Tupolev Tu-4
Ту-4 | |
---|---|
![]() | |
Роль | Стратегический бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Туполев |
Первый полет | 19 мая 1947 г. |
Введение | 1949 |
Ушедший на пенсию | 1988 (Китай) |
Основные пользователи | Советские ВВС ВВС НОАК |
Произведено | 1949–1952 |
Количество построенных | 847 |
Разработано на основе | Боинг Б-29 Суперфортресс |
Варианты | Tupolev Tu-70 Tupolev Tu-75 |
Развитый в | Tupolev Tu-80 Tupolev Tu-85 |
Туполев Ту-4 ( русский : Туполев Ту-4 ; кодовое название НАТО : Бык с поршневым двигателем ) — советский стратегический бомбардировщик , служивший в ВВС СССР с конца 1940-х до середины 1960-х годов. Самолет представлял собой копию американского Boeing B-29 Superfortress , созданную на основе конфискованного самолета, совершившего вынужденную посадку в СССР.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]К концу Второй мировой войны Советский Союз увидел необходимость в стратегических бомбардировочных возможностях, подобных тем, которые есть у ВВС США . В начале войны советская авиация ВВС имела на вооружении четырехмоторный «тяжелый» Пе-8 местной разработки , но к концу войны было построено только 93 самолета, и этот тип устарел. США регулярно проводили бомбардировки Японии с отдаленных передовых баз в Тихом океане , используя B-29 Superfortress. Иосиф Сталин приказал разработать аналогичный бомбардировщик.
США дважды отказывались поставлять Советскому Союзу B-29 по ленд-лизу . [ 1 ] [ 2 ] Однако в течение 1944 года отдельные B-29 четыре раза совершали вынужденную посадку на советской территории, а один разбился после того, как экипаж спасся с парашютом. [ 3 ] В соответствии с советско-японским Пактом о нейтралитете , Советы были нейтральными в войне на Тихом океане , поэтому бомбардировщики были интернированы и оставлены Советами. Несмотря на нейтралитет СССР, США потребовали вернуть бомбардировщики, но получили отказ. [ 4 ] Три ремонтопригодных В-29 были переправлены в Москву и доставлены в Туполева ОКБ . Один В-29 разобрали, второй использовали для летных испытаний и тренировок, а третий оставили как эталон для перекрестных ссылок. [ 5 ] В состав самолета входили один Boeing-Wichita-5-BW, два Boeing-Wichita-15-BW и обломки одного Boeing-Renton-1-BN, состоящие из трех разных моделей с двух разных производственных линий в Уичито и Рентоне. Только один из четырех имел противообледенительные пыльники , которые будут использоваться на Ту-4. [ 6 ] Четвертый B-29 был возвращен в США вместе со своим экипажем после окончания советско-японского мира. Советы объявили войну Японии через два дня после атомной бомбардировки Хиросимы в соответствии с Ялтинским соглашением . [ 7 ]
Сталин посоветовал Туполеву в кратчайшие сроки скопировать «Суперкрепость» вместо того, чтобы продолжать создавать свой собственный аналогичный АНТ-64/Ту-10. [ 8 ] В реверс-инжиниринге приняли участие 900 заводов и научно-исследовательских институтов, которые завершили проектные работы в течение первого года и сделали 105 000 чертежей. [ 9 ] К концу второго года советская промышленность должна была выпустить двадцать экземпляров самолета, готового к государственным приемочным испытаниям. [ 10 ]
В Советском Союзе использовалась метрическая система , поэтому листовой алюминий толщиной, соответствующей обычным размерам B-29 в США, был недоступен. Соответствующий металл метрического калибра имел разную толщину. Пришлось внедрять в производство сплавы и другие новые для Советского Союза материалы. Чтобы компенсировать различия, пришлось провести обширную реорганизацию, а официальные советские запасы прочности пришлось уменьшить, чтобы избежать дальнейшей модернизации. [ 11 ] Несмотря на эти проблемы, прототип Ту-4 весил всего на 340 кг (750 фунтов) больше, чем B-29, то есть разница менее 1%. [ 12 ]
Туполев, Сталин и правительство оказывали давление на инженеров и поставщиков комплектующих с требованием создать точный клон оригинального В-29 для облегчения производства. Туполеву пришлось преодолевать существенное сопротивление использованию оборудования, которое не только уже находилось в производстве, но и иногда превосходило то, что стояло на В-29. [ 13 ] Каждое изменение и каждый внесенный компонент тщательно изучались и подвергались длительному бюрократическому процессу принятия решений. Кербер, тогдашний заместитель Туполева, вспоминал в своих мемуарах, что инженерам требовалось разрешение высокопоставленного генерала на использование парашютов советского