Jump to content

Sukhoi Su-30MKK

Су-30МКК / Су-30МК2
ВВС НОАК Су-30МКК
Роль Многоцелевой ударный истребитель
Национальное происхождение Россия
Дизайнерская группа Сухой
Введение декабрь 2000 г.
Статус В эксплуатации
Основные пользователи ВВС Народно-освободительной армии
Военно-морские силы Народно-освободительной армии
Народные ВВС Вьетнама
Венесуэльские ВВС
Произведено 2000–2016 [ 1 ]
Количество построенных 207
Разработано на основе Сухой Су-30

Су -30МКК ( по классификации НАТО : Flanker-G ) [ 2 ] представляет собой модификацию Су-30 , включающую в себя передовые технологии варианта Су-35 . Су-30МКК был разработан компанией «Сухой» в 1997 году в результате прямого запроса тендера между Российской Федерацией и Китаем . [ 3 ] Это всепогодный ударный истребитель дальнего действия тяжелого класса , сравнимый, как и Су-30 , с американским McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle . Су -30МК2 представляет собой дальнейшее усовершенствование Су-30МКК с модернизированной авионикой и возможностями морского удара . MKK и MK2 в настоящее время эксплуатируются ВВС Народно-освободительной армии , ВВС Индонезии , ВВС Вьетнама , ВВС Венесуэлы и ВВС Уганды . [ 4 ] [ 5 ]

Разработка

[ редактировать ]

Руководство ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) было обеспокоено расширением ВВС США (ВВС США) возможностей проникновения в защищенное воздушное пространство и нанесения высокоточных ударов в 1990-е годы. Поскольку от оборонительной тактики отказались и были приняты более агрессивные позиции, потребность в тяжелом истребителе с большим боевым радиусом и возможностью применения высокоточных боеприпасов была возложена на политическое руководство Китайской Народной Республики. [ 3 ]

Во время визита в Российскую Федерацию в конце 1996 года премьер-министр Китая Ли Пэн подписал соглашение на сумму 1,8 миллиарда долларов США на закупку 38 перспективных многоцелевых боевых самолетов . Технические переговоры начались сразу же. [ 3 ]

Сухой увидел огромный потенциал для удовлетворения потребностей Китая в Су-30МК, в то же время используя технологии Су-27М для разработки нового истребителя, который сохранил культовые высокие и толстые полимерные стабилизаторы, армированные углеродным волокном, в качестве топливных баков для большей дальности. Тип должен был получить обозначение Су-30МКК («Модернизированный коммерческий китайский» - Модернизированный коммерческий для Китая). [ 3 ]

Окончательные детали соглашения были согласованы во время авиасалона в Чжухае в 1998 году. Официальное соглашение было подписано в России премьер-министром Китая Чжу Жунцзи в марте 1999 года. В том же месяце прототип Bort 501 Blue совершил свой первый полет на аэродроме в Жуковском. Авиабаза . [ 3 ]

В ноябре 2000 года «Борт 502 Blue» присутствовал на авиасалоне в Чжухае и через месяц была поставлена ​​первая партия из десяти Су-30МКК. Вторая партия из 10 единиц была доставлена ​​21 августа 2001 года, а третья партия из 18 штук последовала в декабре. [ 3 ]

В июле 2001 года президент Китая Цзян Цзэминь и его российский коллега Владимир Путин подписали контракт на поставку еще 38 самолетов. [ 3 ]

В 2002 году две страны вели переговоры о покупке Су-30МК2 для Военно-морских сил Народно-освободительной армии (ПЛАНАФ). Вариант имел доработанную систему управления вооружением Х-31А ракеты «воздух-поверхность» . Контракт на постройку КнААПО 24 самолетов был подписан в начале 2003 года. Все они были поставлены в 2004 году. [ 3 ]

Вьетнамский Су-30МК2 в конфигурации ПВО с парой ракет Р-73 и Р-27 .

Су-30МКК имеет аппаратную совместимость с Су-35 , но программно Су-30МКК отличается от Су-35 (Фланкер-Э) в гораздо больших масштабах по сравнению с индийским Су-30МКИ из-за иных задач. Китаем. На самолетах семейства Flanker существует проблема снижения максимального уровня перегрузки с 9g до 7g на скорости от 0,7 до 0,9 Маха, и на Су-30МКК эта проблема была полностью решена путем принятия новых мер. По данным ОКБ Сухого, Су-30МКК является первым представителем семейства Flanker, достигшим этого уровня после Су-35 / 37 (Flanker-E/F) и Су-30МКИ . более высокий процент композиционного материала В Су-30МКК использован по сравнению с исходным Су-30МК . Кроме того, новый алюминиевый сплав был использован взамен старого типа, применявшегося на Су-30МК, для снижения веса. Сдвоенные рули направления, изготовленные в основном из углеродного композитного материала, были на Су-30МКК крупнее по сравнению с исходным Су-30МК, но вопреки тому, что когда-то ошибочно утверждалось некоторыми западными источниками, ОКБ Сухого позже обнаружило, что увеличенное пространство в рули использовались под дополнительные топливные баки, вместо более крупной связи УВЧ антенна. Также увеличена емкость топливных баков в крыльях. Двухносовое шасси размером 620 х 180 мм заменило одноносовое шасси размером 680 х 260 мм, использовавшееся на Су-30МК с учетом возросшей массы. Максимальный взлетный вес и нагрузка вооружения увеличены до 38 тонн и 12 тонн соответственно, но этого крайнего предела часто удается избежать, взлетая с меньшим весом. Ходили слухи, что китайские пилоты не были столь опытны, как российские летчики-испытатели, при работе на таких крайних пределах, что, по крайней мере частично, способствовало авариям. Оригинальное катапультное кресло К-36 на Су-30МК заменено на катапультное кресло К-36М для Су-30МКК.

