Список дезертиров пилотов времен холодной войны
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Во время холодной войны ряд пилотов из разных стран ( Восточного блока , Западного блока и неприсоединившихся стран ) дезертировали на своих самолетах в другие страны.
Афганистан
[ редактировать ]- 24 ноября 1960 года пилот Королевских ВВС Афганистана Абдус Самад Фазли дезертировал, перелетев на своем Piper Cub через границу с Пакистаном. [1]
- 26 февраля 1981 года пилот афганских ВВС капитан Джамал уд Дин бежал со своим экипажем в Пакистан на борту вертолета Ми-8Т под номером 285 во время летных испытаний после технического обслуживания с авиабазы Кандагар . [1]
- 20 ноября 1983 года капитан Мохаммед Наби Коринзай перешел в Пакистан на своем истребителе-бомбардировщике Су-7БМ . Самолет разбился во время аварийной посадки на взлетно-посадочной полосе в Далбандине . [1]
- 22 сентября 1984 года полковник Хаджи Факир на Ан-26 перебежал из Афганистана на Мираншах в Пакистане. авиабазу [1]
- 28 июня 1985 года экипажи двух Ми-24 Hind-D перебежали из Афганистана в Пакистан. Вертолеты позже были переданы в США для оценки, позже они были возвращены, и один из них сейчас выставлен на выставке на авиационной базе Халид в Кветте (Пакистан). [1]
- 8 декабря 1988 года капитан Асадулла на МиГ-21 бежал из Афганистана на Мираншах в Пакистане. авиабазу [1]
- 3 июля 1989 года капитан Мохаммед Хамид на Ми-25 перелетел из Афганистана на авиабазу Кика в Пакистане. [1]
- 6 июля 1989 года капитан афганских ВВС Ян Паранд перешел в Пакистан на своем истребителе-бомбардировщике Су-22М-4К . [1]
Алжир
[ редактировать ]- Алжирский пилот вертолета капитан Алили Мессауд вылетел на своем Ми-8 с базы ВВС Блида, к юго-западу от Алжира, сначала на остров Форментера, а затем на Ибицу, Испания, 17 июня 1998 года, спасаясь от гражданской войны в Алжире (1992 г.). -2002). Впоследствии вертолет был возвращен в Алжир, а пилот попросил политического убежища, которое не было предоставлено из-за давления со стороны Алжира, однако каждый год и по настоящее время ему выдавалась резидентская виза. [2]
Китай
[ редактировать ]Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: стиль не соответствует Руководству по стилю и порой сбивает с толку. ( Ноябрь 2014 г. ) |
Ряд дезертиров произошел из Китайской Народной Республики , причем большинство ее пилотов перешли в Китайскую Республику ( Тайвань ). К ним относятся:
- 12 января 1960 года произошло первое дезертирство НОАК . Ян Децай, пилот ПЛАНАФ из 4-й истребительной дивизии, перелетел на МиГ-15 Микояна-Гуревича с серийным номером 6501 с авиабазы Луцяо в уезд Илань, Тайвань . Однако Ян погиб, когда его самолет разбился при приземлении.
- 15 сентября 1961 года пилоты ВВС НОАК Шао Сиянь и Гао Юцзун перелетели на Ан-2 из уезда Цзяо провинции Шаньдун в Чеджудо и 7 октября 1961 года достигли Тайваня. Оба пилота были лично опрошены Чан Кайши и вознагражден 500 таэлами (около 25 кг ) золота . Оба пилота служили в ВВС Китайской Республики и вышли в отставку в звании полковника, а Шао в конце концов эмигрировал в США.
- 3 марта 1962 года Лю Чэнси, пилот ПЛАНАФ 8-й эскадрильи 3-го крыла 16-го полка, перелетел на МиГ-15 Микояна-Гуревича с авиабазы Луцяо в Чжэцзяне в уезд Таоюань на Тайване (ныне город Таоюань). Лю был награжден 1000 таэлами (около 50 кг) золота и должностью заместителя директора радиостанции ВВС Китайской Республики . Его с честью демобилизовали в звании полковника.
- 11 ноября 1965 года Ли Сяньбинь, капитан дивизии Ил-28 8-й ВВС НОАК , перелетел на своем бомбардировщике под номером 0195 с авиабазы Цзяньцяо в Ханчжоу в уезд Таоюань на Тайване (ныне город Таоюань); это был первый полностью исправный Ил-28, оказавшийся в руках Запада. Радист-хвостовой стрелок Лянь Баошэн был найден мертвым на месте происшествия, а штурман Ли Цайван был схвачен живым после попытки самоубийства . Оба выживших были удостоены почетных должностей и наград в ВВС Китайской Республики. Ли Сяньбинь был награжден 2000 таэлей (около 100 кг) золота, а Ли Цайван был награжден 1000 таэлей (около 50 кг) золота. Поскольку Лянь Баошэн был мертв, его награда в 1000 таэлей (около 50 кг) золота была разделена поровну между Ли Сяньбинем и Ли Цайваном.
- Ли Сяньбинь попал в заголовки газет на Тайване несколько лет спустя, когда потребовал всех вознаграждений из-за, по его словам, несправедливого обращения с ним со стороны Тайваня. Ли Сяньбинь утверждал, что он был единственным перебежчиком, а двое других фактически были схвачены из-за его дезертирства, с чем позже согласились и Тайвань, и сам мореплаватель Ли Цайван. Ли Сяньбинь утверждал, что в целях политической пропаганды весь экипаж был отмечен как перебежчик, что было далеко от истины, но ему не удалось получить всю золотую награду. После того как Ли Сяньбинь был с честью уволен в запас в звании полковника ВВС Китайской Республики, он получил вид на жительство в Канаде . Он снова попал в заголовки газет в 1992 году, когда вернулся в Китай через Канаду после того, как узнал, что его мать вот-вот умрет. После своего возвращения в Циндао в октябре 1992 года он был в конце концов арестован местным бюро общественной безопасности, когда направлялся в аэропорт для обратного пути в Канаду. Ли Сяньбиня сначала приговорили к 15 годам заключения, но позже срок был сокращен до 10, а срок наказания был еще более сокращен, поскольку выяснилось, что он рак желудка , находившийся в последней стадии. Он был освобожден досрочно и умер вскоре после освобождения. Многие представители китайского демократического движения сначала обвинили китайское правительство в бесчеловечности за то, что оно не позволило Ли Сяньбиню вернуться в Китай, чтобы навестить его умирающую мать, а затем обвинили китайское правительство в попытке репатриировать его либо на Тайвань, либо в Канаду, потому что режим этого не сделал. не хочет оплачивать его лечение, поскольку его активы не были переведены в Китай.
