Сиань H-6
Сиань H-6 | |
---|---|
![]() | |
Сиань H-6K | |
Роль | Стратегический бомбардировщик |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Сианьская авиастроительная промышленная корпорация |
Первый полет | 1959 [1] |
Введение | 1969 [2] |
Ушедший на пенсию | 1991 (Ирак) 2000 (Египет) |
Статус | В эксплуатации; в производстве |
Основные пользователи | ВВС Народно-освободительной армии Военно-морской флот Народно-освободительной армии Египетские ВВС (исторический) Иракские ВВС (исторический) |
Количество построенных | 231+ По состоянию на 2020 год [3] [4] |
Разработано на основе | Tupolev Tu-16 |
Варианты | Сиань H-6I |
Сиань H-6 ( китайский : 轰-6 ; пиньинь : Hōng-6 ) [а] — двухмоторный реактивный бомбардировщик ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). H-6 представляет собой лицензионную версию советского Ту -16 и остается основным бомбардировщиком Китайской Народной Республики .
Поставка Ту-16 в Китай началась в 1958 году, а соглашение о лицензионном производстве с Советским Союзом было подписано в конце 1950-х годов. К ноябрю 2020 года в ВВС НОАК насчитывалось 231 самолет, и они продолжали производить самолеты. [1] [3]
Последним вариантом H-6 является H-6N, сильно переработанная версия, способная осуществлять дозаправку в воздухе и нести крылатые ракеты воздушного базирования . По данным Министерства обороны США , это даст ВВС НОАК возможность дальнего наступательного противостояния с использованием высокоточных боеприпасов . [5] [6]
История
[ редактировать ]

Поступивший на вооружение Советского Союза в апреле 1952 года, Ту-16 был одним из первых эффективных советских реактивных бомбардировщиков: до 1962 года было произведено более 1500 самолетов. В начале 1956 года Советский Союз согласился лицензировать производство Ту-16 для Китайская Народная Республика. Подписанное в сентябре 1957 года соглашение предоставило Китаю два серийных самолета, полуразборный (SKD) комплект, полный разборный (CKD) комплект, набор заготовок и различное сырье для запуска китайского производства, все из Завод №22 в Казани . В 1959 году группа советских технических специалистов была отправлена в Китай для оказания помощи в запуске китайского производства, где они оставались до осени 1960 года. [7]
Китайское бюро авиационной промышленности выбрало Харбинский авиационный завод и аналогичный завод в Сиане для производства новых Ту-16, требующих серьезной реконструкции и расширения. Самолет и ЦП были отправлены в мае 1959 года на Харбинский авиационный завод, и вскоре после этого началось производство: первый Ту-16 китайского производства был собран всего за 67 дней (с 28 июня по 3 сентября 1959 года с использованием ЦП, предоставленного Советским Союзом). Две недели спустя, 27 сентября, первый китайский Ту-16 совершил свой первый полет и в декабре был передан ВВС НОАК. В 1961 году Бюро авиационной промышленности решило сосредоточить производство в Сиане и посвятить завод в Харбине производству H-6. После завершения реконструкции завода в Сиане к 1958 году производство H-6 началось всерьез: первый бомбардировщик H-6, полностью произведенный внутри страны, совершил свой первый полет 24 декабря 1968 года под управлением Ли Юаньи и Сюй Вэньхуна. [7]
Создание китайской системы производства H-6 произошло со значительными задержками и потерей схем во время хаоса Культурной революции . [7]
H-6 использовался для сброса девяти ядерных устройств на Лоп-Нур полигоне . Однако с развитием технологий баллистических ракет важность возможностей доставки ядерного оружия, которую предлагал H-6, уменьшилась. По оценкам ЦРУ в 1976 году, H-6 перешел на двойную ядерную и обычную бомбардировку. [ нужна ссылка ]
Операция
[ редактировать ]
