Дозаправка в воздухе
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Дозаправка в воздухе , также называемая дозаправкой в воздухе , дозаправкой в воздухе ( IFR ), дозаправкой в воздухе ( AAR ) и заправкой , представляет собой процесс перекачки авиационного топлива с одного самолета ( заправщика ) на другой (приемник). ), пока оба самолета находятся в полете. [а] Двумя основными системами дозаправки являются зонд-тормоз , который проще адаптировать к существующим самолетам, и летающая стрела , которая обеспечивает более быструю перекачку топлива, но требует специальной станции оператора стрелы .
Эта процедура позволяет принимающему самолету оставаться в воздухе дольше, увеличивая дальность полета или время ожидания . Серия дозаправок в воздухе может обеспечить дальность полета, ограниченную только усталостью экипажа /физическими потребностями и инженерными факторами, такими как расход моторного масла. Поскольку самолет-приемник заправляется дополнительным топливом в воздухе, дозаправка в воздухе может позволить взлететь с большей полезной нагрузкой , которая может состоять из оружия, груза или личного состава: максимальный взлетный вес поддерживается за счет меньшего количества топлива и дозаправки после полета. . Дозаправка в воздухе также рассматривается как средство снижения расхода топлива на дальних рейсах, превышающих 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль). Потенциальная экономия топлива для дальнемагистральных рейсов оценивается в диапазоне 35–40% (включая топливо, используемое во время заправочных миссий). [1]
Обычно самолет, обеспечивающий топливо, специально проектируется для этой задачи, хотя в случае систем «зонд-тормоз» на существующие конструкции самолетов могут быть установлены дозаправочные капсулы. Стоимость дозаправочного оборудования как на самолетах-заправщиках, так и на самолетах-приемниках, а также на специализированное обслуживание самолетов, подлежащих дозаправке (очень близкая линия полета сзади), привела к тому, что эта деятельность использовалась только в военных операциях ; регулярных дозаправок в воздухе гражданских лиц не осуществляется. Первоначально использовавшаяся незадолго до Второй мировой войны в ограниченном масштабе для увеличения дальности полета британских гражданских трансатлантических летающих лодок , а затем после Второй мировой войны в больших масштабах для расширения дальности действия стратегических бомбардировщиков , дозаправка в воздухе после войны во Вьетнаме широко использовалась. в крупномасштабных военных операциях.
История развития
[ редактировать ]Ранние эксперименты
[ редактировать ]Некоторые из самых ранних экспериментов по дозаправке в воздухе были проведены в 1920-х годах; два тихолетных самолета летели строем, шланг был отведен от ручного топливного бака на одном самолете и помещен в обычный топливный бак другого. Первая дозаправка в воздухе, основанная на разработке Александра П. де Северского , между двумя самолетами произошла 25 июня 1923 года между двумя Airco DH-4B бипланами Воздушной службы армии США . Рекорд выносливости был установлен тремя DH-4B (приемником и двумя заправщиками) 27–28 августа 1923 года, при этом самолет-приемник оставался в воздухе более 37 часов, используя девять дозаправок в воздухе для перекачки 687 галлонов США (2600 л). ) авиационного бензина и 38 галлонов США (140 л) моторного масла. Те же экипажи продемонстрировали полезность этой техники 25 октября 1923 года, когда DH-4 вылетел из Сумаса, штат Вашингтон , на границе Канады и США , в Тихуану, Мексика , приземлившись в Сан-Диего , используя дозаправку в воздухе в Юджине. , Орегон и Сакраменто, Калифорния .
Подобные пробные демонстрации техники дозаправки в воздухе были проведены в Королевском авиационном заводе в Англии и в Воздушной армии во Франции в том же году, но эти ранние эксперименты еще не рассматривались как практическое предложение и были в целом отвергнуты. как трюки.
По мере развития 1920-х годов все большее число энтузиастов авиации стремились установить новые рекорды дальности полета, используя дозаправку в воздухе. Одним из таких энтузиастов, который произвел революцию в дозаправке в воздухе, был сэр Алан Кобэм , член Королевского летного корпуса во время Первой мировой войны и пионер дальней авиации. В 1920-е годы он совершал дальние перелеты в такие далекие места, как Африка и Австралия , и начал экспериментировать с возможностями дозаправки в воздухе для увеличения дальности полета. [2]
Кобэм был одним из директоров-основателей Airspeed Limited , авиастроительной компании, которая впоследствии выпустила специально адаптированный Airspeed Courier , который Кобэм использовал для своих первых экспериментов с дозаправкой в воздухе. В конечном итоге этот самолет был модифицирован компанией Airspeed в соответствии со спецификациями Кобэма для беспосадочного полета из Лондона в Индию с использованием дозаправки в полете для увеличения продолжительности полета самолета.
Между тем, в 1929 году группа летчиков Воздушного корпуса армии США под руководством тогдашнего майора Карла Спаатца установила рекорд продолжительности полета более 150 часов на самолете Fokker C-2A под названием «Вопросительный знак» над Лос-Анджелесом. В период с 11 июня по 4 июля 1930 года братья Джон, Кеннет, Альберт и Уолтер Хантер установили новый рекорд - 553 часа 40 минут над Чикаго, используя два самолета Stinson SM-1 Detroiter в качестве заправщика и приемника. Дозаправка в воздухе оставалась очень опасным процессом до 1935 года, когда братья Фред и Эл Кей продемонстрировали герметичную заправочную форсунку, разработанную А.Д. Хантером . [3] Они превзошли рекорд «Хантеров» почти на 100 часов на моноплане Curtiss Robin . [4] пребывание в воздухе более 27 дней. [5]
США были в основном обеспокоены трансатлантическими рейсами для более быстрой почтовой связи между Европой и Америкой. обширную статью В 1931 году У. Ирвинг Гловер, второй помощник почтмейстера, написал в журнал «Популярная механика» о проблемах и необходимости такой регулярной службы. В своей статье он даже упомянул в качестве возможного решения использование дозаправки в воздухе после взлета. [6]
В аэропорту Ле-Бурже под Парижем Аэро-клуб Франции и 34-й авиационный полк французских ВВС смогли продемонстрировать передачу топлива между машинами на ежегодном авиационном празднике в Венсенне в 1928 году. [7] Великобритании Королевское авиационное предприятие также проводило испытания по дозаправке в воздухе с целью использовать эту технику для увеличения дальности полета летающих лодок дальнего действия , обслуживавших Британскую империю . К 1931 году они продемонстрировали дозаправку между двумя Vickers Virginia , при этом расход топлива контролировался автоматическим клапаном на шланге, который отключался в случае потери контакта. [8]
Королевских ВВС Офицер Ричард Этчерли наблюдал за опасными методами дозаправки в воздухе, которые использовались во время штурмов в США, и решил создать работоспособную систему. [9] Находясь на Ближнем Востоке, он разработал и запатентовал свою систему «перехода» в 1934 году, в которой за танкером тянулся большой крюк, который наматывал аналогичный сброшенный трос из приемника, позволяя начать дозаправку. В 1935 году Кобэм продал авиакомпанию Cobham Air Routes Ltd компании Olley Air Service и занялся развитием дозаправки в воздухе, основав компанию Flight Refueling Ltd. Система Атчерли была куплена компанией Кобэма, и после некоторых доработок и постоянных улучшений в конце 30-х годов она стала первой практической системой заправки. [10]
Петлевой шланг с захватом
[ редактировать ]сэра Алана Кобэма , Система дозаправки в воздухе с петлевыми шлангами с захватом заимствованная из технологий, запатентованных Дэвидом Николсоном и Джоном Лордом, была впервые публично продемонстрирована в 1935 году. В системе одно время находился самолет-приемник Airspeed Courier тащил за собой стальной трос, который затем был захвачен линейным выстрелом из танкера Handley Page Type W10 . Затем линию протянули обратно в цистерну, где кабель приемника был подключен к заправочному шлангу. Затем приемник мог протянуть обратно кабель, подведя к нему шланг. Как только шланг был подсоединен, заправщик поднялся достаточно высоко над приемником самолета, чтобы топливо могло течь под действием силы тяжести. [11] [12]
Когда Кобэм разрабатывал свою систему, он видел необходимость исключительно в дальних трансокеанских коммерческих самолетах. [13] но современная дозаправка в воздухе используется исключительно военной авиацией.
