Jump to content

Рейс 825 авиакомпании Air Rhodesia

Координаты : 16 ° 47'ю.ш., 29 ° 5' в.д.  /  16,783 ° ю.ш., 29,083 ° в.д.  / -16,783; 29.083

Рейс 825 авиакомпании Air Rhodesia
Бело-синий самолет на взлетно-посадочной полосе, окруженный цистернами с топливом и другим оборудованием. На хвосте изображена стилизованная красная птица Зимбабве, а над окнами кабины нарисованы слова «AIR RHODESIA». Сзади нарисованы буквы «VP-YNC», а выше изображен зелено-белый флаг Родезии.
Виконт . , Эйр Родезии похожий на Хуньяни
Перестрелка
Дата 3 сентября 1978 г.
Краткое содержание Сбитие авиалайнера
Сайт К западу от Карои , Родезия. [n 1]
16 ° 47'ю.ш., 29 ° 5' в.д.  /  16,783 ° ю.ш., 29,083 ° в.д.  / -16,783; 29.083
Самолет
Тип самолета Викерс Виконт 782D
Название самолета Правда
Оператор Эйр Родезия
Регистрация Вице-президент-ЧТО [3]
Начало рейса Водопад Виктория , Родезия
Последняя остановка Кариба , Родессия
Место назначения Солсбери , Родезия
Пассажиры 52
Экипаж 4
Погибшие 48 (38 в результате аварии, 10 в результате резни на месте происшествия)
Выжившие 8

Рейс 825 Air Rhodesia — регулярный пассажирский рейс, который был сбит Народно-революционной армией Зимбабве (ZIPRA) 3 сентября 1978 года во время войны Буша в Родезии . Самолет Vickers Viscount по имени Hunyani летел на последнем этапе Air Rhodesia регулярного рейса из водопада Виктория в столицу Солсбери через курортный город Кариба .

Вскоре после того, как рейс 825 взлетел, группа партизан ЗИПРА поразила его по правому советского производства «Стрела-2» крылу ракетой класса «земля-воздух» с инфракрасным самонаведением , серьезно повредив самолет и вынудив его совершить вынужденную посадку . Попытка приземлиться на хлопковое поле к западу от Кароя была сорвана из-за канавы, в результате чего самолет перевернулся и разбился. Из 52 пассажиров и четырех членов экипажа в результате крушения погибли 38; Затем повстанцы подошли к обломкам, окружили 10 выживших, которых они могли видеть, и расстреляли их из автоматического оружия. Трое пассажиров выжили, спрятавшись в окружающих кустах, а еще пятеро выжили, потому что пошли искать воду до прибытия партизан.

Лидер ЗИПРА Джошуа Нкомо публично взял на себя ответственность за сбитие Хуньяни в интервью BBC Today программе на следующий день, заявив, что самолет использовался в военных целях, но отрицает, что его люди убивали выживших на земле. Большинство родезийцев, как черных, так и белых, [4] расценили нападение как террористический акт. [5] Последовала ожесточенная реакция Родезии на опорные пункты противника и усиление расовой напряженности. Сообщения о нападении в негативной форме появились в международных журналах, таких как журнал Time , но правительства зарубежных стран почти не признали это, к большому негодованию правительства Родезии.

Переговоры между Нкомо и премьер-министром Яном Смитом , которые продвигались многообещающе, были немедленно приостановлены родезийцами, а Смит назвал Нкомо «монстром». [6] 10 сентября Смит объявил о распространении военного положения на отдельные районы. Африканскую национально В последующие месяцы силы безопасности Родезии нанесли несколько ответных ударов по Замбии и Мозамбику, атаковав как ЗИПРА, так и ее соперника, -освободительную армию Зимбабве (ЗАНЛА). Нападение на ЗИПРА, в частности, вызвало большие споры, поскольку многие из убитых были беженцами, разбившими лагеря на позициях партизан и вокруг них. [7] В феврале 1979 года ЗИПРА сбила рейс 827 авиакомпании Air Rhodesia , еще один гражданский рейс, в результате почти идентичного инцидента.

Родезия

Спор об условиях предоставления полного суверенитета самоуправляющейся колонии Родезия . [n 1] возглавил колониальное правительство во главе с премьер-министром Яном Смитом , чтобы в одностороннем порядке провозгласить независимость от Соединенного Королевства 11 ноября 1965 года. Идея « отсутствия независимости до правления большинства » недавно получила распространение в Великобритании и других странах в условиях деколонизации , и правительство Родезии было В стране доминирует белое меньшинство , поэтому односторонняя декларация осталась непризнанной на международном уровне. Великобритания и Организация Объединенных Наций ввели экономические санкции против Родезии. [8]

Две конкурирующие группы черных националистов, поддерживаемые коммунистами, инициировали военные кампании с целью свержения правительства и введения правления большинства: поддерживаемый Китаем Африканский национальный союз Зимбабве (ZANU), в основном состоящий из Шонаса , создал Африканскую национально-освободительную армию Зимбабве (ZANLA) и принял некоторые аспекты Маоистская доктрина, в то время как ндебеле (ЗАПУ), в котором доминируют Африканский народный союз Зимбабве советского образца , действуя в соответствии с марксизмом-ленинизмом и Варшавским договором , мобилизовал Народно-революционную армию Зимбабве (ЗИПРА). [9] Эти партизанские армии приступили к ведению так называемой «Второй Чимуренги ». [n 2] против правительства и сил безопасности Родезии . Возникший в результате конфликт, Родезийская война Буша , всерьез начался в декабре 1972 года, когда ЗАНЛА напала на фермы Альтена и Уистлфилд на северо-востоке Родезии. [11]

