Воздушный бой 1989 года под Тобруком.
Воздушный бой 1989 года под Тобруком. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть холодной войны | |||||||
Кадр из артиллерийской камеры головного F-14, показывающий, как второй МиГ-23 взрывается после попадания AIM-9 Sidewinder. ракеты | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты | Ливия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Рональд Рейган | Муаммар Каддафи | ||||||
Сила | |||||||
2 F-14A Томкэты 1 Е-2 Соколиный глаз | 2 МиГ-23 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
2 пилота пропали без вести 2 МиГ-23 уничтожены |
4 января 1989 года два самолета Grumman F-14 Tomcats ВМС США сбили два ливийских МиГ-23 Микояна-Гуревича, которые, по мнению американских экипажей, пытались вступить в бой с ними и атаковать их, как это произошло восемь лет назад во время 1981 Инцидент в заливе Сидра . Бой произошел над Средиземным морем , примерно в 40 милях (64 км) к северу от Тобрука , Ливия . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В 1973 году Ливия объявила большую часть залива Сидра (к югу от 31°30′ широты) своими территориальными водами и впоследствии объявила «линию смерти», пересечение которой повлекло бы за собой военный ответ. Соединенные Штаты не признали территориальные претензии Ливии и продолжали оспаривать эту линию, что привело к военным действиям в августе 1981 и марте 1986 года . Террористическая атака в Германии, в результате которой 5 апреля 1986 года погибли два американских солдата и одно турецкое гражданское лицо, была связана с Ливией и побудила США нанести ответные воздушные удары по целям в Ливии десять дней спустя. [ 2 ]
Попытки Ливии получить оружие массового уничтожения вызвали большую обеспокоенность администрации президента США Рональда Рейгана, поскольку она рассматривала Ливию как государство-спонсор терроризма . [ 3 ] Напряженность в отношениях между Ливией и США обострилась после того, как последние обвинили Ливию в строительстве завода по производству химического оружия недалеко от Рабты осенью 1988 года. [ 4 ] Во время интервью для прессы в декабре 1988 года Рейган указал на возможность военных действий по уничтожению завода. [ 5 ] Возможность нападения США заставила Ливию усилить противовоздушную оборону вокруг Рабты и повысить боевую готовность по всей стране. [ 6 ]
Обручение
[ редактировать ]Утром 4 января 1989 года авианосец « Джон Ф. Кеннеди» направлялся в восточную часть Средиземного моря с запланированным визитом в порт Хайфа , Израиль . [ 7 ] Авианосец находился более чем в 120 милях (190 км) к северу от Ливии, а его самолеты летали примерно в 80 милях (130 км) к северу от страны. [ 4 ] [ 8 ] Самолеты, действовавшие с авиабазы Кеннеди, включали несколько полетов A-6 Intrumers на учениях к югу от Крита , две пары F-14 Tomcat с VF-14 и VF-32, проводивших боевое воздушное патрулирование , и E-2 Hawkeye с VAW-126, обеспечивающий воздушное раннее предупреждение и контроль . [ 8 ]
Самый восточный пост боевого воздушного патрулирования обеспечивали два F-14 из состава VF-32 с самолетными позывными Gypsy 207 (с экипажем командира Джозефа Бернарда Коннелли и командира Лео Ф. Энрайта в бюро номер 159610 ) и Gypsy 202 (с экипажем лейтенанта Германа). К. Кук III и лейтенант-коммандер Стивен Патрик Коллинз в бюро номер 159437 ). [ 7 ] Хотя Кеннеди боевая группа не действовала в спорном заливе Сидра и находилась в 600 милях (970 км) от Рабты, командир боевой группы считал, что опасения ливийцев по поводу нападения США повышают вероятность конфронтации. [ 8 ] [ 9 ] Он провел для американских экипажей специальный инструктаж, подчеркнув их правила ведения боевых действий . [ 8 ]