Запас топлива

[ редактировать ]

Помимо вновь добавленных топливных баков в рулях общей емкостью 280 кг имеются четыре основных топливных бака. Цистерна №1 общей вместимостью 3150 кг находится спереди, цистерна №2 общей вместимостью 4150 кг - посередине, цистерна №3 общей вместимостью 1053 кг - сзади, цистерна №4 общей вместимостью В крыльях находится 1552 кг. При дозаправке в воздухе максимальная мощность Су-30МКК составляет до 2300 литров (1932 кг) в минуту. Высота дозаправки ограничена 2–6 км (6500–19 000 футов), а скорость ограничена 450–550 км/ч (242–296 узлов). Зонд дозаправки в воздухе расположен перед кабиной слева, конструкция рассчитана на ночную дозаправку.

Двигатель

[ редактировать ]

Основными силовыми установками являются два двигателя АЛ-31Ф, обеспечивающие большую маневренность и тягу. Дальность действия можно увеличить с помощью зонда для дозаправки в воздухе . Внутренние китайские ресурсы утверждают, что китайский двигатель WS-10 с более высоким средним межремонтным периодом также может быть использован, но это еще не подтверждено официальными источниками и источниками за пределами Китая. Среднее среднее время наработки на отказ АЛ-31Ф лишь немногим превышает 500 часов, что значительно ниже, чем у его западных аналогов - с той же проблемой, как сообщается, столкнулись ВВС Индии в своем парке Су-30МКИ . [ нужна ссылка ]

Авионика

[ редактировать ]

По данным ОКБ Сухого , многие новые авионики и модернизации нынешних БРЭО были специально разработаны с учетом требований Китая и впоследствии использовались на других представителях семейства Flanker, включая появившиеся позднее более совершенные версии, и в основном это было связано с к тому, что финансирование Су-30МКК было более доступным по сравнению с другими. Основным подрядчиком/системным интегратором авионики Су-30МКК было Конструкторское бюро приборостроения РПКБ со штаб-квартирой в Раменском , и для удовлетворения китайских требований было принято множество новых мер, таких как разработка программного обеспечения с открытой архитектурой . В разработке авионики для Су-30МКК также участвовали 12 украинских заводов, базирующихся в Киеве. [ 6 ]

Коммуникации

[ редактировать ]

Шифрованная радиосвязь УКВ / УВЧ Су-30МКК имеет максимальную дальность свыше 400 км, тогда как шифрованная радиосвязь КВ Су-30МКК имеет максимальную дальность свыше 1500 км, и все они могут использоваться как для воздушной, так и для воздушной связи. двусторонняя связь «воздух-воздух» или «воздух-земля». Су-30МКК - первый из семейства Flanker, оснащенный системой ТКС-2 С3, которая способна одновременно управлять с такой системой до 15 самолетами, а также ракетами класса "воздух-воздух" запускаемыми с них с шифрованной двусторонней связью . По словам разработчика системы — АО «Русская авианика», система управления и связи может как управляться и контролироваться наземными станциями , так и выступать в качестве центра управления другими воздушными судами. Российский разработчик утверждает, что эта система является огромным шагом вперед по сравнению с аналогичной элементарной системой на Су-27 , которая способна только на одностороннюю связь. Новая система также является первой среди российских систем, способной формировать локальная сеть аналогична аналогичной системе на американском Grumman F-14 Tomcat .

Системы радиоэлектронной борьбы

[ редактировать ]

Российские источники утверждают, что в системах радиоэлектронной борьбы Су-30МКК используются новейшие технологии, доступные в России, а приемники радиолокационных предупреждений настолько эффективны, что информации, предоставляемой только RWR, было бы достаточно для предоставления информации о целеуказании для Х-31П . противорадиационной защиты Ракета без использования других бортовых систем обнаружения, хотя информацию может предоставлять и система L-150 ELINT , которая может использоваться совместно с Х-31П. Максимальная дальность RWR определяется в несколько сотен километров, а исходя из максимальной дальности Х-31П в противорадиационной ракеты 200 км , максимальная должна быть как минимум столько же. Информация об угрозе, полученная от RWR, может быть либо выдана на ЖК- МФД (с отображением четырех наиболее опасных целей) для пилота в ручном режиме, либо использоваться автоматически. На законцовках крыла установлены блоки активных помех, а возле хвостового обтекателя установлена ​​пусковая установка ложных целей АПП-50 с 96 ложными целями различных типов. Отечественные китайские системы радиоэлектронной борьбы, включая BM/KG300G и KZ900 также можно перевозить после модификации бортовой системы, но такая модификация не была ни частью первоначального соглашения, ни соглашения о модернизации с россиянами, а была реализована самими китайцами в ходе поэтапных обновлений.