производства. [ 5 ] Различия ограничивались вышеупомянутыми приборами из листового металла, двигателями, защитным вооружением, радио (более поздняя модель, использовавшаяся в ленд-лизинговых B-25, использовалась вместо радио в интернированных B-29) и идентификационном друге. или системы противника (IFF), поскольку американская система IFF была заведомо непригодна. [ 14 ] Советский двигатель Швецова АШ-73 был развитием двигателя Wright R-1820 , но не имел другого отношения к двигателю Wright R-3350 B-29 . [ 15 ] АШ-73 также использовался на некоторых планерах Аэрофлота устаревших Пе-8 , советском четырехмоторном тяжелом бомбардировщике, гораздо более раннем, производство которого было сокращено из-за более приоритетных программ. Дистанционно управляемые артиллерийские башни B-29 были переработаны для установки на них советской пушки Nudelman NS-23 , более мощной и дальнобойной 23-мм (0,91 дюйма) пушки. [ 16 ] Дополнительные изменения были внесены в результате проблем, возникших во время испытаний, связанных с отказами двигателя и воздушного винта. [ 17 ] Изменения в оборудовании производились на протяжении всего срока службы самолета. [ 18 ]
Ту-4 совершил первый полет 19 мая 1947 года, пилотировал его летчик-испытатель Николай Рыбко . [ 19 ] Серийное производство началось немедленно, а к 1949 году этот тип поступит в серийное производство. Впервые самолет был показан во время пролета 3 августа 1947 года на параде в честь Дня авиации в Тушино . Сначала пролетели три самолета, и западные наблюдатели предположили, что это были всего лишь три бомбардировщика B-29, которые, как им было известно, были переброшены в Советский Союз во время Второй мировой войны. Через несколько минут появился четвертый самолет, и наблюдатели поняли, что Советы перепроектировали B-29. [ 20 ]
Поступление на вооружение Ту-4 повергло ВВС США в панику, поскольку самолет обладал достаточной дальностью для атаки Чикаго или Лос-Анджелеса с односторонней миссией, и это могло повлиять на маневры и практику воздушного боя, проводимые США и Британией. ВВС в 1948 году с участием парка B-29. [ 21 ] Испытания проводились Центральным истребительным учреждением Королевских ВВС и совместными группами США B-29 и включали демонстрацию рекомендуемых методов атаки на бомбардировщики типа B-29/Tu 4 с использованием RAF Gloster Meteor и de Havilland Vampire реактивных истребителей . Советы разработали четыре различные системы дозаправки в воздухе, чтобы увеличить дальность полета бомбардировщика, но они были установлены лишь на несколько самолетов, и лишь небольшое количество окончательной конструкции было установлено на действующих самолетах до того, как Ту-4 был заменен Ту -16. . [ 22 ]
Операционная история
[ редактировать ]К моменту прекращения производства в Советском Союзе в 1952 году было построено в общей сложности 847 Ту-4, часть из которых отправилась в Китай в конце 1950-х годов. Было построено множество экспериментальных вариантов, и этот опыт положил начало советской программе стратегических бомбардировщиков. Ту-4 были выведены из эксплуатации в СССР в 1960-х годах, их заменили более совершенные самолеты, включая реактивный бомбардировщик Ту-16 (начиная с 1954 года) и турбовинтовой бомбардировщик Ту-95 (начиная с 1956 года). К началу 1960-х годов единственные Ту-4, которые все еще находились на вооружении Советского Союза, использовались для транспортных целей или для авиационных лабораторий. Ту-4А был первым советским самолетом, сбросившим ядерное оружие РДС-3 . [ 23 ]
Варианты
[ редактировать ]
- Ту-4
- основная серийная версия, первоначально обозначенная как B-4
- Ту-4 Варианты без специальных обозначений:
- Ту-4 ЭЛИНТ и РЭБ [ 24 ]
- Базовый корабль Ту-4 для ДФС 346А . [ 25 ] (Примечание: другие прототипы DFS346 находились на одном из Боингов B-29 ). интернированных во время войны [ 26 ]
- Базовый корабль-истребитель сопровождения Ту-4 ( проект Бурлаки ) [ 27 ]
- с дистанционным управлением Ту-4, Беспилотник-мишень переделанный из устаревших бомбардировщиков. [ 25 ]
- Топливовоз Ту-4 [ 28 ]
- Ту-4 Стенды дозаправки в воздухе (испытано четыре различные системы) [ 29 ]
- Самолет радиационной разведки Ту-4 [ 30 ]
- Самолет-ретранслятор связи Ту-4 [ 30 ]
- Ту-4А
- Бомбардировщик с ядерным оружием, использовавшийся для испытаний советских РДС-1 , РДС-3 и РДС-5 ядерных бомб . Стандартный Ту-4 не был способен нести это вооружение. [ 31 ]
- Ту-4Д
- Военный транспорт (300 преобразований). [ 32 ] Также известен как Ту-76 .
