Jump to content

Бегство Виктора Беленко

Военный билет Виктора Беленко
Двухместный учебно-тренировочный самолет МиГ-25ПУ.

6 сентября 1976 года лейтенант Беленко Виктор Войск ПВО СССР дезертировал, перелетев на своем Микоян-Гуревич МиГ-25П самолете «Фоксбат» из под Владивостока на Дальнем Востоке Советского Союза в аэропорт Хакодате в префектуре Хоккайдо в Японии .

Беленко Бегство вызвало напряженность в отношениях между Японией и Советским Союзом , особенно после того, как японские и американские специалисты разобрали и осмотрели самолет. Исследование показало США, что, несмотря на впечатляющую скорость, МиГ-25 не оказался тем суперистребителем , каким они опасались. Позже он был возвращен Советам в разобранном виде с отсутствующими некоторыми деталями.

Беленко получил политическое убежище , а затем и гражданство США, где он стал военным консультантом, оратором и бизнесменом. Позже Беленко посетил Москву в 1995 году, после распада Советского Союза .

Во время холодной войны было много дезертиров пилотов и экипажей . Помимо пилотов, дезертирствовавших по собственному желанию, Запад предпринимал попытки поощрять дезертирство, начиная с американской операции «Мула», направленной на побуждение пилотов МиГ-15 в Северной Корее к дезертирству Тайвань . Правящий Гоминьдан предлагал золото дезертировавшим китайским пилотам, а американская операция Fast Buck была похожа на операцию Moolah, хотя и была направлена ​​на то, чтобы побудить пилота МиГ-21 в Северном Вьетнаме дезертировать. Операция «Алмаз» была израильской операцией, аналогичной операции «Фаст Бак», в ходе которой иракский пилот дезертировал на своем МиГ-21.

Беленко был не единственным пилотом, сбежавшим из Советского Союза таким образом, и первым пилотом, сбежавшим из страны советского блока . В марте [1] и май 1953 г., [2] два пилота ВВС Польши летали на МиГ-15 в Данию . Позже в 1953 году северокорейский пилот Но Кум ​​Сок перелетел на своем МиГ-15 на американскую авиабазу в Южной Корее ; [3] этот МиГ находится в постоянной экспозиции Национального музея ВВС США . [4] Позже советский капитан Александр Зуев вылетел на своем МиГ-29 в Трабзон , Турция , 20 мая 1989 года. МиГ-29 был возвращен Советскому Союзу. [5]

В сентябре 1976 года Беленко находился на авиабазе Чугуевка на Дальнем Востоке. Инфраструктура на базе сильно отсутствовала, моральный дух войск был низким, а когда Беленко делал предложения, замполит его только высмеивал . Кроме того, его жена Людмила, недовольная жизнью жены военного, сообщила ему, что собирается в октябре подать на развод и переехать с сыном Дмитрием (1973 г.р.) обратно в дом своих родителей в Магадане . Это способствовало разочарованию Беленко в коммунистической системе. [6] [ нужна страница ]

Побег бегства

[ редактировать ]
Авиабаза Чугуевка
Сил воздушной самообороны Японии F-4EJ из 302-й эскадрильи

6 сентября 1976 года Беленко и несколько других пилотов из его эскадрильи Войск ПВО СССР вылетели с авиабазы ​​​​Чугуевка примерно в 190 км (120 миль) от Владивостока для тренировочного полета. Беленко сначала следовал плану полета, набирая высоту, затем быстро спустился и направился в море.

Около 13:10. Японский радар обнаружил самолет Беленко, и около 13:20 два F-4EJ истребителя 302-й тактической истребительной эскадрильи взлетели с авиабазы ​​Титосэ недалеко от Саппоро.

На карте Хоккайдо, составленной Беленко, была указана только авиабаза Титосэ, и он планировал приземлиться именно там. Он ожидал, что его перехватят и сопроводят военным самолетом на военную базу, то ли в Титосэ, то ли на другую. Однако погода была очень пасмурной, и японский наземный радар не смог адекватно отслеживать самолет Беленко. Японские F-4 были новыми самолетами и поступили на вооружение JASDF только в 1974 году. Однако у них был плохой радар « сбить-сбить » и они не смогли обнаружить самолет.

Поскольку топливо было на исходе, и ему нужно было быстро приземлиться, он наконец нашел аэропорт Хакодате на юге Хоккайдо.

Аэропорт Хакодате в 1976 году.