Управление полетом

[ редактировать ]

Электромеханическое управление (FBW) с четырехкратным резервированием , разработанное «Русской Авионикой», представляет собой ту же систему, что и на Су-30МКИ. Российские источники подтвердили утверждения внутренних китайских источников о том, что разработанная коренная китайская система близка к завершению и будет использоваться для замены исходной российской системы. Однако это еще не подтверждено западными источниками и официальными источниками в правительстве Китая, которые только на 6-м авиасалоне в Чжухае признали, что отечественное электродистанционное управление с четырехкратным резервированием разработано для размещения отечественных двигателей, но ничего не было упомянуто о том, будет ли Отечественная система и двигатели будут использоваться в будущих модернизациях Су-30МКК.

Летные приборы

[ редактировать ]

На Су-30МКК установлена ​​стеклянная кабина АО «Русская авианика», где у каждого пилота есть два больших многофункциональных дисплея, причем задние пилотские дисплеи расположены довольно нетрадиционно: один над другим. -9 размером 178 × 127 мм (7,0 × 5,0 дюймов) MFI Два цветных МФУ расположены на переднем сиденье: один MFI-9 и цветной ЖК -дисплей MFI-10 размером 204 × 152 мм (8,0 × 6,0 дюймов) МФД расположены на заднем сиденье. Проекционный дисплей (ИЛС) также разработан АО «Русская Авоника» и получил обозначение SILS-30.

Прицел на шлеме

[ редактировать ]

Первоначальный нашлемный прицел (HMS) серии АСП-ПВД-21 с ограниченным полем зрения (FoV) был заменен более совершенной системой HMS Сура-К, но китайцы заменяют российские HMS более совершенной отечественной системой. Опубликованные фотографии и видеоклипы из официальных китайских правительственных источников, таких как CCTV-7 в 2007 году и иллюстрированный журнал НОАК, подтвердили заявления Запада о том, что китайцы заменяют оригинальные российские нашлемные прицелы (HMS) на более функциональные. [ нужна ссылка ] отечественные.

Компьютер миссии

[ редактировать ]

Новый миссионный компьютер был совместно разработан Российской национальной научно-исследовательской академией авиационных систем и АО «Русская авианика», получившим обозначение MVK, и способен выполнять десять миллиардов FLOPS . Вся авионика на борту построена по стандарту MIL-STD-1553 . Имеется четыре компьютера на базе процессора серии «Багет-55»: один для центрального управления БРЭО, два для отображения информации и один для управления огнем.

[ редактировать ]

Интегрированные навигационные системы, получившие обозначение ПНС-10, включающие подсистему А737. Система способна использовать как GPS, так и ГЛОНАСС , но ходят слухи, что китайцы разрабатывают аналогичную систему, чтобы добавить возможность использования отечественной навигационной спутниковой системы BeiDou. [ нужна ссылка ] .

Бортовой радар

[ редактировать ]

Бортовая РЛС на борту Су-30МКК постоянно модернизировалась, всего подтверждено три, все из которых управляются комплексной радиолокационной системой наведения РЛПК-27ВЭ, разработанной на основе системы РЛПК-27 одноместного Су-27. . Обе системы разработаны Виктором Гришиным из Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) имени Тихомирова и совместимы с различными радиолокационными системами и системами вооружения.