- Tu-4K/KS
- Противокорабельный вариант, вооруженный ракетами КС-1 «Комета», размещаемыми между двигателями под крыльями. [ 33 ]
- Ту-4ЛЛ
- Стенд для испытания реактивного двигателя Микулина АМ-3 , турбовинтовых двигателей Ивченко АИ-20 , Кузнецова НК-4 и Кузнецова 2ТВ-2Ф , радиального двигателя Добрынина ВД-3К и винтов встречного вращения АВ-28. [ 34 ]
- Ту-4НМ
- Беспилотная пусковая установка с Лавочкина Ла-17, беспилотными летательными аппаратами размещенными под крылом [ 35 ]
- Ту-4Р
- Дальняя разведка. [ 36 ]
- Ту-4Т
- Парашютно-десантный транспорт (только один пример) [ 37 ]
- Tu-4TRZhK
- Самолет-заправщик жидкого кислорода . [ 28 ]
- Tu-4UShS
- Навигационный тренажер. [ 36 ]
- ШР-1
- Стенд Мясищева М-4 для разработки шасси велосипедного типа. [ 25 ]
- УР-1/-2
- Testbed for Myasishchev M-4 powered controls. [ 38 ]

- Ту-4 ДРЛОиУ
- Китайский прототип с KJ-1 бортовой радиолокационной станцией дальнего радиолокационного обнаружения и управления , оснащенный турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20К. [ 39 ] Два переоборудованы, чтобы позволить китайцам контролировать испытания ядерного оружия США в Тихом океане. [ 40 ]
- Ту-70
- Авиалайнер, так и не дошедший до серийного производства.
- Ту-75
- Грузовая производная, так и не дошедшая до серийного производства.
- Ту-79
- Ту-4 с двигателями М-49ТК.
- Ту-80
- Разработка дальнего бомбардировщика, так и не дошедшая до серийного производства.
- Ту-85
- Разработка дальнего бомбардировщика, так и не дошедшая до серийного производства.
- Ту-94
- Ту-4 с турбовинтовыми двигателями Кузнецов ТВ-2.
Операторы
[ редактировать ]В период с 1948 по начало 1960 года советские ВВС эксплуатировали 847 бомбардировщиков Ту-4. [ 41 ] первоначально как дальние бомбардировщики. Первым полком, перевооруженным на Ту-4, стал 185-й гвардейский авиационный полк 13-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии, дислоцированный на авиабазе Полтава в Украинской ССР . Подготовка личного состава осуществлялась в Казани , в 890-м дальнебомбардировочном полку, преобразованном в учебную часть. [ 42 ] Летчики 890-го полка имели большой опыт полетов на американских самолетах Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator . [ 43 ] В марте 1949 года тяжелый бомбардировочный авиационный полк Ту-4; [ 44 ] 121-я гв получила Ту-4Р в 1953 году. [ 45 ]
В 1954 году Советский Союз начал поэтапный вывод из эксплуатации Ту-4, когда на вооружение поступили бомбардировщики Ту-16 , а начиная с 1956 года - бомбардировщики Ту-95 . Ту-4, выведенные из фронтовых частей, использовались для транспортных задач. [ 46 ]
28 февраля 1953 года Иосиф Сталин прибыли еще два штурманских самолета подарил Китаю десять тяжелых бомбардировщиков Ту-4, а в 1960 году в Пекин . В период с 1970 по 1973 год 11 Ту-4 были переоборудованы турбовинтовыми двигателями АИ-20К. Последний Ту-4 ВВС НОАК был списан в 1988 году.
