Jump to content

Операция Мула

МиГ-15 в Корейской военной галерее Национального музея ВВС США.

Операция «Мула» представляла собой попытку ВВС США (ВВС США) во время Корейской войны получить путем дезертирства полностью боеспособный советский МиГ-15 реактивный истребитель . [1] Коммунистические силы ввели МиГ-15 в Корею 1 ноября 1950 года. [2] Пилоты ВВС США сообщили, что характеристики МиГ-15 превосходили все самолеты Организации Объединенных Наций , включая новейший самолет ВВС США F-86 Sabre . [3] Целью операции было побудить пилотов-коммунистов перебежать в Южную Корею на МиГах за финансовое вознаграждение. Успех операции является спорным, поскольку ни один летчик-коммунист не дезертировал до подписания перемирия 27 июля 1953 года. Однако 21 сентября 1953 года северокорейский пилот лейтенант Но Кум-Сок перелетел на своем МиГ-15 на авиабазу Кимпо , Южная Корея не знает об операции «Мула». [4]

Фотография оружейной камеры МиГ-15, атакованного истребителем ВВС США.

Первоначально считалось, что появление советского истребителя МиГ-15 над Корейским полуостровом в ноябре 1950 года поставило самолеты Организации Объединенных Наций, особенно F-86 ВВС США, в невыгодное положение. В воздушном бою МиГ-15 превосходил F-86 Sabre при более высоком начальном ускорении и мог превзойти его в пикировании, хотя у Sabre была более высокая конечная скорость . МиГ также был более маневренным на высоте более 10 000 м (30 000 футов), хотя F-86 был более маневренным ниже этой высоты. МиГ-15 также был вооружен тяжелой 37-мм пушкой, способной сбивать бомбардировщики ВВС США. Военные стратеги США в Стратегическом авиационном командовании (SAC) знали об этой пушке, но мало что знали о технических аспектах самолета, включая летные характеристики. К концу войны ВВС ООН одержали верх над МиГами благодаря превосходной тактике, технике и процедурам (ТТП), лучшей подготовке пилотов, модернизированным «Сэйбрам» и особенно благодаря выводу советских пилотов из конфликта. [5]

Появление МиГ-15 над Северной Кореей привело к спекуляциям по поводу участия Советского Союза в Корейской войне. Пилоты ВВС США сообщили, что слышали русскую речь по каналам радиосвязи, используемым МиГ-15. До того, как в ноябре 1950 года пилоты ВВС США заметили МиГ-15, советские полки МиГ-15 дислоцировались в Московском округе ПВО для защиты столицы от возможных бомбардировок НАТО . [6]

Некоторые военнопленные ООН сообщили, что разговаривали с советскими пилотами, находясь в плену в Северной Корее. По словам генерала Марка Кларка , командующий командованием ООН имел достаточно разведданных, чтобы утверждать, что Советы тайно предоставляли своих пилотов для поддержки северокорейских сил. [7] По словам лейтенанта Но Кум ​​Сока, к февралю 1951 года около полдюжины советских пилотов посетили северокорейских пилотов на их авиабазе в Цзилине на северо-востоке Китая . Офицеры в штатском приехали, чтобы проверить способности северокорейских пилотов и определить, достаточно ли они способны управлять новым МиГ-15. К марту советская 324-я истребительная авиационная дивизия под командованием полковника Ивана Кожедуба была переброшена в Цзилинь и начала обучение первого класса пилотов ВВС Северной Кореи на МиГ-15. Месяц спустя те же самые российские летчики вступили в бой на стороне Северной Кореи, хотя на международном уровне об их участии так и не было объявлено. Советы приложили все усилия, чтобы скрыть свое участие в войне, в том числе нарисовали на своих самолетах китайские и северокорейские знаки различия. К концу войны русские предоставили половину самолетов и 5000 пилотов для поддержки военных действий коммунистов против ООН. [8]

Происхождение

[ редактировать ]
МиГ-15 доставлен Но Кум-Соком, перебежчиком из Северной Кореи в ВВС США.