  • РЛС Н001ВЭП: первые 20 Су-30МКК оснащены с пассивной решеткой с электронным сканированием (ПЭСА) РЛС управления огнем Н001ВЭП , созданной главным конструктором Виктором Гришиным из Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) имени Тихомирова, с максимальной дальностью обнаружения истребителей 150 км, дальность обнаружения бомбардировщиков увеличена до 300 км, возможность одновременно сопровождать 10 целей и поражать четыре воздушные цели или две наземные цели из 10 отслеживаемых. N001VEP разработанной разработан на основе более ранней РЛС N001VE, тем же конструктором, которая использовалась на китайском J-11A . Исходный процессор серии Baguet РЛС N001VE заменен его преемником серии Baguet-55. Как и его предшественник, новый радар включает в себя функции индикации движущихся целей (MTI) и картографирования, а также возможность обнаружения низколетящих или зависающих вертолетов. Сектор сканирования у него составляет 120 градусов, угол места — 110 градусов.
  • РЛС "Жук" -МС: С 21-го Су-30МКК РЛС Н001ВЭП заменена на РЛС управления огнем "Жук-МС" ("Жук-МС") конкурента Тихомирова (НИИП) - компании "Фазотрон" (НИИР), которая также использует плоскую антенную решетку с прорезями , такую ​​​​как радар N001VEP. Новый радар имеет большую дальность действия (до 150 км) и способен наводить на более широкий спектр систем вооружения. Количество целей, которые можно поражать, идентично РЛС Н001ВЭП, но количество одновременно сопровождаемых увеличено в два раза до 20. РЛС "Жук-МС" является усовершенствованием более ранней РЛС "Жук" Предназначен для модернизации Су-27 и МиГ-29, и по сравнению с исходной РЛС «Жук» «Жук-МС» имеет следующие улучшения, помимо увеличения дальности и количества сопровождаемых/поражаемых целей:
    • Диаметр антенны увеличен до 960 мм с исходных 680 мм РЛС «Жук».
    • Пиковая мощность увеличена до 6 кВт с исходных 5 кВт РЛС «Жук».
    • Средняя мощность увеличена до 1,5 кВт с исходной мощности РЛС «Жук» в 1 кВт.
    • Вопреки многим ошибочным утверждениям, «Жук-МС» — это не РЛС с фазированной решеткой , а щелевая плоская антенная решетка.
  • РЛС «Жук-МСЭ». В ходе поэтапной модернизации Су-30МКК «Жук-МСЭ» заменен на его преемника «Жук-МСЭ», а предыдущий «Жук-МСЭ» модернизируется до уровня «Жук-МСЭ». По сравнению с предшественником большинство технических характеристик остались прежними, однако количество одновременно поражаемых наземных целей увеличено до четырех с первоначальных двух. Как и «Жук-МС», этот радар также ошибочно называют радаром с фазированной решеткой , хотя на самом деле в нем используется щелевая плоская антенная решетка. Разработчик Phazotron заявил, что новый радар обладает лучшими возможностями ECCM , чем предыдущие модели.

На 6-м авиасалоне в Чжухае в 2006 году российские конструкторы на пресс-конференции рассказали китайским журналистам, что они работали с китайцами над разработкой радара с пассивной решеткой с электронным сканированием для модернизации Су-27 СК и Су-30МКК, но не остановились на этом. раскрытие любой дополнительной информации. Эти российские разработчики радаров были сотрудниками «Фазотрона» , а не Тихомирова , обычного поставщика радаров для семейства «Фланкер». Некоторые китайские СМИ утверждают, что РЛС с фазированной решеткой — это «Жук-МСФ», но это еще не подтверждено. Также возможно, что китайцы могут использовать тот же радар, что и на новейшей РЛС J-11b, что значительно увеличит характеристики Су-30МКК, поскольку радар J-11B увеличит дальность действия радара Су-30МКК до 350 км. [ нужна ссылка ] и позволять ему поражать до четырех воздушных и четырех наземных целей. [ нужна ссылка ]

Система управления огнем

[ редактировать ]

Бортовая система управления огнем объединяет радар , оптоэлектронику, нашлемный прицел, средства радиоэлектронной борьбы , включая приемники радиолокационного предупреждения , и каналы передачи данных . Система состоит из двух подсистем: подсистемы «воздух-воздух» СУВ-ВЭП и подсистемы «воздух-земля» СУВ-П.

  • СУВ-ВЭП: эта подсистема «воздух-воздух» способна контролировать шесть ракет «воздух-воздух» , что превышает максимальное количество целей, которые может одновременно поражать бортовая РЛС на борту Су-30МКК, что оставляет возможности для совершенствования РЛС. , который будет позже использован, когда с пассивной решеткой с электронным сканированием на Су-30МК2 будут установлены новые радары . Подсистема СУВ-ВЭП также способна управлять задачами класса «воздух-море», а управление огнем Х-31А и Х-35 противокорабельных ракет обычно обеспечивает подсистема «воздух-воздух» СУВ-ВЭП вместо СУВ. -П Подсистема «воздух-земля». Подсистема системы внедорожник-ВЭП включает в себя четыре основных части:
    • SEI-31-10 Интегрированная система отображения: используется для управления ЖК- МФД .
    • Оптронная (электрооптическая) система обнаружения ОЭПС-30: китайцы называют эту систему оптико-радарной системой, и она состоит из двух основных компонентов:
      • ОЛС-30 (52Ш) Инфракрасный поисково-путевой комплекс массой 200 кг включает в себя лазерный и ИК-датчики. По сравнению с предшественником ОЛС-27 («Изделие 36Ш») на Су-27 дальность ИК-обнаружения увеличилась почти вдвое и составила >90 км с первоначальных 50 км. Дальность действия лазерного дальномера увеличена до >10 км с первоначальных 6 км.
      • Нашлемная система (HMS) «Сура-К»: поле зрения (FoV) значительно увеличено до +/- 60 градусов по сравнению с +/- 8 градусами у системы ASP-PVD-21 HMS, первоначально использовавшейся на Су-27.
    • ОКП и бортовая РЛС также контролируются системой СУВ-ВЭП.
  • SUV-P: эта подсистема «воздух-земля» использует идентичное оборудование подсистемы «воздух-воздух» SUV-VEP, но с другими требованиями к обработке. Эта подсистема в основном используется для ракет «воздух-поверхность», таких как Х-59 , и действует как интерфейс между бортовой системой самолета и назначенными блоками наведения ракет «воздух-поверхность» , которыми невозможно управлять напрямую. бортовая авионика. Основной подсистемой системы СУВ-П является подсистема СУО-30ПК и подсистема спутниковой навигации А-737.
    • Подсистема управления вооружением СУО-30ПК: хотя Х-31 часто управляется системой воздух-воздух СуВ-ВЭП, ею также можно управлять через систему СУО-П через подсистему СУО-30ПК, которая также может управлять системой РЭБ Л-150. . Система СУО-30ПК также управляет другими ракетами, такими как Х-59, ракетой класса «воздух-земля», управление которой осуществляется через систему наведения «Текон» в блоке АПК-9Э. Другая подсистема СУО-30ПК разработана КБ авиационной автоматики в Курске и может использоваться для управления неуправляемым вооружением класса «воздух-земля».

