Jump to content

Воздушный бой 1989 года под Тобруком.

Координаты : 33 ° 30' с.ш., 23 ° 24' в.д.  /  33,5 ° с.ш., 23,4 ° в.д.  / 33,5; 23,4
Воздушный бой 1989 года под Тобруком.
Часть холодной войны

Кадр из артиллерийской камеры головного F-14, показывающий, как второй МиГ-23 взрывается после попадания AIM-9 Sidewinder. ракеты
Дата 4 января 1989 г.
Расположение 33 ° 30' с.ш., 23 ° 24' в.д.  /  33,5 ° с.ш., 23,4 ° в.д.  / 33,5; 23,4
Результат

победа США

  • Два ливийских истребителя МиГ-23 сбиты.
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты  Ливия
Командиры и лидеры
Рональд Рейган Муаммар Каддафи
Сила
2 F-14A Томкэты
1 Е-2 Соколиный глаз
2 МиГ-23
Жертвы и потери
Никто 2 пилота пропали без вести
2 МиГ-23 уничтожены

4 января 1989 года два самолета Grumman F-14 Tomcats ВМС США сбили два ливийских МиГ-23 Микояна-Гуревича, которые, по мнению американских экипажей, пытались вступить в бой с ними и атаковать их, как это произошло восемь лет назад во время 1981 Инцидент в заливе Сидра . Бой произошел над Средиземным морем , примерно в 40 милях (64 км) к северу от Тобрука , Ливия . [ 1 ]

В 1973 году Ливия объявила большую часть залива Сидра (к югу от 31°30′ широты) своими территориальными водами и впоследствии объявила «линию смерти», пересечение которой повлекло бы за собой военный ответ. Соединенные Штаты не признали территориальные претензии Ливии и продолжали оспаривать эту линию, что привело к военным действиям в августе 1981 и марте 1986 года . Террористическая атака в Германии, в результате которой 5 апреля 1986 года погибли два американских солдата и одно турецкое гражданское лицо, была связана с Ливией и побудила США нанести ответные воздушные удары по целям в Ливии десять дней спустя. [ 2 ]

Попытки Ливии получить оружие массового уничтожения вызвали большую обеспокоенность администрации президента США Рональда Рейгана, поскольку она рассматривала Ливию как государство-спонсор терроризма . [ 3 ] Напряженность в отношениях между Ливией и США обострилась после того, как последние обвинили Ливию в строительстве завода по производству химического оружия недалеко от Рабты осенью 1988 года. [ 4 ] Во время интервью для прессы в декабре 1988 года Рейган указал на возможность военных действий по уничтожению завода. [ 5 ] Возможность нападения США заставила Ливию усилить противовоздушную оборону вокруг Рабты и повысить боевую готовность по всей стране. [ 6 ]

Обручение

[ редактировать ]
Упрощенное описание происшествия

Утром 4 января 1989 года авианосец « Джон Ф. Кеннеди» направлялся в восточную часть Средиземного моря с запланированным визитом в порт Хайфа , Израиль . [ 7 ] Авианосец находился более чем в 120 милях (190 км) к северу от Ливии, а его самолеты летали примерно в 80 милях (130 км) к северу от страны. [ 4 ] [ 8 ] Самолеты, действовавшие с авиабазы ​​Кеннеди, включали несколько полетов A-6 Intrumers на учениях к югу от Крита , две пары F-14 Tomcat с VF-14 и VF-32, проводивших боевое воздушное патрулирование , и E-2 Hawkeye с VAW-126, обеспечивающий воздушное раннее предупреждение и контроль . [ 8 ]

Самый восточный пост боевого воздушного патрулирования обеспечивали два F-14 из состава VF-32 с самолетными позывными Gypsy 207 (с экипажем командира Джозефа Бернарда Коннелли и командира Лео Ф. Энрайта в бюро номер 159610 ) и Gypsy 202 (с экипажем лейтенанта Германа). К. Кук III и лейтенант-коммандер Стивен Патрик Коллинз в бюро номер 159437 ). [ 7 ] Хотя Кеннеди боевая группа не действовала в спорном заливе Сидра и находилась в 600 милях (970 км) от Рабты, командир боевой группы считал, что опасения ливийцев по поводу нападения США повышают вероятность конфронтации. [ 8 ] [ 9 ] Он провел для американских экипажей специальный инструктаж, подчеркнув их правила ведения боевых действий . [ 8 ]