После того, как силы безопасности провели успешную кампанию по борьбе с повстанцами в 1973 и 1974 годах, [12] События за границей привели к тому, что динамика конфликта изменилась в пользу повстанцев. Левая революция гвоздик в апреле 1974 года заставила Португалию отказаться от ключевой экономической поддержки администрации Смита и привела в следующем году к независимости Мозамбика как коммунистического государства, открытого союзника ЗАНУ. Примерно в то же время другой главный сторонник Родезии, Южная Африка, выступил с инициативой разрядки , которая привела к прекращению огня, дав партизанам время перегруппироваться. [13] После неудавшейся конференции Виктория-Фолс в августе 1975 года Смит и лидер ЗАПУ Джошуа Нкомо провели безуспешные переговоры в период с декабря 1975 года по март 1976 года. [14] [15] ЗАНУ и ЗАПУ объявили в октябре 1976 года, в преддверии неудачной Женевской конференции в декабре, что отныне они будут посещать конференции как совместный «Патриотический фронт». [16] [n 3]

В марте 1978 года Смит и невоенные националистические группы во главе с епископом Абелем Музоревой , преподобным Ндабанинги Ситхоле и вождем Иеремией Чирау договорились о том, что стало « Внутренним урегулированием ». В результате было создано совместное черно-белое переходное правительство, в котором страна должна была быть преобразована в Зимбабве-Родезия в 1979 году в соответствии с многорасовыми выборами . ЗАНУ и ЗАПУ были приглашены к участию, но отказались; Нкомо сардонически окрестил черных коллег Смита «кузнецами». [18] ЗАНУ провозгласил 1978 год «Годом народа», поскольку война продолжалась. [18] Музорева Должностные лица Объединенного африканского национального совета , отправленные в провинции для разъяснения положения внутреннего урегулирования сельским чернокожим, были убиты марксистско-ленинскими партизанами. [19] Повстанцы также начали нападать на христианских миссионеров , кульминацией которых стало убийство девяти британских миссионеров и четырех детей в миссии Элим недалеко от границы с Мозамбиком во время резни в Вумбе 23 июня. [20]

Переходное правительство было плохо встречено за границей, отчасти потому, что Внутреннее поселение сохраняло контроль над правоохранительными органами, армией, судебной системой и государственной службой под контролем белых. [21] Ни одна страна не признала временную администрацию Родезии. [22] Смит снова работал над тем, чтобы ввести Нкомо в правительство, надеясь, что это придаст ему определенный авторитет внутри страны, приведет к дипломатическому признанию за рубежом и поможет силам безопасности победить ЗАНЛА. Начиная с 14 августа 1978 года он присутствовал на секретных встречах с Нкомо в Лусаке , Замбия (где базировался ЗАПУ), делая это при содействии горнодобывающей корпорации Lonrho . Были предприняты попытки привлечь к участию в переговорах и лидера ЗАНУ Роберта Мугабе , но Мугабе не принимал участия в переговорах. [22] По словам южноафриканского военного историка Джекки Сильерса, переговоры между Смитом и Нкомо продвигались хорошо и к началу сентября 1978 года «казались на грани успеха». 2 сентября Смит и Нкомо публично заявили, что секретные встречи имели место. [23]

Инцидент

[ редактировать ]

Предыдущие угрозы воздушному движению Родезии

[ редактировать ]
Пусковая установка «Стрела-2» и одна из ее ракет.
« Стрела-2» Зенитная ракетная установка и одна из ее ракет.

Воздушному движению Родезии не угрожала серьезная угроза примерно до 1977 года, на последних этапах войны; до этого времени ни одна революционная сила не имела оружия для эффективного нападения на воздушную цель. Оружием, которое сделало такие атаки возможными для ЗИПРА, была « Стрела-2» переносная зенитно-ракетная установка , поставляемая Советским Союзом с середины 1970-х годов в рамках материальной поддержки Варшавского договора. [n 4] К сентябрю 1978 года было зарегистрировано 20 попыток сбить родезийские военные самолеты с использованием этого оружия, ни одна из которых не увенчалась успехом. Несколько ВВС Родезии самолетов «Дакота» пострадали, но все они выжили и благополучно приземлились. Во время войны Буша ни один гражданский самолет еще не подвергался нападениям. [24]

Самолет Vickers Viscount на взлетно-посадочной полосе, сфотографировано с левого борта.
Виккерс компании из Central African Airways , Air Rhodesia , в 1957 году. предшественницы

Air Rhodesia страны была национальной авиакомпанией , созданной правительством 1 сентября 1967 года на смену Central African Airways , которая была распущена в конце того же года. Базирующаяся в аэропорту Солсбери , сеть полетов Air Rhodesia в конце 1970-х годов включала внутреннюю программу пассажирских и грузовых рейсов, а также международные рейсы в южноафриканские города Йоханнесбург и Дурбан . [25]

Самолетом рейса 825 был Vickers Viscount самолет британского производства 782D, турбовинтовой с двумя двигателями на каждом крыле. Он был назван Хуньяни в честь одноименной реки , протекавшей между озером Кариба и столицей Родезии Солсбери . [26]

«Хуньяни » совершал второй и последний этап своего обычного запланированного путешествия между водопадом Виктория и Солсбери, остановившись в курортном городе Кариба . [27] Несмотря на периодические ракетные и минометные обстрелы Карибы со стороны партизан ЗИПРА на северной стороне Замбези (в Замбии), курорт оставался одним из любимых туристических направлений Родезии. [26] Рейс, состоявшийся 3 сентября 1978 года в воскресенье днем, из Карибы в Солсбери, перевез четырех членов экипажа и 52 пассажира, большинство из которых были отдыхающими из Солсбери, возвращавшимися домой после выходных, проведенных на озере. [26] Рейс вылетел из аэропорта Кариба по расписанию вскоре после 17:00 по центральноафриканскому времени . [28]

