Jump to content

Удлинитель McDonnell Douglas KC-10

(Перенаправлено с удлинителя KC-10 )

КС-10 Удлинитель
Большой трехмоторный самолет заправляет реактивный истребитель, а еще два последних летят вдалеке.
Удлинитель KC-10 ВВС США , дозаправляющий F-16 Fighting Falcon
Роль Танки / транспорт
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Макдоннелл Дуглас
Первый полет 12 июля 1980 г .; 44 года назад ( 1980-07-12 )
Введение 1 марта 1981 г .; 43 года назад ( 1981-03-01 )
Ушедший на пенсию 2021 (РНЛАФ)
Статус В ограниченном обслуживании
Основные пользователи ВВС США
Омега услуги по дозаправке в воздухе
Королевские ВВС Нидерландов (исторический)
Произведено КС-10: 1979–1987 гг.
Количество построенных КС-10: 60; КДЦ-10: 2
Разработано на основе Макдоннелл Дуглас DC-10

McDonnell Douglas KC-10 Extender — американский самолет-заправщик и грузовой самолет, эксплуатируемый ВВС США (USAF). Военная версия трехдвигательного авиалайнера DC-10 , KC-10, была разработана в рамках программы Advanced Tanker Cargo Aircraft Program . [Н 1] Он включает в себя специальное военное оборудование для выполнения основных задач по дозаправке и транспортировке в воздухе. Он был разработан в дополнение к стратотанкеру KC-135 после опыта работы в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке . KC-10 был вторым транспортным самолетом McDonnell Douglas, выбранным ВВС после C-9 . Всего для ВВС США было произведено 60 KC-10. Королевские ВВС Нидерландов эксплуатировали два аналогичных танкера, получивших обозначение KDC-10 , которые были переоборудованы из DC-10.

KC-10 играет ключевую роль в мобилизации военных сил США, принимая участие в зарубежных операциях вдали от дома. Эти самолеты выполняли воздушные перевозки и дозаправку в воздухе во время бомбардировок Ливии в 1986 году (операция «Каньон Эльдорадо»), войны в Персидском заливе с Ираком в 1990–91 годах (операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне»), бомбардировок НАТО Югославии (операция «Союзные силы»), войны в Афганистане. ( Операция «Несокрушимая свобода ») и Война в Ираке (Операции «Свобода Ирака» и «Новая заря»).

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Программа перспективных грузовых самолетов-танкеров

[ редактировать ]
Ранний самолет KC-10 Extender заправляет C-5 Galaxy в 1980 году. Оба самолета окрашены в типичную для той эпохи ливрею.

Во время войны во Вьетнаме начали формироваться сомнения относительно способности флота Boeing KC-135 Stratotanker удовлетворить потребности глобальных обязательств Соединенных Штатов. Флот дозаправщиков в воздухе был переброшен в Юго-Восточную Азию для поддержки тактической авиации и стратегических бомбардировщиков, сохраняя при этом поддержку флота ядерных бомбардировщиков на базе США. Следовательно, ВВС искали воздушный танкер с большими возможностями, чем КС-135. В 1972 году два DC-10 прошли испытания на базе ВВС Эдвардс , имитируя дозаправку в воздухе для проверки возможных проблем со следом. Компания Boeing провела аналогичные испытания с Боингом 747. [1]

Во время войны Судного дня 1973 года ВВС начали операцию «Никелевая трава» по снабжению Израиля оружием и припасами. Операция продемонстрировала необходимость наличия адекватных возможностей дозаправки в воздухе; лишенные прав на посадку в Европе, транспортные средства C-5 Galaxy были вынуждены перевозить часть своей максимальной полезной нагрузки на прямых рейсах из континентальной части Соединенных Штатов в Израиль . [2] [3] Чтобы устранить этот недостаток мобильности, в 1975 году в рамках Программы перспективных грузовых самолетов-заправщиков были оценены четыре самолета — Lockheed C-5 , Boeing 747 , McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 . [4] Единственными серьезными претендентами были Boeing и McDonnell Douglas . В декабре 1977 года был выбран DC-10 компании McDonnell Douglas. Основной причиной этого выбора была способность KC-10 работать с более коротких взлетно-посадочных полос. [3] Первоначально была заказана партия из 12 самолетов, но позже ее количество было увеличено до 60. [3]

