Jump to content

Инцидент в заливе Сидра (1981)

Инцидент в заливе Сидра (1981)
Часть холодной войны

Компьютерное воссоздание AIM-9 Sidewinder самолета Fast Eagle 107, который собирается сбить ливийский Су-22 над заливом Сидра.
Дата 19 августа 1981 г.
Расположение
Результат

Победа США

  • Два Су-22 сбиты.
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты  Ливия
Командиры и лидеры
Соединенные Штаты Рональд Рейган Ливийская Арабская Джамахирия Муаммар Каддафи
Сила
  • 2 Су-22
  • GCI радиолокационные станции
Жертвы и потери
Никто 2 самолета уничтожены

Во время первого инцидента в заливе Сидра , 19 августа 1981 года, два ливийских Су-22 обстреляли два американских F-14 Tomcats и впоследствии были сбиты у ливийского побережья. Ливия утверждала, что весь Персидский залив является их территорией на 32 ° 30 'северной широты с исключительной рыболовной зоной протяженностью 62 морских мили (115 км; 71 миль), которую ливийский лидер Муаммар Каддафи назвал «линией смерти» в 1973. [1] Еще два инцидента произошли в этом районе в 1986 и 1989 годах .

McDonnell F-4J Phantom II ВМС США из истребительной эскадрильи VF-74 «Be-Devilers» сопровождает ливийский МиГ-23 Микояна-Гуревича над заливом Сидра в августе 1981 года.

В 1973 году Ливия объявила залив Сидра закрытой бухтой и частью своих территориальных вод . [2] [3] [4] Это побудило Соединенные Штаты провести операции по обеспечению свободы судоходства (FON) в этом районе, поскольку это заявление не соответствовало критериям, установленным международным правом . [5] [6] Ливия часто сталкивалась с силами США в заливе и вблизи него, и дважды ее истребители открывали огонь по разведывательным полетам США у ливийского побережья; однажды в начале 1973 года [3] [7] [8] [9] [10] и снова в конце 1980 г. [2] [7] [11] [12] Операции FON активизировались, когда Рональд Рейган стал президентом . [ нужна ссылка ]

крупных военно-морских сил во главе с парой ВМС США авианосцев « Форрестол» и « Нимиц» . В августе 1981 года Рейган санкционировал переброску в спорный район [13] Два авианосца разместили в общей сложности четыре эскадрильи перехватчиков : VF-74 «Be-Devilers» и VMFA-115 «Silver Eagles» , летающие на F-4 «Фантомах» из Форрестола , а также VF-41 «Черные тузы» и VF-84. «Веселый Роджерс» на самолетах F-14 Tomcats из Нимица . Ливийские ВВС ответили развертыванием большого количества перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков. [14] [15]

Рано утром 18 августа, когда начались учения США, по меньшей мере три МиГ-25 «Фоксбат» приблизились к авианосным группам США и были уведены американскими перехватчиками. Ливийцы пытались установить точное местонахождение военно-морских сил США. Тридцать пять пар МиГ-23 «Флоггеры» , МиГ-25, Су-20 «Слесарь-С», Су-22М «Слесарь-J» и «Мираж F1» прилетели в этот район и вскоре были перехвачены семью парами истребителей. F-14 и F-4. [14] [16] Позже военно-морская разведка США подсчитала, что МиГ-25 мог в тот день запустить ракету по американским истребителям с расстояния 18 миль (29 км). [17]

Инцидент

[ редактировать ]

