Удлинитель McDonnell Douglas KC-10
КС-10 Удлинитель | |
---|---|
Удлинитель KC-10 ВВС США , дозаправляющий F-16 Fighting Falcon | |
Роль | Танки / транспорт |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Макдоннелл Дуглас |
Первый полет | 12 июля 1980 г |
Введение | 1 марта 1981 г |
Ушедший на пенсию | 2021 (РНЛАФ) |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | ВВС США Омега услуги по дозаправке в воздухе Королевские ВВС Нидерландов (исторический) |
Произведено | КС-10: 1979–1987 гг. |
Количество построенных | КС-10: 60; КДЦ-10: 2 |
Разработано на основе | Макдоннелл Дуглас DC-10 |
McDonnell Douglas KC-10 Extender — американский самолет-заправщик и грузовой самолет, эксплуатируемый ВВС США (USAF). Военная версия трехдвигательного авиалайнера DC-10 , KC-10, была разработана в рамках программы Advanced Tanker Cargo Aircraft Program . [Н 1] Он включает в себя специальное военное оборудование для выполнения основных задач по дозаправке и транспортировке в воздухе. Он был разработан в дополнение к стратотанкеру KC-135 после опыта работы в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке . KC-10 был вторым транспортным самолетом McDonnell Douglas, выбранным ВВС после C-9 . Всего для ВВС США было произведено 60 KC-10. Королевские ВВС Нидерландов эксплуатировали два аналогичных танкера, получивших обозначение KDC-10 , которые были переоборудованы из DC-10.
KC-10 играет ключевую роль в мобилизации военных сил США, принимая участие в зарубежных операциях вдали от дома. Эти самолеты выполняли воздушные перевозки и дозаправку в воздухе во время бомбардировок Ливии в 1986 году (операция «Каньон Эльдорадо»), войны в Персидском заливе с Ираком в 1990–91 годах (операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне»), бомбардировок НАТО Югославии (операция «Союзные силы»), войны в Афганистане. ( Операция «Несокрушимая свобода ») и Война в Ираке (Операции «Свобода Ирака» и «Новая заря»).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Программа перспективных грузовых самолетов-танкеров
[ редактировать ]Во время войны во Вьетнаме начали формироваться сомнения относительно способности флота Boeing KC-135 Stratotanker удовлетворить потребности глобальных обязательств Соединенных Штатов. Флот дозаправщиков в воздухе был переброшен в Юго-Восточную Азию для поддержки тактической авиации и стратегических бомбардировщиков, сохраняя при этом поддержку флота ядерных бомбардировщиков на базе США. Следовательно, ВВС искали воздушный танкер с большими возможностями, чем КС-135. В 1972 году два DC-10 прошли испытания на базе ВВС Эдвардс , имитируя дозаправку в воздухе для проверки возможных проблем со следом. Компания Boeing провела аналогичные испытания с Боингом 747. [1]
Во время войны Судного дня 1973 года ВВС начали операцию «Никелевая трава» по снабжению Израиля оружием и припасами. Операция продемонстрировала необходимость наличия адекватных возможностей дозаправки в воздухе; лишенные прав на посадку в Европе, транспортные средства C-5 Galaxy были вынуждены перевозить часть своей максимальной полезной нагрузки на прямых рейсах из континентальной части Соединенных Штатов в Израиль . [2] [3] Чтобы устранить этот недостаток мобильности, в 1975 году в рамках Программы перспективных грузовых самолетов-заправщиков были оценены четыре самолета — Lockheed C-5 , Boeing 747 , McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 . [4] Единственными серьезными претендентами были Boeing и McDonnell Douglas . В декабре 1977 года был выбран DC-10 компании McDonnell Douglas. Основной причиной этого выбора была способность KC-10 работать с более коротких взлетно-посадочных полос. [3] Первоначально была заказана партия из 12 самолетов, но позже ее количество было увеличено до 60. [3]
