Харбин Y-12
Harbin Y-12 ( китайский : 运-12 ; пиньинь : Yùn-12 ) — с высокорасположенным крылом, двухмоторный турбовинтовой многоцелевой самолет построенный Harbin Aircraft Industry Group (HAIG).
Y-12 | |
---|---|
![]() | |
Харбин Y-12 II иранского КСИР | |
Роль | Двухмоторный турбовинтовой многоцелевой самолет |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Харбинская группа авиационной промышленности |
Первый полет | 14 июля 1982 г. |
Статус | Активный, В производстве |
Основной пользователь | ВВС Народно-освободительной армии |
Произведено | 1985 – настоящее время |
Разработано на основе | Харбин Y-11 |
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Y-12 начинался как развитие Harbin Y-11. планера под названием Y-11T в 1980 году. [ 1 ] В конструкцию были внесены многочисленные улучшения, включая измененную конструкцию крыла с новой секцией с низким лобовым сопротивлением , увеличенный фюзеляж и клееную, а не клепаную конструкцию . Он также заменил радиально поршневые двигатели турбовинтовыми - . [ 1 ]
За прототипом Y-12 (I) , последовало около 30 серийных самолетов прежде чем была выпущена доработанная версия. Он получил обозначение Y-12 (II) и отличался более мощными двигателями и отсутствием передних предкрылков . Он совершил первый полет 16 августа 1984 года и получил сертификат в Китае в декабре следующего года. [ 2 ] — Силовая установка два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-27 с Hartzell воздушными винтами . Y-12 имеет максимальную взлетную массу 5700 кг (12600 фунтов) и рассчитан на 17 пассажиров и два члена экипажа. Самолет эксплуатируется как легкий пригородный и транспортный самолет . [ нужна ссылка ]
Последней разработкой является Y-12F, представляющий собой практически новую конструкцию со множеством улучшений: новые крылья, шасси, фюзеляж, более мощные двигатели, а также увеличенную полезную нагрузку и дальность полета. Y-12F совершил свой первый полет 29 декабря 2010 года. [ 3 ] получил сертификат типа CAAC 10 декабря 2015 г., сертификат типа FAA 22 февраля 2016 г., [ 4 ] и сертификация типа EASA 13 июля 2023 г. [ 5 ] В 2015 году Kenmore Air объявила, что начнет разработку поплавков для Y-12 для сертификации FAA. [ 6 ] Y-12 завершил 30 июня 2018 года оценочные летные испытания своей системы автоматического управления полетом, проведенные ФАУ , и его характеристики соответствуют требованиям, сообщила компания AVIC Harbin Aircraft Industry Company Ltd (AVIC HAFEI). [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |



- Y-12 (I) : двухмоторный транспортный самолет короткого взлета и посадки, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-11 мощностью 500 л.с. (373 кВт). Версия прототипа.
- Y-12 (II) : оснащен более мощными двигателями ПТ6А-27.
- Y-12 (III) : Планируемая версия с турбовинтовым двигателем WJ-9 . Преобразован в Y-12C из-за успеха IV, когда разработка WJ-9 была завершена.
- Y-12 (IV) : Улучшенная версия. Изменены законцовки крыла (размах увеличен до 19,2 м (63 фута)) и увеличена взлетная масса. 19 пассажирских мест. Эта версия является первым самолетом в серии, сертифицированным ФАУ в 1995 году. [ 8 ]
- Y-12C : По сути, версия (IV) с турбовинтовым двигателем WJ-9, используемая ВВС НОАК для аэрофотосъемки.
- Y-12D : военная версия, используемая внутри страны, с модернизированными двигателями, приводящими в движение четырехлопастные винты, используемая Воздушно-десантным корпусом НОАК для парашютной подготовки.