Беленко трижды облетел Хакодате и приземлился в аэропорту. При приземлении он чуть не врезался в Боинг 727 взлетавший авиалайнер самолета . Аэропорт Хакодатэ был слишком коротким для его самолета, поэтому, несмотря на то, что он раскрыл тормозной парашют , лопнула шина переднего шасси, и самолет отлетел на 240 метров (790 футов) от конца взлетно-посадочной полосы. Наконец он остановился прямо перед антенной курсового радиомаяка , и топлива осталось примерно на 30 секунд.

Беленко намеревался приземлиться на военной авиабазе и не планировал прибывать в гражданский аэропорт . Местные жители и рабочие начали собираться, а некоторые начали фотографировать. Беленко выстрелил в воздух из табельного пистолета .

Хакодатэ Авиадиспетчер связался с СДС , но ему сказали вызвать полицию . Полиция прибыла около 14:10 и закрыла аэропорт.

Беленко в Японии

[ редактировать ]

Беленко был арестован полицией Хоккайдо за нарушение воздушного пространства Японии и преступления, связанные с применением огнестрельного оружия. На допросе в полиции он попросил политического убежища в США.

Советы потребовали интервью с Беленко и его возвращения под стражу. 7 сентября Беленко перевезли в Токио, а 8 сентября США объявили, что предоставили ему политическое убежище.

9 сентября представитель советского посольства встретился с Беленко и пытался убедить его вернуться в Советский Союз, но безуспешно. После этого Беленко вылетел из Японии рейсом авиакомпании Northwest Orient Airlines в США.

9 сентября Минюст передал МиГ в ведение Минобороны .

Советский Союз настаивал на том, что Беленко сбился с пути, а затем что японцы накачали его наркотиками. Японские рыболовные суда были захвачены, а их экипажи заключены в тюрьму, что считалось возмездием за то, что Япония не вернула Беленко и не отправила обратно МиГ в кратчайшие сроки. [7] [8] [9]

Аварийное положение СДС

[ редактировать ]

Приземление МиГа вызвало большую обеспокоенность в Японии. Были опасения, что может произойти советское нападение или попытка вернуть самолет по воздуху или с помощью советских агентов.

Сухопутные силы самообороны

[ редактировать ]

11-я дивизия GSDF, базирующаяся в Хакодате, готовилась к дню открытых дверей. После высадки МиГа в аэропорт Хакодате были переброшены 200 военнослужащих с танками Тип 61 и 35-мм зенитными орудиями Л-90 вместе с бойцами 28-го легкого пехотного полка.

Морские силы самообороны

[ редактировать ]

JMSDF развернула корабли вокруг Хоккайдо. У него было три судна на стороне Японского моря и два корабля на стороне Тихого океана.

С 8 по 25 сентября MSDF патрулировали пролив Цугару между Хоккайдо и Хонсю.

В то же время вертолеты MSDF базы Оминато постоянно патрулировали пролив Цугару.

Силы воздушной самообороны

[ редактировать ]

Поскольку вблизи Хоккайдо расположено несколько баз советской военной авиации, истребители F-4EJ JASDF проводили 24-часовое патрулирование над Хоккайдо, чтобы перехватить любые приближающиеся самолеты.

МиГ переехал

[ редактировать ]

После прибытия в аэропорт Хакодатэ МиГ-25 был прикрыт, чтобы скрыть его. Внимательно осматривать его в небольшом гражданском аэропорту было непрактично, и он был слишком велик, чтобы его могли перевезти японские самолеты.

25 сентября его частично разобрали и перевезли из аэропорта Хакодатэ на авиабазу Хякури ВВС США к северу от Токио на грузовом самолете Lockheed C-5A Galaxy . На самолете была надпись: «Прощайте, жители Хакодатэ, извините за беспокойство». ( неудобства Приносим извинения за . в Хакодате До свидания всем .

C-5A сопровождали F-4 Phantom во время полета с Хоккайдо на Хонсю.

Обследование в Хякури

[ редактировать ]

Когда Беленко покинул базу 6 сентября, он привез с собой учебное пособие по самолету, рассчитывая, что будет демонстрировать его ВВС США. Учитывая давление Советского Союза с требованием вернуть самолет, Япония не разрешила США забрать самолет или управлять им.

Однако японские и американские специалисты разобрали его в Хякури и подробно проанализировали. В конце концов его упаковали примерно в 40 коробок и вернули в Советский Союз. Советы жаловались, что пропало около 20 штук. 15 ноября он был отправлен из Хитачи в Ибараки в Советский Союз.