КС-10 Удлинитель
[ редактировать ]KC-10 Extender совершил первый полет в июле 1980 года. В октябре 1980 года был выполнен первый вылет дозаправки в воздухе. [5] [6] Конструкция КС-10 включала модификации конструкции DC-10-30CF. Ненужные функции авиакомпании были заменены улучшенной системой обработки грузов и военной авионикой . [7] KC-10 сохранил 88% общности со своими коммерческими аналогами, что дало ему больший доступ к всемирной системе коммерческой поддержки. [3] Другие изменения по сравнению с DC-10-30CF включают удаление большинства окон и снижение грузовых дверей. [8] Ранние самолеты имели характерную светло-серую, бело-синюю окраску, а на более поздних танкерах использовался серо-зеленый камуфляж. К концу 1990-х годов окраска была изменена на средне-серый цвет. [9]
Наиболее заметными изменениями стало добавление усовершенствованной воздушной дозаправочной стрелы McDonnell Douglas и дополнительных топливных баков, расположенных в багажных отсеках под главной палубой. Дополнительные баки увеличивают запас топлива КС-10 до 356 000 фунтов (161 478 кг), почти вдвое увеличивая вместимость КС-135. [5] КС-10 имеет как центральную заправочную стрелу (уникальную тем, что на ее кормовой части имеется система управления поверхностями, которая отличается от конструкции с V-образным хвостовым оперением , использовавшейся на предыдущих танкерах), так и тормозно-шланговую систему на правом борту. задняя часть фюзеляжа. Оператор стрелы КС-10 сидит в задней части самолета с широким окном для наблюдения за дозаправкой, а не лежа, как в КС-135. Оператор контролирует операции заправки посредством цифровой электродистанционной системы . [9] [10] Заправочная стрела может доставлять топливо в приемник с максимальной скоростью 1100 галлонов (4180 литров) в минуту, в то время как центральная тормозная система имеет максимальную скорость выгрузки топлива 470 галлонов (1786 литров) в минуту. [11]
В отличие от КС-135, шланговая система КС-10 позволяет дозаправлять топливом самолеты ВМФ , Корпуса морской пехоты и большинство самолетов союзников за один полет. [5] Последние двадцать произведенных KC-10 включали установленные на крыле отсеки для дополнительных мест дозаправки. [1] КС-10 может перевозить экипаж из 75 человек и 146 000 фунтов (66 225 кг) груза или 170 000 фунтов (77 110 кг) в полностью грузовой конфигурации. [5] При этом он может транспортировать эти грузы на расстояние без дозаправки в 4400 миль (7040 км). [11] КС-10 имеет боковую грузовую дверь для погрузки и разгрузки груза. Погрузочно-разгрузочное оборудование необходимо для подъема и опускания грузов к грузовому проему. Он может перевозить грузы и служить танкером в зарубежных миссиях. [12]
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]Потребность в новых транспортных самолетах для Королевских ВВС Нидерландов ( Koninklijke Luchtmacht ) впервые была выявлена в 1984 году. [13] 1991 года Война в Персидском заливе выявила недостатки в мобильности европейских сил. [14] В 1991 году были установлены четыре категории транспортных потребностей. Категория А требовала большого грузового самолета с дальностью полета не менее 4500 км и возможностью дозаправки F-16. В 1992 году два самолета DC-10-30CF были приобретены у Martinair по контракту о покупке с обратной арендой . Когда один из двух самолетов погиб в результате крушения рейса 495 компании Martinair , у компании Martinair был куплен третий самолет. [13]