КС-10 Удлинитель

[ редактировать ]

KC-10 Extender совершил первый полет в июле 1980 года. В октябре 1980 года был выполнен первый вылет дозаправки в воздухе. [5] [6] Конструкция КС-10 включала модификации конструкции DC-10-30CF. Ненужные функции авиакомпании были заменены улучшенной системой обработки грузов и военной авионикой . [7] KC-10 сохранил 88% общности со своими коммерческими аналогами, что дало ему больший доступ к всемирной системе коммерческой поддержки. [3] Другие изменения по сравнению с DC-10-30CF включают удаление большинства окон и снижение грузовых дверей. [8] Ранние самолеты имели характерную светло-серую, бело-синюю окраску, а на более поздних танкерах использовался серо-зеленый камуфляж. К концу 1990-х годов окраска была изменена на средне-серый цвет. [9]

Оператор заправочной стрелы КС-10 сидит, а не лежа.
Оператор заправочной стрелы КС-10 сидит, а не лежа.
Реактивный самолет дозаправляется из серого трехмоторного танкера через длинную стрелу, расположенную под кормовой частью фюзеляжа танкера.
Смешанная система дозаправки KC-10, состоящая из шланга и тормоза и летающей стрелы, позволяет ему заправлять самолеты ВВС США, ВМС США, Корпуса морской пехоты США и союзных войск. [5]

Наиболее заметными изменениями стало добавление усовершенствованной воздушной дозаправочной стрелы McDonnell Douglas и дополнительных топливных баков, расположенных в багажных отсеках под главной палубой. Дополнительные баки увеличивают запас топлива КС-10 до 356 000 фунтов (161 478 кг), почти вдвое увеличивая вместимость КС-135. [5] КС-10 имеет как центральную заправочную стрелу (уникальную тем, что на ее кормовой части имеется система управления поверхностями, которая отличается от конструкции с V-образным хвостовым оперением , использовавшейся на предыдущих танкерах), так и тормозно-шланговую систему на правом борту. задняя часть фюзеляжа. Оператор стрелы КС-10 сидит в задней части самолета с широким окном для наблюдения за дозаправкой, а не лежа, как в КС-135. Оператор контролирует операции заправки посредством цифровой электродистанционной системы . [9] [10] Заправочная стрела может доставлять топливо в приемник с максимальной скоростью 1100 галлонов (4180 литров) в минуту, в то время как центральная тормозная система имеет максимальную скорость выгрузки топлива 470 галлонов (1786 литров) в минуту. [11]

В отличие от КС-135, шланговая система КС-10 позволяет дозаправлять топливом самолеты ВМФ , Корпуса морской пехоты и большинство самолетов союзников за один полет. [5] Последние двадцать произведенных KC-10 включали установленные на крыле отсеки для дополнительных мест дозаправки. [1] КС-10 может перевозить экипаж из 75 человек и 146 000 фунтов (66 225 кг) груза или 170 000 фунтов (77 110 кг) в полностью грузовой конфигурации. [5] При этом он может транспортировать эти грузы на расстояние без дозаправки в 4400 миль (7040 км). [11] КС-10 имеет боковую грузовую дверь для погрузки и разгрузки груза. Погрузочно-разгрузочное оборудование необходимо для подъема и опускания грузов к грузовому проему. Он может перевозить грузы и служить танкером в зарубежных миссиях. [12]

Дальнейшие разработки

[ редактировать ]
Удлинитель KC-10 ВВС США после дозаправки другим KC-10.

Потребность в новых транспортных самолетах для Королевских ВВС Нидерландов ( Koninklijke Luchtmacht ) впервые была выявлена ​​в 1984 году. [13] 1991 года Война в Персидском заливе выявила недостатки в мобильности европейских сил. [14] В 1991 году были установлены четыре категории транспортных потребностей. Категория А требовала большого грузового самолета с дальностью полета не менее 4500 км и возможностью дозаправки F-16. В 1992 году два самолета DC-10-30CF были приобретены у Martinair по контракту о покупке с обратной арендой . Когда один из двух самолетов погиб в результате крушения рейса 495 компании Martinair , у компании Martinair был куплен третий самолет. [13]

