Jump to content

Боинг Б-29 Суперфортресс

(Перенаправлено с Боинга Б-29 )

Б-29 Суперкрепость
USAAF B -29 Superfortress
Роль Стратегический бомбардировщик , тяжёлый бомбардировщик
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Боинг
Первый полет 21 сентября 1942 г. [1]
Введение 8 мая 1944 г.
Ушедший на пенсию 21 июня 1960 г.
Статус Только 2 активных используются для авиашоу.
Основные пользователи Военно-воздушные силы армии США
ВВС США
Королевские ВВС
Произведено 1943–1946 [2]
Количество построенных 3,970
Варианты Все модели
Боинг КБ-29 Суперфортресс
XB-39 Суперкрепость
Боинг XB-44 Суперфортресс
Боинг Б-50 Суперфортресс
Развитый в Боинг C-97 Стратофрахтер
Боинг 377 Стратокрузер
Tupolev Tu-4
Боинг Б-50 Суперфортресс
Сборочная линия Boeing в Уичито, Канзас (1944 г.)

Boeing B-29 Superfortress — американский четырехмоторный винтовой тяжелый бомбардировщик , разработанный компанией Boeing и использовавшийся в основном Соединенными Штатами во время Второй мировой войны и войны в Корее . Названный в честь своего предшественника, B-17 Flying Fortress , Superfortress был разработан для стратегических бомбардировок на малых высотах на большой высоте, но также преуспел в ночных зажигательных бомбардировках и ​​в сбросе морских мин для блокады Японии. B-29 сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки , став единственным самолетом, когда-либо сбросившим ядерное оружие в бою .

Один из крупнейших самолетов Второй мировой войны, B-29 был спроектирован с использованием самых современных технологий, которые включали гермокабину , двухколесное трехопорное шасси и с компьютерным управлением аналоговую систему управления огнем , которая позволял одному наводчику и офицеру управления огнем управлять четырьмя дистанционными пулеметными турелями. Стоимость проектирования и производства составляет 3 миллиарда долларов (что эквивалентно 51 миллиарду долларов в 2022 году), [3] стоимость Манхэттенского проекта , намного превышающая стоимость Манхэттенского проекта в 1,9 миллиарда долларов , сделала программу B-29 самой дорогой за всю войну. [4] [5] B-29 оставался на вооружении в различных целях на протяжении 1950-х годов и был выведен из эксплуатации в начале 1960-х годов после того, как было построено 3970 самолетов. Некоторые из них также использовались компанией Stratovision в качестве летающих телевизионных передатчиков . Королевские ВВС летали на B-29 под служебным названием «Вашингтон» с 1950 по 1954 год, когда на вооружение поступил реактивный самолет «Канберра» .

B-29 был прародителем серии бомбардировщиков, транспортных самолетов, заправщиков, самолетов-разведчиков и учебно-тренировочных самолетов Boeing. Например, модернизированный B-50 Superfortress Lucky Lady II стал первым самолетом, совершившим беспосадочный кругосветный полет за 94 часа полета в 1949 году. Авиалайнер Boeing C-97 Stratofreighter , впервые совершивший полет в 1944 году. В 1947 году за ним последовал вариант коммерческого авиалайнера Boeing Model 377 Stratocruiser . Это развитие бомбардировщика-авиалайнера было похоже на эволюцию B-17 / Model 307 . В 1948 году компания Boeing представила танкер KB-29 , а в 1950 году — модификацию модели 377 KC-97 . Линейка негабаритных вариантов Stratocruiser — Guppy / Mini Guppy / Super Guppy , которые остаются на вооружении НАСА и других операторов. Советский Союз произвел 847 Туполев Ту-4 , нелицензионной реконструированной копии B-29. Двадцать B-29 остаются в качестве статических экспонатов, но только два, FIFI и Doc , все еще летают. [6]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Перед Второй мировой войной пришел авиакорпус армии США к выводу, что Boeing B-17 Flying Fortress, который станет основным стратегическим бомбардировщиком американцев во время войны, не подойдет для Тихоокеанского театра военных действий , где требовался бомбардировщик, способный нести большая полезная нагрузка - более 3000 миль. [7]

Длина размаха крыла в 141 фут (43 м) Boeing B-29 Superfortress, базирующегося на аэродроме Дэвис-Монтан Филд, с покрытыми облаками горами Санта-Каталина . ярко проиллюстрирована здесь на контрастном фоне
Два больших самолета оливкового цвета пролетают над сельскохозяйственными угодьями
YB-29 Суперкрепости в полете
1000-я церемония поставки B-29 на заводе Boeing в Уичито , февраль 1945 года.

В ответ компания Boeing в 1938 году начала работу над герметичными бомбардировщиками дальнего действия. В проекте Boeing модели 334 была герметичная производная от Boeing B-17 Flying Fortress с ходовой частью с носовым колесом . Хотя у авиакорпуса не хватало средств для разработки проекта, Boeing продолжил разработку на собственные средства как частное предприятие. [8] В апреле 1939 года Чарльз Линдберг убедил генерала Генри Х. Арнольда произвести в больших количествах новый бомбардировщик, чтобы противостоять производству бомбардировщиков немцами. [9] В декабре 1939 года Воздушный корпус выпустил официальную спецификацию на так называемый «супербомбардировщик», который мог доставить 20 000 фунтов (9 100 кг) бомб к цели на расстоянии 2 667 миль (4 292 км) и со скоростью 400 миль в час (640 км). км/ч). Предыдущие исследования частных венчурных предприятий Boeing послужили отправной точкой для реагирования на официальную спецификацию авиакорпуса. [10]

Боинг представил свою модель 345 11 мая 1940 года. [11] в конкуренции с разработками Consolidated Aircraft (модель 33, которая позже стала B-32 ), [12] Локхид ( Lockheed XB-30 ), [13] и Дуглас ( Дуглас XB-31 ). [14] Дуглас и Локхид вскоре отказались от работы над своими проектами, но компания Boeing получила заказ на два летающих прототипа , получивших обозначение XB-29, и планер для статических испытаний 24 августа 1940 года, причем заказ был пересмотрен с целью добавления третьего летающего самолета. самолет 14 декабря. Consolidated продолжала работать над своей моделью 33, поскольку авиакорпус рассматривал ее как резервную копию на случай возникновения проблем с конструкцией Boeing. [15] В мае 1941 года компания Boeing получила первоначальный заказ на производство 14 служебных испытательных самолетов и 250 серийных бомбардировщиков. [16] в январе 1942 года это число было увеличено до 500 самолетов. [11] B-29 имел фюзеляж круглого сечения для обеспечения прочности. Необходимость создания наддува в зоне кабины также привела к тому, что B-29 стал одним из очень немногих американских боевых самолетов времен Второй мировой войны, имевших бесступенчатую конструкцию кабины без отдельного лобового стекла для пилотов.

Производство B-29 было сложной задачей, в которой участвовали четыре завода основной сборки. Существовали два завода Boeing в Рентоне, штат Вашингтон ( завод Boeing Renton ), один в Уичито, штат Канзас (ныне Spirit AeroSystems ), завод Bell в Мариетте, штат Джорджия , недалеко от Атланты («Bell-Atlanta»), и в Мартине. завод в Белвью, Небраска («Мартин-Омаха» – Оффатт Филд ). [11] [17] тысячи субподрядчиков . В проекте также были задействованы [18] Первый прототип совершил свой первый полет с авиабазы ​​Боинг Филд в Сиэтле 21 сентября 1942 года. [17] Сочетание весьма совершенной конструкции самолета, сложных требований, огромного давления на производство и поспешной разработки привело к неудачам. В отличие от невооруженного первого прототипа, [19] второй был оснащен системой оборонительного вооружения «Сперри» с использованием дистанционно управляемых артиллерийских турелей, видимых с помощью перископов, и впервые поднялся в воздух 30 декабря 1942 года, хотя полет был прекращен из-за серьезного возгорания двигателя. [20]

18 февраля 1943 года у второго прототипа, вылетавшего из Боинг-Филд в Сиэтле, загорелся двигатель и он разбился. [20] В результате крушения погибли пилот-испытатель Boeing Эдмунд Т. Аллен и его команда из 10 человек, 20 рабочих мясокомбината Фрай и пожарный из Сиэтла. [21] Изменения в серийном производстве происходили так часто и так быстро, что в начале 1944 года B-29 отправлялись с производственных линий прямо на модификационные склады для масштабной перестройки с учетом последних изменений. Центры модификации, работающие по контракту с AAF, и ее собственная система авиабаз с трудом справлялись с объемом требований. На некоторых объектах отсутствовали ангары, способные разместить гигантский B-29, что требовало проведения работ на открытом воздухе в морозную погоду, что еще больше затягивало необходимую модификацию. К концу 1943 года, хотя было поставлено почти 100 самолетов, годными к полетам были только 15. [22] [23] Это побудило генерала Хэпа Арнольда вмешаться в решение проблемы: производственный персонал был отправлен с заводов в центры модификации, чтобы ускорить наличие достаточного количества самолетов для оснащения первых бомбардировочных групп в так называемой « Битве за Канзас ». В результате за пять недель, с 10 марта по 15 апреля 1944 года, было модифицировано 150 самолетов. [24] [25] [26]

