Сухой Су-9
Су-9 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Самолет-перехватчик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Сухой |
Первый полет | 24 июня 1956 г. |
Введение | 1959 |
Ушедший на пенсию | 1970-е годы |
Основной пользователь | Советские Силы ПВО |
Количество построенных | 1,150 |
Разработано на основе | Сухой Т-3 |
Варианты | Сухой Су-11 |
Су -9 ( название ASCC : Fishpot ) — одномоторный всепогодный самолет с ракетным вооружением -перехватчик , разработанный Советским Союзом .
Разработка
[ редактировать ]
Су-9 возник в результате аэродинамических исследований ЦАГИ , советского аэродинамического центра, во время Корейской войны , который разработал несколько оптимальных аэродинамических схем реактивных истребителей. Впервые этот самолет поднялся в воздух в 1956 году как прототип Т-405 . Су-9 разрабатывался одновременно с Су-7 «Слесарь» , и Запад впервые увидел оба на Тушинском дне авиации 24 июня 1956 года, где Су-9 получил название «Слесарь-Б» . Он поступил на вооружение в 1959 году .
Общий выпуск Су-9 составил около 1100 самолетов. Считается, что по крайней мере некоторые Су-9 были модернизированы до Су-11 «Рыбный котел-С» . Ни один из них не был экспортирован ни в одну из , СССР стран-клиентов ни в страны Варшавского договора . Остальные Су-9, а затем Су-11 были сняты с вооружения в 1970-х годах. Некоторые из них были оставлены в качестве испытательных машин или переоборудованы в машины с дистанционным управлением для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов . На смену ему пришли модернизированный Су-11 и значительно превосходящие его Су-15 «Флагон» и МиГ-25 «Фоксбат» .
Боевой послужной список «Рыбного горшка» плохо документирован. Не исключено, что он участвовал в перехвате (или даже сбивании) разведывательных миссий, но никакая информация публично не рассекречена.
Будучи перехватчиком, Су-9 использовался в обычном патрулировании и перехватах советских границ. Наиболее широко известен причастный к перехвату Фрэнсиса Гэри Пауэрса на U-2 советской территории 1 мая 1960 года. Су-9 был безоружен и был направлен на таран U-2. Была предпринята одна попытка тарана, но Су-9 пропустил У-2 из-за значительной разницы в скорости двух самолетов. Из-за нехватки топлива у Су-9 пилот решил оторваться от У-2 и продолжить первоначальный план полета.Его пилот, капитан Игорь Ментюков, позже утверждал, что из-за его спутного потока U-2 развалился на части. Он опровергает официальную версию о том, что U-2 был сбит ракетой SA-2 , объясняя это тем, что Пауэрс не смог бы пережить такое попадание.
4 сентября 1959 года модифицированный Су-9 (обозначенный Т-431 бюро ), пилотируемый Владимиром Сергеевичем Ильюшиным, установил новый мировой рекорд абсолютной высоты - 28 852 м (94 658 футов). В ноябре того же года Ильюшин установил несколько новых рекордов скорости и высоты на том же самолете. Позже, 6 декабря 1959 года, этот рекорд был побит командиром Лоуренсом Э. Флинтом-младшим, который совершил набор высоты с увеличением и установил мировой рекорд в 98 557 футов (30 040 метров) во время пилотирования F4H-1 Phantom . [1] [ ненадежный источник? ]
Бобровка стала основным хранилищем Су-9 в Советском Союзе после того, как он был выведен из эксплуатации, и к 1981 году на Бобровке было замечено не менее 243 самолетов Су-9. [2]
Дизайн
[ редактировать ]
Фюзеляж и хвостовое оперение Су-9 напоминали Су-7, но в отличие от стреловидного крыла этого самолета, «Рыбный горшок» использовал треугольное крыло с углом наклона 53° и обычным пластинчатым хвостовым оперением . в задней части фюзеляжа, Он имел общие характеристики Су-7, такие как воздушные тормоза а также двигатель «Люлька АЛ-7» турбореактивный и носовой воздухозаборник Су-7. Поступательный ударный конус содержит радиолокационный комплекс.
Су-9 был разработан на основе более ранних разработок опытного самолета Т-3, которому Су-9 был почти идентичен. Внутри Сухого Су-9 назывался Т-43.
Треугольное крыло Су-9 было принято из-за его меньшего лобового сопротивления на сверхзвуковом режиме полета. Его больший объем также позволил незначительно увеличить запас топлива по сравнению с Су-7. Су-9 был способен развивать скорость 1,8 Маха на высоте или около 1,14 Маха с ракетами. Однако доля топлива у него оставалась минимальной, а радиус действия был ограничен. Более того, скорость вращения была даже выше, чем у Су-7, который уже достигал 360 км/ч (225 миль в час). В отличие от Су-7, который имел громоздкое управление, но послушное управление, «Рыбный горшок» имел легкие и отзывчивые органы управления, но не прощал ошибок пилота.
Су-9 имел примитивный радар R1L ( по классификации НАТО «High Fix») в ударном конусе и был вооружен четырьмя К-5 (АА-1 «Щелочной») с лучевым наведением ракетами класса «воздух-воздух» . Как и все лучевые самолеты, К-5 был настолько ограничен, что был практически бесполезен для боя воздух-воздух. [3] В отличие от Су-7 и более поздних Су-15 , Су-9 не нес пушечного вооружения, хотя два пилона фюзеляжа были зарезервированы для перевозки подвесных баков .
