Операция Мула
Операция «Мула» представляла собой попытку ВВС США (ВВС США) во время Корейской войны получить путем дезертирства полностью боеспособный советский МиГ-15 реактивный истребитель . [1] Коммунистические силы ввели МиГ-15 в Корею 1 ноября 1950 года. [2] Пилоты ВВС США сообщили, что характеристики МиГ-15 превосходили все самолеты Организации Объединенных Наций , включая новейший самолет ВВС США F-86 Sabre . [3] Целью операции было побудить пилотов-коммунистов перебежать в Южную Корею на МиГах за финансовое вознаграждение. Успех операции является спорным, поскольку ни один летчик-коммунист не дезертировал до подписания перемирия 27 июля 1953 года. Однако 21 сентября 1953 года северокорейский пилот лейтенант Но Кум-Сок перелетел на своем МиГ-15 на авиабазу Кимпо , Южная Корея не знает об операции «Мула». [4]
Фон
[ редактировать ]Первоначально считалось, что появление советского истребителя МиГ-15 над Корейским полуостровом в ноябре 1950 года поставило самолеты Организации Объединенных Наций, особенно F-86 ВВС США, в невыгодное положение. В воздушном бою МиГ-15 превосходил F-86 Sabre при более высоком начальном ускорении и мог превзойти его в пикировании, хотя у Sabre была более высокая конечная скорость . МиГ также был более маневренным на высоте более 10 000 м (30 000 футов), хотя F-86 был более маневренным ниже этой высоты. МиГ-15 также был вооружен тяжелой 37-мм пушкой, способной сбивать бомбардировщики ВВС США. Военные стратеги США в Стратегическом авиационном командовании (SAC) знали об этой пушке, но мало что знали о технических аспектах самолета, включая летные характеристики. К концу войны ВВС ООН одержали верх над МиГами благодаря превосходной тактике, технике и процедурам (ТТП), лучшей подготовке пилотов, модернизированным «Сэйбрам» и особенно благодаря выводу советских пилотов из конфликта. [5]
Появление МиГ-15 над Северной Кореей привело к спекуляциям по поводу участия Советского Союза в Корейской войне. Пилоты ВВС США сообщили, что слышали русскую речь по каналам радиосвязи, используемым МиГ-15. До того, как в ноябре 1950 года пилоты ВВС США заметили МиГ-15, советские полки МиГ-15 дислоцировались в Московском округе ПВО для защиты столицы от возможных бомбардировок НАТО . [6]
Некоторые военнопленные ООН сообщили, что разговаривали с советскими пилотами, находясь в плену в Северной Корее. По словам генерала Марка Кларка , командующий командованием ООН имел достаточно разведданных, чтобы утверждать, что Советы тайно предоставляли своих пилотов для поддержки северокорейских сил. [7] По словам лейтенанта Но Кум Сока, к февралю 1951 года около полдюжины советских пилотов посетили северокорейских пилотов на их авиабазе в Цзилине на северо-востоке Китая . Офицеры в штатском приехали, чтобы проверить способности северокорейских пилотов и определить, достаточно ли они способны управлять новым МиГ-15. К марту советская 324-я истребительная авиационная дивизия под командованием полковника Ивана Кожедуба была переброшена в Цзилинь и начала обучение первого класса пилотов ВВС Северной Кореи на МиГ-15. Месяц спустя те же самые российские летчики вступили в бой на стороне Северной Кореи, хотя на международном уровне об их участии так и не было объявлено. Советы приложили все усилия, чтобы скрыть свое участие в войне, в том числе нарисовали на своих самолетах китайские и северокорейские знаки различия. К концу войны русские предоставили половину самолетов и 5000 пилотов для поддержки военных действий коммунистов против ООН. [8]
Происхождение
