Бриттен-Норман Трисландер
Трисландер | |
---|---|
![]() | |
Олдерни Эйр Сервисиз Трисландер | |
Роль | Авиалайнер |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Бриттен-Норман |
Первый полет | 11 сентября 1970 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Вьекес Эйр Линк Рорайма Эйрвэйз |
Произведено | 1970–1982 |
Количество построенных | 80 |
Разработано на основе | Бриттен-Норманский островитянин |
Britten -Norman Trislander (более формальное обозначение BN-2A Mk III Trislander ) — трёхмоторный с поршневым многоцелевой самолёт двигателем , разработанный и производимый британской авиастроительной компанией Britten-Norman .
компании Trislander был разработан в конце 1960-х годов как расширенная версия Islander , двухмоторного коммерческого самолета, добившегося коммерческого успеха. По сравнению со своим предшественником он имел большую грузоподъемность, вмещал до 18 пассажиров, а также мог взлета и посадки . при необходимости выполнять операции [ 1 ] 11 сентября 1970 года прототип Trislander совершил свой первый полет ; этот тип поступил на коммерческую службу менее года спустя.
Продаваемый в основном как фидерный лайнер и продаваемый в основном гражданским эксплуатантам, Trislander в основном производился на заводе компании на острове Уайт в период с 1970 по 1982 год. Позже Trislander также производился в Румынии и доставлялся через Бельгию в Великобританию для сертификация . [ 2 ] Несколько различных пригородных авиакомпаний использовали Trislander для регулярных пассажирских перевозок, крупнейшей из которых является базирующийся на Гернси оператор Aurigny , который летал на этом самолете более 40 лет. Несмотря на планы производить Trislander у американского производителя International Aviation Corporation (IAC) под названием Tri-Commutair , они не были реализованы.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1960-х годах британский производитель самолетов Britten-Norman , основанный Джоном Бриттеном и Десмондом Норманом , спроектировал и начал производство Islander , двухмоторного коммерческого самолета, который быстро зарекомендовал себя как коммерческий успех. [ 3 ] Стремясь извлечь выгоду из Islander, руководство компании решило продолжить разработку более крупного самолета, который будет создан на основе его предшественника, чтобы получить выгоду от общности и снизить затраты на разработку. В 1968 году компания представила удлиненный вариант самолета, известный как BN-2E Islander Super , однако эта модель так и не прошла сертификацию в пользу более радикальной альтернативной конструкции — Trislander. [ 3 ]

Стремясь придать самолету значительно большую грузоподъемность, фюзеляж Islander для Trislander был значительно растянут и усилен, что потребовало различных изменений конфигурации. Наиболее очевидным из них было добавление третьего двигателя, расположенного на центральной линии фюзеляжа вверху. удлиненный хвостовой плавник . [ 3 ] фиксированное трехопорное шасси Также было принято . Несмотря на нестандартный внешний вид, эта конструкция оказалась практичной; С точки зрения конструкции Trilander был настолько похож на Islander, что оба самолета использовали одну и ту же линию окончательной сборки. [ 3 ]
Прототип Trislander был построен на основе оригинального второго прототипа Islander; Свой первый полет он совершил 11 сентября 1970 года. [ 4 ] Доверие к этому типу было настолько велико, что он появился на авиасалоне в Фарнборо . в тот же день [ 3 ] Бриттен-Норман решил главным образом рекламировать Trislander потенциальным операторам как фидерный лайнер ; предполагаемые второстепенные роли включали также его потенциальное использование военными авиационными службами. [ 3 ]
С точки зрения летных характеристик, Trislander обладает исключительными характеристиками управляемости на низких скоростях, увеличенной выносливостью, увеличенной полезной нагрузкой и относительно низким уровнем шума. Способный взлетать с взлетно-посадочной полосы длиной 150 метров (492 фута), Trislander может легко действовать с неподготовленных поверхностей. Он также получил признание за экономичные эксплуатационные расходы. Некоторые варианты оснащались винтами с автоматическим флюгированием и вспомогательным ракетным взлетным аппаратом (RATO). [ 3 ]
Операционная история
[ редактировать ]В июле 1971 года Trislander поступил на вооружение Гернси базирующегося на Aurigny , через месяц после начала поставок этого типа. [ 5 ] Ориньи будет крупнейшим эксплуатантом этого типа, на пике своей карьеры эксплуатируя 16 Trislander. [ 5 ] В мае 2017 года Ориньи решил вывести все свои Трисландеры. [ 6 ] [ 7 ] этот тип был заменен более новыми Dornier 228 . [ 8 ] Один из бывших самолетов Ориньи Трисландер был сохранен и выставлен в Имперском военном музее Даксфорда в Великобритании, а другой самолет выставлен в игровом сарае Оути и Джоуи в деревне Отлендс на Гернси . [ 9 ] [ 10 ]
После приобретения Britten-Norman компанией Fairey Aviation Group в августе 1972 года и образования компании Fairey Britten-Norman; большая часть производственной деятельности как для Islander, так и для Trislander была переведена на завод Avions Fairey в Госселисе , Бельгия. [ 11 ] [ 12 ] Вся производственная деятельность этого типа в Великобритании была прекращена в 1982 году, к этому моменту было поставлено 73 самолета Trilander, а еще семь самолетов были готовы, но не проданы; в том же году Pilatus Britten Norman продала лицензию на производство американскому производителю International Aviation Corporation (IAC). IAC планировал произвести первоначальную партию из 12 Trislander (которые должны были продаваться под названием Tri-Commutair s) из комплектов деталей, поставляемых Britten-Norman, прежде чем приступить к полному производству. [ 13 ] однако эти планы в конечном итоге ни к чему не привели. [ 14 ]
В 2020-е годы компании продолжали эксплуатировать Trislander; некоторые из них были предоставлены для найма частным лицам. [ 15 ]
Варианты
[ редактировать ]- БН-2А Мк III-1
- Первая серийная версия с коротким носом.