США Конверсия осуществлялась в рамках программы продаж военной техники за рубежом , в рамках которой был заключен контракт с McDonnell Douglas. Затраты на переоборудование первоначально оценивались в 89,5 миллионов долларов (1994 финансовый год). Самолет должен был быть оснащен как стрелой, так и системой зонда и тормоза. Поскольку у McDonnell Douglas не было никакого опыта работы с запрошенной системой дистанционного дозаправки в воздухе (RARO), а также поскольку третий самолет отличался от двух первоначальных, программу не удалось завершить в рамках бюджета. Если исключить систему зонда и тормоза, а также фиксированную перегородку между грузом и пассажиром, стоимость можно будет ограничить 96 миллионами долларов. [13]
Чтобы компенсировать рост затрат, McDonnell Douglas наняла голландские компании для выполнения части работ. Переоборудование самолета было выполнено компанией KLM с октября 1994 г. по сентябрь 1995 г. для первого самолета и с февраля по декабрь 1995 г. для второго. Это заняло намного больше времени, чем планировалось, главным образом потому, что McDonnell Douglas доставила детали с опозданием. Это снова привело бы к увеличению стоимости, но в контракте на AH-64 Apache , который Королевские ВВС Нидерландов также купили у McDonnell Douglas, цена была оговорена на уровне 96 миллионов долларов. [13]
В 2010 году ВВС США заключили с компанией Boeing контракт на модернизацию парка из 59 самолетов новой системой связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением (CNS/ATM). Это должно было позволить самолету летать в гражданском воздушном пространстве, поскольку в 2015 году вступили в силу новые стандарты ИКАО и ФАУ . [15] В 2011 году Rockwell Collins получила контракт на интеграцию авионики и систем для программы модернизации кабины. [16] [17]
Варианты
[ редактировать ]- KC-10A : первоначальная версия военного танкера на базе DC-10-30CF.
- KDC-10 : переоборудование самолета DC-10-30CF в конфигурацию заправщика/транспорта. В то время как программа FMS осуществлялась через McDonnell Douglas, переоборудование двух самолетов осуществила компания KLM . Omega Aerial Refueling Services эксплуатирует KDC-10-40. [ нужна ссылка ]
- KC-10B : После того, как компания McDonnell Douglas выполнила переоборудование KDC-10 для Королевских ВВС Нидерландов в 1992 году, они предложили танкерно-транспортную версию MD -11CF , имевшую собственное обозначение KMD-11. MDC предлагала либо переоборудование подержанных самолетов (KMD-11), либо самолет новой постройки (KC-10B). Предлагаемый KMD-11 предлагал на 35 000 фунтов больше грузоподъемности и на 8 400 фунтов больше переносимого топлива, чем KC-10A. Он был предложен RNAF и Королевским ВВС Саудовской Аравии (RSAF) в 1990-х годах и Королевским ВВС Австралии (RAAF) в начале 2000-х. [18]
Операционная история
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ](SAC) ВВС Первый KC-10 был доставлен Стратегическому авиационному командованию в марте 1981 года на авиабазе Барксдейл . В 1982 году недавно переименованное 22-е воздушное дозаправочное крыло , ранее 22-е бомбардировочное крыло, было переоборудовано расширителями KC-10A и стало вторым подразделением ВВС, эксплуатирующим новые танкеры. [ нужна ссылка ] 60-й и последний KC-10 был доставлен 29 ноября 1988 года. [19] KC-10 служили в составе SAC до 1992 года, когда они были переведены в состав недавно созданного Командования воздушной мобильности . В качестве дозаправки в воздухе KC-10 в основном использовались для стратегической дозаправки большого количества тактических самолетов на перегоночных рейсах и для дозаправки других стратегических транспортных самолетов. И наоборот, парк KC-135 в основном выполнял тактические функции на театре военных действий. По состоянию на 2010 год на вооружении ВВС США находится 59 удлинителей KC-10. [12] [15] KC-10 ВВС США дислоцируются в основном на авиабазе Трэвис в Калифорнии и на авиабазе МакГуайр , которая сейчас является частью объединенной базы МакГуайр-Дикс-Лейкхерст в Нью-Джерси.