В 11:55 по местному времени борт E-2 обнаружил два ливийских МиГ-23 Flogger, взлетавших с аэродрома Бомба (Аль-Бумба) недалеко от Тобрука, и заметил, как они направлялись на север в сторону боевой группы. Два F-14 из VF-32 были направлены на перехват МиГ-23, а F-14 из VF-14 прикрывали А-6, улетающие на север. [ 10 ] Используя свои бортовые радары , перехватывающие F-14 начали отслеживать МиГ-23, когда ливийский самолет находился на расстоянии 72 морских миль (133 км) на высоте 8000 футов (2400 м) и двигался со скоростью 420 узлов (780 км/ч). ; 480 миль в час). В отличие от некоторых предыдущих воздушных столкновений, в которых ливийским пилотам было приказано повернуть назад после обнаружения радиолокационного сигнала F-14, пролетающего над их самолетом, МиГ-23 продолжали приближаться к американским истребителям, заходя в лоб. [ 11 ]

Когда обе пары самолетов сошлись, E-2 и другие средства подслушивания США в этом районе отслеживали радиосвязь между ливийскими самолетами и их наземными диспетчерами. [ 6 ] [ 11 ] Американцы слушали, как МиГ-23 получали указания на перехват F-14 от наземных диспетчеров радиолокационной станции в Бомбе. [ 11 ] Эта радиолокационная станция была одной из нескольких, активированных вдоль ливийского побережья для поддержки МиГ-23. [ 6 ]

Видео и звук с пушечной камеры двух американских F-14

В 11:58 F-14 развернулись влево от МиГ-23, чтобы начать стандартный перехват. [ 12 ] [ 1 ] [ 13 ] Через семь секунд МиГ-23 снова развернулись к американским истребителям для нового лобового захода на посадку и начали снижаться по высоте. [ 12 ] В этот момент экипажи F-14 начали применять тактику снижения эффективности радаров МиГ-23 и ракет AA-7 Apex дальностью действия 12 миль (19 км), которые они потенциально могли нести. [ 11 ] [ 10 ] Американские самолеты начали снижаться с высоты от 20 000 до 3 000 футов (от 6 100 до 910 м), чтобы лететь ниже, чем ливийские истребители. Снижение высоты должно было помешать МиГ-23 обнаружить F-14, используя помехи от океана, чтобы сбить с толку их бортовые радары. [ 11 ] Во время снижения американские пилоты выполнили еще один разворот влево от ливийского самолета. Через несколько мгновений после того, как F-14 отклонились на 30 градусов, МиГ-23 развернулись, чтобы вернуться на курс столкновения, и разогнулись до 500 узлов (930 км/ч; 580 миль в час). [ 12 ]

Командир воздушной войны на «Кеннеди» дал американским экипажам право стрелять, если они считали, что МиГ-23 настроены враждебно. [ 13 ] [ 8 ] F-14 отворачивались от приближающихся МиГ-23 еще два раза, и каждый раз американские экипажи видели, как ливийские самолеты поворачивали к ним спиной для лобового захода на посадку. В 12:00:53 офицер радиолокационного перехвата (РИО) во главе F-14 командир Лео Энрайт на Gypsy 207 отдал приказ о вооружении AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder американских истребителей ракетами , после чего он определил, что это был пятый раз, когда ливийский самолет повернул обратно к ним. [ 12 ]

Американские летные экипажи вооружили свое оружие, когда самолет противника находился на расстоянии менее 20 миль (32 км), две группы приближались друг к другу со скоростью 1000 узлов (1900 км / ч; 1200 миль в час). [ 1 ] На расстоянии около 14 морских миль (26 км) ведущий пилот F-14 командир Джозеф Коннелли позвонил по радио командующему авианосной группой, чтобы узнать, есть ли какая-либо дополнительная информация относительно МиГ-23. . [ 13 ] [ 8 ] На его призыв не последовало никакой реакции. В 12:01:20 с дальности 12 морских миль (22 км) Энрайт выпустил AIM-7, удивив Коннелли, который не ожидал увидеть ускорение ракеты вдали от их самолета. Ракета не достигла цели. На расстояние около 10 морских миль (19 километров) Энрайт запустил вторую AIM-7, но она также не поразила цель. [ 1 ]

