Рейс 107 Балканских болгарских авиалиний
![]() LZ-TUA, родственный корабль задействованного самолета. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 16 марта 1978 г. |
Краткое содержание | Причина неизвестна |
Сайт | Габаре , Болгария 43 ° 19'39 "N 23 ° 52'23" E / 43,32750 ° N 23,87306 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Tupolev Tu-134 |
Оператор | Балканские Болгарские авиалинии |
Номер рейса ИКАО. | ЛЗ 107 |
Регистрация | ЛЗ-ТУБ |
Начало рейса | Аэропорт София Враждебна , София , Болгария |
Место назначения | Аэропорт Варшавы , Варшава , Польша |
Оккупанты | 73 |
Пассажиры | 66 |
Экипаж | 7 |
Погибшие | 73 |
Выжившие | 0 |
Рейс 107 Balkan Bulgaria Airlines произошел разбился 16 марта 1978 года, когда Balkan Bulgaria Airlines, авиалайнер Ту-134 выполнявший международный рейс из аэропорта Софии в аэропорт Варшавы . [ 1 ] В результате крушения погибли все пассажиры и члены экипажа. По состоянию на 2024 год это остается самой смертоносной катастрофой в истории болгарской авиации. [ 1 ] Точная причина катастрофы остается неизвестной.
В ходе расследования, проведенного в 2024 году журналом «Биограф», были найдены свидетели в бывшем коммунистическом Комитете государственной безопасности (DS), которые показали, что в самолете находились два не внесенных в список пассажира, которые, скорее всего, были обученными DS агентами из арабских стран. Вероятнее всего, самолет был угнан в полете и разбился в результате боев на борту, ни то, ни другое коммунистическое правительство не было готово признать. [ 2 ] [ 3 ]
Самолет
[ редактировать ]Самолет Ту-134 , бортовой номер ЛЗ-ТУБ, выпускался в 1968 году Харьковским государственным авиастроительным заводом. Он принадлежал Balkan Bulgaria Airlines и имел 72 пассажирских места и место для семи членов экипажа. [ 4 ] Рейс, о котором идет речь, пилотировал капитан Христо Христов. [ 5 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]При вылете из Софии рейс LZ 107 начал набор высоты до 8850 метров (29 040 футов), но на высоте 4900 метров (16 100 футов) курс повернул на 050 градусов. Он снова повернулся на 270 градусов, прежде чем начал аномальный спуск. Самолет разбился в 10 минутах от взлета недалеко от села Габаре, недалеко от Бяла-Слатины , в 130 км к северо-востоку от Софии, в результате чего погибли все 73 человека, находившиеся на борту. В момент крушения самолет летел со скоростью 800 километров в час (432 узла; 497 миль в час) с почти полными топливными баками, вмещающими 11 тонн топлива. Характер ЧП и находился ли самолет под контролем в момент удара, так и не были установлены.
После крушения болгарская армия быстро прибыла на место происшествия и оцепила его. Проведенное впоследствии расследование было поверхностным. Официальной причиной, названной болгарскими властями, была «неисправность электроустановки». [ 6 ] О происшествии быстро забыли, дальнейшее расследование не проводилось. Спешка, с которой катастрофа была «забыта», и поверхностность проведенного расследования вызвали сомнения. Это вызвало предположения относительно истинной причины крушения. Одна из версий события утверждала, что Ту-134 столкнулся с МиГ-21 ВВС Болгарии . Другая версия предполагала, что самолет был сбит по ошибке болгарской системой ПВО . Эти утверждения основаны на том факте, что Варшавского договора . в этом районе находилась военная база [ 5 ]
Жертвы
[ редактировать ]Жертвами крушения стали 37 польских пассажиров, 27 болгарских пассажиров, два британских пассажира и семь членов экипажа. [ 6 ]
Среди жертв были члены сборной Польши по велоспорту на треке (Тадеуш Влодарчик, Витольд Стаховяк, Марек Коласа, Кшиштоф Отоцкий и Яцек Зданюк). [ 5 ] и члены сборной Болгарии по художественной гимнастике (Валентина Кирилова, Снежана Михайлова, Албена Петрова, Севдалина Попова и Румяна Стефанова со своим тренером Джульетой Шишмановой). [ 7 ] Среди других жертв - вице-министр культуры Польши Януш Вильгельми [ 5 ] и болгарский футболист Георгий Димитров . [ 7 ]
День памяти
[ редактировать ]Мраморный памятник, расположенный в ущелье недалеко от деревни Габаре, увековечивает память об аварии и ее жертвах. Он расположен в труднодоступной местности, и к нему не ведет дорога. [ 5 ] В 2016 году по инициативе Лешека Сибилского и Вацлава Скарула на велодроме Arena Pruszków в Прушкуве , Польша, была открыта мемориальная доска. Надпись гласит: «Живые обязаны рассказать свою историю тем, кто больше не может говорить». [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Документ CAA Великобритании CAA 429 «Сводка мировых авиационных происшествий» (сводка ИКАО 4/80)
- ^ Jump up to: а б «АСН Авиакатастрофа Ту-134 LZ-TUB Габаре» . Aviation-safety.net . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Божков, Божидар (21 апреля 2024 г.). «Летающий гроб государственной безопасности» [Летающий гроб государственной безопасности]. Биография (151).
- ^ «Выборча.пл» . wyborcza.pl . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ "Туполев Ту-134 Бортовой №: LZ-TUB" [Tupolev Tu-134 Aircraft number: LZ-TUB]. Russianplanes.net (in Russian) . Retrieved 19 April 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и Зимох, Якуб (19 июня 2016 г.). «Таинственная авария в Габаре и разбитые мечты велосипедистов» . Polska The Times (на польском языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Сокальска, Арлена (18 декабря 2020 г.). «Забытая авиакатастрофа в Габаре. История о людях, которые помнят» [Забытая авиакатастрофа в Габаре. Рассказ о людях, которые помнят. Polska The Times (на польском языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «39 лет со дня трагической гибели Джульеты Шишмановой и Георгия Димитрова — Красного» [39 лет со дня трагической гибели Джульеты Шишмановой и Георгия Димитрова — Красного]. ЦСКА - Объединенные спортивные клубы (на болгарском языке). 16 марта 2017 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Открытие мемориальной доски трагически погибшим представителям Польши». Rowery.org (на польском языке). 23 ноября 2016 года . Проверено 19 апреля 2021 г.