Столкнувшись с отказом в правах базирования и пролета со стороны стран континентальной Европы во время операции «Каньон Эльдорадо» , США были вынуждены использовать базирующиеся в Великобритании F-111 в авиаударах по Ливии в 1986 году . КС-10 и КС-135 позволили 29 F-111, а также другим самолетам ВВС и ВМФ достичь своих целей. [20] KC-10 снова сыграл ключевую роль во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в 1991 году. KC-10 облегчили переброску тактических, стратегических и транспортных самолетов в Саудовскую Аравию . На ранних этапах операции «Щит пустыни» дозаправка в воздухе была ключом к быстрой переброске техники и сил по воздуху. Помимо дозаправки самолетов по воздуху, КС-10 вместе с меньшим КС-135 перевезли тысячи тонн грузов и тысячи военнослужащих в поддержку массового наращивания сил. КС-10 и КС-135 выполнили около 51 700 отдельных операций по дозаправке и доставили 125 миллионов галлонов (475 миллионов литров) топлива, не пропустив ни одной запланированной встречи. [12]
С тех пор КС-10 участвовал и в других более мелких конфликтах. В марте 1999 года НАТО начало операцию «Союзная сила» против правительства Югославии . Мобильная часть операции началась в феврале и сильно зависела от танкеров. К началу мая 1999 года около 150 КС-10 и КС-135 были переброшены в Европу, где они дозаправляли бомбардировщики, истребители и самолеты поддержки, участвовавшие в конфликте. KC-10 совершил 409 вылетов за всю кампанию Allied Force и продолжал оказывать поддержку операциям в Косово . [12] С 11 сентября 2001 года KC-10 совершили более 350 вылетов по охране неба США в рамках операции Noble Eagle . В ходе операций «Несокрушимая свобода» и «Свобода Ирака» KC-10 совершили более 1390 вылетов, обеспечивая критически важную поддержку дозаправки в воздухе многочисленных самолетов-приемников объединений и коалиции. [12] По состоянию на 2004 год предполагалось, что KC-10 прослужат до 2043 года. [21]
ВВС рассматривали возможность вывода из эксплуатации своего парка танкеров KC-10 в ответ на сокращение бюджета службы в рамках бюджета службы на 2015 финансовый год. Был предложен «вертикальный разрез» для продажи всех КС-10, поскольку КС-10 меньше, чем КС-135, а наличие на вооружении трех разных моделей танкеров после появления КС -46 было бы дорогостоящим, а «горизонтальный разрез» по всем заправочным паркам будет достигнута небольшая эффективность. [22] Некоторые полагали, что вывод из эксплуатации КС-10 не пойдет на пользу ВВС, учитывая, что они оснащены как стреловыми, так и шланговыми системами дозаправки, а также относительно молодой возраст парка. [23]
Сначала официальные лица утверждали, что первоначальный вывод из эксплуатации KC-10 в сентябре 2013 года был «пробным шаром», призванным привлечь внимание к проблемам эксплуатационных расходов ВВС. По состоянию на начало 2013 года стоимость полета KC-10 в час составляла 21 170 долларов, а работоспособность - 87 процентов. [24] Бюджетный план на 2015 финансовый год не предусматривал сокращения KC-10. [25] В июле 2020 года первый американский KC-10, выведенный из эксплуатации, с бортовым номером 86-0036, был передан 309-й группе аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARG) для хранения на базе ВВС Дэвис Монтан, штат Аризона. [26]
В июле 2021 года 2-я АРС стала первой эскадрильей КС-10, начавшей переоборудование в КС-46. [27] В августе 2021 года KC-10 принял участие в крупнейшей небоевой эвакуации в поддержку операции «Убежище союзников» и способствовал безопасной эвакуации более 124 000 афганских беженцев. [28]
В январе 2023 года ВВС США объявили, что все KC-10 будут выведены из эксплуатации к 30 сентября 2024 года. [29] Свой последний боевой вылет KC-10 совершил в составе ВВС США 5 октября 2023 года. [30]
Нидерланды
[ редактировать ]Два голландских KDC-10 использовались как для дозаправки, так и для транспортировки. [31] Они дислоцировались в аэропорту Эйндховена в составе 334-й транспортной эскадрильи. Из 5500 часов налета за первые 3 года использования самолет использовался в качестве заправщика 50% времени. Помимо использования ВВС и союзниками по НАТО, KDC-10 также использовались для поддержки операций по поддержанию мира и гуманитарной помощи . За первые три года 32% летных часов было использовано для миротворческой и гуманитарной помощи. [13]
В рамках этой функции самолет был направлен в Косово для эвакуации беженцев, в страны Карибского бассейна и Центральной Америки для оказания гуманитарной помощи после ураганов «Луис» , «Жорж» и «Митч» , а также в различные страны Африки и Азии для оказания помощи в целях развития . В 1998 году самолеты использовались для эвакуации голландских граждан из Индонезии во время падения Сухарто . Голландские KDC-10 действовали с авиабазы Манас для поддержки союзных войск во время операции «Несокрушимая свобода», а также для поддержки ВВС союзников над Ираком и Сирией.