Сегодня варианты H-6 используются ВВС НОАК (в основном H-6K) и PLANAF (в основном H-6J). Первоначально бомбардировщики НОАК использовались восемью бомбардировочными дивизиями из пятидесяти авиадивизий НОАК . [8] В настоящее время бомбардировщики НОАК имеются в трех обычных бомбардировочных дивизиях, приписанных к командованию театра военных действий НОАК , а также в ядерных 106-й и 23-й авиационных бригадах. [8] Три обычных бомбардировочных дивизии ВВС НОАК — это 10-я авиадивизия ( командование Восточного театра военных действий ), 8-я авиационная дивизия ( командование южного театра военных действий ) и 36-я авиационная дивизия ( командование центрального театра военных действий ). [8] 10-я авиационная дивизия, вероятно, несет ответственность за конфликты в Тайваньском проливе и Восточно-Китайском море , 8-я — за конфликты в Южно-Китайском море , [9] а 36-й может быть использован в качестве национального резерва . [10] H-6 дислоцируются на Аньцин , Лухэ , Шаодун , Лэйян , Линьтун , Угун и Нэйсян . авиабазах [8]
13 июля 2017 года японские силы воздушной самообороны (JASDF) подняли в воздух самолеты с Окинавы , перехватили и сфотографировали шесть китайских бомбардировщиков H-6K, проводивших учения дальнего действия над каналом Баши и проливом Мияко через Тайвань в Восточно-Китайском море . и зоны идентификации ПВО Японии (ADIZ). Представитель НОАК сообщил китайской службе новостей CGTN , что самолет «проверял реальные боевые возможности над морем» в рамках «обычных учений». Два бомбардировщика принадлежали 8-й авиационной дивизии, а остальные четыре - 10-й авиационной дивизии командования Восточного театра военных действий . [11] [12] Аналогичным образом, 25 мая 2018 года JASDF присоединились к истребителям F-16 тайваньских ВВС в перехвате и фотографировании двух бомбардировщиков H-6K, облетающих остров Тайвань через пролив Баши и пролив Мияко. На фотографии, опубликованной JASDF, виден H-6K 8-й авиадивизии с бортовым номером 10192. [13]
Летом 2021 года британский авианосец HMS Queen Elizabeth прошел через международные воды Южно-Китайского моря, продемонстрировав свободу судоходства и бросив вызов территориальным претензиям Китая . Китайские предостережения против этого закона [14] [15] включены кадры Центрального телевидения Китая (CCTV), на которых запечатлен H-6, вооруженный YJ-12 противокорабельными крылатыми ракетами . [16] [ нужен лучший источник ] [17] [ нужен лучший источник ] [18] [ нужен лучший источник ]
В 2022 году на ежегодной Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке (в просторечии известной как авиашоу в Чжухай) был замечен H-6K 24-го авиаполка 8-й авиационной дивизии (бортовой номер 11097), несущий то, что, по мнению некоторых западных оборонных аналитиков, является первым Воздушная модель (ПБР) СМ-401 противокорабельной баллистической ракеты . [19]
В течение многих лет бомбардировщики H-6K 28-го авиаполка (AR) 10-й авиадивизии регулярно присоединялись к другим военным самолетам ВВС НОАК (включая J-11 , J-16 , Y-8 , Су-30 , KJ-500 и различные БПЛА) [20] в необъявленных вторжениях в тайваньские , а иногда и японские идентификационные зоны ПВО с использованием различных боеприпасов. [21] [22] [23] Эти вторжения привлекли международное внимание, особенно в ходе ежегодных совместных патрулей бомбардировщиков 28-го китайского авиаполка и российских Ту-95МС, стратегических бомбардировщиков в том числе во время встреч «четверки» . [23] [24] [25]
В ВВС НОАК экипажи H-6 ( 机组 ; дзизу ) состоят из четырех человек: командира пилота ( 驾驶 ; цзяшу или 机长 ), который сидит на левом сиденье пилота, второго пилота ( 副驾驶 ; фу цзяшу ), который справа от них сидит офицер радиоэлектронной борьбы и связи ( 通信官 ; tōngxìn guān ) и штурман ( 领航 ; lengháng ) бомбардир ( 轰炸官 ; hōngzhà guān ), которого также можно назвать специалистом по управлению вооружением ( 武控师). во конг ши ). Офицер радиоэлектронной борьбы и связи, а также штурман-бомбардир сидят непосредственно за двумя пилотами. В более крупном строю бомбардировщиков пилоты могут выполнять роль «ведущего пилота» ( 长机 ; zhong jī ), командующего строем из нескольких бомбардировщиков. Когда пилот командует двумя группами бомбардировщиков одного типа, его называют «командиром воздушного десанта» ( 空中指挥员 ; kōngzhōng zhǐhuī yuan ). Пилоты ВВС НОАК используют термин «僚机» ; liáoji для описания ведомого . [26]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Новые варианты были произведены в 1990-х годах: H-6G представлял собой платформу управления крылатыми ракетами наземного базирования, а H-6H мог нести две крылатые ракеты наземного базирования. Что касается ракет, ВВС НОАК рассматривали пять возможных вариантов: отечественные HN-1, HN-2, HN-3, DH-10/CJ-10 и вариант крылатой ракеты российской разработки. CJ-10, очевидно, была выбрана в качестве основной ракеты H-6H. [27] Впоследствии был представлен и авианосец крылатых ракет H-6M с четырьмя пилонами для усовершенствованных крылатых ракет и системой навигации с учетом рельефа местности. H6-M не имеет внутреннего бомбоотсека и защитного вооружения. [28]