В 11:55 по местному времени борт E-2 обнаружил два ливийских МиГ-23 Flogger, взлетавших с аэродрома Бомба (Аль-Бумба) недалеко от Тобрука, и заметил, как они направлялись на север в сторону боевой группы. Два F-14 из VF-32 были направлены на перехват МиГ-23, а F-14 из VF-14 прикрывали А-6, улетающие на север. [ 10 ] Используя свои бортовые радары , перехватывающие F-14 начали отслеживать МиГ-23, когда ливийский самолет находился на расстоянии 72 морских миль (133 км) на высоте 8000 футов (2400 м) и двигался со скоростью 420 узлов (780 км/ч). ; 480 миль в час). В отличие от некоторых предыдущих воздушных столкновений, в которых ливийским пилотам было приказано повернуть назад после обнаружения радиолокационного сигнала F-14, пролетающего над их самолетом, МиГ-23 продолжали приближаться к американским истребителям, заходя в лоб. [ 11 ]
Когда обе пары самолетов сошлись, E-2 и другие средства подслушивания США в этом районе отслеживали радиосвязь между ливийскими самолетами и их наземными диспетчерами. [ 6 ] [ 11 ] Американцы слушали, как МиГ-23 получали указания на перехват F-14 от наземных диспетчеров радиолокационной станции в Бомбе. [ 11 ] Эта радиолокационная станция была одной из нескольких, активированных вдоль ливийского побережья для поддержки МиГ-23. [ 6 ]
В 11:58 F-14 развернулись влево от МиГ-23, чтобы начать стандартный перехват. [ 12 ] [ 1 ] [ 13 ] Через семь секунд МиГ-23 снова развернулись к американским истребителям для нового лобового захода на посадку и начали снижаться по высоте. [ 12 ] В этот момент экипажи F-14 начали применять тактику снижения эффективности радаров МиГ-23 и ракет AA-7 Apex дальностью действия 12 миль (19 км), которые они потенциально могли нести. [ 11 ] [ 10 ] Американские самолеты начали снижаться с высоты от 20 000 до 3 000 футов (от 6 100 до 910 м), чтобы лететь ниже, чем ливийские истребители. Снижение высоты должно было помешать МиГ-23 обнаружить F-14, используя помехи от океана, чтобы сбить с толку их бортовые радары. [ 11 ] Во время снижения американские пилоты выполнили еще один разворот влево от ливийского самолета. Через несколько мгновений после того, как F-14 отклонились на 30 градусов, МиГ-23 развернулись, чтобы вернуться на курс столкновения, и разогнулись до 500 узлов (930 км/ч; 580 миль в час). [ 12 ]
Командир воздушной войны на «Кеннеди» дал американским экипажам право стрелять, если они считали, что МиГ-23 настроены враждебно. [ 13 ] [ 8 ] F-14 отворачивались от приближающихся МиГ-23 еще два раза, и каждый раз американские экипажи видели, как ливийские самолеты поворачивали к ним спиной для лобового захода на посадку. В 12:00:53 офицер радиолокационного перехвата (РИО) во главе F-14 командир Лео Энрайт на Gypsy 207 отдал приказ о вооружении AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder американских истребителей ракетами , после чего он определил, что это был пятый раз, когда ливийский самолет повернул обратно к ним. [ 12 ]
Американские летные экипажи вооружили свое оружие, когда самолет противника находился на расстоянии менее 20 миль (32 км), две группы приближались друг к другу со скоростью 1000 узлов (1900 км / ч; 1200 миль в час). [ 1 ] На расстоянии около 14 морских миль (26 км) ведущий пилот F-14 командир Джозеф Коннелли позвонил по радио командующему авианосной группой, чтобы узнать, есть ли какая-либо дополнительная информация относительно МиГ-23. . [ 13 ] [ 8 ] На его призыв не последовало никакой реакции. В 12:01:20 с дальности 12 морских миль (22 км) Энрайт выпустил AIM-7, удивив Коннелли, который не ожидал увидеть ускорение ракеты вдали от их самолета. Ракета не достигла цели. На расстояние около 10 морских миль (19 километров) Энрайт запустил вторую AIM-7, но она также не поразила цель. [ 1 ]
МиГ-23 продолжали лететь прямо на американские истребители на скорости 550 узлов (1020 км/ч; 630 миль в час). [ 12 ] F-14 выполнили оборонительный раскол, при котором оба самолета развернулись в противоположных направлениях. Оба ливийских истребителя повернули налево, чтобы преследовать второй F-14, Gypsy 202 . [ 1 ] Коннелли подготовил Gypsy 207 к повороту направо, чтобы отстать от МиГ-23, преследующих другой американский истребитель. [ 8 ] Направив МиГ-23 прямо на них, экипаж Gypsy 202 выпустил третий AIM-7 с расстояния примерно пяти миль (8,0 км) и сбил один из ливийских самолетов. [ 12 ]
