Боинг Е-3 Сентри
Е-3 Часовой | |
---|---|
E-3 Sentry ВВС США. | |
Роль | Бортовое раннее предупреждение и контроль (AEW&C) |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Боинг Оборона, космос и безопасность |
Первый полет | EC-137D: 9 февраля 1972 г. Е-3: 25 мая 1976 г. [1] |
Введение | Март 1977 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС США НАТО Королевские ВВС (в отставке) Королевские ВВС Саудовской Аравии |
Произведено | 1977–1992 |
Количество построенных | 68 |
Разработано на основе | Боинг 707 |
Boeing E-3 Sentry — американский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AEW&C), разработанный компанией Boeing . E-3 широко известны как AWACS (бортовая система предупреждения и управления). Созданный на базе авиалайнера Boeing 707 , он обеспечивает всепогодное наблюдение, командование, контроль и связь и используется ВВС США , НАТО , ВВС Франции , Королевскими ВВС Саудовской Аравии и ВВС Чили . E-3 имеет характерный вращающийся радарный купол (ротодом) над фюзеляжем. Производство закончилось в 1992 году после того, как было построено 68 самолетов.
В середине 1960-х годов ВВС США (USAF) искали самолет для замены своего поршневого двигателя Lockheed EC-121 Warning Star , находившегося на вооружении более десяти лет. После заключения предварительных контрактов на разработку с тремя компаниями ВВС США выбрали компанию Boeing для строительства двух планеров для испытаний Westinghouse Electric и Hughes конкурирующих радаров . Оба радара использовали импульсно-доплеровскую технологию , причем победителем контракта стала разработка Westinghouse. Испытания первого серийного Е-3 начались в октябре 1975 года.
Первый E-3 ВВС США был поставлен в марте 1977 года, а в течение следующих семи лет было изготовлено в общей сложности 34 самолета. E-3 также были закуплены НАТО (18), Великобританией (7), Францией (4) и Саудовской Аравией (5). В 1991 году, когда был поставлен последний самолет, E-3 участвовали в войне в Персидском заливе , сыграв решающую роль в направлении авиации коалиции против иракских войск.
Этот самолет также был последним из производных Boeing 707 после 34 лет непрерывного производства. Возможности самолета поддерживались и расширялись за счет многочисленных модернизаций. В 1996 году подразделение Defense & Electronic Systems компании Westinghouse Electric было приобретено корпорацией Northrop, а затем переименовано в Northrop Grumman Mission Systems, которое в настоящее время поддерживает радар E-3. В апреле 2022 года ВВС США объявили, что Boeing E-7 должен заменить E-3 начиная с 2027 года. [2]
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1963 году ВВС США запросили предложения по бортовой системе предупреждения и управления (АВАКС) для замены своих предупреждающих звезд EC-121 , которые выполняли функцию бортового раннего предупреждения более десяти лет. [3] Новый самолет будет использовать преимущества усовершенствований в радиолокационных технологиях, а также компьютерного анализа и обработки радиолокационных данных. Эти разработки позволили бортовым радарам « смотреть вниз », то есть обнаруживать движение низколетящих самолетов и различать, даже над сушей, движения самолетов-мишеней; раньше это было невозможно из-за невозможности отличить путь самолета от наземных помех . [4] Контракты были заключены с компаниями Boeing, Douglas и Lockheed , последняя была ликвидирована в июле 1966 года. В 1967 году была запущена параллельная программа по разработке радара, в которой Westinghouse Electric Corporation и Hughes Aircraft предложили конкурировать в производстве радиолокационной системы. . В 1968 году во время опытно-конструкторских испытаний модифицированного EC-121Q она называлась Overland Radar Technology (ORT). [5] [6] Радарная антенна Westinghouse должна была использоваться той компанией, которая выиграет соревнование по радарам, поскольку компания Westinghouse была пионером в разработке мощных фазовращателей радиочастот (РЧ), которые используются как для фокусировки радиочастотного излучения в карандашный луч, так и для электронного сканирования. для определения высоты.
Первоначально Boeing предложил специально построенный самолет, но испытания показали, что он не превзойдет уже работающий 707, поэтому вместо него был выбран последний. Для повышения выносливости эта конструкция должна была оснащаться восемью двигателями General Electric TF34 . Радар будет размещен во вращающемся куполе, установленном в верхней части хвостового оперения, над фюзеляжем. [4] [7] В июле 1970 года компания Boeing была выбрана раньше предложения McDonnell Douglas на базе DC-8. Первоначальные заказы были размещены на два самолета, получивших обозначение EC-137D, в качестве испытательных стендов для оценки двух конкурирующих радаров. Поскольку испытательным стендам не требовалась такая же 14-часовая выносливость, которая требовалась от серийных самолетов, на EC-137 остались коммерческие двигатели Pratt & Whitney JT3D , а более позднее снижение требований к выносливости привело к сохранению двигателей JT3D в производстве. [6] [8]
Первый EC-137 совершил свой первый полет 9 февраля 1972 года, а полет между двумя радарами состоялся с марта по июль того же года. [5] Положительные результаты испытаний привели к выбору радара Westinghouse для серийного самолета. [9] Первоначально считалось, что радар Хьюза будет определенным победителем из-за связанной с ним разработки радара APG-63 для нового F-15 Eagle . В радаре Вестингауза использовалось конвейерное быстрое преобразование Фурье (БПФ) для цифрового разрешения 128 доплеровских частот, а в радарах Хьюза использовались аналоговые фильтры, основанные на конструкции F-15. Команда инженеров Вестингауза выиграла это соревнование, используя программируемый 18- битный компьютер, программное обеспечение которого можно было модифицировать перед каждой миссией. Этот компьютер представлял собой конструкцию AN/AYK-8 из программы B-57G и получил обозначение AYK-8-EP1 из-за значительно расширенной памяти. Этот радар также мультиплексировал загоризонтный импульсный режим (BTH), который мог дополнять режим импульсно- доплеровского радара . Это оказалось полезным, особенно когда режим BTH используется для обнаружения кораблей в море, когда луч радара направлен ниже горизонта. [10]
Полномасштабная разработка
[ редактировать ]26 января 1973 года было дано одобрение на полномасштабную разработку системы АВАКС. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие систем самолета, были размещены заказы на три предсерийных самолета, первый из которых совершил свой первый полет в феврале 1975 года. Для разработки программного компьютера и системы отображения были выбраны компании IBM и Hazeltine. Компьютер IBM получил обозначение 4PI, а программное обеспечение было написано на JOVIAL . Оператор полуавтоматического наземного управления (SAGE) или резервного управления перехватчиком (BUIC) сразу освоится с отображением пути и табличным отображением, но различия в символике могут создать проблемы совместимости в тактических наземных радиолокационных системах в Исландии , материковой Европе. и Южная Корея по каналу Link-11 (TADIL-A) . В 1977 году Иран разместил заказ на десять E-3, однако этот заказ был отменен после иранской революции .
