Jump to content

Сухой Су-9

Су-9
Роль Самолет-перехватчик
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Сухой
Первый полет 24 июня 1956 г.
Введение 1959
Ушедший на пенсию 1970-е годы
Основной пользователь Советские Силы ПВО
Количество построенных 1,150
Разработано на основе Сухой Т-3
Варианты Сухой Су-11

Су -9 ( название ASCC : Fishpot ) — одномоторный всепогодный самолет с ракетным вооружением -перехватчик , разработанный Советским Союзом .

Разработка

[ редактировать ]
Три самолета Су-9 в 1982 году.

Су-9 возник в результате аэродинамических исследований ЦАГИ , советского аэродинамического центра, во время Корейской войны , который разработал несколько оптимальных аэродинамических схем реактивных истребителей. Впервые этот самолет поднялся в воздух в 1956 году как прототип Т-405 . Су-9 разрабатывался одновременно с Су-7 «Слесарь» , и Запад впервые увидел оба на Тушинском дне авиации 24 июня 1956 года, где Су-9 получил название «Слесарь-Б» . Он поступил на вооружение в 1959 году .

Общий выпуск Су-9 составил около 1100 самолетов. Считается, что по крайней мере некоторые Су-9 были модернизированы до Су-11 «Рыбный котел-С» . Ни один из них не был экспортирован ни в одну из , СССР стран-клиентов ни в страны Варшавского договора . Остальные Су-9, а затем Су-11 были сняты с вооружения в 1970-х годах. Некоторые из них были оставлены в качестве испытательных машин или переоборудованы в машины с дистанционным управлением для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов . На смену ему пришли модернизированный Су-11 и значительно превосходящие его Су-15 «Флагон» и МиГ-25 «Фоксбат» .

Боевой послужной список «Рыбного горшка» плохо документирован. Не исключено, что он участвовал в перехвате (или даже сбивании) разведывательных миссий, но никакая информация публично не рассекречена.

Будучи перехватчиком, Су-9 использовался в обычном патрулировании и перехватах советских границ. Наиболее широко известен причастный к перехвату Фрэнсиса Гэри Пауэрса на U-2 советской территории 1 мая 1960 года. Су-9 был безоружен и был направлен на таран U-2. Была предпринята одна попытка тарана, но Су-9 пропустил У-2 из-за значительной разницы в скорости двух самолетов. Из-за нехватки топлива у Су-9 пилот решил оторваться от У-2 и продолжить первоначальный план полета.Его пилот, капитан Игорь Ментюков, позже утверждал, что из-за его спутного потока U-2 развалился на части. Он опровергает официальную версию о том, что U-2 был сбит ракетой SA-2 , объясняя это тем, что Пауэрс не смог бы пережить такое попадание.

4 сентября 1959 года модифицированный Су-9 (обозначенный Т-431 бюро ), пилотируемый Владимиром Сергеевичем Ильюшиным, установил новый мировой рекорд абсолютной высоты - 28 852 м (94 658 футов). В ноябре того же года Ильюшин установил несколько новых рекордов скорости и высоты на том же самолете. Позже, 6 декабря 1959 года, этот рекорд был побит командиром Лоуренсом Э. Флинтом-младшим, который совершил набор высоты с увеличением и установил мировой рекорд в 98 557 футов (30 040 метров) во время пилотирования F4H-1 Phantom . [1] [ ненадежный источник? ]

Бобровка стала основным хранилищем Су-9 в Советском Союзе после того, как он был выведен из эксплуатации, и к 1981 году на Бобровке было замечено не менее 243 самолетов Су-9. [2]

Су-9 в музее Монино

Фюзеляж и хвостовое оперение Су-9 напоминали Су-7, но в отличие от стреловидного крыла этого самолета, «Рыбный горшок» использовал треугольное крыло с углом наклона 53° и обычным пластинчатым хвостовым оперением . в задней части фюзеляжа, Он имел общие характеристики Су-7, такие как воздушные тормоза а также двигатель «Люлька АЛ-7» турбореактивный и носовой воздухозаборник Су-7. Поступательный ударный конус содержит радиолокационный комплекс.

Су-9 был разработан на основе более ранних разработок опытного самолета Т-3, которому Су-9 был почти идентичен. Внутри Сухого Су-9 назывался Т-43.

Треугольное крыло Су-9 было принято из-за его меньшего лобового сопротивления на сверхзвуковом режиме полета. Его больший объем также позволил незначительно увеличить запас топлива по сравнению с Су-7. Су-9 был способен развивать скорость 1,8 Маха на высоте или около 1,14 Маха с ракетами. Однако доля топлива у него оставалась минимальной, а радиус действия был ограничен. Более того, скорость вращения была даже выше, чем у Су-7, который уже достигал 360 км/ч (225 миль в час). В отличие от Су-7, который имел громоздкое управление, но послушное управление, «Рыбный горшок» имел легкие и отзывчивые органы управления, но не прощал ошибок пилота.

Су-9 имел примитивный радар R1L ( по классификации НАТО «High Fix») в ударном конусе и был вооружен четырьмя К-5 (АА-1 «Щелочной») с лучевым наведением ракетами класса «воздух-воздух» . Как и все лучевые самолеты, К-5 был настолько ограничен, что был практически бесполезен для боя воздух-воздух. [3] В отличие от Су-7 и более поздних Су-15 , Су-9 не нес пушечного вооружения, хотя два пилона фюзеляжа были зарезервированы для перевозки подвесных баков .