- БН-2А Мк III-2
- Удлиненная носовая часть и более высокая эксплуатационная масса.
- БН-2А Мк III-3
- Вариант сертифицирован для эксплуатации в США .
- БН-2А Мк III-4
- III-2 оснащен ракетным взлетным оборудованием массой 350 фунтов (160 кг).
- БН-2А Мк III-5
- III-2 со звукоизолированной кабиной, модернизированной кабиной/интерьером и новыми двигателями (предлагается, еще не построен).
- Трисландер М
- Предлагаемая военная версия, не построена.
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2016 г. ) |
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]


- Аэродата
- Эйр Квинсленд
- Лукайя Эйр
- Беррард Эйр Лтд.
- ООО "Квестор Сюрвейс"
- Толстый
- Путешествие по воздуху
- ПинойЭйр
- Теркс и Кайкос Эйрвэйз
- Эйр Шотландия
- Эйр Сарния
- Изумрудные авиалинии
- Лидд Ворд [ 22 ]
- Логан [ 23 ]
- Национальные авиалинии
- Рокхоппер Аэро
- Небесный поход
- Уиллоу Эйр
- XP - Системы экспресс-посылок
- Эйр Фламенко
- Эйр Сент-Томас
- Эйр Саут
- Сен-Текс Эйрлайнз
- Channel Islands Aviation (базируется в аэропорту Окснарда )
- Слокам Эйрлайнз
- Stol Air Commuter (переименованная в WestAir Commuter Airlines )
- Три Воздуха
- Уингз Эйрвэйз
- Ванаир
- Юнити-Авиакомпании
- Чапи Эйр
- Солнечная Америка
Аварии и происшествия
[ редактировать ]8 октября 1977 года самолет ZS-JYF, принадлежащий компании Southern Aviation, врезался в землю при попытке разворота во время авиашоу в Лансерии в Южной Африке . Несмотря на серьезные повреждения (он был поврежден и не подлежал ремонту), самолет совершил вынужденную посадку, и ни один из пассажиров не пострадал. [ 24 ]
15 декабря 2008 года самолет Trislander, которым управляла компания LAP в Пуэрто-Рико, упал в море где-то недалеко от островов Тёркс и Кайкос , вскоре после сигнала бедствия. Представитель Национальной ассоциации пилотов сообщил, что в октябре 2006 года у пилота приостановили действие лицензии. [ 25 ]
5 июля 2009 года самолет Trislander, принадлежащий авиакомпании Great Barrier Airlines (ныне Barrier Air), потерял правый бортовой винт на шестой минуте полета с острова Грейт-Барьер в Новой Зеландии в Окленд . Пропеллер оторвался и ударился о фюзеляж, что привело к успешной аварийной посадке. Хотя есть пострадавшие, о погибших не сообщается. Причиной аварии стала незамеченная коррозия фланца гребного винта, которая в конечном итоге привела к его выходу из строя. [ 26 ]
Технические характеристики (БН-2А Мк III-2)
[ редактировать ]


Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Вместимость: 16 или 17 пассажиров.
- Длина: 49 футов 3 дюйма (15,01 м)
- Размах крыльев: 53 фута 0 дюймов (16,15 м)
- Высота: 14 футов 2 дюйма (4,32 м)
- Площадь крыла: 337,0 кв. футов (31,31 м 2 )
- Соотношение сторон : 7,95:1
- Профиль крыла : NACA 23012.