МиГ-23 продолжали лететь прямо на американские истребители на скорости 550 узлов (1020 км/ч; 630 миль в час). [ 12 ] F-14 выполнили оборонительный раскол, при котором оба самолета развернулись в противоположных направлениях. Оба ливийских истребителя повернули налево, чтобы преследовать второй F-14, Gypsy 202 . [ 1 ] Коннелли подготовил Gypsy 207 к повороту направо, чтобы отстать от МиГ-23, преследующих другой американский истребитель. [ 8 ] Направив МиГ-23 прямо на них, экипаж Gypsy 202 выпустил третий AIM-7 с расстояния примерно пяти миль (8,0 км) и сбил один из ливийских самолетов. [ 12 ]

Выполнив резкий поворот направо, Gypsy 207 занял позицию в заднем квадранте оставшихся МиГ-23. [ 1 ] Когда ливийский истребитель поворачивал налево и с расстояния полутора миль (2,4 км) Коннелли выпустил ракету AIM-9, которая сбила цель. [ 12 ] [ 8 ] Второй МиГ-23 был сбит AIM-9 в 12:02:36. F-14 снизились на высоту нескольких сотен футов и на большой скорости вернулись к авианосной группе. [ 1 ] Было замечено, что оба ливийских пилота успешно катапультировались и спрыгнули с парашютом в море, но неизвестно, смогли ли ВВС Ливии успешно их спасти. [ 1 ] [ 14 ]

Последствия

[ редактировать ]
был нарисован силуэт МиГ-23 на Gypsy 202 После боя ; он был удален перед возвращением из круиза.

На следующий день Ливия обвинила США в нападении на два невооруженных самолета-разведчика, выполнявших обычную миссию над международными водами. Ливийский лидер Муаммар Каддафи призвал созвать чрезвычайную сессию ООН для рассмотрения инцидента. [ 4 ] США заявили, что американские летные экипажи действовали в порядке самообороны из-за демонстрации враждебных намерений со стороны ливийской авиации. [ 13 ]

Через два дня после боя Пентагон опубликовал фотографии, сделанные из видеозаписей с F-14, на которых, по мнению аналитиков военно-морской разведки США, виден головной МиГ-23, вооруженный двумя ракетами AA-7 Apex и двумя AA-8 Aphid . ракетами [ 4 ] [ 11 ] АА-7 может быть либо ракетой с полуактивным радиолокационным самонаведением, либо ракетой с инфракрасным (тепловым) самонаведением и может быть обстреляна по другому самолету в лоб. Снимки были использованы, чтобы доказать, что ливийские истребители были вооружены, и помогли поддержать позицию США о том, что МиГ-23 были враждебными. [ 8 ]

Назначение ливийского самолета 4 января достоверно неизвестно. [ 9 ] [ 15 ] Каддафи мог поверить, что США готовятся к атаке на химический объект в Рабте, и приказал своим военным проверить, не являются ли самолеты у берега бомбардировщиками, направляющимися к целям в Ливии. [ 11 ] Возможные причины такого поведения МиГ-23 варьируются от преднамеренной атаки на боевую группу до сбоя радиосвязи с наземными диспетчерами, что привело к слиянию ливийских истребителей с F-14. [ 9 ] [ 11 ]

Подробности, опубликованные через три месяца после инцидента, показали, что МиГ-23 никогда не включали радары управления огнем, необходимые для наведения ракет АА-7 на максимальную дальность. развороты ливийских пилотов перед первым запуском ракеты F-14 были сочтены слишком незначительными, чтобы быть враждебными. комитета Палаты представителей США по вооруженным силам По словам председателя Леса Аспина , [ 15 ] Несмотря на эти выводы, Аспин заявил, что заявление США о самообороне по-прежнему оправдано из-за продолжающегося ускорения МиГ-23, когда они сокращали дистанцию ​​с F-14, а также истории Ливии, стрелявшей первой. [ 15 ]

Наследие

[ редактировать ]

Номера бюро F-14 Tomcat 159437 , 159610

[ редактировать ]
159610 на выставке в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, Вирджиния .

По запросу Национального музея авиации и космонавтики ВМС США предоставили номер бюро (BuNo) 159610 для своего в Удвар-Хейзи местоположения недалеко от международного аэропорта Даллес . [ 16 ] Хотя Tomcat BuNo 159610 сбил ливийский МиГ-23 как модель VF-32 F-14A Tomcat, он вернулся из этого развертывания и был включен в программу модернизации F-14D, позже выполняя роль высокоточного удара в качестве VF- 31 F-14D(R).