В 1934 году Кобэм основал Flight Refueling Ltd (FRL) и к 1938 году использовал свою систему с петлевыми шлангами для дозаправки самолетов размером с Short Empire летающую лодку Cambria от Armstrong Whitworth AW.23 . [5] Хэндли Пейдж Харроуз использовались в испытаниях 1939 года для дозаправки в воздухе летающих лодок Империи для регулярных трансатлантических перелетов. С 5 августа по 1 октября 1939 года летающие лодки Empire совершили шестнадцать перелетов через Атлантику, пятнадцать из них - с использованием системы дозаправки в воздухе FRL. [14] После шестнадцати переходов дальнейшие испытания были приостановлены из-за начала Второй мировой войны. [15]
В последние месяцы Второй мировой войны предполагалось, что бомбардировщики Tiger Force « Ланкастер» и «Линкольн» будут дозаправляться в полете переоборудованными самолетами-заправщиками «Галифакс» , оснащенными шланговыми агрегатами с петлевыми шлангами FRL, в операциях против японской территории . но война закончилась прежде, чем самолеты смогли быть развернуты. После окончания войны ВВС США закупили небольшое количество FRL с петлевыми шлангами и переоборудовали несколько B-29 в качестве танкеров для дозаправки специально оборудованных B-29, а затем и B-50. ВВС США внесли только одно существенное изменение в систему, используемую ВВС Великобритании. Версия USAF имела автосоединение заправочного пистолета, при котором ведущая линия с заправочным шлангом подтягивается к самолету-приемнику и заправочную емкость на брюхе самолета, что позволяет производить дозаправку в воздухе на большой высоте и избегать при этом самолету приходилось лететь на меньшую высоту, чтобы сбросить давление, чтобы член экипажа мог выполнить соединение вручную. [16]
Эта система дозаправки в воздухе использовалась самолетом B-50 Superfortress Lucky Lady II из 43-го бомбардировочного крыла, совершившим свой знаменитый первый беспосадочный кругосветный полет в 1949 году. [17] [18] С 26 февраля по 3 марта 1949 года Lucky Lady II совершил беспосадочный облет вокруг света за 94 часа и 1 минуту, что стало возможным благодаря четырем дозаправкам в воздухе от четырех пар танкеров КБ-29М 43-й АРС. Перед вылетом экипажи 43-й дивизии имели только один оперативный контакт дозаправки в воздухе. Полет начался и завершился на базе ВВС Карсвелл в Форт-Уэрте, штат Техас, с дозаправками, выполненными над Азорскими островами , Саудовской Аравией , Тихим океаном недалеко от Гуама , а также между Гавайями и западным побережьем . [19]
Система зонда и тормоза
[ редактировать ]Компания Кобэма FRL вскоре поняла, что их система с петлевыми шлангами оставляет желать лучшего, и начала работу над улучшенной системой, которую сейчас обычно называют с зондом и тормозом системой дозаправки в воздухе , и сегодня она является одной из двух выбранных систем. ВВС для дозаправки в воздухе, вторая система - летающая стрела. В послевоенных испытаниях Королевские ВВС использовали модифицированный танкер «Ланкастер», в котором использовалась значительно улучшенная система зонда и тормоза, а также модифицированный реактивный истребитель Gloster Meteor F.3 , серийный EE397 , оснащенный носовым зондом. [20] [21] 7 августа 1949 года «Метеор», которым управлял летчик-испытатель FRL Пэт Хорнидж, взлетел с Тарранта Раштона и оставался в воздухе 12 часов и 3 минуты, получив 2352 британских галлона (10 690 л) топлива за десять дозаправок с танкера Ланкастера. Хорнидж пролетел общее расстояние 3600 миль (5800 км), установив новый рекорд выносливости реактивного самолета. [22] [23] FRL до сих пор существует как часть Cobham plc .
Современные специализированные самолеты- заправщики имеют оборудование, специально разработанное для выгрузки топлива в самолет-приемник, на основе тормозов и зондов, даже на более высоких скоростях, которые современным реактивным самолетам обычно необходимы, чтобы оставаться в воздухе.
В январе 1948 года генерал Карл Спаазт, тогдашний первый начальник штаба новых ВВС США , сделал дозаправку в воздухе главным приоритетом службы. В марте 1948 года ВВС США приобрели два комплекта оборудования для дозаправки в воздухе FRL с петлевыми шлангами, которые практически использовались British Overseas Airways Corporation (BOAC) с 1946 года, а также права на производство этой системы. FRL также предоставила годовую техническую помощь. Комплекты были сразу установлены на два Boeing B-29 Superfortress , планируется оснастить 80 B-29.
Летные испытания начались в мае 1948 года на базе ВВС Райт-Паттерсон , штат Огайо , и прошли настолько успешно, что в июне разошелся заказ на оснащение приемным оборудованием всех новых B-50 и последующих бомбардировщиков. 30 июня 1948 года были сформированы два специализированных подразделения дозаправки в воздухе: 43-я эскадрилья дозаправки на базе ВВС Дэвис-Монтан , штат Аризона , и 509-я эскадрилья дозаправки в воздухе на базе ВВС Уокер , Нью-Мексико . Первый самолет ARS использовал систему дозаправки с петлевыми шлангами FRL, но осенью 1948 года быстро последовали испытания со стреловой системой.
Первое использование дозаправки в воздухе в бою произошло во время Корейской войны, когда истребители-бомбардировщики F-84 выполняли вылеты с японских аэродромов из-за того, что китайско-северокорейские войска захватили многие базы реактивных самолетов в Южной Корее, дозаправившись на переоборудованных B-29 используют систему дозаправки в воздухе с тормозным зондом, зонд расположен в одном из топливных баков на законцовках крыла F-84.
Системы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2012 г. ) |
Летающий бум
[ редактировать ]Летающая стрела представляет собой жесткую телескопическую трубу с подвижными поверхностями управления полетом , которую оператор стрелы на самолете-заправщике выдвигает и вставляет в гнездо на принимающем самолете. Все танкеры, оборудованные стрелой (например, KC-135 Stratotanker , KC-10 Extender , KC-46 Pegasus ), имеют одну стрелу и могут заправлять один самолет за раз с помощью этого механизма.
История
[ редактировать ]В конце 1940-х годов генерал Кертис ЛеМэй , командующий Стратегическим авиационным командованием (SAC), попросил Boeing разработать систему дозаправки, которая могла бы перекачивать топливо с более высокой скоростью, чем это было возможно с более ранними системами, использующими гибкие шланги, что привело к появлению летающей стрелы. система. B-29 был первым, кто использовал стрелу, и в период с 1950 по 1951 год на заводе Boeing в Рентоне, штат Вашингтон , было переоборудовано 116 оригинальных B-29, получивших обозначение KB-29P. Компания Boeing продолжила разработку первого в мире серийного воздушного танкера KC-97 Stratofreighter с поршневым двигателем , Boeing Stratocruiser (обозначение ВВС США C-97 Stratofreighter ) с разработанной Boeing летающей стрелой и дополнительными баками с керосином (реактивным топливом), питающими стрелу. . Сам авиалайнер Stratocruiser был разработан на базе бомбардировщика B-29 после Второй мировой войны . В КС-97 смешанная топливная система бензин/керосин была явно нежелательна и было очевидно, что следующим развитием станет реактивный самолет-заправщик, имеющий один вид топлива как для собственных двигателей, так и для подачи в приемник. самолет. Крейсерская скорость более медленного KC-97 с поршневым двигателем в 230 миль в час (370 км/ч) также была серьезной проблемой, поскольку использование его в качестве воздушного танкера вынуждало новый военный самолет с реактивным двигателем замедляться, чтобы состыковаться с танкером. бум, весьма серьезная проблема с новыми сверхзвуковыми самолетами, поступившими в то время на вооружение, которая могла заставить такой принимающий самолет в некоторых ситуациях замедлиться достаточно, чтобы приблизиться к своей цели. скорость сваливания при подходе к танкеру. Неудивительно, что после КС-97 компания Boeing начала получать контракты от ВВС США на строительство реактивных танкеров на базе планера Boeing 367-80 (Dash-80). Результатом стал Boeing KC-135 Stratotanker , которых было построено 732 штуки.