- Ли Цайван, штурман Ил -28 , был серьезно ранен Ли Сяньбинем во время его бегства и был вынужден смириться со своей судьбой после того, как его попытка самоубийства не удалась. Во время его пребывания в больнице из-за огнестрельного ранения, полученного им в плечо, медсестра, которая ухаживала за ним, влюбилась в него и сказала ему, что она также несет ответственность за наблюдение за ним по приказу Китайской Республики. правительства . В конце концов они поженились и переехали в дом медсестры, но все еще находились под постоянным наблюдением: у генерал-майора вооруженных сил Китайской Республики был сын, который ходил в школу недалеко от дома пары, поэтому он снял комнату в их доме для лет, чтобы держать Ли Цайвана под наблюдением. Хотя генерал-майор и его сын в конце концов уехали, Ли Цайван не собирался оставаться на Тайване, а поскольку сестра жены была замужем за американцем, Ли Цайван и его жена иммигрировали в Соединенные Штаты в 1972 году после его почетного увольнения из Тайваня. ВВС Китайской Республики в звании полковника. Пара стала натурализованными гражданами Соединенных Штатов в 1979 году. В 1982 году китайские дипломаты связались с Ли Цайваном в Соединенных Штатах и узнали его точку зрения, а после длительного расследования китайское правительство реабилитировало его в 1984 году. После нескольких визитов в Китай в 1990-е годы, Ли Цайван в конце концов переселился в Китай в 1998 году. [ нужна ссылка ]
- 7 июля 1977 года пилот ВВС НОАК Фань Юанье перелетел на своем Shenyang J-6 под номером 3171 из Цзиньцзяна на авиабазу в Тайнане и был удостоен звания подполковника ВВС Китайской Республики. После своего почетного увольнения из ВВС Китайской Республики Фань на свои деньги присоединился к инвестиционной фирме и получил американскую грин-карту , но в основном остался на Тайване, чтобы управлять своими инвестициями.
- 15 апреля 1979 года Янь Вэньчан, выдающийся пилот ВВС НОАК, получивший множество наград за выдающиеся достижения в поддержке китайско -вьетнамской войны , был крайне огорчен, узнав, что повышение на должность заместителя эскадрильи комиссара было дано кому-то другому, а не ему. Ян чувствовал, что он лучший кандидат и должен получить повышение, но его недооценивали, и в результате он решил бежать во Вьетнам , узнав, что эта возможность будет упущена, поскольку его подразделение вскоре будет передислоцировано в Хунань , и единственный он оставил записку жене, в которой было написано: « Я уйду, прощай навсегда!» . Однако Вьетнам никак не отреагировал на его попытки установления контактов после того, как его Шэньян J-6 вошел во Вьетнам из Гуанси , и в результате Ян погиб, прямо врезавшись в горный утес высотой 1000 метров примерно в 80 км к югу от Хайфона . На следующий день Министерство иностранных дел Китая сообщило Вьетнаму, что инцидент был навигационной ошибкой, и потребовало вернуть останки пилота и самолета, но Вьетнам отказался и вместо этого попросил советских следователей осмотреть обломки. Авиационные эксперты КГБ обнаружили, что авионика J-6 Яна была крайне элементарной даже по советским стандартам и действительно не имела эффективной навигационной авионики. Более того, связь на J-6 не шифровалась и могла быть перехвачена современными гражданскими радиостанциями, имеющимися на рынке. Поскольку Ян был обычным пилотом, патрулировавшим воздушное пространство в пределах 10 км от китайско-вьетнамской границы (иногда до 4 раз в день), его дезертирство не было обнаружено до его крушения.
- 7 августа 1983 года Сунь Тяньцинь, бывший пилот ВВС НОАК, который несколько месяцев назад перешел в ВВС НОАК, чтобы стать летчиком-испытателем , перелетел на J-7II под номером 045 из Даляня на авиабазу Сеул в Южной Корее. Сунь был награжден званием полковника ВВС Китайской Республики и 7000 таэлей (около 350 кг) золота, что является самым высоким показателем за всю историю. В январе 1985 года Сунь вышла замуж за Ли Тяньхуэя, китайского музыканта, который также сбежал на Тайвань, и пара в конечном итоге иммигрировала в Канаду после почетного увольнения Сунь из ВВС Китайской Республики.
- 14 ноября 1983 года Ван Сюэчэн, 25-летний командир эскадрильи ПЛАНАФ 2-го крыла 18-го полка 6-й дивизии, вылетел на самолете Shenyang J-5 под номером 83065 из Дайшаня, Чжэцзян , на Тайвань под эскортом два F-5E успешно приземлились в международном аэропорту Чан Кайши . Вану было присвоено звание майора ВВС Китайской Республики и 3000 таэлей (около 150 кг) золота. После развода Ван женился на местной тайваньке и стал отцом двух дочерей и сына. Ван до сих пор разговаривает по телефону с членами своей семьи в провинции Хэнань и отказывается иммигрировать за границу, как это сделали большинство других китайских перебежчиков.
- 25 августа 1985 года заместитель командира звена ВВС НОАК Сяо Тяньрунь перелетел на Ил-28 из уезда Цзяо провинции Шаньдун в Ири (ныне Иксан ), при этом при вынужденной посадке в поле погиб штурман Сунь Учунь, а вместе с ним с гражданином Южной Кореи на земле. Радист-хвостовой стрелок Лю Шуи отказался дезертировать, и Южная Корея вернула его в Китай вместе с прахом Сунь Учуня. 20 сентября 1985 года Сяо прибыл на Тайвань и был награжден 3000 таэлами (около 150 кг) золота и званием полковника ВВС Китайской Республики. Сяо Тяньрунь оставил два экземпляра своей декларации против коммунизма в Китае и попросил отправить один из экземпляров Дэн Сяопину . Сяо дал лично интервью Цзян Цзин-го и появился на параде, посвященном национальному дню Китайской Республики, в октябре того же года. Позже Сяо женился на тайваньском тележурналисте Чан Дэ-фуне, который очень помог Сяо в его инвестициях в тайваньский фондовый рынок, но в конечном итоге пара развелась.
- 21 февраля 1986 года 26-летний Чэнь Баочжун, командир эскадрильи 3-го крыла 4-го полка воздушной разведки ВВС НОАК, перелетел на разведывательной версии Shenyang J-6 под номером 3283 из Шэньяна аэропорта на авиабазу Сувон , Южная Корея, прервав обучение. упражнение. [3] Чэнь прибыл на Тайвань 30 апреля 1986 года и был награжден 5000 таэлами (около 250 кг) золота. Мало что известно о Чене после его почетного увольнения из ВВС Китайской Республики.
- 24 октября 1986 года пилот ВВС НОАК Чжэн Цайтянь перелетел на своем Шэньяне J-6 из Яньтая на авиабазу Сеула и, достигнув Тайваня, был награжден 5000 таэлей (около 250 кг) золота. Среди китайских пилотов-дезертиров у Чжэна была самая суровая жизнь, потому что он инвестировал в обанкротившуюся фабрику электроники и потерял все свои деньги в своих последующих инвестициях.
