Jump to content

Tupolev Tu-4

(Перенаправлено с Ту-4 )
Ту-4
Роль Стратегический бомбардировщик
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Туполев
Первый полет 19 мая 1947 г.
Введение 1949
Ушедший на пенсию 1988 (Китай)
Основные пользователи Советские ВВС
ВВС НОАК
Произведено 1949–1952
Количество построенных 847
Разработано на основе Боинг Б-29 Суперфортресс
Варианты Tupolev Tu-70
Tupolev Tu-75
Развитый в Tupolev Tu-80
Tupolev Tu-85

Туполев Ту-4 ( русский : Туполев Ту-4 ; кодовое название НАТО : Бык с поршневым двигателем ) — советский стратегический бомбардировщик , служивший в ВВС СССР с конца 1940-х до середины 1960-х годов. Самолет представлял собой копию американского Boeing B-29 Superfortress , созданную на основе конфискованного самолета, совершившего вынужденную посадку в СССР.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

К концу Второй мировой войны Советский Союз увидел необходимость в стратегических бомбардировочных возможностях, подобных тем, которые есть у ВВС США . В начале войны советская авиация ВВС имела на вооружении четырехмоторный «тяжелый» Пе-8 местной разработки , но к концу войны было построено только 93 самолета, и этот тип устарел. США регулярно проводили бомбардировки Японии с отдаленных передовых баз в Тихом океане , используя B-29 Superfortress. Иосиф Сталин приказал разработать аналогичный бомбардировщик.

США дважды отказывались поставлять Советскому Союзу B-29 по ленд-лизу . [ 1 ] [ 2 ] Однако в течение 1944 года отдельные B-29 четыре раза совершали вынужденную посадку на советской территории, а один разбился после того, как экипаж спасся с парашютом. [ 3 ] В соответствии с советско-японским Пактом о нейтралитете , Советы были нейтральными в войне на Тихом океане , поэтому бомбардировщики были интернированы и оставлены Советами. Несмотря на нейтралитет СССР, США потребовали вернуть бомбардировщики, но получили отказ. [ 4 ] Три ремонтопригодных В-29 были переправлены в Москву и доставлены в Туполева ОКБ . Один В-29 разобрали, второй использовали для летных испытаний и тренировок, а третий оставили как эталон для перекрестных ссылок. [ 5 ] В состав самолета входили один Boeing-Wichita-5-BW, два Boeing-Wichita-15-BW и обломки одного Boeing-Renton-1-BN, состоящие из трех разных моделей с двух разных производственных линий в Уичито и Рентоне. Только один из четырех имел противообледенительные пыльники , которые будут использоваться на Ту-4. [ 6 ] Четвертый B-29 был возвращен в США вместе со своим экипажем после окончания советско-японского мира. Советы объявили войну Японии через два дня после атомной бомбардировки Хиросимы в соответствии с Ялтинским соглашением . [ 7 ]

Сталин посоветовал Туполеву в кратчайшие сроки скопировать «Суперкрепость» вместо того, чтобы продолжать создавать свой собственный аналогичный АНТ-64/Ту-10. [ 8 ] В реверс-инжиниринге приняли участие 900 заводов и научно-исследовательских институтов, которые завершили проектные работы в течение первого года и сделали 105 000 чертежей. [ 9 ] К концу второго года советская промышленность должна была выпустить двадцать экземпляров самолета, готового к государственным приемочным испытаниям. [ 10 ]

В Советском Союзе использовалась метрическая система , поэтому листовой алюминий толщиной, соответствующей обычным размерам B-29 в США, был недоступен. Соответствующий металл метрического калибра имел разную толщину. Пришлось внедрять в производство сплавы и другие новые для Советского Союза материалы. Чтобы компенсировать различия, пришлось провести обширную реорганизацию, а официальные советские запасы прочности пришлось уменьшить, чтобы избежать дальнейшей модернизации. [ 11 ] Несмотря на эти проблемы, прототип Ту-4 весил всего на 340 кг (750 фунтов) больше, чем B-29, то есть разница менее 1%. [ 12 ]