Третий DC-10, зарегистрированный Т-255, был приобретен и прослужил в течение трех лет, а затем был выведен из эксплуатации в апреле 2014 года из-за сокращений обороны Нидерландов и отправлен в аэропорт Ньюки на слом. [32] KDC-10, находившиеся на вооружении Нидерландов, были заменены на Airbus A330 MRTT . [33] Первый самолет, зарегистрированный T-264/Prins Bernhard и подлежащий капитальному ремонту, был выведен из эксплуатации в ноябре 2019 года, а затем передан новому владельцу, компании Omega Aerial Refueling Services . [34] Последний KDC-10, зарегистрированный T-235/Jan Scheffer, оставался на вооружении Нидерландов до октября 2021 года. [35] Самолет покинул Нидерланды и направился на службу в компанию Omega в США в октябре 2021 года. [36] [33]
Гражданские операторы
[ редактировать ]Коммерческие заправочные компании Omega Aerial Refueling Services и Global Airtanker Service арендуют три танкера KDC-10: N974VV, N235UL и N264DE. [37] [38] Они были переоборудованы из DC-10 и обеспечивают возможность дозаправки зондов и тормозов из крыльевых гондол, аналогичных KC-10. [39]
В июне и июле 2011 года KDC-10 компании Omega Air сопровождал три самолета Королевских ВВС Австралии F /A-18 Hornets , направлявшихся к Красному Флагу на Аляску . [40]
В 2019 году Omega согласилась приобрести два нидерландских самолета KDC-10. Один был получен в ноябре 2019 года, [34] а второй доставлен в октябре 2021 года. [36] [33]
Операторы
[ редактировать ]- ВВС США - по состоянию на август 2024 г. в эксплуатации находится 3 самолета KC-10. [ нужна ссылка ]
- Стратегическое авиационное командование
- 2-е бомбардировочное крыло - авиабаза Барксдейл , Луизиана, 1981–1992 гг.
- 2-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1989–1992 гг.
- 32-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1981–1992 гг.
- 4-е крыло - авиабаза Сеймур-Джонсон , Северная Каролина, 1991–1992 гг.
- 22-е крыло дозаправки в воздухе - авиабаза Марч , Калифорния, 1982–1992 гг.
- 6-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1989–1992 гг.
- 9-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1982–1992 гг.
- 68-я группа / крыло дозаправки в воздухе - авиабаза Сеймур-Джонсон, 1982–1991 гг.
- 344-я авиационная дозаправочная эскадрилья, 1986–1991 гг.
- 911-я авиационная заправочная эскадрилья 1982–1991 гг.
- 802d крыло дозаправки в воздухе - авиабаза Лажес , Азорские острова , 1990–1991 гг.
- 802-я эскадрилья дозаправки в воздухе
- 1709-е авиакрыло дозаправки - авиабаза Король Абдель Азиз , Саудовская Аравия, 1990–1991 гг.
- 1710-я авиационная заправочная эскадрилья
- 2-е бомбардировочное крыло - авиабаза Барксдейл , Луизиана, 1981–1992 гг.
- Командование воздушной мобильности
- 22-е авиакрыло дозаправки - авиабаза Март, 1992–1994 гг.
- 6-я авиационная дозаправочная эскадрилья
- 9-я авиационная дозаправочная эскадрилья
- 458-я оперативная группа - авиабаза Барксдейл, 1992–1994 гг.