Существуют предположения о происхождении операции «Мула». По словам тогдашнего капитана Алана Эбнера, идея операции возникла в его офисе в Отделении психологической войны армии в Вашингтоне. Согласно полученным ими разведывательным отчетам, недовольство в советских ВВС , вплоть до дезертирства недовольных пилотов, привело к многообещающей уверенности в возможном дезертирстве некоторых пилотов в будущем. В плане предусматривалось предложение в размере 100 000 долларов (что эквивалентно 1 093 781 доллару в 2022 году) за советский МиГ-15 и политическое убежище для пилота. План был помечен грифом «Совершенно секретно», и было предложено распространить это предложение по слухам в рядах коммунистических сил, чтобы гарантировать, что это предложение не будет приписано США. План был доставлен в Пентагон в понедельник, а к субботе подробности плана были опубликованы в The Washington Post под заголовком «Генерал Марк Кларк предлагает вознаграждение в размере 100 000 долларов за российский самолет». Эбнер был разочарован, поскольку в статье не упоминалось, что его организация разработала этот план. [9]

Вторая версия этой истории исходит от генерала Марка Кларка. По его словам, источник операции «Мула» исходил от военного корреспондента, тесно связанного с генералом, но не был указан в книге Кларка « От Дуная до Ялу» . Военный корреспондент разработал идею метафоры «серебряная пуля» и ее влияние на китайцев в начале 1952 года. Затем он разработал и написал вымышленное интервью между «анонимным» и несуществующим генералом ВВС, в котором предлагалось наградить МиГ. Дальневосточные ВВС (FEAF), штаб-квартира которых находится в Токио, получили фиктивное интервью и сочли, что идея заслуживает внимания, и передали ее в Департамент ВВС в Вашингтоне, округ Колумбия. Идея распространялась в Пентагоне и Госдепартаменте , пока она не была передана Кларку из Министерства армии в сообщении, которое он получил в ноябре 1952 года. [10]

По словам Герберта Фридмана [ нужна ссылка ] Неопознанным военным корреспондентом был Эдвард Хаймофф, руководитель бюро Международной службы новостей и бывший ветеран УСС Второй мировой войны. [11] у которого он брал интервью. [12] Другой источник приписывает эту идею майору Дональду Николсу, командиру 6004-й эскадрильи службы воздушной разведки . [13]

Исполнение

[ редактировать ]
Пропагандистская листовка операции «Мула», обещающая награду в размере 100 000 долларов первому северокорейскому пилоту, который доставит советский МиГ-15 силам ООН

20 марта 1953 года Объединенный комитет начальников штабов утвердил этот план. Одобренная операция была отправлена ​​1 апреля 1953 года в Объединенный психологический комитет FEAF в Токио, Япония, где она была укомплектована, одобрена и передана Кларку. Он назвал этот план «Операцией Мула». План предлагал 50 000 долларов любому пилоту, который полетит на полностью боеспособном МиГ-15 в Южную Корею. Первый пилот, дезертировавший, получит дополнительно 50 000 долларов. План также включал полное политическое убежище , переселение в некоммунистическую страну и анонимность при желании.

SFC Furl A. Krebs загружает кластерный адаптер M16A1 на типографии FEC (Дальневосточное командование), Иокогама, Япония. Адаптер типа бомбы будет содержать 22 500 листовок психологической войны размером 5 на 8 дюймов (130 мм × 200 мм).