Туполев, Сталин и правительство оказывали давление на инженеров и поставщиков комплектующих с требованием создать точный клон оригинального В-29 для облегчения производства. Туполеву пришлось преодолевать существенное сопротивление использованию оборудования, которое не только уже находилось в производстве, но и иногда превосходило то, что стояло на В-29. [ 13 ] Каждое изменение и каждый внесенный компонент тщательно изучались и подвергались длительному бюрократическому процессу принятия решений. Кербер, тогдашний заместитель Туполева, вспоминал в своих мемуарах, что инженерам требовалось разрешение высокопоставленного генерала на использование парашютов советского производства. [ 5 ] Различия ограничивались вышеупомянутыми приборами из листового металла, двигателями, защитным вооружением, радио (более поздняя модель, использовавшаяся в ленд-лизинговых B-25, использовалась вместо радио в интернированных B-29) и идентификационном друге. или системы противника (IFF), поскольку американская система IFF была заведомо непригодна. [ 14 ] Советский двигатель Швецова АШ-73 был развитием двигателя Wright R-1820 , но не имел другого отношения к двигателю Wright R-3350 B-29 . [ 15 ] АШ-73 также использовался на некоторых планерах Аэрофлота устаревших Пе-8 , советском четырехмоторном тяжелом бомбардировщике, гораздо более раннем, производство которого было сокращено из-за более приоритетных программ. Дистанционно управляемые артиллерийские башни B-29 были переработаны для установки на них советской пушки Nudelman NS-23 , более мощной и дальнобойной 23-мм (0,91 дюйма) пушки. [ 16 ] Дополнительные изменения были внесены в результате проблем, возникших во время испытаний, связанных с отказами двигателя и воздушного винта. [ 17 ] Изменения в оборудовании производились на протяжении всего срока службы самолета. [ 18 ]

Ту-4 совершил первый полет 19 мая 1947 года, пилотировал его летчик-испытатель Николай Рыбко . [ 19 ] Серийное производство началось немедленно, а к 1949 году этот тип поступит в серийное производство. Впервые самолет был показан во время пролета 3 августа 1947 года на параде в честь Дня авиации в Тушино . Сначала пролетели три самолета, и западные наблюдатели предположили, что это были всего лишь три бомбардировщика B-29, которые, как им было известно, были переброшены в Советский Союз во время Второй мировой войны. Через несколько минут появился четвертый самолет, и наблюдатели поняли, что Советы перепроектировали B-29. [ 20 ]

Поступление на вооружение Ту-4 повергло ВВС США в панику, поскольку самолет обладал достаточной дальностью для атаки Чикаго или Лос-Анджелеса с односторонней миссией, и это могло повлиять на маневры и практику воздушного боя, проводимые США и Британией. ВВС в 1948 году с участием парка B-29. [ 21 ] Испытания проводились Центральным истребительным учреждением Королевских ВВС и совместными группами США B-29 и включали демонстрацию рекомендуемых методов атаки на бомбардировщики типа B-29/Tu 4 с использованием RAF Gloster Meteor и de Havilland Vampire реактивных истребителей . Советы разработали четыре различные системы дозаправки в воздухе, чтобы увеличить дальность полета бомбардировщика, но они были установлены лишь на несколько самолетов, и лишь небольшое количество окончательной конструкции было установлено на действующих самолетах до того, как Ту-4 был заменен Ту -16. . [ 22 ]

Операционная история

[ редактировать ]

К моменту прекращения производства в Советском Союзе в 1952 году было построено в общей сложности 847 Ту-4, часть из которых отправилась в Китай в конце 1950-х годов. Было построено множество экспериментальных вариантов, и этот опыт положил начало советской программе стратегических бомбардировщиков. Ту-4 были выведены из эксплуатации в СССР в 1960-х годах, их заменили более совершенные самолеты, включая реактивный бомбардировщик Ту-16 (начиная с 1954 года) и турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 (начиная с 1956 года). К началу 1960-х годов единственные Ту-4, которые все еще находились на вооружении Советского Союза, использовались для транспортных целей или для авиационных лабораторий. Ту-4А был первым советским самолетом, сбросившим ядерное оружие РДС-3 . [ 23 ]