Летающая стрела прикреплена к задней части самолета-заправщика. Навесное оборудование имеет шарнирное соединение , что позволяет стреле перемещаться вместе с самолетом-приемником. Стрела содержит жесткую трубу для перекачки топлива. Топливная трубка заканчивается соплом с гибким шаровым шарниром. Сопло сопрягается с «приемником» в самолете-приемнике во время перекачки топлива. Тарельчатый клапан на конце форсунки предотвращает выход топлива из трубки до тех пор, пока форсунка должным образом не состыкуется с заправочной емкостью ресивера. После правильного соединения переключатели в резервуаре задействуют форсунку, удерживая ее заблокированной во время перекачки топлива.
«Летающая» стрела названа так потому, что поверхности управления полетом , небольшие подвижные крылья , часто имеющие V-образную конфигурацию хвостового оперения, используются для перемещения стрелы за счет создания аэродинамических сил. Они приводятся в действие гидравлически и управляются оператором стрелы с помощью ручки управления. Оператор стрелы также выдвигает стрелу для соединения с приемником.
Для завершения дозаправки в воздухе самолеты-заправщики и самолеты-приемники встречаются в строю. Приемник перемещается в положение позади цистерны, в безопасных пределах перемещения стрелы, при помощи направляющих огней или указаний, передаваемых по радио оператором стрелы. Оказавшись на месте, оператор выдвигает стрелу, чтобы войти в контакт с принимающим самолетом. После контакта топливо перекачивается через штангу в приемный самолет.
Находясь в контакте, пилот-приемник должен продолжать полет в пределах «зоны дозаправки в воздухе», области, в которой контакт со штангой безопасен. Выход за пределы этой зоны может повредить стрелу или привести к столкновению в воздухе, например, к катастрофе Palomares B-52 в 1966 году . Если принимающий самолет приближается к внешним границам зоны действия, оператор стрелы прикажет пилоту-приемнику скорректировать свое положение и при необходимости отсоединить стрелу.
Когда необходимое количество топлива передано, два самолета разъединяются, и самолет-приемник покидает строй. Когда стрела не используется, она хранится заподлицо с нижней частью фюзеляжа танкера, чтобы минимизировать сопротивление.
оператор сидит В КС-97 и КС-135 оператор стрелы лежит лежа, а в КС-10 , и все операции наблюдаются через окно в хвостовой части. В KC-46 два оператора сидят в передней части самолета и просматривают видео с камер на 3D-экранах.
Самолеты ВВС США используют систему летающей стрелы, а также страны, эксплуатирующие варианты F-16 или F-15. Систему используют Австралия (KC-30A), Нидерланды (KDC-10), Израиль (модифицированный Boeing 707), Япония (KC-767), Турция (KC-135Rs) и Иран (Boeing 747). Система обеспечивает более высокие скорости подачи топлива (до 1000 галлонов США (3800 л) / 6500 фунтов (2900 кг) в минуту для KC-135, но требует оператора стрелы и может заправлять только один самолет за раз.
Зонд и лекарство
[ редактировать ]В методе дозаправки «зонд-тормоз» используется гибкий шланг, который тянется от самолета-заправщика. Дрога волан (или пара-дрог ), иногда называемая корзиной , представляет собой штуцер, напоминающий , прикрепленный на его узком конце (наподобие «пробкового» носика волана) клапаном к гибкому шлангу. Тормозной механизм стабилизирует шланг в полете и имеет воронку, облегчающую введение в шланг приемного зонда самолета. Шланг подключается к шланговому барабану (HDU). Когда шланг/тормоз не используется, он полностью наматывается на HDU.
Приемник имеет зонд , который представляет собой жесткий, выступающий или поворотный выдвижной рычаг, размещаемый на носу или фюзеляже самолета для установления соединения. Большинство современных версий зонда обычно убираются и убираются, когда не используются, особенно на высокоскоростных самолетах. [ нужна ссылка ]
На конце зонда находится клапан, который закрывается до тех пор, пока он не сопрягается с передним внутренним резервуаром тормозного механизма, после чего он открывается и позволяет топливу пройти из заправщика в ресивер. Чаще всего используемые клапаны зонда и тормоза соответствуют стандарту НАТО и первоначально были разработаны компанией Flight Refueling Limited в Великобритании и использовались в конце 1940-х и 1950-х годах. [ нужна ссылка ] Эта стандартизация позволяет самолетам-заправщикам, оснащенным тормозным механизмом, из многих стран дозаправлять самолеты, оснащенные зондами, из других стран.
Система зондов, соответствующая стандарту НАТО, включает в себя срезные заклепки, которые прикрепляют заправочный клапан к концу зонда. [ нужна ссылка ] Это сделано для того, чтобы при возникновении большой боковой или вертикальной нагрузки во время контакта с тормозом заклепки срезались и топливный клапан отрывался, а не самолет-зонд или приемник получал структурные повреждения. Так называемый «сломанный зонд» (на самом деле сломанный топливный клапан, как описано выше) может произойти, если пилот-приемник использует плохую технику полета или в условиях турбулентности. Иногда клапан остается на тормозном механизме-цистерне и предотвращает дальнейшую дозаправку с этого тормозного механизма, пока он не будет снят во время наземного обслуживания.
Магазин друзей
[ редактировать ]«Магазин для друзей» или «кабина для друзей» — это внешняя капсула, загружаемая на точку подвески самолета и содержащая шланг и тормозную систему (HDU). [24] Магазины друзей позволяют переконфигурировать самолеты-истребители/бомбардировщики для «заправки товарищем» других самолетов. Это позволяет воздушным боевым силам без выделенной/специализированной поддержки танкеров (например, авианосного крыла ) увеличить дальность действия своих ударных самолетов. В других случаях использование метода резервного запаса позволяет палубному самолету взлетать с более тяжелой, чем обычно, загрузкой и меньшим количеством топлива, чем может потребоваться для его выполнения. Затем самолет должен был дозаправляться топливом из танкера-напарника, оснащенного HDU - метод, ранее использовавшийся Королевским флотом при эксплуатации своих Supermarine Scimitar , de Havilland Sea Vixen и Blackburn Buccaneers ; в случае с «Буканьером» с использованием танка, установленного в бомбоотсеке, и HDU.
Самолет-заправщик летит прямо и горизонтально и выдвигает шланг/тормоз, который может проходить позади и под танкером при нормальных аэродинамических силах. Пилот самолета-приемника выдвигает зонд (при необходимости) и использует обычные средства управления полетом, чтобы «направить» зонд дозаправки прямо в корзину. Для этого требуется скорость закрытия около двух узлов (скорость ходьбы), чтобы протолкнуть шланг на несколько футов в HDU и прочно соединить зонд и тормозной механизм. Слишком слабое закрытие приведет к неполному соединению и отсутствию потока топлива (или иногда к утечке топлива). Слишком сильное закрытие опасно, поскольку может вызвать сильные поперечные колебания шланга, которые отрежут кончик зонда.