Самой распространенной причиной головной боли при техническом обслуживании и катастрофических отказов были двигатели. [24] Хотя Wright R-3350 Duplex-Cyclone радиальные двигатели позже стали надежной рабочей лошадкой в ​​​​больших самолетах с поршневыми двигателями, ранние модели столкнулись с опасными проблемами с надежностью. Эта проблема не была полностью решена до тех пор, пока самолет не был оснащен более мощным двигателем Pratt & Whitney R-4360 «Wasp Major» в рамках программы B-29D /B-50, который прибыл слишком поздно для Второй мировой войны . Временные меры включали установку манжет на лопасти гребного винта для отвода большего потока охлаждающего воздуха во воздухозаборники, на которых были установлены перегородки для направления потока воздуха на выпускные клапаны. Также был увеличен поток масла к клапанам, толкателей были установлены асбестовые вокруг резиновых фитингов перегородки , чтобы предотвратить утечку масла, тщательные предполетные проверки проводились для обнаружения неработающих клапанов, а механики часто заменяли самые верхние пять цилиндров (каждые 25 часов работы двигателя). ) и всех двигателей (каждые 75 часов). [а] [24] [27]

Пилоты, в том числе нынешние пилоты , Мемориальных ВВС «Фифи» одного из двух последних оставшихся летающих B-29, описывают полет после взлета как острую борьбу за скорость (как правило, полет после взлета должен состоять из стремления к высота). Радиальным двигателям необходим приток воздуха для охлаждения, и неспособность набрать скорость как можно скорее может привести к отказу двигателя и риску возгорания. Одним из полезных методов была проверка магнето уже на разбеге, а не во время обычного статического разгона двигателя перед взлетом. [27]

Фотография интерьера задней гермокабины B-29 Superfortress, июнь 1944 года.
Оружейный отсек Б-29 с универсальными бомбами АН-М64 в тротиловом эквиваленте 500 фунтов

В военное время B-29 был способен летать на высоте до 31 850 футов (9710 м). [28] на скорости до 350 миль в час (560 км/ч; 300 узлов) ( истинная воздушная скорость ). Это была его лучшая защита, потому что японские истребители едва могли достичь этой высоты, и немногие могли догнать B-29, даже если бы они достигли этой высоты.

Оборонительные огневые точки артиллерийских башен

[ редактировать ]
Хвостовое вооружение, B-29 Superfortress, Аэрокосмический музей Хилла
Блистер прицельной станции наводчика

Центральная система управления огнем General Electric на B-29 управляла четырьмя дистанционно управляемыми турелями, вооруженными двумя пулеметами Browning M2 калибра .50 каждая. [б] Все оружие было наведено оптически, а наведение рассчитывалось с помощью аналоговых электрических приборов. Имелось пять соединенных между собой прицельных станций, расположенных в носовой и хвостовой части, и три блистера из оргстекла в центральной части фюзеляжа. [с] Пять General Electric аналоговых компьютеров (по одному на каждый прицел) повысили точность оружия за счет компенсации таких факторов, как скорость полета, свинец , гравитация, температура и влажность. Компьютеры также позволяли одному стрелку одновременно управлять двумя или более башнями (включая хвостовые орудия). Наводчик на верхней позиции выполнял функции офицера управления огнем, управляя распределением турелей среди других наводчиков во время боя. [29] [30] [31] [32] На хвостовой позиции первоначально располагались два пулемета «Браунинг» калибра .50 и одна 20-мм пушка М2 . Позже с самолета сняли 20-мм пушку. [33] иногда заменялся третьим пулеметом. [34]

В начале 1945 года генерал-майор Кертис Лемей , командующий XXI бомбардировочным командованием — базирующейся на Марианских островах бомбардировочной группой, оснащенной B-29, — приказал снять большую часть оборонительного вооружения и дистанционно управляемых прицельных устройств с находящихся под его командованием B-29. B-29 , предназначенные для доставки ядерного оружия Затронутый самолет имел такую ​​же уменьшенную защитную огневую мощь, как и планеры Silverplate , и в результате изменения мог нести больше топлива и бомбовой нагрузки. Более легкое оборонительное вооружение стало возможным благодаря изменению задачи с высотных дневных бомбардировок фугасными бомбами на ночные налеты на малых высотах с использованием зажигательных бомб. [35] В результате этого требования компания Bell Atlanta (BA) произвела серию из 311 самолетов B-29B, у которых не было башен и прицельного оборудования, за исключением хвостовой части, которая была оснащена радаром управления огнем AN/APG-15. [36] Эта версия также может иметь улучшенный APQ-7 радар для бомбометания в условиях облачности «Орел», установленный в обтекателе аэродинамической формы под фюзеляжем. Большая часть этих самолетов была приписана к 315-му бомбардировочному авиакрылу, Нортвест Филд, Гуам. [37]

Экипаж впервые в бомбардировщике сможет насладиться комфортом при полной герметизации. Эта первая в мире система давления в кабине серийного бомбардировщика союзников была разработана для B-29 компанией Garrett AiResearch . [д] И переднее, и заднее боевое отделения должны были быть герметизированы, но конструкторам нужно было решить, иметь ли бомбовые отсеки без герметизации или полностью герметизированный фюзеляж , из которого необходимо будет сбросить давление перед открытием дверей бомбового отсека. Решение заключалось в том, чтобы иметь негерметичные бомбовые отсеки и длинный туннель, соединяющий переднее и заднее боевые отделения. Экипажи могли при необходимости использовать туннель, чтобы переползти из одного гермоотсека в другой. [38]

Операционная история

[ редактировать ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Радиус действия баз Б-29
Боинг Б-29 Суперфортресс
Б-29 16-й бомбардировочной группы во время Великой Отечественной войны в 1944 году.
Энола Гей , серебряная версия самолета Boeing B-29 Superfortress, приземлившегося после доставки Маленького Мальчика над Хиросимой.

В сентябре 1941 года в планах ВВС США по войне против Германии и Японии предлагалось базировать B-29 в Египте для операций против Германии, поскольку британские авиабазы, вероятно, были переполнены. [39] [40] При планировании ВВС на протяжении 1942 и начала 1943 года B-29 продолжали использоваться сначала против Германии, а на Тихий океан были переброшены только после окончания войны в Европе. К концу 1943 года планы изменились, отчасти из-за задержек производства, и B-29 был передан на Тихоокеанский театр военных действий. [41] Новый план, реализованный по указанию президента Франклина Д. Рузвельта в качестве обещания Китаю, названный «Операция Маттерхорн» , развернул подразделения B-29 для нападения на Японию с четырех передовых баз на юге Китая , с пятью основными базами в Индии , а также для нападения на Японию. другие цели в регионе из Китая и Индии по мере необходимости. [42] В конечном итоге регион Чэнду был выбран вместо региона Гуйлинь , чтобы избежать необходимости собирать, оснащать и обучать 50 китайских дивизий для защиты передовых баз от японских наземных атак. [43] XX бомбардировочное командование , изначально задуманное как два боевых крыла по четыре группы в каждом, было сокращено до одного крыла из четырех групп из-за нехватки самолетов, что автоматически ограничивало эффективность любых атак со стороны Китая.

Это была чрезвычайно дорогостоящая схема, поскольку между Индией и Китаем не было сухопутного сообщения, и все поставки приходилось доставлять через Гималаи либо транспортными самолетами, либо самими B-29, при этом некоторые самолеты были лишены брони и орудий. и использовался для доставки топлива. В Индию B-29 начали поступать в начале апреля 1944 года. Первый полет B-29 на аэродромы Китая (над Гималаями, или « Горбом ») состоялся 24 апреля 1944 года. первый боевой вылет B-29. Выполнен 5 июня 1944 года, когда 77 из 98 самолетов B-29, запущенных из Индии, бомбили железнодорожные цеха в Бангкоке и других местах Таиланда . Во время миссии было потеряно пять B-29, ни один из них не был потерян в результате вражеского огня. [42] [44]

Передовая база в Китае

[ редактировать ]