Утром 19 августа, отразив накануне несколько «учебных» атак Ливии на боевую группу, два F-14 из состава VF-41 «Черные асы» [18] Fast Eagle 102 (CDR Генри «Хэнк» Климанн / LT Дэвид «DJ» Венлет) (летающий BuNo 160403 ) [19] и Fast Eagle 107 (LT Лоуренс «Music» Мучински/LTJG Джеймс «Лука» [20] Андерсон) (в BuNo 160390 ), [19] летали в боевом воздушном патруле (CAP), якобы для прикрытия самолетов, участвующих в ракетных учениях. [21] Однако командующий ВМС США Томпсон С. Сандерс написал в журнале Air & Space/Smithsonian , что миссия его S-3A Viking была реальным предшественником этого инцидента. Сандерсу было приказано вести свой «Викинг» по «гоночной» орбите (овал) внутри заявленной зоны Каддафи, но за пределами международно признанной границы территориальных вод в 12 миль (19 км), чтобы попытаться спровоцировать ливийцев на реакцию. E -2C Hawkeye предупредил Сандерса о том, что два истребителя Су-22 взлетели с авиабазы ​​Гурдабия недалеко от города Сирт . [22] [23]

«Ястребиный глаз» направил F-14 на перехват. Сандерс нырнул на высоту 500 футов (150 м) и полетел на север, чтобы уклониться от ливийского самолета. Этот опыт Сандерс нашел стрессовым, поскольку S-3A не был оснащен ни приемником предупреждения об угрозе , ни какими-либо контрмерами, недостаток позже был устранен С-3Б. [24] Два F-14 приготовились к перехвату, когда контактные силы направились к ним на север. [22] [25] Всего за несколько секунд до переправы, на расчетной дистанции 300 м, один из ливийцев обстрелял из АА-2 «Атолл» один из F-14, но промахнулся. [22] [25]

Два Су-22 разделились, пролетая мимо американцев: лидер повернул на северо-запад, а ведомый повернул на юго-восток в направлении ливийского побережья. [21] [22] [26] «Томкэты» уклонились от попадания ракеты и получили разрешение на ответный огонь согласно своим правилам ведения боя, которые предусматривали самооборону в случае начала враждебных действий. [22] [27] «Томкэты» резко повернули влево и пошли за ливийскими самолетами. [22] Американцы выпустили AIM-9L Sidewinders ; первое убийство засчитывается Fast Eagle 102 , второе — Fast Eagle 107 . [22] [28] Оба ливийских пилота катапультировались . [ нужна ссылка ]

Перед катапультированием американский самолет электронного наблюдения, наблюдавший за этим событием, зафиксировал, как ведущий ливийский пилот сообщил своему наземному диспетчеру, что он выпустил ракету по одному из американских истребителей, и не дал никаких указаний на то, что ракетный выстрел был непреднамеренным. [29] [30] В официальном отчете ВМС США говорится, что оба ливийских пилота катапультировались и были благополучно восстановлены, однако в официальной аудиозаписи инцидента, сделанной с авианосца « Биддл» , один из пилотов F-14 заявляет, что видел, как катапультировался ливийский пилот, но у него не сработал парашют. открыть. [31]

Менее чем через час, пока ливийцы проводили поисково-спасательную операцию своих сбитых пилотов, в воздушное пространство над Персидским заливом вошли два МиГ-25. Они направились к американским авианосцам на скорости 1,5 Маха и провели учебную атаку в направлении военного корабля США « Нимиц» . [32] Два VF-41 Tomcat направились в сторону ливийцев, которые затем развернулись. «Томкэты» повернули домой, но им пришлось снова развернуться, когда ливийцы снова направились к американским авианосцам. [32] После того, как их отследили радары F-14, МиГи наконец направились домой. Позже в тот же день еще одно ливийское формирование отважилось выйти в Персидский залив навстречу силам США. [33]

Последствия

[ редактировать ]

