Jump to content

Сухой Су-17

(Перенаправлено с Су-22 )
Су-17/-20/-22
Су-22М4 ВВС Вьетнама с парой Х-25 ракет
Роль Истребитель-бомбардировщик
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Сухой
Первый полет 2 августа 1966 г.
Введение 1970
Статус В ограниченном обслуживании
Основные пользователи Советские ВВС (исторический)
Сирийские ВВС
Польские ВВС
Народные ВВС Вьетнама
Произведено 1969–1990
Количество построенных 2,867
Разработано на основе Сухой Су-7

Су -17 ( изделие С-32; кодовое название НАТО : Fitter ) — с крылом изменяемой стреловидности, истребитель-бомбардировщик разработанный для советских вооруженных сил. Су-17, созданный на базе Су-7 , стал первым самолетом с крылом изменяемой стреловидности, поступившим на вооружение Советского Союза и оснащенным обновленной авионикой. У самолета также есть варианты, предназначенные для экспорта в несоветские государства, такие как Су-22 и менее популярный Су-20 .

Выпускался с 1967 по 1990 год. Серия Су-17/20/22 имела долгую карьеру и эксплуатировалась многими военно-воздушными силами, в том числе Российской Федерации , бывших советских республик, стран бывшего Варшавского договора , стран арабского мира, Анголы и Перу . Российская Федерация вывела свой флот из эксплуатации в 1998 году.

Хотя Су-17 был способен нести ядерное оружие, он использовался в самых разных целях: от непосредственной поддержки с воздуха до наземных атак.

Разработка

[ редактировать ]
Су-20 (слева) рядом со старым аналогичным Су-7БКЛ.

Вскоре после принятия на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7 ОКБ Сухого было поручено разработать программу модернизации. Программа будет направлена, прежде всего, на обновление бортовой авионики и взлетно-посадочных характеристик. Была принята концепция крыльев с изменяемой геометрией , которая в то время привлекала более широкое внимание. Программу должен был возглавить главный конструктор «Сухого» Николай Зырин. [ нужна ссылка ]

В 1963 году ОКБ Сухого при участии ЦАГИ создало демонстратор технологии крыла изменяемой стреловидности . С-22И (также известный как Су-7ИГ, обозначение НАТО «Слесарь-Б»), переоборудованный из серийного Су-7БМ, имел неподвижные внутренние части крыла с подвижными внешними сегментами, которые могли поворачиваться на 28°, 45°. °, или 62°. [1] С-22И впервые поднялся в воздух (под управлением Владимира Ильюшина ) 2 августа 1966 года. Позже он был продемонстрирован на воздушном параде в Домодедово в июле 1967 года.

Летные испытания показали, что данная конфигурация улучшила как взлетно-посадочные характеристики, так и дальность полета и продолжительность полета. Управляемость в целом была лучше, чем у Су-7 с неподвижным крылом, за исключением того, что тряски на больших углах атаки , предупреждающей о неизбежном сваливании больше не возникало .

Самолет был запущен в серийное производство в 1969 году совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров . [2] [3] Конструкция Су-7ИГ подверглась дальнейшим изменениям, в конечном итоге с достаточными отличиями, чтобы оправдать внутреннее обозначение С-32. С-32 впервые поднялся в воздух 1 июля 1969 года под управлением Евгения Кукушева. [ нужна ссылка ]

Серийное производство началось на Авиационном заводе имени Ю. Гагарина (ныне КнААПО ) в 1969 году. Первым Су-17 получил 523-й авиационный полк Дальневосточного военного округа. Су-17 выпускался до 1990 года, выпущено 2867 единиц. [ нужна ссылка ]

Су-17 напоминает своего предшественника Су-7, в котором меры по снижению веса добавлены за счет боевой живучести, примером чего является удаление брони защиты пилота. [ нужна ссылка ]

Прототип С-22И мало чем отличался от Су-7, за исключением крыла, которое по сути являлось демонстратором технологий крыла изменяемой геометрии. Позже он был потерян в результате несчастного случая. [ нужна ссылка ]

Вслед за С-22И были построены два предсерийных прототипа, получившие обозначения С32-1 и С32-2. На двух самолетах установлена ​​обновленная авионика, а старый автопилот АП-28И-2 заменен на более новую систему автоматического управления САУ-22. [ нужна ссылка ]

Следующей серией прототипов стали Су-7-85, где цифра 85 обозначала номер партии. Партия из десяти самолетов имела перепроектированный фюзеляж, кабину обтекаемой формы (по аналогии с Су-7У), дополнительные, более доступные люки для обслуживания и открывающийся вверх фонарь. Передняя часть кабины защищалась лобовым стеклом и двумя боковыми окнами с электрообогревом. Первые три самолета 86-й партии имели прозрачные лобовые стекла, на которые обдувался теплый воздух, поступающий из 9-й ступени компрессора двигателя. Однако после испытаний в 4-м Центре боевого применения и переучивания личного состава ВВС в Липецке от этого лобового стекла отказались в пользу более традиционного остекления. [ нужна ссылка ]

На Су-7-85 было установлено модифицированное катапультное кресло КС4-С32, способное безопасно катапультировать пилота на скорости выше 140–170 км/ч. [ нужна ссылка ]

Топливная система также была модифицирована от Су-7; Топливо хранилось в трёх лёгких баках с возможностью размещения до четырёх одноразовых вспомогательных баков по 600 литров каждый (сам использовался на Су-7Б) или двух баков ПТБ-1150 по 1150 литров каждый, установленных на «мокрых» пилонах. под фюзеляжем. [ нужна ссылка ]

Крыло практически не отличалось от С-22И. Неподвижная часть крыла была вдвое короче вращающейся. С крыльями максимальной стреловидности Су-17 выглядел бы практически идентично Су-7. На неподвижной части крыла устанавливался выдвижной закрылок, а на вращающейся части - предкрылок, поворотный закрылок и элерон. Угол стреловидности можно было настроить в диапазоне от 30° до 63°. Горизонтальное и вертикальное оперения имели стреловидность 55°. [ нужна ссылка ]

Управление полетом обеспечивалось нереверсивными гидроусилителями БУ-220ДЛ2 и -220ДП2 для левого и правого элеронов, БУ-250Л и -250П для стабилизаторов и БУ-250ДРП для руля направления . Системы управления полетом были подпружинены, обеспечивая обратную связь с ручкой и педалями руля направления. [ нужна ссылка ]

На Су-17 установлены три независимые гидросистемы — исполнительная и две гидрофорсаторы, каждая с гидронасосом. Исполнительная гидросистема отвечала за регулировку угла стреловидности крыла, выпуск/уборку шасси, закрылков и предкрылков, регулировку воздухозаборных аппарелей, механизмы управления полетом, используемые автопилотом САУ-22, а также рулевое управление передним колесом. Разгонные системы управляют поверхностями полета. Системы работают параллельно, чтобы обеспечить безопасную работу в случае сбоя. Оставшаяся действующая система будет обеспечивать электропитанием летные поверхности, хотя и с вдвое меньшей мощностью. Гидроусилитель № 1 питает гидромотор ГМ-40, приводящий в движение поворотные части крыла. Все гидросистемы питаются гидравлической жидкостью АМГ-10 со стандартным рабочим давлением 215 кгс/см. 2 для бустерных систем и 210 для исполнительной системы. [ нужна ссылка ]