- 19 ноября 1987 года Лю Чжиюань, командир эскадрильи ВВС НОАК, 49-й дивизии перелетел на своем Shenyang J-6 под номером 40208 из аэропорта Лунси, Чжанчжоу, на авиабазу Чинг Чуан Кан в Тайчжуне , Тайвань , и был награжден 5000 таэлей (около 250 кг) золото. Лю вложил значительные средства в тайваньский фондовый рынок, и его активы (не считая вознагражденного ему золота) когда-то превышали 10 миллионов новых тайваньских долларов (приблизительно 400 000 долларов США).
- 6 сентября 1989 года Цзян Вэньхао, 23-летний лейтенант 2-го крыла 145-го полка 49-й дивизии ВВС НОАК , вылетел на самолете Shenyang J-6 под номером 40307 из аэропорта Лунси, Чжанчжоу , провинция Фуцзянь в аэропорт Цзиньмэнь Шан И. , Цзян дал интервью тогдашнему начальнику генерального штаба тайваньских вооруженных сил Хау Пей-цуну и получил звание лейтенанта ВВС Китайской Республики. Однако финансовое вознаграждение Цзяна было уменьшено до 2000 таэлей (приблизительно 100 кг) золота с первоначальных 5000 таэлей (приблизительно 250 кг), поскольку из-за снижения напряженности в отношениях с Китаем в 1980-х годах Тайвань значительно сократил сумму в сентябре. 15 декабря 1988 года в ответ на аналогичные действия Китая четырьмя днями ранее. (Китай полностью отменил любые финансовые вознаграждения тайваньским перебежчикам). Цзян вскоре был с честью уволен из ВВС Китайской Республики, получив звание капитана. Цзян стал знаменитым подводным фотографом и получил несколько наград, а также работал инструктором по дайвингу.
- 25 августа 1990 года Ван Баоюй, командир эскадрильи 62-го авиаполка 21-й авиадивизии НОАК, бежал в бывший СССР, вылетев на своем Shenyang J-6 во Владивосток после взлета с военного аэродрома Цзяохэ в Муданьцзяне (не путают город Цзяохэ и гражданский аэропорт Муданьцзян в Муданцзяне ). Через неделю он был передан Китаю вместе с самолетом (по словам советского очевидца процедуры экстрадиции, Ван был жестоко избит китайскими офицерами конвоя, как только они забрали его у Советов), а Ван Баоюй впоследствии был арестован. приговорен к смертной казни, хотя приговор был заменен пожизненным заключением. Китайское демократическое движение осудило советский акт о возвращении пилота обратно в Китай. Несколько высокопоставленных советских командиров ПВО потеряли свои должности в результате этого дезертирства, поскольку Ван Баоюй не был обнаружен до тех пор, пока он не приземлился.
Примечание. Вознаграждения, выплачиваемые в таэлах, были конвертированы в массу по ставке 50 граммов (1,6 унции) за «новый рыночный таэль».
Куба
[ редактировать ]- 4 сентября 1962 года кубинский пилот-инструктор Хосе Диас Васкес дезертировал на самолете Zlin 326 Master-Trainer и приземлился в Ки-Уэсте , США. Его стажер Эдель Рамирес Сантос попросил вернуться домой. [4]
- 20 марта 1964 года Ми-4 был угнан членами экипажа Гильермо Сантосом и Андресом Исагирре, которые застрелили командира вертолета Хосе Гарсию и изменили курс полета в направлении авиабазы ВМС Ки-Уэст . где они в конечном итоге приземлились. [4]
- 5 октября 1969 года кубинский летчик лейтенант. Эдуардо Герра Хименес перебежал на своем МиГ-17 на базу ВВС Хомстед в Майами . Самолет был возвращен кубинцам. Отдельно 12 июня 1979 года, десять лет спустя, тот же пилот угнал рейс 1061 авиакомпании Delta Air Lines обратно в Гавану. [5]
- 28 мая 1987 года кубинский бригадный генерал Рафаэль Дель Пино Диас бежал в Соединенные Штаты на Cessna 402 самолете компании Aerocaribbean вместе со своей третьей женой, дочерью и сыном Рамсесом, бывшим пилотом МиГ-23 . Дель Пино Диас остается самым высокопоставленным кубинским перебежчиком. [5]
- 20 марта 1991 года кубинский майор Орестес Лоренцо Перес дезертировал на своем МиГ-23 БН на военно-морскую авиабазу Ки-Уэст , Флорида , для выполнения тренировочного задания кубинских ВВС . [6] Самолет был возвращен ВВС Кубы. 19 декабря 1992 года он вернулся на Кубу на небольшом двухмоторном самолете Cessna 310 1961 года выпуска , приземлившись на прибрежном шоссе пляжа Эль-Мамей в Варадеро , провинция Матансас , в 93 милях (149,6 км.) от Гаваны в оговоренное время. . Его жена Мария Виктория (34 года) и двое их сыновей Рейнейл (11 лет) и Алехандро (6 лет) уже ждали его приказа, переданного через двух посыльных мексиканок несколькими днями ранее. Орест Лоренцо Перес забрал свою семью и сумел успешно и безопасно вернуться в Марафон, штат Флорида . [7]
- 17 сентября 1993 года кубинский капитан Энио Равело Родригес перебежал на своем МиГ-21 на военно-морскую авиабазу Ки-Уэст , Флорида .
- 23 сентября 1993 года капитан Леонидас Басулто Серрано бежал на своем истребителе МиГ-23 на военно-морскую базу США в заливе Гуантанамо. [8]
Чехословакия
[ редактировать ]- В 1953 году Мира Словак , пилот Чехословацких авиалиний , летела регулярным рейсом из Праги в Брно . По пути он одолел второго пилота, запер дверь кабины и нырнул самолет на высоту ниже 1000 футов. Он вылетел на самолете во Франкфурт , где попросил и получил убежище. Позже он отправился в Соединенные Штаты, где управлял различными самолетами, участвовал в гонках на лодках и был пилотом Continental Airlines .
- В 1971 году пилот-каскадер Ладислав Безак – победитель чемпионата мира по высшему пилотажу ФАИ в 1960 году – сбежал, улетев в Западную Германию. Он привез с собой жену и четырех сыновей на самолете «Злин-226» , который взлетел из Праги и приземлился в Нюрнберге, где все шестеро получили политическое убежище от Западной Германии. [9]
Доминиканская Республика
[ редактировать ]- В апреле 1959 года капитан Хуан де Диос Вентура Симо дезертировал из ВВС Доминиканской Республики на самолете de Havilland Vampire . Сначала он прилетел в Пуэрто-Рико, чтобы попросить политического убежища в США, но вскоре покинул страну, чтобы присоединиться к группе доминиканских эмигрантов в Венесуэле . В июне 1959 года они организовали поддерживаемую Кубой партизанскую кампанию против Трухильо в Доминиканской Республике , но были быстро подавлены превосходящими военными силами Трухильо. Вентура Симо, один из немногих выживших, был схвачен и подвергнут пыткам людьми Трухильо, которые организовали кампанию дезинформации против оппозиции, утверждая, что Вентура Симо был не настоящим перебежчиком, а правительственным шпионом, который привел повстанцев к их гибели. Когда Вентура Симо стал бесполезен, его убили в тюрьме и посадили в самолет, разбившийся в море, чтобы представить смерть как авиационную катастрофу. [10]
Египет
[ редактировать ]- 19 января 1964 года пилот египетских ВВС Махмуд Аббас Хильми перелетел с авиабазы Эль-Ариш на авиабазу Хацор в Израиле на своем учебно-тренировочном Як-11 .