Рейс 825 пилотировал 36-летний капитан Джон Худ, уроженец Булавайо , получивший лицензию коммерческого пилота в 1966 году. Он летал на виконтах Air Rhodesia с 1968 года, а также добровольно служил в ВВС Родезии. основе. Его первому офицеру Гарту Бомонту был 31 год, и он большую часть своей жизни прожил в Родезии, иммигрировав в детстве из Южной Африки. Двумя стюардессами были Дульси Эстерхейзен, 21 год, из Булавайо, и 23-летняя Луиза Пирсон из Солсбери. [29]

Перестрелка

[ редактировать ]
Карта Родезии (сегодня Зимбабве) с указанием расположения городов, имеющих отношение к полету, а также места крушения.
Солсбери
Солсбери
Карибский бассейн
Карибский бассейн
Водопад Виктория
Водопад Виктория
Булавайо
Булавайо
Место крушения
Место крушения
РОДЕЗИЯ
Замбия
Ботсвана
ЮАР
Мозамбик
Рейс 825 был сбит вскоре после вылета из Карибы.

Группа партизан ЗИПРА, вооруженная пусковой установкой «Стрела-2», ждала в кустах под траекторией полета рейса 825 и открыла огонь по « Хуньяни» примерно через пять минут после взлета, когда самолет все еще находился на этапе набора высоты . [28] Ракета с тепловым наведением крыло самолета попала в правое и взорвалась, в результате чего взорвался и внутренний двигатель. Топливный бак и гидравлические линии разорвались, в результате чего возник пожар, который невозможно потушить. Второй правый двигатель вышел из строя почти сразу, в результате чего у Худа остались только два левых двигателя. Дико вздымаясь, Хуньяни начал быстро спускаться. [26]

В 17:10 капитан Худ отправил сигнал бедствия в службу управления воздушным движением , сообщив им, что он потерял два двигателя правого борта и вот-вот потерпит крушение. «Мы входим», — сообщил он по рации. [28] Приказав своим пассажирам готовиться к аварийной посадке , он направился к открытому хлопковому полю на холмах Вамира, в кустах к западу от Карои , намереваясь посадить корабль на брюхо. Приземление было относительно стабильным, пока «Хуньяни» не врезался в канаву, не перевернулся и не взорвался. Остальные топливные баки взорвались и загорелись, в результате чего загорелась разрушенная кабина. [30]

Резня на земле

[ редактировать ]

Из 56 человек, находившихся на борту, в результате крушения погибли 38, включая Худа и Бомонта. Восемнадцать человек выжили, хотя и получили ранения, и выбрались из-под обломков. Ненадолго устроив остальных, один из пассажиров, Сесил Макларен, повел четырех других — молодых молодоженов Роберта и Шеннон Харгривз, Шэрон Коулз и ее четырехлетнюю дочь Трейси — в сторону соседней деревни в поисках воды. . [31] Остальные 13 остались рядом с обломками. Тем временем девять боевиков пробрались к месту крушения и добрались до него примерно в 17:45. [29] Трое из 13 выживших, оставшихся на месте крушения, спрятались, увидев приближающиеся фигуры: 39-летний резервист родезийской армии Энтони Хилл укрылся в окружающем кусте, а бизнесмен Ханс Хансен и его жена Диана сделали то же самое. [28] В результате возле обломков на виду оказались 10 пассажиров, в том числе четыре женщины и две девочки (11 и 4 лет). [29]

Боевики, вооруженные автоматами АК-47 , представились 10 пассажирам дружелюбно, заявив, что вызовут помощь и принесут воды. [28] Они говорили по-английски как с выжившими, так и между собой. Пассажирам сказали собраться в нескольких метрах от места крушения; когда выжившие сказали, что некоторые из них были слишком тяжело ранены, чтобы идти, повстанцы приказали трудоспособным мужчинам нести остальных. Пассажиры были собраны на площади около 10 квадратных метров (110 квадратных футов). Стоя примерно в 15 метрах (49 футов) от них, кадры подняли оружие. «Вы отобрали нашу землю», — сказал один из них. [29] «Пожалуйста, не стреляйте в нас!» - вскричал один из пассажиров незадолго до того, как они были убиты продолжительной очередью из автоматического оружия. Те, кто выжил после первых взрывов, были заколоты штыками (включая мать и ее трехнедельного ребенка). [n 5]

Набрав воды в соседней деревне, Макларен и его товарищи уже почти вернулись к месту крушения, когда услышали выстрелы. Подумав, что это личные боеприпасы в багаже ​​взорвались от жары, они продолжили свой путь и окликнули других пассажиров, которые, по их мнению, были еще живы. Это предупредило повстанцев о присутствии большего количества выживших; один из партизан сказал группе Макларена «прийти сюда». [32] Затем повстанцы открыли огонь по их месту расположения, что побудило Макларена и остальных бежать. [32] Хилл и Хансены тоже бежали; они в спешке раскрыли свои позиции бойцам, но успешно скрылись за гребнем. После того, как Хилл и остальные прятались там около двух часов, они увидели, как нападавшие вернулись к месту крушения примерно в 19:45. Партизаны разграбили разрушенную кабину и несколько чемоданов, разбросанных по территории, наполнили руки вещами пассажиров и снова ушли. [29]