- 2-я эскадрилья дозаправки в воздухе
- 32-я авиационная дозаправочная эскадрилья
- 4-я оперативная группа - авиабаза Сеймур-Джонсон, 1992–1995 гг.
- 344-я авиационная заправочная эскадрилья 1992-1994 гг.
- 711-я авиационная заправочная эскадрилья 1994-1994 гг.
- 744-я авиационная заправочная эскадрилья 1994-1995 гг.
- 911-я авиационная заправочная эскадрилья 1992-1994 гг.
- 60-е крыло воздушной мобильности - авиабаза Трэвис , Калифорния , 1994 – настоящее время.
- 6-я авиационная дозаправочная эскадрилья , 1995 – настоящее время.
- 9-я авиационная дозаправочная эскадрилья , 1994 – настоящее время.
- 305-е крыло воздушной мобильности - авиабаза Макгуайр , Нью-Джерси, 1994–2023 гг.
- 2-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1994-2021 гг.
- 32-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1994-2023 гг.
- 380-е воздушное экспедиционное крыло - авиабаза Аль-Дафра , Объединенные Арабские Эмираты, 2002–2023 гг.
- 908-я экспедиционная авиационная заправочная эскадрилья
- 722-е крыло дозаправки - мартовская авиабаза, 1994–1996 гг.
- 6-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1994–1996 гг.
- 9-я авиационная заправочная эскадрилья, 1994 г.
- 22-е авиакрыло дозаправки - авиабаза Март, 1992–1994 гг.
- Командование резерва ВВС
- 98-я группа дозаправки воздуха (сотрудник) - авиабаза Барксдейл, 1987–1994 гг.
- 78-я авиационная дозаправочная эскадрилья
- 452-е авиакрыло дозаправки (партнер) - мартовская авиабаза, 1981–1995 гг.
- 78-я авиационная заправочная эскадрилья 1981–1987 гг.
- 79-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1982–1995 гг.
- 349-е крыло аэромобильности (партнер) - авиабаза Трэвис, с 1994 г. по настоящее время
- 70-я авиационная дозаправочная эскадрилья , 1994 – настоящее время.
- 79-я авиационная дозаправочная эскадрилья , 1995 – настоящее время.
- 514-е авиамобильное крыло (партнер) - авиабаза Макгуайр, 1994–2023 гг.
- 76-я авиационная заправочная эскадрилья 1994-2022 гг.
- 78-я авиационная дозаправочная эскадрилья 1994-2023 гг.
- 916-я группа дозаправки в воздухе (сотрудник) - Сеймур-Джонсон, 1985–1994 гг.
- 98-я группа дозаправки воздуха (сотрудник) - авиабаза Барксдейл, 1987–1994 гг.
