Грумман Е-2 Соколиный глаз
E-2 Соколиный глаз | |
---|---|
E-2D Advanced Hawkeye проводит летные испытания | |
Роль | Воздушное раннее предупреждение и контроль |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Грумман Нортроп Грумман |
Первый полет | 21 октября 1960 г. |
Введение | Январь 1964 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВМС США См . § Операторы. |
Произведено | 1960 – настоящее время |
Количество построенных | 313 (всего); 88 (Э-2Д) [ 1 ] |
Развитый в | Грумман C-2 Грейхаунд |
Northrop Grumman E-2 Hawkeye — американский всепогодный палубный тактический самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Этот двухтурбовинтовой самолет был спроектирован и разработан в конце 1950-х — начале 1960-х годов компанией Grumman Aircraft Company для ВМС США в качестве замены более раннего E-1 Tracer с поршневым двигателем , который быстро устаревал. Характеристики самолета были улучшены с помощью версий E-2B и E-2C, где большинство изменений было внесено в радар и радиосвязь благодаря достижениям в области электронных интегральных схем и другой электроники. Четвертой основной версией Hawkeye является E-2D , который впервые поднялся в воздух в 2007 году. E-2 был первым самолетом, разработанным специально для ДРЛО, в отличие от модификации существующего планера, такой как Boeing E-3 Sentry. . Варианты Hawkeye находятся в непрерывном производстве с 1960 года, что обеспечивает самый длительный производственный цикл среди всех палубных самолетов.
Е-2 также получил прозвище «Супер Фадд». [ 2 ] потому что он заменил WF (позже E-1) «Вилли Фадд». В последние десятилетия E-2 часто называли «Хаммером» из-за характерного звука его турбовинтовых двигателей, совершенно непохожего на звук турбореактивных и турбовентиляторных реактивных двигателей. Помимо службы ВМС США, меньшее количество E-2 было продано вооруженным силам Египта , Франции , Израиля , Японии , Мексики , Сингапура и Тайваня .
Grumman также использовала базовую компоновку E-2 для производства грузового самолета Grumman C-2 Greyhound .
Разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Фон
[ редактировать ]Постоянное совершенствование бортовых радаров до 1956 года привело к строительству самолетов ДРЛО в нескольких разных странах и в нескольких разных вооруженных силах. Также были добавлены функции управления войсками и наблюдения за морем и воздухом. Первым палубным самолетом, выполнявшим эти задачи для ВМС США и их союзников, стал Douglas AD Skyraider , который был заменен на вооружении ВМС США Grumman E-1 Tracer , представлявшим собой модифицированную версию спаренного -2 Tracker. S -моторный противолодочный самолет, где РЛС размещалась в аэродинамическом обтекателе, расположенном над фюзеляжем самолета. [ 3 ]
E-2A и E-2B Соколиный глаз
[ редактировать ]В 1956 году ВМС США разработали требования к самолету дальнего радиолокационного обнаружения, данные которого можно было бы интегрировать в систему военно-морских тактических данных на борту кораблей ВМФ, а в марте 1957 года для удовлетворения этого требования была выбрана конструкция компании Grumman. [ 4 ] Его конструкция, первоначально получившая обозначение W2F-1, но позже переименованная в E-2A Hawkeye, была первым самолетом-носителем, который с самого начала разрабатывался как самолет ДРЛО и средства управления и контроля. Инженеры-конструкторы компании Grumman столкнулись с огромными проблемами, в том числе с требованием, чтобы самолет мог эксплуатироваться со старых модифицированных «Эссекс» авианосцев класса . Эти суда были построены во время Второй мировой войны и были меньше современных авианосцев, а позже были модифицированы, чтобы позволить им управлять реактивными самолетами. Следовательно, в конструкции E-2A пришлось учитывать различные ограничения по высоте, весу и длине, в результате чего некоторые характеристики управляемости были далеки от идеальных. Однако E-2A никогда не эксплуатировался на модифицированных авианосцах класса «Эссекс».
Первый прототип, выступавший только в качестве аэродинамического испытательного стенда, поднялся в воздух 21 октября 1960 года. Первый полностью оборудованный самолет последовал за ним 19 апреля 1961 года и поступил на вооружение ВМС США под обозначением E-2A в январе 1964 года. [ 5 ] К 1965 году проект накопил столько проблем в разработке, что его закрыли после того, как было построено уже 59 самолетов. В частности, трудности возникли из-за недостаточного охлаждения тесного отсека авионики. Первые компьютеры и сложные системы авионики выделяли значительное количество тепла и могли выйти из строя без надлежащей вентиляции. Эти проблемы продолжались еще долгое время после того, как самолет поступил на вооружение. В какой-то момент надежность была настолько плохой, что весь парк самолетов был остановлен. [ нужна ссылка ]
После того, как чиновники ВМФ были вынуждены объяснить Конгрессу, почему четыре производственных контракта были подписаны до завершения испытаний авионики, были приняты меры; Грумман и ВМС США приложили все усилия, чтобы улучшить конструкцию. Ненадежный вращающийся барабанный компьютер был заменен цифровым компьютером Litton L-304. [ 6 ] [ 7 ] были заменены различные системы авионики – модернизированные самолеты получили обозначение Е-2В. Всего до стандарта Е-2В было модернизировано 49 из 59 Е-2А. Эти самолеты заменили E-1B Tracers в различных эскадрильях ДРЛО ВМС США. [ нужна ссылка ]
E-2C Hawkeye и модернизации
[ редактировать ]Хотя модернизированный E-2B представлял собой значительное улучшение по сравнению с ненадежным E-2A, это была временная мера. В ВМС США знали, что эта конструкция обладает гораздо большими возможностями и еще не достигла параметров производительности и надежности, установленных в оригинальной конструкции 1957 года. В апреле 1968 года была начата программа повышения надежности. Кроме того, теперь, когда возможности самолета начали реализовываться, хотелось большего; Было заказано 28 новых E-2C в дополнение к 49 E-2B, которые будут модернизированы. Улучшения в новых и модернизированных самолетах были сосредоточены на характеристиках радара и компьютера. [ нужна ссылка ]
Две испытательные машины E-2A были модифицированы как прототипы E-2C, первый полет которых состоялся 20 января 1971 года. Испытания оказались удовлетворительными, и E-2C был запущен в производство. Первый серийный самолет совершил свой первый полет 23 сентября 1972 года. Первоначальный E-2C, известный как Группа 0, состоял из 55 самолетов; Первые самолеты поступили в строй в 1973 году и служили на авианосцах в 1980-х и 1990-х годах, пока в основной эксплуатации их не заменили самолеты Группы II. Резерв ВМС США использовал несколько самолетов для отслеживания контрабандистов наркотиков. Этот тип обычно использовался вместе с Grumman F-14 Tomcat истребителями ; мониторинг воздушного пространства, а затем направление Tomcats по каналу передачи данных Link-4A для уничтожения потенциальных угроз с помощью ракет AIM-54C Phoenix большой дальности . [ нужна ссылка ]