Выжившие были найдены в последующие дни родезийской армией и полицией; Хилл и Хансены были доставлены в больницу Кариба, а Макларен и его группа были доставлены по воздуху в больницу Эндрю Флеминга в Солсбери. [31]

Нкомо берет на себя ответственность, но отрицает убийство выживших

[ редактировать ]

Нкомо взял на себя ответственность за нападение в интервью радиопрограмме BBC Today на следующий день, смеясь при этом: [33] к ужасу большинства родезийских наблюдателей, [6] [28] и черное, и белое. [4] [№ 6] Он сказал, что получил информацию о том, что Хуньяни используется в военных целях. Нкомо сказал, что сожалеет об этих смертях, поскольку политика его партии не заключается в убийстве мирных жителей, и отрицает, что его люди убили кого-либо из выживших на земле; напротив, он сказал, что его люди помогли им и оставили их в живых. [35] Он также обвинил Air Rhodesia в тайной перевозке войск и военной техники для правительства. [36] утверждение, которое капитан Пэт Трэверс, генеральный менеджер Air Rhodesia, назвал «прямой преднамеренной ложью». [37]

По словам Элиакима Сибанды, профессора и оратора по правам человека, написавшего историю ЗАПУ, Нкомо имел в виду, что ответственность за резню лежит на псевдопартизанах сил безопасности, а точнее на подразделении скаутов Селуса , которое часто обвиняли в жестоком обращении с сельским гражданским населением. с целью изменить общественное мнение. Сибанда утверждает, что резню «нельзя вынести за рамки» скаутов, а также поддерживает утверждение Нкомо о том, что « Хуньяни» использовался в военных целях, предполагая, что ЗИПРА мог полагать, что на борту находились родезийские солдаты. «Родезийское телевидение перед нападениями на ЗАНЛА в Мозамбике показывало, как виконты переправляют десантников для работы, - пишет он, - ... [и] разведка ЗИПРА знала, что десантники дислоцируются [у водопада Виктория]». [35]

Расовая напряженность

[ редактировать ]

В отчете, опубликованном в американском журнале Time две недели спустя, этот инцидент описывается как «настоящая ужасная история, рассчитанная на то, чтобы сделать самые тревожные пророчества о конце света в Родезии правдой». [28] Белое сообщество в Родезии восприняло эту новость с яростью, и многие из них сосредоточились на возмездии за то, что они и многие другие считали террористическим актом. [5] Известная индийско-родезийская семья Гулаб особенно пострадала от инцидента, потеряв в результате нападения восемь членов. [38] Хотя власти Родезии не сразу признали причину катастрофы, а сделали это только после четырехдневного расследования, [28] правда уже через несколько часов стала общеизвестной в Солсбери. [26] Смит писал в своих мемуарах, что «степень гнева… [было] трудно контролировать». [27] Белые южноафриканцы были в такой же ярости, особенно после того, как в южноафриканской прессе появились сообщения о том, что убийцы изнасиловали пассажиров-женщин, прежде чем убить их. Общество друзей Родезии в Южной Африке предложило вознаграждение в размере 100 000 рандов любому, кто либо убьет Нкомо, либо доставит его в Солсбери, чтобы предстать перед судом. [35]

Джеффри Ньярота , который тогда был одним из немногих чернокожих репортеров газеты Rhodesia Herald , позже написал в своих мемуарах, что многие белые стали обижены и настороженно относятся к чернокожим в целом, считая их всех «сочувствующими террористам». [26] Описывая отдел новостей «Вестника» в ночь инцидента, он описывает «мерзкий коллективный характер» среди белых помощников редактора : «Они ругались до тех пор, пока их голоса не стали хриплыми, угрожая ужасными последствиями для всех «терров», «мунтов» или «кафров». ... Я чувствовал, что некоторые из наиболее уничижительных замечаний, сделанных в тот вечер неоправданно громким голосом, были предназначены специально для моих ушей». [26]

В последующие дни произошло несколько инцидентов на расовой почве. Согласно статье Time , группа белых вошла в несегрегированный бар в Солсбери, «нажимая на спусковые крючки винтовок», и заставила пьющих там чернокожих уйти. [28] Time также сообщил слух о том, что двое белых молодых людей, узнав о резне, застрелили первого чернокожего мужчину, которого они увидели. [28] Смит говорит, что несколько потенциальных групп линчевателей просили у него разрешения отправиться в кусты вокруг места крушения, чтобы «заставить местных жителей заплатить за преступление, заключающееся в укрытии террористов и оказании им помощи». [27] Согласно его мемуарам, он посоветовал им не сообщать им, что многие чернокожие сельские жители помогали партизанам только в крайнем случае и что нападать на них не следует. [27] Многие родезийцы также возмущались очевидным отсутствием сочувствия со стороны зарубежных правительств, особенно учитывая характер нападения и его гражданскую цель. [30]

Панихида, 8 сентября 1978 г.

[ редактировать ]
Небольшой каменный собор, вид через дорогу.
Англиканский собор Святой Марии и Всех Святых в Солсбери был местом поминальной службы 8 сентября 1978 года.