Варианты

[ редактировать ]
Ту-4 в Китайском музее авиации
Ту-4
основная серийная версия, первоначально обозначенная как B-4
Ту-4 Варианты без специальных обозначений:
Ту-4 ЭЛИНТ и РЭБ [ 24 ]
Базовый корабль Ту-4 для ДФС 346А . [ 25 ] (Примечание: другие прототипы DFS346 находились на одном из Боингов B-29 ). интернированных во время войны [ 26 ]
Базовый корабль-истребитель сопровождения Ту-4 ( проект Бурлаки ) [ 27 ]
с дистанционным управлением Ту-4, Беспилотник-мишень переделанный из устаревших бомбардировщиков. [ 25 ]
Топливовоз Ту-4 [ 28 ]
Ту-4 Стенды дозаправки в воздухе (испытано четыре различные системы) [ 29 ]
Самолет радиационной разведки Ту-4 [ 30 ]
Самолет-ретранслятор связи Ту-4 [ 30 ]
Ту-4А
Бомбардировщик с ядерным оружием, использовавшийся для испытаний советских РДС-1 , РДС-3 и РДС-5 ядерных бомб . Стандартный Ту-4 не был способен нести это вооружение. [ 31 ]
Ту-4Д
Военный транспорт (300 преобразований). [ 32 ] Также известен как Ту-76 .
Tu-4K/KS
Противокорабельный вариант, вооруженный ракетами КС-1 «Комета», размещаемыми между двигателями под крыльями. [ 33 ]
Ту-4ЛЛ
Стенд для испытания реактивного двигателя Микулина АМ-3 , турбовинтовых двигателей Ивченко АИ-20 , Кузнецова НК-4 и Кузнецова 2ТВ-2Ф , радиального двигателя Добрынина ВД-3К и винтов встречного вращения АВ-28. [ 34 ]
Ту-4НМ
Беспилотная пусковая установка с Лавочкина Ла-17, беспилотными летательными аппаратами размещенными под крылом [ 35 ]
Ту-4Р
Дальняя разведка. [ 36 ]
Ту-4Т
Парашютно-десантный транспорт (только один пример) [ 37 ]
Tu-4TRZhK
Самолет-заправщик жидкого кислорода . [ 28 ]
Tu-4UShS
Навигационный тренажер. [ 36 ]
ШР-1
Стенд Мясищева М-4 для разработки шасси велосипедного типа. [ 25 ]
УР-1/-2
Testbed for Myasishchev M-4 powered controls. [ 38 ]
KJ-1 в Китайском музее авиации, Пекин
Ту-4 ДРЛОиУ
Китайский прототип с KJ-1 бортовой радиолокационной станцией дальнего радиолокационного обнаружения и управления , оснащенный турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20К. [ 39 ] Два переоборудованы, чтобы позволить китайцам контролировать испытания ядерного оружия США в Тихом океане. [ 40 ]
Ту-70
Авиалайнер, так и не дошедший до серийного производства.
Ту-75
Грузовая производная, так и не дошедшая до серийного производства.
Ту-79
Ту-4 с двигателями М-49ТК.
Ту-80
Разработка дальнего бомбардировщика, так и не дошедшая до серийного производства.
Ту-85
Разработка дальнего бомбардировщика, так и не дошедшая до серийного производства.
Ту-94
Ту-4 с турбовинтовыми двигателями Кузнецов ТВ-2.

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

В период с 1948 по начало 1960 года советские ВВС эксплуатировали 847 бомбардировщиков Ту-4. [ 41 ] первоначально как дальние бомбардировщики. Первым полком, перевооруженным на Ту-4, стал 185-й гвардейский авиационный полк 13-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии, дислоцированный на авиабазе Полтава в Украинской ССР . Подготовка личного состава осуществлялась в Казани , в 890-м дальнебомбардировочном полку, преобразованном в учебную часть. [ 42 ] Летчики 890-го полка имели большой опыт полетов на американских самолетах Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator . [ 43 ] В марте 1949 года тяжелый бомбардировочный авиационный полк й гвардейский 52 - получил Ту-4; [ 44 ] 121-я гв получила Ту-4Р в 1953 году. [ 45 ]

В 1954 году Советский Союз начал поэтапный вывод из эксплуатации Ту-4, когда на вооружение поступили бомбардировщики Ту-16 , а начиная с 1956 года - бомбардировщики Ту-95 . Ту-4, выведенные из фронтовых частей, использовались для транспортных задач. [ 46 ]

 Китайская Народная Республика

28 февраля 1953 года Иосиф Сталин прибыли еще два штурманских самолета подарил Китаю десять тяжелых бомбардировщиков Ту-4, а в 1960 году в Пекин . В период с 1970 по 1973 год 11 Ту-4 были переоборудованы турбовинтовыми двигателями АИ-20К. Последний Ту-4 ВВС НОАК был списан в 1988 году.