Если бы такое дезертирство произошло, пропагандистская ценность была бы значительной для сил ООН. Бегство пилота будет донесено до мировой аудитории, что пилот бежал от опасностей коммунизма и тоталитарного режима ради свободы в Южной Корее. [14] Эта операция также вызовет тревогу и недоверие Северной Кореи и Китая к своим пилотам. Бегство Советского Союза предоставило бы жизненно важную информацию и продемонстрировало бы, что Советский Союз был активным участником войны. Силы ООН также получат возможность проверить возможности МиГ-15 и разработать процедуры, позволяющие оценить технические преимущества МиГ-15 перед F-86 Sabre. [15]

26 апреля начались переговоры о перемирии между коммунистическими силами и ООН. Кларк выступил с предложением провести операцию «Мула» 27-го числа, чтобы она совпала с операцией «Маленький переключатель» — обменом больными и ранеными военнопленными между коммунистическими силами и силами ООН. Выбор времени был выбран намеренно, поскольку президенты США и Южной Кореи Ли Сын Ман не смогли договориться об условиях перемирия. [16] Целью операции «Мула» было отговорить захваченные коммунистические силы возвращаться в Северную Корею или Китай. Целью было продемонстрировать, что с военнопленными-коммунистами обращаются лучше под опекой сил ООН, и они не желают возвращаться на родину.

Генерал Кларк объявил об этом предложении 27 апреля 1953 года посредством коротковолновой радиопередачи. Передача, переведенная на корейский , мандаринский , кантонский и русский языки, транслировалась 14 радиостанциями Японии и Южной Кореи на Северную Корею и Китай. Кларк заявил: «Всем отважным пилотам, желающим освободиться от коммунистического ига и начать новую, лучшую жизнь с подобающим почетом... вам гарантировано убежище, защита, гуманная забота и внимание. Если пилоты того пожелают, их имена будут храниться в тайне вечно..." [17]

B-29 Superfortress в полете над Кореей

В ночь на 26 апреля 1953 года два бомбардировщика B-29 Superfortress сбросили 1,2 миллиона листовок над коммунистическими базами в бассейне реки Ялу . Эти листовки были написаны на русском, китайском и корейском языках. [18] По словам генерала Кларка, сразу после сброса листовок 26 апреля самолеты ООН в течение следующих восьми дней не вступали в визуальный контакт ни с одним самолетом МиГ. Хотя погода могла быть фактором, он полагает, что листовки имели прямой эффект, и полагает, что высшие коммунистические военачальники начали проверять политически ненадежных пилотов. Кстати, сразу после падения листовки в апреле передатчик радиопомех, местоположение которого не удалось установить, начал глушить все русскоязычные передачи ООН о предложении генерала Кларка по МиГ-15, но китайское и корейское вещание проходило беспрепятственно. [19]

10 мая американские бомбардировщики B-29 вернулись ночью, чтобы сбросить еще 40 000 листовок операции «Мула» над аэродромами Синыйджу и Уиджу . ООН транслировала то же самое послание, сделанное генералом Кларком в апреле, переведенное на русский, китайский и корейский языки. Это будет повторено вечером 18 мая с дополнительными 90 000 листовками. [18] [20]

Ходили слухи, что полеты МиГ-15 резко сократились или прекратились после апрельского распространения листовок и радиопередач с этим предложением. Однако сообщалось, что вылеты МиГ-15 были приостановлены на восемь дней. [21] но 30 апреля была замечена большая группа из примерно 166 МиГ-15. [22] 1 мая было замечено тридцать МиГ-15, 2 мая — сорок четыре, а с 3 по 7 мая не было замечено ни одного МиГ-15, почти наверняка из-за плохих погодных условий. [18] Одним из заметных изменений стала окраска коммунистического самолета. До 27 апреля все МиГ-15 были окрашены по тому же рисунку, что и советские ВВС, с красной звездой, но после 27-го все коммунистические самолеты имели китайскую и северокорейскую маркировку. [23] 27 мая северокорейский диктатор Ким Ир Сен выступил по радио с речью перед «героями» северокорейских ВВС о том, что их страна возьмет на себя более значительную роль в защите воздушного пространства Северной Кореи. Ким также призвал своих соотечественников обеспечить военную дисциплину и укрепление военной техники, чтобы обеспечить победу над силами ООН. [ нужны разъяснения ] [24]