[ редактировать ]Существуют предположения о происхождении операции «Мула». По словам тогдашнего капитана Алана Эбнера, идея операции возникла в его офисе в Отделении психологической войны армии в Вашингтоне. Согласно полученным ими разведывательным отчетам, недовольство в советских ВВС , вплоть до дезертирства недовольных пилотов, привело к многообещающей уверенности в возможном дезертирстве некоторых пилотов в будущем. В плане предусматривалось предложение в размере 100 000 долларов (что эквивалентно 1 093 781 доллару в 2022 году) за советский МиГ-15 и политическое убежище для пилота. План был помечен грифом «Совершенно секретно», и было предложено распространить это предложение по слухам в рядах коммунистических сил, чтобы гарантировать, что это предложение не будет приписано США. План был доставлен в Пентагон в понедельник, а к субботе подробности плана были опубликованы в The Washington Post под заголовком «Генерал Марк Кларк предлагает вознаграждение в размере 100 000 долларов за российский самолет». Эбнер был разочарован, поскольку в статье не упоминалось, что его организация разработала этот план. [9]
Вторая версия этой истории исходит от генерала Марка Кларка. По его словам, источник операции «Мула» исходил от военного корреспондента, тесно связанного с генералом, но не был указан в книге Кларка « От Дуная до Ялу» . Военный корреспондент разработал идею метафоры «серебряная пуля» и ее влияние на китайцев в начале 1952 года. Затем он разработал и написал вымышленное интервью между «анонимным» и несуществующим генералом ВВС, в котором предлагалось наградить МиГ. Дальневосточные ВВС (FEAF), штаб-квартира которых находится в Токио, получили фиктивное интервью и сочли, что идея заслуживает внимания, и передали ее в Департамент ВВС в Вашингтоне, округ Колумбия. Идея распространялась в Пентагоне и Госдепартаменте , пока она не была передана Кларку из Министерства армии в сообщении, которое он получил в ноябре 1952 года. [10]
По словам Герберта Фридмана [ нужна ссылка ] Неопознанным военным корреспондентом был Эдвард Хаймофф, руководитель бюро Международной службы новостей и бывший ветеран УСС Второй мировой войны. [11] у которого он брал интервью. [12] Другой источник приписывает эту идею майору Дональду Николсу, командиру 6004-й эскадрильи службы воздушной разведки . [13]
Исполнение
[ редактировать ]20 марта 1953 года Объединенный комитет начальников штабов утвердил этот план. Одобренная операция была отправлена 1 апреля 1953 года в Объединенный психологический комитет FEAF в Токио, Япония, где она была укомплектована, одобрена и передана Кларку. Он назвал этот план «Операцией Мула». План предлагал 50 000 долларов любому пилоту, который полетит на полностью боеспособном МиГ-15 в Южную Корею. Первый пилот, дезертировавший, получит дополнительно 50 000 долларов. План также включал полное политическое убежище , переселение в некоммунистическую страну и анонимность при желании.
Если бы такое дезертирство произошло, пропагандистская ценность была бы значительной для сил ООН. Бегство пилота будет донесено до мировой аудитории, что пилот бежал от опасностей коммунизма и тоталитарного режима ради свободы в Южной Корее. [14] Эта операция также вызовет тревогу и недоверие Северной Кореи и Китая к своим пилотам. Бегство Советского Союза предоставило бы жизненно важную информацию и продемонстрировало бы, что Советский Союз был активным участником войны. Силы ООН также получат возможность проверить возможности МиГ-15 и разработать процедуры, позволяющие оценить технические преимущества МиГ-15 перед F-86 Sabre. [15]
26 апреля начались переговоры о перемирии между коммунистическими силами и ООН. Кларк выступил с предложением провести операцию «Мула» 27-го числа, чтобы она совпала с операцией «Маленький переключатель» — обменом больными и ранеными военнопленными между коммунистическими силами и силами ООН. Выбор времени был выбран намеренно, поскольку президенты США и Южной Кореи Ли Сын Ман не смогли договориться об условиях перемирия. [16] Целью операции «Мула» было отговорить захваченные коммунистические силы возвращаться в Северную Корею или Китай. Целью было продемонстрировать, что с военнопленными-коммунистами обращаются лучше под опекой сил ООН, и они не желают возвращаться на родину.