Проектирование, испытания и оценка первого E-3 Sentry начались в октябре 1975 года. С 1977 по 1992 год было построено в общей сложности 68 E-3. [11] [12] [13]
Будущий статус
[ редактировать ]Поскольку Boeing 707 больше не производится, пакет задач E-3 был установлен на Boeing E-767 для Сил воздушной самообороны Японии . E -10 MC2A должен был заменить ВВС США E-3 — наряду с RC-135 и E-8 Joint STARS , но программа была отменена Министерством обороны .
НАТО намерена продлить оперативный статус своих систем АВАКС до 2035 года, когда они будут заменены программой Альянса по будущему наблюдению и контролю (AFSC). [14] [15] Королевские ВВС (RAF) решили ограничить инвестиции в свой парк E-3D в начале 2000-х годов, перенаправив средства на модернизацию Sentry на программу замены. [16] 22 марта 2019 года министр обороны Великобритании объявил о контракте на сумму 1,98 миллиарда долларов (~ 2,33 миллиарда долларов в 2023 году) на покупку пяти E-7 Wedgetails . [17] ВВС США намерены вывести из эксплуатации 15 из 31 Е-3 и приобрести Е-7. [18]
31 марта 2023 года ВВС США впервые сняли с вооружения E-3. [19]
Дизайн
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Планер E-3 Sentry представляет собой модифицированную модель Boeing 707-320B Advanced . Модификации включают вращающийся купол радара ( ротодом ), повышенное давление гидравлики с 241 до 345 бар (3500–5000 фунтов на квадратный дюйм) для привода роторного купола, [21] одноточечная наземная дозаправка, дозаправка в воздухе, а также аварийный туннель или парашют. Второй аварийный парашют был удален, чтобы сократить расходы на монтаж. [22]
E-3 ВВС США и НАТО имеют дальность полета без дозаправки 7400 км (4600 миль) или 8 часов полета. [ нужна ссылка ] Новые версии E-3, купленные Францией, Саудовской Аравией и Великобританией, оснащены новыми турбовентиляторными двигателями CFM56-2 и могут летать около 11 часов или более 9250 км (5750 миль). [23] Дальность действия Sentry и время нахождения на станции можно увеличить за счет дозаправки в воздухе , а экипажи могут работать посменно, используя бортовую зону отдыха и питания экипажа. Самолет оборудован одним туалетом в хвостовой части и писсуаром за кабиной. Саудовские E-3 поставлялись с дополнительным туалетом в кормовой части. [11] [12]
При развертывании E-3 контролирует заданный участок поля боя и предоставляет командующим воздушными операциями информацию для получения и поддержания контроля над боем; В качестве средства противовоздушной обороны Е-3 могут обнаруживать, идентифицировать и отслеживать воздушные силы противника вдали от границ США или стран НАТО, а также направлять самолеты-перехватчики к этим целям. [11] При поддержке операций «воздух-земля» E-3 может предоставлять прямую информацию, необходимую для перехвата, разведки, переброски по воздуху и непосредственной воздушной поддержки дружественных наземным войскам. [11]
Авионика
[ редактировать ]Негерметичный роторный купол имеет диаметр 30 футов (9,1 м), толщину 6 футов (1,8 м) в центре и удерживается на высоте 11 футов (3,4 м) над фюзеляжем с помощью двух стоек. [11] Он наклонен вперед, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление, что снижает его негативное влияние на взлет и выносливость. радара и вторичного обзорного радара антенн Этот наклон корректируется электронно с помощью фазовращателей . Ротодом использует отбираемый воздух , внешние охлаждающие двери и фторуглерода охлаждающую пластину на основе для поддержания температуры электронного и механического оборудования. Антенная система с гидравлическим поворотом позволяет использовать AN/APY-1 и AN/APY-2. с пассивной решеткой с электронным сканированием радиолокационные системы [ нужна ссылка ] для обеспечения наблюдения от поверхности Земли до стратосферы , над сушей или водой.
Другими основными подсистемами E-3 Sentry являются навигация, связь и компьютеры. 14 консолей отображают на экранах обработанные компьютером данные в графическом и табличном формате. Его операторы выполняют функции наблюдения, идентификации, управления вооружением, управления боем и связи. [11] Данные могут передаваться в режиме реального времени в любой крупный центр управления и контроля в тыловых районах или на борту кораблей. Во время кризиса данные также могут быть переданы Национальному командованию в США через RC-135 или авианосцев . оперативные группы [11]
Электрические генераторы, установленные в каждом из четырех двигателей Е-3, вырабатывают 1 мегаватт электроэнергии, необходимой для работы радаров и электроники самолета. [ нужна ссылка ] Его импульсно-доплеровский радар имеет дальность действия более 250 миль (400 км) для низколетящих целей на рабочей высоте, а импульсный радар (BTH) имеет дальность действия примерно 400 миль (650 км) для самолетов, летающих на средних высотах. на большие высоты. Радар в сочетании с радаром вторичного наблюдения (SSR) и средствами электронной поддержки (ESM) обеспечивает возможность наблюдения вниз , для обнаружения, идентификации и отслеживания низколетящих самолетов, одновременно устраняя отражения от наземных помех. [11] [12] [24]
Обновления
[ редактировать ]В период с 1987 по 2001 год самолеты ВВС США E-3 были модернизированы в рамках «Программы модификации Block 30/35». [ нужна ссылка ] Улучшения включали:
- Установка ESM и возможностей электронного наблюдения как для активных, так и для пассивных средств обнаружения.