В следующем производственном цикле, между 1988 и 1991 годами, было построено 18 самолетов по стандарту Группы I. Самолеты группы I заменили старые радары АПС-125 и турбовинтовые двигатели Т56-А-425 на E-2 их преемниками - радиолокационной системой АПС-139 и турбовинтовыми двигателями Т56-А-427. Первый самолет группы I поступил на вооружение в августе 1981 года. Рассматривалась возможность модернизации самолета группы 0 до спецификаций группы I, но стоимость была сопоставима со стоимостью нового серийного самолета, поэтому модернизация не проводилась. На самолетах I группы летали только эскадрильи Атлантического флота. За этой версией через несколько лет последовала Группа II, имевшая улучшенный радар АПС-145. Всего было поставлено 50 самолетов группы II, из них 12 модернизированных самолетов группы I. Эта новая версия поступила на вооружение в июне 1992 года и служила в составе эскадрилий Тихоокеанского и Атлантического флотов. [ нужна ссылка ]
К 1997 году ВМС США предполагали, что все передовые эскадрильи будут оснащены в общей сложности 75 самолетами группы II. В 1994 году Grumman объединилась с Northrop, и начались планы по созданию Group II Plus, также известной как модернизация Group II / NAV. В нем сохранился тот же компьютер и радар, что и в Группе II, при этом была модернизирована пилотная авионика, например, заменена механическая инерциальная навигационная система (ИНС) на более надежную и точную ИНС с лазерным кольцевым гироскопом, установлена двойная многофункциональная индикация (MFCDU) ( вице-первый в группе II) и интеграция GPS в систему вооружения. Вариант Группы II с модернизацией боевого компьютера и рабочих станций CIC называется MCU/ACIS. Они производились в небольших количествах из-за производства Hawkeye 2000 вскоре после его появления. На всех самолетах Группы II были заменены старинные компьютерные процессоры 1960-х годов на миссионерский компьютер с той же функциональностью, созданный с использованием современных компьютерных технологий, называемый GrIIM RePr (Программа замены компьютеров миссии Группы II, произносится как «мрачный жнец»). [ 8 ]
Еще одним обновлением Группы II стал Hawkeye 2000, который имел тот же радар APS-145, но включал в себя модернизированный компьютер миссии и рабочие станции CIC ( Центр боевой информации ) (Advanced Control Indicator Set или ACIS), а также имел новый CEC ВМС США (совместное взаимодействие). . Система передачи данных Он также оснащен системой охлаждения авионики с паровым циклом большей мощности. Начиная с 2007 года к существующим самолетам Hawkeye 2000 начал добавляться пакет обновления аппаратного и программного обеспечения. Это обновление обеспечивает более быструю обработку и удвоение текущей емкости файла трека. и доступ к спутниковым информационным сетям. Модернизированные кабины Hawkeye 2000 включают твердотельные стеклянные дисплеи и возможность приближения к GPS. [ 9 ] Оставшиеся самолеты Hawkeye Group II NAV Upgrade получили возможность захода на посадку по GPS, но не получили твердотельные стеклянные дисплеи. [ нужна ссылка ]
В 2004 году на Е-2С была изменена винтовая система; новая восьмилопастная гребная система под названием NP2000 была разработана компанией Hamilton-Sundstand взамен старой четырехлопастной конструкции. Улучшения включали снижение вибраций и повышение ремонтопригодности благодаря возможности снимать лопасти винта по отдельности вместо необходимости снимать весь узел винта и ступицы. [ 10 ] Лопасти гребного винта изготовлены из углеродного волокна со стальными вставками на передней кромке и противообледенительными чехлами у основания лопасти. [ 11 ]
E-2D Усовершенствованный Соколиный глаз
[ редактировать ]Когда-то от этой концепции рассматривалась возможность замены «Самолетом общей поддержки », от этой концепции отказались. Последней версией E-2 является E-2D Advanced Hawkeye , который оснащен совершенно новым комплексом авионики, включая новый радар AN/APY-9, радиокомплекс, миссионерский компьютер, интегрированную спутниковую связь, систему управления полетом, улучшенный T56-A- Двигатели 427А, стеклянная кабина и дозаправка в воздухе . [ 12 ] [ 13 ] РЛС APY-9 оснащена активной антенной решеткой с электронным сканированием (АФАР). [ 14 ] что добавляет электронное сканирование к механическому вращению радара в его обтекателе. E-2D включает в себя возможности, позволяющие второму пилоту действовать в качестве «тактического 4-го оператора» (T4O), который может перенастроить свой основной дисплей в кабине для отображения радара , системы IFF , канала связи 16 (JTIDS) / CEC и доступа ко всем полученным данным. Первый полет E-2D состоялся 3 августа 2007 года. [ 15 ] 8 мая 2009 года E-2D использовал свою систему совместного взаимодействия для поражения наземной крылатой ракеты стандартной ракетой SM-6, выпущенной с другой платформы в ходе испытаний интегрированной системы управления огнем . [ нужна ссылка ] Эти две системы составят основу комплексной системы управления огнем ВМС – противовоздушной обороны (NIFC-CA), когда она будет развернута в 2015 году; USN изучает возможность добавления других систем в сеть NIFC-CA в будущем. [ 16 ]
Предполагается, что радар APY-9 способен обнаруживать самолеты-невидимки размером с истребитель, которые обычно оптимизированы для работы на высоких частотах, таких как Ka , Ku , X , C и части S-диапазонов . Малым самолетам не хватает размеров и веса для обеспечения малозаметности во всем спектре, что делает их уязвимыми для обнаружения радаром APY-9 УВЧ -диапазона, потенциально способным обнаруживать истребители пятого поколения, такие как российский Су-57 и китайский Chengdu J. -20 и Шэньян J-31 . Исторически сложилось так, что радары УВЧ имели проблемы с разрешением и обнаружением, которые делали их неэффективными для точного наведения на цель и управления огнем; Northrop Grumman и Lockheed утверждают, что APY-9 решил эти недостатки за счет использования передового электронного сканирования и высокой цифровой вычислительной мощности посредством адаптивной обработки пространства и времени. Согласно концепции ВМФ NIFC-CA, E-2D может наводить вооружение флота, такое как ракеты AIM-120 AMRAAM и SM-6, на цели, находящиеся за пределами дальности обнаружения или возможностей стартовой платформы. [ 17 ]
Поставки первых серийных E-2D начались в 2010 году. [ 18 ] 4 февраля 2010 года компания Delta One провела первую посадку авианосца E-2D на борт военного корабля США « Гарри С. Трумэн» в рамках испытаний на пригодность авианосца. [ 19 ] 27 сентября 2011 года E-2D был успешно запущен с помощью прототипа электромагнитной системы запуска самолетов (EMALS) на военно-морской авиационно-технической базе Лейкхерст . [ 20 ] [ 21 ] 12 февраля 2013 года канцелярия министра обороны одобрила запуск E-2D в серийное производство. Военно-морской флот планирует выйти на начальную боевую готовность к 2015 году. [ 22 ] В июне 2013 года ВМФ был передан 10-й Е-2Д, еще 10 самолетов находились на разных стадиях изготовления и предпродажных летных испытаний. 18 июля 2013 года компания Northrop Grumman получила контракт на сумму 113,7 миллиона долларов на поставку пяти серийных самолетов Lot 2 E-2D Advanced Hawkeye. [ 23 ] 13 августа 2013 года компания Northrop Grumman получила контракт на сумму 617 миллионов долларов на поставку пяти E-2D до полномасштабного производства Лота 1. [ 24 ] 30 июня 2014 года компания Northrop Grumman получила контракт на сумму 3,6 миллиарда долларов на поставку еще 25 E-2D, всего по контракту будет поставлено 50 самолетов; К этому времени было поставлено 13 моделей Е-2Д. [ 25 ]