На поминальной службе, состоявшейся 8 сентября 1978 года по пассажирам и экипажу рейса 825 в англиканском соборе Солсбери, внутри толпилось около 2000 человек, еще 500 человек стояли снаружи на ступеньках и тротуаре, многие слушали службу внутри по портативным радиоприемникам. Среди присутствовавших в соборе видными были сотрудники Air Rhodesia и South African Airways в форме , а также солдаты специальной воздушной службы Родезии и старшие офицеры из других воинских частей. Смит и несколько министров правительства также присутствовали, в том числе П. К. ван дер Бил , со-министр иностранных дел. [39]

Декан Джон де Коста произнес проповедь, в которой раскритиковал то, что он назвал «оглушительным молчанием» из-за границы. «Никто, кто свято чтит достоинство человеческой жизни, не может не чувствовать отвращения от событий, которые посещает виконт», - сказал он. «Но неужели мы оглушены голосом протеста наций, называющих себя цивилизованными? Это не так! Подобно людям в истории о добром самаритянине , они проходят мимо по другую сторону [30] ... Ужас этого злополучного бегства из Карибы останется в нашей памяти на долгие годы. Для других, живущих вдали от наших границ, это интеллектуальный вопрос, который не затрагивает их глубоко. Вот это трагедия!» [39]

Переговоры Смита и Нкомо остановлены

[ редактировать ]

Переговоры между Смитом и лидером ЗАПУ, ходившие столь многообещающе, были немедленно прекращены Солсбери. Сам Смит назвал Нкомо «монстром». [6] Сильерс комментирует, что завершение переговоров Смита и Нкомо в это время было «потенциально самым серьезным результатом резни виконта». [23] поскольку переговоры продвигались задолго до инцидента. Он предполагает, что соглашение между двумя странами «на этом критическом этапе» могло бы помочь переходному правительству Родезии добиться международного признания. [23]

10 сентября премьер-министр объявил нации, что в некоторых районах страны будет введено военное положение , которое, по его словам, будет применяться в определенных регионах по мере необходимости. Он заявил о намерении Родезии «ликвидировать внутреннюю деятельность организаций, связанных с терроризмом», и предупредил соседние страны о необходимости подготовиться к «любым оборонительным ударам, которые мы можем предпринять» против партизанских баз на их соответствующих территориях. Он утверждал, что война обострилась из-за того, что Великобритания и США поддерживали Патриотический фронт. [40] Уильям Ирвин , со-министр транспорта, предупредил партизан, что Родезия «не позволит этим невиновным остаться неотомщенными». [36]

Родезийский военный ответ

[ редактировать ]

Операция Снупи

[ редактировать ]

Поскольку ЗАПУ и ЗИПРА базировались в Замбии, многие родезийцы требовали массированного ответного удара по террористическим объектам в этой стране. [6] но первой внешней целью, которую силы безопасности поразили после обстрела виконта, стала известная группа баз ЗАНЛА вокруг Чимойо в Мозамбике. Родезийские военные нанесли массированные удары по этим базам в ноябре 1977 года во время операции «Динго» , уничтожив там большую часть присутствия ЗАНЛА, но с тех пор повстанцы построили комплекс под названием «Новый Чимойо», немного восточнее; новые лагеря были расположены на гораздо большей территории, чем первоначальные. 20 сентября 1978 года в ходе комбинированной воздушно-наземной операции под названием «Операция «Снупи» » ВВС Родезии, лёгкая пехота Родезии и специальная воздушная служба уничтожили большую часть Нью-Чимойо. [30] Мозамбик направил на помощь ЗАНЛА бронетехнику в виде девяти танков Т-54 советского производства и четырех российских БТР-152 бронетранспортеров , но первые были разгромлены, а один из последних уничтожен силами безопасности Родезии. По родезийским данным, партизан было убито «несколько сотен», тогда как силы безопасности потеряли лишь двух солдат, один из которых был случайно убит в результате дружественного авиаудара. [6]

Затем Родезия атаковала базы ЗИПРА в Замбии, что капитан группы Питер Петтер-Бойер позже назвал «временем расплаты» за рейс 825. [41]

Операция Гатлинг

[ редактировать ]
Карта Замбии и окрестностей с указанием соответствующих мест
Лубумбаши
Лубумбаши
Лусака
Лусака
Ферма Вестлендс
Ферма Вестлендс
Солсбери
Солсбери
Карибский бассейн
Карибский бассейн
Водопад Виктория
Водопад Виктория
ЗАМБИЯ
Заир
Ангола
Родезия
Ферма Вестлендс (или Лагерь Свободы) была штаб-квартирой ЗИПРА и основной целью операции «Гатлинг».

Операция «Гатлинг» была начата 19 октября 1978 года. Это была еще одна совместная операция ВВС и армии, в которой участвовали Родезийская специальная воздушная служба и родезийские десантники легкой пехоты . Основной целью операции «Гатлинг», расположенной всего в 16 километрах (10 милях) к северо-востоку от центра Лусаки , принадлежавшая ранее белым , была ферма Вестлендс , которая была преобразована в главный штаб и тренировочную базу ЗИПРА под названием «Лагерь свободы». ЗИПРА предполагала, что Родезия никогда не осмелится атаковать объект, расположенный так близко к Лусаке. Около 4000 партизан прошли подготовку в лагере Свободы , на месте также находились старшие сотрудники ЗИПРА. [41] Другими целями родезийской операции были Чикумби в 19 километрах (12 милях) к северу от Лусаки и лагерь Мкуши; все три должны были быть атакованы более или менее одновременно в рамках скоординированной операции по всей Замбии. Нападение на цели глубоко внутри Замбии было первым для родезийских сил; ранее нападениям подвергались только партизаны вблизи границы. [7]