Пневматическая система с усилием 150 кгс/см. 2 Давление приводит в действие обычные и аварийные тормоза шасси, а также систему аварийного выпуска шасси / закрылков и отвечает за зарядку двух пушек НР-30, установленных на самолете, создание давления в кабине, открытие / закрытие фонаря и создание давления. баки с гидравлической жидкостью. [ нужна ссылка ]

На Су-17 стоял модифицированный Люлька АЛ-7Ф1-250 с несколько форсированной тягой - 9600 кгс на форсажных камерах. Он был оснащен приводом компрессора с резервированием и системой регулировки всасывания. Для замены двигателя самолет придется разобрать на две половины. Для облегчения взлета на коротких взлетно-посадочных полосах имеются сбрасываемые ускорители СПРД-110 РАТО , обеспечивающие мгновенную тягу до 3000 кгс. [ нужна ссылка ]

Бортовая электроника питается от сети постоянного тока 28 В и однофазной цепи переменного тока 115 В, 400 Гц, питаемой от двух генераторов постоянного тока ГС-12Т, генератора переменного тока СГО-8ТФ и никель-кадмиевого аккумулятора 20НКБН25 . [ нужна ссылка ]

Су-17 имеет возможность нести свободнопадающие ядерные бомбы с бомбодержателем БДЗ-56ФНМ. В кабине будет установлено специальное кодовое устройство, требующее правильного ввода кода до того, как бомба сможет быть приведена в действие и сброшена, чтобы предотвратить несанкционированное использование ядерного оружия. Самолет также имеет возможность бомбардировки для доставки ядерного оружия, с помощью которой он может приблизиться к цели, начать крутой набор высоты и сбросить бомбу, наведя почти вертикально, а затем активировать форсажные камеры, чтобы выйти из радиуса взрыва. Специально для отработки такой техники бомбометания была изготовлена ​​специальная бомба ИАБ-500. [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]

Советский Союз/Россия

[ редактировать ]
Советский Су-17М.

Су-17 использовался во время советско-афганской войны в ходе операции «Юг» и наносил авиаудары по базе моджахедов в Робат-Джали недалеко от иранско-афганской границы.


Су-17М3/4 использовались во время Первой чеченской войны вместе с Су-24 и Су-25 в штурмовых и разведывательных операциях. [4]

Стремясь исключить из своего арсенала одномоторные ударные самолеты, ВВС России в 1998 году сняли с вооружения последний Су-17М4 вместе со своим парком МиГ-23/27 .

В 1982 или 1983 годах Советы поставили коммунистическому правительству Анголы 12 Су-20М, которые составили основу 15-го полка. К 1985 году эскадрилья понесла быструю потерю по меньшей мере шести самолетов (большинство из них - из-за аварий) и еще трех к 1988 году, и у нее осталось всего два самолета, когда она была усилена партией из 14 Су-22М-4К и двух Су-22УМ-4К. 3К в 1989–90 (включён в состав 26-го авиаполка, базировался в Мосамедесе ). [5]

Иракский самолет Су-22М в ангаре, поврежденный авиаударами коалиции во время операции «Буря в пустыне».

С 22 сентября 1980 года по 20 августа 1988 года, во время ирано-иракской войны , Ирак использовал экспортные версии Су-17 (Су-20 и Су-22) наряду со старыми Су-7 . В основном они использовались для наземных атак и непосредственной поддержки с воздуха. Иранские самолеты Grumman F-14 Tomcat сбили 21 Су-20/-22, что подтвердили западные источники. Восемнадцать Су-20/-22 были также сбиты иранскими истребителями McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [6] и три - иранскими самолетами Northrop F-5 . [7] 20 октября 1980 года иракский Су-20 из 30-мм пушек сбил иранский F-4E. [6]

Официальные иракские отчеты не показывают потерь самолетов Су-20 на протяжении всей войны против курдов и Ирана. Двадцать Су-22М2, два Су-22М3 и семь Су-22М4 были потеряны во время войны с Ираном, большинство из которых - в результате зенитного огня во время бомбардировок с малых высот против иранских линий фронта. [8]

В 1991 году, во время войны в Персидском заливе , иракские Су-22 использовались ограниченно, поскольку иракский режим не доверял иракским ВВС (IQAF). ВВС США 7 февраля 1991 года два Су-20/22 и один Су-7 были сбиты самолетом McDonnell Douglas F-15 Eagles ракетами класса AIM-7. «воздух-воздух» [9] когда IQAF перебрасывал свои самолеты в Иран.

20 и 22 марта 1991 года два других Су-22 были сбиты F-15 ВВС США в попытке защитить курдское гражданское население перед началом операции «Обеспечение комфорта» для оказания гуманитарной помощи и создания бесполетной зоны к северу от 36-й параллели. . [10]

Ливийский Су-22М.

Два ливийских Су-22 были сбиты в ходе инцидента в заливе Сидра самолетами Grumman F-14 Tomcat ВМС США 19 августа 1981 года. Один Су-22 выпустил ракету К-13 в лоб по одному из F-14 с предполагаемая дистанция закрытия 300 метров (984 фута), однако от ракеты удалось уклониться. Оба были затем сбиты ракетами AIM-9 Sidewinder .

8 октября 1987 года, после чадско-ливийского конфликта , Су-22 был сбит ракетой FIM-92A Stinger, запущенной чадскими войсками. Пилот, капитан Дия ад-Дин, катапультировался и попал в плен. Позже французское правительство предоставило ему политическое убежище. В ходе восстановительной операции ливийский МиГ-23МС Микояна-Гуревича был сбит «Стингером». [11]

Ливийский Су-22 разбился недалеко от Бенгази 23 февраля 2011 года. Членам экипажа, капитану Аттиа Абдель Салему аль-Абдали и его второму пилоту Али Омару Каддафи, было приказано бомбить город в ответ на гражданскую войну в Ливии . Они отказались и выпрыгнули из самолета. [12] [13] Су-22 активно использовались ливийскими лоялистскими силами против повстанческих сил с середины февраля по середину марта 2011 года, когда началась международная миссия и была введена бесполетная зона . Среди других миссий Су-22 атаковали противников Каддафи позиции в Бин-Джаваде в начале марта 2011 года, когда правительственные войска отбили город . [14] [15]

Один Су-22 ливийских ВВС был уничтожен на земле истребителем F-16AM бельгийских ВВС 27 марта. [16]

Су-22 ВВС Перу

Перу было единственным экспортным покупателем такого типа в Америке.

