Sukhoi Su-30MKK
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2010 г. ) |
Су-30МКК / Су-30МК2 | |
---|---|
ВВС НОАК Су-30МКК | |
Роль | Многоцелевой ударный истребитель |
Национальное происхождение | Россия |
Дизайнерская группа | Сухой |
Введение | декабрь 2000 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС Народно-освободительной армии Военно-морские силы Народно-освободительной армии Народные ВВС Вьетнама Венесуэльские ВВС |
Произведено | 2000–2016 [ 1 ] |
Количество построенных | 207 |
Разработано на основе | Сухой Су-30 |
Су -30МКК ( по классификации НАТО : Flanker-G ) [ 2 ] представляет собой модификацию Су-30 , включающую в себя передовые технологии варианта Су-35 . Су-30МКК был разработан компанией «Сухой» в 1997 году в результате прямого запроса тендера между Российской Федерацией и Китаем . [ 3 ] Это всепогодный ударный истребитель дальнего действия тяжелого класса , сравнимый, как и Су-30 , с американским McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle . Су -30МК2 представляет собой дальнейшее усовершенствование Су-30МКК с модернизированной авионикой и возможностями морского удара . MKK и MK2 в настоящее время эксплуатируются ВВС Народно-освободительной армии , ВВС Индонезии , ВВС Вьетнама , ВВС Венесуэлы и ВВС Уганды . [ 4 ] [ 5 ]
Разработка
[ редактировать ]Руководство ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) было обеспокоено расширением ВВС США (ВВС США) возможностей проникновения в защищенное воздушное пространство и нанесения высокоточных ударов в 1990-е годы. Поскольку от оборонительной тактики отказались и были приняты более агрессивные позиции, потребность в тяжелом истребителе с большим боевым радиусом и возможностью применения высокоточных боеприпасов была возложена на политическое руководство Китайской Народной Республики. [ 3 ]
Во время визита в Российскую Федерацию в конце 1996 года премьер-министр Китая Ли Пэн подписал соглашение на сумму 1,8 миллиарда долларов США на закупку 38 перспективных многоцелевых боевых самолетов . Технические переговоры начались сразу же. [ 3 ]
Сухой увидел огромный потенциал для удовлетворения потребностей Китая в Су-30МК, в то же время используя технологии Су-27М для разработки нового истребителя, который сохранил культовые высокие и толстые полимерные стабилизаторы, армированные углеродным волокном, в качестве топливных баков для большей дальности. Тип должен был получить обозначение Су-30МКК («Модернизированный коммерческий китайский» - Модернизированный коммерческий для Китая). [ 3 ]
Окончательные детали соглашения были согласованы во время авиасалона в Чжухае в 1998 году. Официальное соглашение было подписано в России премьер-министром Китая Чжу Жунцзи в марте 1999 года. В том же месяце прототип Bort 501 Blue совершил свой первый полет на аэродроме в Жуковском. Авиабаза . [ 3 ]
В ноябре 2000 года «Борт 502 Blue» присутствовал на авиасалоне в Чжухае и через месяц была поставлена первая партия из десяти Су-30МКК. Вторая партия из 10 единиц была доставлена 21 августа 2001 года, а третья партия из 18 штук последовала в декабре. [ 3 ]
В июле 2001 года президент Китая Цзян Цзэминь и его российский коллега Владимир Путин подписали контракт на поставку еще 38 самолетов. [ 3 ]
В 2002 году две страны вели переговоры о покупке Су-30МК2 для Военно-морских сил Народно-освободительной армии (ПЛАНАФ). Вариант имел доработанную систему управления вооружением Х-31А ракеты «воздух-поверхность» . Контракт на постройку КнААПО 24 самолетов был подписан в начале 2003 года. Все они были поставлены в 2004 году. [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2011 г. ) |
Су-30МКК имеет аппаратную совместимость с Су-35 , но программно Су-30МКК отличается от Су-35 (Фланкер-Э) в гораздо больших масштабах по сравнению с индийским Су-30МКИ из-за иных задач. Китаем. На самолетах семейства Flanker существует проблема снижения максимального уровня перегрузки с 9g до 7g на скорости от 0,7 до 0,9 Маха, и на Су-30МКК эта проблема была полностью решена путем принятия новых мер. По данным ОКБ Сухого, Су-30МКК является первым представителем семейства Flanker, достигшим этого уровня после Су-35 / 37 (Flanker-E/F) и Су-30МКИ . более высокий процент композиционного материала В Су-30МКК использован по сравнению с исходным Су-30МК . Кроме того, новый алюминиевый сплав был использован взамен старого типа, применявшегося на Су-30МК, для снижения веса. Сдвоенные рули направления, изготовленные в основном из углеродного композитного материала, были на Су-30МКК крупнее по сравнению с исходным Су-30МК, но вопреки тому, что когда-то ошибочно утверждалось некоторыми западными источниками, ОКБ Сухого позже обнаружило, что увеличенное пространство в рули использовались под дополнительные топливные баки, вместо более крупной связи УВЧ антенна. Также увеличена емкость топливных баков в крыльях. Двухносовое шасси размером 620 х 180 мм заменило одноносовое шасси размером 680 х 260 мм, использовавшееся на Су-30МК с учетом возросшей массы. Максимальный взлетный вес и нагрузка вооружения увеличены до 38 тонн и 12 тонн соответственно, но этого крайнего предела часто удается избежать, взлетая с меньшим весом. Ходили слухи, что китайские пилоты не были столь опытны, как российские летчики-испытатели, при работе на таких крайних пределах, что, по крайней мере частично, способствовало авариям. Оригинальное катапультное кресло К-36 на Су-30МК заменено на катапультное кресло К-36М для Су-30МКК.