Fast Eagle 102 (BuNo 160403 ) сейчас выставлен в Мемориальном музее ВВС в Мидленде , штат Техас. Восстановленный F-14 был представлен на церемонии в августе 2016 года. Вице-адмирал Дэйв Венлет перерезал первую ленту. Fast Eagle 107 (BuNo 160390 ) погиб в результате аварии 25 октября 1994 года. [ нужна страница ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Морские претензии Ливии» . Indexmundi.com . Проверено 1 марта 2013 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Краткий обзор исследовательской службы Конгресса для Конгресса: Ливия» . (2002, 10 апреля). Иностранные пресс-центры Государственного департамента США, дата обращения 20 января 2012 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сент-Джон, Рональд Брюс. (2002). Ливия и США: два столетия борьбы . Издательство Пенсильванского университета. п. 125. ISBN   0-8122-3672-6 .
  4. ^ Дэвис, Брайан Л. (1990). Каддафи, терроризм и истоки нападения США на Ливию . Издательство Прагер. п. 14. ISBN   0-275-93302-4 .
  5. ^ Леман, Джон Ф. (2001) [1988]. Командование морей . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 351. ИСБН  978-1557505347 .
  6. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 29. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис, Брайан Л. (1990). Каддафи, терроризм и истоки нападения США на Ливию . Издательство Прагер. п. 47. ISBN   0-275-93302-4 .
  8. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 27. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  9. ^ Бичер, Уильям. (1973, 23 марта). «США утверждают, что самолет сбежал из Ливии: «подслушивающий» транспорт проигнорировал сигнал арабов о приземлении, заявляют официальные лица» . Нью-Йорк Таймс .
  10. ^ Финни, Джон В. (1973, 25 марта). «Снова проблемы из-за «Элинта»» . Нью-Йорк Таймс .
  11. ^ Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. (1988). Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Харпер и Роу, Паблишерс Инк. с. 68 ISBN   0-06-015877-8 .
  12. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 30. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  13. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 49. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкокс, Роберт К. (1996). Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Карманные книги. п. 10. ISBN   0-671-74793-2 .
  15. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 50. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  16. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 50. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  17. ^ Уилкокс, Роберт К. (1996). Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Карманные книги. стр. 10–11. ISBN   0-671-74793-2 .
  18. ^ Браун, Крейг. (2007). Обзор: Полная история воздушных боев США с 1981 года по настоящее время . Шиффер Военная история. стр. 13–14. ISBN   978-0-7643-2785-8 .
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун, Дэвид Ф. (1998). Tomcat Alley: фотографическая перекличка Grumman F-14 Tomcat». Шиффер Военная история. стр. 99, 104. ISBN   0-7643-0477-1 .
  20. ^ Подписанная литография в VF-41 ( https://www.youtube.com/watch?v=a-WpYnlo5Hk )
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкокс, Роберт К. (1996). Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Карманные книги. стр. 68–69. ISBN   0-671-74793-2 .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Браун, Крейг (2007). Обзор: Полная история воздушных боев США с 1981 года по настоящее время . Шиффер Военная история. п. 15. ISBN   978-0-7643-2785-8 .
  23. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. п. 52. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  24. ^ Сандерс, Томпсон, Приманка и подмена , Air & Space, июнь/июль 2012 г., стр. 18–19.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. (1988). Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Харпер и Роу, Паблишерс Инк. с. 69 ISBN   0-06-015877-8 .
  26. ^ Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. (1988). Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Харпер и Роу, Паблишерс Инк. с. 71 ISBN   0-06-015877-8 .
  27. ^ Киммитт, Роберт М. (2006, 20 августа). «Рейган и Каддафи». Архивировано 28 августа 2011 г. в Wayback Machine . The Washington Times , дата обращения 20 января 2012 г.
  28. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. стр. 54–55. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  29. ^ Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. (1988). Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Харпер и Роу, Паблишерс Инк. с. 72 ISBN   0-06-015877-8 .
  30. ^ Станик, Джозеф Т. (2003). Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Издательство Военно-морского института. стр. 54, 56. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  31. ^ «История корабля USS Biddle 1967–1993 (аудиозапись воздушного боя и краткая текстовая расшифровка)» . ВМС США . 18 августа 1981 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2006 года.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилкокс, Роберт К. (1996). Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Карманные книги. стр. 26–28. ISBN   0-671-74793-2 .
  33. Ливийские войны, 1980–1989, Часть 2, Том Купер. Архивировано 23 августа 2006 г., в Wayback Machine.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 809f98adc2586f94498639e209d46be2__1719630240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/e2/809f98adc2586f94498639e209d46be2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gulf of Sidra incident (1981) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)