Системы СУВ-ВЭП и СУВ-П были приняты на вооружение для модернизации одноместного Су-27СК, находящегося на вооружении Китая, а совместный коллектив НИИП имени Тихомирова и Государственного приборостроительного завода в Рязани. в качестве основного был назван подрядчик. Модифицированная система СУВ-ВЭП, принятая для модернизации китайского Су-27СК, получила обозначение СУВ-ВЭ, а модифицированная система СУВ-П, принятая для модернизации китайского Су-27СК, получила обозначение СУВ-ПЭ. размером 6х6 дюймов МФИ-10-6М и МФИП-6 Исходный аналоговый циферблатный индикатор на приборной панели Су-27СК был заменен двумя жидкокристаллическими МФУ . По заявлению России, к концу 2006 года было модернизировано более 60 китайских Су-27СК.

Благодаря улучшенной авионике MK2 был разработан для более целенаправленного использования в качестве морского ударного самолета, поэтому эти самолеты, заказанные Китаем, в настоящее время эксплуатируются ВВС ВМС. MK2 также обладает лучшими возможностями C4ISTAR (командование, контроль, связь, компьютеры, разведка, наблюдение, обнаружение целей и разведка), чем MKK.

Компьютер миссии

[ редактировать ]

Исходный миссионерский компьютер MVK заменяется его преемником MVK-RL, обладающим большими возможностями.

Коммуникации

[ редактировать ]

Система ТКС-2 С3 заменена последующей цифровой системой ЦИМСС-1. [ 7 ]

Летные приборы

[ редактировать ]

-9 размером 178 × 127 мм (7,0 × 5,0 дюймов) MFI Два цветных МФД в передней кабине, а также цветные MFI МФУ -9 и 204 × 152 мм (8,0 × 6,0 дюймов) MFI-10 в передней кабине. Задняя кабина заменена четырьмя MFI ЖК-МФУ -10-5 размером 158 х 211 мм . Конфигурация новых дисплеев осталась такой же, как у Су-30МКК.

Оптроника

[ редактировать ]

Одной из важных модернизаций авионики Су-30МК2 является установка нескольких электрооптических ( оптоэлектронных ) блоков - возможность, которая добавляется к более ранним Су-30МКК во время модернизации. Два типа российских оптико-электронных блоков проданы в Китай для Су-30МК2, но открытая архитектура и другие передовые конструкции позволили самолету также нести отечественные оптико-электронные блоки. Эта возможность Су-30МК2 была добавлена ​​к исходным Су-30МКК в ходе поэтапной модернизации. В состав российских оптико-электронных блоков входили:

  • Оптронный блок «Сапсан-Э»: Блок прицеливания «Сапсан»-Э разработки Уральского завода оптического машиностроения весит 250 кг, имеет длину 3 м и диаметр 0,39 м. Поле зрения от +10 градусов до −15 градусов, в состав системы входят телекамера и лазерные целеуказатели. Эта система предназначена для дополнения оптико-электронной системы ОЭПС-30МК-Э, установленной в носовой части самолета.
  • Разведывательная капсула M400: Разведывательная капсула M400, разработанная Конструкторским бюро Canopy, представляет собой большую капсулу, установленную между двумя двигателями. По сравнению с блоком прицеливания «Сапсан-Э» в блоке разведки М400 имеется другое оборудование: телевизионные/ термографические камеры , оптическая камера и бортовая радиолокационная станция бокового обзора . Радар бокового обзора имеет максимальную дальность действия более 100 км с разрешением 2 метра, а максимальная дальность действия ИК- и ТВ-камер превышает 70 км. Разрешение теле/ИК-камеры составляет 0,3 метра, а оптической камеры – 0,4 метра. Систему также можно использовать для обнаружения слепой зоны позади самолета для предоставления информации о наведении на ракеты класса «воздух-воздух», стреляющие назад. [ нужна ссылка ] , но эта возможность китайцами пока не использована. Система также способна захватывать морские цели.
  • отечественной китайской оптики, включая FILAT и Blue Sky (навигационный модуль) После доработки бортовой системы возможна установка и . Так же, как и включение отечественных китайских модулей радиоэлектронной борьбы, таких как BM/KG300G и KZ900 , в Су-30МКК, такая модификация не была ни частью первоначальной сделки, ни соглашением о модернизации с русскими, вместо этого она была реализована самими китайцами во время поэтапные обновления. По заявлениям Китая, внутренняя модернизация Су-30МКК/МК2 прошла намного проще и проще, чем модернизация более ранних Су-27СК , благодаря западному российскому стандарту MIL-STD-1553, принятому для серии Су-30МКК.