Запас топлива
[ редактировать ]Помимо вновь добавленных топливных баков в рулях общей емкостью 280 кг имеются четыре основных топливных бака. Цистерна №1 общей вместимостью 3150 кг находится спереди, цистерна №2 общей вместимостью 4150 кг - посередине, цистерна №3 общей вместимостью 1053 кг - сзади, цистерна №4 общей вместимостью В крыльях находится 1552 кг. При дозаправке в воздухе максимальная мощность Су-30МКК составляет до 2300 литров (1932 кг) в минуту. Высота дозаправки ограничена 2–6 км (6500–19 000 футов), а скорость ограничена 450–550 км/ч (242–296 узлов). Зонд дозаправки в воздухе расположен перед кабиной слева, конструкция рассчитана на ночную дозаправку.
Двигатель
[ редактировать ]Основными силовыми установками являются два двигателя АЛ-31Ф, обеспечивающие большую маневренность и тягу. Дальность действия можно увеличить с помощью зонда для дозаправки в воздухе . Внутренние китайские ресурсы утверждают, что китайский двигатель WS-10 с более высоким средним межремонтным периодом также может быть использован, но это еще не подтверждено официальными источниками и источниками за пределами Китая. Среднее среднее время наработки на отказ АЛ-31Ф лишь немногим превышает 500 часов, что значительно ниже, чем у его западных аналогов - с той же проблемой, как сообщается, столкнулись ВВС Индии в своем парке Су-30МКИ . [ нужна ссылка ]
Авионика
[ редактировать ]По данным ОКБ Сухого , многие новые авионики и модернизации нынешних БРЭО были специально разработаны с учетом требований Китая и впоследствии использовались на других представителях семейства Flanker, включая появившиеся позднее более совершенные версии, и в основном это было связано с к тому, что финансирование Су-30МКК было более доступным по сравнению с другими. Основным подрядчиком/системным интегратором авионики Су-30МКК было Конструкторское бюро приборостроения РПКБ со штаб-квартирой в Раменском , и для удовлетворения китайских требований было принято множество новых мер, таких как разработка программного обеспечения с открытой архитектурой . В разработке авионики для Су-30МКК также участвовали 12 украинских заводов, базирующихся в Киеве. [ 6 ]
Коммуникации
[ редактировать ]Шифрованная радиосвязь УКВ / УВЧ Су-30МКК имеет максимальную дальность свыше 400 км, тогда как шифрованная радиосвязь КВ Су-30МКК имеет максимальную дальность свыше 1500 км, и все они могут использоваться как для воздушной, так и для воздушной связи. двусторонняя связь «воздух-воздух» или «воздух-земля». Су-30МКК - первый из семейства Flanker, оснащенный системой ТКС-2 С3, которая способна одновременно управлять с такой системой до 15 самолетами, а также ракетами класса "воздух-воздух" запускаемыми с них с шифрованной двусторонней связью . По словам разработчика системы — АО «Русская авианика», система управления и связи может как управляться и контролироваться наземными станциями , так и выступать в качестве центра управления другими воздушными судами. Российский разработчик утверждает, что эта система является огромным шагом вперед по сравнению с аналогичной элементарной системой на Су-27 , которая способна только на одностороннюю связь. Новая система также является первой среди российских систем, способной формировать локальная сеть аналогична аналогичной системе на американском Grumman F-14 Tomcat .
Системы радиоэлектронной борьбы
[ редактировать ]Российские источники утверждают, что в системах радиоэлектронной борьбы Су-30МКК используются новейшие технологии, доступные в России, а приемники радиолокационных предупреждений настолько эффективны, что информации, предоставляемой только RWR, было бы достаточно для предоставления информации о целеуказании для Х-31П . противорадиационной защиты Ракета без использования других бортовых систем обнаружения, хотя информацию может предоставлять и система L-150 ELINT , которая может использоваться совместно с Х-31П. Максимальная дальность RWR определяется в несколько сотен километров, а исходя из максимальной дальности Х-31П в противорадиационной ракеты 200 км , максимальная должна быть как минимум столько же. Информация об угрозе, полученная от RWR, может быть либо выдана на ЖК- МФД (с отображением четырех наиболее опасных целей) для пилота в ручном режиме, либо использоваться автоматически. На законцовках крыла установлены блоки активных помех, а возле хвостового обтекателя установлена пусковая установка ложных целей АПП-50 с 96 ложными целями различных типов. Отечественные китайские системы радиоэлектронной борьбы, включая BM/KG300G и KZ900 также можно перевозить после модификации бортовой системы, но такая модификация не была ни частью первоначального соглашения, ни соглашения о модернизации с россиянами, а была реализована самими китайцами в ходе поэтапных обновлений.