Выполнив резкий поворот направо, Gypsy 207 занял позицию в заднем квадранте оставшихся МиГ-23. [ 1 ] Когда ливийский истребитель поворачивал налево и с расстояния полутора миль (2,4 км) Коннелли выпустил ракету AIM-9, которая сбила цель. [ 12 ] [ 8 ] Второй МиГ-23 был сбит AIM-9 в 12:02:36. F-14 снизились на высоту нескольких сотен футов и на большой скорости вернулись к авианосной группе. [ 1 ] Было замечено, что оба ливийских пилота успешно катапультировались и спрыгнули с парашютом в море, но неизвестно, смогли ли ВВС Ливии успешно их спасти. [ 1 ] [ 14 ]
Последствия
[ редактировать ]На следующий день Ливия обвинила США в нападении на два невооруженных самолета-разведчика, выполнявших обычную миссию над международными водами. Ливийский лидер Муаммар Каддафи призвал созвать чрезвычайную сессию ООН для рассмотрения инцидента. [ 4 ] США заявили, что американские летные экипажи действовали в порядке самообороны из-за демонстрации враждебных намерений со стороны ливийской авиации. [ 13 ]
Через два дня после боя Пентагон опубликовал фотографии, сделанные из видеозаписей с F-14, на которых, по мнению аналитиков военно-морской разведки США, виден головной МиГ-23, вооруженный двумя ракетами AA-7 Apex и двумя AA-8 Aphid . ракетами [ 4 ] [ 11 ] АА-7 может быть либо ракетой с полуактивным радиолокационным самонаведением, либо ракетой с инфракрасным (тепловым) самонаведением и может быть обстреляна по другому самолету в лоб. Снимки были использованы, чтобы доказать, что ливийские истребители были вооружены, и помогли поддержать позицию США о том, что МиГ-23 были враждебными. [ 8 ]
Назначение ливийского самолета 4 января достоверно неизвестно. [ 9 ] [ 15 ] Каддафи мог поверить, что США готовятся к атаке на химический объект в Рабте, и приказал своим военным проверить, не являются ли самолеты у берега бомбардировщиками, направляющимися к целям в Ливии. [ 11 ] Возможные причины такого поведения МиГ-23 варьируются от преднамеренной атаки на боевую группу до сбоя радиосвязи с наземными диспетчерами, что привело к слиянию ливийских истребителей с F-14. [ 9 ] [ 11 ]
Подробности, опубликованные через три месяца после инцидента, показали, что МиГ-23 никогда не включали радары управления огнем, необходимые для наведения ракет АА-7 на максимальную дальность. развороты ливийских пилотов перед первым запуском ракеты F-14 были сочтены слишком незначительными, чтобы быть враждебными. комитета Палаты представителей США по вооруженным силам По словам председателя Леса Аспина , [ 15 ] Несмотря на эти выводы, Аспин заявил, что заявление США о самообороне по-прежнему оправдано из-за продолжающегося ускорения МиГ-23, когда они сокращали дистанцию с F-14, а также истории Ливии, стрелявшей первой. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]Номера бюро F-14 Tomcat 159437 , 159610
[ редактировать ]По запросу Национального музея авиации и космонавтики ВМС США предоставили номер бюро (BuNo) 159610 для своего в Удвар-Хейзи местоположения недалеко от международного аэропорта Даллес . [ 16 ] Хотя Tomcat BuNo 159610 сбил ливийский МиГ-23 как модель VF-32 F-14A Tomcat, он вернулся из этого развертывания и был включен в программу модернизации F-14D, позже выполняя роль высокоточного удара в качестве VF- 31 F-14D(R).
По состоянию на июнь 2017 г. [update]BuNo 159437 все еще хранился на объекте Группы технического обслуживания и восстановления самолетов (AMARG) на авиабазе Дэвис-Монтан . Один из восьми F-14, оставшихся в комплексе АМАРГ, он не был списан в связи с предстоящим размещением в музее. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Части звука боя были использованы в фильме 1992 года « В осаде» и в саундтреке к видеоигре Falcon 4.0 от MicroProse 1998 года .