США Конверсия осуществлялась в рамках программы продаж военной техники за рубежом , в рамках которой был заключен контракт с McDonnell Douglas. Затраты на переоборудование первоначально оценивались в 89,5 миллионов долларов (1994 финансовый год). Самолет должен был быть оснащен как стрелой, так и системой зонда и тормоза. Поскольку у McDonnell Douglas не было никакого опыта работы с запрошенной системой дистанционного дозаправки в воздухе (RARO), а также поскольку третий самолет отличался от двух первоначальных, программу не удалось завершить в рамках бюджета. Если исключить систему зонда и тормоза, а также фиксированную перегородку между грузом и пассажиром, стоимость можно будет ограничить 96 миллионами долларов. [13]

Чтобы компенсировать рост затрат, McDonnell Douglas наняла голландские компании для выполнения части работ. Переоборудование самолета было выполнено компанией KLM с октября 1994 г. по сентябрь 1995 г. для первого самолета и с февраля по декабрь 1995 г. для второго. Это заняло намного больше времени, чем планировалось, главным образом потому, что McDonnell Douglas доставила детали с опозданием. Это снова привело бы к увеличению стоимости, но в контракте на AH-64 Apache , который Королевские ВВС Нидерландов также купили у McDonnell Douglas, цена была оговорена на уровне 96 миллионов долларов. [13]

В 2010 году ВВС США заключили с компанией Boeing контракт на модернизацию парка из 59 самолетов новой системой связи, навигации, наблюдения и управления воздушным движением (CNS/ATM). Это должно было позволить самолету летать в гражданском воздушном пространстве, поскольку в 2015 году вступили в силу новые стандарты ИКАО и ФАУ . [15] В 2011 году Rockwell Collins получила контракт на интеграцию авионики и систем для программы модернизации кабины. [16] [17]

Варианты

[ редактировать ]
  • KC-10A : первоначальная версия военного танкера на базе DC-10-30CF.
  • KDC-10 : переоборудование самолета DC-10-30CF в конфигурацию заправщика/транспорта. В то время как программа FMS осуществлялась через McDonnell Douglas, переоборудование двух самолетов осуществила компания KLM . Omega Aerial Refueling Services эксплуатирует KDC-10-40. [ нужна ссылка ]
  • KC-10B : После того, как компания McDonnell Douglas выполнила переоборудование KDC-10 для Королевских ВВС Нидерландов в 1992 году, они предложили танкерно-транспортную версию MD -11CF , имевшую собственное обозначение KMD-11. MDC предлагала либо переоборудование подержанных самолетов (KMD-11), либо самолет новой постройки (KC-10B). Предлагаемый KMD-11 предлагал на 35 000 фунтов больше грузоподъемности и на 8 400 фунтов больше переносимого топлива, чем KC-10A. Он был предложен RNAF и Королевским ВВС Саудовской Аравии (RSAF) в 1990-х годах и Королевским ВВС Австралии (RAAF) в начале 2000-х. [18]

Операционная история

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

(SAC) ВВС Первый KC-10 был доставлен Стратегическому авиационному командованию в марте 1981 года на авиабазе Барксдейл . В 1982 году недавно переименованное 22-е воздушное дозаправочное крыло , ранее 22-е бомбардировочное крыло, было переоборудовано расширителями KC-10A и стало вторым подразделением ВВС, эксплуатирующим новые танкеры. [ нужна ссылка ] 60-й и последний KC-10 был доставлен 29 ноября 1988 года. [19] KC-10 служили в составе SAC до 1992 года, когда они были переведены в состав недавно созданного Командования воздушной мобильности . В качестве дозаправки в воздухе KC-10 в основном использовались для стратегической дозаправки большого количества тактических самолетов на перегоночных рейсах и для дозаправки других стратегических транспортных самолетов. И наоборот, парк KC-135 в основном выполнял тактические функции на театре военных действий. По состоянию на 2010 год на вооружении ВВС США находится 59 удлинителей KC-10. [12] [15] KC-10 ВВС США дислоцируются в основном на авиабазе Трэвис в Калифорнии и на авиабазе МакГуайр , которая сейчас является частью объединенной базы МакГуайр-Дикс-Лейкхерст в Нью-Джерси.

ВМС США F-14D и два F/A-18C готовятся к дозаправке от KC-10 в 2005 году над Персидским заливом .