- (JTIDS) класса 2H Установка совместной системы распространения тактической информации , которая обеспечивает быструю и безопасную связь для передачи информации, включая позиции целей и идентификационные данные, на другие дружественные платформы. Эта модернизированная система позволила Link 16 добавить возможность военно-тактического канала передачи данных как часть модернизации Block 30/35. Предыдущие версии E-3 (стандарт НАТО/США и 20/25) имели систему JTIDS класса 1 (Hughes), которая не поддерживала Link 16 .
- глобальной системы позиционирования (GPS). Была добавлена возможность
- Бортовые компьютеры и программное обеспечение были переработаны для поддержки JTIDS Class 2H, Link 16 , новых систем ESM и возможности будущих усовершенствований. [ нужна ссылка ]
РСИП
[ редактировать ]Программа улучшения радиолокационной системы (RSIP) была совместной программой развития США и НАТО. [11] РЛС Е-3 RSIP расширяет эксплуатационные возможности радиолокационного противодействия , а также повышает надежность, ремонтопригодность и доступность системы. [11] По сути, эта программа заменила старые электронные компоненты транзисторно-транзисторной логики (TTL) и логики с эмиттерной связью (MECL), давно снятые с производства, на готовые компьютеры, использовался язык программирования высокого уровня в которых вместо ассемблера . язык . Значительное улучшение произошло за счет добавления сжатия импульса в импульсно-допплеровский режим. [10] Эти аппаратные и программные модификации улучшают характеристики радаров E-3, обеспечивая улучшенное обнаружение с упором на цели с малой ЭПР . [11]
ВВС Великобритании также присоединились к ВВС США, добавив RSIP для модернизации радаров E-3. Модернизация эскадрилий Е-3 была завершена в декабре 2000 года. Одновременно с модернизацией RSIP была установлена система глобального позиционирования / инерциальные навигационные системы, что повысило точность позиционирования. В 2002 году компания Boeing получила контракт на добавление RSIP к небольшой французской эскадрилье АВАКС. Монтаж завершен в 2006 году. [11] [25] Саудовская Аравия начала модернизацию RSIP в 2013 году; первый самолет модернизируется компанией Boeing в Сиэтле, а четыре оставшихся самолета модернизируются в Эр-Рияде в период с 2014 по 2016 год. [ нужна ссылка ]
Среднесрочная программа НАТО
[ редактировать ]В период с 2000 по 2008 год НАТО модернизировало свои самолеты E-3 до стандарта Среднесрочной программы (MTP). Это включало технические обновления и полную интеграцию мультисенсорных систем. [26]
ДРАКОН
[ редактировать ]В 2009 году ВВС США в сотрудничестве с НАТО приступили к крупной программе модернизации авионики кабины экипажа, чтобы обеспечить соответствие мировым требованиям в отношении воздушного пространства. Программа под названием DRAGON (замена DMS авионики для глобальной эксплуатации и навигации) была передана компаниям Boeing и Rockwell Collins в 2010 году. Используя их систему управления полетом Flight2 (FMS), почти вся авионика была заменена на более современное цифровое оборудование. от Роквелла Коллинза. Основные обновления включают систему цифрового аудиораспределения, Mode-5/ ADS-B транспондер , каналы передачи данных Inmarsat и VDL, а также систему информирования о местности и предупреждения (TAWS). Центральное оборудование кабины экипажа состоит из пяти цветных графических дисплеев 6x8 и двух цветных CDU. DRAGON заложил основу для последующих обновлений, включая GPS M-Code, Iridium ATC и автопилот. Производство USAF DRAGON началось в 2018 году. [27]
Блок 40/45 ВВС США
[ редактировать ]В 2014 году ВВС США начали модернизацию блоков 30/35 E-3B/C в блоки 40/45 E-3G. В результате этого обновления основной бортовой компьютер заменяется системой на базе Red Hat Linux , а также заменяется операционная система, подобная DOS 2.0, на систему, подобную Windows 95 , на рабочих станциях операторов. [28] В 2016 году трехнедельное испытание на уязвимость кибербезопасности показало, что блок 40/45 и поддерживающее его наземное оборудование были уязвимы для киберугроз и, таким образом, были признаны «нежизнеспособными». [29] Это привело к задержке примерно на два года. [30] Планируется, что к концу 2020 финансового года двадцать четыре самолета E-3 завершат модернизацию до уровня 40/45 , а семь самолетов будут выведены из эксплуатации, чтобы сэкономить затраты на модернизацию и собрать снятые с производства компоненты. [31]
Окончательная программа продления срока службы НАТО
[ редактировать ]НАТО намерена продлить эксплуатационный статус своих систем АВАКС до 2035 года путем значительной модернизации четырнадцати самолетов в рамках программы окончательного продления срока службы (FLEP) в период с 2019 по 2026 год. [14] Модернизации включают в себя увеличение емкости данных, расширение полосы пропускания для спутниковой связи, новое оборудование шифрования, новые радиостанции HAVE QUICK , обновленное программное обеспечение для вычислений и новые консоли оператора. Вспомогательные наземные системы (центр подготовки миссий и система планирования и оценки миссий) также будут модернизированы до последнего стандарта. Агентство НАТО по управлению программой раннего предупреждения и контроля с воздуха (NAPMA) является органом по подготовке и реализации FLEP. ФЛЕП будет совмещен со стандартным плановым техническим обслуживанием высшего звена. [32]
Операционная история
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]В марте 1977 года 552-е воздушно-десантное крыло предупреждения и управления получило первый самолет Е-3 на авиабазе Тинкер , Оклахома . [11] 34-й и последний Sentry ВВС США был доставлен в июне 1984 года. [33] Всего на вооружении ВВС США находятся тридцать самолетов E-3. Двадцать шесть размещены на авиабазе Тинкер и принадлежат Боевому воздушному командованию (ACC). Четыре из них приписаны к Тихоокеанским ВВС (PACAF) и дислоцируются на авиабазе Кадена , Окинава, и авиабазе Эльмендорф , Аляска. Один самолет (ТС-3) был передан компании Boeing для испытаний и разработки (списан в июне 2012 г.). [11]
Самолеты E-3 Sentry были одними из первых, кто был задействован во время операции «Щит пустыни» , где они установили радарный экран для наблюдения за иракскими силами. Во время операции «Буря в пустыне» E-3 совершили 379 вылетов и провели на станции 5052 часа. [34] Возможности сбора данных с помощью радара и компьютерных подсистем Е-3 позволили впервые записать всю воздушную войну. [ нужна ссылка ] Помимо предоставления высшему руководству срочной информации о действиях сил противника, диспетчеры E-3 участвовали в 38 из 41 поражения в воздухе, зафиксированного во время конфликта. [11] [34]
Системы АВАКС НАТО, Великобритании, Франции и ВВС США сыграли важную роль в воздушной кампании против Сербии и Черногории в бывшей республике Союзная Республика Югославия . С марта по июнь 1999 года самолеты участвовали в бомбардировках НАТО Югославии (операция Allied Force), направляя ударные самолеты и самолеты ПВО союзников к целям и обратно. [35] Более 1000 самолетов, действовавших с баз в Германии и Италии, приняли участие в воздушной кампании, целью которой было уничтожение югославской противовоздушной обороны и важных целей, таких как мосты через реку Дунай , заводы, электростанции, телекоммуникационные объекты и военные объекты.