По словам лейтенанта Но Кум ​​Сока , северокорейского пилота, дезертировавшего после окончания Корейской войны, его заместитель командир батальона капитан Ким Чон Соп был вызван в Синыйджу, штаб-квартиру ВВС Северной Кореи, в начале мая 1953 года на одну неделю. Цель его поездки Но была неизвестна, но по командованию ходили слухи, что лейтенант Но находится под следствием, ставящим под сомнение его лояльность КНДР . Но продолжал летать и предполагал, что его заместитель командир батальона отстаивал свою лояльность коммунистическому режиму. По совпадению, после смерти советского премьер-министра Иосифа Сталина 5 марта 1953 года и значительных потерь российских самолетов Советский Союз приземлил и отозвал своих пилотов с корейского театра военных действий. Советский Союз приложил все усилия, чтобы скрыть свое участие в Корейской войне. Российских пилотов учили китайскому языку, чтобы обмануть пилотов ООН. [25] Пилоты ВВС США отметили, что после 27 числа они не слышали никакой русской болтовни по внутренней связи МиГ-15 от советских пилотов «Хончо». [22]

С 8 по 31 мая было уничтожено 56 МиГ-15, при этом за тот же период был потерян только один F-86. Пилоты ВВС США заметили, что пилоты-коммунисты, наблюдавшие за самолетами ВВС США, пролетавшими вблизи их воздушного пространства перед каким-либо боем, выпрыгивали из своих самолетов, чтобы обеспечить свое личное выживание. [26]

Генерал Кларк получил сообщения о низкой квалификации пилотов-коммунистов после раздачи листовок об операции «Мула», их худшем пилотировании за всю войну. Пилоты-коммунисты совершили меньше боевых вылетов за 90 дней после операции «Мула», чем за 90 дней до первого сброса листовок. Летчики ООН сбили за этот период 155 МиГ-15, потеряв всего три самолета F-86. [27]

прекращены . 27 июля 1953 года было подписано Соглашение о перемирии в Корее, согласно которому все боевые действия были Ни один пилот не перебежал в Южную Корею. Эффективность операции «Мула» оценить было сложно. Хотя силы ООН не вернули ни одного самолета МиГ-15, операция «Мула» оказала остаточное воздействие на коммунистические силы. Есть некоторые основания полагать, что Советский Союз боялся дезертирства своих пилотов больше, чем режимы Китая или Северной Кореи. В отчетах американской разведки указывалось, что советской дальневосточной аудитории были показаны фильмы, изображающие неспособность агентов американской разведки подкупить экипаж и пассажиров чешского самолета, чтобы те бежали на запад. Вероятно, русские вполне полагали, что предложение ООН о вознаграждении понравится летчикам из стран-сателлитов Варшавского блока .

На листовках, использованных в операции «Мула», была фотография лейтенанта Францишека Ярецкого , который на своем Lim2 (лицензионная версия МиГ-15бис) прилетел из Польши в политическое убежище в Дании в марте 1953 года. [28]

Последствия

[ редактировать ]
Пилот МиГ-15 лейтенант Но Кум-Сок , на фото 1953 года, в типичной северокорейской летной одежде.
МиГ-15 Но Кум-Сока через несколько минут после приземления в Кимпо.
Перекрашенный в маркировку и знаки различия ВВС США, МиГ-15Б находится под охраной и ожидает летных испытаний на Окинаве.

Рано утром 21 сентября 1953 года лейтенант Но Кум ​​Сок вылетел на МиГ-15бис, бортовой номер «Красный 2057», 2-го полка Корейских народных ВВС, с авиабазы ​​Сунан , недалеко от Пхеньяна , Северная Корея, и приземлился до 10:00 на авиабазе Кимпо в Южной Корее. Его немедленно доставили в штаб базы для допроса и медицинского осмотра. Вскоре после этого его доставили на вертолете на уединенную военную базу США в Орю-донге , недалеко от Сеула , где располагалось Пятое разведывательное управление ВВС. Его самолет был разобран, погружен на самолет C-124 Globemaster и на следующий день отправлен на авиабазу Кадена на Окинаве . На следующее утро южнокорейские газеты упомянули о дезертировавшем северокорейском пилоте и его награде в размере 100 000 долларов. Нет, однако, он не знал об операции «Мула» и ее наградах. (ЦРУ) посоветовало Но Позже Центральное разведывательное управление отказаться от денежного вознаграждения в обмен на платное образование в американском колледже по его выбору. [29] Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр не поддержал операцию «Мула». Он считал неэтичным предлагать деньги перебежчику и был обеспокоен реакцией Северной Кореи на дезертирство из-за непростого соглашения о перемирии. [30]