Бортовой радар

[ редактировать ]

В 2000 году Китай разместил заказ на РЛС с пассивной решеткой электронного сканирования «Сокол» («Сокол») разработки компании «Фазотрон» , пока РЛС еще находилась в разработке, сообщается, что Китай либо частично профинансировал, либо присоединился к разработке, но этого не может быть. подтвержденный. Все двадцать единиц были поставлены в 2004 году после завершения разработки в конце 2003 года, а радары установлены на Су-30МК2. Максимальная дальность, средняя и пиковая мощность РЛС «Сокол» остались такими же, как у РЛС «Жук-МСЭ» на Су-30МКК, но максимальное количество целей, которые она может одновременно сопровождать, фактически уменьшилось на 40%, с первоначальных 20 до 12. Однако Количество целей, которые он может одновременно поражать, увеличено до шести с исходных четырех, что позволяет полностью использовать возможности подсистемы СУВ-ВЭП бортовой системы управления огнем. Диаметр антенной решетки увеличен до 980 мм с 960 мм у «Жук-МС/МСЭ». Сектор сканирования РЛС составляет 170 градусов, угол места сканирования от −40 градусов до +56 градусов. Радар имеет три приемника и коэффициент усиления 37 дБ. При применении против надводных целей типа эсминца максимальная дальность увеличивается вдвое до 300 км, как и у американского АН/АПГ-68 . Нет никаких подтверждений каких-либо последующих заказов на радар «Сокол», и, в отличие от оптико-электронного блока, неизвестно, будет ли этот радар добавлен к более ранним Су-30МКК в ходе поэтапной модернизации.

В начале 2000-х годов Россия разрешила экспорт с пассивной решеткой электронного сканирования в Китай РЛС Pero , разработанной Тихомировым. Антенну Перо можно легко интегрировать в существующую радиолокационную систему N001VEP без каких-либо существенных модификаций, просто заменив исходную плоскую решетку с прорезями, что приводит к повышению производительности. Модернизация Pero позволяет радару одновременно поражать 6 воздушных целей или 4 наземные цели. Радар с антенной Перо называется радаром Панда. Китай, однако, не принял это предложение, когда Россия предложила пакет модернизации «Перо», потому что конкурент Тихомирова «Фазотрон» предложил Китаю совершенно новый радар с фазированной решеткой, который предположительно работал лучше, по слухам, это «Жук-МСФ». Помимо простоты интеграции, преимуществом радара Panda Pero с пассивной решеткой электронного сканирования был его вес. Все остальные РЛС, предлагаемые для модернизации Су-30МК2, существенно увеличивают вес, изменяется центр тяжести самолета, что приводит к необходимости доработки планера и перепроектированию системы управления полетом. Таких проблем не существует, если будет принят радар «Панда», поскольку он увеличивает вес всего лишь на 20 кг, что будет компенсировано перепроектированием ИЛС SILS-30 с целью уменьшения его веса на 20 кг, что уравновешивает увеличение веса радара «Панда». радар. Это утверждение ОКБ Тимхомирова подтверждают как ОКБ Сухого, так и бюро «Русская авианика», которые заявили журналистам СМИ на авиасалоне в Чжухае в 2006 году в Китае, что подобная модификация уже успешно завершена. Китай, однако, не принял окончательного решения к концу 2007 года, и многие российские и китайские источники утверждали, что отечественные китайские HUD западного производства работают лучше и весят гораздо меньше, и поэтому Китай планировал принять на вооружение собственную авионику в следующем году. постепенная модернизация, но такие утверждения еще не подтверждены западными источниками и официальными источниками правительств Китая и России.

В ответ Тихомиров впоследствии предложил Китаю РЛС с пассивной решеткой электронного сканирования Н-011М «Барс» , самую мощную российскую бортовую РЛС на всех экспортированных самолетах, но Китай снова отклонил это предложение. Многие утверждали, что причиной отказа было то, что китайцы обнаружили ту же проблему, с которой столкнулась Индия во время оценки радара: хотя РЛС с пассивной решеткой с электронным сканированием Н-011М «Барс» имела большую дальность действия и лучшую устойчивость к помехам, у нее была проблема с точной и правильное определение целей на большом расстоянии, в то время как другие утверждают, что Китай просто не хотел, чтобы Индия использовала ту же систему. Однако оба утверждения противоречат официальному объяснению китайского правительства: новая РЛС весит более 650 кг и вызвала существенное изменение центра тяжести самолета, что сильно ухудшило аэродинамические характеристики и компоновку боевой нагрузки Су-30МКК. , который гораздо хуже адаптируется к новой тяжелой РЛС, чем Су-30МКИ , потому что эти два самолета были основаны на двух совершенно разных планерах, и этот факт подтверждает Jane's All the World's Aircraft . Если будет принят на вооружение новый радар, необходимо добавить утки и модифицировать программное обеспечение управления полетом для Су-30МКК, чтобы сохранить тот же уровень характеристик, что и раньше, и, таким образом, в дополнение к оплате за более дорогие новые радары, Огромные деньги необходимо потратить и на модернизацию самолета.

