-дождевыми облаками с нижней границей 600-1000 метров. Видимость составляла 4-10 километров. После 21:00 ожидалось ухудшение погоды и возникновение пыльной бури с северо-западным ветром скоростью 18–20 м/с, в результате которой видимость составит менее 1000 метров. Согласно таким данным, экипаж мог завершить полет до ухудшения погоды. Однако погода ухудшилась гораздо быстрее, чем ожидалось, и в 17:00 синоптик ашхабадского аэропорта опубликовал новые данные. Однако синоптик аэропорта Красноводска не проинформировал экипаж об изменении прогноза. [ 2 ]
Экипаж рейса 191 не знал об изменении прогноза в Ашхабаде. Через пять-двадцать минут после вылета из Красноводска на высоте 6000 метров самолет попал в сильную турбулентность, из-за чего экипаж изменил курс. В 19:15 авиадиспетчер сообщил экипажу о пыльной буре с видимостью 300 метров. Из-за сильных радиопомех, вызванных ураганом, экипаж не услышал этих данных. Поскольку самолет имел видимость 5 километров и уже летел в сложных метеоусловиях, пилоты не пытались узнать обновленный прогноз погоды. Авиадиспетчеры не предприняли никаких попыток повторно связаться с самолетом, чтобы сообщить текущую погоду и перенаправить его на запасной аэропорт. [ 2 ]
Когда самолет находился в 25 километрах севернее аэропорта, экипаж начал выполнять заход на посадку с курсом 295°. Из-за сильных атмосферных помех радиокомпас стал давать ложные показания, в том числе и полет ненаправленного радиомаяка . Экипаж обнаружил эту ошибку и вывел самолет в район маяка. После 3-го и 4-го разворотов самолет на высоте 400 метров вышел на финальный заход на посадку . Управление взял на себя первый офицер. Экипаж сообщил, что увидел огни взлетно-посадочной полосы и начал приближаться к взлетно-посадочной полосе. При посадке у самолета были включены фары, что является ошибкой в условиях пыльной бури, поскольку создает экран, снижающий видимость. [ 2 ]
При попытке приземлиться самолет неожиданно попал в сильную турбулентность с ветром 20-25 м/с и видимостью, упавшей до 30 метров. Самолет начал сильно крениться, что привело к неисправности пилотажных приборов. В какой-то момент самолет находился всего в 7 метрах от земли и в 250 метрах от взлетно-посадочной полосы с креном 5–7°. Крайнее левое колесо ударилось о взлетно-посадочную полосу высотой 6 метров, а правое колесо сбило телеграфный столб высотой 7 метров. В 150 метрах от взлетно-посадочной полосы, потеряв скорость, самолет начал снижаться, ударившись о железобетонный столб огней взлетно-посадочной полосы в 100 метрах от места первого столкновения. При крене в 30° самолет начал обрушивать железобетонные стойки, затем ограждение взлетно-посадочной полосы, после чего рухнул в 1012 метрах от конца взлетно-посадочной полосы. [ 2 ]
При буксовании на взлетно-посадочной полосе авиалайнер потерял оба крыла, а кабина экипажа была полностью разрушена. Фюзеляж опрокинулся на левый бок. Произошел пожар, при котором сгорела вся средняя часть самолета. Все 8 членов экипажа погибли вместе с 4 пассажирами. [ 2 ]
Причина
[ редактировать ]Непосредственной причиной катастрофы стал полет с нарушением минимальных погодных стандартов. В результате самолет вылетел в опасную погоду. В катастрофе были обвинены авиадиспетчеры, поскольку они не предоставили экипажу обновленную информацию о погоде и не попытались предложить рейсу запасной аэропорт. Авиадиспетчеры также приняли решение посадить самолет в опасных метеоусловиях. Экипаж допустил ошибку и не попытался получить обновленную информацию о погоде. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Ильюшин Ил-18В Бортовой №: CCCP-75765" . Russianplanes.net. Archived from the original on 2013-04-24 . Retrieved 2013-04-27 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час "Катастрофа Ил-18В Туркменского управления ГВФ в а/п Ашхабад" . airdisaster.ru. Archived from the original on 2013-01-22 . Retrieved 2013-04-27 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Ашхабада
- Авиационные происшествия и инциденты, вызванные ошибкой авиадиспетчера
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, вызванные погодой
- Аварии и инциденты с участием самолета Ил-18
- 1963 метеорология
- События марта 1963 года в Азии
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Авиация в Туркменистане
- Катастрофы ХХ века в Туркменистане
- 1963 год в Туркменской ССР.
- Авиационные происшествия и происшествия в Туркменистане