Н-6К
[ редактировать ]H-6K, первый полет 5 января 2007 г. [29] вступил в строй в октябре 2009 года во время празднования 60-летия Китайской Народной Республики , [30] и, как утверждается, делает Китай третьей страной с активными стратегическими бомбардировщиками после США и России. [30] [31] Благодаря усиленной конструкции с использованием композитных материалов , [31] увеличенные воздухозаборники для российских двигателей Соловьева Д-30 турбовентиляторных , обеспечивающие заявленный боевой радиус 3500 километров (2200 миль), [30] стеклянная кабина с многофункциональным ЖК-дисплеем большого размера, [32] и переработанной носовой части, заменив застекленный штурманский пост в пользу более мощного радара , H-6K является значительно более современным самолетом, чем более ранние версии. шесть подкрыльевых узлов подвески для крылатых ракет CJ-10A Добавлены . Задние 23-мм пушки и позиция наводчика заменены электронными компонентами. [32]
H-6K, известный в материковом Китае как «Бог войны» ( китайский : 战神 ; пиньинь : Zhànshén ), [33] предназначен для атак на дальние дистанции и дистанционных атак. Он способен атаковать авианосные группировки США и приоритетные цели в Азии. Этот самолет способен нанести ядерный удар. [34] В то время как предыдущие модели имели ограниченный ракетный потенциал (H-6G мог нести только две YJ-12 противокорабельные ракеты , а H-6M — две крылатые ракеты наземного нападения KD-20/CJ-10K/CJ-20 ), H-6K может нести до шести YJ-12 и 6-7 КРВБ; один полк из 18 H-6K, полностью оснащенных YJ-12, может насытить корабли противника более чем 100 сверхзвуковыми ракетами. Хотя самолет имеет новый носовой обтекатель, в котором установлен современный радар класса «воздух-земля», неясно, способны ли бомбардировщик или другие китайские средства собирать точную информацию о прицеливании для успешных ударов по точечным целям в районах за пределами первого острова. цепь. [35] [36] [37] Под носом установлена электрооптическая система наведения. [38]
Двигатель WS-18 (или WS-18A) может предназначаться для модернизации H-6K. [39] WS-18 – копия [40] или производное [39] Д-30 – разработка началась в 2007 году, летные испытания – в 2015 году. [40]
В 2015 году на вооружении находилось около 15 H-6K. [41]

H-6K, оснащенный зондом-дозаправщиком, возможно, впервые поднялся в воздух в декабре 2016 года. Помимо увеличения дальности, возможной задачей этого варианта может быть запуск спутников или баллистических ракет. [42]
Глава Разведывательного управления Министерства обороны Эшли подтвердил, что Китай разрабатывает две новые баллистические ракеты воздушного базирования ( CH-AS-X-13 ). [43] один из которых может нести ядерную боеголовку. [44]
В январе 2019 года компания Norinco сообщила, что провела испытания аналога американской « Матери всех бомб ». Оружие устанавливается на H-6K и занимает весь бомбоотсек, его длина составляет примерно 5–6 м (16–20 футов), а вес — 10 тонн. Китайские СМИ утверждали, что его можно использовать для разрушения укрепленных зданий и убежищ, а также для расчистки препятствий для создания зоны приземления самолетов. [45] [46]
В октябре 2022 года китайские СМИ продемонстрировали перспективные концепции H-6K с беспилотной воздушной системой LJ-1, выполняющей тактику роя дронов. LJ-1 изначально разрабатывался как дрон для стрельбы по мишеням с модульной полезной нагрузкой, который можно было модифицировать в платформу радиоэлектронной борьбы или приманку. [47]


Варианты производства
[ редактировать ]- Сиань H-6 - (Обычный бомбардировщик) Оригинальный обычный бомбардировщик; Ту-16, выпускавшийся по лицензии в Китае, совершил первый полет в 1959 году. [1] Прототип провел первое в Китае испытание ядерного оружия в воздухе на Лобноре 14 мая 1965 года.