В декабре 2016 года впервые поднялся в воздух E-2D с возможностью дозаправки в воздухе. Эта функция позволит самолету удвоить время нахождения на станции до пяти часов и увеличить общее время миссии с четырех до семи часов. Модификация дозаправки начнет встраиваться в 46-й самолет (из 75 запланированных) и будет поставлен в конце 2020 года по цене дополнительно 2 миллиона долларов за самолет, а ВМС планируют модернизировать эту функцию на всех предыдущих самолетах Hawkeyes по цене 6 миллионов долларов за самолет. [ 26 ] [ нужно обновить ]
Дизайн
[ редактировать ]Е-2 — высокоплан с одним турбовинтовым двигателем Allison T56 (мощностью 5250 л.с.) на каждом крыле. [ 27 ] и убирающееся трехопорное шасси . Как и все палубные самолеты, Е-2 оснащен хвостовым крюком авианосца для подъема (посадки), а переднее шасси может крепиться к шаттлу катапульты для запуска (взлета). Отличительной особенностью Hawkeye является вращающийся радарный купол (ротодом) диаметром 24 фута (7,3 м), который установлен над его фюзеляжем и крыльями. E-2 На нем установлены основные антенны дальнего действия для радара и систем IFF . Ни один другой палубный самолет не обладает таким. К самолетам наземного базирования с ротодомами относится Boeing E-3 Sentry , более крупный самолет системы АВАКС, эксплуатируемый в больших количествах ВВС США и НАТО ВВС . Аналогично расположенный стационарный обтекатель предшественника E-2 с поршневым двигателем, E-1 Tracer , также потребовал принятия на E-2 современной версии Grumman Sto-Wing системы складного крыла . [ 28 ] [ 29 ] предотвращение контакта сложенных панелей крыла с роторным куполом E-2. [ 30 ]
Самолетом управляет экипаж из пяти человек: пилот и второй пилот находятся в кабине экипажа, а посты офицера боевого информационного центра, офицера управления воздушным движением и оператора радиолокационной станции расположены в хвостовой части фюзеляжа непосредственно под роторным куполом. [ нужна ссылка ]
На вооружении США E-2 Hawkeye обеспечивает всепогодное воздушное обнаружение и возможности управления и контроля для всех боевых групп авианосцев . Кроме того, к его другим целям относятся морское и наземное наблюдение , управление истребителями авианосца для ПВО , управление ударной авиацией при выполнении наступательных задач, управление поисковыми и спасательными операциями морских авиаторов и моряков, потерявшихся в море, ретрансляция радиосвязь «воздух-воздух» и «корабль-воздух». Он также может выполнять функции управления воздушным движением в чрезвычайных ситуациях, когда наземное УВД недоступно. [ нужна ссылка ]
В E-2C и E-2D Hawkeyes используются современные электронные датчики в сочетании с цифровой компьютерной обработкой сигналов , особенно радары, для раннего предупреждения об атаках самолетов противника и атаках противокорабельных ракет , управления истребителями боевого воздушного патрулирования (CAP) авианосца и во-вторых, для наблюдения за окружающим морем и сушей за вражескими военными кораблями и пусковыми установками управляемых ракет, а также для любых других задач электронного наблюдения в соответствии с указаниями. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]ВМС США
[ редактировать ]E-2A поступил на вооружение ВМС США в январе 1964 года, а в апреле 1964 года вместе с VAW-11 на авиабазе Северного острова. [ 5 ] Первое развертывание произошло на борту авианосца USS Kitty Hawk в 1965 году. [ 31 ]
С момента вступления в бой во время войны во Вьетнаме E-2 служил ВМС США по всему миру, действуя как электронные «глаза флота».
В августе 1981 года «Соколиный глаз» из VAW-124 «Bear Aces» направил два F-14 Tomcat из VF-41 «Black Aces» в миссию по перехвату в заливе Сидра , в результате которой были сбиты два ливийских Су-22 . Соколиные глаза с VAW-123 на борту авианосца USS America руководили группой истребителей F-14 Tomcat, управлявших боевым воздушным патрулем во время операции «Каньон Эльдорадо» — совместного удара двух авианосных групп в Средиземном море по ливийским целям в 1986 году.
Совсем недавно E-2C обеспечивали командование и контроль как в воздушной войне , так и в наземных атаках во время войны в Персидском заливе . «Ястребиные глаза» поддерживали Береговую охрану США , Таможенную службу США , а также американские федеральные силы и полицию штатов во время операций по борьбе с наркотиками.
В середине 1980-х годов несколько самолетов E-2C ВМС США были предоставлены Береговой охране и Таможенной службе США для борьбы с наркотиками (CN) и операций по пресечению на море (MIO). Это также привело к тому, что Береговая охрана сформировала небольшой штат летных офицеров ВМФ (NFO), начиная с набора и межсервисного перевода летных офицеров ВМФ с опытом полетов E-2 и летной подготовки других младших офицеров береговой охраны в качестве NFO. Катастрофа самолета со смертельным исходом 24 августа 1990 года с участием E-2C береговой охраны на бывшей военно-морской базе Рузвельт-Роудс в Пуэрто-Рико. [ 32 ] побудило Береговую охрану прекратить полеты E-2C и вернуть E-2C ВМФ. Таможенная служба США также вернула свои E-2C ВМФ и сконцентрировалась на использовании бывших самолетов P-3 Orion ВМС США в роли CN. [ нужна ссылка ]
Эскадрильи E-2C Hawkeye сыграли решающую роль в воздушных операциях во время операции «Буря в пустыне» . В одном случае экипаж «Ястребиного глаза» обеспечил важное управление воздушным движением двум экипажам F/A-18 «Хорнет» , в результате чего были сбиты два иракских МиГ-21 . Во время операций «Южный дозор» и «Лис пустыни » экипажи «Соколиного глаза» продолжали обеспечивать тысячи часов воздушного прикрытия, одновременно обеспечивая командование и управление в воздухе и воздухе в ряде боевых задач. [ нужна ссылка ]
E-2 Hawkeye является важнейшим компонентом всех авианосных крыльев ВМС США ; Каждый авианосец оснащен четырьмя Hawkeyes (в некоторых ситуациях пятью), что позволяет круглосуточно эксплуатировать как минимум один E-2, а один или два постоянно проходить техническое обслуживание в авианосца ангаре . До 2005 года «Ястребиные глаза» ВМС США были разделены на крылья восточного и западного побережья, поддерживая соответствующие флоты. Однако крыло восточного побережья было расформировано, все самолеты были объединены в одно крыло, базирующееся в Пойнт-Мугу, Калифорния. Шесть самолетов E-2C были задействованы в резерве ВМС США для операций по пресечению наркотиков и обеспечению внутренней безопасности до 9 марта 2013 года, когда единственная резервная эскадрилья VAW-77 «Ночные волки» была выведена из эксплуатации, а ее шесть самолетов отправлены в другие эскадрильи. [ 33 ] [ 34 ]
Во время операций «Несокрушимая свобода» и «Иракская свобода» все десять эскадрилий регулярного военно-морского флота «Соколиный глаз» совершали вылеты по суше. Они обеспечивали управление боем при атаке наземных объектов противника, координацию непосредственной авиационной поддержки, боевое поисково-спасательное управление, управление воздушным пространством, а также передачу данных и ретрансляцию связи как для сухопутных, так и для военно-морских сил. После урагана «Катрина» три эскадрильи «Ястребиный глаз» (две регулярные ВМФ и одна резервная ВМФ) были развернуты для поддержки усилий по оказанию помощи гражданам, включая обязанности по управлению воздушным движением, охватывающие три штата, а также контроль над армией США , ВМС США, ВВС США , Корпус морской пехоты США , Береговая охрана США, Национальная гвардия армии США и ВВС Национальной гвардии спасательные вертолетные подразделения.