Эфиопия
[ редактировать ]- В 1976 году два эфиопских пилота перешли в Судан, переправив свои Northrop F-5 истребители A в Кассалу ; самолеты были возвращены в Эфиопию.
- В 1977 году пилот ВВС Эфиопии майор Афеворки Меконнен прилетел в Сомали на своем английском бомбардировщике Electric Canberra. Инцидент произошел во время Огаденской войны.
- На протяжении 1980-х и начала 90-х годов (до 1991 года) несколько эфиопских пилотов сбежали на своих самолетах в Судан и Йемен.
- 26 мая 1991 года пилоты семи Ми-8 , одного L-39 , двух Ан-12 , трёх МиГ-23 , трёх Ми-24 и трёх Ми-35 перебежали из Эфиопии в Джибути после падения правительства Менгисту. Все самолеты были возвращены в Эфиопию 8 августа.
Восточная Германия
[ редактировать ]- 7 марта 1969 года пилот JG-1 восточногерманских ВВС гауптман Герхард Шарнецки вылетел с авиабазы Котбус в аэропорт Рённе на датском острове Борнхольм на учебно-тренировочном самолете Як-18 А под номером 11. [11]
- 26 мая 1967 года лейтенант Василий Ильич Епатко перелетел на своем МиГ-17 (№ 25) из Восточной Германии, где он дислоцировался, в Западную Германию и совершил успешную посадку на брюхо в поле недалеко от Киклингена, Бавария. Его почти сразу же сфотографировал канадский самолет CF-104 RECCE из 1Wing, Лар, Германия. Ему предоставили убежище в США. [12]
Западная Германия
[ редактировать ]- 1 апреля 1971 года курсант-пилот западногерманской армейской авиации капрал Ханс-Дитер Рейнкенсмайер бежал на небольшой Cessna 172 в Восточную Германию и попросил политического убежища. [13]
Греция
[ редактировать ]- 11 сентября 1970 года самолет греческих ВВС C-47 вторгся в советское воздушное пространство в районе Севастополя с целью дезертировать. Пилот Су-15 подлетел рядом и покачал крыльями, подавая сигнал "следуй за мной". С-47 подчинился и приземлился на авиабазе Бельбек . Греческий пилот капитан Михалис Маниатакис угнал самолет с авиабазы Ханья на Крите, чтобы бежать из контролируемой хунтой Греции . Маниатакис попросил политического убежища в СССР.
- 25 ноября 1973 года подполковник ВВС Греции Димитриос Зелиос приземлился в аэропорту Бриндизи на юго-западе Италии и попросил политического убежища.
Венгрия
[ редактировать ]- В августе 1969 года пилот венгерских ВВС майор Йожеф Биро дезертировал на своем МиГ-15 с авиабазы Тасар , Венгрия, в Удине, Италия. Военный трибунал лишил его звания и заочно приговорил к смертной казни за государственную измену.
- 7 апреля 1970 года пилот венгерских ВВС 1-й лейтенант Шандор Зобоки дезертировал на своем МиГ-15 (серийный номер 907) с авиабазы Тасар , Венгрия, в Удине, Италия. В том же году военный трибунал лишил его звания и заочно приговорил к смертной казни за государственную измену.
Израиль
[ редактировать ]- 13 июля 1990 года в 4:30 утра 33-летний капитан Хаггей Мори вылетел из аэропорта Сде-Дов без разрешения на самолете Dornier Do 28 и попытался сбежать в Сирию. По данным арабских источников, самолет противника был встречен истребителями сирийских ВВС и отброшен из воздушного пространства Сирии. После этого Мори покончил жизнь самоубийством. Обломки пропавшего самолета были найдены на западных склонах Голанских высот , недалеко от сирийской границы. [14]
Иран
[ редактировать ]- 16 октября 1982 года иранский перебежчик Кейхан Джаханфахр, пилот коммерческой авиакомпании, попросил политического убежища после того, как приземлился на своем «Иран Эйр» Боинге 727 авиакомпании для остановки в Австрии . [15]
- 10 июля 1983 года иранский перебежчик капитан Ирадж Фазели приземлил американский самолет F-5E Tiger II в аэропорту Вана , одной из самых восточных провинций Турции, граничащей с Ираном. Самолет принадлежал TFB.2 в Тебризе .
- В начале 1984 года иранские перебежчики вылетели на F-5E в Саудовскую Аравию (пилот вернулся в Иран через несколько лет). В обоих случаях самолеты вернулись в Иран через несколько недель. [ нужна ссылка ]
- 30 августа 1984 года иранский пилот капитан Рахман Нагиб дезертировал на своем F-4E Phantom II с серийным номером 3–6552 в Ирак, и его RIO стал военнопленным , который позже был освобожден вместе с другими заключенными.
- 21 июля 1985 года иранский пилот Мехди Бабаи и двое летчиков вылетели на своем вертолете Boeing CH-47 Chinook американского производства с серийным номером 5–4089 в Ирак.
- 31 августа 1986 года в Ираке приземлился иранский истребитель F-14A Tomcat, вооруженный как минимум одним AIM-54A . Представитель иракских военных опознал пилота и офицера систем вооружения (WSO) как майора Ахмеда Мурада Талиби и капитана Хасана Нагафи Хабибуллу. При приземлении самолет был окружен до 20 американскими техническими специалистами, которые позаботились о нем и пилоте-дезертире, а WSO, выступавший против дезертирства, стал иракским военнопленным, позже был освобожден вместе с другими заключенными (пилот позже был убит). в Европе). F-14A вместе с вышеупомянутым F-4E были доставлены в Саудовскую Аравию американскими пилотами. [ нужна ссылка ]
- 2 сентября 1986 года 2 иранских F-4 Phantom и 1 F-14 Tomcat были угнаны в Ирак. [16] [17]
Ирак
[ редактировать ]- британского производства 2 апреля 1960 года иракский пилот лейтенант Аббуд Салим Хасан направил свой самолет Hawker Hunter в Сирию, где попросил политического убежища, утверждая, что сбежал от коммунистического доминирования в ВВС.