- Y-12E : вариант с 18 пассажирскими местами. Двигатели ПТ6А-135А равной мощности, но увеличенного крутящего момента с четырехлопастными воздушными винтами. Эта версия была сертифицирована ФАУ в 2006 году. [ 9 ]
- Y-12F : новейшая разработка, в которой почти все переработано: более широкий фюзеляж, новые крылья, убирающееся шасси и более мощные двигатели PT6A-65B. [ 10 ] Y-12F имеет более высокую крейсерскую скорость, большую дальность полета и может вместить 19 пассажиров или 3 контейнера LD3. [ 11 ] Проектирование началось в апреле 2005 года, а первый полет состоялся 29 декабря 2010 года. [ 12 ] Сертификат типа CAAC был получен 10 декабря 2015 года, а сертификат FAA - 22 февраля 2016 года. [ 4 ] Y-12F прошел летные испытания автоматической системы управления полетом ФАУ 30 июня 2018 года. [ 7 ] Он был продемонстрирован во время авиашоу в Чжухае в 2012 году .
- Y-12G : предлагаемая грузовая версия Y-12F.
- Turbo Panda : экспортное название версии (II), продаваемой английскими и японскими компаниями. Реального заказа нет из-за сертификации летной годности.
- Twin Panda : изначально версия (II) для экспорта. Позже появился модифицированный Y-12 (IV) с двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-34, оснащенный модернизированной ходовой частью, модернизированной авионикой и интерьером. Сообщается, что к 2000 году было получено тридцать пять заказов, но производство не было продолжено.
Операторы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Военные операторы
[ редактировать ]
- ВВС Народно-освободительной армии - 12 Y-12D на вооружении Воздушно-десантного корпуса. [ 15 ]
- ВВС Джибути - 2 по состоянию на декабрь 2016 г. [ 16 ]

- Кенийские ВВС [ 20 ] На замену придет C-145 Skytruck . [ 21 ]
- ВВС Мьянмы - 20 по состоянию на 2020 год. [ 24 ]
Государственные операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]
- Китайская авиация Flying Dragon
- Китай Хэйлунцзян Longken авиации общего назначения
- Дунхуа Авиация общего назначения
- Цзяннань Авиация общего назначения
- ООО «Ордос Дженерал Авиэйшн Ко. Лтд.»
- Шуанъян Авиация общего назначения
- Синьцзянская авиация общего назначения [ 32 ]
- Инъань Эйрлайнз [ 32 ]
- Компания гражданской авиации Чжун Фей
- Транс Эйр Конго (10 под заказ)
- ЛАК
- Congo Airways - 2 в заказе по состоянию на июль 2016 г. [ 32 ]
- MIAT Монгольские авиалинии - После крушения 2 самолетов оставшиеся 3 самолета были возвращены производителю.
- Blue Airways (3 под заказ)
- Авиация по уходу за полетами
- Nepal Airlines - 4 поставлено в 2012 году. [ 34 ] Все четыре остановлены в 2020 году из-за некачественной работы и высоких эксплуатационных расходов. [ 35 ]
- Непал Эйрвэйз
- Эйр Игл [ 36 ]
- Уганда Эйр Карго (2)
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 13 декабря 1993 года самолет Lao Aviation Y-12-II (ныне Lao Airlines), регистрационный номер RDPL-34117, подрезал деревья в тумане и разбился в Пхонсаване , Лаос , в результате чего погибли все 18 человек на борту. [ 39 ]
- 4 апреля 1995 года самолет TANS Y-12-II, регистрационный номер 333/OB-1498, разбился вскоре после взлета из аэропорта Икитос , в Перу в результате чего погибли все трое находившихся на борту.