Оптимальный подход — сзади и снизу (не на уровне) тормоза. Поскольку тормозной механизм относительно легкий (обычно мягкая парусиновая лента) и подвержен воздействию аэродинамических сил, его может толкать носовая волна приближающегося самолета, что усугубляет взаимодействие даже в спокойном воздухе. После первоначального контакта шланг и тормоз продвигаются приемником вперед на определенное расстояние (обычно несколько футов), и шланг медленно наматывается обратно на барабан в HDU. При этом открывается главный заправочный клапан танкера, позволяя топливу поступать в тормозной механизм под соответствующим давлением (при условии, что экипаж танкера включил насос). Натяжение шланга аэродинамически «уравновешивается» двигателем в HDU, так что, когда самолет-приемник движется вперед и назад, шланг втягивается и выдвигается, тем самым предотвращая изгибы шланга, которые могли бы вызвать чрезмерные боковые нагрузки на зонд. Расход топлива обычно обозначается загоранием зеленого света рядом с HDU. Если шланг вставлен слишком далеко или недостаточно далеко, выключатель остановит подачу топлива, что обычно сопровождается желтым светом. Команда на разъединение подается пилотом-заправщиком красным светом. [24]
ВМС США , Корпус морской пехоты и некоторые армейские самолеты дозаправляются с использованием системы «шланг-и-тормоз», как и большинство самолетов западноевропейских вооруженных сил. Советский Союз также использовал систему шлангов и тормозов, получившую название УПАЗ. [25] и, таким образом, позже российские самолеты могут быть оснащены зондом и тормозом. ВВС Китая имеют парк бомбардировщиков Xian H-6, модифицированных для дозаправки в воздухе, и планируют пополнить его российскими Ил-78 . самолетами -заправщиками [26] Танкеры могут быть оснащены многоточечными шланговыми тормозными системами, позволяющими им дозаправлять два (или более) самолета одновременно, сокращая время, затрачиваемое на дозаправку, на целых 75% для ударного комплекса из четырех самолетов. [27]
Адаптеры для лекарственного средства Boom
[ редактировать ]Танкеры ВВС США KC-135 и KC-135FR ВВС Франции, оснащенные дозаправочной стрелой, могут быть переоборудованы в систему зонда и тормоза в полевых условиях с помощью специального адаптера. В этой конфигурации танкер сохраняет шарнирно-сочлененную стрелу, но имеет на конце шланг/тормоз вместо обычного сопла. Оператор стрелы-заправщика удерживает стрелу неподвижно, пока самолет-приемник отправляет зонд в корзину. В отличие от корзин из мягкого брезента, используемых в большинстве тормозных систем, в адаптерах используется стальная корзина, мрачно известная военно-морским авиаторам как «железная дева» из-за ее неумолимого характера. Мягкие тормоза можно прикасаться немного не по центру, при этом зонд направляется в приемник шланга с помощью брезентового тормоза. Металлический тормоз, даже слегка отклонившийся от центра, повернется с места, потенциально «задев» фюзеляж самолета и вызвав повреждение.
Другое важное отличие этой системы заключается в том, что при контакте шланг не «втягивается» в HDU. Вместо этого шланг изгибается в зависимости от того, насколько далеко его подталкивают к стреле. Если его нажать слишком далеко, он может зацепиться за зонд или носовую часть самолета, повредить лобовое стекло или вызвать контакт с жесткой стрелой. Если его не нажать достаточно далеко, зонд отключится, прекратив подачу топлива. Из-за гораздо меньшего допуска на удержание положения обеспечить правильное подключение к адаптерному блоку KC-135 значительно сложнее, чем оставаться в традиционной конфигурации шланг/тормоз. После завершения заправки приемник осторожно отодвигается назад до тех пор, пока клапан заправки зонда не отсоединится от клапана в корзине. Нецентральное расцепление, как и столкновение, может привести к тому, что тормозной механизм «подскочит» от зонда и / или ударится о фюзеляж самолета.
Несколько систем
[ редактировать ]Некоторые танкеры имеют как стрелу, так и одну или несколько комплектных шланго-тормозных систем. ВВС США KC-10 имеют как летающую стрелу, так и отдельную систему шлангов и тормозов производства Cobham . Оба находятся на центральной линии в хвостовой части самолета, поэтому одновременно можно использовать только один. Однако такая система позволяет заправлять все типы самолетов, оснащенных зондами и резервуарами, за один вылет, без приземления для установки адаптера. Другие танкеры оснащены приспособлениями для шлангов и тормозов, которые не мешают работе центральной стрелы: многие KC-135 оснащены двойными подкрыльевыми приспособлениями, известными как многоточечная система дозаправки (MPRS), а некоторые KC-135 оснащены двойными креплениями под крылом, известными как многоточечная система дозаправки (MPRS). MRTT 10 и A330 имеют схожие дозаправочные модули под крылом (на KC-10 называемые Wing Air Refueling Pods или WARP).
Крыло к крылу
[ редактировать ]Небольшое количество советских Ту-4 и Ту-16 (вариант-заправщик — Ту-16З). использовал метод «крыло к крылу». Подобно методу зонда и тормоза, но более сложному, самолет-заправщик выпустил гибкий шланг из законцовки крыла. Летевший рядом самолет должен был зацепить шланг специальным замком под законцовкой крыла. После того, как шланг был заблокирован и соединение было установлено, топливо было закачено. [28]
Простая борьба
[ редактировать ]В некоторых исторических системах, использовавшихся для новаторской дозаправки в воздухе, использовался метод захвата, при котором самолет-заправщик разматывал топливный шланг, а самолет-приемник захватывал шланг в воздухе, наматывал его и соединял, чтобы топливо можно было перекачивать либо с помощью насосов, либо с помощью насосов. просто самотеком . Именно этот метод использовался в полете на выносливость «Вопросительный знак» в 1929 году.
Проблемы совместимости
[ редактировать ]Система зонда и тормоза несовместима с оборудованием с летающей стрелой, что создает проблемы для военных планировщиков, когда задействованы смешанные силы. [29] Несовместимость также может осложнить закупку новых систем. Королевские ВВС Канады в настоящее время желают приобрести F-35A , который может дозаправляться только через летающую стрелу, но имеет только аэродинамические дозаправщики . Потенциальная стоимость перевода F-35A на систему дозаправки по принципу зонда и тормоза (как это используется на F-35B и F-35C ВМС и морской пехоты США ) усилила политические разногласия в начале 2010-х годов, которые окружали закупки F-35 в RCAF. . [30] [ нужно обновить ]
Эти проблемы можно решить с помощью тормозных адаптеров (см. выше раздел «Адаптеры тормозных устройств стрелы»), которые позволяют тормозным самолетам дозаправляться от самолетов, оборудованных стрелой, а также заправщиков, которые оснащены как тормозными, так и стреловыми блоками и, таким образом, могут заправлять оба типа в один и тот же рейс, например KC-10, MPRS KC-135 или Airbus A330 MRTT.
Стратегический
[ редактировать ]Разработку стратотанкеров KC-97 и Boeing KC-135 подтолкнуло времен Холодной войны требование Соединенных Штатов с ядерным вооружением B-47 Stratojet и B-52 Stratofortress флот стратегических бомбардировщиков иметь возможность держать в воздухе в воздухе. либо угрожать возмездием за советский удар ради гарантированного взаимного уничтожения , либо сначала бомбить СССР, если бы ему было приказано это сделать. Бомбардировщики будут летать по орбитам вокруг назначенных им позиций, с которых они должны будут войти в советское воздушное пространство, если получат приказ, а заправщики будут заправлять топливные баки бомбардировщиков, чтобы они могли держать силы в воздухе 24 часа в сутки, и при этом иметь достаточно топлива, чтобы достичь своих целей в Советском Союзе. Это также гарантировало, что первый удар по аэродромам бомбардировщиков не сможет лишить США возможности нанести ответный удар бомбардировщиками.
В 1958 году танкеры Valiant в Великобритании были разработаны с одним HDU, установленным в бомбоотсеке. Танкеры Valiant из 214-й эскадрильи использовались для демонстрации радиуса действия путем безостановочной дозаправки бомбардировщика Valiant из Великобритании в Сингапур в 1960 году и бомбардировщика Vulcan в Австралию в 1961 году. Другие британские учения с дозаправкой самолетов с танкеров Valiant включали истребители Javelin и Lightning , также бомбардировщики «Вулкан» и «Виктор». Так, в 1962 году эскадрилья самолетов ПВО Javelin поэтапно дозаправлялась из Великобритании в Индию и обратно (учения «Шикша»). После вывода из эксплуатации Valiant в 1965 году роль заправщика в Великобритании взял на себя Handley Page Victor, у которого было три шланга (HDU). Это были установленные на фюзеляже HDU и дозаправочные отсеки на каждом крыле. Центральный шланг мог бы заправить любой самолет, оснащенный зондом, а крылья могли бы заправить более маневренные истребители/штурмовики.