24 апреля 1992 года, в контексте дипломатической и политической напряженности между Перу и США после автопереворота, организованного президентом Перу Альберто Фухимори 19 днями ранее, перуанские Су-22 атаковали самолет Lockheed C-130H Hercules ВВС США . 310-я воздушная эскадрилья была перехвачена в море к северо-западу от Лимы, в результате чего шесть из 14 членов экипажа получили ранения. Старший сержант Джозеф К. Бирд-младший погиб, когда его вынесло из кабины на высоте 18 500 футов, а член экипажа Рональд Хетцель получил серьезные травмы. [17] [18]

Пилоту «Геркулеса» с трудом удалось посадить искалеченный самолет с поврежденным одним двигателем и тремя лопнувшими посадочными шинами на базе ВВС Перу недалеко от города Талара , где экипаж был задержан, а изрешеченный пулями самолет был конфискован, прежде чем его задержали. освобожден после давления правительства США. [19] Инцидент привел к почти годичному перерыву в американской программе запрета использования воздушных мостов по борьбе с наркотиками и создании Объединенного центра воздушных операций на базе ВВС Ховард в Панаме, откуда действовал C-130. [20] [21]

Во время короткой войны Сенепа между Перу и Эквадором в 1995 году два перуанских Су-22 были потеряны 10 февраля, когда два J ВВС Эквадора самолета Mirage F1 , пилотируемые майором Р. Бандерасом и капитаном К. Узкатеги, пролетели над пятью самолетами. цели, приближающиеся к спорной долине Сенепа. После визуального контакта «Миражи» запустили свои ракеты, однако ВВС Эквадора так и не показали видео HUD истребителей, подтверждающих сбития, утверждая, что два перуанских Су-22А сбиты, а « Кфир» заявил еще об одной Cessna A-37 Dragonfly . [22] [23] [24] [25] Перу, однако, отрицает, что два Су-22А были сбиты «Миражами», заявляя, что один из них был поражен эквадорской зенитной артиллерией во время штурмовки на малой высоте, а второй разбился из-за возгорания двигателя. [26] [27] [28]

Су-22 совершили 45 самолето-вылетов в зону боевых действий. Группа из 20 Су-22 была размещена в Эль-Пато в качестве ответного удара, если Эквадор решит атаковать прибрежный порт. [29]

Су-22М4 ВВС Польши

19 августа 2003 года Су-22М4К ВВС Польши был случайно сбит дружественным огнем во время учений польской 2К12 «Куб» ракетной батареи . Самолет летел в 21 км от побережья над Балтийским морем в районе Устки. Пилот катапультировался и был спасен после двух часов пребывания в воде. [30] В 2012 году Польша расследовала возможность замены своих Су-22 тремя эскадрильями беспилотных летательных аппаратов . [31]

По состоянию на 2014 год ВВС Польши планировали оставить Су-22 на вооружении. Ожидалось, что это решение окажет положительное влияние на польскую промышленность, поскольку ремонтная база WZL № 2 в Быдгоще будет обслуживать оставшиеся самолеты по контракту с ВВС. Это решение также позволит ВВС сохранить хорошо обученный наземный персонал и пилотов, управляющих самолетом. Поляки считают Су-22 более простым в обслуживании и ремонте, чем другие основные типы боевых самолетов, находящиеся сейчас на вооружении Польши (в основном МиГ-29 и F-16). У них меньше сбоев и других проблем (высокий показатель безошибочности 70–75%). Это единственный самолет на вооружении Польши, оборудованный для радиотехнической разведки, ведения боевых действий и поддержки наземных систем. Польские ВВС сохранили большой запас вооружения класса «воздух-земля» для использования с Су-22. По некоторым оценкам, стоимость уничтожения этих ресурсов будет выше прогнозируемой стоимости продолжения эксплуатации Су-22. [32]

Было решено, что с 2015 года из оставшихся 32 только 12 Су-22М4 и 4-6 Су-22УМ3К пройдут ремонт, продлевающий срок их эксплуатации на десять лет. [33] По экономическим соображениям самолеты не модернизировались, за исключением установки дополнительной радиостанции RS-6113-2 C2M с лопастной антенной наверху, а получили серый многоцветный камуфляж, как и другие польские самолеты. [33] [34] Несколько польских Су-20 и Су-22 были переданы в дар различным музеям, в том числе Музею Войска Польского в Варшаве, Музею вооружения в Познани , Музею польского оружия в Колобжеге и Музею польской авиации в Кракове. [35] Другие были помещены на памятники или переданы школам в качестве технических средств.

После приобретения в 2022 году у Южной Кореи 48 самолетов КАИ Т-50 Golden Eagle парк Су-22 должен был быть выведен из эксплуатации. [36]

Сирийский Су-22 был заблокирован самолетом ВМС США F/A-18 Super Hornet перед тем, как его сбили.

Сирийские ВВС (SyAAF) использовали Су-20/-22 для атак израильских войск во время Войны Судного дня. [4] и Ливанская война 1982 года . Несколько Су-20/-22 были сбиты ВВС Израиля . [37] [38] С середины 2012 года, в ходе гражданской войны в Сирии , Су-22 сирийских ВВС участвовали в боевых действиях против сирийских повстанцев. [39] На видеороликах видно, как Су-22 используют неуправляемые боеприпасы, как и другие самолеты СиВС; в основном бомбы общего назначения, кассетные бомбы , зажигательные бомбы и неуправляемые ракеты. Тактика атаки заключалась в плоскостных бомбардировках на малой и средней высоте с подтягиванием после запуска ракеты или бомбежки и использованием ложных сигнальных ракет для самообороны. [40] По состоянию на конец 2015 года Су-22 СВАФ понесли меньшие потери по сравнению с МиГ-21 и МиГ-23 СВАФ. Первая подтвержденная потеря Су-22 СиАФ была зафиксирована 14 февраля 2013 года, когда повстанцы сбили его с помощью ПЗРК . [41] [ ненадежный источник? ] 18 июня 2017 года американский F/A-18E Super Hornet вступил в бой с Су-22 ВВС США. [42] за сброс боеприпасов на силы, поддерживаемые США . [43] По словам ведомого сбитого «Супер Хорнета», сирийский пилот смог катапультироваться. [44] и позже был возвращен сирийскому правительству. 24 июля 2018 года Су-22 СИАВС, вошедший в воздушное пространство Израиля, был сбит двумя израильскими ракетами «Патриот» . [45] [46] Другие сирийские самолеты Су-22 были сбиты во время продолжающейся гражданской войны.