Генерал Кларк объявил об этом предложении 27 апреля 1953 года посредством коротковолновой радиопередачи. Передача, переведенная на корейский , мандаринский , кантонский и русский языки, транслировалась 14 радиостанциями Японии и Южной Кореи на Северную Корею и Китай. Кларк заявил: «Всем отважным пилотам, желающим освободиться от коммунистического ига и начать новую, лучшую жизнь с подобающим почетом... вам гарантировано убежище, защита, гуманная забота и внимание. Если пилоты того пожелают, их имена будут храниться в тайне вечно..." [17]
В ночь на 26 апреля 1953 года два бомбардировщика B-29 Superfortress сбросили 1,2 миллиона листовок над коммунистическими базами в бассейне реки Ялу . Эти листовки были написаны на русском, китайском и корейском языках. [18] По словам генерала Кларка, сразу после сброса листовок 26 апреля самолеты ООН в течение следующих восьми дней не вступали в визуальный контакт ни с одним самолетом МиГ. Хотя погода могла быть фактором, он полагает, что листовки имели прямой эффект, и полагает, что высшие коммунистические военачальники начали проверять политически ненадежных пилотов. Кстати, сразу после падения листовки в апреле передатчик радиопомех, местоположение которого не удалось установить, начал глушить все русскоязычные передачи ООН о предложении генерала Кларка по МиГ-15, но китайское и корейское вещание проходило беспрепятственно. [19]
10 мая американские бомбардировщики B-29 вернулись ночью, чтобы сбросить еще 40 000 листовок операции «Мула» над аэродромами Синыйджу и Уиджу . ООН транслировала то же самое послание, сделанное генералом Кларком в апреле, переведенное на русский, китайский и корейский языки. Это будет повторено вечером 18 мая с дополнительными 90 000 листовками. [18] [20]
Ходили слухи, что полеты МиГ-15 резко сократились или прекратились после апрельского распространения листовок и радиопередач с этим предложением. Однако сообщалось, что вылеты МиГ-15 были приостановлены на восемь дней. [21] но 30 апреля была замечена большая группа из примерно 166 МиГ-15. [22] 1 мая было замечено тридцать МиГ-15, 2 мая — сорок четыре, а с 3 по 7 мая не было замечено ни одного МиГ-15, почти наверняка из-за плохих погодных условий. [18] Одним из заметных изменений стала окраска коммунистического самолета. До 27 апреля все МиГ-15 были окрашены по тому же рисунку, что и советские ВВС, с красной звездой, но после 27-го все коммунистические самолеты имели китайскую и северокорейскую маркировку. [23] 27 мая северокорейский диктатор Ким Ир Сен выступил по радио с речью перед «героями» северокорейских ВВС о том, что их страна возьмет на себя более значительную роль в защите воздушного пространства Северной Кореи. Ким также призвал своих соотечественников обеспечить военную дисциплину и укрепление военной техники, чтобы обеспечить победу над силами ООН. [ нужны разъяснения ] [24]
По словам лейтенанта Но Кум Сока , северокорейского пилота, дезертировавшего после окончания Корейской войны, его заместитель командир батальона капитан Ким Чон Соп был вызван в Синыйджу, штаб-квартиру ВВС Северной Кореи, в начале мая 1953 года на одну неделю. Цель его поездки Но была неизвестна, но по командованию ходили слухи, что лейтенант Но находится под следствием, ставящим под сомнение его лояльность КНДР . Но продолжал летать и предполагал, что его заместитель командир батальона отстаивал свою лояльность коммунистическому режиму. По совпадению, после смерти советского премьер-министра Иосифа Сталина 5 марта 1953 года и значительных потерь российских самолетов Советский Союз приземлил и отозвал своих пилотов с корейского театра военных действий. Советский Союз приложил все усилия, чтобы скрыть свое участие в Корейской войне. Российских пилотов учили китайскому языку, чтобы обмануть пилотов ООН. [25] Пилоты ВВС США отметили, что после 27 числа они не слышали никакой русской болтовни по внутренней связи МиГ-15 от советских пилотов «Хончо». [22]
С 8 по 31 мая было уничтожено 56 МиГ-15, при этом за тот же период был потерян только один F-86. Пилоты ВВС США заметили, что пилоты-коммунисты, наблюдавшие за самолетами ВВС США, пролетавшими вблизи их воздушного пространства перед каким-либо боем, выпрыгивали из своих самолетов, чтобы обеспечить свое личное выживание. [26]
Генерал Кларк получил сообщения о низкой квалификации пилотов-коммунистов после раздачи листовок об операции «Мула», их худшем пилотировании за всю войну. Пилоты-коммунисты совершили меньше боевых вылетов за 90 дней после операции «Мула», чем за 90 дней до первого сброса листовок. Летчики ООН сбили за этот период 155 МиГ-15, потеряв всего три самолета F-86. [27]
прекращены . 27 июля 1953 года было подписано Соглашение о перемирии в Корее, согласно которому все боевые действия были Ни один пилот не перебежал в Южную Корею. Эффективность операции «Мула» оценить было сложно. Хотя силы ООН не вернули ни одного самолета МиГ-15, операция «Мула» оказала остаточное воздействие на коммунистические силы. Есть некоторые основания полагать, что Советский Союз боялся дезертирства своих пилотов больше, чем режимы Китая или Северной Кореи. В отчетах американской разведки указывалось, что советской дальневосточной аудитории были показаны фильмы, изображающие неспособность агентов американской разведки подкупить экипаж и пассажиров чешского самолета, чтобы те бежали на запад. Вероятно, русские вполне полагали, что предложение ООН о вознаграждении понравится летчикам из стран-сателлитов Варшавского блока .