Hawkeye 2000-х впервые был развернут в 2003 году на борту военного корабля США « Нимиц» с VAW-117, «Wallbangers» (ранее «Nighthawks») и CVW-11. E-2C Hawkeyes ВМС США были модернизированы восьмилопастными винтами в рамках программы NP2000; Первой эскадрильей, совершившей круиз с новыми винтами, была VAW-124 «Bear Aces». Версия Hawkeye 2000 может одновременно отслеживать более 2000 целей, а также обнаруживать 20 000 целей на расстоянии более 400 миль (640 км) и одновременно вести 40–100 перехватов класса «воздух-воздух» или боёв «воздух-поверхность». [ нужна ссылка ]
В 2014 году несколько E-2C Hawkeyes из состава Bear Aces VAW-124 были развернуты с авианосца Джорджа Буша- старшего в качестве летающих командных пунктов и авиадиспетчеров над Ираком во время операции «Непоколебимая решимость» против Исламского государства . [ 35 ]
E-2C, VAW-120, сменная эскадрилья парка начала получать E-2D Advanced Hawkeyes для тренировочного использования в июле 2010 года. [ 36 ] 27 марта 2014 года первые E-2D были доставлены на VAW-125 . [ 37 ] E-2D достиг начальной эксплуатационной готовности (IOC) в октябре 2014 года, когда VAW-125 был сертифицирован на наличие пяти действующих самолетов. Началась подготовка к первому оперативному развертыванию самолета, запланированному на 2015 год на борту авианосца Теодор Рузвельт . [ 38 ] [ 39 ] E-2D будет играть более важную роль, чем E-2C: на борту каждого авианосца будет по пять E-2D вместо нынешних четырех C-моделей, что потребует приобретения в общей сложности 75 E-2D. [ 35 ] 11 марта 2015 года авианосная ударная группа «Теодор Рузвельт» покинула военно-морскую базу Норфолк. [ 40 ] и вернулся в порт 23 ноября 2015 года, завершив первое оперативное использование E-2D. [ 41 ]
Другие операторы
[ редактировать ]E-2 Hawkeyes были проданы федеральным правительством США в соответствии с процедурами зарубежных военных продаж (FMS) вооруженным силам Египта , Франции , Израиля , Японии , Сингапура и Тайваня . [ 42 ]
Египет
[ редактировать ]Египет закупил пять самолетов E-2C Hawkeye, которые поступили на вооружение в 1987 году и были модернизированы до стандарта Hawkeye 2000. Был приобретен еще один модернизированный Е-2С. Первый модернизированный самолет был поставлен в марте 2003 года, а поставки завершились в конце 2008 года. Египет запросил два дополнительных дополнительных самолета E-2C в октябре 2007 года; поставки начались в 2010 году. [ 43 ] Все они действуют в составе 601-й бригады ДРЛО, Западный Каир.
Египет использовал E-2C Hawkeye в ходе бомбардировки ИГИЛ в Ливии в 2015 году. [ 44 ]
Франция
[ редактировать ]Французская военно-морская авиация (Aeronavale) эксплуатирует три самолета E-2C Hawkeye и является единственным эксплуатантом E-2 Hawkeye с авианосца, помимо ВМС США. [ 45 ] Французский атомный авианосец « Шарль де Голль» в настоящее время несет на своем боевом патрулировании в море два E-2C Hawkeyes. Третий французский E-2C Hawkeye был модернизирован восьмилопастными винтами в рамках программы NP2000. В апреле 2007 года Франция запросила покупку дополнительного самолета.
Флотилия 4F Aeronavale ВМС Франции была поднята на воду 2 июля 2000 года и выполняет полеты на E-2C Hawkeyes со своей военно-морской аэродрома в Ланн-Биуэ, направляясь на борт корабля «Шарль де Голль» . Они принимали участие в операциях в Афганистане и Ливии. [ 46 ]
В сентябре 2019 года Флоранс Парли , министр вооруженных сил Франции , объявила, что в 2020 году будут закуплены три новых E-2D Advanced Hawkeyes для замены находящихся на вооружении E-2C. [ 47 ]
Япония
[ редактировать ]6 сентября 1976 года пилот советских ВВС Виктор Беленко успешно дезертировал , приземлившись на своем МиГ-25 «Foxbat» в аэропорту Хакодате , Япония. Во время этого инцидента радар Сил самообороны Японии (JASDF) потерял из виду самолет, когда Беленко вел свой МиГ-25 на малой высоте, что побудило JASDF рассмотреть возможность приобретения самолетов дальнего радиолокационного обнаружения.
Первоначально самолет с бортовой системой предупреждения и управления E-3 Sentry считался основным кандидатом для миссии раннего предупреждения JASDF. Однако Агентство обороны Японии осознало, что E-3 не будет доступен из-за потребностей ВВС США, и решило закупить самолеты E-2 Hawkeye. Силы воздушной самообороны Японии закупили тринадцать самолетов E-2C, чтобы улучшить свои возможности раннего предупреждения. E-2C был принят на вооружение Воздушно-десантной группы раннего предупреждения (AEWG) на авиабазе Мисава в январе 1987 года.