- 21 июня 1996 года самолет China Flying Dragon Aviation Y-12-II, регистрационный номер B-3822, врезался в гору высотой 100 м (330 футов) недалеко от аэропорта Чанхая после того, как экипаж слишком рано начал заход на посадку и отклонился от намеченного курса. погибли двое из 12 находившихся на борту. [ 40 ]
- 20 января 1997 года самолет ВВС Шри-Ланки Y-12-II , CR851 , разбился возле авиабазы Палали во время выполнения миссии по наблюдению , в результате чего погибли все четверо находившихся на борту. [ 41 ]
- 10 июня 1997 года самолет MIAT Монгольских авиалиний Y-12-II, регистрационный JU-1020, разбился в аэропорту Мандалгоби из-за сдвига ветра , в результате чего погибли семь из 12 находившихся на борту самолетов. [ 42 ]
- 26 мая 1998 года самолет MIAT Монгольских авиалиний Y-12-II, регистрационный JU-1017, врезался в гору высотой 10 800 футов (3300 м) недалеко от Галта , Монголия , по пути в Тосонценгель из-за сильного обледенения и противообледенительной системы неисправности крыла. и перегрузка, в результате которой погибли все 28 человек на борту; эта авария - самая страшная авария с участием Y-12.
- 19 октября 2000 года рейс 703 Lao Aviation разбился в гористой местности в плохую погоду на подходе к Сэм-Неуа , в результате чего погибли восемь из 15 пассажиров; оба пилота выжили. [ 43 ]
- 18 мая 2005 года самолет ВВС Замбии Y-12-II, AF-216 разбился вскоре после взлета из аэропорта Монгу , в результате чего погибли все 13 человек, находившиеся на борту. [ 44 ]
- 10 апреля 2006 года самолет ВВС Кении Y-12-II, 132 (KAF ) врезался в склон горы Марсабит , в результате чего погибли 14 из 17 находившихся на борту. [ 45 ]
- 15 июня 2008 года самолет China Flying Dragon Aviation Y-12-II, регистрационный номер B-3841, врезался в небольшой холм во время исследовательского полета на новом алюминиевом руднике, в результате чего погибли трое из четырех находившихся на борту. [ 46 ]
- 12 июля 2012 года самолет Y-12-II ВВС Мавритании разбился при перевозке золота, в результате чего погибли все семь пассажиров. [ 47 ]
- 12 мая 2014 года Y-12-II ВВС Кении разбился в Эль-Ваке, Кения . Самолет выполнял рейс из Мандеры в Найроби с остановками в Эль-Ваке и Гариссе . По предварительной информации, один пилот погиб, а остальные одиннадцать пассажиров получили ранения. [ 48 ]
- 26 августа 2018 года самолет Y-12e ВВС Колумбии был поврежден в полете из-за сильной турбулентности. Пилот совершил вынужденную посадку во Флоренции . Самолет не ремонтировался и был списан на месте. [ 49 ]
- 3 января 2020 года Y-12-II ВВС Шри-Ланки разбился в Хапутале , Шри-Ланка , во время воздушных наблюдений, в результате чего погибли все четыре летчика. [ 50 ]
- 4 августа 2020 года самолет Y-12-II ВВС Кении, осуществлявший снабжение АМИСОМ, разбился после взлета с взлетно -посадочной полосы Добли в Сомали . Все 10 пассажиров выжили. Самолет получил серьезные повреждения. [ 51 ]
Технические характеристики (Я-12 (II))
[ редактировать ]Данные из World Aircraft & Systems Directory Брасси за 1999/2000 гг., [ 52 ] Jane's All the World's Aircraft 2000–01 [ 53 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: макс. 17 / максимальная полезная нагрузка 1700 кг (3748 фунтов)
- Длина: 14,86 м (48 футов 9 дюймов)
- Размах крыла: 17,235 м (56 футов 7 дюймов)
- Высота: 5,575 м (18 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 34,27 м 2 (368,9 кв. футов)
- Профиль : LS(1)-0417
- Вес пустого: 2840 кг (6261 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 5300 кг (11684 фунта)
- Запас топлива: 1616 л (427 галлонов США; 355 имп галлонов) / 1230 кг (2712 фунтов) максимальный полезный вес топлива
- Силовая установка: 2 двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-27 мощностью турбовинтовых 462 кВт (620 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hartzell HC-B3TN-3B/T10173B-3, диаметром 2,49 м (8 футов 2 дюйма) с постоянной скоростью и полностью флюгируемым реверсивным шагом (на некоторых моделях используются 4- и 5-лопастные гребные винты)
Производительность
- Максимальная скорость: 328 км/ч (204 миль в час, 177 узлов) V MO (максимальная рабочая скорость) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Крейсерская скорость: 292 км/ч (181 миль в час, 158 узлов) (макс.) на высоте 3000 м (9800 футов)
- 250 км/ч (160 миль в час; 130 узлов) (экономично) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Дальность: 1340 км (830 миль, 720 миль) в экономичном круизе, запас хода 45 минут на высоте 3000 м (9800 футов)
- Автономность: 5 часов 12 минут в эконом-круизе.