Побочным продуктом этих разработок и строительства большого количества танкеров стало то, что эти танкеры также были доступны для дозаправки грузовых самолетов , истребителей и штурмовиков , помимо бомбардировщиков, для переправки на отдаленные театры военных действий. Это активно использовалось во время войны во Вьетнаме , когда многие самолеты не могли преодолеть заокеанские расстояния без дозаправки в воздухе, даже с промежуточными базами на Гавайях и Окинаве . Помимо перевозки самих самолетов, грузовые самолеты также могли доставлять во Вьетнам технику , припасы и личный состав без приземления для дозаправки. КС-135 также часто использовались для дозаправки в ходе боевых вылетов с авиабаз в Таиланде.
Стратегический разведывательный самолет ВВС США SR-71 Blackbird часто использовал дозаправку в воздухе. Действительно, конструктивные соображения самолета сделали его миссию невозможной без дозаправки в воздухе. Базируемые на авиабазе Бил в центральной Калифорнии , SR-71 должны были быть переброшены в Европу и Японию, прежде чем выполнять настоящие разведывательные миссии. Эти транстихоокеанские и трансатлантические полеты во время развертывания были невозможны без дозаправки в воздухе. Конструкторы SR-71 поменяли взлетные характеристики на лучшую скорость и высотные характеристики, что потребовало взлета с неполными топливными баками даже с самых длинных взлетно-посадочных полос. Поднявшись в воздух, «Черный дрозд» разгонялся до сверхзвуковой скорости, используя форсажные камеры для облегчения нагрева и расширения конструкции. Величина температурных изменений, которые испытывал SR-71 от стоянки до максимальной скорости, привела к значительному расширению его конструктивных частей в крейсерском полете. Чтобы обеспечить расширение, детали Blackbird должны были свободно прилегать в холодном состоянии, настолько свободно, что у Blackbird постоянно вытекало топливо, прежде чем нагрев расширил планер настолько, чтобы герметизировать его топливные баки. После сверхзвукового рывка SR-71 должен был встретиться с танкером, чтобы заполнить теперь уже почти пустые баки, прежде чем продолжить выполнение своей миссии. Это называлось Профиль LTTR (от «Старт до встречи с танкером»). LTTR имел дополнительное преимущество, заключающееся в проведении эксплуатационных испытаний возможностей дозаправки Blackbird в течение нескольких минут после взлета, что позволяло при необходимости прервать возвращение на стартовую площадку. На максимальной высоте и скорости «Блэкберд» мог летать в течение многих часов без дозаправки. В SR-71 использовалось специальное топливо JP-7 с очень высокой температурой воспламенения , позволяющее выдерживать экстремальные температуры кожи, возникающие во время крейсерского полета со скоростью 3 Маха и более. [31] Хотя JP-7 мог использоваться и другими самолетами, его характеристики горения создавали проблемы в определенных ситуациях (например, на большой высоте, аварийный запуск двигателя), что делало его неоптимальным для самолетов, отличных от SR-71.
Обычно все топливо на борту самолета-заправщика может быть либо выгружено, либо сожжено на танкере при необходимости. Чтобы сделать это возможным, в топливную систему КС-135 были включены гравитационный слив и насосы, позволяющие перекачивать топливо из бака в бак в зависимости от потребностей миссии. Однако смешение JP-7 с JP-4 или Jet A сделало его непригодным для использования SR-71, поэтому ВВС заказали специально модифицированный вариант KC-135, KC-135Q , который включал изменения в топливной системе. и эксплуатационные процедуры, предотвращающие непреднамеренное смешивание в полете топлива, предназначенного для выгрузки, с топливом, предназначенным для использования на танкере. Заправка самолетов SR-71 производилась исключительно на танкерах KC-135Q.
Тактический
[ редактировать ]Танкисты считаются « умножителями силы », поскольку они дают значительные тактические преимущества. Прежде всего, дозаправка в воздухе увеличивает боевой радиус штурмовой, истребительной и бомбардировочной авиации, позволяет патрульной авиации дольше оставаться в воздухе, тем самым уменьшая количество самолетов, необходимых для выполнения поставленной задачи. Дозаправка в воздухе также может смягчить проблемы с базированием, которые в противном случае могли бы наложить ограничения на боевую нагрузку . Боевые самолеты, действующие с аэродромов с более короткими взлетно-посадочными полосами, должны ограничивать свою взлетную массу, что может означать выбор между дальностью полета (топливо) и боевой нагрузкой (боекомплект). Однако дозаправка в воздухе устраняет многие из этих трудностей с базированием, поскольку боевой самолет может взлететь с полной боевой нагрузкой и немедленно дозаправиться.
Операционная история
[ редактировать ]Холодная война
[ редактировать ]Даже когда разрабатывались первые практические методы дозаправки в воздухе, военные планировщики уже представляли, какие задачи можно значительно улучшить с помощью таких методов. В условиях развивающейся холодной войны конца 1940-х годов способность бомбардировщиков выполнять миссии на все более дальние расстояния позволила бы поражать цели даже с авиабаз на другом континенте. стали обычным явлением с ядерным вооружением Таким образом, стратегические бомбардировщики оснащаться аппаратами дозаправки в воздухе и использоваться для облегчения патрулирования на большие расстояния. [32]
ВВС США В конце 1950-х годов дозаправка в воздухе стала настолько распространена среди бомбардировщиков Стратегического авиационного командования , что многие из них, такие как Convair B-58 Hustler , в основном или полностью работали с баз в континентальной части Соединенных Штатов, сохраняя при этом стратегический охват. [32] Эта практика была продвинута для решения проблем безопасности, а также дипломатических возражений со стороны некоторых зарубежных стран, которые не хотели, чтобы иностранное ядерное оружие хранилось на их территории. [32] В ходе одной из первых демонстраций глобального охвата Boeing B-52 Stratofortress , проведенной с 16 по 18 января 1957 года, три B-52B совершили беспосадочный перелет вокруг света во время операции Power Flite , в ходе которой преодолели 24 325 миль (21 145 морских миль). 39 165 км) было пройдено за 45 часов 19 минут (536,8 миль в час) с многократными дозаправками в воздухе от КС-97. [33] [34]
Пока продолжалась разработка стратегического бомбардировщика Avro Vulcan , британские официальные лица признали, что его эксплуатационная гибкость может быть улучшена за счет предоставления оборудования для дозаправки в воздухе. [35] Соответственно, начиная с 16-го самолета, который должен был быть построен, Vulcan оснащался приемным оборудованием для дозаправки в воздухе. [36] [37] Хотя какое-то время Королевские ВВС осуществляли непрерывное воздушное патрулирование, оно было сочтено несостоятельным, а механизмы дозаправки на флоте Вулкана по большей части вышли из строя в 1960-х годах. [37] Когда ВВС Великобритании решили оптимизировать свой парк бомбардировщиков, отказавшись от полетов на большой высоте и переключившись на миссии по проникновению на малых высотах, бомбардировщики, такие как Handley Page Victor, были оснащены зондами для дозаправки в воздухе и дополнительными топливными баками, чтобы компенсировать уменьшение дальности полета из-за изменения полета. профиль. [38] [39]
В середине 1950-х годов для создания независимых средств ядерного сдерживания Франции начались работы над тем, что впоследствии стало сверхзвуковым бомбардировщиком Dassault Mirage IV . [40] [41] Размеры этого бомбардировщика во многом определялись возможностью дозаправки в воздухе, при этом работа над увеличенным вариантом Mirage IV в конечном итоге была прекращена в пользу большей опоры на воздушные самолеты-заправщики. [42] Для дозаправки флота Mirage IVA Франция приобрела 14 (12 плюс 2 запасных) американских C-135 F. танкеров Boeing [40] Mirage IVA также часто работали парами: один самолет нес вооружение, а другой - топливные баки и комплект дозаправки, что позволяло ему дозаправлять своего партнера по пути к цели. [43] Несмотря на то, что Mirage IV был способен наносить удары по многочисленным целям на территории Советского Союза, неспособность Mirage IV вернуться из некоторых миссий была предметом споров на этапе проектирования самолета. [44] [45]
Корейская война
[ редактировать ]6 июля 1951 года над Кореей состоялась первая боевая дозаправка самолетов типа истребителей. Три RF-80A стартовали из Тэгу с модифицированными наконечниками баков и встретились с танкером у побережья Вонсан, Северная Корея. Благодаря дозаправке в воздухе RF-80 фактически удвоили дальность полета, что позволило им фотографировать ценные цели в Северной Корее. [46] [47]
Вьетнамская война
[ редактировать ]Во время войны во Вьетнаме обычно истребители-бомбардировщики ВВС США, летевшие из Таиланда в Северный Вьетнам, дозаправлялись от KC-135 по пути к цели. Помимо увеличения дальности полета, это позволило F-105 и F-4 Phantom нести больше бомб и ракет. Танкеры также были доступны для дозаправки на обратном пути в случае необходимости. Помимо переправки самолетов через Тихий океан , дозаправка в воздухе позволяла поврежденным в бою истребителям с сильно протекающими топливными баками подключаться к танкерам и позволять танкеру кормить свои двигатели до точки, где они могли планировать. до базы и приземлиться. Это спасло множество самолетов. [ нужна ссылка ]
ВМС США часто использовали палубные воздушные заправщики, такие как KA-3 Skywarrior, для дозаправки самолетов ВМФ и морской пехоты, таких как F-4, A-4 Skyhawk , A-6 Intrumer и A-7 Corsair II . Это было особенно полезно, когда пилот, возвращавшийся после авиаудара, испытывал трудности с приземлением и у него заканчивалось топливо для реактивных двигателей . Это дало им топливо для новых попыток приземления для успешной «ловушки» на авианосец. КА-3 также мог дозаправлять истребители в расширенном боевом воздушном патруле. Самолеты морской пехоты США, базирующиеся в Южном Вьетнаме и Таиланде, также использовали транспортные средства USMC KC-130 Hercules для дозаправки в воздухе во время миссий.
