Шанхай Y-10
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2007 г. ) |
Y-10 | |
---|---|
Роль | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Производитель | Шанхайский авиастроительный завод |
Дизайнер | Шанхайский авиационный научно-исследовательский институт [1] |
Первый полет | 26 сентября 1980 г. [1] |
Количество построенных | 3 |
Shanghai Y-10 или Yun-10 ( китайский : 运-10 ; букв. «Транспортер-10») — четырехмоторный узкофюзеляжный реактивный авиалайнер, разработанный в 1970-х годах Шанхайским научно-исследовательским институтом авиации. В качестве образца для самолета использовался Boeing 707-320C, разработанный в соответствии с Федеральными авиационными правилами (часть 25, издание 1970 года). [2]
Из-за отсутствия предполагаемых двигателей WS-8 турбовентиляторных на прототипе самолета использовались двигатели Pratt & Whitney JT3D -7 турбовентиляторные , приобретенные в качестве запасных двигателей для CAAC небольшого парка самолетов Boeing 707 . Кабина могла быть рассчитана на 178 мест в классе высокой плотности, 149 в эконом-классе или 124 в смешанном классе, а в большой кабине экипажа размещались пять членов экипажа: пилот , второй пилот , бортинженер , штурман и радист . [1]
История
[ редактировать ]Работы по разработке под кодовым названием 708 начались в Шанхае в августе 1970 года для Управления гражданской авиации Китая (CAAC). Самолет должен был служить демонстратором и помочь китайской промышленности получить опыт проектирования крупных самолетов и летных испытаний. Затраты на разработку Y-10 составили 537,7 миллиона юаней . Китайское правительство гордилось этой программой, цитируя сообщение Reuters, в котором говорилось: «После разработки такого рода очень сложной технологии Китай больше нельзя считать отсталой страной». [3] С самого начала проект был сильно запятнан политикой, поскольку его инициатором был Ван Хунвэнь , один из « Банды четырех» . Руководящая философия 1980-х годов - политико-экономические реформы и политика открытости, которая делала упор на импорт технологий с Запада и экспорт недорогих товаров, - отвлекала ресурсы от отечественного высокотехнологичного производства и НИОКР. Стратегическое видение независимо разработанного большого транспортного самолета уже давно озвучено Мао Цзэдуном , а в 2006 году аналогичный проект с обновленными проектными целями был включен в одиннадцатый пятилетний план — периодические стратегические планы социально-экономического развития, составленные китайское правительство. [1]
Три самолета были построены Шанхайским авиастроительным заводом (ныне известным как Шанхайская авиастроительная компания ) на авиабазе Дачан к северу от Шанхая. Первый прототип (01) использовался для статических испытаний, второй прототип (02) — для летных испытаний, а третий (03) — для усталостных испытаний. Самолет впервые поднялся в воздух 26 сентября 1980 года, совершив 130 полетов с налетом 170 часов, посетив Пекин , Харбин , Урумчи , Чжэнчжоу , Хэфэй , Гуанчжоу , Куньмин , Лхасу и Чэнду , а затем вышел на пенсию в 1984 году. [1]
Y-10 — это местная китайская разработка. [4] В 1970 году завод получил пакистанский Боинг 707, разбившийся в Хэтяне , Синьцзян. для изучения [5] Хотя самолеты представляли собой созданные методом реверс-инжиниринга копии Боинга 707, , в одном отчете утверждалось, что после того, как китайские инженеры разобрали Боинг 707 для его изучения, ни повторно собранный оригинал, ни копия не летали. [6] - и конструкторы Y-10, и компания Boeing это отрицали. Хотя Y-10 напоминает 707, его размеры ближе к Boeing 720, чем к 707, а внутренний дизайн сильно отличается. [4]
К тому времени, когда прототип совершил первый полет, начались споры о его жизнеспособности, основанной на конструкции, которой уже 30 лет. CAAC, уже владевшая скромным западным авиапарком, не стала покупать этот самолет. Китай начал торговать с Западом, и некоторые считали изоляционистский замысел неэффективным возвратом к маоизму . В эпоху ранних реформ Китаем управляли реабилитированные кадры, ранее преследуемые во время Культурной революции Ван Хунвэнем , инициатором проекта, что привело к отмене проекта в 1983 году, официально из-за проблем с ценами и рынком. Во время первых полетов на церемониях не присутствовали правительственные чиновники, опасаясь связи с Ван Хунвэнем и «Бандой четырех». К 1985 году Шанхайский авиастроительный завод получил лицензию на производство McDonnell Douglas MD-80 и переключил все усилия на эту программу.
Была замечена модель варианта ДРЛОиУ, напоминающая самолет ДРЛО Boeing E-3 Sentry. [1]
-
Кокпит
-
Накладные расходы
-
пост бортинженера
-
Штурманская станция
Технические характеристики (Y-10)
[ редактировать ]Данные китайских самолетов: авиационная промышленность Китая с 1951 года. [1]
Общие характеристики
- Экипаж: 5 человек (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист)
- Пассажировместимость:
- Высокая плотность: 178
- Вся экономика: 149
- Смешанный класс: 124
- Максимальная полезная нагрузка: 16 700 кг (36 817 фунтов)
- Длина: 42,93 м (140 футов 10 дюймов)
- Размах крыла: 42,24 м (138 футов 7 дюймов)
- Высота: 13,42 м (44 фута 0 дюймов)
- Площадь крыла: 244,5 м 2 (2632 кв. фута)
- Вес пустого: 58 120 кг (128 133 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 102 000 кг (224 872 фунта) (некоторые источники указывают 110 227 кг (243 009 фунтов))
- Запас топлива: 51 000 кг (112 436 фунтов)
- Силовая установка: 4 двигателя Pratt & Whitney JT3D-3B турбовентиляторных с тягой 84,7 кН (19 000 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 974 км/ч (605 миль в час, 526 узлов)
- Максимальная крейсерская скорость: 917 км/ч (570 миль в час; 495 узлов)
- Экономичная крейсерская скорость: 830–850 км/ч (520–530 миль в час; 450–460 узлов)
- Посадочная скорость: 250 км/ч (160 миль в час; 130 узлов)
- Диапазон:
- Максимальная полезная нагрузка: 5560 км (3450 миль; 3000 миль)
- Максимальный запас топлива: 8000 км (5000 миль; 4300 миль)
- Практический потолок: 12 330 м (40 450 футов)
- Тяга/вес : 0,313 [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2008). Китайские самолеты: авиационная промышленность Китая с 1951 года . Манчестер: Публикации Хикоки. стр. 229–231. ISBN 978-1-902109-04-6 .
- ^ Исследование развития промышленности гражданской авиации Шанхая, P7, ISBN 978 7 313 09555 8
- ^ «Шестьдесят лет авиационной промышленности: от Yun-10 до COMAC919» . Сеть ресурсов гражданской авиации , 27 сентября 2009 г. Проверено 10 августа 2017 г. Комментарий Reuters :
«Китай больше не может считаться единственной страной, которая приобрела такое. очень сложная технология.
- ^ Перейти обратно: а б «Ю-10» . globalsecurity.org . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Разговор Цзинвэя о разработке Yun-10 .
- ^ Крейн, Дэвид (март – апрель 1981 г.). «Самолет Harrier Jump-Jet и китайско-британские отношения». Азиатские дела . 8 (4): 227–250. дои : 10.1080/00927678.1981.10553811 . JSTOR 30173489 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Тейлор, WR (ред.). Самолеты всего мира Джейн, 1980–81. (Лондон: Издательская компания Jane's), стр. 40 и далее.