Сухой Су-37
Су-37 | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | истребителя завоевания превосходства в воздухе Демонстратор технологий |
Национальное происхождение | Россия |
Дизайнер | ОКБ Сухого |
Построено | Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение |
Статус | Выведен из эксплуатации и производства, прототип |
Количество построенных | 1 [ 1 ] |
История | |
Дата введения | 25 октября 1997 г. |
Первый полет | 2 апреля 1996 г |
Развитый в | Sukhoi Su-30MKI (India) Су-30МКМ (Малайзия) Су-30СМ (Россия) Су-35 (Россия и Китай) |
Су -37 (русский: Сухой Су -37; обозначение НАТО : Фланкер-Ф ; в народе прозвали « Терминатором ») . [ 2 ] ) — одноместный двухмоторный самолёт разработки ОКБ Сухого , служивший демонстратором технологий . Это отвечало необходимости усиления летного управления Су-27М (позже переименованным в Су-35), дальнейшим развитием Су -27 . Единственным построенным экземпляром изначально был одиннадцатый Су-27М (Т10М-11), построенный Комсомольским -на-Амуре авиационным производственным объединением до установки сопел вектора тяги . Он также имел обновленные системы управления полетом и вооружением. самолет совершил Первый полет в апреле 1996 года. На протяжении всей программы летных испытаний Су-37 демонстрировал свою сверхманевренность на авиасалонах , выполняя такие маневры, как сальто на 360 градусов . Самолет разбился в декабре 2002 года из-за разрушения конструкции. Су-37 не пошел в производство, несмотря на сообщение 1998 года, в котором утверждалось, что Сухой построил второй Су-37 с использованием двенадцатого планера Су-27М. [ 3 ] Т10М-11 остался единственным прототипом. Вместо этого Сухой применил системы самолета к другим проектам истребителей конструкторского бюро.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]ОКБ Сухого начало исследования по вектору тяги в 1983 году. [ 4 ] когда советское правительство поручило ОКБ отдельную разработку Су-27М. [ 5 ] По настоянию генерального директора Михаила Симонова , бывшего главным конструктором Су-27, компания «Сухой» и Сибирский научно-исследовательский институт авиации исследовали осесимметричные направляющие сопла. Это контрастировало с преобладающим на Западе акцентом на двумерные сопла. Люлька (позже Люлька-Сатурн ) также начала исследования двигателей с вектором тяги в 1985 году. [ 6 ] К концу 1980-х годов «Сухой» оценивал свои исследования на своих летающих испытательных стендах. [ 7 ]
В ходе испытательных полетов Су-27М, начавшихся в 1988 году, инженеры обнаружили, что пилотам не удается сохранить активное управление самолетом на больших углах атаки из-за неэффективности поверхностей управления полетом на малых скоростях. Поэтому инженеры установили двигатели вектора тяги на одиннадцатый Су-27 (заводской код Т10М-11), который был построен Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением на Дальнем Востоке страны и использовался в качестве испытательного стенда для радиолокации. [ 8 ] После завершения изготовления планера в начале 1995 года самолет был доставлен на экспериментальный завод ОКБ под Москвой, где инженеры приступили к установке на самолет сопел. [ 9 ] [ № 1 ] Хотя «Сухой» предполагал, что в качестве двигателя для самолета будет использоваться двигатель «Люлька-Сатурн» АЛ-37ФУ, двигатель еще не был допущен к полету. На самолет временно установили менее мощный двигатель АЛ-31ФП, по существу двигатель АЛ-31Ф с векторными соплами АЛ-100 от АЛ-37ФУ. [ 9 ] Самолет был выкачен в мае. [ 11 ] Через два месяца временные двигатели заменили на АЛ-37ФУ; его сопла могли отклоняться только на 15 градусов вверх или вниз по оси тангажа , вместе или дифференциально. [ 12 ]