В 1969 году Китай разработал свой первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения на базе планера Ту-4. Проект получил название KJ-1 Тип 843 был установлен роторный купол , а над фюзеляжем самолета . Однако из-за помех KJ-1 не соответствовал требованиям ВВС НОАК . Проект был отменен в 1979 году, хотя предлагались дальнейшие проекты на базе Ту-4. [ 47 ] Однако планер уже устарел, и Ту-4 был исключен из будущих разработок. Единственный прототип выставлен в музее НОАК к северу от Пекина.

Выжившие

[ редактировать ]
Китайский музей авиации , KJ-1.
China Aviation Museum , Tupolev Tu-4.
Мы испытали Ту-4 в Монино
Ту-4 4114 (б/н 2805601), бывший KJ-1 AEWC, "4114"
Хранится в Датаншане , Китай. [ 48 ] [ 49 ]
Ту-4 4134 (б/н 2205008), «4134»
Хранится в Датаншане , Китай. [ 50 ]
Ту-4 неизвестен (б/н 2805103), "01"
Хранится в Центральном музее ВВС , Монино , Россия. [ 51 ]

Технические характеристики (Ту-4)

[ редактировать ]

Данные Туполева Ту-4 советской Суперкрепости. [ 52 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 11 человек
  • Длина: 30,18 м (99 футов 0 дюймов)
  • Размах крыльев: 43,05 м (141 фут 3 дюйма)
  • Высота: 8,46 м (27 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 161,7 м 2 (1741 кв. фут)
  • Соотношение сторон : 11,5
  • Вес пустого: 36 850 кг (81 240 фунтов)
  • Полная масса: 47 850 кг (105 491 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 55 600 кг (122 577 фунтов) – 63 600 кг (140 200 фунтов)
  • Силовая установка: 4 × Швецов АШ-73 ТК 18-цил. Радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением мощностью 1790 кВт (2400 л.с.) каждый
  • Гребные винты: 4-лопастные V3-A3 или V3B-A5, диаметр 5,06 м (16 футов 7 дюймов). [ 53 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 558 км/ч (347 миль в час, 301 узел) на высоте 10 250 м (33 630 футов)
  • Дальность: 5400 км (3400 миль, 2900 миль) на высоте 3000 м (9800 футов) при взлетной массе 63600 кг (140200 фунтов), включая 3000 кг (6600 фунтов) бомб и 10% запасов топлива.
  • Практический потолок: 11 200 м (36 700 футов)
  • Скорость набора высоты: 4,6 м/с (910 футов/мин) на высоте 1000 м (3300 футов).
  • Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 18,2 минуты.
  • Нагрузка на крыло: 400 кг/м 2 (82 фунта/кв. фут)
  • Мощность/масса : 0,11 кВт/кг.