На листовках, использованных в операции «Мула», была фотография лейтенанта Францишека Ярецкого , который на своем Lim2 (лицензионная версия МиГ-15бис) прилетел из Польши в политическое убежище в Дании в марте 1953 года. [28]
Последствия
[ редактировать ]Рано утром 21 сентября 1953 года лейтенант Но Кум Сок вылетел на МиГ-15бис, бортовой номер «Красный 2057», 2-го полка Корейских народных ВВС, с авиабазы Сунан , недалеко от Пхеньяна , Северная Корея, и приземлился до 10:00 на авиабазе Кимпо в Южной Корее. Его немедленно доставили в штаб базы для допроса и медицинского осмотра. Вскоре после этого его доставили на вертолете на уединенную военную базу США в Орю-донге , недалеко от Сеула , где располагалось Пятое разведывательное управление ВВС. Его самолет был разобран, погружен на самолет C-124 Globemaster и на следующий день отправлен на авиабазу Кадена на Окинаве . На следующее утро южнокорейские газеты упомянули о дезертировавшем северокорейском пилоте и его награде в размере 100 000 долларов. Нет, однако, он не знал об операции «Мула» и ее наградах. (ЦРУ) посоветовало Но Позже Центральное разведывательное управление отказаться от денежного вознаграждения в обмен на платное образование в американском колледже по его выбору. [29] Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр не поддержал операцию «Мула». Он считал неэтичным предлагать деньги перебежчику и был обеспокоен реакцией Северной Кореи на дезертирство из-за непростого соглашения о перемирии. [30]
Одним из его кураторов из ЦРУ был Ларри Чин , арестованный Федеральным бюро расследований (ФБР) в 1985 году за шпионаж. После дезертирства Но пятеро его коллег-пилотов были казнены. [31]
По словам Но, награда не побудила бы северокорейских пилотов дезертировать по ряду причин. Во-первых, предложение, сделанное в апреле 1953 года, рекламировалось посредством листовок, сброшенных на северокорейские авиабазы на реке Ялу. Однако на тот момент войны все российские, китайские и северокорейские МиГ-15 дислоцировались в Маньчжурии, поэтому маловероятно, чтобы кто-либо из пилотов МиГ-15 видел листовки. Во-вторых, даже если бы ВВС США сбросили листовки в Маньчжурии, северокорейский пилот не поверил бы в подлинность предложения. Северокорейские пилоты также не были осведомлены о покупательной способности американского доллара. Если бы операция «Мула» вместо этого гарантировала свободу и работу в Соединенных Штатах, ее бы рассматривали как более заманчивое предложение. [32]
Несмотря на то, что операция «Мула» на это не повлияла напрямую, дезертирство Но позволило ВВС США получить представление о самолете и состоянии северных военно-воздушных сил. В течение следующих нескольких месяцев Но отвечал на многочисленные вопросы, касающиеся вооруженных сил Северной Кореи и поддержки, которую она получила от Советского Союза и Китая. Он также предоставил ценную информацию американским летчикам-испытателям перед оценкой МиГа на авиабазе Кадена. Летчиками-испытателями были майор Чак Йегер и капитан Гарольд «Том» Коллинз во главе с генерал-майором Альбертом Бойдом , командующим Центром развития авиации Райта. [33] Позже майор Йегер заявил: «Полет на МиГ-15 — это самая сложная ситуация, с которой я когда-либо сталкивался. Это необычный самолет, на котором погибло множество пилотов». [34]