- Сиань H-6A - (Ядерный бомбардировщик) Первый китайский ядерный бомбардировщик; разработан в рамках миссии 21-511 параллельно с оригинальным H-6; [1] [7] модификации включают бомбовый отсек с теплоизоляцией и кондиционированием воздуха, улучшенную систему сброса бомб и оборудование для мониторинга ядерных испытаний; провела первое ядерное испытание КНР 14 мая 1965 года. [7]
- Сиань H-6B - (Самолет-разведчик) Разрабатывался параллельно с H-6A и оснащался специализированным оборудованием. [1]
- Сиань H-6C - (Обычный бомбардировщик) Улучшенный комплекс средств противодействия; первоначально обозначен как H-6III. [1]
- Xi'an H-6D - (Морской ударный бомбардировщик) Противокорабельный ракетоносец, представленный в начале 1980-х годов, вооруженный двумя ракетами воздушного базирования C-601 («Шелкопряд») , по одной установленной под каждым крылом; оснащен увеличенным обтекателем под носом и различными улучшенными системами. Позже модернизирован до двух С-301 сверхзвуковых противокорабельных ракет или четырех С-101 сверхзвуковых противокорабельных ракет . В настоящее время разрабатывается модернизированная версия, способная нести четыре противокорабельные ракеты YJ-8 (С-801). [29] Первоначально обозначался H-6IV. [1]
- Сиань H-6E - (Ядерный бомбардировщик) Улучшенный комплекс средств противодействия, принят на вооружение в 1980-х годах. [1]
- Xi'an H-6F - (обычный бомбардировщик). Новое обозначение модернизированных H-6A и H-6C. Многие самолеты были модернизированы в 1990-х годах новыми инерциальными навигационными системами , доплеровским навигационным радаром и приемником GPS . [1]
- Xi'an H-6G - ( Самолеты РЭБ и C3 ) Предоставляет данные о наведении на крылатые ракеты наземного базирования, построенные в 1990-х годах. Никакого внутреннего бомбоотсека и оборонительного вооружения. [1] Самолет радиоэлектронной борьбы с подкрыльевыми блоками радиоэлектронного противодействия . [48]
- Сиань H-6H - (Крылатый ракетный авианосец) Наземный авианосец с крылатыми ракетами, вооруженный двумя ракетами, построенный в 1990-х годах. Никакого внутреннего бомбоотсека и оборонительного вооружения. [1]
- Сиань H-6K - (обычный бомбардировщик) Последний вариант H-6, оснащенный турбовентиляторными двигателями Д-30КП тягой 12 000 кг, заменяющими оригинальные китайские турбореактивные двигатели. Другие модификации включают в себя увеличенные воздухозаборники, переработанную кабину экипажа с уменьшенным/меньшим количеством прозрачностей и большой диэлектрический носовой обтекатель.
- Сиань H-6J - (Морской ударный бомбардировщик) Модифицированный H-6K для использования ВМС ВМС Народно-освободительной армии (PLANAF) для замены H-6G; имеет большую полезную нагрузку и дальность полета, а характеристики аналогичны H-6K. [49]
- Сиань H-6M - (крылатый ракетоносец). Оснащен системой слежения за местностью и четырьмя точками подвески под крылом для перевозки вооружения. Никакого внутреннего бомбоотсека и оборонительного вооружения. [1] Считается, что производство этого варианта возобновилось в начале 2006 года. [50]
- Сиань H-6N - (Ядерный бомбардировщик) Фюзеляж измененной формы вместо бомбового отсека для установки баллистической ракеты воздушного базирования . [51] вероятно, CH-AS-X-13 - вариант DF-21 воздушного базирования. противокорабельной баллистической ракеты [52] Он также может нести крылатые ракеты наземного нападения CJ-10K/KD-20 или KD-63. Бомбардировщик мог поступить на вооружение в 2018 году. [51]
- Xi'an HD-6 - (Самолет радиоэлектронной борьбы) Сплошной нос и обтекатель каноэ, предположительно, содержат оборудование электронного противодействия .
Варианты дозаправки в воздухе
[ редактировать ]
- Xi'an HY-6 - (Авиазаправщик) Первый успешный вариант танкера -дозаправщика в воздухе, находящийся на вооружении Китая. Сохранена система управления огнем ПВ-23 от H-6, поэтому ее все еще можно использовать в качестве ракетной пусковой установки.
- Сиань HY-6U - (Воздушный заправщик) Модифицированный танкер HY-6, находящийся на вооружении ВВС НОАК, с удаленной системой управления огнем PV-23 и радаром Тип 244, и, таким образом, это специальный самолет-заправщик. [53] Также называется H-6U.