- 30 ноября 1963 года иракский летчик лейтенант Абдель Рахим аль-Салим Зухер бежал в СССР , пролетев через Иран и приземлившись на аэродроме в Азербайджанской Баку ССР . Причиной своего бегства он назвал нежелание участвовать в подавлении курдских повстанцев. Тип самолета, на котором он дезертировал, неизвестен, но, возможно, это был de Havilland Vampire . Пилоту было предоставлено политическое убежище . [18]
- 16 августа 1966 года иракский капитан Мунир Редфа вылетел на своем МиГ-21F-13 в Израиль в результате Моссада « операции Даймонд» . Два года спустя Израиль передал свой МиГ-21Ф-13 и два МиГ- 17Ф Соединенным Штатам для оценки под кодовыми названиями HAVE DONUT (для МиГ-21 ) и HAVE DRILL (для МиГ-17 ).
- После дезертирства капитана Мунира Редфа по крайней мере два иракских пилота перешли в Иорданию на своих самолетах МиГ-21Ф-13 . Иордания предоставила им политическое убежище, но вернула самолет Ираку.
- Ранним утром 2 декабря 1981 года иракский пилот 84-й эскадрильи перебежал на своем МиГ-23 на авиабазу Вахдати в Иране. Ему удалось благополучно приземлиться, и впоследствии он оказался превосходным источником разведывательной информации для IRIAF . Однако самолет оставался под открытым небом на несколько часов дольше, а во второй половине дня иракские ВВС нанесли удар по иранской базе, уничтожив самолет неуправляемыми 68-мм ракетами бомбардировщиков Су-20 . [19]
- Во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году пилоты от 115 до 140 иракских военных самолетов перешли на сторону Ирана . [20] Иран конфисковал все самолеты.
Иордания
[ редактировать ]- 12 ноября 1962 года пилот был назначен главнокомандующим ВВС Иордании подполковником. Сахл Мохамед Хамза бежал в Объединенную Арабскую Республику на военно-транспортном самолете De Havilland DH.114 Heron .
- 13 ноября 1962 года два пилота ВВС Иордании перешли в Объединенную Арабскую Республику на своих истребителях Hawker Hunter (№ 804 и № 810).
Лаос
[ редактировать ]- 16 марта 1963 года лейтенант Черт Сайбори дезертировал на своем троянском Т-28 американского производства в Северный Вьетнам . [21]
- 10 марта 1976 года Сунтхорн Монгкамси из Лаоса американского производства приземлил свой легкий самолет наблюдения Cessna L-19 в Таиланде . [22]
- 24 августа 1979 года лаосский пилот лейтенант Чайсин Чинтенам вылетел на своем C-47 «Дакота» в северо-восточный Таиланд и попросил убежища.
Ливан
[ редактировать ]- 30 декабря 1987 года друз- лейтенант Маджед Карама из ВВС Ливана перелетел на вертолете Gazelle французского производства с военной базы к северу от Бейрута в Шуф и передал его просирийским ополченцам-друзам.
Ливия
[ редактировать ]- Незадолго до ливийско-египетской войны (1977 г.) ливийский пилот-кадет дезертировал на небольшом одномоторном ралли Соката , перелетев в Египет . [23]
- 11 февраля 1981 года капитан ливийских ВВС пилот на МиГ-23 дезертировал из Ливии и перелетел на Крит , Греция . Пилот утверждал, что причиной его дезертирства стало подозрение в попытке захватить ливийский С-130, на борту которого находились 19 приговоренных к смертной казни офицеров ливийской армии, и доставить их в Грецию. Попытка провалилась, и некоторое время спустя он стал подозреваемым, когда о его (неудавшейся) попытке узнала ливийская военная разведка. Позже пилот окончил Военно-воздушную академию Югославии. [24] Позднее, 14 февраля, самолет был возвращен в Ливию.
- произошел ряд дезертиров. В 1987 году в Египет Сначала 2 марта экипаж из пяти человек дезертировал на самолете C-130, причем двое офицеров попросили политического убежища. Затем, 29 марта, три офицера дезертировали на CH-47 Chinook , а 16 июля дезертировали еще три офицера, на этот раз на Ми-8 . [25]
Мозамбик
[ редактировать ]- 8 июля 1981 года лейтенант Адриано Франсиско Бомба вылетел на МиГ-17 из Мапуту над национальным парком Крюгера в Южной Африке, после чего был перехвачен и сопровожден для посадки на базе ВВС Хоедспрут . Приземлившись, он попросил политического убежища. Позже самолет был возвращен в Мапуту по дороге после тщательного осмотра, летных испытаний и выступления на авиасалоне.
Нидерланды
[ редактировать ]- 7 марта 1964 года молодой авиаинженер Тео ван Эйк из голландской военно-морской авиации MLD угнал двухмоторный Grumman S-2 Tracker морской патрульный самолет на авиабазе Королевских ВВС Хал Фар на Мальте и вылетел в Ливию . Он пытался бежать в Египет , но у него не было достаточно топлива, чтобы добраться до места назначения в Александрии . Он совершил идеальную посадку на короткой взлетно-посадочной полосе недалеко от Бенгази , пролетев над аэропортом Бенина . предоставили пилоту политическое убежище Тогда власти Ливии , но через год он согласился вернуться в Нидерланды и провел год в тюрьме. После этого самолет был возвращен голландцам. [26] [27]
Никарагуа
[ редактировать ]- 12 июня 1979 года пилот Национальной гвардии Никарагуа капитан Армангал Лара Круз бежал на своей вооруженной Cessna O-2 FAN-320 в Коста-Рику . [28]
- 23 декабря 1985 года пилот сандинистских ВВС суб. Лейтенант Сальвадор Бланко Лакайо перебежал в соседний Гондурас на легком транспортном самолете Ан-2 . [28]
- 8 декабря 1988 года пилот сандинистских ВВС капитан Эдвин Эстрада Лейва перебежал в Гондурас на ударном вертолете Ми-25 советской постройки . [28]
Северная Корея
[ редактировать ]- 28 апреля 1950 года 24-летний лейтенант Ли Кун Сун дезертировал, перелетев на своем Ил-10 советского производства в Пусан , Южная Корея.
- 21 сентября 1953 года 21-летний Но Кум Сок , старший лейтенант Корейских народных ВВС , полетел на своем МиГ-15 на юг и участвовал в операции «Мула» . Считавшийся настоящим сокровищем для разведки, поскольку этот истребитель на тот момент был лучшим в коммунистическом блоке, Но получил огромную на тот момент сумму в 100 000 долларов (чуть менее 1 миллиона долларов с учетом инфляции (2020 г.)) и право проживать в Соединенных Штатах. Предложение вернуть МиГ было проигнорировано, и сейчас самолет экспонируется в ВВС США Национальном музее в Дейтоне, штат Огайо .
- 21 июня 1955 года пилоты ВВС Северной Кореи капитан Ли Ун Ён и лейтенант Ли Ын Сон перелетели в Сеул , Южная Корея , на учебном самолете Як-18 .
