Бегство Виктора Беленко
6 сентября 1976 года лейтенант Беленко Виктор Войск ПВО СССР дезертировал, перелетев на своем Микоян-Гуревич МиГ-25П самолете «Фоксбат» из под Владивостока на Дальнем Востоке Советского Союза в аэропорт Хакодате в префектуре Хоккайдо в Японии .
Беленко Бегство вызвало напряженность в отношениях между Японией и Советским Союзом , особенно после того, как японские и американские специалисты разобрали и осмотрели самолет. Исследование показало США, что, несмотря на впечатляющую скорость, МиГ-25 не оказался тем суперистребителем , каким они опасались. Позже он был возвращен Советам в разобранном виде с отсутствующими некоторыми деталями.
Беленко получил политическое убежище , а затем и гражданство США, где он стал военным консультантом, оратором и бизнесменом. Позже Беленко посетил Москву в 1995 году, после распада Советского Союза .
Фон
[ редактировать ]Во время холодной войны было много дезертиров пилотов и экипажей . Помимо пилотов, дезертирствовавших по собственному желанию, Запад предпринимал попытки поощрять дезертирство, начиная с американской операции «Мула», направленной на побуждение пилотов МиГ-15 в Северной Корее к дезертирству Тайвань . Правящий Гоминьдан предлагал золото дезертировавшим китайским пилотам, а американская операция Fast Buck была похожа на операцию Moolah, хотя и была направлена на то, чтобы побудить пилота МиГ-21 в Северном Вьетнаме дезертировать. Операция «Алмаз» была израильской операцией, аналогичной операции «Фаст Бак», в ходе которой иракский пилот дезертировал на своем МиГ-21.
Беленко был не единственным пилотом, сбежавшим из Советского Союза таким образом, и первым пилотом, сбежавшим из страны советского блока . В марте [1] и май 1953 г., [2] два пилота ВВС Польши летали на МиГ-15 в Данию . Позже в 1953 году северокорейский пилот Но Кум Сок перелетел на своем МиГ-15 на американскую авиабазу в Южной Корее ; [3] этот МиГ находится в постоянной экспозиции Национального музея ВВС США . [4] Позже советский капитан Александр Зуев вылетел на своем МиГ-29 в Трабзон , Турция , 20 мая 1989 года. МиГ-29 был возвращен Советскому Союзу. [5]
В сентябре 1976 года Беленко находился на авиабазе Чугуевка на Дальнем Востоке. Инфраструктура на базе сильно отсутствовала, моральный дух войск был низким, а когда Беленко делал предложения, замполит его только высмеивал . Кроме того, его жена Людмила, недовольная жизнью жены военного, сообщила ему, что собирается в октябре подать на развод и переехать с сыном Дмитрием (1973 г.р.) обратно в дом своих родителей в Магадане . Это способствовало разочарованию Беленко в коммунистической системе. [6] [ нужна страница ]
Побег бегства
[ редактировать ]6 сентября 1976 года Беленко и несколько других пилотов из его эскадрильи Войск ПВО СССР вылетели с авиабазы Чугуевка примерно в 190 км (120 миль) от Владивостока для тренировочного полета. Беленко сначала следовал плану полета, набирая высоту, затем быстро спустился и направился в море.
Около 13:10. Японский радар обнаружил самолет Беленко, и около 13:20 два F-4EJ истребителя 302-й тактической истребительной эскадрильи взлетели с авиабазы Титосэ недалеко от Саппоро.
На карте Хоккайдо, составленной Беленко, была указана только авиабаза Титосэ, и он планировал приземлиться именно там. Он ожидал, что его перехватят и сопроводят военным самолетом на военную базу, то ли в Титосэ, то ли на другую. Однако погода была очень пасмурной, и японский наземный радар не смог адекватно отслеживать самолет Беленко. Японские F-4 были новыми самолетами и поступили на вооружение JASDF только в 1974 году. Однако у них был плохой радар « сбить-сбить » и они не смогли обнаружить самолет.
Поскольку топливо было на исходе, и ему нужно было быстро приземлиться, он наконец нашел аэропорт Хакодате на юге Хоккайдо.
Посадка
[ редактировать ]Беленко трижды облетел Хакодате и приземлился в аэропорту. При приземлении он чуть не врезался в Боинг 727 взлетавший авиалайнер самолета . Аэропорт Хакодатэ был слишком коротким для его самолета, поэтому, несмотря на то, что он раскрыл тормозной парашют , лопнула шина переднего шасси, и самолет отлетел на 240 метров (790 футов) от конца взлетно-посадочной полосы. Наконец он остановился прямо перед антенной курсового радиомаяка , и топлива осталось примерно на 30 секунд.