21 ноября 2014 года министерство обороны Японии официально решило закупить версию Hawkeye E-2D вместо конструкции Boeing 737 AEW&C . [ 48 ] В июне 2015 года правительство Японии обратилось с просьбой о покупке четырех E-2D через зарубежную военную продажу. [ 49 ]
В сентябре 2018 года Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности (DSCA) уведомило Конгресс о возможной продаже Японии до девяти E-2D. [ 50 ]
Продажа до пяти E-2D для JASDF была одобрена Государственным департаментом США, и DSCA уведомило Конгресс 7 марта 2023 года. [ 51 ] Продажа включает в себя вспомогательное оборудование, запасные части и поддержку в обучении на сумму около 1,38 миллиарда долларов. Предлагаемые пять E-2D дополняют шесть E-2D, которые Япония уже имеет, и еще семь, которые она заказала. Однако министерство обороны Японии в своем последнем предложенном бюджете не указало на намерение приобрести больше самолетов. [ 52 ]
Мексика
[ редактировать ]В 2004 году три бывших самолета E-2C ВВС Израиля были проданы ВМС Мексики для выполнения задач по морскому и береговому наблюдению. Эти самолеты были модернизированы на месте компанией IAI. Первый мексиканский E-2C был выпущен в январе 2004 года. [ 53 ]
Сингапур
[ редактировать ]ВВС Республики Сингапур в 1987 году приобрели четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2C Hawkeye, которые приписаны к 111-й эскадрилье «Jaeger», базирующейся на авиабазе Тенга .
В апреле 2007 года было объявлено, что четыре самолета E-2C Hawkeyes будут заменены четырьмя самолетами Gulfstream G550, которые станут основными самолетами дальнего обнаружения ВВС Сингапура. 13 апреля 2012 года новый G550 AEW официально сменил первый. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Сингапур имеет тесные связи с израильскими военными, которые также приобрели G550 AEW.
Израиль
[ редактировать ]Израиль был первым экспортным покупателем; его четыре Hawkeye были доставлены в 1981 году со складными крыльями, характерными для палубных самолетов.
Эти четыре экземпляра вскоре были приняты на вооружение до и во время Ливанской войны 1982 года , в ходе которой они одержали громкую победу над сирийской ПВО и истребительной авиацией . Они сыграли решающую роль в победе Израиля в воздушных боях над долиной Бекаа, в ходе которых было сбито более 90 сирийских истребителей. «Ястребиные глаза» также были стержнем операции, в ходе которой ВВС США уничтожили комплекс зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) в Бекаа, координируя различные этапы операции, направляя самолеты на бомбардировку и руководя перехватом. Под постоянным сопровождением F-15 Eagles у побережья Ливана всегда находились два «Ястребиных глаза», которые контролировали различные средства в воздухе и обнаруживали любые сирийские самолеты при их взлете, исключая любую вероятность неожиданности.
ВВС Израиля (IAF) эксплуатировали четыре E-2. [ 45 ] для защиты своей родины от ДРЛО до 1994 года. ВВС были первым пользователем E-2, установившим оборудование для дозаправки в воздухе .
Три из четырех принадлежащих Израилю Hawkeyes были проданы в Мексику. [ 45 ] в 2002 году после их модернизации новыми системами; оставшийся экземпляр был отправлен для показа в Музее ВВС Израиля . В 2010 году Сингапур также начал выводить из эксплуатации свои E-2C. И Израиль, и Сингапур в настоящее время используют Israel Aerospace Industries (IAI) Eitam компании платформу на базе Gulfstream G550 с пакетом датчиков Elta EL/W-2085 (новая версия бортовой системы Phalcon ) для своих национальных программ ДРЛО. [ 57 ]
Тайвань
[ редактировать ]Тайвань приобрел четыре самолета E-2T в США 22 ноября 1995 года. 15 апреля 2006 года Тайвань ввел в эксплуатацию два новых E-2K Hawkeyes на официальной церемонии на базе ВВС Китайской Республики (ROCAF) в аэропорту Пиндун на юге Тайваня.
Четыре E-2T были одобрены для модернизации до конфигурации Hawkeye 2000 в рамках сделки по оружию 2008 года. [ 58 ] [ 59 ] Четыре самолета E-2T были модернизированы до так называемого стандарта E-2K двумя партиями: первая партия из двух самолетов была отправлена в Соединенные Штаты в июне 2010 года и прибыла домой в конце 2011 года; по возвращении вторая партия из двух самолетов была отправлена на модернизацию и вернулась на Тайвань в марте 2013 года. [ 60 ]
Предложения
[ редактировать ]В августе 2009 года ВМС США и компания Northrop Grumman проинформировали ВМС Индии о E-2D Advanced Hawkeye о его потенциальном использовании для удовлетворения текущих требований берегового и будущего палубного дальнего обнаружения и управления (AEW&C). Сообщается, что ВМС Индии выразили заинтересованность в приобретении до шести самолетов Hawkeye. [ 61 ] [ 62 ]
Варианты
[ редактировать ]- W2F-1
- Первоначальное обозначение Hawkeye было изменено на E-2A в 1962 году.
- Е-2А
- Первоначальная серийная версия до 1962 года называлась W2F-1. Всего построено 59 самолетов. [ 31 ]
- ТЭ-2А
- Два E-2A переоборудованы в тренажеры для экипажей. [ 31 ]
- YC-2А
- Два E-2A, BUNO 148147 и 148148, переоборудованные в прототипы C-2 Greyhound.
- Е-2Б
- Как E-2A, но оснащен улучшенными вычислительными устройствами и увеличенным внешним килем. 52 переоборудованы из Е-2А. [ 31 ]
- YE-2C
- Два E-2A, BUNO 148712 и 148713, переоборудованы в прототипы E-2C. Обозначаются как YE-2C и NE-2C соответственно. Затем эти планеры отработали свой срок использования в качестве учебно-тренировочных пилотов ТЭ-2С.
- Е-2С
- Как E-2B, но со всей новой электроникой, радаром наблюдения и поисковым радаром, построено 63 экземпляра. В «плюс-моделях» Е-2С также имеет модернизированные турбовинтовые двигатели.
- E-2C Группа 0
- Первоначальная серийная версия E-2C, оснащенная радаром AN/APS-120 или AN/APS-125. Удлиненный нос по сравнению с предыдущими версиями. [ 63 ] [ 64 ]
- E-2C Группа I
- Новый радар (AN/APS-139), а также модернизированный компьютер миссии и модернизированные двигатели. 18 самолетов новой постройки. [ 64 ] [ 65 ]
- E-2C Группа 2
- Радар AN/APS-145, улучшенная электроника. [ 64 ] [ 65 ]
- E-2C Группа 2 Plus (обновление навигационной системы)
- Модернизация авионики, включение GPS в систему вооружения. [ нужна ссылка ]
- E-2C Соколиный глаз 2000 г.
- Новый компьютер миссии, возможность совместного взаимодействия (CEC) и дополнительная антенна спутниковой связи. Первоначально обозначалась как Группа 2+. [ 64 ] [ 65 ]
- Э-2Д
- Вариант с новым комплексом авионики, улучшенными двигателями, новой «стеклянной кабиной» и возможностью дозаправки в воздухе.