11 августа 2009 года йеменские вооруженные силы начали операцию «Выжженная земля» на севере Йемена по борьбе с повстанцами -хуситами . Йеменские ВВС поддержали армию воздушными налетами на позиции повстанцев. 5 октября 2009 года разбился йеменский Су-22, который, по утверждениям повстанцев, сбили. [47] Ранее, 2 октября, йеменские революционеры заявили, что сбили «МиГ-21», тогда как военные настаивали на том, что причиной крушения стали технические проблемы. [48] 8 ноября был уничтожен третий йеменский истребитель, предположительно «Сухой». И снова военные заявили о технических проблемах, а йеменские повстанцы заявили, что они сбили самолет. [49] Пилот катапультировался и был поднят дружественными силами. Военно-воздушные силы Йемена использовали самолеты Сухого во время восстания «арабской весны» . 28 сентября 2011 года Су-22 йеменских ВВС был сбит соплеменниками, выступавшими против правления президента Салеха . Правительство подтвердило, что ответственность за сбитие несут повстанцы и что пилот взят в плен. [50] 19 февраля 2013 года йеменский Су-22, выполнявший тренировочный полет, по неизвестным причинам разбился в Сане , в результате чего погибли 12 мирных жителей. [51] 13 мая 2013 г. еще один йеменский Су-22, выполнявший тренировочный полет, разбился в Сане, в результате чего погиб пилот. [52]

Варианты

[ редактировать ]
Польские Су-22М4 в маркировке 7-й тактической эскадрильи.
Польский Су-22М4 в полете

Было рассмотрено несколько вариантов Су-17. [53]

Су-7ИГ (С-22И, «Слесарь-Б»)

[ редактировать ]

Демонстратор крыла изменяемой геометрии Су-7БМ.

Су-17 (С-32, «Слесарь-С»)

[ редактировать ]

«Слесарь-С» был первой серийной версией с спинной частью, аналогичной Су-7У (несущей проводку и оборудование). [2] На нем стоял тот же двигатель «Люлька» АЛ-7Ф-1, что и на Су-7. [2] Выпускался с 1969 по 1973 год. [53] Всего построено 224 экземпляра. [54]

Су-17М (С-32М, «Слесарь-С»)

[ редактировать ]

В этой версии использовался двигатель «Люлька» АЛ-21Ф-3 и обновленный компьютер навигации и атаки. СРД-5М на Су-7БМК РЛС была сохранена. Двойные Пито трубки , угол атаки , одинарный тормозной парашют. Центральный воздухозаборник с изменяемым положением обеспечивал максимальную скорость 2,1 Маха. Первый полет на этой версии совершил 28 декабря 1971 года В.С. Соловьев. Экспортный вариант получил обозначение Су-20, первый полет совершил 15 декабря 1972 года А.Н. Исаков. Су-17М производился с 1972 по 1975 год и поступил на вооружение в 1973 году. Су-20 экспортировался в Египет, Польшу и Сирию.Су-17М получил измененный фюзеляж и механизм стреловидности крыла (без карданных валов). Топливная система состояла из центрального бака, трёх сообщающихся между собой герметичных следящих баков, питающих центральный бак, и двух дополнительных следящих баков в неподвижной части крыла. На Су-17М были установлены приемник радиолокационного предупреждения АРК-15 «Тобол» СПО-10 «Сирена-ЗМ» и радиокомпас . [ нужна ссылка ]

Боевая нагрузка Су-17М была увеличена до четырех тонн за счет добавления двух дополнительных узлов подвески фюзеляжа , в результате чего в общей сложности появилось восемь узлов подвески БДЗ-57М или МТ для перевозки свободнопадающих бомб. Узлы подвески МБДЗ-У6-68 выпускаются для контейнеров суббоеприпасов КМГУ , ракет С-8 или С-25 . Су-17М может нести Х-28 противорадиационную ракету , которая в сочетании с блоком радиотехнической разведки «Метель-А» позволяет самолету поражать системы ПВО с радиолокационным наведением. [ нужна ссылка ]

Стенд Х-28 (АС-9 Кайл) противорадиационной ракеты

Стенд для испытаний Х-25 и Х-29. ракет

Небольшое количество самолетов Су-17М, оборудованных для перевозки разведывательных блоков. Эквивалентная экспортная версия получила обозначение Су-20Р .

Су-17М2 (С-32М2, «Слесарь-Д»)

[ редактировать ]

Носовая часть удлинена на 38 см (15 дюймов), удалена радиолокационная станция и «опущена» для улучшения видимости пилота. Он был оснащен лазерным дальномером /навигателем целеуказателя (ЛРМЦ) Фон-1400, прицельной авионикой АСП-17 и ПБК-3-17, системой ближней навигации и приборной посадки РСБН-6С . Он имел подносовой обтекатель доплеровской навигационной РЛС DISS-7 . Первый полет Су-17М2 совершил 20 декабря 1973 года под управлением В.С. Ильюшина. Он выпускался с 1974 по 1977 год и поступил на вооружение в 1975 году.GMRКонструкция Су-17М была в дальнейшем модифицирована в Су-17М2, при этом в качестве прототипов использовались три предсерийных самолета. КН-23 Была установлена ​​навигационная система , взятая с МиГ-23 , с инерциальным авиагоризонтом ИКВ, доплеровским датчиком скорости ДИСС-7 , системами воздушных сигналов и аналоговой вычислительной машиной В-144 с собственной панелью ввода. С навигационным комплексом РСБН-6С «Ромб-К» и автопилотом САУ-22М КН-23 обеспечивала возможность автоматического движения по маршруту, определяемому тремя точками поворота, перед выходом к месту цели. В-144 хранил в себе четыре набора координат аэродромов посадки, позволял самолету автоматически подходить к аэродрому для посадки и снижаться на высоту 50-60 метров перед ручной посадкой. СОД-57М транспондер был заменен на более новый СО-69. За время эксплуатации транспондер СРО-2М был заменен на более новую систему «Пароль» (по-русски «Пароль»). устанавливался лазерный дальномер Фон-1400 Под воздухозаборником . Система управления ракетой «Дельта НГ», предназначенная для подачи командных сигналов на ракету Х-23 «Гром» , была интегрирована в блок под крылом. Су-17М2 оснащался прицелом АСП-17С и бомбовым прицелом ПБК-3-17С. Топливная система получила азотный компенсатор с увеличением мощности на 200 кг. Начиная с самолета № 03909 введена центральная система подачи топлива с установкой топливного насоса ЭЦН-45. Су-17М2 мог нести ракету «воздух-земля» Х-25 с лазерной ГСН 24Н1. Впервые это было испытано на модернизированных Су-7БМ и Су-17М, получивших обозначение Су-17МКГ. Су-17М2 мог нести две такие ракеты, по одной под крылом, установленные на стойке АПУ-68У или УМ. Наведение ракет осуществлялось с помощью блока лазерного целеуказателя «Прожектор-1». Су-17М2 имел неофициальное прозвище «с бородой», что в переводе с русского означает «с бородой». [ нужна ссылка ]

Эта модель представляла собой испытательную установку двигателя Туманского/Хачатурова Р-29БС-300 (совместно с некоторыми МиГ-23 ) с форсажной тягой 112,7 кН (25 335 фунтов силы) в выпуклой задней части фюзеляжа. Из-за отсутствия преимуществ в производительности и уменьшения дальности полета из-за более высокого расхода топлива этот двигатель предназначался только для экспорта. Первый полет этой версии состоялся 31 января 1975 года под управлением А.Н. Исакова. Экспортный вариант получил обозначение Су-22 (заводской код С-32М2К, НАТО «Слесарь-Ф»). Производился с 1977 по 1978 год.