Возглавляемая командиром эскадрильи Крисом Диксоном, назвавшимся на башне аэропорта Лусаки « Зеленым лидером », группа ВВС Родезии влетела в Замбию страны на очень малых высотах (избежав тем самым замбийских радаров) и взяла под контроль воздушное пространство примерно на четверть час во время первого штурма фермы Вестлендс, сообщив башне Лусаки, что атака была направлена ​​против «родезийских диссидентов, а не против Замбии», и что родезийские охотники за ястребами кружили над аэродромами Замбии, получив приказ сбивать любой истребитель, который пытался взлететь. . Замбийцы подчинились всем указаниям Зеленого лидера, не предприняли попыток сопротивления и временно прекратили гражданское авиасообщение. [42] Используя взлетно-посадочную полосу Руфунса на востоке Замбии в качестве передовой базы, родезийские военные понесли лишь незначительные потери в ходе трехдневной операции, а впоследствии заявили, что убили более 1500 сотрудников ЗИПРА, а также некоторых кубинских инструкторов. [7]

Историки Пол Муркрафт и Питер Маклафлин пишут, что это значительно преувеличило число убитых партизан, поскольку большая часть армии Нкомо, насчитывавшая тогда около 10 000 бойцов, не пострадала. С другой стороны, невооруженные беженцы часто разбивали лагеря на позициях повстанцев или вокруг них, и сотни из них были убиты во время родезийского рейда. Муркрафт и Маклафлин отмечают, что для родезийских летчиков было бы «невозможно отличить невинных беженцев от молодых новобранцев ЗИПРА». [7] Сибанда описывает Freedom Camp как «лагерь беженцев для мальчиков». [35] и говорит, что «351 мальчик и девочка» были убиты. [35] Он утверждает, что Красный Крест и Агентство ООН по делам беженцев «подтвердили утверждение ЗАПУ о том, что силы Смита нанесли удар по беззащитным гражданским стажерам». [35]

Последствия

[ редактировать ]

Нападения Родезии на базы ЗАНЛА и ЗИПРА во многом помогли восстановить моральный дух родезийского народа после инцидента с виконтом, хотя они не оказали большого влияния на соответствующие партизанские кампании. Нкомо и президент Замбии Кеннет Каунда все равно запросили дополнительную военную помощь и лучшее вооружение у Советов и Великобритании соответственно. Военное положение было быстро распространено на сельские районы Родезии и к концу 1978 года охватило три четверти страны. [7] Тем временем Air Rhodesia начала разработку защиты от «Стрелы» для своих «Виконтов». Прежде чем эта работа была завершена, ZIPRA сбила второго виконта, рейс 827 Air Rhodesia , 12 февраля 1979 года. На этот раз выживших не было. [30]

После второго сбития компания Air Rhodesia создала систему, согласно которой нижняя часть Viscounts покрывалась краской с низким уровнем радиации , а выхлопные трубы одновременно закрывались. Согласно испытаниям, проведенным ВВС, обработанный таким образом «Виконт» не мог быть обнаружен системой наведения «Стрелы» на высоте более 2000 футов (610 м). В Родезии больше не было расстрелов виконтов. [30]

На выборах, состоявшихся в следующем году в соответствии с условиями внутреннего урегулирования, бойкотированных ЗАНУ и ЗАПУ, Музорева получил большинство и управляемого большинством . 1 июня 1979 года стал первым премьер-министром воссозданного государства Зимбабве-Родезия, [43] Однако этот новый порядок не получил международного признания, и в декабре 1979 года Соглашение Ланкастерского дома было согласовано в Лондоне между Зимбабве, Родезией, правительством Великобритании и Патриотическим фронтом, вернув стране ее прежний колониальный статус. Правительство Великобритании приостановило действие конституции и взяло на себя прямой контроль на временный период. [44] На новых выборах победил Мугабе, пришедший к власти в апреле 1980 года, одновременно с признанием независимости страны как Зимбабве. [45]

Наследие и мемориал

[ редактировать ]
Фотография Кейт Хоуи
Великобритании от лейбористской партии Депутат Кейт Хоуи , которая в 2013 году предложила увековечить память жертв нападений виконтов.

В современных зимбабвийских СМИ нападения на виконтов не занимают заметного места. В ответ на предложение британского парламента 2013 года с предложением осудить расстрелы, крупнейшая газета Великобритании цитировала только критические голоса, а также упоминала массовые убийства – предположительно беззащитных беженцев – в партизанских лагерях. [46] Со своей стороны, ЗИПРА охарактеризовала сбитие гражданских самолетов как законный акт войны на том основании, что партизаны могли полагать, что на их борту находится военный персонал или техника. [47] В своих мемуарах 1984 года Нкомо повторил свое заявление о том, что истребители ZIPRA помогли выжившим в катастрофе, и просто написал: «Я действительно понятия не имею, как погибли эти десять человек». [34]

Памятник погибшим в результате нападения Родезии на Чикумби был построен в Замбии в 1998 году и открыт совместно правительствами Замбии и Зимбабве. [48] Мемориал жертвам двух инцидентов с родезийскими виконтами, получивший название Мемориал виконта, был установлен на территории памятника Воортреккеру в Претории , Южная Африка, в 2012 году и открыт 1 сентября того же года. [49] Имена погибших пассажиров и членов экипажа выгравированы на двух гранитных плитах, стоящих вертикально рядом, причем наверху обеих находится эмблема, символизирующая самолет. На столбе рядом с памятником развевается флаг Родезии . [49]