В конце августа 1970 года пара вертолетов HH-53C совершила первый транстихоокеанский перелет на вертолете, перелетев с авиабазы Эглин во Флориде в Дананг в Южном Вьетнаме. Помимо нескольких остановок в пути для дозаправки на земле, в этой демонстрации возможностей дальнего действия этого типа также использовалась дозаправка в воздухе. Полет оказался примерно в четыре раза быстрее, чем традиционная доставка винтокрылой машины на театр военных действий на корабле. [48]
Средний Восток
[ редактировать ]1980-х годов Во время ирано-иракской войны иранские ВВС имели по крайней мере один воздушный танкер KC 707-3J9C, который Исламская Республика унаследовала от правительства шаха. Наиболее эффективно это было использовано 4 апреля 1981 года для дозаправки восьми самолетов F-4 Phantom IRIAF во время дальних вылетов в Ирак для бомбардировки аэродрома H-3 Аль-Валид недалеко от границы с Иорданией, уничтожив 27–50 иракских истребителей и бомбардировщиков. [49] [50] Однако иранские ВВС были вынуждены отменить свое 180-дневное воздушное наступление и попытки контролировать воздушное пространство Ирана из-за неустойчивых темпов истощения. [51] [52]
ВВС Израиля имеют парк самолетов Boeing 707, оснащенных системой дозаправки штанги, аналогичной KC-135. Эта система имеет израильское название Ram , используется для дозаправки и увеличения дальности полета истребителей-бомбардировщиков, таких как F-15I и F- 135. 16I для сдерживания и нанесения ударов, им уже около 60 лет, и Израиль не раскрывает количество танкеров в своем флоте. [53] [54] [55] В 1985 году израильские F-15 использовали сильно модифицированные самолеты Boeing 707 для дозаправки в воздухе над Средиземным морем , чтобы расширить дальность действия операции «Деревянная нога» — воздушного налета на штаб-квартиру Организации освобождения Палестины (ООП) недалеко от Туниса , Тунис. , что потребовало полета на 2000 км. [56] По состоянию на 2021 год Израиль заказал четыре из запланированных восьми танкеров-заправщиков Boeing KC-46 Pegasus и попросил ускорить доставку первых двух самолетов в 2022 году, когда они должны были быть доставлены в 2023 году. Газета «Джерузалем пост» сообщает, что израильская командование обратилось с просьбой усилить стратегическое сдерживание против Ирана, в той же статье сообщается, что США, чьи ВВС также принимают первые поставки этого типа самолетов, отказались продвигать поставки, одновременно поддерживая сдерживание Израиля; Редактор Jpost пишет: «Госдепартамент США одобрил возможную продажу Израилю до восьми самолетов-заправщиков KC-46 и сопутствующего оборудования ориентировочной стоимостью 2,4 миллиарда долларов в марте прошлого года (то есть 5/2020), что стало первым случаем, когда Вашингтон сделал это». позволил Иерусалиму покупать новые танкеры». [55]
Фолклендская война
[ редактировать ]Во время Фолклендской войны дозаправка в воздухе сыграла жизненно важную роль во всех успешных атаках Аргентины на Королевский флот . ВВС Аргентины ВВС и ВМФ располагали только двумя KC-130H Hercules, и они использовались для дозаправки самолетов A-4 Skyhawk и военно-морских самолетов Super Etendards в их ударах Exocet . «Геркулес» несколько раз подходил к островам (где « Си Харриеры» патрулировали ) для поиска и направления А-4 в их обратных полетах. Во время одного из этих полетов (позывной Jaguar ) один из KC-130 отправился на спасение поврежденного А-4 и доставил 39 000 фунтов (18 000 кг) топлива, доставив его на аэродром в Сан-Хулиане . Однако отсутствие возможности дозаправки в воздухе у Mirage III и Daggers не позволило им добиться лучших результатов. «Миражам» не удалось добраться до островов с ударной нагрузкой, а «Кинжалы» смогли сделать это лишь за пятиминутный ударный полет.
С британской стороны дозаправку в воздухе осуществляли « Хэндли Пейдж Виктор К.2», а после капитуляции Аргентины — модифицированные танкеры С-130 «Геркулес». Эти самолеты способствовали переброске из Великобритании на плацдарм острова Вознесения в Атлантике и дальнейшему переброске к югу от бомбардировщиков, транспортных и морских патрульных самолетов. [57] Самыми известными вылетами по дозаправке были боевые вылеты « Операция Черный Бак » на дальность 8000 морских миль (15000 км), в которых использовались 14 танкеров Victor, чтобы позволить бомбардировщику Avro Vulcan (с летающим резервным бомбардировщиком) атаковать захваченный Аргентиной аэродром в Порт-Стэнли на Фолклендских островах . Острова . Поскольку все самолеты летели с Вознесения, дозаправке требовались и сами заправщики. [58] [59] [60] Эти налеты были самыми дальними бомбардировками в истории, пока их не превзошли Боинги B-52, летевшие из Штатов для бомбардировки Ирака во время войны в Персидском заливе 1991 года , а затем B-2 . полеты [61]
Война в Персидском заливе
[ редактировать ]Во время операции «Щит пустыни», подготовки военных сил к войне в Персидском заливе, самолеты Boeing KC-135 и McDonnell Douglas KC-10A ВВС США, а также самолеты USMC KC-130 Hercules были переброшены на передовые авиабазы в Англии , Диего-Гарсия , и Саудовская Аравия . Самолеты, дислоцированные в Саудовской Аравии, обычно поддерживали орбиту в нейтральной саудовско-иракской зоне , неофициально известной как «Фрисби», и при необходимости дозаправляли самолеты коалиции. На двух расположенных рядом трассах над центральной Саудовской Аравией, называемых «Чернослив» и «Изюм», было установлено по 2–4 танкера KC-135 с корзиной на каждом, и они использовались самолетами ВМС из боевых сил Красного моря . Крупные ударные группы ВМФ из Красного моря должны были отправить танкеры А-6 на трассы «Прун» и «Изюм» перед прибытием ударных самолетов, чтобы заправиться и занять станцию справа от танкеров ВВС, тем самым обеспечив дополнительную точку заправки. Танкеры RAF Handley Page Victor и Vickers VC10 также использовались для дозаправки самолетов Великобритании и коалиции и были популярны среди ВМС США за свое послушное поведение корзины и наличие трехточечных заправочных станций. Рядом с северо-западной границей поддерживался дополнительный путь для самолетов ДРЛО E-3 и любых самолетов ВМФ, нуждающихся в аварийном топливе. Эти круглосуточные зоны дозаправки в воздухе позволили вести интенсивную воздушную кампанию во время «Бури в пустыне». Над самим Красным морем поддерживалось круглосуточное присутствие танкеров для дозаправки ВМФ F-14 Tomcats. Треки боевого воздушного патруля . В течение последней недели конфликта KC-10 переместились внутрь Ирака для поддержки миссий CAP, созданных для предотвращения побега иракских боевиков в Иран.