- В американском телесериале JAG вымышленный пилот Хармон «Харм» Рабб-младший был одним из двух пилотов F-14, попавших в инцидент, подобный этому; Харм сбил МиГ-23 ливийских ВВС, вывел из строя еще один, а третий заставил вернуться на базу. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Инцидент на острове Хайнань - инцидент с участием самолета между США и Китаем.
- Операция Одиссея Рассвет
- Воздушный налет на Уади-Дум
- Рейс 103 компании Pan Am
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Станик 2003, с.229.
- ^ «Обзор 1986 года: удар по Каддафи» . УПИ. www.upi.com/Archives/Audio/Events-of-1986/Strike-on-Kaddafi-and-Soviet-Spionage. Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Каплан, Эбен. «Как Ливия вышла из списка». Архивировано 5 августа 2017 г. в Совете Wayback Machine по международным отношениям, 16 октября 2007 г. Дата обращения: 4 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Станик 2003, с.230.
- ^ Груша, Роберт (5 января 1989 г.). «США сбили двух ливийских истребителей, ссылаясь на их «враждебные намерения»; связь с химическим заводом опровергнута» . Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 31 марта 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с Трейнор, Бернард Э. «Бонус для США от Clash: интеллект». Архивировано 8 августа 2017 г. в Wayback Machine New York Times, 6 января 1989 г. Дата обращения: 8 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Станик 2003, с.228.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гиллкрист 1994, стр.154.
- ^ Jump up to: а б с Станик 2003, с.231.
- ^ Jump up to: а б Гиллкрист 1994, стр.155.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уилсон, Джордж К. «Тайно приобретенные МиГи помогали пилотам ВМС в боях в Ливии». Архивировано 13 августа 2017 г. в Wayback Machine Washington Post, 13 января 1989 г. Дата обращения: 8 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Холлоран, Ричард. «США утверждают, что на пленке видны ракеты на ливийском самолете». Архивировано 8 августа 2017 г. в Wayback Machine The New York Times, 6 января 1989 г. Дата обращения: 8 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Розенталь, Эндрю. «Пентагон защищает тактику пилотов в Ливии». Архивировано 8 августа 2017 г. в Wayback Machine The New York Times, 11 января 1989 г. Дата обращения: 8 августа 2017 г.
- ^ "Групповая дискуссия F-14 Tomcat Американской ассоциации истребителей-асов". Архивировано 24 июня 2021 г. на YouTube Wayback Machine , загружено Музеем авиации 23 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, Джордж К. Несмотря на новые подробности, инцидент с ливийским МиГом все еще вызывает недоумение». Архивировано 22 августа 2017 г. в Wayback Machine The Washington Post, 26 марта 1989 г. Проверено: 13 августа 2017 г.
- ^ «Закат Tomcat в субботу: празднуйте выход на пенсию F-14 Tomcat» . Архивировано из оригинала 9 июля 2007 г. Проверено 3 января 2007 г.
- ^ « Ковбои и казаки ». ЯГ . Сезон 2. Эпизод 15. 11 апреля 1997. CBS.
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Том (июль – август 2002 г.). « Флоггеры» в действии: первые МиГ-23 в оперативной эксплуатации». Air Enthusiast . № 100. С. 56–67. ISSN 0143-5450 .
- Гиллкрест, Пол Т. Томкэт!: История Grumman F-14 . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, Ltd. 1994. ISBN 0-88740-664-5
- Станик, Джозеф Т. Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2003. ISBN 978-1-55750-983-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткое описание происшествия
- 16 января 1989 г. Сюжет Time Europe с подробностями радиопередач и временем.
- Рекорд воздушных асов
- Фотогалерея ВФ-32
- Аудиозапись помолвки
- Ливийские войны, 1980–89, Часть 6 – Химическая реакция, Том Купер.
- Видеозапись инцидента с камер F-14
- Залив Сидра
- Военная история США времен Холодной войны
- 1989 год в США
- 1989 год в Ливии
- Боевые действия и бои «воздух-воздух»
- Инциденты, связанные со сбитием самолетов 20-го века
- Военная история Ливии
- Военные отношения Ливии и США
- Авиационные происшествия и происшествия в 1989 г.
- Авиационные происшествия и инциденты в Средиземном море
- События января 1989 года в Африке
- Бои 1989 года
- История Тобрука