Предложение британского парламента, выдвинутое от лейбористской партии депутатом Кейт Хои в феврале 2013 года, ретроспективно осудить нападения виконтов и увековечить память жертв в годовщину второго перестрелки, вызвало протест в зимбабвийской прессе, причем газета Herald назвала это « предложением Роди » и охарактеризовала это попытка вызвать недовольство администрации Мугабе и ее сторонников. [46] Думисо Дабенгва , бывший командир ЗИПРА, назвал этот шаг провокацией, мотивированной расовой принадлежностью и противоречащей духу амнистии, объявленной в Ланкастер-хаусе. Кристофер Муцвангва , дипломат и политический аналитик, занял аналогичную позицию, назвав предложенное Хоуи поминовение «провокацией… [это] означает, что они рассматривают только смерть белых людей во время борьбы. Нет никаких упоминаний о том, что случилось с нашими сыновья и дочери в стране и за ее пределами». [50] Официальный ответ ЗАПУ на предложение Хои включал утверждение, что во всех конфликтах «гражданские лица попадают под перекрестный огонь из-за ошибочных разведывательных отчетов и других ошибок связи», и сопоставлял гражданских лиц, погибших в результате обстрелов виконта, с погибшими в Чикумби. [47]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Официальным названием страны согласно британскому законодательству была Южная Родезия , но ее правительство использовало сокращенное название Родезия с момента обретения Северной Родезией независимости как Замбии в 1964 году. [1] Название Зимбабве используется с 1980 года. [2]
  2. ^ Чимуренга слово шона, означающее «революционная борьба». «Первая Чимуренга », о которой идет речь, — это Вторая война Матабеле вели , которую народы ндебеле и шона (отдельно) против администрации Британской Сесила Родса в южноафриканской компании период с 1896 по 1897 год. [10]
  3. Хотя на первый взгляд фронт просуществовал до конца войны, эти два движения оставались в значительной степени отдельными: их соответствующие партизаны проводили свои собственные кампании и время от времени сталкивались. Под давлением своих зарубежных покровителей ( прифронтовых государств ) партизаны ЗАНЛА и ЗИПРА уже номинально сражались с Чимуренгой вместе как «Народная армия Зимбабве» (ЗИПА) с начала 1976 года. Непростое и запутанное военное сотрудничество длилось недолго. ; ZIPA прекратила свое существование к началу 1977 года. [17]
  4. ^ ЗАНЛА, связанная с Китаем, а не с Советским Союзом, никогда не получала такого оружия. Мозамбикский союзник ЗАНЛА, ФРЕЛИМО , действительно получал советское оружие и, как сообщается, имел пусковые установки «Стрела-2» еще в 1973 году. [24]
  5. Спрятавшись в кустах вокруг места крушения, Хилл и Хансены избегали быть замеченными кадрами, но все же были достаточно близко, чтобы видеть и слышать, что происходило возле обломков самолета. Об этом последнем разговоре между партизанами и оставшимися пассажирами они сообщили в газетных интервью. [28] [29]
  6. Нкомо утверждал в своих мемуарах 1984 года, что смеялся из-за своей уклончивости во время интервью. Надеясь избежать обсуждения вооружений ЗИПРА, он только что сообщил репортеру Би-би-си, что его люди сбили «Виконта», забросав его камнями. [34] Согласно анекдоту, воспроизведенному Полом Донованом в истории программы BBC Today , Нкомо засмеялся, взяв на себя ответственность, потому что он уже говорил это и имел точно такой же разговор с репортером во время предыдущей неудачной попытки записать интервью. [33]
  1. ^ Палли 1966 , стр. 742–743.
  2. ^ Весселс 2010 , с. 273
  3. ^ Водосточный желоб 1998 , с. 222
  4. ^ Перейти обратно: а б Ньярота 2006 , с. 62 «Эта жестокая резня потрясла всю нацию и мир. Черное и белое объединились в осуждении сбития рейса 825 и бессмысленной гибели невинных людей. Сообщается, что лидер ЗАПУ Джошуа Нкомо посмеялся над инцидентом, когда давал интервью по телевидению BBC были встречены с полнейшим отвращением».
  5. ^ Перейти обратно: а б Фриман, 1981 , стр. 22–23; Александр и Сохор 1990 , стр. 38–39; Ньярота, 2006 г. , стр. 62–63; Скалли 1984 , стр. 115–119.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Муркрафт и Маклафлин 2008 , с. 154
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Муркрафт и Маклафлин 2008 , с. 155
  8. ^ Вуд 2008 , стр. 1–8.
  9. ^ Бинда 2008 , с. 48; Силлиерс 1984 , с. 5 Весселс 2010 , стр. 102–103
  10. ^ Муркрафт и Маклафлин 2008 , с. 75
  11. ^ Бинда 2008 , стр. 133–136
  12. ^ Силлиерс 1984 , с. 21
  13. ^ Силлиерс 1984 , стр. 22–24
  14. ^ Сибанда 2005 , стр. 210–211
  15. ^ Муркрафт и Маклафлин 2008 , с. 89
  16. ^ Сибанда 2005 , с. 211
  17. ^ Муркрафт и Маклафлин 2008 , с. 88
  18. ^ Перейти обратно: а б Бинда 2007 , с. 327
  19. ^ Силлиерс 1984 , с. 46
  20. ^ Палата общин Великобритании, 2008 г.
  21. ^ Чикухва 2004 , стр. 30–32
  22. ^ Перейти обратно: а б Муркрафт и Маклафлин 2008 , стр. 153–154.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Силлиерс 1984 , с. 47
  24. ^ Перейти обратно: а б Муркрафт и Маклафлин 2008 , с. 97
  25. ^ Рейс Интернешнл, 1979 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ньярота 2006 , с. [ нужна страница ]
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Смит 1997 , с. 266
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Время 1978 года
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Линдселл-Стюарт 1978 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Петтер-Бойер 2005 , с. 331
  31. ^ Перейти обратно: а б Rhodesia Herald и 5 сентября 1978 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Платтс 1978 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Донован 1998 , стр. xiii, xiv.
  34. ^ Перейти обратно: а б Нкомо и Харман 1984 , с. 165
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сибанда 2005 , стр. 191–192
  36. ^ Перейти обратно: а б Годвин и Хэнкок 1995 , с. 288
  37. ^ Элленсбург Daily Record 1978
  38. ^ Годвин и Хэнкок 1995 , с. 228; Нкомо и Харман 1984 , с. 146
  39. ^ Перейти обратно: а б Rhodesia Herald и 9 сентября 1978 г.
  40. ^ Смит 1997 , стр. 266–267.
  41. ^ Перейти обратно: а б Петтер-Бойер 2005 , с. 333
  42. ^ Муркрафт и Маклафлин 2008 , стр. 135–144.
  43. ^ Уильямс и Хакленд 1988 , с. 289
  44. ^ Гоулланд-Деббас 1990 , с. 89
  45. ^ Би-би-си, 1979 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б «Предложение Роди в Палате общин вызывает вонь» . Вестник . 10 февраля 2013 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б ЗАПУ 2013
  48. ^ Махона 1998 ; Фири и Фири, 1998 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б Ассоциация СААФ 2012 ; Ассоциация Родезийских услуг 2012 г.
  50. ^ Вестник и 2013 б.

