Сбитие иранского «Чинука» в 1978 году.
![]() «Чинук» иранской армии, похожий на сбитые вертолеты | |
Инцидент | |
---|---|
Дата | 21 июня 1978 г. |
Краткое содержание | Два вертолета сбиты |
Сайт | Внутри Туркменской ССР , Советского Союза , после отхода от иранской границы. |
Самолет | |
Тип самолета | Грузовой вертолет |
Название самолета | Боинг CH-47 Чинук |
Погибшие | 8 |
Выжившие | 4 |
Сбитие иранского «Чинука» в 1978 году — инцидент, произошедший 21 июня 1978 года, когда четыре самолета Boeing CH-47 «Чинук» Имперских ВВС Ирана вторглись в советское воздушное пространство во время тренировочного полета, в результате чего два из них были сбиты ПВО . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Перестрелка
[ редактировать ]В 1970-е годы на советско-иранской и афгано-иранской границе произошли многочисленные инциденты, в том числе, вероятно, и проект «Тёмный ген» , в результате чего Советы разместили полк МиГ-23 на Ак-Тепе авиабазе , недалеко от границы с Афганистаном . тогда это был Туркестанский военный округ . Один из самых серьезных из них произошел ранним утром 21 июня 1978 года в 06:21, когда советский радар возле села Багир, недалеко от Ашкабада , зафиксировал четыре медленно движущихся контакта, исходивших из Пехлеви, Иран. и проник на 15-20 километров в советское воздушное пространство вблизи Душака в Туркменистане .
Через пять минут эти цели были обнаружены радиолокационной станцией авиабазы Ак-Тепе , а заместитель командира 152-го ИАП подполковник. Я. А. Милославский приказал поднять в воздух один МиГ-23М, пилотируемый капитаном А. В. Демьяновым. Пролетая над этим районом, Демьянов обнаружил только один вертолет, но ошибочно опознал его как дружественный Ми-6 . Кроме того, он получил команду с командного пункта «не включать оружие и не подходить слишком близко к цели». Поскольку ответы Демьянова на звонки со станции GCI звучали неуверенно, ему наконец приказали вернуться на авиабазу Ак-Тепе , и вместо этого в 06:52 подполковник. Милославский отправил еще один МиГ-23М, пилотируемый капитаном Валерием Шкиндером.
Шкиндер подошел к четырем контактам, правильно опознал их как Boeing CH-47 Chinook вертолеты Имперских ВВС Ирана и получил приказ атаковать. В это время иранские «Чинуки» летели двумя парами на северо-запад вдоль Каракумского канала , но когда их экипажи обнаружили над собой перехватчик, они развернулись на юго-запад и полетели в сторону гор Копет и иранской границы.
Нырнув за два кормовых «Чинука», капитан Шкиндер выпустил две «Молния» Р-60 ракеты класса «воздух-воздух» с ИК-наведением. Обе ракеты нашли свою цель и поразили самый задний вертолет, обломки которого разбились возле села Гяурс, в результате чего погибли все восемь членов экипажа. Капитан Шкиндер сообщил своей базе об уничтожении первой цели и получил приказ атаковать второй вертолет. Развернувшись, он расположил свой МиГ-23М за поврежденным вертолетом и открыл огонь из 23-мм пушки ГШ-23 Л, израсходовав в общей сложности 72 выстрела за два захода и попав в правый двигатель CH-47C. Иранский пилот совершил вынужденную посадку возле советского пограничного поста в Гьяурсе. Все четыре члена экипажа выжили, но впоследствии были схвачены советскими пограничниками . Остальные два «Чинука» скрылись и вернулись в воздушное пространство Ирана.
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на серьезные человеческие жертвы среди IIAF, инцидент был преуменьшен обеими сторонами, и впоследствии Советы разрешили иранцам отремонтировать поврежденный «Чинук» и отправить его обратно в Иран вместе со всеми четырьмя членами экипажа: капитан Валерий Шкиндер также был не награжден за свой подвиг; Ему было предложено получить награду «Боевой красный флаг», но Кремль отклонил это предложение «из-за очень сложной международной ситуации». Десять лет спустя, в 1988 году, в аналогичном инциденте два советских МиГ-23 сбили пару иранских AH-1J. [ 4 ] который вторгся в воздушное пространство западного Афганистана. В то время Советы оккупировали Афганистан и уходили. За 15 лет до этого инцидента произошел как минимум еще один сбитый самолет Императорской авиации Иранской армии (IIAA) Aero Commander 560 был сбит советским МиГ-17П . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Советский сбил иранский вертолет после того, как он сбился с пути, погиб экипаж» . Нью-Йорк Таймс . 18 июля 1978 года . Проверено 30 апреля 2017 г. - через NYTimes.com.
- ^ «День — Поиск в архиве новостей Google» . Проверено 30 апреля 2017 г. .
- ^ «Боевой рекорд МиГ-23» . Архивировано из оригинала 16 января 2014 г. Проверено 14 января 2014 г.
- ^ «Советские победы в воздухе в холодной войне» , ACIG Journal , 23 октября 2008 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 15 января 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
- 1978 год в Советском Союзе
- 1978 год в Иране
- Нарушения советского воздушного пространства
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Инциденты, связанные со сбиванием самолетов 20-го века
- Отношения Ирана и Советского Союза
- Авиационные происшествия и происшествия в 1978 г.
- Туркменская Советская Социалистическая Республика
- Аварии и инциденты с участием Boeing Chinook
- События июня 1978 года в Азии