Су-17УМ (С-52У, «Слесарь-Э»)

[ редактировать ]

Это был первый двухместный учебно-тренировочный вариант, созданный на базе Су-17М2. Он отличался более глубоким фюзеляжем и смещенным вперед лобовым стеклом. Он был такой же длины, как Су-17М. Внутренний запас топлива был уменьшен, а левая пушка удалена, но самолет сохранил полную авионику и вооружение. Первый полет Су-17УМ совершил 15 августа 1975 года под управлением В.А. Кречетова. Испытательные полеты выявили продольную нестабильность на больших углах атаки, которую удалось устранить увеличением хвостового киля. Экспортный вариант с двигателем Р-29 получил обозначение Су-22У. Су-17УМ выпускался с 1976 по 1978 год и поступил на вооружение в 1976 году.

Су-17М3 (С-52, «Слесарь-Н»)

[ редактировать ]

Су-17М3 и его экспортные версии представляли собой самый массовый вариант: было построено почти 1000 экземпляров. М3 был создан на основе доработанного планера Су-17УМ с добавлением отсека авионики и дополнительного топливного бака вместо задней кабины. Внутренний запас топлива увеличился до 4850 л (1280 галлонов США). Доплеровский радар был перенесен внутрь, а обтекатель снят. М3 оснащался лазерным дальномером-целеуказателем «Клен-П». Между двумя пилонами на каждом крыле была добавлена ​​пусковая направляющая для «Вымпел К-13» или «Молния Р-60» ракет класса «воздух-воздух» . GMR Первый полет Су-17М3 состоялся 30 июня 1976 года под управлением В.А. Кречетова. Его экспортный вариант с двигателем Р-29 и модернизированной авионикой (эквивалент Су-17М2) получил обозначение Су-22М (заводское обозначение С-52К, НАТО «Слесарь-J») и впервые поднялся в воздух 24 мая 1977 года на самолете ЕС. Соловьев за штурвалом. Экспортный вариант с авионикой Су-17М3 получил обозначение Су-22М3 (завод С-52МК). Су-17 выпускался с 1976 по 1981 год, Су-22М – с 1978 по 1984 год. Су-17М3 планировался одновременно с учебно-тренировочным УМ. Запас топлива был увеличен на 260 кг. Начиная с 38-й партии хвостовое оперение было поднято с радиопрозрачной направляющей, а на нижней стороне хвостового оперения был добавлен плавник для улучшения устойчивости на высоких скоростях. Были добавлены новый навигационный комплекс КН-23-1, автопилот САУ-22М1 и радиовысотомер РВ-15 (А-031). Некоторые самолеты позже получили радионавигационную систему дальнего действия РСДН-10 «Скип-2» (А-720), антенна которой была установлена ​​на передней кромке хвостового оперения. Бортовой самописец САРПП-12ГМ заменен на самописец «Тестер-УЗ», а бортовой самописец СПО-10. Приемник радиолокационного предупреждения заменен на СПО-15А (изделие Л006Л) «Берёза». Рядом с прицелом АСП-17БЦ был установлен комбинированный лазерный дальномер-целеуказатель «Клён-ПС». Су-17М3 мог нести установку «Сирена» СПС-141 (или 142-143) или блок РЭБ СПС-141МВГ «Гвоздика» . Средства инфракрасного противодействия могут быть реализованы с помощью пусковых установок КДС-23. Использовалась система управления огнем БСППУ, которая обеспечивала автоматическое удержание на цели подвешенных на крыльях артиллерийских установок СППУ-22-01 до угла склонения до 30°. Под фюзеляжем разместили две дополнительные точки подвески с пилонами С-52-8812-300, на которых стойки БДЗ-57МТ или МТА могли удерживать АПУ-68УМ, которые, в свою очередь, могли нести ракеты Х-23М или Х-25. Эти узлы подвески будут способны нести ракеты Х-25МЛ или МР, а также Х-29Л, установленные на эжекторной стойке АКУ-58. Некоторые Су-17М3 были модифицированы по стандарту Су-17М3П, что позволяло нести до четырех Х-27ПС, двух на крыльях и двух под фюзеляжем, или двух Х-58 противорадиационных ракет , которые могли перевозиться только на пилонах фюзеляжа. Под фюзеляжем мог быть установлен блок целеуказателя «Вьюга-17» (Л-086), ствольная коробка которого была встроена в носовую часть. Стеллажи БДЗ-57МТ могли вмещать и обычные боеприпасы, например, Реактивные блоки УБ-16 , -32 или Б-13Л, свободнопадающие бомбы, контейнеры с суббоеприпасами КМГУ и артиллерийские блоки СППУ-22-01. Несколько нетрадиционным способом на самолет можно было установить пилоны С-52-8307-200, на которых артиллерийские установки устанавливались бы назад, направленными вниз под углом 23°, и стреляли по мере отлета самолета. от наземных целей. Первые Су-17М3 были неокрашены в серебристый цвет из анодированного дюралюминия . Более поздние Су-17М3, как и все последующие варианты, были окрашены в зеленый камуфляж сверху и синий снизу. Этот камуфляж со временем появился на всех стоявших на вооружении Су-17, а покраска производилась на ремонтных заводах. Рисунок камуфляжа – расположение точек краски – не был стандартизирован, поэтому каждый самолет имел свой «уникальный» камуфляж. Су-17М3 также будет иметь учебно-тренировочный вариант Су-17УМ3. [ нужна ссылка ]

Су-17УМ (С-52УМ)

[ редактировать ]

Первоначальный учебно-тренировочный вариант с тем же комплексом авионики, что и Су-17М. Экспортный вариант получил обозначение Су-22УМ3 с двигателем Р-29 и Су-22УМ3К с двигателем АЛ-21. Выпускался с 1978 по 1982 год.

Су-17УМ3 (С-52УМ3, «Слесарь-Г»)

[ редактировать ]

Это был доработанный учебно-тренировочный самолет с тем же комплексом авионики, что и у Су-17М3. Су-17УМ3 впервые поднялся в воздух 21 сентября 1978 года вместе с Ю. А. Егоров за штурвалом. Экспортный вариант получил обозначение Су-22УМ3 с двигателем Р-29 и Су-22УМ3К с двигателем АЛ-21. Выпускался с 1978 по 1982 год.

Польские Су-22М4 в маркировке 7-й тактической эскадрильи.