5 июня 1944 года B-29 совершили налет на Бангкок , что, как сообщается, было испытанием перед развертыванием против родных японских островов . Источники не сообщают, откуда они были запущены, и различаются по количеству участников: заявлено 77, 98 и 114 человек. Целями были Мемориальный мост Бангкока и крупная электростанция. Бомбы упали на расстоянии более двух километров, не повредили гражданские постройки, но разрушили несколько трамвайных линий, а также разрушили японский военный госпиталь и штаб японской тайной полиции . [45] 15 июня 1944 года 68 B-29 взлетели с баз вокруг Чэнду, 47 B-29 нанесли бомбовый удар по Имперскому металлургическому комбинату в Явате , префектура Фукуока , Япония . Это было первое нападение на японские острова после рейда Дулитла в апреле 1942 года. [46] Во время этого налета произошли первые боевые потери B-29: один B-29 был уничтожен на земле японскими истребителями после вынужденной посадки в Китае. [47] один погиб в результате зенитного огня над Яватой, а другой, « Ракета Стокетта» (в честь капитана Марвина М. Стокетта, командира самолета) B-29-1-BW 42-6261, [и] исчез после взлета из Чакулии, Индия, над Гималаями (12 погибших, 11 членов экипажа и один пассажир). [49] Этот налет, нанесший небольшой ущерб цели, при этом всего одна бомба поразила заводской комплекс мишени. [50] почти исчерпаны запасы топлива на базах B-29 в Чэнду, что привело к замедлению операций до тех пор, пока запасы топлива не будут пополнены. [51] Начиная с июля, налеты на Японию с китайских аэродромов продолжались с относительно низкой интенсивностью. Япония подверглась бомбардировке:

  • 7 июля 1944 г. (14 Б-29)
  • 29 июля (70+)
  • 10 августа (24)
  • 20 августа (61) [52]
  • 8 сентября (90)
  • 26 сентября (83)
  • 25 октября (59)
  • 12 ноября (29)
  • 21 ноября (61)
  • 19 декабря (36)
  • 6 января 1945 г. (49)

B-29 были выведены с аэродромов в Китае к концу января 1945 года. На протяжении предшествующего периода B-29 также совершали налеты из Китая и Индии на многие другие цели по всей Юго-Восточной Азии , включая серию налетов на Сингапур и Таиланд. 2 ноября 1944 года 55 B-29 совершили налет на сортировочные станции Банг-Сью в Бангкоке , став крупнейшим рейдом войны. Семь RTAF самолетов Nakajima Ki-43 Hayabusa из состава Foong Bin (авиационная группа) 16 и 14 Ki-43 IJAAF предприняли попытку перехвата. Лейтенант RTAF Тердсак Уоррасап атаковал B-29, повредив его, но был сбит ответным огнем. Один B-29 был потерян, возможно, тот, который был поврежден флайт-лейтенантом Тердсаком. [ф] 14 апреля 1945 года второй налет B-29 на Бангкок разрушил две ключевые электростанции и стал последней крупной атакой, проведенной против тайских целей. [45] Усилия B-29 были постепенно перенесены на новые базы на Марианских островах в центральной части Тихого океана , причем последний боевой вылет B-29 из Индии был выполнен 29 марта 1945 года.

Б-29А-30-БН, 42-94106 , на дальнем задании.

Авиабазы ​​Новых Марианских островов

[ редактировать ]

Помимо логистических проблем, связанных с операциями из Китая, B-29 мог достичь лишь ограниченной части Японии, летая с китайских баз. Решением этой проблемы был захват Марианских островов , в результате чего такие цели, как Токио , находились примерно в 1500 милях (2400 км) к северу от Марианских островов в пределах досягаемости атак B-29. В декабре 1943 года Объединенный комитет начальников штабов согласился захватить Марианские острова. [54]

Американские войска вторглись на Сайпан 15 июня 1944 года. Несмотря на контратаку японского флота, которая привела к битве в Филиппинском море и тяжелым боям на суше, к 9 июля Сайпан был захвачен. [55] Затем последовали операции против Гуама и Тиниана , и к августу все три острова были захвачены. [56]

Военно-морские строительные батальоны ( Сиби ) сразу же приступили к строительству авиабаз, пригодных для размещения B-29, еще до окончания наземных боев. [55] Всего было построено пять крупных аэродромов: два на плоском острове Тиниан , один на Сайпане и два на Гуаме . Каждый из них был достаточно большим, чтобы в конечном итоге разместить бомбардировочное крыло, состоящее из четырех бомбовых групп, что в общей сложности давало 180 B-29 на аэродром. [44] Эти базы могли снабжаться морским путем и, в отличие от баз в Китае, не были уязвимы для атак японских сухопутных войск.

Базы стали стартовыми площадками для крупных рейдов B-29 против Японии в последний год войны. Первый B-29 прибыл на Сайпан 12 октября 1944 года, а первый боевой вылет был совершен оттуда 28 октября 1944 года, когда 14 B-29 атаковали атолл Трук . 73-е бомбардировочное крыло начало первую миссию против Японии с баз на Марианских островах 24 ноября 1944 года, отправив 111 B-29 для атаки на Токио . Во время этой первой атаки на японскую столицу после рейда Дулитла в апреле 1942 года 73-го бомбардировочного крыла командир бригадный генерал Эммет О'Доннелл-младший выступал в качестве командира миссии на B-29 Dauntless Dotty .

Кампания зажигательных налетов началась с бомбардировки Кобе 4 февраля 1945 года, а затем достигла пика в самом начале самой разрушительной бомбардировки в истории (даже если Silverplate на Хиросиму и Нагасаки). принять во внимание более поздние ядерные атаки [57] в ночь с 9 на 10 марта 1945 года в Токио. С тех пор рейды усилились и проводились регулярно до конца войны. В результате этих атак было разрушено большинство крупных японских городов (за исключением Киото и четырех, предназначенных для ядерных атак), а также нанесен серьезный ущерб военной промышленности Японии. Минирование японских портов и морских путей ( операция «Голод» ), проведенное B-29 с апреля 1945 года, хотя и не получило должного внимания общественности, снизило способность Японии поддерживать свое население и перемещать свои войска.

Ядерное оружие

[ редактировать ]

Самыми известными B-29 были серии Silverplate , которые были тщательно модифицированы для перевозки ядерного оружия. Ранее рассматривалось возможность использования британского «Ланкастера» в качестве ядерного бомбардировщика, поскольку это потребовало бы меньших модификаций. [58] [59] Однако превосходная дальность полета и высотные характеристики B-29 сделали его гораздо лучшим выбором, и после того, как в ноябре 1943 года B-29 начали модифицировать для перевозки атомной бомбы, предложение об использовании Lancaster так и не появилось. снова. [60] [61]

Наиболее значительной модификацией стало увеличение бомбового отсека, позволяющее каждому самолету нести оружие Thinman или Fatman. Эти бомбардировщики Silverplate отличались от других B-29, находившихся в то время на вооружении, наличием системы впрыска топлива и реверсивных винтов . Кроме того, чтобы сделать самолет более легким, с Silverplate B-29 лишились всех орудий, кроме хвостового. Пилот Чарльз Суини считает, что реверсивные опоры спасли Бокскара после вынужденной посадки на Окинаве после бомбардировки Нагасаки. [62]

Бокскар и послевоенное ядерное оружие Mk III, раскрашенное в стиле бомбы Толстяка.

Энола Гей , пилотируемая полковником Полом Тиббетсом , сбросила первую бомбу под названием « Маленький мальчик » на Хиросиму 6 августа 1945 года. [63] Энола Гей полностью отреставрирована и выставлена ​​в Смитсоновском институте Стивена Ф. Удвар-Хейзи , возле аэропорта Даллеса недалеко от Вашингтона, округ Колумбия. Бокскар , пилотируемый майором Чарльзом Суини , сбросил вторую бомбу под названием «Толстяк » на Нагасаки три дня спустя. . [64] Бокскар выставлен в Национальном музее ВВС США . [65]

После капитуляции Японии, получившей название « День VJ» , B-29 использовались не по назначению. Некоторые снабжали военнопленных едой и другими предметами первой необходимости, сбрасывая бочки с пайками в лагеря японских военнопленных. В сентябре 1945 года в целях связей с общественностью был предпринят дальний полет: генералы Барни М. Джайлз , Кертис Лемэй и Эммет О'Доннелл-младший пилотировали три специально модифицированных B-29 с авиабазы ​​Титосэ на Хоккайдо в муниципальный аэропорт Чикаго , продолжая путь до Вашингтона, округ Колумбия , это самое дальнее на тот момент беспосадочное расстояние (6400 миль или 10300 километров), пройденное самолетами ВВС США, и первый в истории беспосадочный рейс из Японии в Чикаго . [г] [67] Два месяца спустя полковник Кларенс С. Ирвин командовал еще одним модифицированным B-29, Pacusan Dreamboat , совершив побивший мировой рекорд дальний перелет из Гуама в Вашингтон, округ Колумбия, преодолев 7916 миль (12740 км) за 35 часов. [68] с полной взлетной массой 155 000 фунтов (70 000 кг). [69] Почти год спустя, в октябре 1946 года, тот же B-29 пролетел без пересадок 9 422 мили (15 163 км) от Оаху, Гавайи, до Каира, Египет, менее чем за 40 часов, продемонстрировав возможность маршрутизации авиакомпаний через полярную ледяную шапку. [70]