Двухместный учебно-тренировочный вариант Су-9У также выпускался ограниченным тиражом (около 50 самолетов). Он получил отчетное наименование НАТО « Девичий ». Он имел полное вооружение и радиолокационную систему с дисплеями в обеих кабинах, что позволяло стажерам отрабатывать все аспекты задачи по перехвату. Тем не менее, поскольку второе сиденье еще больше уменьшало и без того скудную долю топлива, оно не было по-настоящему боеспособным.

Су-9 часто путают с МиГ-21 из-за большого сходства в конструкции. Основными отличительными особенностями Су-9 являются размеры Су-9 и куполообразный фонарь.

Варианты

[ редактировать ]
Развитие Су-9.
Т-405
Опытный образец Су-9.
Су-9
Серийный вариант, построено около 1100 экземпляров.
Су-9У
Учебный вариант с установкой стандартного комплекса авионики без систем вооружения и узлов подвески. Было изготовлено около 50 единиц.
Т-431
Специально модифицированный Су-9 для установления мирового рекорда абсолютной высоты в 1962 году.
Сухой Су-11
Модернизированная конструкция на базе Су-9. Он был немного удлинен по сравнению с Су-9. Однако он устарел Су-15 , который предлагал значительно увеличенную дальность полета и аэродинамические характеристики.
Сухой Су-17
Это первая конструкция Сухого, оснащенная крылом изменяемой стреловидности . Су-17 проектировался параллельно с Су-11, но был отложен до готовности механизма стреловидности крыла. Су-17 существует в многочисленных модификациях и экспортировался в страны Варшавского договора и другие страны, такие как Перу .

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз
894-й истребительный авиационный полк, Озерное , Украина, 1959-1979 гг. [4]

Технические характеристики (Су-9)

[ редактировать ]
Сухой Су-9

Данные ОКБ Сухого: история КБ и его самолетов [5]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 ( Су-9У 2)
  • Длина: 16,772 м (55 футов 0 дюймов)
  • Размах крыла: 8,536 м (28 футов 0 дюймов)
  • Высота: 4,82 м (15 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 34 м 2 (370 кв. футов)
  • Вес пустого: 7675 кг (16920 фунтов)
  • Посадочная масса: 8658 кг (19088 фунтов)
  • Полная масса: 10 755 кг (23 711 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 12 512 кг (27 584 фунта)
  • Запас топлива: 3100 кг (6834 фунта) внутренний + 2160 кг (4762 фунта) во внешних баках.
  • Силовая установка: 1 двигатель Люлька АЛ-7Ф-1-100 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 66,67 кН (14 987 фунтов силы) насухая, 94,12 кН (21 158 фунтов силы) с форсажной камерой

Производительность

  • Максимальная скорость: 2120 км/ч (1320 миль в час, 1140 узлов) / 2,0 Маха на высоте 13 000 м (43 000 футов).
2230 км / ч (1390 миль в час; 1200 узлов) на высоте более 13 000 м (43 000 футов)
  • Посадочная скорость: 305–310 км/ч (190–193 миль в час; 165–167 узлов)
  • Диапазон: 1350 км (840 миль, 730 миль) внутренние
  • Перегоночная дальность: 1800 км (1100 миль, 970 миль) с внешними баками.
  • Автономность: 1 час 18 минут на внутреннем топливе.
2 часа с внешними баками
  • Практический потолок: 20 000 м (66 000 футов)
  • г лимиты: + 7
  • Нагрузка на крыло: 316 кг/м 2 (65 фунтов/кв. футов)
  • Тяга/вес : 0,89
  • Разбег: 1150–1250 м (3770–4100 футов) без тормозного парашюта.

Вооружение

  • Узлы подвески: 2 точки подвески под фюзеляжем для подвесных баков и 4 точки подвески под крылом для 500 кг (1100 фунтов) одноразовых запасов. [6] , с условиями для перевозки комбинаций:

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ «F-4 A Phantom, 16 мировых рекордов — Величайший военный самолет? Форум — AirSpace» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 2 июля 2008 г.
  2. ^ ПОСТЕПЕННАЯ ОТКЛЮЧЕНИЕ РЫБАЛКИ НА АЭРОПОЛЯХ АПВО СТРАННЫЙ СССР. Архивировано 29 июля 2020 г. в Wayback Machine , февраль 1981 г., ГЕРБ: CIA-RDP81T00380R000100980001-5, Центральное разведывательное управление, Вашингтон, округ Колумбия.
  3. ^ «К-5, РС-1У (изделие ШМ)» . airwar.ru . airwar.ru . Проверено 10 июля 2024 г.
  4. ^ Майкл Холм, http://www.ww2.dk/new/air%20force/regiment/iap/894iap.htm , по состоянию на декабрь 2012 г.
  5. ^ Антонов Владимир; Гордон, Ефим; Гордюков, Николай; Яковлев Владимир; Зенкин Вячеслав; Каррут, Ленокс; Миллер, Джей (1996). ОКБ Сухого: история ОКБ и его самолетов (1-е изд.). Эрл Шилтон: Midland Publishing. стр. 110–128. ISBN  9781857800128 .
  6. ^ www.3ebra.com, IT-бюро Zebra -. «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Музей – Су-9, 11, 13 – Технические характеристики» . www.sukhoi.org . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 г. Проверено 25 сентября 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 778d9c944e5f729c3cbd2bab25bdc5c7__1721395260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/c7/778d9c944e5f729c3cbd2bab25bdc5c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sukhoi Su-9 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)