В 1969 году Китай разработал свой первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения на базе планера Ту-4. Проект получил название KJ-1 Тип 843 был установлен роторный купол , а над фюзеляжем самолета . Однако из-за помех KJ-1 не соответствовал требованиям ВВС НОАК . Проект был отменен в 1979 году, хотя предлагались дальнейшие проекты на базе Ту-4. [ 47 ] Однако планер уже устарел, и Ту-4 был исключен из будущих разработок. Единственный прототип выставлен в музее НОАК к северу от Пекина.
Выжившие
[ редактировать ]


- Ту-4 4114 (б/н 2805601), бывший KJ-1 AEWC, "4114"
- Хранится в Датаншане , Китай. [ 48 ] [ 49 ]
- Ту-4 4134 (б/н 2205008), «4134»
- Хранится в Датаншане , Китай. [ 50 ]
- Ту-4 неизвестен (б/н 2805103), "01"
- Хранится в Центральном музее ВВС , Монино , Россия. [ 51 ]
Технические характеристики (Ту-4)
[ редактировать ]Данные Туполева Ту-4 советской Суперкрепости. [ 52 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 11 человек
- Длина: 30,18 м (99 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 43,05 м (141 фут 3 дюйма)
- Высота: 8,46 м (27 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 161,7 м 2 (1741 кв. фут)
- Соотношение сторон : 11,5
- Вес пустого: 36 850 кг (81 240 фунтов)
- Полная масса: 47 850 кг (105 491 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 55 600 кг (122 577 фунтов) – 63 600 кг (140 200 фунтов)
- Силовая установка: 4 × Швецов АШ-73 ТК 18-цил. Радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением мощностью 1790 кВт (2400 л.с.) каждый
- Гребные винты: 4-лопастные V3-A3 или V3B-A5, диаметр 5,06 м (16 футов 7 дюймов). [ 53 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 558 км/ч (347 миль в час, 301 узел) на высоте 10 250 м (33 630 футов)
- Дальность: 5400 км (3400 миль, 2900 миль) на высоте 3000 м (9800 футов) при взлетной массе 63600 кг (140200 фунтов), включая 3000 кг (6600 фунтов) бомб и 10% запасов топлива.
- Практический потолок: 11 200 м (36 700 футов)
- Скорость набора высоты: 4,6 м/с (910 футов/мин) на высоте 1000 м (3300 футов).
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 18,2 минуты.
- Нагрузка на крыло: 400 кг/м 2 (82 фунта/кв. фут)
- Мощность/масса : 0,11 кВт/кг.
Вооружение
- Орудия: * 10 × 23-мм (0,91 дюйма) Нудельмана-Суранова НС-23 авиационная пушка , по две пушки в каждой из четырёх башен и две пушки в хвостовом барбете.
- Ракеты: * 2 КС-1 «Комета» противокорабельные ракеты (только Ту-4К; эти противокорабельные ракеты напоминали уменьшенный МиГ-15 ).
- Бомбы: * 6 бомб по 1000 кг (2200 фунтов).
- или
- 1 х ядерная бомба деления РДС-1 , РДС-3 или РДС-5 (только Ту-4А)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гордон, 2002, с. 3
- ^ «Поставки самолетов». Архивировано 23 февраля 2018 г. на сайте Wayback Machine airforce.ru . Проверено: 21 сентября 2007 г.
- ^ Гордон, 2002, стр. 8–10.
- ^ «Советский Союз конфискует и копирует B-29». Национальный музей ВВС США. Проверено: 17 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Кербер Леонид. «Эпоса о бомбардировщиках Ту-4». Архивировано 27 ноября 2023 г. в Wayback Machine . militera.lib.ru : сборник статей, опубликованных в 1988–1990 гг. (на русском языке). Проверено: 29 декабря 2009 г.
- ^ Гордон, 2002, стр. 9–10.
- ^ Гордон, 2002, с. 11
- ^ Гордон, 2002, с. 14
- ^ Елинек, Полина (25 января 2001 г.). «Отчет: Советский Союз скопировал самолет США» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Гордон, 2002, с. 26
- ^ Гордон, 2002, с. 20
- ^ Гордон, 2002, с. 24
- ^ Гордон, 2002, стр. 15–25.
- ^ Гордон, 2002, стр. 24–25.
- ^ Гордон, 2002, стр. 21 и 24.