B-29 в Европе и Австралии

[ редактировать ]
Королевские ВВС Вашингтон B.1 из 90-й эскадрильи RAF, базирующейся в RAF Marham

Хотя B-29 рассматривался для других театров военных действий и кратко оценивался в Великобритании, он использовался исключительно во время Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий . Использование YB-29-BW 41-36393 , так называемого Hobo Queen , одного из служебных испытательных самолетов, облетавших несколько британских аэродромов в начале 1944 года, [71] был частью программы «дезинформации», поскольку он упоминался в опубликованном в Америке Sternenbanner немецкоязычном пропагандистском буклете ко Дню високосного года в 1944 году, предназначенном для распространения внутри Рейха, [72] с намерением обмануть немцев, заставив их поверить в то, что B-29 будет переброшен в Европу. [25]

Американские послевоенные программы военной помощи предоставили в аренду 87 суперкрепостей RAF для оснащения восьми эскадрилий бомбардировочного командования RAF . Самолет был известен как Washington B.1 на вооружении Королевских ВВС и служил с марта 1950 года до тех пор, пока в марте 1954 года не были возвращены последние бомбардировщики. [73] Развертывание было ограничено тренировкой на большие расстояния для стратегических атак на Советский Союз, которые находились за пределами досягаемости самолетов Avro Lincolns ВВС Великобритании . Поэтапный отказ был вызван поставками бомбардировщиков English Electric Canberra . [74]

Три самолета Washington, модифицированные для задач ELINT , и стандартная версия бомбардировщика, используемая для поддержки 192-й эскадрильи RAF , были выведены из эксплуатации в 1958 году и заменены самолетами de Havilland Comet .

Два британских самолета Washington B.1 были переданы Королевским ВВС Австралии (RAAF) в 1952 году. [75] Они были прикреплены к отделу исследований и разработок самолетов и использовались в испытаниях, проводимых по поручению британского Министерства снабжения . [75] Оба самолета были поставлены на хранение в 1956 году и проданы на металлолом в 1957 году. [76]

Советский Туполев Ту-4

[ редактировать ]
Туполев Ту-4 в Монино музее

В конце Второй мировой войны советское развитие современных четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков отставало от Запада. — Пе-8 «Петляков» единственный тяжелый бомбардировщик советских ВВС — впервые поднялся в воздух в 1936 году. Предназначенный для замены устаревшего Туполева ТБ-3 , к концу Второй мировой войны было построено всего 93 Пе-8. В 1944 и 1945 годах четыре B-29 совершили вынужденную посадку на советской территории после бомбардировок японской Маньчжурии и Японии. В соответствии с советским нейтралитетом в войне на Тихом океане бомбардировщики были интернированы Советским Союзом, несмотря на просьбы Америки об их возвращении. Вместо того, чтобы вернуть самолет, Советы перепроектировали американские B-29 и использовали их в качестве образца для Ту-4 . [77]

31 июля 1944 года самолет Ramp Tramp ( серийный номер ВВС США 42-6256) из 462-й (очень тяжелой) бомбардировочной группы был переброшен во Владивосток , Россия , после того, как у него отказал двигатель и пропеллер не удалось флюгировать . [час] Этот B-29 участвовал в налете 100 самолетов на японский сталелитейный завод Сёва в Аньшане , Маньчжурия . [77] 20 августа 1944 года Кейт Паомат (42-93829), летевший из Чэнду, был поврежден зенитным огнем во время налета на металлургический завод Явата. Из-за полученных повреждений экипаж решил направиться в Советский Союз. Самолет разбился в предгорьях горного массива Сихотэ-Алинь к востоку от Хабаровска после того, как экипаж спасся с парашютом.

11 ноября 1944 года во время ночного рейда на Омуру в Кюсю, Япония, генерал HH Арнольд Специальный (42-6365) был поврежден и был вынужден отклониться во Владивосток в Советском Союзе. Экипаж был интернирован. [78] 21 ноября 1944 года Дин Хао (42-6358) был поврежден во время налета на авиационный завод в Омуре и также был вынужден переправиться во Владивосток.

Интернированным экипажам этих четырех B-29 было разрешено бежать в оккупированный американцами Иран в январе 1945 года, но ни один из B-29 не был возвращен после того, как Сталин приказал Туполева ОКБ изучить и скопировать B-29 и подготовить готовый проект. для серийного производства как можно скорее. [78] [я]

Поскольку алюминий в СССР поставлялся в калибрах, отличных от тех, которые были доступны в США (метрические и британские), [77] весь самолет пришлось серьезно модернизировать. Кроме того, Туполев заменил свои любимые секции аэродинамического профиля на те, которые использовались Боингом, при этом сами Советы уже имели собственный Райта R-1820 18-цилиндровый радиальный двигатель на базе , АШ-73 Швецова, сопоставимый по мощности и рабочему объему с B-29. Для реализации их конструкции доступны радиальные дуплексные циклоны. В 1947 году Советский Союз дебютировал как Ту-4 ( код НАТО ASCC под названием Bull), так и транспортный вариант Ту-70 . Советы использовали позиции хвостового стрелка, аналогичные B-29, на многих более поздних бомбардировщиках и транспортных средствах. [79] [Дж]

Переход в ВВС США

[ редактировать ]

Производство B-29 было прекращено после Второй мировой войны, а последний экземпляр был завершен заводом Boeing в Рентоне 28 мая 1946 года. Многие самолеты были отправлены на хранение, объявлены избыточными запасами, и в конечном итоге были списаны как излишки. Другие остались в действующем арсенале и оснастили Стратегическое авиационное командование при его формировании 21 марта 1946 года. [81] В частности, модифицированный самолет «Silverplate» 509-й составной группы оставался единственным самолетом, способным доставить атомную бомбу, поэтому подразделение участвовало в операции «Перекресток» серии испытаний , когда B-29 Dave's Dream сбросил «Толстяка». Бомба типа "Test Able " 1 июля 1946 года. [81]

Некоторые B-29, оснащенные ковшами для отбора проб отфильтрованного воздуха, использовались для наблюдения за наземными испытаниями ядерного оружия в США и СССР путем отбора проб радиоактивного загрязнения из воздуха . ВВС США также использовали самолет для дальней метеорологической разведки (WB-29), для сбора радиоразведки (EB-29) и фоторазведки (RB-29).

Корейская война и послевоенная служба

[ редактировать ]
Фоторазведывательный B-29 , разбившийся при заходе на посадку на авиабазу Ирума в Японии, после атаки нескольких МиГ-15 над рекой Ялу . Пять членов экипажа погибли. Хвостовой стрелок сбил МиГ, а оставшиеся МиГи были атакованы эскортом Р-51 (9 ноября 1950 г.). [82]
307- я бомбардировочная группа B-29 бомбит цель в Корее, ок. 1951 год

B-29 использовался в 1950–53 годах в Корейской войне . Поначалу бомбардировщик использовался в обычных стратегических дневных бомбардировках, хотя немногочисленные стратегические цели и предприятия Северной Кореи были быстро уничтожены. Что еще более важно, в 1950 году над Кореей появилось большое количество советских реактивных истребителей МиГ-15 , а после потери 28 самолетов будущие налеты B-29 были ограничены ночными вылетами, в основном с целью воспрепятствовать снабжению.

B-29 сбросил ВБ-3 «Разон» массой 1000 фунтов (450 кг) (версия более раннего «Азон» с регулируемой дальностью). устройства управляемого артиллерийского вооружения [83] массой 12 000 фунтов (5 400 кг) ВБ-13 « Тарзон » . MCLOS и радиоуправляемые бомбы [84] в Корее — в основном за снос крупных мостов, например, через реку Ялу , и за нападения на плотины. Самолет также использовался для многочисленных разбрасываний листовок в Северной Корее, например, в рамках операции «Мула» . [85]

Суперфортресс 91-й стратегической разведывательной эскадрильи совершил последний военный вылет B-29 27 июля 1953 года.

За время войны B-29 совершили 20 000 боевых вылетов и сбросили 200 000 тонн (220 000 тонн) бомб. На счету артиллеристов Б-29 сбито 27 самолетов противника. [86] В свою очередь было потеряно 78 B-29; 57 B-29 и разведывательных вариантов были потеряны в боях и 21 небоевые потери. [87]

Советские записи показывают, что один реактивный истребитель МиГ-15 был сбит B-29 во время войны. Это произошло 6 декабря 1950 г., когда Б-29 сбил лейтенанта Н. Серикова. [88]

С появлением гигантского Convair B-36 B-29 был реклассифицирован ВВС как средний бомбардировщик. Более поздний вариант B-50 Superfortress (первоначально обозначенный как B-29D ) мог выполнять вспомогательные функции, такие как спасательная операция в воздухе и на море , сбор электронной разведки, дозаправка в воздухе и разведка погоды .