- Xi'an HY-6D - (Военно-морской авиазаправщик) Первый воздушный танкер-заправщик для PLANAF, переоборудованный из H-6D. Наиболее явное различие между HY-6U и HY-6D заключается в том, что HY-6U имеет металлический носовой обтекатель, а HY-6D по-прежнему имеет прозрачный стеклянный нос. Как и на исходном HY-6, на HY-6D также сохранена система управления огнем PV-23, что позволяет самолету также служить платформой для перевозки и запуска ракет.
- Сиань HY-6DU - (Военно-морской авиазаправщик) Воздушный танкер-заправщик для ВВС США, модифицированный HY-6D, также называемый H-6DU. Подобно HY-6U, HY-6DU представляет собой специальный самолет-заправщик, когда с самолета снята система управления огнем PV-23.
Экспортные варианты
[ редактировать ]- Сиань B-6D - (Морской ударный бомбардировщик) Экспортная версия H-6D.
Испытательные стенды, прототипы и предлагаемые варианты
[ редактировать ]- Xi'an H-6I - модифицированная версия с четырьмя двигателями Rolls-Royce Spey Mk 512 турбовентиляторными , первоначально приобретенными в качестве запасных двигателей для самолетов Hawker Siddeley Trident, находящихся на вооружении CAAC . Модификации включали удлиненный фюзеляж и меньшие мотогондолы с меньшими воздухозаборниками в корнях крыла, где два первоначальных турбореактивных двигателя были заменены двумя турбовентиляторными двигателями Spey. Еще два двигателя Spey установлены на пилонах, по одному под каждым крылом, за пределами спонсонов ходовой части. Перегоночная дальность увеличена до 8100 км (со стандартной боевой нагрузкой), а боевой радиус увеличен до более 5000 км (со стандартной боевой нагрузкой). Разработка началась в 1970 году, первый полет состоялся в 1978 году, а в следующем году была получена государственная сертификация.
- Стенд для испытаний двигателей H-6 . Один H-6, серийный номер № 086, был переоборудован в испытательный стенд для двигателей. Оставался в эксплуатации 20 лет, пока не был заменен переоборудованным Ил-76 .
- Ракета-носитель H-6 - предлагаемый вариант, предназначенный для запуска 13-тонной ракеты-носителя спутника на высоту 10 000 м. В 2000 году начались предварительные исследования твердотопливной ракеты воздушного базирования, способной вывести на околоземную орбиту полезную нагрузку массой 50 кг. Макет стартовой платформы SLV и H-6, показанный на авиасалоне в Чжухае в 2006 году.
Операторы
[ редактировать ]
Текущие операторы
[ редактировать ]- ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) - по состоянию на ноябрь 2020 г. на вооружении находится более 231 самолета H-6. [54] Подразделения, эксплуатирующие H-6, в основном включают 8-ю , 10-ю и 36-ю авиационные дивизии .
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии (ПЛАНАФ) - эксплуатируют военно-морские варианты H-6G и H-6J. [55]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- ВВС Египта . Ранее они долгое время эксплуатировали советские Ту-16, после того как Египет переключил альянс с Советского Союза на США, ВВС Египта импортировали неопределенное количество бомбардировщиков H-6, последние из которых были списаны. в 2000 году. [1] [56] [57]
- ВВС Ирака . В 1987 году, незадолго до завершения ирано-иракской войны, ВВС Ирака получили четыре бомбардировщика H-6D и пятьдесят противокорабельных крылатых ракет (ASCM) C-601 «Шелкопряд». Первый корабль, пораженный Ракетой «Шелкопряд» было иранское грузовое судно «Энтехаб» 5 февраля 1988 года. Иракские ВВС поразили еще четырнадцать танкеров и сухогрузов, используя H-6D и «Шелкопряды». [56] Один иракский H-6D был сбит иранским самолетом F-14 Tomcat во время войны, остальные три H-6D были уничтожены в результате Соединенными Штатами бомбардировки авиабазы Аль-Такаддум в 1991 году во время войны в Персидском заливе . [1] [56]
Технические характеристики
[ редактировать ]

Данные взяты с сайта Sinodefence.com. [29]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 34,8 м (114 футов 2 дюйма)
- Размах крыльев: 33 м (108 футов 3 дюйма)
- Высота: 10,36 м (34 фута 0 дюймов)
- Площадь крыла: 165 м 2 (1780 кв. футов)
- Профиль крыла : корневой: ПР-1-10С-9 (15,7%); совет: ПР-1-10С-9 (12%) [58]
- Вес пустого: 37 200 кг (82 012 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 95 000 кг (209 439 фунтов)
- Силовая установка: 2 ТРДД Соловьев Д-30КП-2 тягой по 118 кН (27000 фунт-сила) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1050 км/ч (650 миль в час, 570 узлов)
- Крейсерская скорость: 768 км/ч (477 миль в час, 415 узлов) / 0,75 м.