Су-17М4 (С-54, «Слесарь-К»)

[ редактировать ]

Это была окончательная серийная версия с модернизированной авионикой, включая навигацию RSDN (аналог LORAN ), навигацию по радиомаяку, инерциальную навигацию , радиокомпас и приемник радиолокационных предупреждений SPO-15LE. Он имел дополнительные воздухозаборники фюзеляжа (в том числе воздухозаборник в основании киля) для улучшения потока воздуха для охлаждения двигателя, а также фиксированный ударный конус воздухозаборника. Многие самолеты были оборудованы для применения ракет с видеонаведением и установки БА-58 «Вьюга» для противорадиационных ракет . Су-17М4 оснащался двигателем АЛ-21Ф-3, а его экспортный вариант получил обозначение Су-22М4 (завод С-54К). Су-17М4 впервые поднялся в воздух 19 июня 1980 года вместе с Ю. А. Егоров за штурвалом. Су-17М4 выпускался с 1981 по 1988 год, Су-22М4 — с 1983 по 1990 год.GMRСу-17М4 отличался от Су-17М3 отсутствием системы управления входным конусом, что ограничивало максимально допустимую скорость полета 1,75 Маха. Во входном конусе размещался более мощный лазерный дальномер «Клион-54». Авионика существенно отличалась от предшественников — новые системы ближней навигации А-312 «Радикал НП» и А-720 «Скип-2», радиокомпас АРК-22, приемник радиомаяков МРП-66, РВ-21 «Импульс». (А-035) радиовысотомер и ДИСС-7. Доплеровский датчик скорости , системы воздушной сигнализации, инерционный указатель ориентации ИКВ-8, унаследованный от Су-17М2. Блок целеуказателя «Вьюга» мог размещаться в блоке БА-58 под фюзеляжем, что позволяло использовать ракеты Х-27ПС и Х-58У или Е. На некоторых Су-17М4 был установлен индикатор ИТ-23М, который для облегчения обнаружения цели передавал видеосигнал с ГСН «Тубус-2» ракеты Х-29Т. [ нужна ссылка ]

Су-17М5 (С-56)

[ редактировать ]

Это был предложенный модернизированный вариант с новым неподвижным крылом на основе поворотного крыла со стреловидностью 45 градусов. [55] новая авионика и АЛ-31Ф ТРДДД . Он не был построен.

Истребитель-бомбардировщик Су-20 «Слесарь-С» в Государственном музее авиации Украины в Киеве

Это был первый экспортный вариант Су-17М (С-32МК).

Это был российско- французский пакет модернизации, предложенный для существующих самолетов с модернизированной кабиной, HOTAS , улучшенными авионными системами и лазерным дальномером, замененным на Фазотрон / Томсон-CSF . радар [ нужна ссылка ]

Двухместный учебно-боевой самолет С-52У, экспортный вариант Су-17УМ, с полностью переработанной носовой частью, в которой размещены тандемные кабины курсанта и инструктора.Такие гондолы, как УПК-23 и СППУ-22 на базе ГШ-23, использовались на Су-17, Су-20 и Су-22. Штурмовой вариант СППУ-22 имел угол поворота 30 градусов.

Экспериментальная версия Су-20 была построена с неподвижным крылом, прикрепленным к фюзеляжу Су-17М, с целью увеличить характеристики полезной нагрузки и дальности полета за счет устранения веса системы стреловидности крыла. Хорошие результаты были получены на летных испытаниях в 1973 году, но дальнейшие разработки были отменены.

Тактические разведывательные версии всех вариантов могли быть изготовлены путем установки ККР (Комбинированный контейнер разведки - комбинированный разведывательный модуль) на центральной подвеске.

Обозначения собственного ОКБ

[ редактировать ]
С-22И
Первый прототип Су-7 с изменяемой геометрией, переоборудованный из серийного Су-7БМ, совершил первый полет 2 августа 1966 года.
С-32
Первоначальная серийная версия, получившая название Су-17 в ВВС – ВВС СССР.
С-32М
Су-17 с двигателем Люлька АЛ-21Ф и измененной конструкцией фюзеляжа, а также несколькими меньшими модификациями, в результате чего был увеличен запас топлива и больше модулей вооружения.
С-32МК
Экспортный вариант Су-20 с измененными вариантами вооружения и менее сложной авионикой. Первый полет: 15 декабря 1972 г.
С-32МК Гибрид
Одноместный самолет (б/н 9500) с фюзеляжем от С-32МК и неподвижным крылом от Су-7БМК. Предлагался заказчикам как более дешевая/менее сложная альтернатива Су-20, но не производился.
С-32М2
Су-17М с улучшенными органами управления полетом и прицельным оборудованием. Производство осуществлялось с 1975 по 1977 год.
С-32М2К
Экспортный вариант Су-17М2 Су-22 с туманским двигателем Р-29 БС-300.
С-32М2Д
Су-17 испытывался с лыжным шасси, аналогичным тому, которое использовалось на С-26 ( Су-7 ), которое использовалось для испытаний на посадку и взлет в [очень] суровых условиях.
Су-52У
Двухместный учебно-боевой вариант Су-17УМ/Су-22У с полностью переработанной носовой частью, в которой размещены тандемные кабины курсанта и инструктора.
С-52
В обратном порядке модификации учебно-тренировочного самолета были адаптированы под новый вариант «Атака» — Су-17М3.
С-52К
Экспортный вариант С-52, получивший обозначение Су-22М.
С-52М3К
Серийный самолет Су-22М3 с лазерным дальномером и модификациями авионики.
С-52УК
Учебно-тренировочный вариант со всеми конструктивными модификациями С-32М2К и уменьшенным набором вооружения.
С-52УМ3
Су-17УМ3 для ВВС с БРЭО и аэродинамическими изменениями.
С-52УМ3К
Экспортный вариант Су-17УМ3.
С-52Р
Тактический разведчик Су-17М3Р с ККР ( Комбинированный контейнер разведки - комбинированный разведывательный блок) на центральном пилоне
С-54
Серийные истребители-бомбардировщики Су-17М4.
С-54К
Экспортные Су-17М4, получившие обозначение Су-22М4.
С-54Р
Тактический разведчик Су-17М4Р с ККР ( Комбинированный контейнер разведки - комбинированный разведывательный отсек) на центральном пилоне.

Операторы

[ редактировать ]
Страны эксплуатации Су-17, Су-20 и Су-22;
  Текущие операторы
  Бывшие операторы
Бывший Су-22М ВВС Ливийской Арабской Республики.
Польский Су-22М4
 Ангола
Народные силы ПВО и ПВО Анголы имеют на вооружении 14 вариантов Су-22.
 Иран
Воздушно -космические силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР-ВС) эксплуатируют иранский парк Су-22. Самолеты имеют военные идентификационные номера с префиксом «15-». [56] В 1991 году Иран получил из Ирака 40 Су-20/22. [57] Несмотря на то, что Иран не работал в течение нескольких лет, в 2013 году Иран начал программу капитального ремонта. [58] Похоже, что в марте 2015 года некоторые Су-22 ВВС КСИР были переданы ВВС Сирии для участия в гражданской войне в Сирии . [59] В настоящее время Иран располагает 30 действующими Су-22. В июле 2018 года они успешно отремонтировали и модернизировали 10 Су-22, предоставив им возможность нести интеллектуальные бомбы, вести огонь высокоточными боеприпасами, передавать данные с БПЛА, а также технологии, необходимые для применения крылатых ракет воздушного базирования с дальностью 1500 км. [56]
 Ливия
В ВВС Ливии насчитывалось до 90 самолетов Су-22, из них на начало 2011 года на вооружении находилось около 40 самолетов Су-22М3 и Су-22УМ3К. Во время гражданской войны в Ливии режим Каддафи использовал Су-22 в боевых действиях. По состоянию на 2017 год в строю оставалось два Су-22. [60]
 Польша
В ВВС Польши имеется 12 самолетов Су-22М4 и 6 самолетов Су-22УМ3К из 120 поставленных. Остальные планеры лежат на складах. [61] С 1974 по 1990-е годы Польша эксплуатировала 27 Су-20.
 Сирия
28 самолетов Су-22 служили в ВВС Сирии до гражданской войны в Сирии.
 Вьетнам
Три полка самолетов Су-22УМ3К и Су-22М4 служили в составе ВВС Вьетнама . [62]
 Йемен
йеменские ВВС унаследовали Су-22 как от Северного , так и от Южного Йемена После гражданской войны 1994 года . В 1996 году оставшиеся Су-22 и Су-22М были списаны. [63] Примерно в 1994 году как минимум четыре Су-17М4 были куплены подержанными в Украине. [64] В 2011 году в эксплуатации находились 18 самолетов. [65] Большинство боевых самолетов ВВС Йемена , включая Су-22, были уничтожены в результате бомбардировок их баз в первые дни интервенции под руководством Саудовской Аравии в Йемен . [66]