B-50D был заменен в своей основной роли в начале 1950-х годов на Boeing B-47 Stratojet , который, в свою очередь, был заменен на Boeing B-52 Stratofortress . Последние действующие варианты KB-50 и WB-50 были сняты с производства в середине 1960-х годов, а последний экземпляр был снят с вооружения в 1965 году. Всего было построено 3970 B-29.

Варианты

[ редактировать ]
Bell X-1 и его базовый корабль B-29

Варианты В-29 внешне были похожи, но строились на разных центропланах, что повлияло на размеры размаха крыла. Крыло построенного в Рентоне B-29A-BN использовало другой процесс сборки и было на фут длиннее по размаху. Построенный в Грузии B-29B-BA весил меньше за счет сокращения вооружения. Запланированная серия C с более надежными Р-3350 не была построена.

Кроме того, изменились комплектации двигателей, в том числе тип винтов и диапазон изменяемого шага. Ярким примером были 65 планеров (до конца 1947 года) для спецификаций Silverplate и преемника "Saddletree", построенных для Манхэттенского проекта с гребными винтами реверсивного шага Curtiss Electric.

Другие различия заключались в добавлении оборудования для различных миссий. Эти роли включали грузоперевозчиков (CB); спасательный самолет (СБ); метеорологические корабли (ВБ); и тренеры (ТБ); и воздушные танкеры (КБ).

Некоторые из них использовались для необычных целей, таких как летающие ретрансляционные телевизионные передатчики под названием Stratovision .

WB-29A 53-й эскадрильи метеорологической разведки в 1954 году с верхней наблюдательной станцией на фюзеляже.

B-29D постепенно привел к XB-44 и семейству B-50 Superfortress (который был оснащен четырьмя двигателями Pratt & Whitney R-4360 -35 Wasp Major мощностью 3500 л.с. (2600 кВт)).

Другая роль была в качестве корабля-носителя. Это включало в себя установку для перевозки экспериментальных истребителей -паразитов , таких как McDonnell XF-85 Goblin и Republic F-84 Thunderjets, как в режиме блокировки полета, так и в выключенном состоянии. Он также использовался для разработки программы раннего предупреждения с воздуха ; это был предок различных современных самолетов радиолокационного дозора. B-29 с оригинальными силовыми установками Wright Duplex Cyclone использовался для запуска по воздуху сверхзвукового исследовательского ракетного самолета Bell X-1 , а также ракет Cherokee для испытаний катапультных кресел. [89]

Некоторые B-29 были модифицированы для использования в качестве испытательных стендов для различных новых систем или особых условий, включая системы управления огнем, операции в холодную погоду и различные конфигурации вооружения. Несколько переоборудованных B-29 использовались для экспериментов с дозаправкой в ​​воздухе и были переименованы в KB-29 . Пожалуй, самые важные испытания провел XB-29G . прототипы реактивных двигателей Он нес в бомбоотсеке и опускал их в воздушный поток для проведения измерений.

Операторы

[ редактировать ]
 Австралия
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Советский Союз
  • Советские ВВС (три B-29 USAAF совершили вынужденную посадку в СССР во время Второй мировой войны и так и не были возвращены; они были реконструированы для создания советского бомбардировщика Ту-4 «Бык»).

Выживший самолет

[ редактировать ]
Два оставшихся летных B-29: FIFI (вверху) и Doc (внизу).

Двадцать два B-29 хранятся в различных музеях мира, в том числе два летающих экземпляра; FIFI , принадлежащий Мемориальным ВВС , и Док , принадлежащий Друзьям Дока. Док совершил свой первый полет за 60 лет из Уичито, штат Канзас, 17 июля 2016 года. [90] Публику приглашают осмотреть и совершить короткий платный полет в Доке и Фифи в различных местах. [91] [92] Есть также четыре полных планера, находящихся на хранении или на реставрации, восемь частичных планеров на хранении или на реставрации, а также четыре известных места крушения. [ нужна ссылка ]

Три самолета Silverplate B-29, модифицированные для сбрасывания ядерных бомб, выжили. Корабль Enola Gay (носовой номер 82), сбросивший первую атомную бомбу, был полностью восстановлен и выставлен в Смитсоновском институте в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики недалеко от международного аэропорта имени Даллеса в Вашингтоне в 2003 году. B-29, сбросивший «Толстяка» на Нагасаки , Бокскар (носовой номер 77), восстановлен и выставлен в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо. Третий — 15-й серебряный знак, который будет доставлен в последний день войны на Тихом океане. Он выставлен в Национальном музее ядерной науки и истории в Альбукерке, штат Нью-Мексико, и позирует с точной копией ядерной бомбы Марк-3 «Толстяк».

B-29 «Это дикий ястреб» в Имперском военном музее, Даксфорд.

Только два из 22 музейных самолетов находятся за пределами США: это Хог Уайлд в Имперском военном музее Даксфорда и еще один в Аэрокосмическом музее KAI в Сачоне , Южная Корея. [93]

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
Мемориал Мемориала ветеранов Аляски жертвам крушения B-29 в горах Талкитна в 1957 году.

Аварии и инциденты с участием B-29 включают:

Технические характеристики

[ редактировать ]
Станция бортинженера Бокскара
Кокпит в FIFI
Чертеж Boeing B-29 Superfortress в трех проекциях

Данные Quest for Performance [102]

Общие характеристики

  • Экипаж: 11 человек (пилот, второй пилот, бомбардир, бортинженер, штурман, радист, радиолокационный наблюдатель, правый стрелок, левый стрелок, центральный стрелок, хвостовой стрелок)
  • Длина: 99 футов 0 дюймов (30,18 м)
  • Размах крыльев: 141 фут 3 дюйма (43,05 м)
  • Высота: 27 футов 9 дюймов (8,46 м)
  • Площадь крыла: 1736 кв. футов (161,3 м ). 2 )
  • Соотношение сторон : 11,5
  • Профиль профиля : корень: Боинг 117 (22%); совет: Боинг 117 (9%) [103]
  • Коэффициент сопротивления нулевой подъемной силы : 0,0241
  • Фронтальная площадь: 41,16 кв. футов (3,824 м 2 ) 2 )
  • Пустой вес: 74 500 фунтов (33 793 кг)
  • Полная масса: 120 000 фунтов (54 431 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 133 500 фунтов (60 555 кг)
Боевая перегрузка 135 000 фунтов (61 000 кг)

Производительность

  • Максимальная скорость: 357 миль в час (575 км/ч, 310 узлов)
  • Крейсерская скорость: 220 миль в час (350 км/ч, 190 узлов)
  • Скорость сваливания: 105 миль в час (169 км/ч, 91 узел)
  • Диапазон: 3250 миль (5230 км, 2820 миль)
  • Перегоночная дальность: 5600 миль (9000 км, 4900 морских миль)
  • Практический потолок: 31 850 футов (9 710 м) [28]
  • Скорость набора высоты: 900 футов/мин (4,6 м/с).
  • Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 16,8
  • Нагрузка на крыло: 69,12 фунтов/кв. футов (337,5 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,073 л.с./фунт (0,120 кВт/кг)