18 ноября 2015 года E-3G был переброшен на Ближний Восток для выполнения боевых вылетов в поддержку операции «Непоколебимая решимость» против ИГИЛ, что ознаменовало первое боевое развертывание модернизированного самолета Block 40/45. [36]
Великобритания
[ редактировать ]В феврале 1987 года Великобритания и Франция заказали самолет E-3 в рамках совместного проекта, поставки которого начались в 1991 году. [37] Британское требование возникло в связи с отменой проекта BAE Nimrod AEW3 . Британские E-3D внесли свой вклад в состав Воздушно-десантных сил раннего предупреждения и управления НАТО (NAEWCF), получив большую часть своих задач непосредственно от НАТО. Тем не менее, E-3D RAF оставались с экипажем из Великобритании и могли выполнять независимые национальные задачи.
В 2009 году Великобритания фактически ограничила срок службы парка E-3D, отказавшись от финансирования модернизации проекта Eagle, которая должна была привести к его модернизации в соответствии со стандартом USAF Block 40/45. [38] [39] AirForces Monthly сообщил, что к декабрю 2020 года одновременно в эксплуатации было всего два самолета. [38] В Стратегическом обзоре обороны и безопасности за 2015 год было объявлено о намерении сохранить парк E-3D до 2035 года, однако в марте 2019 года Министерство обороны объявило, что E-3D будут заменены пятью E-7 Wedgetails с 2023 года. [40] [41] Великобритании Контракт на сумму 1,51 миллиарда фунтов стерлингов был заключен с компанией Boeing без проведения конкурентной процедуры закупок. Это решение подверглось критике как со стороны конкурентов Boeing, так и со стороны Специального комитета Министерства обороны . [38] [42] Комплексный обзор обороны 2021 года подтвердил сокращение заказа на три самолета. [43] 27 января 2015 года ВВС Великобритании развернули E-3D Sentry на Кипре для поддержки авиаударов коалиции под руководством США против боевиков Исламского государства в Ираке и Сирии. [44] Последний боевой полет RAF E3 Sentry состоялся в июле 2021 года, после чего Sentry впоследствии был выведен из эксплуатации. [45]
Франция
[ редактировать ]В феврале 1987 года Великобритания и Франция заказали самолет E-3 в рамках совместного проекта, поставки которого начались в 1991 году. [37] Франция эксплуатирует свои самолеты E-3F независимо от НАТО. [46] Франция эксплуатирует четыре самолета, все они оснащены новейшими двигателями CFM56-2. [12]
В начале 2024 года появились сообщения о том, что Франция ищет шведский Saab GlobalEye для замены своих самолетов ДРЛО. [47]
Чили
[ редактировать ]Три самолета Boeing E-3D Sentry (Sentry AEW.1), приобретенные подержанными в Великобритании в сентябре 2021 года, прибыли в Чили в июле 2022 года; Подразделения ZH103 и ZH106 присоединятся к «Авиационной группе № 10» 2-й авиационной бригады. Сообщается, что другой E-3D будет использоваться в качестве источника запасных частей. [48] [49]
НАТО
[ редактировать ]НАТО приобрело 18 самолетов E-3A и вспомогательное оборудование, первый самолет был поставлен в январе 1982 года. [50] Самолеты зарегистрированы в Люксембурге . Восемнадцать E-3 эксплуатировались 1-й, 2-й и 3-й эскадрильями компонента E-3 НАТО, базирующегося на авиабазе НАТО Гайленкирхен . [50]
НАТО E-3 участвовали в операции Eagle Assist после атак 11 сентября на башни Всемирного торгового центра и Пентагона. [51] E-3 НАТО и RAF участвовали в военной интервенции в Ливии . [52]
С января 2011 по сентябрь 2014 года самолеты НАТО E-3 были развернуты в международном аэропорту Мазари-Шариф в Афганистане в рамках Международных сил содействия безопасности миссии НАТО (ISAF). Самолеты использовались для управления воздушным движением военной авиации над страной, а также наблюдения и тактического управления дружественной авиацией. Во время миссии в Афганистане самолеты НАТО E-3 совершили 1240 вылетов и налетали 12 240 часов. [53] [54]
В настоящее время на вооружении находятся 14 НАТО E-3A, поскольку один E-3 погиб в результате крушения, а три были выведены из эксплуатации в 2015, 2017 и 2018 годах. [33] [55] [56] [57] Первый должен был пройти шестилетний цикл проверки технического обслуживания уровня депо (DLM), которая была бы очень дорогостоящей. В результате «Проекта вывода из эксплуатации 449» были восстановлены критически важные части на сумму более 40 миллионов долларов, которые будут использованы для поддержки оставшихся действующих самолетов. Некоторые детали, подлежащие снятию, больше не продаются на рынке или стали очень дорогими. [58] [59]
Варианты
[ редактировать ]- ЕС-137Д
- 2 прототипа самолета ДРЛО с двигателями JT3D, один из которых оснащен радаром Westinghouse Electric, а другой - радаром Hughes Aircraft Company. Оба переоборудованы под стандарт Е-3А с двигателями TF33.