Газетные и журнальные статьи

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Александр, Йона; Сохор, Евгений, ред. (1990). Воздушное пиратство и авиационная безопасность . Лейден: Издательство Brill. ISBN  978-0-7923-0932-1 .
  • Бинда, Александр (2007). Хеппенстолл, Дэвид (ред.). Масоджа: История родезийских африканских винтовок и их предшественника, Родезийского туземного полка . Йоханнесбург: Издательство 30 ° South. ISBN  978-1-920143-03-9 .
  • Бинда, Александр (2008). Святые: Родезийская легкая пехота . Йоханнесбург: Издательство 30 ° South. ISBN  978-1-920143-07-7 .
  • Чикухва, Джейкоб (2004). Кризис управления: Зимбабве (Первое изд.). Нью-Йорк: Издательство Алгора. ISBN  978-0-87586-286-6 .
  • Силлиерс, Джекки (1984). Борьба с повстанцами в Родезии . Лондон, Сидней и Дувр, Нью-Гэмпшир: Крум Хелм. ISBN  978-0-7099-3412-7 .
  • Донован, Пол (1998) [1997]. Все наши сегодняшние дни: сорок лет программы «Сегодня» на Radio 4 . Лондон: Книги Стрелы. ISBN  978-0-09-928037-8 .
  • Фриман, Чарльз (1981). Терроризм . Сегодняшний мир. Лондон: Batsford Academic and Educational Limited. ISBN  978-0-7134-1230-7 .
  • Гоулланд-Деббас, Вера (1990). Коллективные ответы на незаконные действия в международном праве: действия Организации Объединенных Наций по вопросу Южной Родезии (Первое изд.). Лейден и Нью-Йорк: Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN  0-7923-0811-5 .
  • Годвин, Питер ; Хэнкок, Ян (1995) [1993]. Родезийцы никогда не умирают: влияние войны и политических перемен на Белую Родезию c. 1970–1980 . Хараре: Книги Баобаба. ISBN  978-0-908311-82-8 .
  • Гаттери, Бен Р. (1998). Энциклопедия африканских авиалиний . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN  978-0-7864-0495-7 .
  • Муркрафт, Пол Л .; Маклафлин, Питер (2008) [1982]. Родезийская война: военная история . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN  978-1-84415-694-8 .
  • Нкомо, Джошуа ; Харман, Николас (1984). Нкомо: История моей жизни (Первое изд.). Лондон: Издательство Метуэн. ISBN  978-0-413-54500-8 .
  • Ньярота, Джеффри (2006). Против зерна: Мемуары зимбабвийского журналиста . Кейптаун: Зебра. ISBN  978-1-77007-112-4 .
  • Палли, Клэр (1966). Конституционная история и право Южной Родезии 1888–1965 гг., С особым упором на имперский контроль (Первое изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. OCLC   406157 .
  • Петтер-Бойер, PJH (2005) [2003]. Ветры разрушения: автобиография родезийского боевого летчика . Йоханнесбург: Издательство 30 ° South. ISBN  978-0-9584890-3-4 .
  • Скалли, Пэт (1984). Выход из Родезии: от UDI к марксизму (Первое изд.). Ледисмит, Натал: Коттсволд Пресс. ISBN  978-0-620-07802-3 .
  • Сибанда, Элиаким М (2005). Союз африканского народа Зимбабве 1961–87: политическая история повстанческого движения в Южной Родезии . Трентон, Нью-Джерси: Исследования и публикации Африки. ISBN  978-1-59221-276-7 .
  • Смит, Ян (1997). Великое предательство: Мемуары Яна Дугласа Смита . Лондон: Издательство Джона Блейка. ISBN  1-85782-176-9 .
  • Вессельс, Ханнес (2010). ПК ван дер Бил: африканский государственный деятель . Йоханнесбург: Издательство 30 ° South. ISBN  978-1-920143-49-7 .
  • Уильямс, Гвинет; Хакленд, Брайан (1988). Словарь современной политики Южной Африки (Первое изд.). Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-00245-5 .
  • Вуд, JRT (2008). Вопрос недель, а не месяцев: Тупик между Гарольдом Вильсоном и Яном Смитом: санкции, прерванные урегулирования и война 1965–1969 гг . Виктория, Британская Колумбия: Trafford Publishing. ISBN  978-1-4251-4807-2 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba76a1337fa125ba10fc403aa97df036__1721860200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/36/ba76a1337fa125ba10fc403aa97df036.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Air Rhodesia Flight 825 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)