Столкнувшись с отказом в правах базирования и пролета со стороны стран континентальной Европы во время операции «Каньон Эльдорадо» , США были вынуждены использовать базирующиеся в Великобритании F-111 в авиаударах по Ливии в 1986 году . КС-10 и КС-135 позволили 29 F-111, а также другим самолетам ВВС и ВМФ достичь своих целей. [20] KC-10 снова сыграл ключевую роль во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в 1991 году. KC-10 облегчили переброску тактических, стратегических и транспортных самолетов в Саудовскую Аравию . На ранних этапах операции «Щит пустыни» дозаправка в воздухе была ключом к быстрой переброске техники и сил по воздуху. Помимо дозаправки самолетов по воздуху, КС-10 вместе с меньшим КС-135 перевезли тысячи тонн грузов и тысячи военнослужащих в поддержку массового наращивания сил. КС-10 и КС-135 выполнили около 51 700 отдельных операций по дозаправке и доставили 125 миллионов галлонов (475 миллионов литров) топлива, не пропустив ни одной запланированной встречи. [12]

Удлинитель KC-10 авиабазы ​​​​Трэвис приближается ко второму KC-10 для дозаправки над Тихим океаном , 2017 г.

С тех пор КС-10 участвовал и в других более мелких конфликтах. В марте 1999 года НАТО начало операцию «Союзная сила» против правительства Югославии . Мобильная часть операции началась в феврале и сильно зависела от танкеров. К началу мая 1999 года около 150 КС-10 и КС-135 были переброшены в Европу, где они дозаправляли бомбардировщики, истребители и самолеты поддержки, участвовавшие в конфликте. KC-10 совершил 409 вылетов за всю кампанию Allied Force и продолжал оказывать поддержку операциям в Косово . [12] С 11 сентября 2001 года KC-10 совершили более 350 вылетов по охране неба США в рамках операции Noble Eagle . В ходе операций «Несокрушимая свобода» и «Свобода Ирака» KC-10 совершили более 1390 вылетов, обеспечивая критически важную поддержку дозаправки в воздухе многочисленных самолетов-приемников объединений и коалиции. [12] По состоянию на 2004 год предполагалось, что KC-10 прослужат до 2043 года. [21]

ВВС рассматривали возможность вывода из эксплуатации своего парка танкеров KC-10 в ответ на сокращение бюджета службы в рамках бюджета службы на 2015 финансовый год. Был предложен «вертикальный разрез» для продажи всех КС-10, поскольку КС-10 меньше, чем КС-135, а наличие на вооружении трех разных моделей танкеров после появления КС -46 было бы дорогостоящим, а «горизонтальный разрез» по всем заправочным паркам будет достигнута небольшая эффективность. [22] Некоторые полагали, что вывод из эксплуатации КС-10 не пойдет на пользу ВВС, учитывая, что они оснащены как стреловыми, так и шланговыми системами дозаправки, а также относительно молодой возраст парка. [23]

Сначала официальные лица утверждали, что первоначальный вывод из эксплуатации KC-10 в сентябре 2013 года был «пробным шаром», призванным привлечь внимание к проблемам эксплуатационных расходов ВВС. По состоянию на начало 2013 года стоимость полета KC-10 в час составляла 21 170 долларов, а работоспособность - 87 процентов. [24] Бюджетный план на 2015 финансовый год не предусматривал сокращения KC-10. [25] В июле 2020 года первый американский KC-10, выведенный из эксплуатации, с бортовым номером 86-0036, был передан 309-й группе аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARG) для хранения на базе ВВС Дэвис Монтан, штат Аризона. [26]

В июле 2021 года 2-я АРС стала первой эскадрильей КС-10, начавшей переоборудование в КС-46. [27] В августе 2021 года KC-10 принял участие в крупнейшей небоевой эвакуации в поддержку операции «Убежище союзников» и способствовал безопасной эвакуации более 124 000 афганских беженцев. [28]

В январе 2023 года ВВС США объявили, что все KC-10 будут выведены из эксплуатации к 30 сентября 2024 года. [29] Свой последний боевой вылет KC-10 совершил в составе ВВС США 5 октября 2023 года. [30]

Нидерланды

[ редактировать ]
Второй KDC-10 Королевских ВВС Нидерландов с опущенным шасси.