Управление полетом
[ редактировать ]Электромеханическое управление (FBW) с четырехкратным резервированием , разработанное «Русской Авионикой», представляет собой ту же систему, что и на Су-30МКИ. Российские источники подтвердили утверждения внутренних китайских источников о том, что разработанная коренная китайская система близка к завершению и будет использоваться для замены исходной российской системы. Однако это еще не подтверждено западными источниками и официальными источниками в правительстве Китая, которые только на 6-м авиасалоне в Чжухае признали, что отечественное электродистанционное управление с четырехкратным резервированием разработано для размещения отечественных двигателей, но ничего не было упомянуто о том, будет ли Отечественная система и двигатели будут использоваться в будущих модернизациях Су-30МКК.
Летные приборы
[ редактировать ]На Су-30МКК установлена стеклянная кабина АО «Русская авианика», где у каждого пилота есть два больших многофункциональных дисплея, причем задние пилотские дисплеи расположены довольно нетрадиционно: один над другим. -9 размером 178 × 127 мм (7,0 × 5,0 дюймов) MFI Два цветных МФУ расположены на переднем сиденье: один MFI-9 и цветной ЖК -дисплей MFI-10 размером 204 × 152 мм (8,0 × 6,0 дюймов) МФД расположены на заднем сиденье. Проекционный дисплей (ИЛС) также разработан АО «Русская Авоника» и получил обозначение SILS-30.
Прицел на шлеме
[ редактировать ]Первоначальный нашлемный прицел (HMS) серии АСП-ПВД-21 с ограниченным полем зрения (FoV) был заменен более совершенной системой HMS Сура-К, но китайцы заменяют российские HMS более совершенной отечественной системой. Опубликованные фотографии и видеоклипы из официальных китайских правительственных источников, таких как CCTV-7 в 2007 году и иллюстрированный журнал НОАК, подтвердили заявления Запада о том, что китайцы заменяют оригинальные российские нашлемные прицелы (HMS) на более функциональные. [ нужна ссылка ] отечественные.
Компьютер миссии
[ редактировать ]Новый миссионный компьютер был совместно разработан Российской национальной научно-исследовательской академией авиационных систем и АО «Русская авианика», получившим обозначение MVK, и способен выполнять десять миллиардов FLOPS . Вся авионика на борту построена по стандарту MIL-STD-1553 . Имеется четыре компьютера на базе процессора серии «Багет-55»: один для центрального управления БРЭО, два для отображения информации и один для управления огнем.
Навигация
[ редактировать ]Интегрированные навигационные системы, получившие обозначение ПНС-10, включающие подсистему А737. Система способна использовать как GPS, так и ГЛОНАСС , но ходят слухи, что китайцы разрабатывают аналогичную систему, чтобы добавить возможность использования отечественной навигационной спутниковой системы BeiDou. [ нужна ссылка ] .
Бортовой радар
[ редактировать ]Бортовая РЛС на борту Су-30МКК постоянно модернизировалась, всего подтверждено три, все из которых управляются комплексной радиолокационной системой наведения РЛПК-27ВЭ, разработанной на основе системы РЛПК-27 одноместного Су-27. . Обе системы разработаны Виктором Гришиным из Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) имени Тихомирова и совместимы с различными радиолокационными системами и системами вооружения.
- РЛС Н001ВЭП: первые 20 Су-30МКК оснащены с пассивной решеткой с электронным сканированием (ПЭСА) РЛС управления огнем Н001ВЭП , созданной главным конструктором Виктором Гришиным из Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) имени Тихомирова, с максимальной дальностью обнаружения истребителей 150 км, дальность обнаружения бомбардировщиков увеличена до 300 км, возможность одновременно сопровождать 10 целей и поражать четыре воздушные цели или две наземные цели из 10 отслеживаемых. N001VEP разработанной разработан на основе более ранней РЛС N001VE, тем же конструктором, которая использовалась на китайском J-11A . Исходный процессор серии Baguet РЛС N001VE заменен его преемником серии Baguet-55. Как и его предшественник, новый радар включает в себя функции индикации движущихся целей (MTI) и картографирования, а также возможность обнаружения низколетящих или зависающих вертолетов. Сектор сканирования у него составляет 120 градусов, угол места — 110 градусов.
- РЛС "Жук" -МС: С 21-го Су-30МКК РЛС Н001ВЭП заменена на РЛС управления огнем "Жук-МС" ("Жук-МС") конкурента Тихомирова (НИИП) - компании "Фазотрон" (НИИР), которая также использует плоскую антенную решетку с прорезями , такую как радар N001VEP. Новый радар имеет большую дальность действия (до 150 км) и способен наводить на более широкий спектр систем вооружения. Количество целей, которые можно поражать, идентично РЛС Н001ВЭП, но количество одновременно сопровождаемых увеличено в два раза до 20. РЛС "Жук-МС" является усовершенствованием более ранней РЛС "Жук" Предназначен для модернизации Су-27 и МиГ-29, и по сравнению с исходной РЛС «Жук» «Жук-МС» имеет следующие улучшения, помимо увеличения дальности и количества сопровождаемых/поражаемых целей:
- Диаметр антенны увеличен до 960 мм с исходных 680 мм РЛС «Жук».