Беленко намеревался приземлиться на военной авиабазе и не планировал прибывать в гражданский аэропорт . Местные жители и рабочие начали собираться, а некоторые начали фотографировать. Беленко выстрелил в воздух из табельного пистолета .
Хакодатэ Авиадиспетчер связался с СДС , но ему сказали вызвать полицию . Полиция прибыла около 14:10 и закрыла аэропорт.
Беленко в Японии
[ редактировать ]Беленко был арестован полицией Хоккайдо за нарушение воздушного пространства Японии и преступления, связанные с применением огнестрельного оружия. На допросе в полиции он попросил политического убежища в США.
Советы потребовали интервью с Беленко и его возвращения под стражу. 7 сентября Беленко перевезли в Токио, а 8 сентября США объявили, что предоставили ему политическое убежище.
9 сентября представитель советского посольства встретился с Беленко и пытался убедить его вернуться в Советский Союз, но безуспешно. После этого Беленко вылетел из Японии рейсом авиакомпании Northwest Orient Airlines в США.
9 сентября Минюст передал МиГ в ведение Минобороны .
Советский Союз настаивал на том, что Беленко сбился с пути, а затем что японцы накачали его наркотиками. Японские рыболовные суда были захвачены, а их экипажи заключены в тюрьму, что считалось возмездием за то, что Япония не вернула Беленко и не отправила обратно МиГ в кратчайшие сроки. [7] [8] [9]
Аварийное положение СДС
[ редактировать ]Приземление МиГа вызвало большую обеспокоенность в Японии. Были опасения, что может произойти советское нападение или попытка вернуть самолет по воздуху или с помощью советских агентов.
Сухопутные силы самообороны
[ редактировать ]11-я дивизия GSDF, базирующаяся в Хакодате, готовилась к дню открытых дверей. После высадки МиГа в аэропорт Хакодате были переброшены 200 военнослужащих с танками Тип 61 и 35-мм зенитными орудиями Л-90 вместе с бойцами 28-го легкого пехотного полка.
Морские силы самообороны
[ редактировать ]JMSDF развернула корабли вокруг Хоккайдо. У него было три судна на стороне Японского моря и два корабля на стороне Тихого океана.
С 8 по 25 сентября MSDF патрулировали пролив Цугару между Хоккайдо и Хонсю.
В то же время вертолеты MSDF базы Оминато постоянно патрулировали пролив Цугару.
Силы воздушной самообороны
[ редактировать ]Поскольку вблизи Хоккайдо расположено несколько баз советской военной авиации, истребители F-4EJ JASDF проводили 24-часовое патрулирование над Хоккайдо, чтобы перехватить любые приближающиеся самолеты.
МиГ переехал
[ редактировать ]После прибытия в аэропорт Хакодатэ МиГ-25 был прикрыт, чтобы скрыть его. Внимательно осматривать его в небольшом гражданском аэропорту было непрактично, и он был слишком велик, чтобы его могли перевезти японские самолеты.
25 сентября его частично разобрали и перевезли из аэропорта Хакодатэ на авиабазу Хякури ВВС США к северу от Токио на грузовом самолете Lockheed C-5A Galaxy . На самолете была надпись: «Прощайте, жители Хакодатэ, извините за беспокойство». ( неудобства Приносим извинения за . в Хакодате До свидания всем .
C-5A сопровождали F-4 Phantom во время полета с Хоккайдо на Хонсю.
Обследование в Хякури
[ редактировать ]Когда Беленко покинул базу 6 сентября, он привез с собой учебное пособие по самолету, рассчитывая, что будет демонстрировать его ВВС США. Учитывая давление Советского Союза с требованием вернуть самолет, Япония не разрешила США забрать самолет или управлять им.
Однако японские и американские специалисты разобрали его в Хякури и подробно проанализировали. В конце концов его упаковали примерно в 40 коробок и вернули в Советский Союз. Советы жаловались, что пропало около 20 штук. 15 ноября он был отправлен из Хитачи в Ибараки в Советский Союз.
Последствия
[ редактировать ]Viktor Belenko
[ редактировать ]Виктор Беленко переехал в США, был подробно допрошен ЦРУ и американскими военными, выучил английский язык и постепенно адаптировался к жизни в США. История его жизни в Советском Союзе, его бегства и раннего пребывания в США была написана Джоном Бэрроном в книге « Пилот МиГ: Последний побег лейтенанта Беленко» , опубликованной в 1980 году. Позже Беленко стал консультантом вооруженных сил США. и аэрокосмической промышленности, оратор и бизнесмен. Он также женился на американке и имел двоих детей.