- Е-3А
- Серийные самолеты с двигателями TF33 и радаром AN/APY-1, 24 построены для ВВС США (позже преобразованы в стандарт E-3B), всего заказано 34, но последние 9 построены как E-3C. [60] Еще один самолет сохранен компанией Boeing для испытаний. [60] 18 построено для НАТО с двигателями TF33 и 5 для Саудовской Аравии с двигателями CFM56. [60]
- КЭ-3А
- Это не самолеты ДРЛОиУ, а танкеры с двигателем CFM56 на базе конструкции Е-3. 8 были проданы Саудовской Аравии. [60]
- РЭ-3А
- Три планера КЕ-3 поставлены как стратегические разведывательные самолеты с двигателями CFM56. Системы и внешний вид аналогичны платформе ВВС США RC-135V/W Rivet Joint . По крайней мере, один из RE-3A получил удлиненный «свиной нос», как у RC-135. [ нужна ссылка ]
- Е-3Б
- Модификация USAF Block 30. Е-3А с доработками, 24 переоборудования. [60]
- Е-3С
- Модификация USAF Block 35. Серийный самолет с радаром AN/APY-2, дополнительными электронными консолями и усовершенствованиями системы, построено десять. [ нужна ссылка ]
- ДЖЕ-3С
- Один самолет E-3A, использованный Boeing для испытаний, позже был переименован в E-3C. [60]
- Э-3D
- Серийный самолет для ВВС Великобритании по стандарту E-3C с двигателями CFM56 и британской модификацией, получившей обозначение Sentry AEW.1 , построено 7 штук. [60] Модификации включали добавление зонда для дозаправки рядом с существующим приемником AAR стрелы, двигателей CFM-56, блоков ESM на законцовках крыла, расширенных возможностей морского наблюдения (MSC), предлагающих обработку морского сканирования (MSSP), JTIDS и радиостанций Havequick 2. [ нужна ссылка ]
- Е-3Ф
- Серийные самолеты для ВВС Франции стандарта E-3C с двигателями CFM56 и французскими модификациями, построено 4 штуки. [60]
- Е-3G
- Модификация USAF Block 40/45. [ нужна ссылка ] Включает обновления аппаратного и программного обеспечения для улучшения связи, вычислительной мощности компьютера, отслеживания угроз и т. д., а также автоматизирует некоторые функции, которые ранее выполнялись вручную. Начальная работоспособность (IOC) объявлена в июле 2014 года. [61] Модификация E-3G(II) Block 40/45, включающая модификацию стеклянной кабины, уменьшающую численность экипажа на одного, и добавляющую новый комплект авионики. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- Чили
- Чилийские ВВС три снятых с вооружения самолета E-3D Sentry приобрели у Королевских ВВС . [62] [63] [64]
- 36-я воздушно-десантная эскадрилья обнаружения и управления «Берри» (36-я воздушно-десантная эскадрилья обнаружения и управления «Берри») базируется на авиабазе Аворд . [65] [66]
- НАТО
- Закуплено 18 ДРЛО Е-3 — 1 списан в Греции , 3 выведены из эксплуатации. В основном они отвечают за мониторинг воздушного пространства НАТО в Европе, но также были развернуты за пределами этого региона в поддержку обязательств НАТО. [67] 20 многонациональных экипажей [68] Их предоставляют 15 из 31 государства-члена НАТО. [69]
- Воздушно-десантные силы раннего предупреждения и управления НАТО – компонент E-3A. [70] Базируется в Гайленкирхене (Германия), с передовыми оперативными базами в Конье (Турция), Превезе/Актионе (Греция) и Трапани/Бирги (Италия), а также передовым оперативным пунктом в Орланде (Норвегия). [71] [72]
- Саудовская Аравия
- В 1983 году Королевские ВВС Саудовской Аравии приобрели пять самолетов E-3A. [77] В 2004 году начались модификации танкеров-заправщиков КЕ-3А в самолеты радиотехнической разведки РЭ-3. [78] [ нужно обновить ]
- Номер РСАФ. 6 крыло ( авиабаза принца Султана - Аль Хардж ) [79]
- Восемнадцатая эскадрилья ( аль-Сараб аль-Тсамин Эшр - 18-я эскадрилья)
- 19-я эскадрилья - RE-3A/B (а также Beechcraft 350ER-ISR )
- 23-я эскадрилья - КЕ-3А
- Соединенные Штаты
- в ВВС США имеется 21 действующий самолет E-3. По состоянию на июнь 2024 года [80]
- Тактическое авиационное командование 1976–1992 гг.
- Боевое командование авиации , 1992 – настоящее время.
- 960-я воздушно-десантная эскадрилья , 2001 – настоящее время ( NAS Keflavik , Исландия , 1979–1992)
- 963-я воздушно-десантная эскадрилья управления , 1976 – настоящее время
- 964-я воздушно-десантная эскадрилья , 1977 – настоящее время.
- 965-я воздушно-десантная эскадрилья 1978–1979, 1984 – настоящее время.
- 966-я воздушно-десантная эскадрилья управления , 1976 – настоящее время.
- 380-е воздушное экспедиционное крыло, 2002 – настоящее время Авиабаза Аль-Дафра , Объединенные Арабские Эмираты.
- 968-я экспедиционная воздушно-десантная эскадрилья управления , 2013 – настоящее время ( авиабаза Тумрайт , Оман , 2002–2003) [81]
- Командование резерва ВВС
- 513-я группа управления воздушным движением (сотрудник) - авиабаза Тинкер, Оклахома
- 970-я воздушно-десантная эскадрилья управления с 1996 г. по настоящее время (только личный состав, самолеты, предоставленные в аренду расположенным рядом 552-м ACW по мере необходимости) [82]
- 413-я летно-испытательная группа - авиабаза Робинс, Джорджия
- 10-я летно-испытательная эскадрилья - авиабаза Тинкер, Оклахома, 1994 г. – настоящее время. [83]
- Тихоокеанские ВВС
- 962-я воздушно-десантная эскадрилья управления, 1986 – настоящее время
- 18-е крыло – Кадена AB , Япония
- 961-я воздушно-десантная эскадрилья управления , 1979 – настоящее время.