- Пиковая мощность увеличена до 6 кВт с исходных 5 кВт РЛС «Жук».
- Средняя мощность увеличена до 1,5 кВт с исходной мощности РЛС «Жук» в 1 кВт.
- Вопреки многим ошибочным утверждениям, «Жук-МС» — это не РЛС с фазированной решеткой , а щелевая плоская антенная решетка.
- РЛС «Жук-МСЭ». В ходе поэтапной модернизации Су-30МКК «Жук-МСЭ» заменен на его преемника «Жук-МСЭ», а предыдущий «Жук-МСЭ» модернизируется до уровня «Жук-МСЭ». По сравнению с предшественником большинство технических характеристик остались прежними, однако количество одновременно поражаемых наземных целей увеличено до четырех с первоначальных двух. Как и «Жук-МС», этот радар также ошибочно называют радаром с фазированной решеткой , хотя на самом деле в нем используется щелевая плоская антенная решетка. Разработчик Phazotron заявил, что новый радар обладает лучшими возможностями ECCM , чем предыдущие модели.
На 6-м авиасалоне в Чжухае в 2006 году российские конструкторы на пресс-конференции рассказали китайским журналистам, что они работали с китайцами над разработкой радара с пассивной решеткой с электронным сканированием для модернизации Су-27 СК и Су-30МКК, но не остановились на этом. раскрытие любой дополнительной информации. Эти российские разработчики радаров были сотрудниками «Фазотрона» , а не Тихомирова , обычного поставщика радаров для семейства «Фланкер». Некоторые китайские СМИ утверждают, что РЛС с фазированной решеткой — это «Жук-МСФ», но это еще не подтверждено. Также возможно, что китайцы могут использовать тот же радар, что и на новейшей РЛС J-11b, что значительно увеличит характеристики Су-30МКК, поскольку радар J-11B увеличит дальность действия радара Су-30МКК до 350 км. [ нужна ссылка ] и позволять ему поражать до четырех воздушных и четырех наземных целей. [ нужна ссылка ]
Система управления огнем
[ редактировать ]Бортовая система управления огнем объединяет радар , оптоэлектронику, нашлемный прицел, средства радиоэлектронной борьбы , включая приемники радиолокационного предупреждения , и каналы передачи данных . Система состоит из двух подсистем: подсистемы «воздух-воздух» СУВ-ВЭП и подсистемы «воздух-земля» СУВ-П.
- СУВ-ВЭП: эта подсистема «воздух-воздух» способна контролировать шесть ракет «воздух-воздух» , что превышает максимальное количество целей, которые может одновременно поражать бортовая РЛС на борту Су-30МКК, что оставляет возможности для совершенствования РЛС. , который будет позже использован, когда с пассивной решеткой с электронным сканированием на Су-30МК2 будут установлены новые радары . Подсистема СУВ-ВЭП также способна управлять задачами класса «воздух-море», а управление огнем Х-31А и Х-35 противокорабельных ракет обычно обеспечивает подсистема «воздух-воздух» СУВ-ВЭП вместо СУВ. -П Подсистема «воздух-земля». Подсистема системы внедорожник-ВЭП включает в себя четыре основных части:
- SEI-31-10 Интегрированная система отображения: используется для управления ЖК- МФД .
- Оптронная (электрооптическая) система обнаружения ОЭПС-30: китайцы называют эту систему оптико-радарной системой, и она состоит из двух основных компонентов:
- ОЛС-30 (52Ш) Инфракрасный поисково-путевой комплекс массой 200 кг включает в себя лазерный и ИК-датчики. По сравнению с предшественником ОЛС-27 («Изделие 36Ш») на Су-27 дальность ИК-обнаружения увеличилась почти вдвое и составила >90 км с первоначальных 50 км. Дальность действия лазерного дальномера увеличена до >10 км с первоначальных 6 км.
- Нашлемная система (HMS) «Сура-К»: поле зрения (FoV) значительно увеличено до +/- 60 градусов по сравнению с +/- 8 градусами у системы ASP-PVD-21 HMS, первоначально использовавшейся на Су-27.
- ОКП и бортовая РЛС также контролируются системой СУВ-ВЭП.
- SUV-P: эта подсистема «воздух-земля» использует идентичное оборудование подсистемы «воздух-воздух» SUV-VEP, но с другими требованиями к обработке. Эта подсистема в основном используется для ракет «воздух-поверхность», таких как Х-59 , и действует как интерфейс между бортовой системой самолета и назначенными блоками наведения ракет «воздух-поверхность» , которыми невозможно управлять напрямую. бортовая авионика. Основной подсистемой системы СУВ-П является подсистема СУО-30ПК и подсистема спутниковой навигации А-737.
- Подсистема управления вооружением СУО-30ПК: хотя Х-31 часто управляется системой воздух-воздух СуВ-ВЭП, ею также можно управлять через систему СУО-П через подсистему СУО-30ПК, которая также может управлять системой РЭБ Л-150. . Система СУО-30ПК также управляет другими ракетами, такими как Х-59, ракетой класса «воздух-земля», управление которой осуществляется через систему наведения «Текон» в блоке АПК-9Э. Другая подсистема СУО-30ПК разработана КБ авиационной автоматики в Курске и может использоваться для управления неуправляемым вооружением класса «воздух-земля».
