Инцидент в заливе Сидра (1981)
Инцидент в заливе Сидра (1981) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть холодной войны | |||||||
![]() Компьютерное воссоздание AIM-9 Sidewinder самолета Fast Eagle 107, который собирается сбить ливийский Су-22 над заливом Сидра. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | 2 самолета уничтожены |
Во время первого инцидента в заливе Сидра , 19 августа 1981 года, два ливийских Су-22 обстреляли два американских F-14 Tomcats и впоследствии были сбиты у ливийского побережья. Ливия утверждала, что весь Персидский залив является их территорией на 32 ° 30 'северной широты с исключительной рыболовной зоной протяженностью 62 морских мили (115 км; 71 миль), которую ливийский лидер Муаммар Каддафи назвал «линией смерти» в 1973. [1] Еще два инцидента произошли в этом районе в 1986 и 1989 годах .
Фон
[ редактировать ]
В 1973 году Ливия объявила залив Сидра закрытой бухтой и частью своих территориальных вод . [2] [3] [4] Это побудило Соединенные Штаты провести операции по обеспечению свободы судоходства (FON) в этом районе, поскольку это заявление не соответствовало критериям, установленным международным правом . [5] [6] Ливия часто сталкивалась с силами США в заливе и вблизи него, и дважды ее истребители открывали огонь по разведывательным полетам США у ливийского побережья; однажды в начале 1973 года [3] [7] [8] [9] [10] и снова в конце 1980 г. [2] [7] [11] [12] Операции FON активизировались, когда Рональд Рейган стал президентом . [ нужна ссылка ]
крупных военно-морских сил во главе с парой ВМС США авианосцев « Форрестол» и « Нимиц» . В августе 1981 года Рейган санкционировал переброску в спорный район [13] Два авианосца разместили в общей сложности четыре эскадрильи перехватчиков : VF-74 «Be-Devilers» и VMFA-115 «Silver Eagles» , летающие на F-4 «Фантомах» из Форрестола , а также VF-41 «Черные тузы» и VF-84. «Веселый Роджерс» на самолетах F-14 Tomcats из Нимица . Ливийские ВВС ответили развертыванием большого количества перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков. [14] [15]
Рано утром 18 августа, когда начались учения США, по меньшей мере три МиГ-25 «Фоксбат» приблизились к авианосным группам США и были уведены американскими перехватчиками. Ливийцы пытались установить точное местонахождение военно-морских сил США. Тридцать пять пар МиГ-23 «Флоггеры» , МиГ-25, Су-20 «Слесарь-С», Су-22М «Слесарь-J» и «Мираж F1» прилетели в этот район и вскоре были перехвачены семью парами истребителей. F-14 и F-4. [14] [16] Позже военно-морская разведка США подсчитала, что МиГ-25 мог в тот день запустить ракету по американским истребителям с расстояния 18 миль (29 км). [17]
Инцидент
[ редактировать ]Утром 19 августа, отразив накануне несколько «учебных» атак Ливии на боевую группу, два F-14 из состава VF-41 «Черные асы» [18] Fast Eagle 102 (CDR Генри «Хэнк» Климанн / LT Дэвид «DJ» Венлет) (летающий BuNo 160403 ) [19] и Fast Eagle 107 (LT Лоуренс «Music» Мучински/LTJG Джеймс «Лука» [20] Андерсон) (в BuNo 160390 ), [19] летали в боевом воздушном патруле (CAP), якобы для прикрытия самолетов, участвующих в ракетных учениях. [21] Однако командующий ВМС США Томпсон С. Сандерс написал в журнале Air & Space/Smithsonian , что миссия его S-3A Viking была реальным предшественником этого инцидента. Сандерсу было приказано вести свой «Викинг» по «гоночной» орбите (овал) внутри заявленной зоны Каддафи, но за пределами международно признанной границы территориальных вод в 12 миль (19 км), чтобы попытаться спровоцировать ливийцев на реакцию. E -2C Hawkeye предупредил Сандерса о том, что два истребителя Су-22 взлетели с авиабазы Гурдабия недалеко от города Сирт . [22] [23]