Если не считать добавления сопел вектора тяги, Су-37 внешне мало чем отличался от Су-27М с утком. Вместо этого инженеры сосредоточились на авионике самолета. В отличие от предыдущих Су-27М, Су-37 имел цифровую (в отличие от аналоговой) электродистанционную систему управления полетом , которая была напрямую связана с системой управления вектором тяги. [ 13 ] самолета Вместе с общей высокой тяговооруженностью двигателем и функцией полного цифрового управления интегрированные системы двигательной установки и управления полетом добавили маневренности на больших углах атаки и малых скоростях. [ 14 ] самолета Система управления вооружением также была улучшена: она включала в себя Н011М «Барс» (буквально «Пантера»), импульсно-доплеровскую РЛС с фазированной решеткой которая обеспечивала самолету возможность одновременного полета по классам «воздух-воздух» и «воздух-земля». Радар был способен отслеживать двадцать воздушных целей и наводить ракеты на восемь из них одновременно; Для сравнения, базовый Су-27М N011 мог отслеживать только пятнадцать воздушных целей и поражать шесть из них одновременно. [ 15 ] [ 16 ] Самолет сохранил от Су-27М радар самообороны Н012, расположенный в выступающей назад хвостовой балке. [ 7 ]
Значительному улучшению подверглась и компоновка кабины. Помимо проекционного дисплея , Су-37 имел четыре Sextant Avionique, многофункциональных цветных жидкокристаллических дисплея расположенных по схеме «Т»; Су-27М у них была лучшая защита от подсветки, чем у монохромных дисплеев с электронно-лучевой трубкой . На дисплеях пилоту предоставлялась информация о навигации, состоянии систем и выборе вооружения. Пилот сидел на катапультном кресле , которое откидывалось на 30 градусов для улучшения устойчивости к перегрузкам . [ 7 ] [ 17 ]
Окрашенный в революционные песочно-коричневые цвета, самолет получил код 711 Blue , позже измененный на 711 White . [ 17 ] После наземных проверок в ЛИИ имени Громова самолет совершил свой первый полет 2 апреля 1996 года с аэродрома Жуковский подмосковного , пилотируемый Евгением Фроловым . Сопла были зафиксированы в течение первых пяти полетов. [ 16 ] [ Н 2 ] Из-за отсутствия финансирования со стороны ВВС России «Сухой» был вынужден финансировать проект за счет собственных средств; По словам Симонова, компания направила на проект доходы от экспорта Су-27 в Китай и Вьетнам. [ 7 ] [ 18 ] Позже в том же году самолет был публично представлен в Жуковском и получил новое обозначение Су-37. [ 16 ]
Операционная история
[ редактировать ]В ходе последующих летных испытаний стала очевидна сверхманевренность Су-37 за счет управления вектором тяги. По мнению Симонова, такая особенность позволит пилотам разработать новые боевые маневры и тактику, значительно повысив ее эффективность в воздушных боях. [ 19 ] Среди новых маневров была «Супер Кобра», которая представляла собой разновидность « Кобры Пугачева» и была продемонстрирована во время международного дебюта самолета на авиасалоне в Фарнборо в сентябре 1996 года. Пилотируемый Фроловым самолет развернулся на 180 градусов и удержал положение хвостом вперед. на мгновение, что теоретически позволило бы самолету запустить ракету по боевому противнику. [ 16 ] «Супер Кобра» превратилась в кульбит (сальто), в котором Су-37 выполнял петлю на 360 градусов с чрезвычайно малым радиусом разворота, равным длине самолета. [ 20 ] По мнению летчика-испытателя Анатолия Квочура , изменение вектора тяги дало бы самолету значительное преимущество в ближнем воздушном бою . [ 21 ] Тем не менее критики ставят под сомнение практическую пользу таких маневров; хотя они и позволят раннее захват ракеты , это произойдет за счет быстрой потери кинетической энергии , что сделает самолет уязвимым, когда пилоты промахнутся при первом выстреле. [ 22 ]
Самолет был продемонстрирован на Парижском авиасалоне в 1997 году. Хотя он смог выступить только в последний день авиасалона, организаторы признали Су-37 лучшим исполнителем мероприятия. [ 23 ] После этого самолет участвовал в авиасалоне МАКС в Москве, Международной оборонной выставке в Дубае и авиасалоне FIDAE в Сантьяго , Чили, поскольку власти стремились экспортировать самолет. [ 24 ] По истечении срока службы двигателей на самолете были заменены АЛ-37ФУ на серийные двигатели АЛ-31Ф без подвижных сопел. Потеря вектора тяги была частично смягчена обновлением электродистанционной системы управления полетом. Зарубежная авионика самолета также была заменена на отечественную разработку. Он возобновил испытательные полеты в октябре 2000 года. [ 25 ]