Вооружение

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Поскольку были предприняты усилия по устранению проблем, на B-29 были установлены несколько моделей двигателей. Производство B-29 началось с модели −23, которые все были модифицированы до «боевого двигателя» −23А. Другими версиями были -41 (Б-29А), -57, -59. [ нужна ссылка ]
  2. Позднее вооружение передней верхней башни было увеличено вдвое до четырёх Браунингов калибра .50.
  3. ^ Носовая прицельная станция управлялась бомбардиром .
  4. Ранее компания Boeing построила 307 Stratoliner , который был первым коммерческим авиалайнером с полностью герметичной кабиной. Всего было построено 10 таких самолетов. В то время как другие самолеты, такие как Ju 86P, находились под давлением, B-29 с самого начала проектировался с герметичной системой. [ нужна ссылка ]
  5. Суффикс −1-BW указывает на то, что этот B-29 был из первой производственной партии B-29, изготовленной на заводе Boeing в Уичито. Другие суффиксы: BA = Белл, Атланта ; BN = Боинг, Рентон, Вашингтон ; МО = Мартин, Омаха, Небраска . [48]
  6. Самый крупный налет на Бангкок во время войны произошел 2 ноября 1944 года, когда на сортировочные станции в Банг Сью напали 55 B-29... [53]
  7. ^ «Расстояние по прямой между Силами воздушной самообороны Японии Титосэ и Чикаго, аэропортом Чикаго Мидуэй, составляет примерно 5839 миль или 9397 километров». [66]
  8. Сопротивление ветряного винта критически снизило дальность полета B-29. Из-за этого «Ramp Tramp» не смог добраться до своей базы в Чэнду , Китай, и пилот решил взять курс на Владивосток. [ нужна ссылка ]
  9. ^ Ramp Tramp также использовался в 1948–49 годах в качестве десантного корабля для подкрыльевого запуска планера 346P. 346P был развитием немецкого DFS 346 самолета с ракетным двигателем . Полное крыло и двигатели Кейт Паомат позже были включены в единственный транспортный самолет Ту-70 . [ нужна ссылка ]
  10. Советы интернировали еще один B-29, когда 29 августа 1945 года Як-9 советских ВВС повредил B-29, сбрасывавший припасы в лагерь для военнопленных в Корее, и заставил его приземлиться в Конане (ныне Хунгнам ), Северная Корея. . Экипаж B-29 из 13 человек не пострадал в результате нападения и был освобожден после 13-дневного интернирования. [80]
  11. ^ С B-29B-BW было снято все вооружение и прицельное оборудование, кроме хвостового положения; первоначально 2 × .50 в M2 / AN и 1 × 20-мм пушка M2 , позже 3 × 2 × .50 в M2 / AN с APG-15 , установленным в стандартной комплектации. радаром наводки
  1. ^ ЛеМэй и Йенн 1988, с. 60.
  2. ^ "Боинг Б-29". Боинг. Проверено: 5 августа 2010 г.
  3. ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  4. ^ О'Брайен, Филлипс Пейсон (2015). Как была выиграна война (Первое изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 47–48. ISBN  978-1-107-01475-6 .
  5. ^ «B-29 Superfortress, тяжелый бомбардировщик США» . Интернет-энциклопедия Тихоокеанской войны . Кент Дж. Бадж . Проверено 1 апреля 2018 г.
  6. ^ Уоллер, штаб-сержант. Рэйчел (17 июля 2016 г.). «Б-29 «Док» поднимается в небо из Макконнелла» . Авиабаза Макконнелл . Проверено 3 января 2024 г.
  7. ^ Горман, Джеральд С. (27 мая 1999 г.). «Финал в Тихом океане: сложность, стратегия и B-29» (PDF) . dtic.mil . футов. Ливенворт, Канзас: Колледж армейского командования и генерального штаба, Школа перспективных военных исследований. стр. 14–15. Архивировано (PDF) из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 17 февраля 2019 г.
  8. ^ Бауэрс 1989, с. 318.
  9. ^ Герман 2012, стр. 289–291.
  10. ^ Уиллис 2007, стр. 136–137.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Бауэрс 1989, с. 319.
  12. ^ Вегг 1990, с. 91.
  13. ^ «Информационный бюллетень: Lockheed XB-30». Архивировано 16 июля 2011 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 15 ноября 2010 г.
  14. ^ Франсильон 1979, с. 713.
  15. ^ Уиллис 2007, с. 138.
  16. ^ Кнаак 1988, с. 480.
  17. ^ Перейти обратно: а б Бауэрс 1989, с. 322.
  18. ^ Уиллис 2007, стр. 138–139.
  19. ^ Браун 1977, с. 80.
  20. ^ Перейти обратно: а б Peacock Air International , август 1989 г., стр. 70–71.
  21. ^ Банель, Феликс (15 февраля 2013 г.). «70 лет назад: вспоминая крушение «Суперкрепости Боинга»» . КУОВ-FM . Проверено 2 июля 2017 г.
  22. ^ Уиллис 2007, с. 144.
  23. ^ Peacock Air International , август 1989 г., с. 76.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Кнаак 1988, с. 484.
  25. ^ Перейти обратно: а б Бауэрс 1989, с. 323.
  26. ^ Герман 2012, стр. 284–346.
  27. ^ Перейти обратно: а б Гарднер, Фред Карл «Год в суперкрепости B-29». Веб-сайт Фреда Карла Гарднера , обновлено 1 мая 2005 г. Дата обращения: 11 апреля 2009 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б «Б-29 Суперкрепость». Боинг . Проверено: 22 марта 2012 г.
  29. ^ Браун 1977, стр. 80–83.
  30. ^ Уильямс и Гастин 2003, стр. 164–166.
  31. ^ Журналы Hearst (февраль 1945 г.). «B-29 Gunnery Brain нацеливает шесть орудий одновременно» . Популярная механика . Журналы Херста. п. 26.
  32. ^ " «Центральная станция управления огнем и турельная система дистанционного управления B-29». Twinbeech.com , 23 февраля 2011 г. Дата обращения: 30 мая 2015 г.
  33. ^ Уиллис 2007, с. 140.
  34. ^ Пейс 2003, с. 53.
  35. ^ Герман 2012, с. 327.
  36. ^ Уиллис 2007, стр. 140, 144.
  37. ^ «История 315 BW». 315bw.org . Проверено: 19 июня 2008 г.
  38. ^ Манн 2009, с. 103.
  39. ^ Крэйвен и Кейт Том. 1 1983, стр. 145–149.
  40. ^ Крэйвен и Кейт Том. 2 1983, с. 6.
  41. ^ Крэйвен и Кейт Том. 5 1983, стр. 11–12.
  42. ^ Перейти обратно: а б Уиллис 2007, стр. 144–145.
  43. ^ Крэйвен и Кейт Том. 5 1983, стр. 18–22.
  44. ^ Перейти обратно: а б Peacock Air International , август 1989 г., с. 87.
  45. ^ Перейти обратно: а б Стерн, Дункан. «Воздушная война над Таиландом, 1941–1945 гг.; Часть вторая. Союзники атакуют Таиланд, 1942–1945 гг.». Pattaya Mail, том XI, выпуск 21, 30 мая - 5 июня 2003 г. Дата обращения: 18 февраля 2012 г.
  46. ^ Крэйвен и Кейт Том. 5 1983, с. 100.
  47. ^ Крэйвен и Кейт Том. 5 1983, с. 101.
  48. ^ "Список производства Б-29 и Б-50". Архивировано 23 июля 2008 года на сайте Wayback Machine warbird-central.com . Проверено: 16 июня 2008 г.
  49. ^ Источник: 20-я бомбардировочная группа Assn.
  50. ^ Уиллис 2007, с. 145.
  51. ^ Крэйвен и Кейт Том. 5 1983, стр. 101, 103.
  52. ^ • Тактика использования самолетов для тарана американских B-29 была впервые зафиксирована во время налета 20 августа 1944 года на сталелитейные заводы в Явате. Сержант Сигэо Нобе из 4-го сентая намеренно направил свой Kawasaki Ki-45 в B-29. Обломки взрыва серьезно повредили еще один B-29, который также потерпел крушение. Потерялись B-29-10-BW 42-6334 « Гертруда С» капитана Орнелла Стауффера полковника Роберта Клинксейла и B-29-15-BW 42-6368 «Катастрофа Сью» , оба из 486-го BG. См.: «Хронология Тихоокеанской войны: август 1944 года». att.net . Проверено: 12 июня 2008 г. Архивировано 2 апреля 2010 г. в Wayback Machine . В последующие месяцы таким образом было уничтожено несколько B-29. Хотя термин « камикадзе » часто используется для обозначения пилотов, проводящих эти атаки, японские военные не использовали это слово. См.: «Японский сайт, посвященный Токкотайским JAAF и JNAF». tokkotai.or.jp . Проверено: 7 июня 2008 г.
  53. ^ Форсгрен, январь. «Японские самолеты в Королевских ВВС Таиланда и Королевском военно-морском флоте Таиланда во время Второй мировой войны». Японские самолеты, корабли и исторические исследования, 21 июля 2004 г. Дата обращения: 18 февраля 2012 г.
  54. ^ Уиллис 2007, стр. 145–146.
  55. ^ Перейти обратно: а б Уиллис 2007, с. 146.
  56. ^ Дир и Фут 1995, с. 718.
  57. ^ Лоуренс М. Вэнс (14 августа 2009 г.). «Бомбардировки хуже, чем Нагасаки и Хиросима» . Фонд «Будущее свободы» . Проверено 8 августа 2011 г.
  58. ^ «Проект Серебрянка» . Фонд атомного наследия .
  59. ^ Гроувс, Лесли (1962). Теперь это можно рассказать: история Манхэттенского проекта . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 254–255. ISBN  0-306-70738-1 . OCLC   537684 .