«Ястребиный глаз» направил F-14 на перехват. Сандерс нырнул на высоту 500 футов (150 м) и полетел на север, чтобы уклониться от ливийского самолета. Этот опыт Сандерс нашел стрессовым, поскольку S-3A не был оснащен ни приемником предупреждения об угрозе , ни какими-либо контрмерами, недостаток позже был устранен С-3Б. [24] Два F-14 приготовились к перехвату, когда контактные силы направились к ним на север. [22] [25] Всего за несколько секунд до переправы, на расчетной дистанции 300 м, один из ливийцев обстрелял из АА-2 «Атолл» один из F-14, но промахнулся. [22] [25]
Два Су-22 разделились, пролетая мимо американцев: лидер повернул на северо-запад, а ведомый повернул на юго-восток в направлении ливийского побережья. [21] [22] [26] «Томкэты» уклонились от попадания ракеты и получили разрешение на ответный огонь согласно своим правилам ведения боя, которые предусматривали самооборону в случае начала враждебных действий. [22] [27] «Томкэты» резко повернули влево и пошли за ливийскими самолетами. [22] Американцы выпустили AIM-9L Sidewinders ; первое убийство засчитывается Fast Eagle 102 , второе — Fast Eagle 107 . [22] [28] Оба ливийских пилота катапультировались . [ нужна ссылка ]
Перед катапультированием американский самолет электронного наблюдения, наблюдавший за этим событием, зафиксировал, как ведущий ливийский пилот сообщил своему наземному диспетчеру, что он выпустил ракету по одному из американских истребителей, и не дал никаких указаний на то, что ракетный выстрел был непреднамеренным. [29] [30] В официальном отчете ВМС США говорится, что оба ливийских пилота катапультировались и были благополучно восстановлены, однако в официальной аудиозаписи инцидента, сделанной с авианосца « Биддл» , один из пилотов F-14 заявляет, что видел, как катапультировался ливийский пилот, но у него не сработал парашют. открыть. [31]
Менее чем через час, пока ливийцы проводили поисково-спасательную операцию своих сбитых пилотов, в воздушное пространство над Персидским заливом вошли два МиГ-25. Они направились к американским авианосцам на скорости 1,5 Маха и провели учебную атаку в направлении военного корабля США « Нимиц» . [32] Два VF-41 Tomcat направились в сторону ливийцев, которые затем развернулись. «Томкэты» повернули домой, но им пришлось снова развернуться, когда ливийцы снова направились к американским авианосцам. [32] После того, как их отследили радары F-14, МиГи наконец направились домой. Позже в тот же день еще одно ливийское формирование отважилось выйти в Персидский залив навстречу силам США. [33]
Последствия
[ редактировать ]Fast Eagle 102 (BuNo 160403 ) сейчас выставлен в Мемориальном музее ВВС в Мидленде , штат Техас. Восстановленный F-14 был представлен на церемонии в августе 2016 года. Вице-адмирал Дэйв Венлет перерезал первую ленту. Fast Eagle 107 (BuNo 160390 ) погиб в результате аварии 25 октября 1994 года. [ нужна страница ]
- Fast Eagle 102 , один из двух F-14 Tomcats на палубе авианосца Nimitz сразу после инцидента.
- F-14 BuNo 162592 , нарисованный с изображением F-14 (BuNo 160403 ), на котором летали Климанн и Венлет, выставлен в Президентской библиотеке Рональда Рейгана в Сими-Вэлли , Калифорния.
См. также
[ редактировать ]- Воздушный бой 1989 года под Тобруком , аналогичный инцидент произошел восемь лет спустя.
- Инцидент на острове Хайнань , аналогичный инцидент между США и Китаем, произошедший в 2001 году.
- «Железный орел» — фильм 1986 года, вдохновленный этим инцидентом.
- Операция Каньон Эльдорадо (1986)
- «Лучший стрелок» — фильм 1986 года, финальная сцена воздушного боя которого была вдохновлена этим инцидентом.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Морские претензии Ливии» . Indexmundi.com . Проверено 1 марта 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Краткий обзор исследовательской службы Конгресса для Конгресса: Ливия» . (2002, 10 апреля). Иностранные пресс-центры Государственного департамента США, дата обращения 20 января 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сент-Джон, Рональд Брюс. (2002). Ливия и США: два столетия борьбы . Издательство Пенсильванского университета. п. 125. ISBN 0-8122-3672-6 .