- Практический потолок: 7000 м (23000 футов)
- 3000 м (9800 футов) на одном двигателе
- Скорость набора высоты: 8,1 м/с (1590 футов/мин)
- 1,4 м/с (4,6 фута/с) на одном двигателе
- Нагрузка на крыло: 145,9 кг/м 2 (29,9 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,106 кВт/кг (0,064 л.с./фунт)
- Разбег: 370 м (1210 футов)
- Разбег до 15 м (49 футов): 490 м (1610 футов)
- Посадочная длина: 340 м (1120 футов)
- Разбег с высоты 15 м (49 футов): 630 м (2070 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Антонов Ан-28
- Британец Норман Трисландер
- CASA C-212 Авиокар
- Цессна 408 СкайКурьер
- Дорнье 228
- Де Хэвилленд Канада DHC-6 Твин Оттер
- ИАИ Арава
- ГАФ Номад
- ДАВАЙТЕ L-410
- ПЗЛ М28
- Шорты SC.7 Skyvan
Связанные списки
- Список китайских самолетов
- Список легких транспортных самолетов
- Список гражданских самолетов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Gordon,Yefim & Komissarov, Dmitry. Chinese Aircraft. Hikoki Publications. Manchester. 2008. ISBN 978-1-902109-04-6
- ^ JWR Тейлор 1988, стр.38.
- ^ Honeywell Aerospace (8 января 2016 г.). , лежащая в основе Y-12F» . CARNOC.com (Сеть ресурсов гражданской авиации) (на китайском языке). Архивировано из оригинала марта 2016 . 6 г. «[Запись] Сила Honeywell
- ^ Jump up to: а б Ге, Лена (25 февраля 2016 г.). «Китайский турбовинтовой самолет Y12F получил сертификат типа FAA» . Китайская авиационная газета . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ "EASA.IM.A.679 - Y12F" . ЕАСА . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Стивен Тримбл (2 октября 2015 г.). «AVIC начинает переоборудование гидросамолета для Y-12» . www.flightglobal.com . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 13 февраля 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б 江巍. «Китайский самолет Y-12 прошел летные испытания ФАУ на автоматическое управление полетом — Chinadaily.com.cn» . www.chinadaily.com.cn . Архивировано из оригинала 7 июля 2018 г. Проверено 7 июля 2018 г.
- ↑ Сертификат типа FAA Y-12 IV и Y-12E. Архивировано 22 марта 2015 г. на Wayback Machine , получено 17 августа 2013 г.
- ↑ Сертификат типа FAA Y-12 IV и Y-12E. Архивировано 22 марта 2015 г. на Wayback Machine , получено 12 ноября 2009 г.
- ^ Фрэнсис, Лейтен. «Турбовинтовой Harbin Y-12 станет больше» Flight International, 20 сентября 2007 г. (онлайн-версия). Архивировано 31 октября 2007 г. на Wayback Machine, получено 12 ноября 2009 г.
- ^ «Удобная навигация ok365.com — самый удобный сервис онлайн-навигации» y-12.com.cn Архивировано из оригинала 10 января 2014 г. Проверено 7 марта 2016 г. .
- ^ «Y12F» . 10 января 2014 г. Архивировано из оригинала 10 января 2014 г.