Одним из его кураторов из ЦРУ был Ларри Чин , арестованный Федеральным бюро расследований (ФБР) в 1985 году за шпионаж. После дезертирства Но пятеро его коллег-пилотов были казнены. [31]

По словам Но, награда не побудила бы северокорейских пилотов дезертировать по ряду причин. Во-первых, предложение, сделанное в апреле 1953 года, рекламировалось посредством листовок, сброшенных на северокорейские авиабазы ​​на реке Ялу. Однако на тот момент войны все российские, китайские и северокорейские МиГ-15 дислоцировались в Маньчжурии, поэтому маловероятно, чтобы кто-либо из пилотов МиГ-15 видел листовки. Во-вторых, даже если бы ВВС США сбросили листовки в Маньчжурии, северокорейский пилот не поверил бы в подлинность предложения. Северокорейские пилоты также не были осведомлены о покупательной способности американского доллара. Если бы операция «Мула» вместо этого гарантировала свободу и работу в Соединенных Штатах, ее бы рассматривали как более заманчивое предложение. [32]

Несмотря на то, что операция «Мула» на это не повлияла напрямую, дезертирство Но позволило ВВС США получить представление о самолете и состоянии северных военно-воздушных сил. В течение следующих нескольких месяцев Но отвечал на многочисленные вопросы, касающиеся вооруженных сил Северной Кореи и поддержки, которую она получила от Советского Союза и Китая. Он также предоставил ценную информацию американским летчикам-испытателям перед оценкой МиГа на авиабазе Кадена. Летчиками-испытателями были майор Чак Йегер и капитан Гарольд «Том» Коллинз во главе с генерал-майором Альбертом Бойдом , командующим Центром развития авиации Райта. [33] Позже майор Йегер заявил: «Полет на МиГ-15 — это самая сложная ситуация, с которой я когда-либо сталкивался. Это необычный самолет, на котором погибло множество пилотов». [34]

Испытания МиГ-15 продолжались 11 дней. Выяснилось, что этот самолет был достаточно хорошим истребителем, но ему не хватало технологического совершенства американских самолетов, таких как F-86 . Майор Йегер смог разогнать самолет до скорости 0,98 Маха , прежде чем он стал опасно неуправляемым. Хотя МиГ-15 имел более высокую скороподъемность и работал с более высоким потолком, чем F-86, у него были проблемы с раскачкой , плохим наддувом , неожиданным увеличением тангажа на высоких скоростях, неустранимым штопором, внезапным сваливанием и особенно опасен аварийный топливный насос, неправильное включение которого может привести к взрыву самолета. [35] Несмотря на такие недостатки, Йегер и Коллинз пришли к выводу, что МиГ-15 и F-86 одинаково эффективны. Опыт и подготовка пилотов оказались наиболее важными факторами во время воздушных боев . Майор Йегер сказал: «Самый опытный пилот надерет вам задницу, на чем бы вы ни летали!» [36]

После испытаний МиГ-15бис его снова разобрали и каждая деталь была тщательно изучена и оценена инженерами. Американцы предложили вернуть самолет Северной Корее, но ответа не последовало. МиГ-15 был упакован и отправлен на базу ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне , штат Огайо , в феврале 1954 года. С марта по октябрь 1954 года МиГ-15бис проходил испытания на авиабазе Эглин , Флорида. Он много летал по сравнению с B-36 , B-47 , F-84 и F-86, прежде чем вернуться на авиабазу Райт-Паттерсон , штат Огайо, в октябре. [37] [38] Дальнейшая оценка самолета продолжалась до тех пор, пока он не был поврежден при жесткой посадке в 1956 году. Самолет был передан в дар Национальному музею ВВС США для реставрации и демонстрации, где он и остается. [39] [40]

Пример будущих психологических операций

[ редактировать ]
Чек на 100 000 долларов, врученный Но Кум ​​Соку в качестве награды за доставку МиГ-15 в Южную Корею.