Испытания МиГ-15 продолжались 11 дней. Выяснилось, что этот самолет был достаточно хорошим истребителем, но ему не хватало технологического совершенства американских самолетов, таких как F-86 . Майор Йегер смог разогнать самолет до скорости 0,98 Маха , прежде чем он стал опасно неуправляемым. Хотя МиГ-15 имел более высокую скороподъемность и работал с более высоким потолком, чем F-86, у него были проблемы с раскачкой , плохим наддувом , неожиданным увеличением тангажа на высоких скоростях, неустранимым штопором, внезапным сваливанием и особенно опасен аварийный топливный насос, неправильное включение которого может привести к взрыву самолета. [35] Несмотря на такие недостатки, Йегер и Коллинз пришли к выводу, что МиГ-15 и F-86 одинаково эффективны. Опыт и подготовка пилотов оказались наиболее важными факторами во время воздушных боев . Майор Йегер сказал: «Самый опытный пилот надерет вам задницу, на чем бы вы ни летали!» [36]
После испытаний МиГ-15бис его снова разобрали и каждая деталь была тщательно изучена и оценена инженерами. Американцы предложили вернуть самолет Северной Корее, но ответа не последовало. МиГ-15 был упакован и отправлен на базу ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне , штат Огайо , в феврале 1954 года. С марта по октябрь 1954 года МиГ-15бис проходил испытания на авиабазе Эглин , Флорида. Он много летал по сравнению с B-36 , B-47 , F-84 и F-86, прежде чем вернуться на авиабазу Райт-Паттерсон , штат Огайо, в октябре. [37] [38] Дальнейшая оценка самолета продолжалась до тех пор, пока он не был поврежден при жесткой посадке в 1956 году. Самолет был передан в дар Национальному музею ВВС США для реставрации и демонстрации, где он и остается. [39] [40]
Пример будущих психологических операций
[ редактировать ]Операция «Мула» повторялась несколько раз с 1953 года. Гоминьдан , китайские националисты, разбрасывали листовки над материковым Китаем, предлагая от 28 до 113 килограммов (от 1000 до 4000 унций) золота китайским пилотам-коммунистам, перебежавшим на Тайвань . Чем современнее самолет, тем больше золота получит пилот-дезертир. [41] В 1966 году Объединенный комитет начальников штабов одобрил операцию «Фаст Бак», точную копию операции «Мула», по обеспечению безопасности МиГ-21 и советского вертолета Ми-6 «Хук». Другими целями этой операции также были сбор разведданных, заставить правительство Северного Вьетнама оценить лояльность своих пилотов и сократить количество вылетов МиГов. [42] Операция «Алмаз» , секретная операция Моссада , была похожа на операцию «Фаст Бак»; иракский пилот МиГ-21 успешно дезертировал, а захваченный МиГ был оценен ВВС Израиля, ВВС США и ВМС США.
Изображение в художественной литературе
[ редактировать ]В 243 серии 11 сезона M *A*S*H легко раненый северокорейский пилот попадает на борт 4077 M*A*S*H. Он приземлился из-за неисправности двигателя, не собираясь дезертировать, но армейский пиарщик предлагает ему сделку, очень похожую на операцию «Мула», даже называя генерала Марка Кларка по имени. [ нужна ссылка ]
В фильме 1983 года «Под огнем » вымышленные персонажи, которых сыграли Ник Нолти и Эд Харрис, обсуждают раздачу листовок в Африке, предлагающих новый дом и бассейн любому пилоту оппозиции, который дезертирует. Персонаж Нолти говорит, что это ложное предложение, но Харрис возражает, что его эффект состоит в том, чтобы заземлить ВВС оппозиции - начальство ВВС не позволит их самолетам летать, опасаясь дезертирства пилотов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фатрелл, Роберт (1956). Операции ВВС США в Корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 года . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. п. 62.
- ^ Стратемейер, Джордж (1999). Уильям Т. И'Блад (ред.). Три войны генерал-лейтенанта Джорджа Э. Стратемейера: его корейский военный дневник . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС. п. 255.
- ^ Пиз, Стивен (1992). Psywar: психологическая война в Корее, 1950–1953 гг . Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books. стр. 66–67.