Системы СУВ-ВЭП и СУВ-П были приняты на вооружение для модернизации одноместного Су-27СК, находящегося на вооружении Китая, а совместный коллектив НИИП имени Тихомирова и Государственного приборостроительного завода в Рязани. в качестве основного был назван подрядчик. Модифицированная система СУВ-ВЭП, принятая для модернизации китайского Су-27СК, получила обозначение СУВ-ВЭ, а модифицированная система СУВ-П, принятая для модернизации китайского Су-27СК, получила обозначение СУВ-ПЭ. размером 6х6 дюймов МФИ-10-6М и МФИП-6 Исходный аналоговый циферблатный индикатор на приборной панели Су-27СК был заменен двумя жидкокристаллическими МФУ . По заявлению России, к концу 2006 года было модернизировано более 60 китайских Су-27СК.
Су-30МК2
[ редактировать ]Благодаря улучшенной авионике MK2 был разработан для более целенаправленного использования в качестве морского ударного самолета, поэтому эти самолеты, заказанные Китаем, в настоящее время эксплуатируются ВВС ВМС. MK2 также обладает лучшими возможностями C4ISTAR (командование, контроль, связь, компьютеры, разведка, наблюдение, обнаружение целей и разведка), чем MKK.
Компьютер миссии
[ редактировать ]Исходный миссионерский компьютер MVK заменяется его преемником MVK-RL, обладающим большими возможностями.
Коммуникации
[ редактировать ]Система ТКС-2 С3 заменена последующей цифровой системой ЦИМСС-1. [ 7 ]
Летные приборы
[ редактировать ]-9 размером 178 × 127 мм (7,0 × 5,0 дюймов) MFI Два цветных МФД в передней кабине, а также цветные MFI МФУ -9 и 204 × 152 мм (8,0 × 6,0 дюймов) MFI-10 в передней кабине. Задняя кабина заменена четырьмя MFI ЖК-МФУ -10-5 размером 158 х 211 мм . Конфигурация новых дисплеев осталась такой же, как у Су-30МКК.
Оптроника
[ редактировать ]Одной из важных модернизаций авионики Су-30МК2 является установка нескольких электрооптических ( оптоэлектронных ) блоков - возможность, которая добавляется к более ранним Су-30МКК во время модернизации. Два типа российских оптико-электронных блоков проданы в Китай для Су-30МК2, но открытая архитектура и другие передовые конструкции позволили самолету также нести отечественные оптико-электронные блоки. Эта возможность Су-30МК2 была добавлена к исходным Су-30МКК в ходе поэтапной модернизации. В состав российских оптико-электронных блоков входили:
- Оптронный блок «Сапсан-Э»: Блок прицеливания «Сапсан»-Э разработки Уральского завода оптического машиностроения весит 250 кг, имеет длину 3 м и диаметр 0,39 м. Поле зрения от +10 градусов до −15 градусов, в состав системы входят телекамера и лазерные целеуказатели. Эта система предназначена для дополнения оптико-электронной системы ОЭПС-30МК-Э, установленной в носовой части самолета.
- Разведывательная капсула M400: Разведывательная капсула M400, разработанная Конструкторским бюро Canopy, представляет собой большую капсулу, установленную между двумя двигателями. По сравнению с блоком прицеливания «Сапсан-Э» в блоке разведки М400 имеется другое оборудование: телевизионные/ термографические камеры , оптическая камера и бортовая радиолокационная станция бокового обзора . Радар бокового обзора имеет максимальную дальность действия более 100 км с разрешением 2 метра, а максимальная дальность действия ИК- и ТВ-камер превышает 70 км. Разрешение теле/ИК-камеры составляет 0,3 метра, а оптической камеры – 0,4 метра. Систему также можно использовать для обнаружения слепой зоны позади самолета для предоставления информации о наведении на ракеты класса «воздух-воздух», стреляющие назад. [ нужна ссылка ] , но эта возможность китайцами пока не использована. Система также способна захватывать морские цели.
- отечественной китайской оптики, включая FILAT и Blue Sky (навигационный модуль) После доработки бортовой системы возможна установка и . Так же, как и включение отечественных китайских модулей радиоэлектронной борьбы, таких как BM/KG300G и KZ900 , в Су-30МКК, такая модификация не была ни частью первоначальной сделки, ни соглашением о модернизации с русскими, вместо этого она была реализована самими китайцами во время поэтапные обновления. По заявлениям Китая, внутренняя модернизация Су-30МКК/МК2 прошла намного проще и проще, чем модернизация более ранних Су-27СК , благодаря западному российскому стандарту MIL-STD-1553, принятому для серии Су-30МКК.