Операция «Мула» повторялась несколько раз с 1953 года. Гоминьдан , китайские националисты, разбрасывали листовки над материковым Китаем, предлагая от 28 до 113 килограммов (от 1000 до 4000 унций) золота китайским пилотам-коммунистам, перебежавшим на Тайвань . Чем современнее самолет, тем больше золота получит пилот-дезертир. [41] В 1966 году Объединенный комитет начальников штабов одобрил операцию «Фаст Бак», точную копию операции «Мула», по обеспечению безопасности МиГ-21 и советского вертолета Ми-6 «Хук». Другими целями этой операции также были сбор разведданных, заставить правительство Северного Вьетнама оценить лояльность своих пилотов и сократить количество вылетов МиГов. [42] Операция «Алмаз» , секретная операция Моссада , была похожа на операцию «Фаст Бак»; иракский пилот МиГ-21 успешно дезертировал, а захваченный МиГ был оценен ВВС Израиля, ВВС США и ВМС США.

Изображение в художественной литературе

[ редактировать ]

В 243 серии 11 сезона M *A*S*H легко раненый северокорейский пилот попадает на борт 4077 M*A*S*H. Он приземлился из-за неисправности двигателя, не собираясь дезертировать, но армейский пиарщик предлагает ему сделку, очень похожую на операцию «Мула», даже называя генерала Марка Кларка по имени. [ нужна ссылка ]

В фильме 1983 года «Под огнем » вымышленные персонажи, которых сыграли Ник Нолти и Эд Харрис, обсуждают раздачу листовок в Африке, предлагающих новый дом и бассейн любому пилоту оппозиции, который дезертирует. Персонаж Нолти говорит, что это ложное предложение, но Харрис возражает, что его эффект состоит в том, чтобы заземлить ВВС оппозиции - начальство ВВС не позволит их самолетам летать, опасаясь дезертирства пилотов.