Япония
[ редактировать ]Советское правительство было крайне недовольно сложившейся ситуацией и направило в Японию требование о возмещении ущерба в размере 10 миллионов долларов. Япония потребовала от СССР 40 000 долларов за ущерб аэропорту Хакодатэ и транспортные расходы. Известно, что ни один счет не был оплачен.
Полет Беленко был дезертирством, а не нападением, но выявил недостатки японской системы противовоздушной обороны. Неспособность японских радаров отследить его и японских истребителей перехватить привела к изменениям в японской системе обороны.
JASDF приобрела Grumman E-2 Hawkeye самолет дальнего радиолокационного обнаружения , а несколько лет спустя приобрела McDonnell Douglas F-15 Eagles с лучшими радиолокационными возможностями обзора. Разработку F-15 стимулировали опасения США по поводу возможностей МиГ-25. Позже Япония также обновила системы своих F-4, чтобы улучшить возможности обзора вниз.
Советский Союз
[ редактировать ]Позже комитет посетил авиабазу Чугуевка и был шокирован тем, что там обнаружил. Сразу решили улучшить условия и построили пятиэтажное здание правительства, школу, детский сад и другие объекты. Улучшилось обращение с пилотами в Дальневосточном регионе.
До бегства Беленко внешний мир имел очень мало знаний о МиГ-25. Нарушение секретности вокруг МиГ-25 означало, что его можно было экспортировать за пределы Советского Союза, что и было. Позже им управляли Алжир , Болгария , Индия , Ирак , Ливия и Сирия . После распада Советского Союза им также управляли государства-преемники Армения , Белоруссия , Грузия , Казахстан , Россия , Туркменистан и Украина .
МиГ -31 Foxhound уже находился в разработке на момент бегства Беленко и впервые поднялся в воздух в сентябре 1975 года. Беленко знал о «Супер Фоксбате» и проинформировал США после своего бегства. МиГ-31 должен был постепенно заменить МиГ-25 на советской, а затем и на российской вооружении.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]США с облегчением обнаружили, что МиГ-25 был менее совершенным, но все же продолжили разработку F-15, который был частично разработан для противодействия МиГ-25. На МиГ-25 были установлены нувисторы авионики , предположительно для обеспечения радиационной защиты . [10]
США не смогли сохранить МиГ-25П Беленко в 1976 году, но в конечном итоге они получили иракский МиГ-25 после вторжения в Ирак в 2003 году .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Интервью с Беленко 1996 года» . Архивировано из оригинала 11 января 2001 года.
- (на русском языке) Статья «Миссия «Foxbat»: Почти 30 лет назад старший лейтенант Беленко угнал истребитель МиГ-25 с авиабазы Соколовка в Японию». ( перевод Google )
- Статья о Беленко на Everything2
- Крис Диксон. Онлайн-блокнот репортера: Виктор Беленко.
- Изображение Виктора Ивановича Беленко, советского перебежчика, возглавляемого приманкой в международном аэропорту Лос-Анджелеса, Калифорния, 1976 год. Los Angeles Times Фотоархив (Коллекция 1429). Специальные коллекции библиотеки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Исследовательская библиотека Чарльза Э. Янга , Калифорнийский университет, Лос-Анджелес .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энтрекин, Пол Т. (2012). Мистер МиГ: И реальная история первых МИГов в Америке . Корпорация Xlibris. п. 48. ИСБН 9781477132975 .
- ↑ Скааруп, Гарольд. Полеты канадских МиГов , полученные 27 августа 2017 г.
- ^ Роу, Кеннет Х. (Но Кум Сок); Остерхольм, Дж. Роджер (1996). МиГ-15 на свободу . McFarland & Company Inc. ISBN 0-7864-0210-5 . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ Микоян-Гуревич МиГ-15бис, Национальный музей ВВС США. Дата обращения 25 августа 2017 г.
- ^ МиГ вернулся в Советский Союз , United Press International, 21 мая 1989 г.
- ^ Бэррон, Джон (1983). Пилот МиГа: Последний побег лейтенанта Беленко . Книги Эйвон. ISBN 9780070038509 . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ "Русь захватывает японских рыбаков" . Чикаго Трибьюн . 13 сентября 1976 г. Проверено 28 августа 2017 г.
- ↑ Пилот останется в США, Red Persuasion терпит неудачу, 30 сентября 1976 г., стр. 20. Amarillo Globe-Times, дата обращения 27 августа 2017 г.
- ↑ Япония протестует против захвата рыболовного судна 8 октября 1976 г., стр. 53 Times Herald-Record, получено 28 августа 2017 г.
- ^ Клапаны Nuvistor Стефа Невиадомски.