Зеленый лидер
командир эскадрильи Крис Диксон | |
---|---|
Имя при рождении | Кристофер Джон Тейлор Диксон |
Псевдоним(а) | «Зеленый лидер» |
Рожденный | 1943 Шабани , Южная Родезия |
Умер | 21 октября 2011 г. Хараре , Зимбабве | (67–68 лет)
Верность | Южная Родезия Родезия |
Ветвь | Родезийские ВВС |
Лет службы | 1962–1979 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Команды | № 5-я эскадрилья |
Битвы/войны | Родезийская война Буша |
Командир эскадрильи Кристофер Джон Тейлор Диксон, D.CD (1943 - 21 октября 2011 г.), [ 1 ] [ 2 ] также известный под позывным « Зеленый лидер» , был родезийским военным пилотом ВВС Родезии и родился в Шабани , Южная Родезия . [ 2 ] Он был наиболее известен тем, что возглавил в ходе родезийской операции «Гатлинг» бомбардировку Замбии , которая позже стала известна как «Рейд Зеленого лидера». [ 3 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Диксон родился в 1943 году в Шабани, Южная Родезия. Он получил образование в школе Пламтри . [ 2 ] В 1962 году Диксон поступил на службу в Королевские ВВС Родезии в Федерации Родезии и Ньясаленда и прошел курс подготовки пилотов в качестве курсанта . [ 4 ] [ 5 ] К 1974 году Диксон служил лейтенантом первой эскадрильи. [ 6 ] Позже он был направлен в 5-ю эскадрилью, а в 1977 году стал ее командиром . [ 7 ] В качестве командира эскадрильи он поддержал предложение Джека Маллоха восстановить Mark 22 Supermarine Spitfire до летного состояния после того, как он был установлен на постаменте возле базы ВВС Нью-Сарум в Солсбери . [ 8 ]
Зеленый лидер
[ редактировать ]сбили гражданский самолет Air Rhodesia Flight 825 В 1978 году, после того, как партизаны ЗИПРА , правительство Родезии запланировало ответные удары по базам ЗИПРА через родезийскую границу в Замбии. [ 9 ] Атаку, позже получившую кодовое название «Операция Гатлинг» , должен был возглавить Диксон. Пересек границу на своем English Electric Canberra . бомбардировщике [ 10 ] он связался с диспетчерской вышкой в аэропорту Лусаки, назвавшись «Зеленым лидером», и сообщил им, что им следует связаться с командующим ВВС Замбии в Мумбве . Диксон приказал вышке сообщить командиру, что он временно берет под свой контроль воздушное пространство Замбии от имени ВВС Родезии. [ 11 ] В сообщении он пояснил, что причиной было нападение на «родезийских диссидентов, а не против Замбии», и заявил, что Родезия не имеет ссор с Замбией. Однако он предупредил власти Замбии не вмешиваться и заявил, что родезийцы находились на орбите аэродромов Замбии и получили приказ сбивать любые самолеты ВВС Замбии, которые пытались взлететь. [ 11 ] [ 12 ] Он также приказал приостановить подлет гражданских самолетов к Замбии. [ 13 ] Он сохранял контроль до тех пор, пока 10 минут после того, как ВВС Великобритании завершили свой рейд. [ 11 ] После того, как пилот Kenya Airways пожаловался на то, кто контролирует воздушные трассы (на что Лусака ответила: «Я думаю, это делают родезийцы»), Диксон заявил, что аэропорт может позволить приземлиться гражданским самолетам. [ 11 ]
Переговоры транслировались по телевидению и радио Родезийской радиовещательной корпорацией . [ 14 ] Роль Диксона в рейде была отмечена в песне Джона Эдмонда «Green Leader» , поскольку за свои действия в Родезии его считали героем. [ 4 ] [ 15 ] [ 16 ] Позже он возглавил бомбардировку ЗИПРА в рамках операции «Тщеславие» над Анголой на бомбардировщике English Electric Canberra , но ему почти пришлось отказаться от участия из-за неисправности радио. [ 17 ] За свои военные успехи он был награжден Крестом обороны за выдающиеся заслуги . 13 апреля 1979 года [ 18 ] [ 19 ]
После окончания военной службы в Родезии Диксон оставался в недавно восстановленной Зимбабве до своей смерти в 2011 году. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Правительственный вестник Зимбабве» (PDF) . Правительство Зимбабве. 1 июня 2012 г. с. 29 . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уайт, Беверли (1976). Гордость орлов . Издательство Грэма. п. 32. ISBN 0620237597 .
- ^ «Как я потерял ногу в Замбии» . Воскресные новости . 8 сентября 2018 года . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Петтер-Бойер, PHJ (2003). Ветры разрушения . Траффорд. ISBN 141201204X .
- ^ «Курсы подготовки пилотов ВВС Родезии до 1980 года» . Музей Ассоциации армии Родезии . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Соль, Берилл (2001). Гордость орлов . Корвос-День. п. 488. ИСБН 0620237597 .
- ^ «5-я эскадрилья ВВС Родезии» . Музей Ассоциации армии Родезии . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Мейкле, Ник (2014). «Спитфайр» Маллоха . Казематы. стр. 94. ИСБН 978-1612002521 .
- ^ Муркрафт, Пол Л .; Маклафлин, Питер (2008) [1982]. Родезийская война: военная история . Барнсли: Книги о пере и мече . стр. 135–144. ISBN 978-1-84415-694-8 .
- ^ «Медленная смерть Белой Родезии» . Наблюдатель . 17 июня 1979 года . Проверено 15 февраля 2021 г. - через Newspapers.com.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Родезия публикует разговоры о воздушных налетах» . Хранитель . 23 октября 1978 года . Проверено 15 февраля 2021 г. - через Newspapers.com.
- ^ Муркрафт, Пол (1981). Контакт II . Сигма. п. 24. ISBN 0868760064 .
- ^ «Черная Африка теперь ищет расплаты» . Шарлотта Обсервер . 26 декабря 1979 года . Проверено 15 февраля 2021 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Эйфория следует за родезийскими набегами» . Ошкош Северо-Западный . 23 октября 1978 года . Проверено 15 февраля 2021 г. - через Newspapers.com.
- ^ Гельденхейс, Преллер (2014). Операции ВВС Родезии . Издательство Пейсофт. стр. 228–229. ISBN 978-0994115416 .
- ^ Гельденхейс, Преллер (2007). Операции ВВС Родезии: с журналом авиаударов . Только что законченная публикация. п. 167. ИСБН 9781920169619 .
- ^ Хаменс, Майкл (1998). Служба в Канберре в Южной Африке . Публикации Свободного мира. п. 21. ISBN 0958388040 .
- ^ «Почести и награды ВВС Родезии» . Музей Ассоциации армии Родезии . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Исон, Крис (2006). Свиток медалей Родезии: награды и награды Родезийского конфликта 1970-1981 гг . Джеппестаун Пресс. п. 46. ИСБН 0955393604 .