Бортовой радар
[ редактировать ]В 2000 году Китай разместил заказ на РЛС с пассивной решеткой электронного сканирования «Сокол» («Сокол») разработки компании «Фазотрон» , пока РЛС еще находилась в разработке, сообщается, что Китай либо частично профинансировал, либо присоединился к разработке, но этого не может быть. подтвержденный. Все двадцать единиц были поставлены в 2004 году после завершения разработки в конце 2003 года, а радары установлены на Су-30МК2. Максимальная дальность, средняя и пиковая мощность РЛС «Сокол» остались такими же, как у РЛС «Жук-МСЭ» на Су-30МКК, но максимальное количество целей, которые она может одновременно сопровождать, фактически уменьшилось на 40%, с первоначальных 20 до 12. Однако Количество целей, которые он может одновременно поражать, увеличено до шести с исходных четырех, что позволяет полностью использовать возможности подсистемы СУВ-ВЭП бортовой системы управления огнем. Диаметр антенной решетки увеличен до 980 мм с 960 мм у «Жук-МС/МСЭ». Сектор сканирования РЛС составляет 170 градусов, угол места сканирования от −40 градусов до +56 градусов. Радар имеет три приемника и коэффициент усиления 37 дБ. При применении против надводных целей типа эсминца максимальная дальность увеличивается вдвое до 300 км, как и у американского АН/АПГ-68 . Нет никаких подтверждений каких-либо последующих заказов на радар «Сокол», и, в отличие от оптико-электронного блока, неизвестно, будет ли этот радар добавлен к более ранним Су-30МКК в ходе поэтапной модернизации.
В начале 2000-х годов Россия разрешила экспорт с пассивной решеткой электронного сканирования в Китай РЛС Pero , разработанной Тихомировым. Антенну Перо можно легко интегрировать в существующую радиолокационную систему N001VEP без каких-либо существенных модификаций, просто заменив исходную плоскую решетку с прорезями, что приводит к повышению производительности. Модернизация Pero позволяет радару одновременно поражать 6 воздушных целей или 4 наземные цели. Радар с антенной Перо называется радаром Панда. Китай, однако, не принял это предложение, когда Россия предложила пакет модернизации «Перо», потому что конкурент Тихомирова «Фазотрон» предложил Китаю совершенно новый радар с фазированной решеткой, который предположительно работал лучше, по слухам, это «Жук-МСФ». Помимо простоты интеграции, преимуществом радара Panda Pero с пассивной решеткой электронного сканирования был его вес. Все остальные РЛС, предлагаемые для модернизации Су-30МК2, существенно увеличивают вес, изменяется центр тяжести самолета, что приводит к необходимости доработки планера и перепроектированию системы управления полетом. Таких проблем не существует, если будет принят радар «Панда», поскольку он увеличивает вес всего лишь на 20 кг, что будет компенсировано перепроектированием ИЛС SILS-30 с целью уменьшения его веса на 20 кг, что уравновешивает увеличение веса радара «Панда». радар. Это утверждение ОКБ Тимхомирова подтверждают как ОКБ Сухого, так и бюро «Русская авианика», которые заявили журналистам СМИ на авиасалоне в Чжухае в 2006 году в Китае, что подобная модификация уже успешно завершена. Китай, однако, не принял окончательного решения к концу 2007 года, и многие российские и китайские источники утверждали, что отечественные китайские HUD западного производства работают лучше и весят гораздо меньше, и поэтому Китай планировал принять на вооружение собственную авионику в следующем году. постепенная модернизация, но такие утверждения еще не подтверждены западными источниками и официальными источниками правительств Китая и России.
В ответ Тихомиров впоследствии предложил Китаю РЛС с пассивной решеткой электронного сканирования Н-011М «Барс» , самую мощную российскую бортовую РЛС на всех экспортированных самолетах, но Китай снова отклонил это предложение. Многие утверждали, что причиной отказа было то, что китайцы обнаружили ту же проблему, с которой столкнулась Индия во время оценки радара: хотя РЛС с пассивной решеткой с электронным сканированием Н-011М «Барс» имела большую дальность действия и лучшую устойчивость к помехам, у нее была проблема с точной и правильное определение целей на большом расстоянии, в то время как другие утверждают, что Китай просто не хотел, чтобы Индия использовала ту же систему. Однако оба утверждения противоречат официальному объяснению китайского правительства: новая РЛС весит более 650 кг и вызвала существенное изменение центра тяжести самолета, что сильно ухудшило аэродинамические характеристики и компоновку боевой нагрузки Су-30МКК. , который гораздо хуже адаптируется к новой тяжелой РЛС, чем Су-30МКИ , потому что эти два самолета были основаны на двух совершенно разных планерах, и этот факт подтверждает Jane's All the World's Aircraft . Если будет принят на вооружение новый радар, необходимо добавить утки и модифицировать программное обеспечение управления полетом для Су-30МКК, чтобы сохранить тот же уровень характеристик, что и раньше, и, таким образом, в дополнение к оплате за более дорогие новые радары, Огромные деньги необходимо потратить и на модернизацию самолета.
Су-30МК3
[ редактировать ]Су-30МК3, возможно, должен был включать в себя либо РЛС с фазированной антенной решеткой «Фазотрон Жук-МСФ», либо новую РЛС «Панда», разработанную Тихомировым и основанную на РЛС с пассивной фазированной решеткой Pero; по слухам, обе они находились на китайской оценке. Любой радар позволит существенно повысить дальность обнаружения воздушных целей Су-30 до 190 км и дальность обнаружения надводных целей до 300 км. Неизвестно, будут ли ВМС или ВВС НОАК заказывать какой-либо из этих самолетов, несмотря на их значительные преимущества благодаря современным радарам. Следовательно, если эти радары пройдут китайские испытания, их, скорее всего, будут модернизировать на более ранние MKK и MK2 и даже, возможно, на Shenyang J-11 из-за неопределенного статуса проекта MK3.