- Королевские ВВС Нидерландов эксплуатировали два KDC-10, которые после вывода из эксплуатации были проданы компании Omega Aerial Refueling Services . Голландские танкеры были заменены самолетами Airbus A330 MRTT, принадлежащими НАТО в составе Многонационального многоцелевого танкерного транспортного флота (MMF). [41] Транспортный DC-10, зарегистрированный Т-255, прослужил три года, прежде чем был выведен из эксплуатации в апреле 2014 года из-за сокращения обороны Нидерландов. [42]
Инциденты
[ редактировать ]17 сентября 1987 года KC-10A с серийным номером 82-0190 проходил техническое обслуживание на авиабазе Барксдейл , штат Луизиана , и подвергся взрыву и последующему пожару. КС-10 получил значительные повреждения и списан. В огне погиб один член наземной бригады. [43]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- 79-0433 — на статической экспозиции в Музее управления воздушной мобильностью на базе ВВС Дувр , штат Делавэр . Это был первый произведенный KC-10, который использовался для испытаний и разработок перед поступлением на вооружение в 1981 году. [44]
- 84-0185 — на статической экспозиции в Музее авиации Марч-Филд на базе ВВС Марч , Риверсайд , Калифорния . [45]
- 84-0191 — на статической экспозиции в авиапарке Национального музея ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [46]
Технические характеристики (КС-10А)
[ редактировать ]Данные из информационного бюллетеня ВВС США, [12] Штеффен [47]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (командир самолета, второй пилот, бортинженер и оператор стрелы)
- Вместимость: 170 000 фунтов груза, 25 поддонов и 16 пассажиров или 17 поддонов и 75 пассажиров. [47]
- Длина: 181 футов 7 дюймов (55,35 м)
- Размах крыльев: 165 футов 4,5 дюйма (50,406 м)
- Высота: 58 футов 1 дюйм (17,70 м)
- Площадь крыла: 3958 кв. футов (367,7 м ). 2 )
- Профиль крыла : корень: DSMA-496/-521/-522; наконечник: DSMA-519/-520 [48]
- Пустой вес: 241 027 фунтов (109 328 кг)
- Полная масса: 590 000 фунтов (267 619 кг)
- Максимальный взлетный вес: 590 000 фунтов (267 619 кг)
- Запас топлива: 365 000 фунтов (165 561 кг)
- Силовая установка: 3 General Electric F103 (GE CF6-50C2) с тягой 52 500 фунтов силы (234 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 538 миль в час (866 км/ч, 468 узлов)
- Максимальная скорость: 0,89 Маха.
- Дальность действия: 4400 миль (7100 км, 3800 миль) при максимальной пассажировместимости; 3800 миль (7038 км; 4373 миль) с максимальной грузоподъемностью.
- Перегоночная дальность: 11 500 миль (18 500 км, 10 000 морских миль)
- Практический потолок: 42 000 футов (13 000 м)
- Скорость набора высоты: 6870 футов/мин (34,9 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Handley Page Jetstream изначально был заказан как C-10, но вскоре был отменен. Это позволило танкерной версии DC-10 получить обозначение КС-10А.
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б Уоддингтон 2000, стр. 116–120.
- ^ Исправлено 1998 г., стр. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д Штеффен 1998, с. 103.
- ^ Фроули 2002, с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Штеффен 1998, с. 104.
- ^ «Удлинитель КС-10А: Предыстория» . Globalsecurity.org . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ Иден 2004, стр. 286.
- ^ «Удлинитель КС-10А: Характеристики» . Globalsecurity.org . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Штеффен 1998, стр. 103–107.
- ^ Иден 2004, стр. 287.
- ^ Перейти обратно: а б «Удлинитель КС-10» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Информационные бюллетени: Удлинитель KC-10» . ВВС США. Май 2014 года . Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Оценочный проект КДЦ-10» . Министерство обороны (на голландском языке). 1 июля 1999 года . Проверено 5 января 2014 г.
- ^ Штеффен 1997, с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Тримбл, Стивен (24 июня 2010 г.). «Boeing планирует модернизацию кабины C-130H и KC-10» . Flightglobal.com . Проверено 19 сентября 2010 г.
- ^ «Boeing выигрывает контракт на модернизацию CNS-ATM для танкеров KC-10 ВВС США» . Defenseindustrydaily.com . 21 августа 2014 года . Проверено 16 марта 2017 г.
- ^ «Rockwell Collins заключила контракт на программу модернизации кабины CNS/ATM KC-10» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2011 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Слишком большой для собственного блага: почему танкер на базе MD-11 так и не был построен» . 8 января 2016 г.
- ^ Штеффен 1998, стр. 104, 107.
- ^ «Операция Каньон Эльдорадо» . Globalsecurity.org . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ Веронико и Данн 2004, с. 58.
- ^ ВВС могут отказаться от танкерного флота KC-10 - DoDBuzz.com, 17 сентября 2013 г.
- ^ ВАЙСГЕРБЕР, МАРКУС; МЕХТА, ААРОН (15 сентября 2013 г.). «ВВС США взвешивают списание флотов КС-10, А-10» . www.defensenews.com . Правительственная медиакорпорация Gannett. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
- ^ ВВС могут отказаться от всего парка А-10 - Defensemedianetwork.com, 17 октября 2013 г.