- ^ «ВВС мира 2021» . FlightGlobal. 4 декабря 2020 г. Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 32.
- ^ МИСИ 2024 , с. 260.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 34.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 35.
- ^ Jump up to: а б Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 36.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 37.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 39.
- ^ «ВВС Кении приняли в эксплуатацию недавно приобретенный самолет C-145 Skytruck» .
- ^ де Шеризи, Эрван (2 октября 2017 г.). «Мали получает новые самолеты» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 3 октября 2017 года . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 40.
- ^ Jump up to: а б Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 41.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 43.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 44.
- ^ Джексон 2003, с. 82.
- ^ Hoyle Flight International , 11–17 декабря 2012 г., с. 57.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 47.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 48.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Thisdell and Fafard Flight International , 9–15 августа 2016 г., с. 42.
- ^ «Реестр самолетов Фиджи | Управление гражданской авиации Фиджи (CAAF)» . caaf.org.fj. 2022-11-18. Регистрации DQ-FHC, DQ-FHF. Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 г. Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Синьхуа (14 февраля 2018 г.). «Два новых самолета китайского производства доставлены в Непал» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2018 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ «Непальские авиалинии снимают с производства MA-60, Y12E» . Ч-Авиация. 17 июля 2020 г.
- ^ «Воздушный орел» . www.aireagle.pk . Архивировано из оригинала 17 мая 2017 г. Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ Hoyle Flight International , 11–17 декабря 2012 г., с. 60.
- ^ "Вещи" .
- ^ Описание происшествия для RDPL-34117 в Aviation Safety Network . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Описание аварии B-3822 в Сети авиационной безопасности . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Описание аварии CR851 в Сети авиационной безопасности . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Описание аварии JU-1020 в Сети авиационной безопасности . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Описание происшествия для RDPL-34130 в Aviation Safety Network . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Описание аварии AF-216 в Сети авиационной безопасности . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Описание происшествия для 132 в Сети авиационной безопасности . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Описание аварии B-3841 в Сети авиационной безопасности . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ Харро Рантер (12 июля 2012 г.). «Авиакатастрофа самолета ASN Harbin Yunshuji Y-12-II 5T-MAE в аэропорту Нуакшот (NKC)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ Описание происшествия для регистрации неизвестно в Сети авиационной безопасности . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ {Ежемесячник AirForces, выпуск 330}
- ^ «Четыре военнослужащих ВВС погибли в результате крушения самолета в Хапутале» . Ада Дерана . 3 января 2020 г. Проверено 3 января 2020 г.
- ^ «Самолет Y-12-II ВВС Кении совершил аварийную посадку на взлетно-посадочной полосе в Сомали» . Мир истребителей . 04.08.2020 . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Тейлор 1999, стр.189.
- ^ Джексон, Пол, изд. (2000). Jane's All the World's Aircraft 2000–01 (91-е изд.). Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. стр. 71–72. ISBN 978-0710620118 .
Библиография
[ редактировать ]- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 182, № 5321, 11–17 декабря 2012 г., стр. 40–64. ISSN 0015-3710 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 190, № 5566, 6–12 декабря 2016 г., стр. 22–53. ISSN 0015-3710 .
- Международный институт стратегических исследований (2024 г.). Уолл, Роберт (ред.). Военный баланс 2024 (отчет). Рутледж . ISBN 9781032780047 . ISSN 0459-7222 .
- Джексон, Пол. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Сарри, Великобритания: Информационная группа Джейн, 2003. ISBN 0-7106-2537-5 .
- Тейлор, Джон В. Р. (ред.). Jane's All the World's Aircraft 1988-89 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (ред.). Мировой справочник самолетов и систем Брасси, 1999/2000 . Лондон: Брасси, 1999. ISBN 1-85753-245-7 .
- Тисделл, Дэн и Фафард, Антуан. «Всемирная перепись авиалайнеров». Рейс Интернешнл . Том. 190, № 5550, 9–15 августа 2016 г., стр. 20–43. ISSN 0015-3710 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]