- Дальность: 6000 км (3700 миль, 3200 миль)
- Боевая дальность: 1800 км (1100 миль, 970 миль)
- Практический потолок: 12 800 м (42 000 футов)
- Нагрузка на крыло: 460 кг/м 2 (94 фунта/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,24
Вооружение
- Оружие:
- 2 × 23-мм (0,906 дюйма) Нудельмана-Рихтера НР-23 пушки в выносной спинной башне
- 2 пушки НР-23 в выносной подфюзеляжной башне
- 2 пушки НР-23 в обитаемой хвостовой башне
- 1 пушка НР-23 в носовой части (редкое дополнение)
- Ракеты:
- 6 или 7 ракет КД-88 (противокорабельных или воздух-поверхность)
- YJ-100 (CJ-10) Противокорабельная ракета
- С-601 Противокорабельная ракета
- YJ-62 Противокорабельная ракета
- С-301 Противокорабельная ракета
- С-101 Противокорабельная ракета
- СМ-802А
- YJ-12 Противокорабельная ракета
- CH-AS-X-13 (H-6N)
- Бомбы: 12 000 кг (26 400 фунтов) оружия свободного падения.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также транслитерируется в англоязычных источниках как Xian H-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Разведывательные и специальные Ту-16 / Сиань H-6» . Воздушный вектор . Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ университета «Знакомство с коллекцией самолетов: H-6-Aviation College» . Западного политехнического Музей авиации Северо - Архивировано из оригинала 26 . октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Акс, Дэвид (16 ноября 2020 г.). «Китайские ВВС наверняка закупают много бомбардировщиков» . Форбс .
- ^ МИСИ 2010 : 402
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2015 года . Проверено 8 июня 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Уолдрон2019-10-01T05:04:00+01:00, Грег. «Китай демонстрирует H-6N, гиперзвук и гирокоптеры» . Полет Глобал .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и «Туполев Ту-16/Сиань H-6» . Оружие и война . 7 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Аллен, Кеннет В. (2 мая 2022 г.). «Организация бомбардировочных сил ВВС НОАК» (PDF) . Китайский институт аэрокосмических исследований . Воздушный университет, Монтгомери, Алабама.
- ^ @theragex (30 ноября 2021 г.). "Редкие кадры взлета восьми бомбардировщиков-ракетоносцев "Сиань" H-6K 8-й бомбардировочной дивизии ВВС НОАК и их практических занятий по бомбардировке в сопровождении истребителей Су-35 6-й авиационной бригады ВВС НОАК в провинции Гуандун « ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Публикация Army Techniques (ATP) 7-100.3: Китайская тактика . Вашингтон, округ Колумбия: Штаб-квартира Министерства армии (США). 2021. с. 35. ISBN 9798457607118 .
- ^ @MIL_Radar (13 июля 2017 г.). «13 июля: Самолеты JASDF поднялись в воздух, чтобы перехватить шесть китайских бомбардировщиков H-6» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ Зайдель, Джейми (17 июля 2017 г.). «Китай предупреждает Японию, чтобы она «привыкла» к полетам бомбардировщиков возле Окинавы» . Новозеландский Вестник .
- ^ Майк Йео 杨启铭 [@TheBaseLeg] (25 мая 2018 г.). «ВВС Китайской Республики и Силы воздушной самообороны Японии сообщают о перехвате двух бомбардировщиков H-6 НОАК, следовавших сегодня через пролив Баши и возвращающихся через пролив Мияко. На фотографиях изображен H-6K 10192 8-й бомбардировочной дивизии, карта Министерства обороны Японии» ( твит) ) – через Твиттер .
- ^ Лендон, Брэд (30 июля 2021 г.). «Великобританский авианосец HMS Queen Elizabeth на снимке в Южно-Китайском море» . CNN .
- ^ Гарднер, Фрэнк (30 июля 2021 г.). «Китай предупреждает Великобританию о приближении ударной группы авианосцев» . Новости Би-би-си . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ Райан Чан 陳家翹 [@ryankakiuchan] (1 августа 2021 г.). «Китайское предупреждение авианосной ударной группе Королевского флота HMS Queen Elizabeth» ( твит ) – через Twitter .