- Предполагается, что в декабре 1970 года майор Пак Сун Кок, пилот ВВС Северной Кореи, дезертировал в провинции Канвондо, Южная Корея, на МиГ-15. Предполагается, что он стал пилотом ВВС Республики Корея . [29]
- 25 февраля 1983 года капитан Ли Ун Пён (28 лет) из ВВС Северной Кореи использовал учения для дезертирования и посадил свой МиГ-19 на аэродроме в Сеуле . Согласно общепринятой в то время практике, он получил комиссию в ВВС Южной Кореи, в конечном итоге стал полковником и преподавал в академии ВВС Южной Кореи до своей смерти в 2002 году. Он получил вознаграждение в размере фунтов стерлингов . 1,2 миллиарда [30]
Пакистан
[ редактировать ]- 20 августа 1971 года, во время индо-пакистанской войны 1971 года , лейтенант Матиур Рахман , пилот-инструктор, попытался дезертировать из ВВС Пакистана (PAF) и присоединиться к сепаратистской борьбе в Бангладеш , управляя Lockheed T-33. Учебно-тренировочный самолет «Падающая звезда» с копией оперативного плана пакистанских вооруженных сил для южного театра военных действий (который он, возможно, украл из штаб-квартиры авиабазы) из Карачи , Пакистан , в Индию . Его попытка была пресечена пилотом- стажером Рашидом Минхасом .
Польша
[ редактировать ]- В 1949 году лейтенант Аркадиуш Коробчинский перебежал на Ил-2 штурмовике Польши М3 (№ 3) с авиабазы ВМС в Вицко-Морске на остров Готланд в Швеции.
- 5 марта 1953 года польский лейтенант Францишек Ярецкий вылетел из Слупска (база ВВС Польши) в аэропорт Рённе на Борнхольм острове на МиГ-15бис (№ 346) - современном советском истребителе. Западные авиационные специалисты проверили самолет, и через несколько дней МиГ на корабле вернулся в Польскую Народную Республику . Однако Джареки поехал в Соединенные Штаты, где предоставил много важной информации о современных советских самолетах и тактике действий в воздухе.
- 20 мая 1953 года лейтенант Здзислав Яжвинский из 28-й истребительной эскадрильи в Слупске перебежал на МиГ-15бис в аэропорт Рённе на острове Борнхольм, Дания.
- 25 сентября 1956 года лейтенант Зигмунт Госциняк из Зегже-Поморского дезертировал на МиГ-15бис (№ 1327) и приземлился (без шасси) в аэропорту Рённе на острове Борнхольм.
- 7 ноября 1957 года лейтенант Кожуховский из 31-й истребительной эскадрильи в Ласке дезертировал на Лим-2 ( МиГ-15бис , № 1919) и совершил аварийную посадку недалеко от Халланда в Швеции. [31]
- 12 октября 1959 года капитан Анджей Краевский, пилот польских ВВС [Люблин/Радом] сбежал из аэроклуба Грудзёндз на биплане со своей беременной женой и трехлетней дочерью и приземлился на военном поле недалеко от Рённе, Борнхольм. Остров.
Португалия
[ редактировать ]- 12 марта 1963 года 1-й лейтенант Хасинто Соареш Велозу дезертировал из португальских ВВС, перелетев на своем учебном Т-6 через границу Мозамбика и Танганьики в Дар-эс-Салам , где он присоединился к Фронту освобождения Мозамбика . [32]
Родезия
[ редактировать ]- В 1977 году Юрик Голдвассер, бывший мэр Булавайо и дальний родственник американского кандидата в президенты и сенатора Барри Голдуотера , прилетел в Ботсвану на небольшом частном самолете и попросил политического убежища. [33]
Саудовская Аравия
[ редактировать ]- 2 октября 1962 года двухмоторный самолет ВВС Саудовской Аравии Fairchild C-123 Provider , нагруженный американским оружием и боеприпасами, который, как утверждается, был отправлен принцем Хасаном сторонникам королевской семьи в Йемене, перешел на сторону Египта. Трое членов экипажа попросили и получили политическое убежище. В составе экипажа оказались пилоты Рашад Сиша Мекка, Ахмед Хусейн Икка и бортинженер Омар. [34]
- 3 октября 1962 года два летчика Саудовской Аравии приземлились на учебном самолете ВВС в Верхнем Египте, попросили и получили политическое убежище. Это был второй подобный дезертирство за два дня. Пилоты опознаны как Али Эль-Ажари и Абдул Вахаб. [ нужна ссылка ]
- 8 октября 1962 года еще два военных самолета Саудовской Аравии перешли в Египет. [ нужна ссылка ]
- 11 ноября 1990 года пилот Королевских ВВС Саудовской Аравии бежал на истребителе F-15C Eagle в Судан во время операции «Щит пустыни» . [35] [36]
Сомали
[ редактировать ]- 12 июля 1988 года пилот ВВС Сомали полковник Ахмед Мохамед Хасан перебежал в Джибути на своем истребителе МиГ-17Ф , заявив, что он отказывается подчиняться приказу бомбить гражданские объекты на севере страны. [37]
- 29 мая 1989 года пилот ВВС Сомали подполковник Мохамед Шейх Ибрагим Юсуф бежал в Джибути на своем транспортном самолете Ан-26 и попросил политического убежища.
Южная Корея
[ редактировать ]- В сентябре 1949 года южнокорейский пилот 1-й лейтенант Пак Ён Чжу на своем Stinson L-5 бежал в Северную Корею.
- 3 декабря 1952 года студент-авиатор южнокорейской армии, 2-й лейтенант Куг Ён Ам, дезертировал на своем L-19 51–4794 в Пхеньян , Северная Корея.
- В октябре 1953 года южнокорейский пилот-инструктор капитан Ким Сун Бай бежал на истребителе F-51 Mustang в Северную Корею.
- 20 января 1954 года южнокорейский пилот 2-й лейтенант Чой Май-чонг на легком наблюдательном самолете L-19 перелетел в Северную Корею.
Советский Союз
[ редактировать ]- 9 октября 1948 года Петр Пирогов и Анатолий Барсов дезертировали (см. Бегство Пирогова и Барсова ), перелетев на своем бомбардировщике Ту-2 из СССР в Линц, Австрия , где им предоставили убежище американские оккупационные власти . Через год Барсов вернулся в СССР и был расстрелян. [38]
- В 1961 году разочарованный советский летчик вылетел на своем перехватчике Су-9 в Абадан , Иран . Подробностей об этом инциденте известно мало, но самолет и пилота быстро подобрали офицеры Отдела иностранных технологий (FTD) Министерства обороны США . После разборки в течение 24 часов Су-9 был перевезен в США, а вскоре за ним последовал пилот.
- 7 мая 1973 года лейтенант Евгений Вронский перелетел на своем Су-7 из Восточной Германии, где он дислоцировался, в Западную Германию и катапультировался недалеко от Вольфенбюттеля . Обломки самолета были возвращены Советскому Союзу, но немецкие власти разрешили Вронскому остаться в стране.
