Lyulka
Тип компании | Конструкторское бюро авиадвигателей |
---|---|
Преемник | НПО Сатурн |
Штаб-квартира | Москва , СССР |
Ключевые люди | Arkhip Mikhailovich Lyulka |
Продукты | Авиационные двигатели |
Люлька было конструкторским бюро и производителем авиационных двигателей СССР с 1938 по 1990-е годы, когда производство и элементы конструкции были объединены в НПО «Сатурн» в Рыбинске . ОКБ Люльки берет свое начало на базе « Харьковского авиационного института » ( Украинская ССР ), где Архип Михайлович Люлька вместе с коллективом работал над проектированием установки АЦН (Агрегат Центральново Наддува — Централизованный нагнетатель) на бомбардировщике Петляков Пе-8 . Люлька был ответственным за разработку первых советских газотурбинных двигателей. Предпочитая избегать копирования трофейной немецкой техники, она сумела производить двигатели отечественного производства.
Двигатели
[ редактировать ]Название модели | Дата | Тип | Тяга (кг)/Мощность (эш.ш.) | Подходит для |
---|---|---|---|---|
РТД-1 / ВДР-2 | 1938 | Двухступенчатый центробежный компрессор Turbojet | 500 кг ориентировочно | Только испытательный стенд; планируется для ХАИ-2 |
С-18 / ВДР-3 | 1945 | Осевой компрессор Turbojet | 1250 кг | Проект Гу-ВРД |
ТР-1 | 1946 | 8-ступенчатый осевой компрессор Turbojet | 1300 кг | Alekseyev I-211 , Ilyushin Il-22 , Sukhoi Su-10 , Sukhoi Su-11 |
ТР-1А | 1947 | 8-ступенчатый осевой компрессор Turbojet | 1500 кг | |
ТР-2 | 1947 | прогнозируемая версия роста TR-1 | ||
ТР-3/АЛ-5 | 1949 | 7-ступенчатый осевой турбореактивный двигатель | 4600 кг (на квалификации 1950 г.) | Ил-30 , Ил-46 , Ла-190 , Самолет '86' , Як-1000 , Су-17 , Самолет '150' |
ТР-7 | 1950-е годы | Прототип сверхзвукового компрессора Turbojet | Прототип АЛ-7 | |
АЛ-7 | 1954 | 9-ступенчатый сверхзвуковой компрессор Turbojet | 6500 кг | Бе-10 , Ил-54 , Су-7 , Су-9 , Су-11 , Ту-28/Ту-128 , Ту-98 , Х-20 |
АЛ-21 | 1961 | Осевой турбореактивный двигатель | 11 000 кг | Су-17 , Су-24 , МиГ-23 , Т-10 |
АЛ-31 | 1981 | Двухзолотниковый турбовентиляторный двигатель со степенью двухконтурности 0,6. | 13 300 кг | Су-27 , Су-30 , Су-33 , Су-34 , Су-35 , Су-37 |
Ссылки
[ редактировать ]- Ганстон, Билл. «Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов». Лондон, Оспри. 1995. ISBN 1-85532-405-9