- Пустой вес: 5842 фунта (2650 кг)
- Максимальный взлетный вес: 10 000 фунтов (4536 кг)
- Запас топлива: 154 имп галлона (185 галлонов США; 700 л)
- Силовая установка: 3 Lycoming O-540-E4C5 с воздушным охлаждением плоскошестипоршневых двигателя мощностью 260 л.с. (190 кВт) каждый.
- Гребные винты: 2-лопастные гребные винты Hartzell HC-C2YK-2G/C8477-4 с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 180 миль в час (290 км/ч, 160 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 155 миль в час (249 км/ч, 135 узлов) (мощность 59%) на высоте 13 000 футов (4 000 м)
- Диапазон: 1000 миль (1600 км, 870 миль)
- Практический потолок: 13 160 футов (4 010 м)
- Скорость набора высоты: 980 футов/мин (5,0 м/с)
- Разбег до 50 футов (15 м): 1950 футов (590 м)
- Разбег с высоты 50 футов (15 м): 1445 футов (440 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сертификат типа № EASA.A.389 для BN2A Mark III Trislander» . easa.europa.eu. 23 ноября 2020 г.
- ^ "Дом" . Б.Н. Историки . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гулд, Ян (16 октября 2006 г.). «Островитянин Бриттен-Норман празднует 40-летие» . АЙН онлайн. Архивировано из оригинала 15 сентября 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 , стр. 176-177.
- ^ Jump up to: а б Канлифф, Чарльз (октябрь 2015 г.). «Трислендерский закат». Эйр Интернешнл . 89 (4): 123. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Ориньи Трисландер совершает последний коммерческий рейс» . 31 мая 2017 г.
- ^ «Трислендер для Солент Скай». Самолет . Том. 45, нет. 5. Май 2017. с. 10. ISSN 0143-7240 .
- ^ «Ориньи Дорнье «должен» прибыть в Олдерни в октябре» . Новости Би-би-си. 30 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2014 г. . Проверено 14 марта 2016 г.
- ^ «Имперский военный музей Даксфорд» .
- ^ Боденс, Найджел (2 января 2019 г.). «Новый дом Джоуи привлекает толпы людей, несмотря на «мягкий запуск» » . Гернси Пресс . Архивировано из оригинала 21 октября 2021 года . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ «Avions Fairey Gosselies & Sonaca: Советы джинна» . Бельгийская ассоциация истории авиации. Архивировано из оригинала 20 июня 2010 года . Проверено 25 марта 2016 г.
- ^ Фрикер, Джон (сентябрь 1977 г.). «Прошлое и настоящее» . Летающий . Том. 101, нет. 3. п. 271. ISSN 0015-4806 . Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года.
- ^ Тейлор, Джон В.Р. (1982). Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон, Великобритания: Ежегодники Джейн. стр. 268, 392. ISBN. 0-7106-0748-2 .
- ^ Треветт, Джон (11 мая 1985 г.). «Справочник пригородных самолетов: Международная авиационная корпорация (США)» . Рейс Интернешнл . п. 47.
- ^ «БН2А Трисландер» . PrivateFly.com . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ «Anguilla Air Services добавляет первый Trislander» . ch-aviation.com.
- ^ «Рорайма представляет Бриттена Нормана Трисландера» . сайт Guyanachronicle.com. 26 апреля 2016 г.
- ^ «ЛИАТ: Карибская авиакомпания» . www.liat.com .
- ^ «aurigny.com – Нормандские острова» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2008 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Парк самолетов, Парк самолетов Голубых островов, Самолеты ATR Голубых островов - Голубые острова» . www.blueislands.com .
- ^ «Барьерный воздух. Флот» . Барьерный воздух .
- ^ «Наш флот» . lyddair.com.
- ^ «Логанэйр :: Самолеты – Логанэйр» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Britten-Norman BN-2A Trislander Mk.III-2 ZS-JYF в аэропорту Лансерия (HLA)» . Aviation-safety.net .
- ^ «Описание происшествия» . Aviation-safety.net . 16 декабря 2008 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ «Отчет о расследовании 09-004 09-004, Бриттен Норман BN2A-Mk III Trislander, ZK-LOU, потеря узла гребного винта двигателя, недалеко от Клариса, остров Грейт-Барьер, 5 июля 2009 г.» . Комиссия по расследованию транспортных происшествий Новой Зеландии (TAIC). Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 11 мая 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- США 3807665 , опубликован 30 апреля 1974 г., присвоен Бриттену Норману.
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.) . Лондон: Издательство Орбис, 1985.
- Страуд, Джон. «Послевоенные проплинеры: островитяне и трисландеры». Самолет ежемесячно . Том. 22, № 8. Август 1994. С. 44–49. ISSN 0143-7240 .
- «Бриттен-Норман BN-2A Mk.3 Trislander» . авиалайнеры.нет .
- Компания Бриттен-Норман