Бывшие операторы

[ редактировать ]
Бывший Су-22М4 ВВС Афганистана, который сейчас охраняет ворота при въезде в международный аэропорт Хамида Карзая.
 Афганистан
Советский Союз направил в Демократическую Республику Афганистан более 70 самолетов для службы в ВВС Афганистана . В их число вошли 45 Су-22М4, поставленные с 1984 года.
 Армения
 Азербайджан [67]
 Беларусь
Белорусские ВВС унаследовали Су-17 от советских ВВС. [67]
 Болгария
Болгарские ВВС . ВВС Болгарии эксплуатировали 18 самолетов Су-22М4 и пять Су-22УМ.
Су-22М4 ВВС Чехии
 Чехословакия
Чехословацкие ВВС . В 1993 году парк Су-22 ВВС Чехословакии (49 Су-22М4 и 8 Су-22УМ3К в 1992 году) был разделен между Чехией и Словакией.
 Чешская Республика
Чешские ВВС . ВВС Чехии унаследовали 31 Су-22М4 и пять Су-22УМ3К. Все они вышли на пенсию в 2002 году. [68]
 Восточная Германия
Воздушные силы Национальной народной армии . Восточная Германия эксплуатировала 48 Су-22М4 и 8 Су-22УМ-3К до объединения, когда они были переданы Люфтваффе .
  • Фольксмарине . В составе ВМС Восточной Германии находились восемь Су-22М-4К и два Су-22УМ-3К.
 Египет
ВВС Египта эксплуатировали 48 самолетов Су-20/22, хотя все они были сняты с вооружения и заменены F-4 Phantom II и General Dynamics F-16 Fighting Falcon .
 Германия
Самолеты Су-22 были унаследованы от Восточной Германии, хотя они не служили в Люфтваффе , но некоторые были окрашены в цветовую схему Люфтваффе для испытаний и оценки. Два Су-20 также были закуплены в Египте для оценки и окрашены маркировкой Люфтваффе.
Венгерский Су-22М3
 Венгерская Народная Республика
находилось С 1983 года в составе ВВС Венгерской народной армии 12 самолетов Су-22М3 и три Су-22УМ3. Два одноместных и один учебно-тренировочный самолет разбились.
 Венгрия
Унаследовано от Венгерской Народной Республики. Снят с вооружения в 1997 году.
 Ирак
ВВС Ирака получили различные модели Су-22, из которых 40 были конфискованы Ираном после побега из воздушной кампании в 1991 году. [57] Однако ни один из самолетов, оставшихся в Ираке, а также переживших Первую войну в Персидском заливе, не пережил вторжение в Ирак в 2003 году .
    • 1-я эскадрилья IqAF - «по состоянию на сентябрь 1980 года 1-я эскадрилья ВВС Ирака все еще была оснащена 16 из 18 Су-20, приобретенных Ираком в 1973 году». [69]
    • Когда. 44-я эскадрилья IqAF - полеты на Су-20/22 в сентябре. [69]
 Казахстан
Самолеты Су-17 достались по наследству Вооружённым Силам Республики Казахстан , но так и не были приняты на вооружение.
 Северный Йемен
В ноябре 1979 года президент Северного Йемена Али Абдалла Салех заключил сделку по поставке ВВС Йеменской Арабской Республики 14 Су-22М. [70] В 1980-е годы было заказано еще 14 Су-22. [71] Несколько Су-22М3 были поставлены за несколько недель до начала гражданской войны 1994 года . [72]
Су-22УМ ВВС Перу.
 Перу
В период с 1977 по 1980 год ВВС Перу приобрели 32 самолета Су-22А, 4 Су-22У, 16 Су-22М и 3 Су-22УМ. Выведены из эксплуатации в 2006 году, 11 самолетов остаются в резерве.
 Россия
ВВС России унаследовали советские самолеты Су-17, но сняли этот тип с вооружения. По крайней мере, один экземпляр до сих пор летает в качестве самолета-преследователя, эксплуатируемого компанией "Сухой" на территории КнААПО .
Списанный словацкий Су-22М4
 Словакия
В 1993 году Словацкие ВВС и ПВО получили в наследство от Чехословакии 18 самолетов Су-22М4 и три Су-22УМ3К. В 1999 году Анголе было продано шесть Су-22М4, а в 2001 году — четыре Су-22М4 и один Су-22УМ3К. остальная часть флота была остановлена ​​и используется в музейных экспонатах и ​​в качестве учебных пособий в летных школах. [73] [74]
 Южный Йемен
Примерно в 1976 году ВВС Народно -Демократической Республики Йемен получили свои первые 12 Су-22. [75] Кроме того, в период с 1982 по 1986 год было получено 40 Су-22М, Су-22М3 и Су-22УМ3К. [76] Наконец, около 1989 года было поставлено от 12 до 14 Су-22М4К. [77]
 Туркменистан
Самолеты Су-17 достались военным Туркменистана после распада Советского Союза, но на вооружение так и не поступили.
 Украина
Около 50 самолетов Су-17М3, МР4 и УМ3 достались ВВС Украины в наследство от Советского Союза. К 2004 году все они были выведены из эксплуатации. Некоторые из них были списаны, а другие отправлены на хранение. В 2005–2007 годах 24 С-17М4Р/МУ3 прошли капитальный ремонт и были проданы в Йемен и Вьетнам. Остальные 13 самолетов на хранении находятся на аэродроме Школьный в Одессе и на Запорожском авиаремонтном заводе. По состоянию на 2016 год на заводе эксплуатировался одиночный Су-17УМ3 для подготовки летчиков и испытаний техники. [78]
 Советский Союз
Су-17 Советского Союза были разделены между странами бывшего СССР.
 Узбекистан
Самолеты Су-17 достались по наследству Военным Узбекистана . [67] Все они выведены из эксплуатации и хранятся в Чирчике .

Технические характеристики (Су-17М4)

[ редактировать ]
Чертеж Су-17М4 «Слесарь К» с видом сверху со стреловидным и раздвинутым крылом.
Су-20 ВВС Египта вооружен четырьмя 250-кг бомбами, двумя ракетными блоками и двумя подвесными топливными баками.