- Э-2Т/К
- Вариант E-2C для Китайской Республики (Тайвань) с деталями, взятыми из снятых с вооружения E-2B ( USN BuNos 151709, 151710, 151724, 152479). [ 66 ] Однако эти самолеты имеют тот же уровень электроники, что и E-2C Group II Hawkeyes с их радарами APS-145, и называются E-2T, где «T» означает Тайвань. [ 58 ] 31 июля 1999 года Тайваню было одобрено приобретение двух дополнительных самолетов E-2, построенных по стандарту Hawkeye 2000. Позже четыре оригинальных Е-2Т также были модернизированы до того же стандарта. Модернизированные самолеты получили обозначение Е-2К. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- Французский флот [ 67 ]
- Флотилия 4F (E-2C Hawkeye 2000) [ 69 ]
- Силы воздушной самообороны Японии : по состоянию на март 2023 года JASDF эксплуатировали 10 E-2C и 6 E-2D. [ 52 ] [ 70 ]
- 601-я эскадрилья (E-2C) и (E-2D)
- 603-я эскадрилья (E-2C) и (E-2D)
- Мексиканский флот [ 53 ]
- 1-я морская авиационная эскадрилья раннего предупреждения и разведки
- ВВС Китайской Республики [ 67 ]
- 6-е смешанное крыло
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Береговая охрана США [ 88 ]
- ВМС США (списанные эскадрильи)
В популярной культуре
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- E-2B, BuNo 150540, Национальный музей военно-морской авиации , авиабаза ВМС Пенсакола , Флорида. [ 90 ]
- E-2B, BuNo 152476, Музей военно-морской авиации Патаксент-Ривер, ВМС Патаксент-Ривер , Мэриленд [ 90 ]
- E-2B, BuNo 152484, Музей воздушной победы, Ламбертон, Нью-Джерси [ 90 ]
- E-2B, BuNo 150541, Air Park NAS Norfolk (рядом с воротами 4), военно-морская база Норфолк / Чемберс-Филд (бывшая NAS Norfolk ), Вирджиния. Носовая крышка раннего варианта E-2C установлена для статической индикации.
- E-2C, BuNo 159496, авиабаза ВМС Фэллон , Невада.
- E-2C, BuNo 160012, Гарден-Сити, штат Нью-Йорк, в рамках выставки Cradle of Naval Aviation Show.
- E-2C, 944, Музей ВВС Израиля , авиабаза Хацерим , Израиль
- E-2C, BuNo 160992, на мемориальной экспозиции на базе, NAS Point Mugu , Калифорния.
- E-2C, BuNo 161227, экспозиция в кабине экипажа на борту USS Midway музея , Сан-Диего, Калифорния. [ 91 ]
- E-2C, BuNo 161098, выставлен в NAS Atlanta , Джорджия.
- E-2C, BuNo 161344, ожидает реставрации в Музее авиации Янки , Чино, Калифорния.
- E-2C, BuNo 162796, Сингапурский музей ВВС , Сингапур [ 92 ]
- E-2C, BuNo 164494, Национальный музей военно-морской авиации , авиабаза ВМС Пенсакола , Флорида. Этот самолет был последним, запущенным с авианосца « Энтерпрайз» до его вывода из эксплуатации.
Технические характеристики (Е-2С)
[ редактировать ]Данные из фактического файла ВМС США. [ 93 ] Сборник рассказов E-2D (стр. 25) [ 94 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5 человек: пилот, второй пилот, офицер радиолокационной службы (РО), офицер боевого информационного центра (CICO), офицер управления самолетом (ACO).
- Длина: 57 футов 8 + 3 ⁄ дюйма (17,596 м)
- Размах крыльев: 80 футов 7 дюймов (24,56 м)
- Высота: 18 футов 3 + 3 ⁄ дюйма (5,582 м): обтекатель мог убираться на 2 фута (0,6 м), чтобы поместиться в ангар высотой в свету 17 футов 6 дюймов (5,33 м) авианосцев классов Essex и Midway. Функция втягивания больше не используется.
- Площадь крыла: 700 кв. футов (65 м 2 ) [ 95 ]
- Соотношение сторон : 9,15
- Профиль крыла : корень: NACA 63A216 ; наконечник: NACA 63A414 [ 96 ]
- Пустой вес: 40 200 фунтов (18 234 кг)
- Полная масса: 43 068 фунтов (19 535 кг)
- Максимальный взлетный вес: 57 500 фунтов (26 082 кг)
- Силовая установка: 2 турбовинтовых двигателя Allison/Rolls-Royce T56-A-427 (E-2C), T56-A-427A (E-2D) мощностью 5100 л.с. (3800 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 350 узлов (400 миль в час, 650 км/ч)
- Крейсерская скорость: 256 узлов (295 миль в час, 474 км/ч)
- Перегоночная дальность: 1462 миль (1682 миль, 2708 км)
- Автономность: 6 часов (8 часов на суше) [ 97 ]
- Практический потолок: 34 700 футов (10 600 м)
- Нагрузка на крыло: 72,7 фунта/кв. футов (355 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,19 л.с./фунт (0,31 кВт/кг)
Авионика
- Радар AN/APS-145
- Система опроса системы госопознавания ОЛ-483/АП
- Транспондер IFF APX-100
- Группа тактических компьютеров OL-698/ASQ
- Радиостанция AN/ARC-182 УВЧ/УКВ
- Радиостанция УВЧ AN/ARC-158
- КВ радиостанция AN/ARQ-34
- Система спутниковой связи AN / USC-42 Mini-DAMA
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Платформа воздушного наблюдения (Айрават)
- Боинг Е-3 Сентри
- Боинг Е-767
- Олуша Ярмарка AEW.3
- Хоукер Сиддели P.139B
- Локхид П-3 ДРЛО
- Шэньси KJ-200
- Сиань JZY-01 / KJ-600
- Yakovlev Yak-44
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Общее производство E-2 Hawkeye» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2019 года . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Коппманн, Джордж К., Авианосное раннее предупреждение авианосца . Домашняя страница Джорджа К. Копманна (LT, USNR – неактивна). [1] Архивировано 8 декабря 2006 г. в Wayback Machine. Дата обращения: 13 декабря 2006 г.
- ^ Годфри 1977, стр. 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976, с. 291.
- ^ «на столе редактора: НОВОСТНОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ПО ВЫЧИСЛЕНИЯМ И ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ — LITTON'S L-304» . Компьютеры и автоматизация . 14 (10): 43–44. Октябрь 1965 года.
- «КОМПЬЮТЕРЫ И ПРОЦЕССОРЫ ДАННЫХ, СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА: 4. Litton Industries, подразделение систем наведения и контроля, военный компьютер L-304, Вудленд-Хиллз, Калифорния» . Информационный бюллетень о цифровых компьютерах . 18 (1): 23 января 1966. Архивировано из оригинала 3 июня 2018 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Двойная компьютерная система Litton L-304» . Trailing-Edge.com . 1966. с. 2 . Проверено 1 августа 2016 г.
Л-304Э с памятью 4096 слов была достроена и введена в эксплуатацию. Вскоре после этого к компьютеру подключили пишущую машинку, устройство чтения бумажной ленты и перфоратор, небольшую магнитную ленту, часы реального времени и небольшой ЭЛТ-дисплей и консоль управления.
Альтернативный URL- «Иллюстрированный отчет о компьютерной сфере 1967 года: ЦИФРОВЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ — ТАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ (TADPS)» . Компьютеры и автоматизация (12): 35. Декабрь 1967 г.