Два голландских KDC-10 использовались как для дозаправки, так и для транспортировки. [31] Они дислоцировались в аэропорту Эйндховена в составе 334-й транспортной эскадрильи. Из 5500 часов налета за первые 3 года использования самолет использовался в качестве заправщика 50% времени. Помимо использования ВВС и союзниками по НАТО, KDC-10 также использовались для поддержки операций по поддержанию мира и гуманитарной помощи . За первые три года 32% летных часов было использовано для миротворческой и гуманитарной помощи. [13]

В рамках этой функции самолет был направлен в Косово для эвакуации беженцев, в страны Карибского бассейна и Центральной Америки для оказания гуманитарной помощи после ураганов «Луис» , «Жорж» и «Митч» , а также в различные страны Африки и Азии для оказания помощи в целях развития . В 1998 году самолеты использовались для эвакуации голландских граждан из Индонезии во время падения Сухарто . Голландские KDC-10 действовали с авиабазы ​​​​Манас для поддержки союзных войск во время операции «Несокрушимая свобода», а также для поддержки ВВС союзников над Ираком и Сирией.

Третий DC-10, зарегистрированный Т-255, был приобретен и прослужил в течение трех лет, а затем был выведен из эксплуатации в апреле 2014 года из-за сокращений обороны Нидерландов и отправлен в аэропорт Ньюки на слом. [32] KDC-10, находившиеся на вооружении Нидерландов, были заменены на Airbus A330 MRTT . [33] Первый самолет, зарегистрированный T-264/Prins Bernhard и подлежащий капитальному ремонту, был выведен из эксплуатации в ноябре 2019 года, а затем передан новому владельцу, компании Omega Aerial Refueling Services . [34] Последний KDC-10, зарегистрированный T-235/Jan Scheffer, оставался на вооружении Нидерландов до октября 2021 года. [35] Самолет покинул Нидерланды и направился на службу в компанию Omega в США в октябре 2021 года. [36] [33]

Гражданские операторы

[ редактировать ]
Танкер Omega KDC-10 в марте 2009 г.

Коммерческие заправочные компании Omega Aerial Refueling Services и Global Airtanker Service арендуют три танкера KDC-10: N974VV, N235UL и N264DE. [37] [38] Они были переоборудованы из DC-10 и обеспечивают возможность дозаправки зондов и тормозов из крыльевых гондол, аналогичных KC-10. [39]

В июне и июле 2011 года KDC-10 компании Omega Air сопровождал три самолета Королевских ВВС Австралии F /A-18 Hornets , направлявшихся к Красному Флагу на Аляску . [40]

В 2019 году Omega согласилась приобрести два нидерландских самолета KDC-10. Один был получен в ноябре 2019 года, [34] а второй доставлен в октябре 2021 года. [36] [33]

Операторы

[ редактировать ]
Два больших серых реактивных самолета на просторной рампе, окруженные травой, оба расположены под углом от взлетно-посадочной полосы. Тот, что ближе к камере, трехмоторный, а тот, что дальше на заднем плане, — четырехмоторный.
KC-10 (справа на переднем плане) и C-17 (слева на заднем плане) в аэропорту Авалон , Австралия, на Австралийском международном авиашоу 2005 года.
Большой реактивный самолет серого цвета с тремя двигателями (два под крыльями и один под вертикальным стабилизатором). Самолет только что оторвался от взлетно-посадочной полосы с полностью выпущенным шасси.
KC-10 с авиабазы ​​Трэвис взлетает с авиабазы ​​Королевских ВВС Милденхолл.
 Соединенные Штаты
 Нидерланды

Инциденты

[ редактировать ]

17 сентября 1987 года KC-10A с серийным номером 82-0190 проходил техническое обслуживание на авиабазе Барксдейл , штат Луизиана , и подвергся взрыву и последующему пожару. КС-10 получил значительные повреждения и списан. В огне погиб один член наземной бригады. [43]

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Технические характеристики (КС-10А)

[ редактировать ]