самолета Программа летных испытаний завершилась 19 декабря 2002 года, когда левое хвостовое оперение сломалось во время маневра с большой перегрузкой, что привело к его падению в Шатуре под Москвой. самолета Причиной разрушения конструкции стало неоднократное превышение проектной нагрузки в течение шести лет испытаний. [ 26 ] Пилот Юрий Вашук благополучно катапультировался. [ 27 ] [ 28 ] Несмотря на участие Су-37 в тендерах на истребители Бразилии и Южной Кореи , самолет не смог найти иностранных заказчиков. В середине 1990-х годов Индия профинансировала разработку Су-30МКИ , который представляет собой конструкцию двухместного истребителя, включающую в себя переднее оперение, радар Н011М и технологию управления вектором тяги, которые присутствовали и тестировались на Су-37. [ 29 ] Кроме того, в ходе испытаний Су-27М и Су-37 инженеры установили, что изменение вектора тяги может компенсировать потерю маневренности, вызванную удалением оперения, конструкция которого налагала на планер увеличение веса. [ 30 ] Модернизированный Су-35, без переднего оперения. [ 31 ] совершил свой первый полет в феврале 2008 года. [ 32 ]
Технические характеристики (Су-37)
[ редактировать ]Данные Гордона, [ 33 ] Novichkov [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 21,935 м (72 фута 0 дюймов)
- Размах крыла: 14,698 м (48 футов 3 дюйма)
- Высота: 5,932 м (19 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 62 м 2 (670 кв. футов)
- Вес пустого: 18 500 кг (40 786 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 34 000 кг (74 957 фунтов)
- Силовая установка: 2 Сатурн АЛ-37ФУ турбовентиляторных двигателя с форсажной камерой, тяга 83 кН (19 000 фунтов силы) каждый с осесимметричными соплами вектора тяги в сухом состоянии, 142 кН (32 000 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 2500 км/ч (1600 миль в час, 1300 узлов) на большой высоте.
- 1400 км / ч (870 миль в час; 760 узлов) на уровне моря
- Дальность: 3300 км (2100 миль, 1800 миль) на большой высоте.
- 1390 км (860 миль; 750 миль) на уровне моря
- Практический потолок: 18 800 м (61 700 футов)
- г лимиты: + 9
- Скорость набора высоты: 230 м/с (45 000 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 1 × 30-мм ГШ-30-1 боекомплектом 150 снарядов. внутренняя пушка
- Узлы подвески: 12 узлов подвески, состоящие из 2 направляющих законцовок крыла и 10 узлов подвески на крыле и фюзеляже с грузоподъемностью 8000 кг (17 630 фунтов) боеприпасов .
Авионика
- ОЛС-35 Инфракрасный поисково-сопровождающий комплекс
- Н-011М «Барс» с пассивной решеткой электронного сканирования РЛС
- Радар самообороны N012
- дисплеи Sextant Avionics (Thales) ЖК- Многофункциональные
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ По данным Flight International , инженеры начали устанавливать сопла на самолет в конце 1994 года. [ 10 ]
- ↑ Цитата: "Самолет Су-27 номер 711 совершил в апреле пять полетов, видимо, с осесимметричными соплами в фиксированной конфигурации". [ 18 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дорога России к коррупции: как администрация Клинтона экспортировала правительство вместо свободного предпринимательства и подвела российский народ, Палата представителей США (2000), стр. 204
- ^ Джексон, Пол, изд. (2009). Jane's All the World's Aircraft 2009–2010 . Джейн. п. 515. ИСБН 978-0710628800 .
В народе его называли «Су-37 Терминатор».
- ^ Гетин 1998, с. 32.
- ^ Гордон 2007, с. 144.
- ^ Эндрюс 2003, с. 39.
- ^ Гордон 2007, стр. 146–147.
- ^ Перейти обратно: а б с д Novichkov 1996, p. 55.
- ^ Гордон 2007, стр. 142, 151.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон 2007, с. 151.
- ^ Барри 1994, с. 16.
- ^ Неделя авиации и космических технологий 1995, стр. 35.
- ^ Novichkov 1996, pp. 52, 55.
- ^ Перейти обратно: а б Novichkov 1996, p. 52.
- ^ Гордон 2007, стр. 151, 154.
- ^ Бутовский, Петр (1 ноября 1999 г.). «Доминирование по замыслу: господство российских «фланкеров» - ЧАСТЬ ПЕРВАЯ». Обзор разведки Джейн . 11 (11). Колсдон, Великобритания. ISSN 1350-6226 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гордон 2007, с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон 2007, с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б Велович Май 1996, с. 16.
- ^ Novichkov 1996, p. 50.
- ^ Велович, сентябрь 1996 г., с. 41.