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Великобритания
- К октябрю 1987 года Королевские ВВС закупили семь E-3D, получивших обозначение Sentry AEW.1 на британской службе. [50] [84] По состоянию на декабрь 2020 года в строю оставалось только три после того, как один был выведен из эксплуатации в 2009 году для использования в качестве запасных, два были выведены из эксплуатации в марте 2019 года и еще один - в январе 2020 года. [85] [86] Флоту была присвоена дата вывода из эксплуатации (OSD) - декабрь 2022 года. [87] Они сформировали компонент E-3D Воздушно-десантных сил раннего предупреждения и управления НАТО. [88] Однако эта дата была ускорена в соответствии с оборонной проверкой 2021 года, и самолет совершил свой последний полет на вооружении Великобритании в августе 2021 года. [89]
- Королевские ВВС Уоддингтон , Линкольншир , Англия
- № 8-я эскадрилья [90] (1991–2021)
- 23-я эскадрилья (1996–2009) [91]
- 54-я эскадрилья (оперативное переоборудование 2005–?) [90]
- 56-я эскадрилья (Отдел оперативной оценки, 2008–?) [90]
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]E-3 попали в три аварии с потерей корпуса, а одна антенна радара была разрушена во время разработки RSIP (см. Фото в разделе «Авионика»).
- 22 сентября 1995 года самолет E-3 Sentry ВВС США (позывной Yukla 27, серийный номер 77-0354) разбился вскоре после взлета с авиабазы Эльмендорф на Аляске. У самолета отключились оба левых двигателя после того, как во время взлета он проглотил несколько канадских гусей . Самолет упал примерно в 2 милях (3,2 км) к северо-востоку от взлетно-посадочной полосы, в результате чего погибли все 24 члена экипажа, находившиеся на борту. [92] [93]
- 14 июля 1996 года самолет E-3 Sentry НАТО (бортовой номер LX-N90457) вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в морскую дамбу в аэропорту Превеза-Актион в Греции, когда пилот попытался прервать взлет, ошибочно полагая, что самолет получил травму. столкновение птиц. Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в волнолом, где и остановился. Пострадавших нет, самолет списали. Следователи не смогли найти никаких доказательств того, что произошло столкновение с птицей и ее проглатывание. [94]
- 28 августа 2009 года у самолета E-3C Sentry ВВС США (серийный номер 83-0008), участвовавшего в учениях Red Flag на базе ВВС Неллис , штат Невада, при приземлении произошло разрушение носовой части шасси, что привело к возгоранию и повреждению самолета за его пределами. ремонт. Все 32 члена экипажа благополучно эвакуировались. [95]
Технические характеристики (ВВС США/НАТО)
[ редактировать ]Данные от : E-3 Sentry (АВАКС). [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: Летный состав: 4 человека (командир самолета, пилот, штурман, бортинженер)
- Экипаж миссии: 13–19 человек.
- Длина: 152 фута 11 дюймов (46,61 м)
- Размах крыльев: 145 футов 9 дюймов (44,42 м)
- Высота: 41 фут 4 дюйма (12,60 м)
- Площадь крыла: 3050 кв. футов (283 м 2 ) 2 )
- Пустой вес: 185 000 фунтов (83 915 кг)
- Полная масса: 344 000 фунтов (156 036 кг)
- Максимальный взлетный вес: 347 000 фунтов (157 397 кг)
- Силовая установка: 4 Pratt and Whitney TF33-PW-100A турбовентиляторных двигателя с тягой 21 500 фунтов силы (96 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 461 узел (531 миль в час, 854 км/ч)
- Крейсерская скорость: 310 узлов (360 миль в час, 580 км/ч) оптимальная.
- Дальность: 4000 миль (4600 миль, 7400 км)
- Автономность: более 8 часов без дозаправки
- Практический потолок: минимум 29 000 футов (8 800 м).
Авионика
- Цветной метеорологический радар АН / АПС-133
- Радиолокационная система с пассивной решеткой с электронным сканированием Westinghouse Corporation AN / APY-1 или AN / APY-2
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Боинг СТ-49
- Boeing E-767 - по сути системы E-3 в Boeing 767. планере
- Боинг P-8 Посейдон
- Стратотанкер Boeing KC-135
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бериев А-50
- Бериев А-100
- Боинг 737 AEW&C (E-7 Wedgetail)
- ЭЛ/М-2075
- КДЖ-2000
- Нортроп Грумман Е-2 Соколиный глаз
- Northrop Grumman E-8 Joint STARS
Связанные списки
- Список действующих военных самолетов Соединенного Королевства
- Список действующих военных самолетов США
- Список военной электроники США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Иден и др. 2004, стр. 94.
- ^ «ВВС рассматривают Boeing E-7 как решение для замены возможностей E-3» . ВВС . 26 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Уилсон 1998, с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Иден и др. 2004, с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б «АВАКС поможет преодолеть технологический разрыв» . Воздушный университет. Архивировано из оригинала 27 июня 2004 года . Проверено 14 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 2005, с. 2.
- ^ Симонсен, Эрик (март 2007 г.). «Все еще на страже» (PDF) . Боинг. Архивировано (PDF) из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Тейлор и др. 1976, стр.246
- ^ Дэвис 2005, стр. 5–6.
- ^ Перейти обратно: а б «Радар наблюдения АВАКС» (PDF) . Нортроп Грумман. Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2009 года . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Е-3 SENTRY (ДРЛО)» . ВВС США . 22 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2017 г. Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Бортовая система предупреждения и управления (АВАКС)» . Боинг. Архивировано из оригинала 18 мая 2007 года . Проверено 26 мая 2007 г.
- ^ «45 лет Boeing E-3 Sentry — краткая история ДРЛОиУ —» . 31 мая 2021 г. Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Саммит НАТО в Варшаве, июль 2016 г.