  60. ^ «Черные Ланкастеры: история тяжелого британского бомбардировщика и первых атомных бомб» . 22 февраля 2023 г.
  61. ^ МакКинстри, Лео «ЛАНКАСТЕР: величайший бомбардировщик Второй мировой войны», John Murray Publishers, 2009, стр. 495
  62. ^ Коммагер, Генри Стил; Миллер, Дональд Л. (2010). История Второй мировой войны: переработанная, расширенная и обновленная . Саймон и Шустер. п. 637. ИСБН  978-1-4391-2822-0 . Но Суини сумел держать самолет под контролем с помощью специально установленных реверсивных винтов.
  63. ^ «Манхэттенский проект: Атомная бомбардировка Хиросимы, Япония, 6 августа 1945 года» . ОСТИ.ГОВ . 1945. Архивировано из оригинала 26 марта 2021 года . Проверено 23 ноября 2021 г.
  64. ^ «Пилот миссии по созданию атомной бомбы в Нагасаки умер в возрасте 84 лет» . Нью-Йорк Таймс . 18 июля 2004 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2021 г. Проверено 23 ноября 2021 г.
  65. ^ «Боинг Б-29 Суперфортресс» . Национальный музей ВВС США . 9 августа 1945 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года . Проверено 23 ноября 2021 г.
  66. ^ "Как далеко это?" Найдите сайт localweather.com . Проверено: 8 июня 2009 г.
  67. ^ Поттс, Дж. Иван-младший «Глава: Бегство из Японии в Вашингтон». Архивировано 17 февраля 2012 года в Wayback Machine « Память о войне: опыт пилота B-29 во Второй мировой войне». Шелбивилл, Теннесси: JI Potts & Associates, 1995. Дата обращения: 8 июня 2009 г.
  68. ^ «Понедельник, 1 января 1940 г. - суббота, 31 декабря 1949 г.». Архивировано 20 октября 2012 года в журнале Wayback Machine History Milestones (ВВС США). Проверено: 21 октября 2010 г.
  69. ^ Мэйо, Вейланд. «В-29 устанавливают рекорды скорости, высоты и расстояния». b-29s-over-korea.com. Проверено: 21 октября 2010 г.
  70. ^ Bonnier Corporation (декабрь 1946 г.). «Внутри лодки мечты» . Популярная наука . Компания Бонньер. п. 91.
  71. ^ «Визит B-29 Superfortress в Глаттон» . 29 мая 2019 г.
  72. ^ "Der Sternenbanner_1 (Фото 1)" . 384thbombgroup.com .
  73. ^ Винн, Хамфри. «Роль бомбардировщика 1945-1970» . Исторический отдел авиации Министерства обороны Великобритании. стр. 3–5 . Проверено 31 октября 2023 г.
  74. ^ «Повестка дня седьмого заседания Совета директоров НАТО» . НАТО . 17 марта 1959 г. стр. 4–5.
  75. ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Стюарт (1994). Военные самолеты Австралии . Уэстон-Крик, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 216. ИСБН  978-1875671083 .
  76. ^ «A76: Боинг Вашингтон». Музей РААФ. Проверено: 28 января 2012 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б с «Ту-4 «Бык» и Рампа Бродяга ». Архивировано 18 февраля 2009 года в Wayback Machine Monino Aviation . Дата обращения: 1 ноября 2009 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б Леднисер, Дэвид. «Вторжения, облеты, перестрелки и дезертирство во время холодной войны и после нее». Дэвид Леднисер, 16 апреля 2011 г. Дата обращения: 31 июля 2011 г.
  79. ^ «Российский клон Б-29 – история Ту-4» . Архивировано из оригинала 9 августа 2008 года . Проверено 2 ноября 2004 г. Б-29.нет . Проверено: 20 июля 2011 г.
  80. ^ Стрейфер, Билл и Ирек Сабитовы. «Полет дикого кабана B-29 (Вторая мировая война): день, когда мир остыл». Jia Educational Products, Inc. , 2011. Дата обращения: 28 ноября 2011 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б Peacock Air International , сентябрь 1989 г., с. 141.
  82. ^ «Уильям Ф. (Билл) Уэлч - 31-е и 91-е воспоминания SRS». Архивировано 22 июня 2016 года на сайте Wayback Machine rb-29.net . Проверено: 18 мая 2015 г.
  83. ^ «Разон-бомба ВБ-3» . Национальный музей ВВС США™ .
  84. ^ «Бомба ВБ-13 Тарзон» . Национальный музей ВВС США™ .
  85. ^ Операции ВВС США в корейском конфликте, 1 июля 1952 г. - 27 июля 1953 г. База ВВС Максвелл, Алабама: Исторический отдел ВВС США, 1956, стр. 62.
  86. ^ Футрелл и др. 1976 год
  87. ^ «Потери ВВС США в Корее» . www.alternatewars.com .
  88. ^ «Боли послевоенного В-ВС и рождение советского реактивного полета» . База данных Корейской войны. Архивировано из оригинала 4 июня 2013 года . Проверено 3 мая 2020 г.
  89. ^ Шинабери, Майкл. «Неудачи со свистом были «поучительны»». Архивировано 17 мая 2014 года в Wayback Machine Alamogordo Daily News , 26 октября 2008 года. Дата обращения: 17 мая 2014 года.
  90. ^ «Это было непросто, но B-29 Doc поднимается в небо Уичито» .
  91. ^ «Аллентаун, Пенсильвания: тур по восстановлению истории документа B-29» .
  92. ^ «Исторический тур CAF AirPower с участием B-29 Superfortress FIFI» .
  93. ^ Уикс, Джон А. III. «Б-29: Выжившие в суперкрепости». ohnweeks.com , 2009. Дата обращения: 17 июля 2009 г.
  94. ^ Уодли, Джефф; Маккартер, Дуайт (2002). Первое мая! Первое мая! : авиакатастрофы в национальном парке Грейт-Смоки-Маунтинс, 1920-2000 гг . Ноксвилл: Университет Теннесси Press. ISBN  1-57233-154-2 .
  95. ^ «Инцидент с Boeing F-13 Superfortress (B-29) 45-21768, 21 февраля 1947 года» . Aviation-safety.net . Фонд безопасности полетов . Проверено 14 марта 2022 г.
  96. ^ Перри, Тони (24 мая 1995 г.). «Мечта о спасении B-29 превращается в дым: Авиация: Пожар перед взлетом уничтожил военный самолет, разбившийся в Гренландии в 1947 году. Трое жителей Юга потратили 1 миллион долларов на трехлетние усилия» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 марта 2022 г.
  97. ^ Область темного пика OL1 (карта). 1:25000. Исследователь. Артиллерийское обследование.
  98. ^ Комиссия по атомной энергии.
  99. Министерство обороны, Краткое изложение происшествий с ядерным оружием США, 1950–1980 гг. Архивировано 22 февраля 2013 г. в Wayback Machine.
  100. ^ «Льюистон Морнинг Трибьюн — Поиск в архиве новостей Google» . news.google.com . Проверено 22 ноября 2020 г.
  101. ^ «Авария при столкновении в воздухе Boeing ETB-29A Superfortress 44-62093, 24 апреля 1953 г.» . Aviation-safety.net . Проверено 31 июля 2021 г.
  102. ^ Лофтин, Л.К.-младший. В поисках производительности: эволюция современных самолетов . Архивировано 13 июня 2006 года в Wayback Machine NASA SP-468 . Проверено: 22 апреля 2006 г.
  103. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  104. ^ Руководство AAF № 50-9: Инструкция по летной эксплуатации армейской модели B-29, 25 января 1944 г., стр. 40; Вооружение
  105. ^ Перейти обратно: а б Ганстон, Билл (1978). Иллюстрированная энциклопедия боевой авиации Второй мировой войны . Нью-Йорк: Книготорговые публикации. п. 202. ИСБН  0-89673-000-Х .
  106. ^ История бомбы Mark 4 (Отчет). Национальная лаборатория Сандия, Альбукерке, Нью-Мексико (США). Февраль 1967 г. с. 33.
  107. ^ История бомбы Mark 6 (Отчет). Национальная лаборатория Сандия, Альбукерке, Нью-Мексико (США). Ноябрь 1967 г. с. 20.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерсон, CE «Бад» (декабрь 1981 г. - март 1982 г.). «Пойманный за кончик крыла». Любитель воздуха . № 17. С. 74–80. ISSN   0143-5450 .
  • Андертон, Дэвид А. Суперкрепость B-29 на войне . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Ltd., 1978. ISBN   0-7110-0881-7 .
  • Бергер, Карл. B29: Суперкрепость . Нью-Йорк: Ballantine Books, 1970. ISBN   0-345-24994-1 .
  • Бердсолл, Стив . B-29 Superfortress in Action (Самолет в действии 31) . Кэрролтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1977. ISBN   0-89747-030-3 .
  • Бердсолл, Стив . Сага о суперкрепости: драматическая история B-29 и Двадцатой воздушной армии . Лондон: Сиджвик и Джексон Лимитед, 1991. ISBN   0-283-98786-3 .
  • Бердсолл, Стив . Суперкрепость: Боинг Б-29 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1980. ISBN   0-89747-104-0 .
  • Бауэрс, Питер М. Самолеты Boeing с 1916 года . Лондон: Патнэм, 1989. ISBN   0-85177-804-6 .
  • Бауэрс, Питер М. Боинг B-29 Superfortress . Стиллуотер, Миннесота: Voyageur Press, 1999. ISBN   0-933424-79-5 .
  • Браун, Дж. «Вооружение RCT в Боинге B-29». Энтузиаст авиации , номер три, 1977, стр. 80–83. ISSN   0143-5450