- ^ Дела, Эта история была написана Исполнительным офисом программ по тактическим самолетам. «Новый миссионерский компьютер E-2C повышает надежность и снижает затраты» . военно-морской флот.мил . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ "Northrop Grumman E-2C Hawkeye 2000" (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 октября 2014 г. Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ PEO(T), Эту историю написала Дениз Деон Уилсон, отдел по связям с общественностью NAVAIR. «Пропеллер ВМФ NP2000 завершил летные испытания» . военно-морской флот.мил . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Авиационные винтовые системы – UTC Aerospace Systems» . utcaerospacesystems.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Маджумдар, Дэйв (16 октября 2014 г.). «Военно-морской флот объявляет МОК о E-2D Advanced Hawkeye» . Военно-морской институт США . Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ «E-2D Advanced Hawkeye» . Нортроп Грумман . Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (7 июля 2020 г.). «США одобряют E-2D для Франции» . Джейнс.com . Джейнс . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye завершил первый полет». Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine . Нортроп Грумман, 3 августа 2007 г.
- ^ Осборн, Крис (22 мая 2014 г.). «Военно-морской флот считает, что это загоризонтное будущее» . www.dodbuzz.com . Монстр. Архивировано из оригинала 24 мая 2014 года . Проверено 23 мая 2014 г.
- ↑ Секретное противостелс-оружие ВМС США может прятаться на виду. Архивировано 9 июля 2014 г., в Wayback Machine - News.USNI.org, 9 июня 2014 г.
- ^ «Программа Advanced Hawkeye E-2D компании Northrop Grumman, демонстрирующая постоянный успех». Архивировано 24 ноября 2011 года в Wayback Machine . Нортроп Грумман, 9 декабря 2009 г.
- ^ «E-2D Advanced Hawkeye компании NGC совершил первую посадку на авианосец» . asdnews.com . Архивировано из оригинала 9 февраля 2011 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «Новая электромагнитная катапульта ВМФ «очень гладкая» » . Ньюбери Парк Пресс. 28 сентября 2011 года . Проверено 4 октября 2011 г.
- ^ «Испытана новая система запуска авианосца» . Индустрия безопасности . УПИ . 3 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2011 года . Проверено 4 октября 2011 г.
- ^ Пентагон одобряет полномасштабное производство E-2D Hawkeye. Архивировано 15 февраля 2013 г., на Wayback Machine - Flightglobal.com, 12 февраля 2013 г.
- ↑ ВМС США заказали пять полномасштабных серийных самолетов E-2D Advanced Hawkeyes серии 2. Архивировано 14 июля 2014 г., на Wayback Machine - Deagel.com, 18 июля 2013 г.
- ↑ Northrop Grumman получила награду в размере 617 миллионов долларов за полномасштабное производство E-2D Advanced Hawkeyes. Архивировано 2 сентября 2013 г., на Wayback Machine - Airrecognition.com, 13 августа 2013 г.
- ↑ ВМС США заказывает дополнительные самолеты E-2D AEW&C. Архивировано 14 июля 2014 г. на Wayback Machine - Shephardmedia.com, 1 июля 2014 г.
- ^ В этом году компания Northrop начнет сокращать возможности дозаправки в воздухе при производстве E-2D Advanced Hawkeye . Новости обороны . 11 апреля 2018 г.
- ^ «Rolls-Royce Allison T56 — пятьдесят» (PDF) . New Zealand Aviation News, сентябрь 2004 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2014 г. . Проверено 2 ноября 2013 г. Проверено 2 ноября 2013 г.
- ^ Дуайер, Ларри (19 февраля 2014 г.). «Онлайн-музей истории авиации - Grumman F4F Wildcat» . Aviation-история.com . Интернет-музей истории авиации. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 2 апреля 2016 г.
F4F-4 был первой версией Wildcat, в которой использовалась инновация Grumman - Sto-Wing . В Sto-Wing использовался новый подход с использованием складного крыла со сложным углом, уникального для Grumman ... Это была успешная конструкция, которая позже использовалась на F6F Hellcat и TBF Avenger.
- ^ «МЕХАНИЗМ СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛЬЕВ GUMMAN WILDCAT - историческая достопримечательность машиностроения Американского общества инженеров-механиков» . asme.org . Американское общество инженеров-механиков. 15 мая 2006 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2015 года . Проверено 29 апреля 2017 г.
Инновационный механизм складывания крыла STO-Wing), разработанный Лероем Грумманом в начале 1941 года и впервые примененный на XF4F-4 Wildcat, производимом Grumman Aircraft Engineering Corporation, внесен в список исторических памятников машиностроения ASME.
- ^ Рогоуэй, Крейг Пикен и Тайлер (19 декабря 2018 г.). «Исповедь оператора радара E-2C Hawkeye» . Драйв . Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Годфри 1977, стр.8.
- ^ «Потери авиации береговой охраны США» . uscg.mil . Архивировано из оригинала 14 декабря 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Дела от командующего резервом ВВС ВМФ. «VAW-77 «Ночные волки» будет ликвидирован 9 марта» . norfolknavyflagship.com . Проверено 1 августа 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Ночные волки ВМФ собираются в последний раз на авиабазе ВМФ перед выводом из эксплуатации» . nola.com . Архивировано из оригинала 6 августа 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б E-2D попадает в МОК; Соколиный глаз военно-морского флота становится больше, смертельная роль. Архивировано 20 октября 2014 г., в Wayback Machine - Breaking Defense, 17 октября 2014 г.
- ^ Уилтраут, Кейт (30 июля 2010 г.), «Военно-морской флот приветствует Advanced Hawkeye, новейший глаз в небе» , The Virginian-Pilot , заархивировано из оригинала 14 сентября 2011 г. , получено 30 июля 2010 г.
- ↑ Усовершенствованный самолет управления и контроля E-2D Hawkeye присоединяется к флоту ВМС США. Архивировано 10 августа 2014 г., на Wayback Machine - Deagel.com, 27 марта 2014 г.
- ^ Новый самолет ВМС E-2D поступает в эксплуатацию - Navytimes.com, 16 октября 2014 г.
- ↑ Батлер, Эми, «Готовы к плаванию», Aviation Week и Space Technology, 27 октября 2014 г.
- ↑ Обновление ALL HANDS . Архивировано 16 марта 2015 г. в заголовках Wayback Machine за четверг, 12 марта 2015 г.
- ↑ Авианосец «Теодор Рузвельт» возвращается из кругосветного путешествия – Navytimes.com, 23 ноября 2015 г.
- ^ Дональд, Дэвид, изд. «Грумман Е-2 Хоукай/ТЕ-2/С-2 Грейхаунд». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобеля, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ «Египет закупит дополнительные E-2C Hawkeye» . оборонно-космическая промышленность . 20 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2015 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ «Усилия безопасности на западной границе для борьбы с терроризмом… Военно-воздушные силы отправляют вертолеты «Апач»… и получают инструкции по нанесению ударов по любой цели, которая попытается проникнуть из Ливии… и источник: самолет раннего предупреждения (E2C) наблюдает за побережье и пограничная полоса » . youm7.com . 21 февраля 2015. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Иден, Пол, изд. «Northrop Grumman E-2 Hawkeye, Глаза флота». Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- ^ «ВМС Франции и США отмечают 10-летие совершенства E-2C». Архивировано 27 сентября 2012 г. в Wayback Machine PEO(T) Public Relations , 3 августа 2010 г.