В январе 2007 года Россия подтвердила, что новейшая РЛС с фазированной решеткой «Ирбис-Э» («Снежный барс-Э»), находящаяся на вооружении России, разработанная Тихомировым, была предложена Китаю. Однако маловероятно, что Китай примет на вооружение эту новейшую российскую бортовую РЛС, поскольку все модели серии Су-30 могут обеспечить только половину мощности, необходимой для радара номинальной мощностью 5 кВт, и в настоящее время только Су-35 и Су-35. -37 имеют достаточную мощность для поддержки новейшего российского бортового радара. Покупка РЛС с фазированной решеткой «Ирбис-Э» приведет к тому, что Китай заключит еще одну сделку с Россией по обновлению парка Су-30МКК, что значительно увеличит стоимость, поскольку в настоящее время Китай не имеет возможности сделать это самостоятельно или вынужден платить еще более высокие цены. купить Су-35 или Су-37.
Китай фактически заказал и ввел в эксплуатацию Су-35С , а также разработал собственный J-16 , который, как утверждается, превосходит российский Су-30 - особенно с точки зрения датчиков и авионики, когда сообщается об установке радаров AESA. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] С тех пор никаких обновлений или разработок по проекту Су-30МК3 не поступало. Фактически линия по производству Су-30МК2 на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе (КнААЗ) была остановлена в конце 2016 года после завершения изготовления самых последних двух планеров Су-30МК2 для Вьетнама , оставив место для производства Су-30МК2. более новые Су-35С и Су-57 на тех же мощностях. В конечном итоге заказов и официальных предложений на Су-30МК производства КнААЗ больше не поступало. [ 11 ]
Операторы
[ редактировать ]- Китайская Народная Республика
- ВВС Народно-освободительной армии имелось 73 истребителя Су-30МКК. В 2010 году на вооружении [ 12 ] 76 были доставлены в 2000–2003 годах. Принята на вооружение Летно-испытательной и учебной базы НОАК на базе ВВС Цанчжоу, провинция Хэбэй (19 экземпляров), 3-й авиадивизии /9-го истребительного полка, базирующейся на авиабазе Уху , провинция Аньхой (19 экземпляров), 18-й авиадивизии в Датуопу. Авиабаза (19 экземпляров), Чанша, провинция Хунань и 29-я авиационная дивизия на авиабазе Цюйчжоу (19 экземпляров). [ 13 ] Су-30МКК — первый китайский истребитель, полностью адаптированный к радиолокационной активной самонаводящейся ракете «воздух-воздух», способный запускать ракету Р-77Э . [ 14 ]
- ВМФ Народно-освободительной армии имелось 24 Су-30МК2. В 2010 году на вооружении [ 12 ] Поставленные в 2004 году, они находились на вооружении 4-й дивизии/10-го истребительного полка, базирующегося на авиабазе Фейдун в провинции Чжэцзян. [ 13 ]
- Индонезия
- ВВС Индонезии имелось 3 Су-30МК2. В 2009 году на вооружении [ 15 ] Еще 6 самолетов были поставлены в 2013 году. [ 16 ]
- Уганда
- В 2012 году ВВС Народной обороны Уганды имели на вооружении шесть Су-30МК2. После подписания контракта в мае 2012 года поставки были завершены в течение двенадцати месяцев. Цена за шесть истребителей была установлена в размере 740 миллионов долларов США. [ 17 ] [ 18 ] В августе 2020 года журнал Military Watch сообщил, что на вооружении Уганды находятся 8 самолетов Су-30МК2. [ 19 ] Уганда подписала Меморандум о взаимопонимании с Hindustan Aeronautics Ltd на техническое обслуживание и техническую поддержку. [ 20 ]
- Венесуэла
- ВВС Венесуэлы имелось 24 Су-30МК2. В 2008 году на вооружении [ 15 ] Один из самолетов Венесуэлы разбился во время миссии по борьбе с наркотиками 18 сентября 2015 года. [ 21 ] В октябре 2015 года Венесуэла объявила о покупке у России еще 12 Су-30МК2 за 480 миллионов долларов. [ 22 ] [ ненадежный источник? ] [ 23 ]
- Вьетнам
Технические характеристики (Су-30МКК/МК2)
[ редактировать ]Данные КнААПО, [ 25 ] deagel.com, [ 26 ] и Рособоронэкспорт
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 21,9 м (71 фут 10 дюймов)
- Размах крыльев: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
- Высота: 6,36 м (20 футов 10 дюймов)
- Полная масса: 24 900 кг (54 895 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 34 500 кг (76 059 фунтов)
- Силовая установка: 2 ТРДД Люлька АЛ-31Ф с форсажной камерой , 123 кН (28000 фунтов силы)
Производительность
- Максимальная скорость: 2120 км/ч (1320 миль в час, 1140 узлов) на большой высоте, [ 27 ] или 1400 километров в час (870 миль в час) на малой высоте.
- Максимальная скорость: 2 Маха
- Дальность: 3000 км (1900 миль, 1600 морских миль) при взлетной массе 24 900 кг (54 900 фунтов) на крейсерской высоте или 1270 километров (790 миль) с тем же TOW на малой высоте.