- ^ Уорнс, Алан (декабрь 2020 г.). «Новый взгляд Европы». Ежемесячник ВВС . Стэмфорд: Ключевое издательство.
В более долгосрочной перспективе НАТО ищет преемника системы АВАКС, когда она будет выведена из эксплуатации в 2035 году... программа Альянса по будущему наблюдению и контролю (AFSC).
- ^ Лейк, Джон (декабрь 2020 г.). «Великобритания Wedgetail в опасности?». Ежемесячник ВВС . Ключевое издательство.
Любая реальная возможность продлить срок службы E-3D была потеряна более десяти лет назад, когда предложенная модернизация проекта Eagle была прекращена, а инвестиции в платформу практически прекратились.
- ^ «Wedgetail станет новым радиолокационным самолетом дальнего обнаружения британских ВВС» . Королевские ВВС. 22 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ «ВВС США выбирают Boeing E-7 Wedgetail в качестве замены системы АВАКС» . Пост обороны . 28 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Бихлаяма, Лейинцка (6 апреля 2023 г.). «552-й ACW прощается с первым ДРЛОиУ» . аф.мил . ВВС США . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Уилсон 1998, с. 73.
- ^ Пиотровски, генерал Пит (2014). От обычного летчика до генерала: Тайная война и другие конфликты . Корпорация Xlibris. п. 447. ИСБН 978-1-4931-6186-7 .
- ^ Ганстон, Билл (1985). Иллюстрированная энциклопедия современных военных самолетов мира . Книги для отдыха. ISBN 978-0-517-22477-9 .
- ^ «Бортовая система предупреждения и управления (АВАКС) Boeing E-3» (PDF) . Боинг. Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2006 года . Проверено 22 августа 2011 г.
- ^ «Е-3 Сентри (ДРЛО)» . Федерация американских ученых . 23 апреля 2000 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2011 г. Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ «АВАКС для Великобритании и Франции» . Боинг. Архивировано из оригинала 27 февраля 2007 года . Проверено 26 мая 2007 г.
- ^ «НАТО ищет представителей промышленности для создания преемника своей системы АВАКС E-3A Sentry» . Явная защита . 12 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Программа ДРАКОН по улучшению старения Е-3» . аф.мил . 15 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2018 г. . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Чен, Эрни (1 октября 2017 г.). «Будущее АВАКС: технологический прогресс или технологический пережиток» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года – через Центр технической информации Министерства обороны.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Годовой отчет директора по эксплуатационным испытаниям и оценке за 2016 финансовый год» (PDF) . dote.osd.mil . Декабрь 2016. С. 361–363. Архивировано (PDF) из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ «E-3 AWACS Block 40/45 перенесен на два года» . www.defense-aerospace.com . Архивировано из оригинала 21 октября 2021 года . Проверено 27 ноября 2020 г.
- ^ Boeing E-3G совершает боевой дебют на Ближнем Востоке. Архивировано 20 ноября 2015 г. на Wayback Machine - Flightglobal.com, 19 ноября 2015 г.
- ^ «Самолет RAF E-3D Sentry возвращается в Великобританию из последнего боевого задания» . Королевские ВВС. 5 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «АВАКС США и НАТО» . Боинг. Архивировано из оригинала 14 августа 2011 года . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Веронико и Данн 2004, с. 83.
- ^ «Операции НАТО с 1949 года по настоящее время» (PDF) . НАТО. Архивировано (PDF) из оригинала 20 февраля 2016 года . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Хойзель, Даррен (20 ноября 2015 г.). «Блок E-3 40/45 отправляется на театр боевых действий. Ожидание окончено» . ВВС США. Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «АВАКС для Великобритании и Франции» . Боинг. Архивировано из оригинала 27 марта 2011 года . Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лейк, Джон (декабрь 2020 г.). «Великобритания Wedgetail в опасности?». Ежемесячник ВВС . Стэмфорд, Линкс: Key Publishing Ltd. 75.
- ^ Чутер, Эндрю (8 августа 2017 г.). «Нортроп Грумман получил продление срока поддержки британского сторожевого флота» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Стратегия национальной безопасности и обзор стратегической обороны и безопасности на 2015 год» (PDF) . Правительство Ее Величества. Ноябрь 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 24 ноября 2015 г. Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Чутер, Эндрю (22 марта 2019 г.). «Британия купит самолет Wedgetail за сделку почти на 2 миллиарда долларов» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Хойл, Крейг (4 июля 2018 г.). «Комитет Великобритании выступает против выбора Wedgetail» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Командный документ комплексного обзора Министерства обороны» . GOV.UK. Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Самолет RAF Sentry AEW развертывается для поддержки миссии по борьбе с ИГ. Архивировано 2 февраля 2015 г. на Wayback Machine - Flightglobal.com, 2 февраля 2015 г.
- ^ Эллисон, Джордж (29 сентября 2021 г.). «Британский флот E-3D Sentry уходит в отставку» . ukdefencejournal.org.uk . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ «Технические характеристики E-3 (платформа 707) и мировой парк» . Боинг. Архивировано из оригинала 27 марта 2011 года . Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ «Франция хочет обратиться к шведской Saab GlobalEye для замены своих самолетов АВАКС» . Meta-defense.fr (на французском языке). 30 января 2024 г. . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ «Британский самолет ДРЛО E-3D Sentry будет продан в Чили» . 18 января 2022 года. Архивировано из оригинала 18 января 2022 года . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ «Великобритания подтверждает продажу E-3D Sentry чилийским ВВС» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уилсон 1998, стр. 75.
- ^ «История эскадрильи ТСА» . АВАКС НАТО. Архивировано из оригинала 28 мая 2016 года.
- ^ «НАТО начинает патрулирование воздушного пространства Ливии» . Австралиец . 11 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 г. . Проверено 22 августа 2011 г.