Двухместный учебно-тренировочный вариант Су-9У также выпускался ограниченным тиражом (около 50 самолетов). Он получил отчетное наименование НАТО « Девичий ». Он имел полное вооружение и радиолокационную систему с дисплеями в обеих кабинах, что позволяло стажерам отрабатывать все аспекты задачи по перехвату. Тем не менее, поскольку второе сиденье еще больше уменьшало и без того скудную долю топлива, оно не было по-настоящему боеспособным.
Су-9 часто путают с МиГ-21 из-за большого сходства в конструкции. Основными отличительными особенностями Су-9 являются размеры Су-9 и куполообразный фонарь.
Варианты
[ редактировать ]- Развитие Су-9.
- Т-405
- Опытный образец Су-9.
- Су-9
- Серийный вариант, построено около 1100 экземпляров.
- Су-9У
- Учебный вариант с установкой стандартного комплекса авионики без систем вооружения и узлов подвески. Было изготовлено около 50 единиц.
- Т-431
- Специально модифицированный Су-9 для установления мирового рекорда абсолютной высоты в 1962 году.
- Сухой Су-11
- Модернизированная конструкция на базе Су-9. Он был немного удлинен по сравнению с Су-9. Однако он устарел Су-15 , который предлагал значительно увеличенную дальность полета и аэродинамические характеристики.
- Сухой Су-17
- Это первая конструкция Сухого, оснащенная крылом изменяемой стреловидности . Су-17 проектировался параллельно с Су-11, но был отложен до готовности механизма стреловидности крыла. Су-17 существует в многочисленных модификациях и экспортировался в страны Варшавского договора и другие страны, такие как Перу .
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Су-9)
[ редактировать ]
Данные ОКБ Сухого: история КБ и его самолетов [5]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 ( Су-9У 2)
- Длина: 16,772 м (55 футов 0 дюймов)
- Размах крыла: 8,536 м (28 футов 0 дюймов)
- Высота: 4,82 м (15 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 34 м 2 (370 кв. футов)
- Вес пустого: 7675 кг (16920 фунтов)
- Посадочная масса: 8658 кг (19088 фунтов)
- Полная масса: 10 755 кг (23 711 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 12 512 кг (27 584 фунта)
- Запас топлива: 3100 кг (6834 фунта) внутренний + 2160 кг (4762 фунта) во внешних баках.
- Силовая установка: 1 двигатель Люлька АЛ-7Ф-1-100 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 66,67 кН (14 987 фунтов силы) насухая, 94,12 кН (21 158 фунтов силы) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 2120 км/ч (1320 миль в час, 1140 узлов) / 2,0 Маха на высоте 13 000 м (43 000 футов).
- 2230 км / ч (1390 миль в час; 1200 узлов) на высоте более 13 000 м (43 000 футов)
- Посадочная скорость: 305–310 км/ч (190–193 миль в час; 165–167 узлов)
- Диапазон: 1350 км (840 миль, 730 миль) внутренние
- Перегоночная дальность: 1800 км (1100 миль, 970 миль) с внешними баками.
- Автономность: 1 час 18 минут на внутреннем топливе.
- 2 часа с внешними баками
- Практический потолок: 20 000 м (66 000 футов)
- г лимиты: + 7
- Нагрузка на крыло: 316 кг/м 2 (65 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,89
- Разбег: 1150–1250 м (3770–4100 футов) без тормозного парашюта.
Вооружение
- Узлы подвески: 2 точки подвески под фюзеляжем для подвесных баков и 4 точки подвески под крылом для 500 кг (1100 фунтов) одноразовых запасов. [6] , с условиями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: 4 × К-5. ракеты «воздух-воздух»
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- САС СА-23 – ( Австралия )
- Convair F-106 Дельта Дарт - ( США )
- Дассо Мираж III – ( Франция )
- Английская электрическая молния - ( Великобритания )
- Локхид F-104 Старфайтер - ( США )
- Mikoyan-Gurevich MiG-21 – ( Советский Союз )
- Сааб 35 Дракен - ( Швеция )
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «F-4 A Phantom, 16 мировых рекордов — Величайший военный самолет? Форум — AirSpace» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 2 июля 2008 г.
- ^ ПОСТЕПЕННАЯ ОТКЛЮЧЕНИЕ РЫБАЛКИ НА АЭРОПОЛЯХ АПВО СТРАННЫЙ СССР. Архивировано 29 июля 2020 г. в Wayback Machine , февраль 1981 г., ГЕРБ: CIA-RDP81T00380R000100980001-5, Центральное разведывательное управление, Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ «К-5, РС-1У (изделие ШМ)» . airwar.ru . airwar.ru . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Майкл Холм, http://www.ww2.dk/new/air%20force/regiment/iap/894iap.htm , по состоянию на декабрь 2012 г.
- ^ Антонов Владимир; Гордон, Ефим; Гордюков, Николай; Яковлев Владимир; Зенкин Вячеслав; Каррут, Ленокс; Миллер, Джей (1996). ОКБ Сухого: история ОКБ и его самолетов (1-е изд.). Эрл Шилтон: Midland Publishing. стр. 110–128. ISBN 9781857800128 .
- ^ www.3ebra.com, IT-бюро Zebra -. «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Музей – Су-9, 11, 13 – Технические характеристики» . www.sukhoi.org . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 г. Проверено 25 сентября 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]