- ^ Гордон, 2002, с. 25
- ^ Гордон, 2002, с. 27
- ^ Гордон, 2002, стр. 66–68.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 98.
- ^ Доу, Джеймс. «Парад». Архивировано 1 ноября 2023 г. в Wayback Machine The Arrow . Проверено: 29 декабря 2009 г.
- ^ "Архивный фильм Королевских ВВС о бое с B-29". Архивировано 4 июня 2011 г. на сайте Wayback Machine google.com . Проверено: 29 декабря 2009 г.
- ^ Гордон, 2002, стр. 50-53.
- ^ Даффи, 1996, с. 98
- ^ Гордон, 2002, стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б с Гордон, 2002, с. 54
- ^ Гордон, Ефим; Ганстон, Билл (2000). Советские Х-Самолеты . Хинкли: Мидленд. стр. 216–217 . ISBN 978-1857800999 .
- ^ Гордон, 2002, стр. 43–47.
- ^ Jump up to: а б Гордон, 2002, с. 53
- ^ Гордон, 2002, стр. 50–53.
- ^ Jump up to: а б Гордон, 2002, с. 43
- ^ Гордон, 2002, стр. 34–36.
- ^ Гордон, 2002, стр. 37, 40.
- ^ Гордон, 2002, стр. 36–39.
- ^ Гордон, 2002, стр. 55–57.
- ^ Гордон, 2002, стр. 53, 54 и 57.
- ^ Jump up to: а б Гордон, 2002, с. 42
- ^ Гордон, 2002, с. 41
- ^ Гордон, 2002, стр. 54–55.
- ^ "Ту-4." Архивировано 28 мая 2008 г. на сайте Wayback Machine simonb6.co.uk . Проверено: 29 декабря 2009 г.
- ^ Даффи, 1996, с. 99
- ^ Новицкий 1994, стр. 17.
- ^ Холм. «890-й Брянский бомбардировочный авиационный полк» . Архивировано из оригинала 07 декабря 2023 г. Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Список тяжелых бомбардировочных авиаполков, многие из которых эксплуатировали Ту-4, можно увидеть здесь .
- ^ «52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ «121-й гвардейский Севастопольский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Ригмант 1996, стр. 66.
- ^ "Китайская система раннего предупреждения с воздуха (AEW)". Архивировано 3 апреля 2007 г. на сайте Wayback Machine fas.org. Проверено: 31 июля 2011 г.
- ^ «Фото Ту-4 (c/n 286501) на сайте FAS.org» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 года . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ "Фотография экземпляра Ту-4 (4114, номер 2806501) ДРЛОиУ, выставленная в музее Датаншань, Китай." Архивировано 30 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machineairlines.net . Проверено: 29 декабря 2009 г.
- ^ "Фото Ту-4 (4134, cn 225008) "ракетоносец", выставленное в музее Датаншань, Китай." Архивировано 30 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machineairlines.net . Проверено: 29 декабря 2009 г.
- ^ "Фото Ту-4, выставленное в Центральном музее ВВС в Монино, Россия". Архивировано 30 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machineairlines.net . Проверено: 29 декабря 2009 г.
- ^ Гордон, 2002, стр. 34.
- ^ Гордон, 2002, с. 64
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер М. (1999). Боинг Б-29 Суперфортресс . Стиллуотер, Миннесота: Voyageur Press. ISBN 978-0933424791 .
- Даффи, Пол; Кандалов, А.И. (1996). Туполев: Человек и его самолет . Уоррендейл, Пенсильвания: SAE. ISBN 978-1560918998 .
- Гордон, Ефим; Ригмант, Владимир (2002). Туполев Ту-4: советская суперкрепость . Лестершир: Паб Midland County. ISBN 978-1857801422 .
- Хесс, Уильям Н. (1999). Великие американские бомбардировщики Второй мировой войны . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN 978-0760306505 .
- Новицкий, Яцек (1994). Б-29 Суперфортресс . Гданьск, Польша: AJ Press. ISBN 978-8386208098 .
- Пейс, Стив (2003). Боинг Б-29 Суперфортресс . Уилтшир: Кровуд. ISBN 978-1861265814 .
- Rigmant, Vladimir (1996). "B-29, Tу-4 – стратегические близнецы – как это было" [B-29, Tu-4 – strategic twins – as it was]. Aviation and Cosmonautics 17 (in Russian). Vol. 17, no. 4. Moscow, Russia.