- ^ Анри-Пьер Гролло, Париж – Jane's Navy International (27 сентября 2019 г.). «Фирмы ВМС Франции планируют купить E-2D Advanced Hawkeye | Jane's 360» . Джейнс.com . Проверено 9 октября 2019 г.
- ↑ Япония официально выбирает Osprey, Global Hawk, E-2D – Defensenews.com, 21 ноября 2014 г.
- ^ Япония увеличивает закупку E-2D до четырех самолетов. Архивировано 2 июня 2015 г. на Wayback Machine - Flightglobal.com, 2 июня 2015 г.
- ^ «Япония - усовершенствованный бортовой самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D Hawkeye» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности. 10 сентября 2018 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ «Правительство США одобрило продажу Японии самолетов E-2D Advanced Hawkeye» . 8 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чуанжэнь, Чен (8 марта 2023 г.). «Япония ищет больше E-2D Hawkeyes» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Планируемая замена ДРЛО Е-2С» (Пресс-релиз). Министерство обороны Сингапура (MINDEF) . 23 апреля 2007 года. Архивировано из оригинала 15 октября 2017 года . Проверено 13 июня 2011 г.
- ^ «Первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения Gulfstream 550 RSAF возвращается в Сингапур» (пресс-релиз). МИНДЕФ. 19 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2017 года . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ «Самолет дальнего радиолокационного обнаружения Gulfstream 550 RSAF полностью готов к работе» (пресс-релиз). МИНДЕФ. 13 апреля 2012. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Эгози, Арье (23 марта 2010 г.). «ВВС Израиля демонстрируют парк средств наблюдения G550» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 31 марта 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ROCAF Нортроп Грумман Е-2Т» . taiwanairpower.org . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «Пресс-релиз Агентства по сотрудничеству в области оборонной безопасности. 3 октября 2008 г., получено 14 сентября 2009 г.» (PDF) . осд.мил . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Чен, Пей-хаунг; Као Ю.Л. (9 марта 2013 г.). «Тайвань получил модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения Е-2К» . Фокус Тайвань . Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ "ВМС Индии преследуют авианосец ДРЛО" [ постоянная мертвая ссылка ] Неделя авиации
- ^ "США разрешают самолет Hawkeye E-2D для Индии" . Times of India, 14 сентября 2009 г. Архивировано 22 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Годфри 1977, стр. 9–10.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джексон 2003, с. 687.
- ^ Перейти обратно: а б с Winchester Air International , декабрь 2005 г., с. 47.
- ^ «ВМС США/Корпус морской пехоты БуНос, третья серия (с 150139 по 156169)» . Джо Баугер (JoeBauger.Com). 24 июля 2010. Архивировано из оригинала 8 октября 2010 года . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ВВС мира 2014». Flightglobal Insight. 2014.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ «E-2D Hawkeye: новый АВАКС ВМФ» . Defenseindustrydaily.com. 25 апреля 2022 г. Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ «Военно-морская аэронавтика: три французских «Ястреба» летают вместе» (на французском языке). meretmarine.com. Архивировано из оригинала 30 августа 2018 года . Проверено 30 августа 2018 г.
- ^ Оборона Японии 2022 (Ежегодный официальный документ). стр.53. Министерство обороны Японии
- ^ «ВАВ 113» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «Воздушно-десантная эскадрилья управления (VAW) 115 «Колокола Свободы» » . Официальный сайт ВВС США и Тихоокеанского флота США . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «ВАВ 116» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «ВАВ 117» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «ВАВ 120» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 20 мая 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «История командования» . Официальный сайт Naval Air Force Atlantic (ВМС США) . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ «ВАВ 123» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 1 августа 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «ВАВ 124» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «ВАВ 125» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 20 января 2015 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «ВАВ 126» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 19 января 2015 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «История VX-20История» . .vpnavy.com. Архивировано из оригинала 22 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «Официальный сайт» . НАВВД . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «Официальный сайт» . Эйрлант . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «Официальный сайт» . АИРПАК . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «Израиль использует 707-й самолет в роли ДРЛО» . Flightglobal.com. 20 ноября 1996 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «192-я эскадрилья» . Аэрофлайт . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «Сингапур заявляет о полной готовности G550 AEW» . Flightglobal.com. 17 апреля 2012. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «Аэродром Сент-Огастин, Флорида» . uscg.mil. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «ВАВ 112» . военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Грумман Е-2 (Соколиный глаз)» . Уголок любителей авиации . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Ньяа, Джон. «Е2-С 161227» . Midwaysaircraft.org . Архивировано из оригинала 12 июля 2004 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «Музей ВВС» . Министерство обороны Сингапура . Архивировано из оригинала 6 июля 2015 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ Петти, Дэн. «ВМС США - Подборка фактов: самолет дальнего обнаружения и управления E-2 Hawkeye» . военно-морской флот.мил . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «E-2D_Сборник рассказов» (PDF) . norrropgrumman.com . Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Джексон 2003, стр. 688–689.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Гади, Франц-Стефан. «Япония принимает первый усовершенствованный самолет E-2D Hawkeye» . thediplomat.com . Дипломат. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 5 июня 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дональд, Дэвид, изд. «Е-2 Соколиный глаз». Боевые самолеты флота . ЭРТайм, 2004. ISBN 1-880588-81-1 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN 978-1-904687-84-9 .
- Годфри, Дэвид WH «Соколиный глаз: новое измерение в тактической войне». Air International , январь 1977 г., том 12, № 1. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 7–13, 42–44.
- Джексон, Марк. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 2003. ISBN 0-7106-2537-5 .
- Нойбек, Кен. E-2 Прогулка Соколиного Глаза . Публикации эскадрильи / сигнала, 2008 г. ISBN 0-89747-555-0 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс . Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1976 г. ISBN 0-370-10054-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
- Винчестер, Джим. «Развития Е-2 Соколиного Глаза». Air International , декабрь 2005 г., том 69, № 6. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 46–49.
- Винчестер, Джим, изд. Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Файл фактов E-2. Архивировано 19 октября 2016 г. на Wayback Machine и на странице истории E-2C Hawkeye на сайте ВМС США. Архивировано 6 августа 2006 г. на Wayback Machine.
- E-2D Hawkeye: новый комплекс АВАКС ВМФ на сайте Defense Industry Daily
- «Northrop Grumman E-2D Advanced Hawkeye завершил первый полет», Northrop Grumman, 3 августа 2007 г.
- Галерея фотографий французского E-2C Hawkeye на NetMarine.net (на французском языке)
- Страница Taiwan Air Power E-2T. Архивировано 7 марта 2016 г. на Wayback Machine.