Су-30МК3, возможно, должен был включать в себя либо РЛС с фазированной антенной решеткой «Фазотрон Жук-МСФ», либо новую РЛС «Панда», разработанную Тихомировым и основанную на РЛС с пассивной фазированной решеткой Pero; по слухам, обе они находились на китайской оценке. Любой радар позволит существенно повысить дальность обнаружения воздушных целей Су-30 до 190 км и дальность обнаружения надводных целей до 300 км. Неизвестно, будут ли ВМС или ВВС НОАК заказывать какой-либо из этих самолетов, несмотря на их значительные преимущества благодаря современным радарам. Следовательно, если эти радары пройдут китайские испытания, их, скорее всего, будут модернизировать на более ранние MKK и MK2 и даже, возможно, на Shenyang J-11 из-за неопределенного статуса проекта MK3.

В январе 2007 года Россия подтвердила, что новейшая РЛС с фазированной решеткой «Ирбис-Э» («Снежный барс-Э»), находящаяся на вооружении России, разработанная Тихомировым, была предложена Китаю. Однако маловероятно, что Китай примет на вооружение эту новейшую российскую бортовую РЛС, поскольку все модели серии Су-30 могут обеспечить только половину мощности, необходимой для радара номинальной мощностью 5 кВт, и в настоящее время только Су-35 и Су-35. -37 имеют достаточную мощность для поддержки новейшего российского бортового радара. Покупка РЛС с фазированной решеткой «Ирбис-Э» приведет к тому, что Китай заключит еще одну сделку с Россией по обновлению парка Су-30МКК, что значительно увеличит стоимость, поскольку в настоящее время Китай не имеет возможности сделать это самостоятельно или вынужден платить еще более высокие цены. купить Су-35 или Су-37.

Китай фактически заказал и ввел в эксплуатацию Су-35С , а также разработал собственный J-16 , который, как утверждается, превосходит российский Су-30 - особенно с точки зрения датчиков и авионики, когда сообщается об установке радаров AESA. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] С тех пор никаких обновлений или разработок по проекту Су-30МК3 не поступало. Фактически линия по производству Су-30МК2 на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе (КнААЗ) была остановлена ​​в конце 2016 года после завершения изготовления самых последних двух планеров Су-30МК2 для Вьетнама , оставив место для производства Су-30МК2. более новые Су-35С и Су-57 на тех же мощностях. В конечном итоге заказов и официальных предложений на Су-30МК производства КнААЗ больше не поступало. [ 11 ]

Операторы

[ редактировать ]
Карта с операторами Су-30МКК синего цвета
 Китайская Народная Республика
 Индонезия
ВВС Индонезии . Су-30МК2
 Уганда
  • В 2012 году ВВС Народной обороны Уганды имели на вооружении шесть Су-30МК2. После подписания контракта в мае 2012 года поставки были завершены в течение двенадцати месяцев. Цена за шесть истребителей была установлена ​​в размере 740 миллионов долларов США. [ 17 ] [ 18 ] В августе 2020 года журнал Military Watch сообщил, что на вооружении Уганды находятся 8 самолетов Су-30МК2. [ 19 ] Уганда подписала Меморандум о взаимопонимании с Hindustan Aeronautics Ltd на техническое обслуживание и техническую поддержку. [ 20 ]
 Венесуэла
 Вьетнам

Технические характеристики (Су-30МКК/МК2)

[ редактировать ]
Принципиальная схема Су-30МК

Данные КнААПО, [ 25 ] deagel.com, [ 26 ] и Рособоронэкспорт

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 21,9 м (71 фут 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
  • Высота: 6,36 м (20 футов 10 дюймов)
  • Полная масса: 24 900 кг (54 895 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 34 500 кг (76 059 фунтов)
  • Силовая установка: 2 ТРДД Люлька АЛ-31Ф с форсажной камерой , 123 кН (28000 фунтов силы)

Производительность

  • Максимальная скорость: 2120 км/ч (1320 миль в час, 1140 узлов) на большой высоте, [ 27 ] или 1400 километров в час (870 миль в час) на малой высоте.
  • Максимальная скорость: 2 Маха
  • Дальность: 3000 км (1900 миль, 1600 морских миль) при взлетной массе 24 900 кг (54 900 фунтов) на крейсерской высоте или 1270 километров (790 миль) с тем же TOW на малой высоте.
  • Практический потолок: 17 300 м (56 800 футов)
  • пределы г: + 9 г
  • Скорость набора высоты: 305 м/с (60 000 футов/мин) [ 28 ]
  • Тяга/вес : 1
  • Разбег: 550 м (1804 фута)