Последствия

[ редактировать ]

Виктор Беленко переехал в США, был подробно допрошен ЦРУ и американскими военными, выучил английский язык и постепенно адаптировался к жизни в США. История его жизни в Советском Союзе, его бегства и раннего пребывания в США была написана Джоном Бэрроном в книге « Пилот МиГ: Последний побег лейтенанта Беленко» , опубликованной в 1980 году. Позже Беленко стал консультантом вооруженных сил США. и аэрокосмической промышленности, оратор и бизнесмен. Он также женился на американке и имел двоих детей.

Советское правительство было крайне недовольно сложившейся ситуацией и направило в Японию требование о возмещении ущерба в размере 10 миллионов долларов. Япония потребовала от СССР 40 000 долларов за ущерб аэропорту Хакодатэ и транспортные расходы. Известно, что ни один счет не был оплачен.

Полет Беленко был дезертирством, а не нападением, но выявил недостатки японской системы противовоздушной обороны. Неспособность японских радаров отследить его и японских истребителей перехватить привела к изменениям в японской системе обороны.

JASDF приобрела Grumman E-2 Hawkeye самолет дальнего радиолокационного обнаружения , а несколько лет спустя приобрела McDonnell Douglas F-15 Eagles с лучшими радиолокационными возможностями обзора. Разработку F-15 стимулировали опасения США по поводу возможностей МиГ-25. Позже Япония также обновила системы своих F-4, чтобы улучшить возможности обзора вниз.

Советский Союз

[ редактировать ]

Позже комитет посетил авиабазу Чугуевка и был шокирован тем, что там обнаружил. Сразу решили улучшить условия и построили пятиэтажное здание правительства, школу, детский сад и другие объекты. Улучшилось обращение с пилотами в Дальневосточном регионе.

До бегства Беленко внешний мир имел очень мало знаний о МиГ-25. Нарушение секретности вокруг МиГ-25 означало, что его можно было экспортировать за пределы Советского Союза, что и было. Позже им управляли Алжир , Болгария , Индия , Ирак , Ливия и Сирия . После распада Советского Союза им также управляли государства-преемники Армения , Белоруссия , Грузия , Казахстан , Россия , Туркменистан и Украина .

МиГ -31 Foxhound уже находился в разработке на момент бегства Беленко и впервые поднялся в воздух в сентябре 1975 года. Беленко знал о «Супер Фоксбате» и проинформировал США после своего бегства. МиГ-31 должен был постепенно заменить МиГ-25 на советской, а затем и на российской вооружении.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
МиГ-25 ВВС Ирака , захваченный в 2003 г.

США с облегчением обнаружили, что МиГ-25 был менее совершенным, но все же продолжили разработку F-15, который был частично разработан для противодействия МиГ-25. На МиГ-25 были установлены нувисторы авионики , предположительно для обеспечения радиационной защиты . [10]

США не смогли сохранить МиГ-25П Беленко в 1976 году, но в конечном итоге они получили иракский МиГ-25 после вторжения в Ирак в 2003 году .

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Энтрекин, Пол Т. (2012). Мистер МиГ: И реальная история первых МИГов в Америке . Корпорация Xlibris. п. 48. ИСБН  9781477132975 .
  2. Скааруп, Гарольд. Полеты канадских МиГов , полученные 27 августа 2017 г.
  3. ^ Роу, Кеннет Х. (Но Кум ​​Сок); Остерхольм, Дж. Роджер (1996). МиГ-15 на свободу . McFarland & Company Inc. ISBN  0-7864-0210-5 . Проверено 22 сентября 2013 г.
  4. ^ Микоян-Гуревич МиГ-15бис, Национальный музей ВВС США. Дата обращения 25 августа 2017 г.
  5. ^ МиГ вернулся в Советский Союз , United Press International, 21 мая 1989 г.
  6. ^ Бэррон, Джон (1983). Пилот МиГа: Последний побег лейтенанта Беленко . Книги Эйвон. ISBN  9780070038509 . Проверено 28 апреля 2020 г.
  7. ^ "Русь захватывает японских рыбаков" . Чикаго Трибьюн . 13 сентября 1976 г. Проверено 28 августа 2017 г.
  8. Пилот останется в США, Red Persuasion терпит неудачу, 30 сентября 1976 г., стр. 20. Amarillo Globe-Times, дата обращения 27 августа 2017 г.
  9. Япония протестует против захвата рыболовного судна 8 октября 1976 г., стр. 53 Times Herald-Record, получено 28 августа 2017 г.
  10. ^ Клапаны Nuvistor Стефа Невиадомски.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf44423dfb2a4996d907e2355da356cf__1719147780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/cf/bf44423dfb2a4996d907e2355da356cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Defection of Viktor Belenko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)