  1. ^ Фатрелл, Роберт (1956). Операции ВВС США в Корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 года . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. п. 62.
  2. ^ Стратемейер, Джордж (1999). Уильям Т. И'Блад (ред.). Три войны генерал-лейтенанта Джорджа Э. Стратемейера: его корейский военный дневник . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС. п. 255.
  3. ^ Пиз, Стивен (1992). Psywar: психологическая война в Корее, 1950–1953 гг . Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books. стр. 66–67.
  4. ^ Фатрелл, Роберт (1956). Операции ВВС США в Корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 года . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. стр. 62–63.
  5. ^ Пиз, Стивен (1992). Psywar: психологическая война в Корее, 1950–1953 гг . Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books. п. 67.
  6. ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. 85.
  7. ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. С. 206–207 .
  8. ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 81–111.
  9. ^ Эбнер, Алан (2001). PSYWARRIORS – Психологическая война во время Корейской войны . Шиппенсбург, Пенсильвания: Burd Street Press. стр. 71–73.
  10. ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. С. 205–206 .
  11. ^ Хаймофф, Эдвард (декабрь 1972 г.). Дэвид Фредериксон (ред.). УСС во Второй мировой войне . Нью-Йорк : Ballantine Books . стр. 1–13. OCLC   490982456 .
  12. ^ Фридман, Герберт. «ОПЕРАЦИЯ МУЛА: Заговор с целью угона МиГ-15» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
  13. ^ Хаас, Майкл (2002). Воины Аполлона: Специальные операции ВВС США во время холодной войны (PDF) . Гонолулу, Гавайи: Тихоокеанское университетское издательство. п. 65. Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 6 июня 2019 г.
  14. ^ Пиз, Стивен (2001). PSYWARRIORS – Психологическая война во время Корейской войны . Шиппенсбург, Пенсильвания: Burd Street Press. стр. 68–71.
  15. ^ Операции ВВС США в Корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 года . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. с. 62.
  16. ^ Бриггс, Эллис . Гленнон, Джон П. (ред.). Международные отношения США, 1952–1954 гг. Корея . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. стр. 938–940. Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
  17. ^ «Международное: жирное предложение» . Время . 11 мая 1953 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Операции ВВС США в корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 г. (PDF) . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. с. 62. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 6 июня 2019 г.
  19. ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. стр. 207–208 .
  20. ^ Фатрелл, Роберт (2000). ВВС США в Корее, 1950–1953 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС. п. 652. Архивировано (PDF) из оригинала 21 ноября 2019 г. . Проверено 6 июня 2019 г.
  21. ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. стр. 207 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Фатрелл, Роберт (2000). ВВС США в Корее, 1950–1953 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС. п. 653. Архивировано (PDF) из оригинала 21 ноября 2019 г. . Проверено 6 июня 2019 г.
  23. ^ Пиз, Стивен (1992). Psywar: психологическая война в Корее, 1950–1953 гг . Гаррисберг, Пенсильвания: Stackpole Books. п. 72.
  24. ^ Операции ВВС США в корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 г. (PDF) . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. с. 63. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 6 июня 2019 г.
  25. ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 137–139.
  26. ^ И'Блад, Уильям (2000). Аллея МиГов: Борьба за превосходство в воздухе (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Программа истории и музеев ВВС. п. 40. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2019 г.
  27. ^ Кларк, Марк (1954). От Дуная до Ялу . Нью-Йорк: Харпер. стр. 208 .
  28. ^ Операции ВВС США в корейском конфликте, 1 июля 1952–27 июля 1953 г. (PDF) . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. стр. 62–63. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2019 г. Проверено 6 июня 2019 г.
  29. ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 144–156.
  30. ^ Эйзенхауэр, Дуайт. «Глаза только на Уолтера Беделла Смита, 21 сентября 1953 года» . Президентские документы Дуайта Дэвида Эйзенхауэра . Издательство Университета Джонса Хопкинса. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
  31. ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. 156.
  32. ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 146–147.
  33. ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. 158.
  34. ^ Йегер, Чак ; Янош, Лео (1985). Йегер: Автобиография . Нью-Йорк: Бантам. п. 259 . ISBN  9780553050936 .
  35. ^ Йегер, Чак ; Янош, Лео (1985). Йегер: Автобиография . Нью-Йорк: Бантам. стр. 259–263 . ISBN  9780553050936 .
  36. ^ Йегер, Чак ; Янош, Лео (1985). Йегер: Автобиография . Нью-Йорк: Бантам. п. 263 . ISBN  9780553050936 .
  37. ^ Янг, Роб, историк Национального центра воздушной и космической разведки, « История NASIC: эксплуатация МиГ-15бис ATIC », авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо. Архивировано 24 августа 2023 года в Wayback Machine ( PDF ).
  38. ^ «История NASIC: эксплуатация МиГ-15бис компанией ATIC» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 года . Проверено 11 ноября 2011 г.
  39. ^ Кум-Сок, Нет (2007). МиГ-15 на свободу: мемуары северокорейского перебежчика времен войны, который первым доставил американцам секретный истребитель в 1953 году . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 164–165.
  40. ^ «Микоян-Гуревич МиГ-15бис» . Национальный музей ВВС США . 5 мая 2015. Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
  41. ^ Бергер, Карл (1956). Введение в листовки военного времени . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел исследований специальных операций Американского университета. п. 74.
  42. ^ Кроун, Роберт. «Листовка и денежная капля» . Rolling Thunder, Проект CHECO . Музей ВВС США. Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c404323bb2ec0d3f14faaf0e943cd7a2__1717206060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/a2/c404323bb2ec0d3f14faaf0e943cd7a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Moolah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)