- 6 сентября 1976 года лейтенант Виктор Беленко вылетел в аэропорт Хакодатэ в Японии и перелетел на своем МиГ-25П в Хакодате , Япония. США После проверки Отделом иностранных технологий Министерства обороны МиГ-25 был передан Японии, которая затем по частям вернула его Советскому Союзу после разборки и анализа в Соединенных Штатах. [39]
- 25 сентября 1976 года лейтенант Валентин Иванович Зосимов ( русский : Валенти́н Ива́нович Зосимов , 1939–1995) вылетел на своём гражданском Аэрофлота Ан-2 в Иран. [39] В октябре 1976 года после угроз Советского Союза отправить повстанцев. [40] Иранский режим во главе с Мохаммедом Резой Пехлеви насильно вернул Зосимова обратно в ( Баку Азербайджан) , где он был приговорен к 12 годам тюремного заключения. Его отправили в Пермь-36, из которой он был освобожден 23 октября 1986 года. [39] [41]
- 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев перелетел на своем МиГ-29 в Трабзон , Турция. В своей автобиографии «Фулькрам: Побег лучшего пилота из советской империи» ( ISBN 0-446-51648-1 ), Зуев сообщил, что СССР быстро заключил сделку с турецким правительством после его бегства, и МиГ-29 был возвращен Советскому Союзу. По словам самого Зуева, первыми словами, которые он произнес, выйдя из кабины после успешного побега, были: "Я американец!". В ту же ночь он был доставлен из Турции на американском самолете C-130 на авиабазу Рамштайн в Западной Германии из-за травм, полученных во время побега с советской авиабазы.
Сирия
[ редактировать ]- 15–17 августа 1968 года пилоты девяти сирийских МиГ-17 и трех МиГ-21 перешли в Иорданию после неудачной попытки государственного переворота.
- 14 июня 1976 года палестинский пилот сирийских ВВС лейтенант Махмуд Мусле Ясин перебежал в Ирак на своем МиГ-23 Флоггер .
- 27 июля 1976 года сирийский летчик капитан Ахмед Абдул Кадар Аль-Терманини, герой « октябрьской войны », бежал в Ирак на своем истребителе МиГ-21.
- 11 октября 1989 года сирийский пилот Абдель Бассем приземлился на своем МиГ-23МЛ в Израиле.
Тайвань
[ редактировать ]- 12 января 1955 года майор Хао Лун со своим экипажем перешел в Китайскую Народную Республику на борту транспортного самолета C-46 Commando .
- 23 февраля 1955 года два курсанта ВВС Китайской Республики дезертировали на учебном самолете ПТ-17 .
- 18 мая 1955 года пилот лейтенант Хуэй Вэй попытался сбежать на своем F-47 , но совершил аварийную посадку прямо в Гуандуне . [42]
- 15 августа 1956 года майор Ган Хуан, Академии ВВС Китайской Республики пилот-инструктор , перешел в Китайскую Народную Республику на своем AT-6 под номером 106. техасском учебно-тренировочном самолете
- 1 июня 1963 года Тинцзе Сюй, пилот 43-й эскадрильи ВВС Китайской Республики , перешел в Китайскую Народную Республику на самолете F-86F Sabre . При этом он вылетел с авиабазы Синьчжу , Тайвань , и приземлился в Лунтяне, провинция Фуцзянь , КНР. Сейчас самолет выставлен в Военном музее Китайской народной революции в Пекине. [43]
- 26 мая 1969 года два пилота ВВС Китайской Республики перешли в Китайскую Народную Республику на учебно-тренировочном самолете Т-33 Shooting Star с серийным номером 3024. Позже в экипаже оказались пилот-инструктор Ван Тяньмин и курсант Чжу Цзинжун. Сейчас самолет выставлен в Военном музее Китайской народной революции в Пекине.
- 8 августа 1981 года майор Хуан Чжи Чэн (黄值诚), летчик-инструктор, перешел в Китайскую Народную Республику на своем Northrop F-5F с серийным номером 5361. Он получил вознаграждение в размере 370 000 долларов США (сумма была немедленно возвращена) и был назначен заместителем командира школы подготовки пилотов. [44] По данным китайского правительства, он был 90-м членом националистических сил, бежавшим на самолете с 1949 года. [45]
- 22 апреля 1983 года Ли Давэй (李大维) на U-6A Beaver дезертировал из Китайской Республики в Китайскую Народную Республику. Сейчас самолет выставлен в Военном музее Китайской народной революции в Пекине.
- 4 мая 1986 года Ван Сицзюэ (王锡爵), пилот коммерческой авиакомпании, который утверждал, что совершил разведывательные облеты U-2 над КНР в составе эскадрильи Black Cat , перебежал в Китай на своем самолете Боинг 747 . [46]
- 2 ноября 1989 года пилот тайваньского самолета Northrop F-5E (серийный номер 5120) Линь Сяньшунь (林贤顺) катапультировался на расстоянии 80 км в пределах провинции Гуандун в материковом Китае; беспилотный самолет упал и разбился. Его останки выставлены в Музее китайской народной революции в Сяотаншане (Датаншань). [44]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- В марте 1962 года солдат армии США сержант. Би Джей Киси сбежал на Кубу на Piper Comanche . [47]
- В июле 1963 года летчик США Роберто «Роберт» Рамос Микелена перебежал на Кубу на Т-34 «Наставник» . [48]
- 21 мая 1967 года майор Ричард Харвуд Пирс, обладатель медали «Бронзовая звезда» за войну во Вьетнаме и допущенный к работе с секретными материалами армии США, бежал на Кубу на легком самолете Cessna 150 . Пирс получил убежище на Кубе. [49]
Венесуэла
[ редактировать ]- 26 июня 1973 года пилот ВВС Венесуэлы капитан Аристидес Гонсалес Саласар и член экипажа сержант. Карлос Рамирес Мадеро сбежал с Канберрой Б. (I). Реактивный бомбардировщик Mk.52 на Кубу.
Южный Вьетнам
[ редактировать ]- 27 февраля 1962 года южновьетнамский пилот лейтенант Нгуен Ван Ку бежал в Камбоджу на своем Douglas A-1H Skyraider Skyraider (Bu 134485) после неудачной попытки государственного переворота.
- 7 ноября 1973 года южновьетнамский пилот лейтенант Хо Дуй Хунг перебежал в Северный Вьетнам на вертолете UH-1A американского производства с серийным номером 60139. [50]
- 8 апреля 1975 года офицер ВВС Республики Вьетнам капитан Нгуен Тхань Чунг взорвал президентский дворец в Сайгоне и бежал в Северный Вьетнам на своем F-5E . [51]
Югославия
[ редактировать ]- 13 сентября 1953 года пилот югославских ВВС лейтенант Никола Якшич вылетел на своем P-47D Thunderbolt в Италию и попросил политического убежища после приземления на авиабазе Авиано . Представители аэропорта процитировали его слова о том, что он «выбрал свободу». [52]
Зимбабве
[ редактировать ]- 30 июня 1988 года пилот ВВС Зимбабве лейтенант Гэри Кейн украл его вертолет Bell 412 в неудачной попытке спасти предполагаемых южноафриканских агентов из тюрьмы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час "Afghan war defections - Авиация в локальных конфликтах - www.skywar.ru" .