- ^ «Последний АВАКС возвращается домой из Афганистана» . НАТО . 25 сентября 2014 года . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Хойл, Крейг (29 сентября 2014 г.). «НАТО завершает выполнение обязательств по системе АВАКС в Афганистане» . FlightGlobal . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ «Военная безопасность» . Рейс Интернешнл . 4–10 июня 1997 г. с. 44. Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «НАТО выводит из эксплуатации второй E-3A в составе AMARG» . ключевые военные. 15 ноября 2018 года . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ «НАТО E-3A уходит в отставку в 309 AMARG» . дм.аф.мил . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ «Историческое событие – первый самолет НАТО E-3A уходит в отставку» . НАТО. Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «Е-3А НАТО прибывает на авиабазу Дэвис-Монтан» . dvidshub.net . Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Питер 1998, стр. 40–42
- ↑ Ожидание закончилось… E-3 Block 40/45 отправляется на театр боевых действий. Архивировано 20 ноября 2015 г. в Wayback Machine - AF.mil, 18 ноября 2015 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (20 января 2022 г.). «Чили купила у Великобритании три снятых с вооружения самолетов E-3D Sentry Radar: отчеты» . Thedrive.com. Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Великобритания продаст E-3D ВМС США как учебно-тренировочный самолет «Судный день»» . 14 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2022 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ «Британия продает Чили три своих бывших ДРЛОиУ» . 22 января 2022 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Уилсон 1998, стр. 76.
- ^ «Обзор вооруженных сил – Воздушная армия» . Scramble.nl . Архивировано из оригинала 17 марта 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Силы дважды проводили крупномасштабное развертывание за пределами своих европейских баз: в 2001/2002 году (операция Eagle Assist, авиабаза Тинкер - США) и в 2011/2014 году (операция Afghan Assist, база Мазари-Шариф - Афганистан). «ПРЕДШЕДШИЕ ОПЕРАЦИИ» . awacs.nato.int . Архивировано из оригинала 28 апреля 2022 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «КОМПОНЕНТ Е-3А» . awacs.nato.int . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «НАЦИИ-УЧАСТНИКИ» . awacs.nato.int . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 18 марта 2020 г.
Бельгия, Чехия, Дания, Германия, Греция, Венгрия, Италия, ... Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Испания, Турция ... и Соединенные Штаты Америки.
- ^ «Воздушно-десантные силы раннего предупреждения и управления» . awacs.nato.int . Архивировано из оригинала 14 октября 2022 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ «Обзор вооруженных сил – НАТО» . Scramble.nl . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ «ПЕРЕДОВЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ БАЗЫ/МЕСТА» . awacs.nato.int . Архивировано из оригинала 28 апреля 2022 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Организация АВАКС НАТО – Учебно-грузовая эскадрилья (TCA)» . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года.
- ^ «Организация системы АВАКС НАТО - история и обзор первой летной эскадрильи» . Архивировано из оригинала 2 июня 2016 года.
- ^ «Организация системы АВАКС НАТО - история и обзор второй летной эскадрильи» . Архивировано из оригинала 12 июня 2016 года.
- ^ «Организация системы АВАКС НАТО - История и обзор третьей летной эскадрильи» . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года.
- ^ Уилсон 1998, стр. 75–76.
- ^ Spyflight.co.uk, Boeing. Архивировано 10 июля 2022 г. на Wayback Machine , по состоянию на 2 октября 2021 г.
- ^ «Обзор вооруженных сил – Королевские ВВС Саудовской Аравии» . Scramble.nl . Архивировано из оригинала 16 октября 2018 года . Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . п. 33. Архивировано из оригинала 13 июня 2024 года . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ «Информационные бюллетени: 968-я экспедиционная воздушно-десантная эскадрилья управления (ACC)» . www.afhra.af.mil . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ Международный институт стратегических исследований (2018). Военный баланс . Рутледж. п. 64. ИСБН 978-1857439557 .
- ^ «Обзор вооруженных сил – ВВС США – Конус – Центральный» . Scramble.nl . Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ «Сторожевой AEW1 (Е-3D)» . РАФ.мод. Архивировано из оригинала 5 августа 2021 года . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ «Великобританский сторожевой флот сократился вдвое менее чем за 12 месяцев» . Ключ.Аэро. 14 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ «Wedgetail станет новым радиолокационным самолетом дальнего обнаружения британских ВВС» . Королевские ВВС. 22 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «Министерство обороны: План оснащения на 2019–2029 годы» (PDF) . Национальное контрольно-ревизионное управление. 27 февраля 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 16 марта 2022 г. . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Компонент E-3d» . awacs.nato.int . Архивировано из оригинала 29 апреля 2022 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «RAF E-3D Sentry возвращается в Уоддингтон после последней миссии» . 4 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 27 января 2022 года . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Э-3Д» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «23-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 14 января 2011 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «Расшифровка CVR Boeing E-3 ВВС США, Юкла, 27–22 сентября 1995 г.» . Сеть авиационной безопасности . 16 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2011 г. Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ «Юкла 27» . Ассоциация воздушного раннего предупреждения. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года . Проверено 22 августа 2011 г.
- ^ Рантер, Харро. «ASN Авиационная катастрофа Boeing E-3A Sentry (707-300B) LX-N90457 Аэропорт Превеза-Актион (PVK)» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Рэми, Чарльз (31 августа 2009 г.). «Е-3 поврежден при посадке на авиабазе Неллис» . Командование воздушного боя . Архивировано из оригинала 27 октября 2021 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
Библиография
- Дэвис, Эд. «Происхождение АВАКС: Brassboard - В поисках радара E-3». Любитель воздуха . № 119, сентябрь/октябрь 2005 г. Стэмфорд, Линкс, Великобритания: Key Publishing. стр. 2–6. ISSN 0143-5450 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9 .
- Хуртюрк, Киванц Н. (1998). История Боинга 707 . Бучар Великобритания. ISBN 0-9666368-0-5 .
- Лейк, Джон. «Самолет ВВС Великобритании – Часть 10 Sentry AEW.1». Эйр Интернешнл . Том. 76, нет. 2 февраля 2009 г. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 44–47.
- Питер, Тони (1998). Боинг 707 720 и С-135 . Эйр-Британия (Историки). ISBN 0-85130-236-Х .
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1976). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-354-00538-3 .
- Веронико, Ник; Данн, Джим (2004). Воздушная мощь США XXI века . Гранд-Рапидс, Мичиган: Zenith Imprint. ISBN 978-0-7603-2014-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Уилсон, Стюарт (1998). Боинг 707, Дуглас DC-8 и Виккерс VC-10 . Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-36-6 .