был совершен первый боевой вылет операции «Буря в пустыне» и самый продолжительный на тот момент боевой вылет в истории 16–17 января 1991 года с авиабазы Барксдейл, штат Луизиана , . Семь B-52G совершили тридцатипятичасовой полет в регион и обратно, чтобы запустить 35 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) Boeing с неожиданным использованием обычных боеголовок. Эта атака, в результате которой было успешно уничтожено 85–95 процентов намеченных целей, была бы невозможна без поддержки танкеров-заправщиков. [62] [63]
Чрезвычайно полезным танкером во время «Бури в пустыне» был KC-10A Extender ВВС США. Помимо того, что KC-10A больше, чем другие развернутые танкеры, он оснащен системой дозаправки «стрелы» ВВС США, а также системой «шланг-и-тормоз», что позволяет ему заправлять не только самолеты ВВС США, но также самолеты морской пехоты США и ВМС США. которые используют систему «зонд и тормоз», а также самолеты союзников, например, из Великобритании и Саудовской Аравии. КС-135 могут быть оснащены тормозным механизмом в зависимости от профиля миссии. При полной заправке реактивного топлива KC-10A способен совершить полет с базы на восточном побережье Америки, совершить беспосадочный перелет в Европу, передать значительное количество топлива другим самолетам и вернуться на базу базирования, не приземляясь где-либо еще. [ нужна ссылка ]
24 января 1991 года иракские ВВС начали атаку на Рас-Тануру , пытаясь взорвать нефтяной объект Рас-Танура в Саудовской Аравии. По пути к цели иракские штурмовики дозаправились на танкере на высоте 100 метров. В конечном итоге атака провалилась: два самолета повернули назад, а оставшиеся два были сбиты. [64] [65]
Вертолеты
[ редактировать ]Дозаправка вертолета в воздухе (HIFR) — это разновидность дозаправки в воздухе, когда военно-морской вертолет приближается к военному кораблю (не обязательно приспособленному для десантных операций) и получает топливо через кабину во время зависания. В качестве альтернативы, некоторые вертолеты, такие как HH-60 Pave Hawk, оснащены зондом, выходящим вперед, который можно дозаправить от самолета-заправщика, оборудованного тормозным механизмом, аналогично самолетам, путем сопоставления высокой скорости движения вертолета с медленная скорость для танкера с неподвижным крылом.
Рекорд самого продолжительного полета с экипажем
[ редактировать ]В 1958 году модифицированный Cessna 172 Skyhawk с экипажем из двух человек установил мировой рекорд по самому продолжительному непрерывному полету с экипажем без приземления - 64 дня, 22 часа, 19 минут и пять секунд. Грузовик Ford был оснащен топливным насосом, баком. и другая атрибутика, необходимая для поддержания самолета в полете. Рекламный полет для отеля в районе Лас-Вегаса закончился, когда характеристики самолета ухудшились до такой степени, что Cessna с трудом отошла от заправочной машины. [66] [67]
События
[ редактировать ]- Коммерческие танкеры иногда используются военными. « Омега Воздушные Дозаправки» Компания [68] и стратегическая мобильность Metrea [69] заключены контракты с ВМС США. В июне 2023 года Metrea завершила первую коммерческую дозаправку ВВС США. [70]
- Автономная (автоматическая) дозаправка с использованием систем зонда/тормоза исследовалась НАСА и потенциально может использоваться беспилотными летательными аппаратами в программе KQ-X . [71]
Операторы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Военная логистика
- Склад топлива
- Идет пополнение запасов , передача заправки и запасов в море.
- Список самолетов-заправщиков
Примечания
[ редактировать ]- ^ «AAR» также может означать « Просмотр после действий» (т. е. разбор полетов); «IFR» также означает « Правила полетов по приборам » .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Нангия, РК (ноябрь 2006 г.). «Эксплуатация и проектирование самолетов в целях более экологичной гражданской авиации с использованием дозаправки в воздухе» (PDF) . Аэронавигационный журнал . Статья № 3088. (Ноябрь): 705–721. дои : 10.1017/S0001924000001585 . S2CID 114942345 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2013 года . Проверено 20 октября 2011 г.
- ↑ Колин Круддас, «Дороги к Империи» (Air Britain, 2006, ISBN 0-85130-376-5 ); Г.Х. Пири, Воздушная империя: Британская императорская гражданская авиация, 1919–39 (издательство Манчестерского университета, 2009), глава 6. ISBN 978-0-7190-4111-2 ; Г.Х. Пири, Культура и карикатуры британской имперской авиации: пассажиры, пилоты, реклама (Manchester University Press, 2012), глава 4.
- ↑ Нет никаких доказательств отношений между А. Д. Хантером и братьями Хантер.
- ^ «Образ Национального музея авиации и космонавтики» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б История авиации, часть 19, 1938 г.
- ^ Журналы Hearst (февраль 1931 г.). «Крылья через Атлантику» . Популярная механика . Журналы Херста. п. 190. Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 4 июня 2016 г.
- ↑ Архив журнала Flight Magazine, 10 января 1929 г.
- ↑ Архив журнала Flight Magazine, 3 июля 1931 г., стр. 623
- ^ Ричард К. Смит. «Семьдесят пять лет дозаправки в воздухе» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 1 октября 2013 г.
- ^ «Дозаправка в воздухе в Гандере» . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 4 октября 2013 г.
- ^ Bonnier Corporation (январь 1947 г.). «Заправочная станция в небе» . Популярная наука . Компания Бонньер. п. 2.
- ^ «Дозаправка в полете» , журнал Flight Magazine, 22 ноября 1945 г. Архивировано 5 октября 2013 г. на Wayback Machine, рисунок крупным планом крюка приемника и снаряда на тросе танкера.
- ^ «Марш полета – самолет-приемник – объявления рейса – 1947 – 0392 – Архив полетов» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Примечание - в одном полете был сильный западный ветер и дозаправка в воздухе не потребовалась.
- ^ «Империал Эйрвэйз – 1940 – 1219 – Архив полетов» . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Bonnier Corporation (август 1948 г.). «Что теперь могут сделать наши бомбардировщики?» . Популярная наука . Компания Бонньер. п. 79. Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ «полет – счастливица – дозаправка в полете – 1949 – 0461 – Архив полетов» . Архивировано из оригинала 21 августа 2016 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ «B-50 в Великобритании» , журнал Flight, 1 сентября 1949 г.
- ^ Халлекс, Стив. «Вокруг света за 94 часа*». Бортжурнал . 14 (1 1 квартал 2016 г.).
- ^ «Cobham 75: Взлет дозаправки в воздухе» . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
- ^ Bonnier Corporation (октябрь 1949 г.). «Самолет заправляется, как колибри» . Популярная наука . Компания Бонньер. п. 131. Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «12-часовой полет метеора» , «Полет », 1949 г., заархивировано из оригинала 8 июля 2017 г. , получено 13 апреля 2014 г.
- ^ «Обложка «50 лет дозаправки зондов и тормозных полетов», подписанная главным маршалом авиации сэром Майклом Найтом, KCB AFC FRAES» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Командование авиационных систем ВМФ (1 августа 2006 г.). A1-F18AC-NFM-000 Руководство по стандартизации обучения и эксплуатации морской авиации (NATOPS) . США Департамент военно-морского флота . п. 364.
- ^ «Дозаправка в воздухе» . АО "Звезда" . Архивировано из оригинала 16 августа 2007 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Кордесман и Кляйбер 2007 , с. 158.
- ^ Майор Марк Р. Кобб , «Дозаправка в воздухе: необходимость в многоточечной двойной системе», AU-ARI-CP-87-3, Air University Press, июль 1987 г.
- ^ примечание: даже сегодня существует большая путаница в том, как на самом деле работала эта система.