Вооружение

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ thanhnien.vn (11 октября 2016 г.). «Сколько Су-30МК2 производит Россия?» . thanhnien.vn (на вьетнамском языке) . Проверено 26 февраля 2024 г.
  2. ^ MKK stands for Russian Mnogofunktzionniy Kommercheskiy Kitayski ( Cyrillic : Многофунктзионний Коммерческий Китайски), "Multifunctional Commercial for China".
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вэй, Бай (май 2012 г.). «Фланкер под любым другим именем». Ежемесячник ВВС (290): 72–77.
  4. ^ Ладу, Исмаил Муса (23 сентября 2012 г.). «Россия заявляет, что Уганда купит еще шесть самолетов» . Ежедневный монитор (Кампала) . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 24 марта 2015 г.
  5. ^ Ондиеки, Дэниел (3 апреля 2013 г.). «Истребители Су-30 далеко впереди в завоевании господства в воздухе» . Business Daily Africa (Найроби) . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 24 марта 2015 г.
  6. ^ «Некролог украинскому оборонному комплексу» . РИА Новости . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 4 июля 2008 г.
  7. ^ «Китай представляет эсминцы с системой «Иджис»» . 27 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2009 г.
  8. ^ Гади, Франц-Стефан. «Подтверждено: Китай покупает у России 24 современных истребителя» . thediplomat.com . Проверено 10 декабря 2022 г.
  9. ^ Дар, Юнис (29 марта 2021 г.). «J-16 против Су-30МИ: превосходит ли китайский многоцелевой истребитель J-16 индийский Су-30МКИ и российский Су-35?» . Евразийская газета «Таймс» . Проверено 10 декабря 2022 г.
  10. ^ Роблин, Себастьян (13 января 2022 г.). «Китайский J-16 был вдохновлен российской техникой» . Национальный интерес . Проверено 10 декабря 2022 г.
  11. ^ "Последние Су-30МК2 для Вьетнама" . ВПК.name (in Russian). 12 October 2016 . Retrieved 10 December 2022 .
  12. ^ Jump up to: а б Хакет, Джеймс, изд. (2010). Военный баланс 2010 . Международный институт стратегических исследований .
  13. ^ Jump up to: а б «Многоцелевой самолет Су-30МКК» . SinoDefence.com. Архивировано из оригинала 13 января 2007 года . Проверено 16 декабря 2012 г.
  14. ^ «Истребитель Су-30МКК в ВВС Китая» . AirForceWorld.com . 5 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 6 июня 2013 г.
  15. ^ Jump up to: а б с «Список эксплуатантов Су-27» . МИЛАВИА.НЕТ . 27 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2008 года . Проверено 15 января 2012 г.
  16. ^ «ВВС Индонезии добавляют больше фланкеров» . Оборонная промышленность ежедневно . 10 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 г.
  17. ^ «Уганда получила последние Су-30 из России» . оборона.профессионалы. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 года . Проверено 19 декабря 2012 г.
  18. ^ Дэвид Голдман (6 июля 2015 г.). «ВВС Уганды приняли последнюю поставку истребителей Су-30МК2» . Сайт Intelligencebriefs.com. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 3 июня 2018 г.
  19. ^ Военный дозор (20 августа 2020 г.). «Десять самых мощных истребителей Африки: от ангольского Су-30 до египетского Rafale: Су-30МК2 — Уганда и Су-30КН — Ангола» . Журнал «Военные часы» . Проверено 29 августа 2020 г. .
  20. ^ «Истребители Су-30МК2 ВВС Уганды будут обслуживаться компанией HAL Hindustan Aeronautics Ltd» .
  21. Венесуэла заявляет, что истребитель разбился после приземления «незаконного» самолета Reuters, 18 сентября 2015 г.
  22. ^ "Венесуэла выделит $480 млн на покупку самолетов "Сухой" у России" . Ноябрь 2015.
  23. ^ «Несмотря на экономический кризис, Венесуэла покупает милые российские дома» . 29 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2015 г. . Проверено 14 марта 2016 .
  24. ^ ВнЭкспресс. «Обнаружены обломки вьетнамского истребителя Су-30, определено место крушения — Вьетнам сегодня» . VnExpress International – Последние новости, бизнес, путешествия и аналитика из Вьетнама . Проверено 3 октября 2022 г.
  25. ^ «Многоцелевой двухместный тандемный истребитель Су-30МК» . КНААПО. Архивировано из оригинала 16 июня 2006 года . Проверено 16 января 2007 г.
  26. ^ «Су-30МКК» . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года . Проверено 29 июня 2017 г.
  27. ^ «Кнаапо — многоцелевой двухместный истребитель Су-30Мк» . knaapo.ru . Архивировано из оригинала 16 июня 2006 года.
  28. ^ Технические характеристики Су-30МКК - SinoDefence.com. Архивировано 23 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2b38a01fdaa3c02d6722411b072370c__1721175780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/0c/c2b38a01fdaa3c02d6722411b072370c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sukhoi Su-30MKK - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)