- ^ «Алжирский лейтенант, который украл вертолет и «вторгся» на Форментеру» . ЭЛЬМУНДО . 24 июня 2015 г.
- ^ Associated Press, « Дефекты китайского пилота », Playground Daily News, Форт-Уолтон-Бич, Флорида, суббота, 22 февраля 1986 г., том 40, номер 16, стр. 1E.
- ^ Перейти обратно: а б "Куба - Авиация в локальных конфликтах - www.skywar.ru" .
- ^ Перейти обратно: а б «РЕЙТИНГОВЫЙ КУБИНСКИЙ ПЕРЕХОДИТ В США» The New York Times . 29 мая 1987 года.
- ^ «Новости Дезерета — Поиск в архиве новостей Google» .
- ^ Диллон, Сэм (21 декабря 1992 г.). «Кубинский пилот, дезертировавший, возвращается к семье» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 26 января 2017 г. Проверено 26 января 2017 г.
- ^ https://www.sun-sentinel.com/1993/09/24/2nd-cuban-pilot-in-6-days-defects/
- ^ Чешский перебежчик получил убежище. Ассошиэйтед Пресс. Пчела Модесто , 22 декабря 1971 г.: А-8.
Воздушные дисплеи Red Hill. Клуб Тигра. - ^ Пегеро, Валентина (2004). Милитаризация культуры в Доминиканской Республике: от генерал-капитана до генерала Трухильо . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-3741-3 . стр. 180-181.
- ^ http://home.snafu.de/veith/Texte/Chronik-der-Luftstreitkraefte.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Лоди Ньюс-Сентинел» . Поиск в архиве новостей Google .
- ^ «ЛСК/ЛВ» . 30 декабря 2008 г.
- ^ «БЕЗ КОММЕНТАРИЙ» ПО СООБЩЕНИЯМ О ДЕГЕЗЕ ПИЛОТА ВВС» . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года.
- ^ Дефекты иранских пилотов. Ассошиэйтед Пресс. Адвокат Виктории , 18 октября 1982 г.: 7А.
- ^ «Хронологический список самолетов McDonnell-Douglas F-4 Phantom II ВВС Ирана» . Архивировано из оригинала 10 июля 2015 г. Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «Архивы» . Лос-Анджелес Таймс . Сентябрь 1986 года.
- ^ "Инциденты "Холодной войны" - Авиация в локальных конфликтах - www.skywar.ru" .
- ^ http://s188567700.online.de/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=183&Itemid=1 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Крылья над заливом, F-15 Eagle, Канал Discovery https://www.youtube.com/watch?v=-Fh8I470El0 (4:01)
- ^ Топерцер, Иштван. Части МиГ-17 и МиГ-19 времен Вьетнамской войны. Лондон: Osprey Publishing Limited, 2001.
- ^ «Лаосский пилот бежит в Таиланд — второе бегство из Индокитая за 2 дня — статья — NYTimes.com» . Нью-Йорк Таймс . 11 марта 1976 года.
- ^ «The Milwaukee Journal — Поиск в архиве новостей Google» .
- ^ «Reading Eagle — Поиск в архиве новостей Google» .
- ^ «Mohave Daily Miner — Поиск в архиве новостей Google» .
- ^ «Новости S2 Tracker - Новости технологий в реальном времени» .
- ^ «Всемирная служба BBC – Outlook, я украл самолет, чтобы спастись от армии» . Би-би-си . 22 октября 2019 г. Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с "Nicaragua - Авиация в локальных конфликтах - www.skywar.ru" .
- ^ «МИГ на пляже, 1970: Ответ экипажа американского вертолета» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 года . Проверено 31 марта 2013 г.
- ^ «Майами Геральд: Результаты поиска» .
- ^ «Военная государственная тайна» .
- ^ О Хасинто Велозу. Архивировано 3 мая 2012 г. в Wayback Machine Random House Struik.
- ^ Род Голдуотера бежит из Родезии. Ассошиэйтед Пресс. Gadsden Times , 3 августа 1977 г. Страница 2.
- ^ Азиатский рекордер. К.К. Томас в Recorder Press, 1962. Том. 8
- ^ «Дебежство саудовского пилота-истребителя F-15, нанесшее ущерб военным усилиям США», Еженедельник Министерства обороны и иностранных дел, 23 декабря 1990 г.
- ^ Смит, Р. Джеффри (15 ноября 1990 г.). «Саудовский пилот вылетел на F-15 в Судан и получил убежище» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 26 января 2017 г. Проверено 26 января 2016 г.
- ^ http://www.buzzle.com/articles/former-somali-air-force-pilot-who-refused-to-bomb-civilians-in-hargiesa-july-1988.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Советские перебежчики: Список разыскиваемых КГБ, Hoover Press, 1985, Владислав Краснов.
- ^ Перейти обратно: а б с «Иран возвращает дезертирского советского пилота» . Нью-Йорк Таймс . 1976-10-29. ISSN 0362-4331 . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ Анализы, Институт оборонных исследований (1976). Обзор новостей по Западной Азии . Институт.
- ^ "Побег из СССР: почему летчик Зосимов сбежал из родной страны и стал предателем?" . TechInsider (in Russian) . Retrieved 2023-03-30 .
- ^ «Дезертирство военной авиации в Китай с 1950 года» .
- ^ «Утренний журнал Дейтона-Бич — Поиск в архиве новостей Google» .
- ^ Перейти обратно: а б «ВВС Китая» . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ «Перебежчик из Тайваня присоединился к китайским ВВС в Пекине» . Нью-Йорк Таймс . Рейтер. 19 августа 1981 года.
- ^ «The Montreal Gazette — Поиск в архиве новостей Google» .
- ^ https://news.google.com/newspapers?id=hNQzAAAAIBAJ&sjid=aekFAAAAIBAJ&pg=1678,3053947&dq=navy+defector&hl=en [ мертвая ссылка ]
- ^ «Пресс-курьер» . Поиск в архиве новостей Google .
- ^ Хедрик Смит (25 мая 1967 г.). «Главный армейский перебежчик на Кубу с четырехлетним сыном и просит убежища; крупный перебежчик на Кубу с сыном. План полета представлен советником вьетнамской Кубы, объявляющим о прибытии. Друзья Пирса удивлены» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ По данным истории 917-го полка ВВС 1975-2005 гг., Ханой, 2005 г.
- ^ Воздушная война над Северным Вьетнамом: ВВС Вьетнамского народа, 1949-1977, Иштван Топерцер
- ^ United Press, «Югославский пилот летит на своем самолете к свободе», San Bernardino Daily Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, Том LX, номер 12, страница 1.