- ^ Кристофер, Болкком; Д., Клаус, Джон (11 мая 2005 г.). «Методы дозаправки в воздухе ВВС: летающая стрела против шланга и тормоза» . Цифровая библиотека . Архивировано из оригинала 11 мая 2009 года . Проверено 27 октября 2017 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Канадские военные не могут дозаправить новые самолеты в воздухе» . Maccleans.ca . 31 января 2011 года. Архивировано из оригинала 14 июня 2015 года . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ «Локхид SR-71 Блэкберд» . Архивировано из оригинала 17 марта 2010 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фарли, Роберт (10 июня 2016 г.). «B-58 Hustler: ошибка американского ядерного бомбардировщика времен холодной войны» . Nationalinterest.org. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Кондор 1994, с. 42.
- ^ Кнаак 1988, с. 243.
- ^ Винн 1997, с. 154.
- ^ Винн 1997, с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Брукс и Дэйви 2009, с. 49.
- ^ Родвелла Рейс , 13 февраля 1964 г., с. 241.
- ^ Виндл и Боуман 2009, с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1973, с. 104.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 196.
- ^ Ганстон 1973, с. 109.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 200.
- ^ Дюмулен, Андре, «Французское ядерное сдерживание в Средиземноморье» (PDF) , Les Cahiers du RMES , II (1): 5–12, заархивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2012 г. , получено 18 октября 2010 г. ,
(стр. 5) ) Конечно, средиземноморская позиция не могла полностью решить вопрос об автономии после сброса гравитационной бомбы Ан-21, а затем Ан-22, и предполагались, в худшем случае, полеты «камикадзе» до российских целей, но и обратный полет. профили с планированием зон падения, с оставлением экипажа над союзными территориями.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 196–197.
- ^ «История дозаправки в воздухе: Заправка истребителей» . Командование воздушной мобильности США. 15 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2017 г. Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ «Первая дозаправка полета ВВС США в бою» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2017 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ «S-65/H-53A/D Sea Stallion/H-53E Super Stallion» . sikorskyarchives.com. Архивировано из оригинала 23 марта 2022 года . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ «Нападение на Аль-Валида» . Имперские ВВС Ирана . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
- ^ Надими, Фарзин. Ф-4 Фантом. Ежемесячный выпуск ВВС, ISBN 0-946219-46-X . стр. 77.
- ^ Кордесман, Энтони. «Уроки современной войны: Ирано-Иракская война, глава V» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2009 года . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Купер, Том. «Взорван шорами, часть 1» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ ВВС Израиля (10 октября 2013 г.). «Воздушная дозаправка» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 19 ноября 2016 г. - через YouTube.
- ^ «Первый удар Израиля по ядерным объектам Ирана – Часть 1 – Сеть оборонных СМИ» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «США отклоняют запрос Израиля на самолеты-заправщики, поскольку планы Ирана продвигаются вперед» . 13 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Бергман 2018 , с. 306.
- ^ «Фолклендские острова: история конфликта 1982 года». Королевские ВВС , 29 апреля 2010 г. Архивировано 18 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Дарлинг 2007, стр. 116–117.
- ^ Кев Дарлинг, RAR Illustrated: Avro Vulcan, часть 1 , Big Bird Publications, 2007, ISBN 978-1-84799-237-6 (стр. 119)
- ^ «Рассказ о вкладе Королевских ВВС в Фолклендскую кампанию». Национальный архив , дата обращения: 20 апреля 2014 г.
- ^ Бык 2004, с. 84.
- ^ «Информационные бюллетени: История 2-го бомбардировочного крыла». Архивировано 26 сентября 2009 года в Wayback Machine . База ВВС Барксдейл, ВВС США. Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ Boeing B-52 снова развивается благодаря пусковой установке управляемого вооружения. Архивировано 20 августа 2019 г. на Wayback Machine - Flightglobal.com, 15 января 2016 г.
- ^ Вудс, Кевин (май 2008 г.). Фаза II проекта «Перспективы Ирака» Ум аль-Маарик (Мать всех сражений): оперативный и стратегический взгляд с иракской точки зрения (первое издание). Институт оборонного анализа. п. 199.
- ^ Франкома, Рик (1999). Союзник противнику: рассказ очевидца падения Ирака . Издательство Военно-морского института. п. 106. ИСБН 1557502811 .
- ^ «Самолет, который пролетел 62 дня, и T-Bird, который спас положение» . 29 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 г. . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ «Испытание на выносливость, около 1958 года» . 3 января 2008 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 г. Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ «Омега-дозаправка в воздухе» . Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ «Стратегическая мобильность Метрея» . Метрея . Архивировано из оригинала 31 января 2023 года . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (12 июля 2023 г.). «Частный воздушный заправщик впервые заправил самолет ВВС» . Драйв . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ «Арес» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2012 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «ВВС мира 2020» . Flightglobal Insight. 2020. Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Дженнингс, Грег (14 января 2020 г.). «Египет демонстрирует дозаправку боевых самолетов в воздухе» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2020 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Маклафлин, Эндрю (22 января 2018 г.). «Индонезия ищет новый тяжелый танкер-дозаправщик» . АБДР . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Шарма, Сумья (17 октября 2022 г.). «Первый самолет KC-390 португальских ВВС прибыл в Португалию» . Военно-воздушные технологии . Проверено 16 сентября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Булл, Стивен. Энциклопедия военных технологий и инноваций. Санта-Барбара, Калифорния: Издательская группа Greenwood, 2004. ISBN 978-1-57356-557-8 .
- Брукс, Эндрю и Крис Дэйви. Вулканские подразделения холодной войны (боевые самолеты Osprey: 72). Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2009. ISBN 978-1-84603-297-4 .
- Кондор, Альберт Э. Артиллеристы ВВС (AFGA): Люди за артиллерией, История рядовой воздушной артиллерии, 1917–1991 . Нэшвилл, Теннесси: Turner Publishing, 1994. ISBN 978-1-56311-167-9 .
- Дорогой, Кев. Авро Вулкан, Часть первая (RAF Illustrated). Долина Гламорган, Уэльс, Великобритания: Публикация Big Bird Aviation, 2007. ISBN 978-1-84799-237-6 .
- Гарднер, Брайан (1984). «Дозаправка в самолете... История военного времени». Любитель воздуха . № 25. С. 34–43, 80. ISSN 0143-5450 .
- Ганстон, Билл. Бомбардировщики Запада. Нью-Йорк: Чарльз Скрибнер и сыновья; 1973. ISBN 0-7110-0456-0 .
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Оспрей, 1993 год. ISBN 1-85532-258-7 .
- Кнаак, Марсель Сайз. Бомбардировщики после Второй мировой войны, 1945–1973 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1988. ISBN 978-0-16-002260-9 .
- Родуэлл, Роберт Р. «Сталь в синем: взгляд на V-force на прошлой неделе» . Рейс , 13 февраля 1964 г., стр. 241–245.
- Виндл, Дэйв и Мартин Боуман. Бомбардировщики V: Вулкан, Валиант и Виктор , Casemate Publishers, 2009. ISBN 1-84415-827-6 .
- Винн, Хамфри. Стратегические силы ядерного сдерживания Королевских ВВС: истоки, роли и развертывание 1946–1969 гг. Лондон: Канцелярский офис, 1997. ISBN 0-11-772833-0 .
- Кордесман, Энтони Х .; Кляйбер, Мартин (2007). Модернизация вооруженных сил Китая: развитие вооруженных сил и стратегические возможности . ЦСИС . п. 158. ИСБН 978-0-89206-496-0 .
- Бергман, Ронен (30 января 2018 г.). Встань и убей первым: Тайная история целенаправленных убийств Израиля . Издательская группа Random House. п. 306. ИСБН 978-0-679-60468-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фото воздушной танковки 1929 года.
- История воздушного танкирования
- Перевооружение десанта , исчерпывающая статья с видео.
- Дозаправка в воздухе на АПА
- Консультативная группа по системам дозаправки в воздухе
- Двадцать один год дозаправки в полете , статья 1955 года о разработке метода дозаправки компанией Flight Refueling Ltd.
- Лучший в мире самолет-заправщик в воздухе
- Ассоциация тактических танкеров
- Ассоциация воздушных перевозок/танкеров. Архивировано 25 июня 2022 года в Wayback Machine.