- ^ Цайюнь Сянцзян彩云香江 [@louischeung_hk] (1 августа 2021 г.). «H-6J несет 4 АШМ YJ-12 (изображения с камер видеонаблюдения)» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ @ vcdgf555 (1 августа 2021 г.). «В моих заметках они записаны как H-6K НОАК, а не J. Они из Южного командования театра военных действий и находятся за пределами Лэйяна, Хунань. Источник сообщает, что 11196 связаны с 8-й дивизией 24-го авиационного полка, хотя это может быть авиационная бригада. сейчас. Источник: @scramble_nl» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Ньюдик, Томас (3 ноября 2022 г.). «На китайском бомбардировщике H-6K замечена новая баллистическая ракета воздушного базирования» . Зона боевых действий .
- ^ «Китай совершил второе по величине вторжение в зону обороны Тайваня в этом году» . Франция24 . Агентство Франс-Пресс. 31 мая 2022 г.
- ^ Министерство национальной обороны Китайской Республики [@MoNDefense] (18 сентября 2020 г.). «18 сентября два бомбардировщика H-6, восемь истребителей J-16, четыре истребителя J-10 и четыре истребителя J-11 пересекли среднюю линию #Тайваньского пролива и вошли в юго-западную ПВО #Тайваня. #ROCAF подняли в воздух истребители и развернули авиацию. ПРО для наблюдения за деятельностью» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ Райан Чан 陳家翹 [@ryankakiuchan] (23 июня 2022 г.). «23 июня три бомбардировщика китайской НОАК H-6 пролетели через пролив Мияко из Восточно-Китайского моря в Тихий океан туда и обратно. Два из них несут по четыре сверхзвуковых противокорабельных ракеты YJ-12 каждый» ( Твиттер ) – через Twitter .
- ^ Jump up to: а б Крис Кавас [@CavasShips] (30 ноября 2021 г.). «Российские и китайские самолеты, сфотографированные Силами самообороны Японии вблизи Японии 19 ноября. К двум китайским бомбардировщикам H-6KG 10-й бомбардировочной дивизии 28-го авиаполка присоединились два стратегических бомбардировщика Ту-95МС ВВС России» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Вуди, Кристофер (24 мая 2022 г.). «Когда Байден встречается с азиатскими союзниками, Россия и Китай демонстрируют свои связи с помощью «более провокационного» полета бомбардировщика» . Бизнес-инсайдер .
- ^ «Самолеты Китая и России патрулировали встречу лидеров «четверки» в Токио» . Аль Джазира . 24 мая 2022 г.
- ^ Аллен, Кеннет В. (2 мая 2022 г.). «Организация бомбардировочных сил ВВС НОАК» (PDF) . Китайский институт аэрокосмических исследований .
- ^ «Ракетный бомбардировщик H-6H Cuirse НОАК» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2015 года . Проверено 2 апреля 2011 г.
- ^ https://odin.tradoc.army.mil/WEG/Asset/H-6_(Hong-6)_Chinese_Strategic_Bomber
- ^ Jump up to: а б с «Средний бомбардировщик Н-6» . Сайт Sinodefence.com . 26 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2012 г. Проверено 16 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Кашин, Василий (11 декабря 2009 г.). «Стратегический крылатый ракетоносец H-6K – новая эра для ВВС Китая» . Обзор обороны Москвы . 4 (18). Центр анализа стратегий и технологий . Архивировано из оригинала 15 декабря 2009 года . Проверено 30 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Чанг, Андрей (8 ноября 2007 г.). «Анализ: Китай достигает потенциала стратегического ядерного удара» . Юнайтед Пресс Интернешнл. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 30 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Крылатый ракетный бомбардировщик H-6K ВВС НОАК» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2011 года . Проверено 5 апреля 2011 г.
- ^ На видео ВВС Китая показана симуляция атаки на американскую базу на Гуаме . Телеграф . 21 сентября 2020 г.
- ^ АРГ. «Дальний стратегический бомбардировщик H-6K — Military-Today.com» . www.military-today.com . Архивировано из оригинала 18 марта 2018 года . Проверено 8 марта 2018 г.
- ↑ Джеффри Лин и PW Сингер, «Китай демонстрирует свои смертоносные новые крылатые ракеты». Архивировано 2 августа 2016 г. в Wayback Machine , Popular Science , 10 марта 2015 г.