- ^ Фатрелл, Роберт (1956). Операции ВВС США в Корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 года . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. стр. 62–63.
- ^ Пиз, Стивен (1992). Psywar: психологическая война в Корее, 1950–1953 гг . Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books. п. 67.
- ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. 85.
- ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. С. 206–207 .
- ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 81–111.
- ^ Эбнер, Алан (2001). PSYWARRIORS – Психологическая война во время Корейской войны . Шиппенсбург, Пенсильвания: Burd Street Press. стр. 71–73.
- ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. С. 205–206 .
- ^ Хаймофф, Эдвард (декабрь 1972 г.). Дэвид Фредериксон (ред.). УСС во Второй мировой войне . Нью-Йорк : Ballantine Books . стр. 1–13. OCLC 490982456 .
- ^ Фридман, Герберт. «ОПЕРАЦИЯ МУЛА: Заговор с целью угона МиГ-15» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Хаас, Майкл (2002). Воины Аполлона: Специальные операции ВВС США во время холодной войны (PDF) . Гонолулу, Гавайи: Тихоокеанское университетское издательство. п. 65. Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Пиз, Стивен (2001). PSYWARRIORS – Психологическая война во время Корейской войны . Шиппенсбург, Пенсильвания: Burd Street Press. стр. 68–71.
- ^ Операции ВВС США в Корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 года . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. с. 62.
- ^ Бриггс, Эллис . Гленнон, Джон П. (ред.). Международные отношения США, 1952–1954 гг. Корея . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. стр. 938–940. Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ «Международное: жирное предложение» . Время . 11 мая 1953 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Операции ВВС США в корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 г. (PDF) . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. с. 62. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. стр. 207–208 .
- ^ Фатрелл, Роберт (2000). ВВС США в Корее, 1950–1953 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС. п. 652. Архивировано (PDF) из оригинала 21 ноября 2019 г. . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. стр. 207 .
- ^ Перейти обратно: а б Фатрелл, Роберт (2000). ВВС США в Корее, 1950–1953 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС. п. 653. Архивировано (PDF) из оригинала 21 ноября 2019 г. . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Пиз, Стивен (1992). Psywar: психологическая война в Корее, 1950–1953 гг . Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books. п. 72.
- ^ Операции ВВС США в корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 г. (PDF) . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. с. 63. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 137–139.
- ^ И'Блад, Уильям (2000). Аллея МиГов: Борьба за превосходство в воздухе (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС. п. 40. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2019 г.
- ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. стр. 208 .
- ^ Операции ВВС США в корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 г. (PDF) . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. стр. 62–63. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2019 г. Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 144–156.
- ^ Эйзенхауэр, Дуайт. «Глаза только на Уолтера Беделла Смита, 21 сентября 1953 года» . Президентские документы Дуайта Дэвида Эйзенхауэра . Издательство Университета Джонса Хопкинса. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
- ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. 156.
- ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 146–147.
- ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. 158.
- ^ Йегер, Чак ; Янош, Лео (1985). Йегер: Автобиография . Нью-Йорк: Бантам. п. 259 . ISBN 9780553050936 .
- ^ Йегер, Чак ; Янош, Лео (1985). Йегер: Автобиография . Нью-Йорк: Бантам. стр. 259–263 . ISBN 9780553050936 .
- ^ Йегер, Чак ; Янош, Лео (1985). Йегер: Автобиография . Нью-Йорк: Бантам. п. 263 . ISBN 9780553050936 .
- ^ Янг, Роб, историк Национального центра воздушной и космической разведки, « История NASIC: эксплуатация МиГ-15бис ATIC », авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо. Архивировано 24 августа 2023 года в Wayback Machine ( PDF ).
- ^ «История NASIC: эксплуатация МиГ-15бис компанией ATIC» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 года . Проверено 11 ноября 2011 г.
- ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 164–165.
- ^ «Микоян-Гуревич МиГ-15бис» . Национальный музей ВВС США . 5 мая 2015. Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ Бергер, Карл (1956). Введение в листовки военного времени . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел исследований специальных операций Американского университета. п. 74.
- ^ Кроун, Роберт. «Листовка и денежная капля» . Rolling Thunder, Проект CHECO . Музей ВВС США. Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 27 февраля 2011 г.