Вооружение

или

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гордон, 2002, с. 3
  2. ^ «Поставки самолетов». Архивировано 23 февраля 2018 г. на сайте Wayback Machine airforce.ru . Проверено: 21 сентября 2007 г.
  3. ^ Гордон, 2002, стр. 8–10.
  4. ^ «Советский Союз конфискует и копирует B-29». Национальный музей ВВС США. Проверено: 17 июля 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б Кербер Леонид. «Эпоса о бомбардировщиках Ту-4». Архивировано 27 ноября 2023 г. в Wayback Machine . militera.lib.ru : сборник статей, опубликованных в 1988–1990 гг. (на русском языке). Проверено: 29 декабря 2009 г.
  6. ^ Гордон, 2002, стр. 9–10.
  7. ^ Гордон, 2002, с. 11
  8. ^ Гордон, 2002, с. 14
  9. ^ Елинек, Полина (25 января 2001 г.). «Отчет: Советский Союз скопировал самолет США» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
  10. ^ Гордон, 2002, с. 26
  11. ^ Гордон, 2002, с. 20
  12. ^ Гордон, 2002, с. 24
  13. ^ Гордон, 2002, стр. 15–25.
  14. ^ Гордон, 2002, стр. 24–25.
  15. ^ Гордон, 2002, стр. 21 и 24.
  16. ^ Гордон, 2002, с. 25
  17. ^ Гордон, 2002, с. 27
  18. ^ Гордон, 2002, стр. 66–68.
  19. ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 98.
  20. ^ Доу, Джеймс. «Парад». Архивировано 1 ноября 2023 г. в Wayback Machine The Arrow . Проверено: 29 декабря 2009 г.
  21. ^ "Архивный фильм Королевских ВВС о бое с B-29". Архивировано 4 июня 2011 г. на сайте Wayback Machine google.com . Проверено: 29 декабря 2009 г.
  22. ^ Гордон, 2002, стр. 50-53.
  23. ^ Даффи, 1996, с. 98
  24. ^ Гордон, 2002, стр. 42–43.
  25. ^ Jump up to: а б с Гордон, 2002, с. 54
  26. ^ Гордон, Ефим; Ганстон, Билл (2000). Советские Х-Самолеты . Хинкли: Мидленд. стр. 216–217 . ISBN  978-1857800999 .
  27. ^ Гордон, 2002, стр. 43–47.
  28. ^ Jump up to: а б Гордон, 2002, с. 53
  29. ^ Гордон, 2002, стр. 50–53.
  30. ^ Jump up to: а б Гордон, 2002, с. 43
  31. ^ Гордон, 2002, стр. 34–36.
  32. ^ Гордон, 2002, стр. 37, 40.
  33. ^ Гордон, 2002, стр. 36–39.
  34. ^ Гордон, 2002, стр. 55–57.
  35. ^ Гордон, 2002, стр. 53, 54 и 57.
  36. ^ Jump up to: а б Гордон, 2002, с. 42
  37. ^ Гордон, 2002, с. 41
  38. ^ Гордон, 2002, стр. 54–55.
  39. ^ "Ту-4." Архивировано 28 мая 2008 г. на сайте Wayback Machine simonb6.co.uk . Проверено: 29 декабря 2009 г.
  40. ^ Даффи, 1996, с. 99
  41. ^ Новицкий 1994, стр. 17.
  42. ^ Холм. «890-й Брянский бомбардировочный авиационный полк» . Архивировано из оригинала 07 декабря 2023 г. Проверено 20 октября 2022 г.
  43. ^ Список тяжелых бомбардировочных авиаполков, многие из которых эксплуатировали Ту-4, можно увидеть здесь .
  44. ^ «52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
  45. ^ «121-й гвардейский Севастопольский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
  46. ^ Ригмант 1996, стр. 66.
  47. ^ "Китайская система раннего предупреждения с воздуха (AEW)". Архивировано 3 апреля 2007 г. на сайте Wayback Machine fas.org. Проверено: 31 июля 2011 г.
  48. ^ «Фото Ту-4 (c/n 286501) на сайте FAS.org» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
  49. ^ "Фотография экземпляра Ту-4 (4114, номер 2806501) ДРЛОиУ, выставленная в музее Датаншань, Китай." Архивировано 30 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machineairlines.net . Проверено: 29 декабря 2009 г.
  50. ^ "Фото Ту-4 (4134, cn 225008) "ракетоносец", выставленное в музее Датаншань, Китай." Архивировано 30 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machineairlines.net . Проверено: 29 декабря 2009 г.
  51. ^ "Фото Ту-4, выставленное в Центральном музее ВВС в Монино, Россия". Архивировано 30 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machineairlines.net . Проверено: 29 декабря 2009 г.
  52. ^ Гордон, 2002, стр. 34.
  53. ^ Гордон, 2002, с. 64

Библиография

[ редактировать ]
  • Бауэрс, Питер М. (1999). Боинг Б-29 Суперфортресс . Стиллуотер, Миннесота: Voyageur Press. ISBN  978-0933424791 .
  • Даффи, Пол; Кандалов, А.И. (1996). Туполев: Человек и его самолет . Уоррендейл, Пенсильвания: SAE. ISBN  978-1560918998 .
  • Гордон, Ефим; Ригмант, Владимир (2002). Туполев Ту-4: советская суперкрепость . Лестершир: Паб Midland County. ISBN  978-1857801422 .
  • Хесс, Уильям Н. (1999). Великие американские бомбардировщики Второй мировой войны . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN  978-0760306505 .
  • Новицкий, Яцек (1994). Б-29 Суперфортресс . Гданьск, Польша: AJ Press. ISBN  978-8386208098 .
  • Пейс, Стив (2003). Боинг Б-29 Суперфортресс . Уилтшир: Кровуд. ISBN  978-1861265814 .
  • Rigmant, Vladimir (1996). "B-29, Tу-4 – стратегические близнецы – как это было" [B-29, Tu-4 – strategic twins – as it was]. Aviation and Cosmonautics 17 (in Russian). Vol. 17, no. 4. Moscow, Russia.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 339548b3560e775062f21efe1dad832e__1720682940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/2e/339548b3560e775062f21efe1dad832e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-4 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)