- ^ H-6K - китайский B-52. Архивировано 7 сентября 2016 г. на Wayback Machine - Warisboring.com, 8 июля 2015 г.
- ^ Фишер, Ричард Д. младший (4 сентября 2015 г.). «Китай продемонстрирует новые системы вооружения на параде 3 сентября» . IHS Джейн 360 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ Ричард Д. Фишер-младший (30 сентября 2008 г.). Военная модернизация Китая: создание регионального и глобального охвата: строительство регионального и глобального охвата . Абк-Клио. ISBN 9781567207613 .
- ^ Jump up to: а б Фишер, Ричард (27 мая 2015 г.). «АНАЛИЗ: Может ли Китай преодолеть узкое место в производстве двигателей для военных самолетов?» . FlightGlobal . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Вуд, Питер; Уолстром, Олден; Клифф, Роджер (март 2020 г.). Авиамоторная промышленность Китая (PDF) . ВВС США, Университет Китайский институт аэрокосмических исследований. ISBN 9798637786664 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Дипломат, Франц-Стефан Гади. «Китай хочет разработать новый стратегический бомбардировщик дальнего действия» . thediplomat.com . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 8 марта 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ "Китайский Xian H-6K с дозаправочным зондом предлагает новые миссии - Jane's 360" . www.janes.com . Архивировано из оригинала 24 февраля 2018 года . Проверено 8 марта 2018 г.
- ^ «Отчет: Китай разрабатывает ядерную БРПЛ» . 11 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2018 г. . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ «Предупреждение представителя Пентагона об оружии» . News.com.au. 7 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2018 г. . Проверено 8 марта 2018 г.
- ^ КИТАЙ СБРОСИЛ СОБСТВЕННУЮ «МАТЕРЬ ВСЕХ БОМБ», ГОВОРЯТ В ОТЧЕТАХ. Архивировано 7 января 2019 г. в Wayback Machine . Newsweek . 3 января 2019 г.
- ↑ Китай демонстрирует самодельную версию американской «Матери всех бомб». Архивировано 7 января 2019 г. в Wayback Machine . Бизнес-инсайдер . 3 января 2019 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (18 октября 2022 г.). «Большие самолеты-ракетоносцы H-6K как стартовые платформы для дронов LJ-1» . Драйв .
- ^ «НОАК переоборудует старые бомбардировщики в самолеты радиоэлектронной борьбы» . atimes.com . 22 января 2018 года . Проверено 8 марта 2018 г.
- ^ ВМС Китая развертывают новые противокорабельные крылатые ракетоносцы H-6J. Архивировано 25 октября 2018 г. в Wayback Machine . Дипломат . 12 октября 2018 г.
- ^ Исби, Дэвид К. (29 сентября 2006 г.). «Китайский бомбардировщик H-6 несет «улучшенные ракеты» » . Ракеты и ракеты Джейн . Информационная группа Джейн. Архивировано из оригинала 30 ноября 2006 года . Проверено 16 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Рупрехт, Андреас; Габриэль, Домингес (19 октября 2020 г.). «Новый бомбардировщик H-6N НОАК несёт большую ракету» . Джейнс . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Панда, Анкит. «Раскрыто: китайская баллистическая ракета воздушного базирования, несущая ядерное оружие» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ «Танкёр Н-6» . Сайт Sinodefence.com . 27 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 15 января 2007 г. Проверено 16 января 2007 г.
- ^ «Китайские ВВС наверняка закупают много бомбардировщиков» . Форбс .
- ^ Чин, Джереми (12 октября 2018 г.). «Китайские ВВС приобрели новый бомбардировщик H-6J» . ЦСИС .
- ^ Jump up to: а б с Роблин, Себастьян (18 декабря 2016 г.). «Китайский бомбардировщик H-6: все, что вы хотите знать о пекинском B-52, летающем над Тайванем» . Национальный интерес .
- ^ Копп, Карло (январь 2011 г.). «XAC (Сиань) H-6 Badger» . Эйр Пауэр Австралия .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Международный институт стратегических исследований (2010 г.). Хакет, Джеймс (ред.). Военный баланс 2010 . Оксфордшир: Рутледж. ISBN 978-1-85743-557-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сиань H-6, на Викискладе?
- Семейство бомбардировщиков H-6 , AirForceWorld.com
- Средний бомбардировщик H-6 , Sinodefence.Com
- Сиань H-6 Badger , Ausairpower.Net
- Проект китайского бомбардировщика-невидимки Xian H-8
- Китайский самолет - H-8
- Министерство национальной обороны РПЦ-Дефолт