- ^ Бутовский, Петр (10 июля 1996 г.). «Воздушные бои Су-37 будут «в 10 раз эффективнее» ». Еженедельник защиты Джейн . Хорли, Великобритания. ISSN 0265-3818 .
- ↑ Flight International 1996, стр. 3: «Если пилот не убьет противника своим первым выстрелом, то недостаток энергии у его собственного самолета будет означать [ sic ], что он может стать привлекательной целью».
- ^ Петров, Иван (25 июня 1997 г.). Су-37 — истребитель года . Коммерсантъ . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Гордон 2007, стр. 160, 164.
- ^ Эндрюс 2003, с. 58.
- ^ Гордон 2007, с. 172.
- ^ «Демонстратор «Сухого» разбился во время испытаний» . Флайтглобал . 31 декабря 2002 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 г. Проверено 25 августа 2013 г.
- ^ В Подмосковье разбился истребитель Су-35 . Коммерсантъ . 19 декабря 2002 года. Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Эндрюс 2003, с. 47.
- ^ Барри 2003, с. 39: «Хотя компоновка «утка» дала преимущества с точки зрения улучшения маневренности, она также увеличила конструктивный вес планера. Обычный планер в сочетании с управлением вектором тяги, по словам источника, теперь может обеспечить те же возможности».
- ^ Бутовски 2004, с. 39: «Проблема решена аналогичным образом: удалением оперения из конструкции планера. Манёвренность самолёта не пострадает, поскольку современные системы управления значительно эффективнее применявшихся ранее. Су-35БМ [ так в оригинале ] будет оснащен системой управления, аналогичной счетверенной цифровой электродистанционной системе СДУ-427 от экспериментального истребителя Су-47 "Беркут". Кроме того, Су-35БМ может быть оснащен системой управления вектором тяги.
- ^ Лантратов, Константин (20 февраля 2008 г.). Взлетела новая "сушка" . Коммерсантъ . Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Гордон 2007, с. 453.
Библиография
[ редактировать ]- «У Су-35 новые сопла». Неделя авиации и космических технологий . 143 (4). Нью-Йорк: McGraw-Hill: 35. 24 июля 1995 г. ISSN 0005-2175 .
- «Ловкие маневры» . Flight International (комментарий). 150 (4540). Лондон, Великобритания: Reed Business Publishing: 3. 11–17 сентября 1996 г. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 5 ноября 2017 г.
- Эндрюс, Томас (весна 2003 г.). «Семейство Су-27/30: «Фланкер» в XXI веке». Международный обзор авиации . Том. 8. Норуолк, Коннектикут: Издательство AIRtime. ISBN 978-1-880588-54-3 .
- Барри, Дуглас (16–22 ноября 1994 г.). «Установлены новые форсунки Су-35» . Рейс Интернешнл . 146 (4447). Лондон, Великобритания: Reed Business Publishing: 16. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 9 октября 2017 года . Проверено 5 ноября 2017 г.
- ——— (1 сентября 2003 г.). «Особые требования». Неделя авиации и космических технологий . 159 (9). Нью-Йорк: McGraw-Hill: 39. ISSN 0005-2175 .
- Бутовский, Петр (лето 2004 г.). «На полпути к ПАК ФА». Интеравиа Бизнес и Технологии (676). Женева: Издательство Aerospace Media: 38–41. ISSN 1423-3215 .
- Гетин, Ховард (9–15 сентября 1998 г.). «Сухой» запускает новейший демонстратор Су-37 . Рейс Интернешнл . 154 (4642). Лондон: Деловая информация Reed: 32. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 26 октября 2013 г.
- Гордон, Ефим (2007). Сухой Су-27 . Знаменитый российский самолет. Хинкли, Великобритания: Midlands Publishing. ISBN 978-1-85780-247-4 .
- Новичков, Николай (26 августа 1996 г.). «Сухой собирается использовать управление вектором тяги». Неделя авиации и космических технологий . 145 (9). Нью-Йорк: McGraw-Hill: 50–52, 55. ISSN 0005-2175 .
- Велович, Александр (8–14 мая 1996 г.). «Летит Су-35 с вектором тяги» . Рейс Интернешнл . 149 (4522). Лондон, Великобритания: Reed Business Publishing: 16. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 5 ноября 2017 г.
- ——— (18–24 сентября 1996 г.). «Медленно-медленно, быстро-быстро, медленно» . Рейс Интернешнл . 150 (4541). Лондон, Великобритания: Reed Business Publishing: 41. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 5 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]