- ^ Дэвис, Брайан Л. (1990). Каддафи, терроризм и истоки нападения США на Ливию . Издательство Прагер. п. 14. ISBN 0-275-93302-4 .
- ^ Леман, Джон Ф. (2001) [1988]. Командование морей . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 351. ИСБН 978-1557505347 .
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 29. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис, Брайан Л. (1990). Каддафи, терроризм и истоки нападения США на Ливию . Издательство Прагер. п. 47. ISBN 0-275-93302-4 .
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 27. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ^ Бичер, Уильям. (1973, 23 марта). «США утверждают, что самолет сбежал из Ливии: «подслушивающий» транспорт проигнорировал сигнал арабов о приземлении, заявляют официальные лица» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Финни, Джон В. (1973, 25 марта). «Снова проблемы из-за «Элинта»» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. (1988). Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Харпер и Роу, Паблишерс Инк. с. 68 ISBN 0-06-015877-8 .
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 30. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 49. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкокс, Роберт К. (1996). Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Карманные книги. п. 10. ISBN 0-671-74793-2 .
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 50. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 50. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ^ Уилкокс, Роберт К. (1996). Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Карманные книги. стр. 10–11. ISBN 0-671-74793-2 .
- ^ Браун, Крейг. (2007). Обзор: Полная история воздушных боев США с 1981 года по настоящее время . Шиффер Военная история. стр. 13–14. ISBN 978-0-7643-2785-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун, Дэвид Ф. (1998). Tomcat Alley: фотографическая перекличка Grumman F-14 Tomcat». Шиффер Военная история. стр. 99, 104. ISBN 0-7643-0477-1 .
- ^ Подписанная литография в VF-41 ( https://www.youtube.com/watch?v=a-WpYnlo5Hk )
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкокс, Роберт К. (1996). Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Карманные книги. стр. 68–69. ISBN 0-671-74793-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Браун, Крейг (2007). Обзор: Полная история воздушных боев США с 1981 года по настоящее время . Шиффер Военная история. п. 15. ISBN 978-0-7643-2785-8 .
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 52. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ^ Сандерс, Томпсон, Приманка и подмена , Air & Space, июнь/июль 2012 г., стр. 18–19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. (1988). Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Харпер и Роу, Паблишерс Инк. с. 69 ISBN 0-06-015877-8 .
- ^ Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. (1988). Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Харпер и Роу, Паблишерс Инк. с. 71 ISBN 0-06-015877-8 .
- ^ Киммитт, Роберт М. (2006, 20 августа). «Рейган и Каддафи». Архивировано 28 августа 2011 г. в Wayback Machine . The Washington Times , дата обращения 20 января 2012 г.
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. стр. 54–55. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ^ Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. (1988). Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Харпер и Роу, Паблишерс Инк. с. 72 ISBN 0-06-015877-8 .
- ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. стр. 54, 56. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- ^ «История корабля USS Biddle 1967–1993 (аудиозапись воздушного боя и краткая текстовая расшифровка)» . ВМС США . 18 августа 1981 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2006 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкокс, Роберт К. (1996). Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Карманные книги. стр. 26–28. ISBN 0-671-74793-2 .
- ↑ Ливийские войны, 1980–1989, Часть 2, Том Купер. Архивировано 23 августа 2006 г., в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Описание происшествия
- Рекорд Air Aces
- Исследование Государственного департамента США по Ливии сообщает, что оба ливийских пилота выжили.
- Морская авиация 1911–1986: иллюстрированное исследование с. 91
- Настоящий радиоразговор, записанный авианосцем «Биддл», 19 августа 1981 г.
- 1981 год в Ливии
- 1981 год в США
- Инциденты со сбитием самолетов 20-го века
- Военная история США 20-го века
- Боевые действия и бои «воздух-воздух»
- События августа 1981 года в Африке
- Авиационные происшествия и происшествия в 1981 г.
- Авиационные происшествия и инциденты в Средиземном море
- Бои и конфликты без смертельных исходов
- Военная история США времен Холодной войны
- Конфликты 1981 года
- Залив Сидра
- Военные отношения Ливии и США
- Военная история Ливии