Данные из информационного бюллетеня ВВС США, [12] Штеффен [47]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 человека (командир самолета, второй пилот, бортинженер и оператор стрелы)
  • Вместимость: 170 000 фунтов груза, 25 поддонов и 16 пассажиров или 17 поддонов и 75 пассажиров. [47]
  • Длина: 181 футов 7 дюймов (55,35 м)
  • Размах крыльев: 165 футов 4,5 дюйма (50,406 м)
  • Высота: 58 футов 1 дюйм (17,70 м)
  • Площадь крыла: 3958 кв. футов (367,7 м ). 2 )
  • Профиль крыла : корень: DSMA-496/-521/-522; наконечник: DSMA-519/-520 [48]
  • Пустой вес: 241 027 фунтов (109 328 кг)
  • Полная масса: 590 000 фунтов (267 619 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 590 000 фунтов (267 619 кг)
  • Запас топлива: 365 000 фунтов (165 561 кг)
  • Силовая установка: 3 General Electric F103 (GE CF6-50C2) с тягой 52 500 фунтов силы (234 кН) каждый. турбовентиляторных двигателя

Производительность

  • Максимальная скорость: 538 миль в час (866 км/ч, 468 узлов)
  • Максимальная скорость: 0,89 Маха.
  • Дальность действия: 4400 миль (7100 км, 3800 миль) при максимальной пассажировместимости; 3800 миль (7038 км; 4373 миль) с максимальной грузоподъемностью.
  • Перегоночная дальность: 11 500 миль (18 500 км, 10 000 морских миль)
  • Практический потолок: 42 000 футов (13 000 м)
  • Скорость набора высоты: 6870 футов/мин (34,9 м/с).