- ^ Как план расходов Хейгеля изменит вооруженные силы США - Flightglobal.com, 26 февраля 2014 г.
- ^ «Первый KC-10 направляется на Могильник, когда в состав флота входит Пегас» . 16 июля 2020 г.
- ^ «Эскадрилья Макгуайра прощается с КС-10, готовится к КС-46» . 2 июля 2021 г.
- ^ «Операция «Убежище союзников: год спустя» . 17 августа 2022 г.
- ^ Росси Педроса-Бертран (30 января 2023 г.). «Конец 10» . 349-е крыло аэромобильности по связям с общественностью . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Ньюдик, Томас (5 октября 2023 г.). «Удлинитель КС-10 выполнил свой последний боевой вылет» . Драйв . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Штеффен 1997, стр. 106–107.
- ^ «ВВС Нидерландов отказываются от транспорта DC-10» . Flightglobal.com . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Последний танкер KDC-10 RNLAF покидает Нидерланды» . ключ.аэро . 25 октября 2021 г. Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Частная авиазаправочная компания «Омега» покупает танкеры KDC 10 со стрелами» . Flightglobal.com . 25 ноября 2019 года . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ «Прощальный полет и последнее прощание с KDC-10 Королевских ВВС Нидерландов» . aviacion.com . 5 октября 2021 г. Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б ван дер Марк 2019 , с. 7
- ^ «Часто задаваемые вопросы» . Омега-дозаправка в воздухе . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 27 августа 2011 г.
- ^ «Самолет-заправщик KDC-10» . Глобальная служба авиатанкеров . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 года . Проверено 19 сентября 2010 г.
- ^ «KDC-10: Основные параметры» . Глобальные услуги авиатанкеров . Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 25 февраля 2008 г.
- ^ «Шершни RAAF участвуют в Красном флаге Аляски», Ежемесячник ВВС ( Key Publishing ), выпуск 282, сентябрь 2011 г., стр. 37. ISSN 0955-7091 . Проверено: 30 сентября 2011 г.
- ^ «Справочный документ MMF» (PDF) . Airbus Group, получено из архива Archive.today, сделанного 17 июля 2017 г., 22:36:58 UTC . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2017 года . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ «ВВС Нидерландов отказываются от транспорта DC-10» . Flightglobal.com . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ "Макдоннелл Дуглас KC-10A 82-0190." База данных сети авиационной безопасности . Проверено: 19 сентября 2010 г.
- ^ Балик, Роланд (26 апреля 2022 г.). «Музей AMC получил первый удлинитель KC-10A ВВС США» . Экспедиционный центр ВВС США . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ «Удлинитель КС-10А, Боинг» . Музей авиации Марч Филд в Риверсайде, Калифорния . 11 сентября 2001 года . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ «Удлинитель McDonnell Douglas KC-10A» . Национальный музей ВВС США™ . 15 апреля 2024 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Штеффен 1998, с. 107.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN 978-1-904687-84-9 .
- Эндрес, Гюнтер (1998). Макдоннелл Дуглас DC-10, Том 10 . Гранд-Рапидс, Мичиган: Zenith Imprint. ISBN 978-0-7603-0617-8 .
- Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг . Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. ISBN 978-1-875671-55-7 .
- Штеффен, Артур AC (1998). McDonnell Douglas DC-10 и удлинитель KC-10 . Хинкли, Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-051-7 .
- ван дер Марк, Кес (декабрь 2019 г.). «Первый голландский KDC-10 выведен из эксплуатации». Эйр Интернешнл . Том. 97, нет. 6. с. 7. ISSN 0306-5634 .
- Веронико, Ник; Данн, Джим (2004). Воздушная мощь США XXI века . Гранд-Рапидс, Мичиган: Zenith Imprint. ISBN 978-0-7603-2014-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Уоддингтон, Терри (2000). Макдоннелл Дуглас DC-10 . Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN 978-1-892437-04-4 .