  • Кэмпбелл, Ричард Х., Бомбардировщики Silverplate: история и реестр Enola Gay и других B-29, предназначенных для перевозки атомных бомб . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., 2005. ISBN   0-7864-2139-8 .
  • Чант, Кристофер. Суперпрофиль: B-29 Superfortress . Спаркфорд, Йовил, Сомерсет, Великобритания: Haynes Publishing Group, 1983. ISBN   0-85429-339-6 .
  • Кларк, Крис. «Пушки бомбардировщика B-29 были инженерным шедевром середины века» , Popular Mechanics , 30 ноября 2015 г.
  • Крэйвен, Уэсли Франк и Джеймс Ли Кейт, ред. Армейские ВВС во Второй мировой войне: Том первый: Планы и ранние операции: с января 1939 года по август 1942 года. Архивировано 18 октября 2016 года в Wayback Machine . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1983.
  • Крэйвен, Уэсли Франк и Джеймс Ли Кейт, ред. Армейские ВВС во Второй мировой войне: Том второй: Европа: от факела до упора с августа 1942 года по декабрь 1943 года. Архивировано 23 ноября 2016 года в Wayback Machine . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1983.
  • Крэйвен, Уэсли Франк и Джеймс Ли Кейт, ред. Армейские военно-воздушные силы во Второй мировой войне: Том пятый: Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки, июнь 1944 года - август 1945 года . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1983.
  • Дэвис, Ларри. B-29 Superfortress в действии (Самолет в действии 165) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1997. ISBN   0-89747-370-1 .
  • Уважаемый, ICB и MRD Foo, ред. Оксфордский спутник Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 1995. ISBN   0-19-866225-4 .
  • Дорр, Роберт Ф. Подразделения B-29 Superfortress во Второй мировой войне . Боевой самолет 33. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN   1-84176-285-7 .
  • Дорр, Роберт Ф. B-29 «Суперфортресс» времен Корейской войны . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2003. ISBN   1-84176-654-2 .
  • Фопп, Майкл А. Вашингтонское досье . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1983. ISBN   0-85130-106-1 .
  • Франсильон, Рене Дж. МакДоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN   0-370-00050-1 .
  • Футрелл РФ и др. Тузы и воздушные победы: ВВС США в Юго-Восточной Азии, 1965–1973 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1976. ISBN   0-89875-884-X .
  • Грант, Р.Г. и Джон Р. Дейли. Полет: 100 лет авиации . Харлоу, Эссекс, Великобритания: DK Adult, 2007. ISBN   978-0-7566-1902-2 .
  • Герберт, Кевин Б. Максимум усилий: B-29 против Японии . Манхэттен, Канзас: издательство Sunflower University Press, 1983. ISBN   978-0-89745-036-2 .
  • Герман, Артур. Кузница свободы: как американский бизнес добился победы во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2012. ISBN   978-1-4000-6964-4 .
  • Гесс, Уильям Н. Великие американские бомбардировщики Второй мировой войны . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1999. ISBN   0-7603-0650-8 .
  • Хайэм, Робин и Кэрол Уильямс, ред. Летающие боевые самолеты USAAF-USAF . Том 1. Вашингтон, округ Колумбия: Исторический фонд ВВС, 1975. ISBN   0-8138-0325-X .
  • Хоулетт, Крис. «Вашингтон Таймс». История Вашингтона
  • Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа 1982–1985). Лондон: Издательство Орбис, 1985.
  • Джонсен, Фредерик А. Книга B-29 . Такома, Вашингтон: Книги бомбардировщиков, 1978. ISBN   1-135-76473-5 |.
  • Джонсон, Роберт Э. «Почему бомбардировщик Boeing B-29 и почему двигатель Wright R-3350?» Журнал Американского авиационного исторического общества, 33 (3), 1988, стр. 174–189. ISSN 0002-7553.
  • Кнаак, Марсель Сайз. Бомбардировщики после Второй мировой войны, 1945–1973 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1988. ISBN   0-16-002260-6 .
  • ЛеМэй, Кертис и Билл Йенн. Супер Крепость . Лондон: Berkley Books , 1988. ISBN   0-425-11880-0 .
  • Льюис, Питер М.Х., изд. «Б-29 Суперкрепость». Академическая американская энциклопедия . Том 10. Чикаго: Grolier Incorporated, 1994. ISBN   978-0-7172-2053-3 .
  • Ллойд, Олвин T. B-29 Superfortress, Часть 1. Серийные версии (Детали и масштаб 10) . Фоллбрук, Калифорния/Лондон: Aero Publishers/Arms & Armor Press, Ltd., 1983. ISBN   0-8168-5019-4 , 0-85368-527-4 .
  • Ллойд, Олвин Т. B-29 Superfortress. Часть 2. Производные (Детализация и масштаб 25) . Саммит Блю-Ридж, Пенсильвания/Лондон: TAB Books/Arms & Armor Press, Ltd., 1987. ISBN   0-8306-8035-7 , 0-85368-839-7
  • Манн, Роберт А. B-29 Superfortress: полный реестр самолетов и их задач . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, 2004. ISBN   0-7864-1787-0 .
  • Манн, Роберт А. Хронология B-29 Superfortress, 1934–1960 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, 2009. ISBN   0-7864-4274-3 .
  • Маршалл, Честер. История Warbird: B-29 Superfortress . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1993. ISBN   0-87938-785-8 .
  • Мэйборн, Митч. Boeing B-29 Superfortress (Самолет в профиле 101) . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1971 (переиздание).
  • Миллер, Джей. «Тип Тау и Том-Том». Air Enthusiast , № 9, февраль – май 1979 г., стр. 40–42. ISSN   0143-5450 .
  • Ниджбоер, Дональд. B-29 Superfortress против Ki-44 «Тодзё»: Тихоокеанский театр военных действий 1944–45 (Bloomsbury Publishing, 2017).
  • Ниджбоер, Дональд и Стив Пейс. Боевые миссии B-29: отчеты из первых рук об операциях Superfortress над Тихим океаном и Кореей (Metro Books, 2011).
  • Новицкий, Яцек. B-29 Superfortress (Air Monographs 13) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1994. ISBN   83-86208-09-0 .
  • Пейс, Стив. Боинг Б-29 Суперфортресс . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Соединенное Королевство: Crowood Press, 2003. ISBN   1-86126-581-6 .
  • Пикок, Линдси. «Боинг B-29... Первый из супербомбардировщиков, часть первая». Air International , август 1989 г., Vol. 37, № 2, с. 68–76, 87. ISSN   0306-5634
  • Пикок, Линдси. «Боинг B-29... Первый из супербомбардировщиков, часть вторая». Air International , сентябрь 1989 г., Vol. 37, № 3, стр. 141–144, 150–151. ISSN   0306-5634
  • Пимлотт, Джон. Б-29 Суперфортресс . Лондон: Bison Books Ltd., 1980. ISBN   0-89009-319-9 .
  • Rigmant, Vladimir. B-29, Tу-4 – стратегические близнецы – как это было (Авиация и космонавтика 17 [Крылья 4]) (in Russian) . Moscow: 1996.
  • Тох, Бун Кван. «Черное и серебро: восприятия и воспоминания о бомбардировщике B-29, американских стратегических бомбардировках и самых продолжительных бомбардировках Сингапура во время Второй мировой войны» War & Society 39 # 2 (2020), стр. 109–125
  • Вандер Меулен, Джейкоб. Строительство Б-29 . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги, 1995. ISBN   1-56098-609-3 .
  • Вегг, Джон. Самолеты General Dynamics и их предшественники . Лондон: Патнэм, 1990. ISBN   0-85177-833-X .
  • Уиллер, Барри К. Хэмлинский справочник по маркировке военных самолетов. Лондон: Канцлер Пресс, 1992. ISBN   1-85152-582-3 .
  • Уилер, Кейт. Бомбардировщики над Японией . Вирджиния-Бич, Вирджиния: Книги Time-Life, 1982. ISBN   0-8094-3429-6 .
  • Уайт, Джерри. Боевой расчет и подготовка подразделений в ВВС 1939–1945 гг . Историческое исследование ВВС США № 61. Вашингтон, округ Колумбия: Центр истории ВВС, 1949.
  • Уильямс, Энтони Г. и Эммануэль Гастин. Летающие пушки Вторая мировая война: развитие авиационных орудий, боеприпасов и установок 1933–45 . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 2003. ISBN   1-84037-227-3 .
  • Уиллис, Дэвид. «Боинг Б-29 и Б-50 Суперфортресс». International Air Power Review , том 22, 2007 г., стр. 136–169. Вестпорт, Коннектикут: Издательство AIRtime. ISSN   1473-9917 . ISBN   1-880588-79-X .
  • Вольф, Уильям. Boeing B-29 Superfortress: идеальный внешний вид . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2005. ISBN   0-7643-2257-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c5bb2268f457f332b2c2822f41aa19c__1721173020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/9c/5c5bb2268f457f332b2c2822f41aa19c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boeing B-29 Superfortress - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)