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания
  1. Handley Page Jetstream изначально был заказан как C-10, но вскоре был отменен. Это позволило танкерной версии DC-10 получить обозначение КС-10А.
Цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б Уоддингтон 2000, стр. 116–120.
  2. ^ Исправлено 1998 г., стр. 65.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Штеффен 1998, с. 103.
  4. ^ Фроули 2002, с. 119.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Штеффен 1998, с. 104.
  6. ^ «Удлинитель КС-10А: Предыстория» . Globalsecurity.org . Проверено 27 августа 2011 г.
  7. ^ Иден 2004, стр. 286.
  8. ^ «Удлинитель КС-10А: Характеристики» . Globalsecurity.org . Проверено 27 августа 2011 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Штеффен 1998, стр. 103–107.
  10. ^ Иден 2004, стр. 287.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Удлинитель КС-10» .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Информационные бюллетени: Удлинитель KC-10» . ВВС США. Май 2014 года . Проверено 30 ноября 2013 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и «Оценочный проект КДЦ-10» . Министерство обороны (на голландском языке). 1 июля 1999 года . Проверено 5 января 2014 г.
  14. ^ Штеффен 1997, с. 107.
  15. ^ Перейти обратно: а б Тримбл, Стивен (24 июня 2010 г.). «Boeing планирует модернизацию кабины C-130H и KC-10» . Flightglobal.com . Проверено 19 сентября 2010 г.
  16. ^ «Boeing выигрывает контракт на модернизацию CNS-ATM для танкеров KC-10 ВВС США» . Defenseindustrydaily.com . 21 августа 2014 года . Проверено 16 марта 2017 г.
  17. ^ «Rockwell Collins заключила контракт на программу модернизации кабины CNS/ATM KC-10» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2011 года . Проверено 16 января 2019 г.
  18. ^ «Слишком большой для собственного блага: почему танкер на базе MD-11 так и не был построен» . 8 января 2016 г.
  19. ^ Штеффен 1998, стр. 104, 107.
  20. ^ «Операция Каньон Эльдорадо» . Globalsecurity.org . Проверено 27 августа 2011 г.
  21. ^ Веронико и Данн 2004, с. 58.
  22. ^ ВВС могут отказаться от танкерного флота KC-10 - DoDBuzz.com, 17 сентября 2013 г.
  23. ^ ВАЙСГЕРБЕР, МАРКУС; МЕХТА, ААРОН (15 сентября 2013 г.). «ВВС США взвешивают списание флотов КС-10, А-10» . www.defensenews.com . Правительственная медиакорпорация Gannett. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
  24. ^ ВВС могут отказаться от всего парка А-10 - Defensemedianetwork.com, 17 октября 2013 г.
  25. ^ Как план расходов Хейгеля изменит вооруженные силы США - Flightglobal.com, 26 февраля 2014 г.
  26. ^ «Первый KC-10 направляется на Могильник, когда в состав флота входит Пегас» . 16 июля 2020 г.
  27. ^ «Эскадрилья Макгуайра прощается с КС-10, готовится к КС-46» . 2 июля 2021 г.
  28. ^ «Операция «Убежище союзников: год спустя» . 17 августа 2022 г.
  29. ^ Росси Педроса-Бертран (30 января 2023 г.). «Конец 10» . 349-е крыло аэромобильности по связям с общественностью . Проверено 13 апреля 2023 г.
  30. ^ Ньюдик, Томас (5 октября 2023 г.). «Удлинитель КС-10 выполнил свой последний боевой вылет» . Драйв . Проверено 6 октября 2023 г.
  31. ^ Штеффен 1997, стр. 106–107.
  32. ^ «ВВС Нидерландов отказываются от транспорта DC-10» . Flightglobal.com . Проверено 23 июня 2019 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с «Последний танкер KDC-10 RNLAF покидает Нидерланды» . ключ.аэро . 25 октября 2021 г. Проверено 21 ноября 2021 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б «Частная авиазаправочная компания «Омега» покупает танкеры KDC 10 со стрелами» . Flightglobal.com . 25 ноября 2019 года . Проверено 21 ноября 2021 г.
  35. ^ «Прощальный полет и последнее прощание с KDC-10 Королевских ВВС Нидерландов» . aviacion.com . 5 октября 2021 г. Проверено 21 ноября 2021 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б ван дер Марк 2019 , с. 7
  37. ^ «Часто задаваемые вопросы» . Омега-дозаправка в воздухе . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 27 августа 2011 г.
  38. ^ «Самолет-заправщик KDC-10» . Глобальная служба авиатанкеров . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 года . Проверено 19 сентября 2010 г.
  39. ^ «KDC-10: Основные параметры» . Глобальные услуги авиатанкеров . Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 25 февраля 2008 г.
  40. ^ «Шершни RAAF участвуют в Красном флаге Аляски», Ежемесячник ВВС ( Key Publishing ), выпуск 282, сентябрь 2011 г., стр. 37. ISSN   0955-7091 . Проверено: 30 сентября 2011 г.
  41. ^ «Справочный документ MMF» (PDF) . Airbus Group, получено из архива Archive.today, сделанного 17 июля 2017 г., 22:36:58 UTC . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2017 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  42. ^ «ВВС Нидерландов отказываются от транспорта DC-10» . Flightglobal.com . Проверено 22 ноября 2021 г.
  43. ^ "Макдоннелл Дуглас KC-10A 82-0190." База данных сети авиационной безопасности . Проверено: 19 сентября 2010 г.
  44. ^ Балик, Роланд (26 апреля 2022 г.). «Музей AMC получил первый удлинитель KC-10A ВВС США» . Экспедиционный центр ВВС США . Проверено 1 марта 2024 г.
  45. ^ «Удлинитель КС-10А, Боинг» . Музей авиации Марч Филд в Риверсайде, Калифорния . 11 сентября 2001 года . Проверено 1 марта 2024 г.
  46. ^ «Удлинитель McDonnell Douglas KC-10A» . Национальный музей ВВС США™ . 15 апреля 2024 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Штеффен 1998, с. 107.
  48. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN  978-1-904687-84-9 .
  • Эндрес, Гюнтер (1998). Макдоннелл Дуглас DC-10, Том 10 . Гранд-Рапидс, Мичиган: Zenith Imprint. ISBN  978-0-7603-0617-8 .
  • Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг . Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. ISBN  978-1-875671-55-7 .
  • Штеффен, Артур AC (1998). McDonnell Douglas DC-10 и удлинитель KC-10 . Хинкли, Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN  978-1-85780-051-7 .
  • ван дер Марк, Кес (декабрь 2019 г.). «Первый голландский KDC-10 выведен из эксплуатации». Эйр Интернешнл . Том. 97, нет. 6. с. 7. ISSN   0306-5634 .
  • Веронико, Ник; Данн, Джим (2004). Воздушная мощь США XXI века . Гранд-Рапидс, Мичиган: Zenith Imprint. ISBN  978-0-7603-2014-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Уоддингтон, Терри (2000). Макдоннелл Дуглас DC-10 . Майами, Флорида: World Transport Press. ISBN  978-1-892437-04-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20bfec3c2e30d3f92d5b0d62b103060b__1722688140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/0b/20bfec3c2e30d3f92d5b0d62b103060b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
McDonnell Douglas KC-10 Extender - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)