Францишек Ярецкий

Францишек Ярецкий (родился 7 сентября 1931 г. - умер 24 октября 2010 г.) [ 1 ] ) был пилотом польских ВВС , прославившимся в начале 1953 года, когда он бежал из контролируемой Советским Союзом Польши на реактивном МиГ-15 Микояна-Гуревича , одном из лучших советских самолетов того времени.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ярецкий родился в 1931 году в Гдове , городе недалеко от Кракова . Его семья вскоре переехала в Станиславов , где его отец умер в 1939 году, а в 1945 году был депортирован Советским Союзом в Бытом , Верхняя Силезия . Он был выпускником престижной Польской академии ВВС в Демблине . Где-то в начале 1950-х годов его перевели в Слупск на севере Польши, недалеко от Балтийского моря . Там он летал на МиГ-15, некоторые из них эксплуатировались ВВС Польши.
Бегство
[ редактировать ]
Утром 5 марта 1953 года (по совпадению, в день смерти Иосифа Сталина ) Ярецкий бежал из Польши на МиГ-15. Решение было очень рискованным, поскольку ранее Народная армия Польши расстреливала тех, кто пытался бежать. Например, Эдвард Пытко, инструктор в Демблине, пытался бежать в Западную Германию в 1952 году, но был остановлен советским самолетом над Восточной Германией и передан полякам; Пытько был обвинен в государственной измене и казнен. [ 2 ] Ярецкий вылетел из Слупска в полевой аэропорт в Рённе на датском острове Борнхольм , где Ярецкий приземлился с целыми колесами. Вся поездка заняла у него всего несколько минут. Там специалисты из США , вызванные властями Дании, тщательно проверили самолет. Согласно международным правилам, через несколько недель его вернули на корабле в Польшу.
Ярецкий остался на Западе. Из Дании он переехал в Лондон , где генерал Владислав Андерс наградил его Крестом за заслуги , а затем в США, где предоставил важную информацию о современной советской авиации и воздушной тактике. Среди тех, кто пожал ему руку, был президент Дуайт Д. Эйзенхауэр . Джареки получил приз в размере 50 тысяч долларов тому, кто первым подарит американцам МиГ-15 и станет гражданином США. [ 3 ]

Несколько месяцев спустя другой польский летчик, Здзислав Яжвинский , сбежал на МиГ-15 на Борнхольм. Три года спустя четверо учеников школы Демблина скрылись на двух самолетах Як-18 , пересекли Чехословакию и приземлились недалеко от Вены в нейтральной Австрии . На листовках, использовавшихся в операции «Мула» во время Корейской войны, была фотография Джареки. [ 4 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Через некоторое время в Лондоне, Англия, Джареки переехал в Соединенные Штаты, проживая в Пенсильвании до своей смерти 24 октября 2010 года. Он получил высшее образование в Alliance College . [ 5 ] и занялся бизнесом, владея фабрикой в Фэрвью, штат Пенсильвания , под названием Jarecki Valves, и Commodore Downs , местной ипподромом. [ 6 ] Униформу, в которой он сбежал, можно увидеть в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия. В 2006 году польский телеканал TVN снял фильм « Ярецкий» , который является частью серии «Великие побеги». В сериале представлены истории о поляках, бежавших из страны в 1944–1989 годах и выбравших жизнь на Западе. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Некролог Джареки» . Legacy.com . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ «Уцекиньер» . onet.pl. Архивировано из оригинала 5 августа 2016 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Энтрекин, Пол Т. (20 февраля 2019 г.). Мистер МиГ: И реальная история первых МИГов в Америке . Корпорация Xlibris. ISBN 9781477132975 . Проверено 20 февраля 2019 г. - через Google Книги.
- ^ Операции ВВС США в Корейском конфликте, 1 июля 1952 — 27 июля 1953 года . База ВВС Максвелл: Историческое подразделение ВВС США. 1956. стр. 62–63.
- ^ FlyPast , сентябрь 2020 г., стр. 42–47. Журнал
- ↑ Коммодор Даунс, купленный Джареки, Titusville Herald, 18 января 1980 г.
- ^ Побег на Запад - История Фрэнка Джареки
Внешние ссылки
[ редактировать ]![]() | в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( февраль 2019 г. ) |