По состоянию на июнь 2017 г. BuNo 159437 все еще хранился на объекте Группы технического обслуживания и восстановления самолетов (AMARG) на авиабазе Дэвис-Монтан . Один из восьми F-14, оставшихся в комплексе АМАРГ, он не был списан в связи с предстоящим размещением в музее. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]
  • Части звука боя были использованы в фильме 1992 года « В осаде» и в саундтреке к видеоигре Falcon 4.0 от MicroProse 1998 года .
  • В американском телесериале JAG вымышленный пилот Хармон «Харм» Рабб-младший был одним из двух пилотов F-14, попавших в инцидент, подобный этому; Харм сбил МиГ-23 ливийских ВВС, вывел из строя еще один, а третий заставил вернуться на базу. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Станик 2003, с.229.
  2. ^ «Обзор 1986 года: удар по Каддафи» . УПИ. www.upi.com/Archives/Audio/Events-of-1986/Strike-on-Kaddafi-and-Soviet-Spionage. Проверено 25 января 2021 г.
  3. ^ Каплан, Эбен. «Как Ливия вышла из списка». Архивировано 5 августа 2017 г. в Совете Wayback Machine по международным отношениям, 16 октября 2007 г. Дата обращения: 4 августа 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Станик 2003, с.230.
  5. ^ Груша, Роберт (5 января 1989 г.). «США сбили двух ливийских истребителей, ссылаясь на их «враждебные намерения»; связь с химическим заводом опровергнута» . Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 31 марта 2011 года.
  6. ^ Jump up to: а б с Трейнор, Бернард Э. «Бонус для США от Clash: интеллект». Архивировано 8 августа 2017 г. в Wayback Machine New York Times, 6 января 1989 г. Дата обращения: 8 августа 2017 г.
  7. ^ Jump up to: а б Станик 2003, с.228.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гиллкрист 1994, стр.154.
  9. ^ Jump up to: а б с Станик 2003, с.231.
  10. ^ Jump up to: а б Гиллкрист 1994, стр.155.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уилсон, Джордж К. «Тайно приобретенные МиГи помогали пилотам ВМС в боях в Ливии». Архивировано 13 августа 2017 г. в Wayback Machine Washington Post, 13 января 1989 г. Дата обращения: 8 августа 2017 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г Холлоран, Ричард. «США утверждают, что на пленке видны ракеты на ливийском самолете». Архивировано 8 августа 2017 г. в Wayback Machine The New York Times, 6 января 1989 г. Дата обращения: 8 августа 2017 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Розенталь, Эндрю. «Пентагон защищает тактику пилотов в Ливии». Архивировано 8 августа 2017 г. в Wayback Machine The New York Times, 11 января 1989 г. Дата обращения: 8 августа 2017 г.
  14. ^ "Групповая дискуссия F-14 Tomcat Американской ассоциации истребителей-асов". Архивировано 24 июня 2021 г. на YouTube Wayback Machine , загружено Музеем авиации 23 июня 2018 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Уилсон, Джордж К. Несмотря на новые подробности, инцидент с ливийским МиГом все еще вызывает недоумение». Архивировано 22 августа 2017 г. в Wayback Machine The Washington Post, 26 марта 1989 г. Проверено: 13 августа 2017 г.
  16. ^ «Закат Tomcat в субботу: празднуйте выход на пенсию F-14 Tomcat» . Архивировано из оригинала 9 июля 2007 г. Проверено 3 января 2007 г.
  17. ^ « Ковбои и казаки ». ЯГ . Сезон 2. Эпизод 15. 11 апреля 1997. CBS.

Библиография

[ редактировать ]
  • Купер, Том (июль – август 2002 г.). « Флоггеры» в действии: первые МиГ-23 в оперативной эксплуатации». Air Enthusiast . № 100. С. 56–67. ISSN   0143-5450 .
  • Гиллкрест, Пол Т. Томкэт!: История Grumman F-14 . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, Ltd. 1994. ISBN   0-88740-664-5
  • Станик, Джозеф Т. Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2003. ISBN   978-1-55750-983-3
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34ce885c5d08011f44231b64f8b9e8f7__1714788180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/f7/34ce885c5d08011f44231b64f8b9e8f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1989 air battle near Tobruk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)