Рейс 498 Аэрофлота
![]() Ил-14М Аэрофлота, аналогичный потерпевшему крушение. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 14 июня 1981 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности из-за ошибки экипажа |
Сайт | Полуостров Святой Нос на озере Байкал , в 30 километрах (19 миль) к северо-западу от Усть-Баргузина , Баргузинский район , Бурятская АССР , Российская ССР, СССР 53 ° 37' с.ш., 108 ° 44' в.д. / 53,617 ° с.ш., 108,733 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Ильюшин Ил-14М |
Оператор | Аэрофлот |
Регистрация | CCCP-41838 |
Начало рейса | Severomuysk |
Остановка в пути | Nizhneangarsk Airport |
Место назначения | Международный аэропорт Байкал |
Оккупанты | 48 |
Пассажиры | 44 |
Экипаж | 4 |
Погибшие | 48 |
Выжившие | 0 |
Рейс 498 Аэрофлота — советский внутренний пассажирский рейс из Северомуйска в Улан-Удэ , который разбился возле озера Байкал 14 июня 1981 года по пути к запланированной остановке аэропорту в Нижнеангарска . Все 44 пассажира, в том числе 13 детей, и 4 члена экипажа на борту погибли, а самолет был уничтожен. Это остается самой смертоносной авиакатастрофой с участием Ил-14 . [ 1 ]
Самолет
[ редактировать ]CCCP-41838 — самолет Ил-14М, выпущенный 1 января 1957 года. [ 2 ] с общим налетом 16 185 часов и 18 427 циклами. [ 1 ] Самолет был оснащен двигателями с регистрационным номером ВВ 29471633 252073177. На момент крушения он находился в эксплуатации Восточно-Сибирского управления гражданской авиации г. Улан-Удэ Аэрофлота . [ 2 ]
Описание полета
[ редактировать ]В состав экипажа входили пилот Алекс Т. Мордовия, второй пилот Александр Лобсонович Кирмыгенов и инженер Александр Жарников. Первоначально рейс 498 Аэрофлота должен был лететь из Северомуйска в международный аэропорт Байкал в Улан-Удэ с плановой остановкой по пути аэропорту в Нижнеангарска . [ 2 ] Взлетная масса самолета превысила его взлетную массу на 186 кг (410 фунтов). Самолет вылетел из Северомуйска в 09:41 мск . [ 3 ]
Из-за непогоды закрылся аэропорт Нижнеангарска, и экипаж перенаправил самолет на посадку на аэродром в соседнем Усть-Баргузине. Горы, окружающие озеро Байкал, в то время были закрыты облачным покровом, а видимость составляла всего около 5 километров (3,1 мили) при дожде и ветре скоростью до 5 метров в секунду (11 миль в час). Сообщалось также о тумане и плохой видимости на полуострове Святой Нос, который позже стал местом крушения самолета. [ 2 ] В 10:30 мск, почти через час после взлета, экипаж сообщил о ближайшем полете, а в 10:41 начал связь с авиавышкой в Улан-Баргузине при подготовке к посадке. Условия вокруг аэродрома Усть-Баргузин оказались несколько более благоприятными, чем прогнозировалось на высоте полета самолета. В 11:02 самолет сообщил о своем местонахождении, но в нарушение правил полетов экипаж позвонил на диспетчерскую вышку в Улан-Удэ и не доложил в Усть-Баргузин. Кроме того, они не сообщили о своем местоположении и погодных условиях. [ 3 ] Информационный пеленгатор самолета АРП-6 оказался нестабильным, о чем Усть-Баргузинская авиавышка заблаговременно предупредила рейс 498. [ 2 ] Из-за неисправного оборудования полет отклонился вправо от курса примерно на 32 километра (20 миль). В 11:16 самолет снизился с высоты 3600 метров (11800 футов) до 2700 метров (8900 футов). [ 3 ] Незадолго до крушения экипаж намеренно ввел дезинформацию. [ 1 ] кабина экипажа, что был виден аэродром, [ 4 ] и авиавышка давала им наглядные инструкции по приземлению; Экипаж принял эти инструкции в 11:21, фактически не находясь в поле зрения аэродрома. Пилот тогда принял полуостров Святой Нос за расположение аэродрома. [ 3 ]
В 11:22 мск самолет упал на высоте 1300 метров (4300 футов) над уровнем моря на склоне горы, расположенной на полуострове Святой Нос на озере Байкал, примерно в 30 километрах (19 миль) от аэродрома Усть-Баргузин. Самолет упал под углом 10 градусов влево и углом траектории 2 или 3 градуса. [ 2 ] В результате крушения погибли все 48 человек — 44 пассажира (в том числе 13 детей) и 4 члена экипажа, а самолет был разрушен и не подлежит ремонту. Большая часть оборудования была уничтожена в результате крушения, поэтому точную причину аварии установить сложно. [ 1 ] [ 3 ] Среди этого оборудования был радиокомпас АРК-5, поэтому определить его эффективность было невозможно. [ 2 ] В конечном итоге крушение было объяснено пассивным пилотированием и ошибкой экипажа. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Описание несчастного случая» . Сеть авиационной безопасности . 21 марта 2016 года . Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Авиакатастрофа Ил-14 ВС САА полуострова Святой Нос (восточнее озера Байкал)» . Авиа.Про . Авиа Про . Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Dmitri Yertsov; Alexander Fetisov. "Катастрофа Ил-14 ВС УГА на полуострове Святой Нос (восток оз.Байкал)" . Air Disaster (in Russian) . Retrieved 23 March 2016 .
- ^ Ричард Кебабджян. «Подробности происшествия» . Информация об авиакатастрофе . PlaneCrashInfo.com . Проверено 24 марта 2016 г.
- Аварии и происшествия Аэрофлота
- Аварии и происшествия с участием самолета Ил-14
- Авиационные происшествия и инциденты, связанные с столкновением управляемого полета с местностью
- Аварии и происшествия с авиалайнерами, связанные с туманом
- Авиационные катастрофы и происшествия ХХ века в России
- Авиационные катастрофы и происшествия в Советском Союзе
- Авиационные происшествия и происшествия в 1981 г.
- Июньские события 1981 года в Советском Союзе.