- Практический потолок: 17 300 м (56 800 футов)
- пределы г: + 9 г
- Скорость набора высоты: 305 м/с (60 000 футов/мин) [ 28 ]
- Тяга/вес : 1
- Разбег: 550 м (1804 фута)
Вооружение
- Орудия: 1 × 30-мм Грязева-Шипунова ГШ-30-1 автоматическая пушка с боезапасом 150 снарядов.
- Ракеты: различные неуправляемые ракеты.
- Ракеты:
- Бомбы:
- КАБ-500Л Бомба с лазерным наведением
- КАБ-1500Л Бомба с лазерным наведением
- различные неуправляемые бомбы
Авионика
- НИИП « Меч» РЛС управления огнем
- «Сорбция» радиоэлектронного противодействия Комплексы
- Приемник предупреждений радара L150 Pastel
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ thanhnien.vn (11 октября 2016 г.). «Сколько Су-30МК2 производит Россия?» . thanhnien.vn (на вьетнамском языке) . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ MKK stands for Russian Mnogofunktzionniy Kommercheskiy Kitayski ( Cyrillic : Многофунктзионний Коммерческий Китайски), "Multifunctional Commercial for China".
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вэй, Бай (май 2012 г.). «Фланкер под любым другим именем». Ежемесячник ВВС (290): 72–77.
- ^ Ладу, Исмаил Муса (23 сентября 2012 г.). «Россия заявляет, что Уганда купит еще шесть самолетов» . Ежедневный монитор (Кампала) . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Ондиеки, Дэниел (3 апреля 2013 г.). «Истребители Су-30 далеко впереди в завоевании господства в воздухе» . Business Daily Africa (Найроби) . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ «Некролог украинскому оборонному комплексу» . РИА Новости . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 4 июля 2008 г.
- ^ «Китай представляет эсминцы с системой «Иджис»» . 27 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2009 г.
- ^ Гади, Франц-Стефан. «Подтверждено: Китай покупает у России 24 современных истребителя» . thediplomat.com . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Дар, Юнис (29 марта 2021 г.). «J-16 против Су-30МИ: превосходит ли китайский многоцелевой истребитель J-16 индийский Су-30МКИ и российский Су-35?» . Евразийская газета «Таймс» . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Роблин, Себастьян (13 января 2022 г.). «Китайский J-16 был вдохновлен российской техникой» . Национальный интерес . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ "Последние Су-30МК2 для Вьетнама" . ВПК.name (in Russian). 12 October 2016 . Retrieved 10 December 2022 .
- ^ Jump up to: а б Хакет, Джеймс, изд. (2010). Военный баланс 2010 . Международный институт стратегических исследований .
- ^ Jump up to: а б «Многоцелевой самолет Су-30МКК» . SinoDefence.com. Архивировано из оригинала 13 января 2007 года . Проверено 16 декабря 2012 г.
- ^ «Истребитель Су-30МКК в ВВС Китая» . AirForceWorld.com . 5 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Список эксплуатантов Су-27» . МИЛАВИА.НЕТ . 27 ноября 2011 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2008 года . Проверено 15 января 2012 г.
- ^ «ВВС Индонезии добавляют больше фланкеров» . Оборонная промышленность ежедневно . 10 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 г.
- ^ «Уганда получила последние Су-30 из России» . оборона.профессионалы. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 года . Проверено 19 декабря 2012 г.
- ^ Дэвид Голдман (6 июля 2015 г.). «ВВС Уганды приняли последнюю поставку истребителей Су-30МК2» . Сайт Intelligencebriefs.com. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ Военный дозор (20 августа 2020 г.). «Десять самых мощных истребителей Африки: от ангольского Су-30 до египетского Rafale: Су-30МК2 — Уганда и Су-30КН — Ангола» . Журнал «Военные часы» . Проверено 29 августа 2020 г. .
- ^ «Истребители Су-30МК2 ВВС Уганды будут обслуживаться компанией HAL Hindustan Aeronautics Ltd» .
- ↑ Венесуэла заявляет, что истребитель разбился после приземления «незаконного» самолета Reuters, 18 сентября 2015 г.
- ^ "Венесуэла выделит $480 млн на покупку самолетов "Сухой" у России" . Ноябрь 2015.
- ^ «Несмотря на экономический кризис, Венесуэла покупает милые российские дома» . 29 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2015 г. . Проверено 14 марта 2016 .
- ^ ВнЭкспресс. «Обнаружены обломки вьетнамского истребителя Су-30, определено место крушения — Вьетнам сегодня» . VnExpress International – Последние новости, бизнес, путешествия и аналитика из Вьетнама . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ «Многоцелевой двухместный тандемный истребитель Су-30МК» . КНААПО. Архивировано из оригинала 16 июня 2006 года . Проверено 16 января 2007 г.
- ^ «Су-30МКК» . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ «Кнаапо — многоцелевой двухместный истребитель Су-30Мк» . knaapo.ru . Архивировано из оригинала 16 июня 2006 года.
- ^ Технические характеристики Су-30МКК - SinoDefence.com. Архивировано 23 февраля 2009 г. на Wayback Machine.