Данные Сухого, [79] Уилсон, [80] deagel.com [81]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 19,02 м (62 фута 5 дюймов)
  • Размах крыльев: 13,68 м (44 фута 11 дюймов) в размахе крыльев.
Крылья стреловидности 10,02 м (33 фута)
  • Высота: 5,12 м (16 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 38,5 м 2 (414 кв. футов) раздвинутые крылья
34,5 м 2 (371 кв. фут), крылья стреловидные
  • Профиль профиля : коренной: ЦАГИ СР-3С (5,9%); совет: ЦАГИ СР-3С (4,7%) [82]
  • Вес пустого: 12 160 кг (26 808 фунтов)
  • Полная масса: 16 400 кг (36 156 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 19 430 кг (42 836 фунтов)
  • Запас топлива: 3770 кг (8311 фунтов)
  • Силовая установка: 1 двигатель Люлька АЛ-21Ф-3 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 76,4 кН (17 200 фунтов силы) насухая, 109,8 кН (24 700 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1400 км/ч (870 миль в час, 760 узлов) / M1,13 на уровне моря.
1860 км / ч (1160 миль в час; 1000 узлов) на высоте
  • Боевая дальность: 1150 км (710 миль, 620 морских миль) с боевой нагрузкой 2000 кг (4409 фунтов).
  • Перегоночная дальность: 2300 км (1400 миль, 1200 морских миль)
  • Практический потолок: 14 200 м (46 600 футов)
  • г лимиты: + 7
  • Скорость набора высоты: 230 м/с (45 000 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 443 кг/м 2 (91 фунт/кв. фут)
  • Тяга/вес : 0,68

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Грин и Суонборо 2001.
  2. ^ Jump up to: а б с Гордон 2004 , с. 63
  3. ^ Антонов и др. 1996 , с. 153
  4. ^ Jump up to: а б Гебель, Грег. «[2.0] Су-17/20/22». Архивировано 20 января 2015 г. в Wayback Machine AirVectors, 1 ноября 2014 г. Дата обращения: 11 апреля 2015 г.
  5. ^ Купер, Том. «Африканские МиГи-Часть 1». Архивировано 19 августа 2014 г. на сайте Wayback Machine acig.info, 9 февраля 2008 г. Дата обращения: 18 ноября 2012 г.
  6. ^ Jump up to: а б Купер и Бишоп, 2004, стр. 85–88.
  7. ^ «Интернет-обзоры веб-сайтов и онлайн-обзоры продуктов cieldegloire» . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года.
  8. ^ Фаза II проекта «Перспективы Ирака». Ум аль-Маарик (Мать всех сражений): Оперативный и стратегический взгляд с точки зрения Ирака, Том 1 (пересмотрено в мае 2008 г.)
  9. ^ «Победы коалиции в воздухе в буре в пустыне» . Архивировано из оригинала 27 мая 2018 г. Проверено 20 мая 2018 г.
  10. ^ Дарлинг, Кев (1 января 2012 г.). Ударное командование Королевских ВВС, 1968–2007: Самолеты, люди и действия . Издательство «Каземат». п. 236. ИСБН  978-1-84884-898-6 .
  11. ^ «Ливийские войны, 1980–1989, Часть 6» . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
  12. ^ «Отчет: ливийский самолет разбился после того, как войска отказались от приказа о бомбардировке». Архивировано 26 февраля 2011 г. на Wayback Machine CNN, 23 февраля 2011 г.
  13. ^ «ОБНОВЛЕНИЕ [ так в оригинале ] 1-Ливийский экипаж прервал бомбардировку Бенгази: отчет». Архивировано 8 августа 2016 г. в Wayback Machine Reuters, 23 февраля 2011 г.
  14. ^ «Симпсон под обстрелом, когда повстанцы отступили в Ливию». Архивировано 23 июля 2012 г. в Wayback Machine BBC News, 7 марта 2011 г. Дата обращения: 9 марта 2011 г.
  15. ^ "Живой блог Ливии - 11 марта". Архивировано 11 марта 2011 г. в Wayback Machine Al Jazeera. Проверено: 18 ноября 2012 г.
  16. ^ G1 - На изображениях показана атака бельгийских истребителей на самолеты в Ливии - новости арабского восстания. Архивировано 4 апреля 2011 г. на Wayback Machine. Проверено: 18 ноября 2012 г.
  17. ^ «Самолеты, сбитые во время холодной войны и после нее» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2013 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
  18. ^ «Шпионская миссия провалилась» . Newsweek . 30 мая 1993 года.
  19. ^ «Шпионская миссия провалилась» . Newsweek . 30 мая 1993 года.
  20. ^ «Наркотики и демократия – «отрицание воздушного моста»: успех неудачи» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
  21. ^ «Шпионская миссия провалилась» . Newsweek . 30 мая 1993 года.
  22. ^ « Эль-Эквадор 1972–1999. Ла Герра дель Сенепа » (на испанском языке). Официальный веб-сайт вооруженных сил Эквадора. Архивировано из оригинала 18 мая 2006 года . Проверено 20 июня 2006 г.
  23. ^ Купер, Том. « Перу против Эквадора. Война Альто-Сенепа, 1995 год » . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 4 февраля 2005 года . Проверено 20 июня 2006 г.
  24. ^ Команда АКИГ. « Победы в воздухе Центральной и Южной Америки » . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 20 июня 2006 г.
  25. ^ Клаус, Эрих. «ВВС Эквадора» . Аэрофлайт . Архивировано из оригинала 11 июля 2006 года . Проверено 20 июня 2006 г.
  26. Газета «Эль Мундо», выпуск № 114 от 4–5 марта 1995 г., с. 2
  27. ^ Круз, Сезар. «Перуанские слесари представлены». Ежемесячник ВВС , август 2003 г.
  28. ^ Уорнс, Алекс и Сезар Круз. «Тайгер Сухой Frogfoots и слесари в Перу». Ежемесячник ВВС , март 2006 г., стр. 48.
  29. ^ "Tiger Sukhois Frogfoots и слесари в Перу" . Ежемесячный обзор ВВС , март 2006 г., стр. 48.
  30. ^ Дастыч, Дэвид М. «Черная среда Польши». Архивировано 5 февраля 2010 г. на сайте Wayback Machine canadafreepress.com, 25 января 2008 г. Дата обращения: 18 ноября 2012 г.
  31. ^ «Польша заменит бомбардировщики Су-22 на БПЛА». Архивировано 17 августа 2012 г. на Wayback Machine ria.ru, 14 августа 2008 г. Дата обращения: 18 ноября 2012 г.
  32. ^ «Заявление, представленное сенатором Славомиром Прейссом на 40-м заседании Сената 3 октября 2013 года». [Заявление сенатора Славомира Прейсса на 40-й сессии Сената 3 октября 2013 г.] (PDF) (на польском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 18 апреля 2014 г.
  33. ^ Jump up to: а б Пахольский, Лукаш. Следующие десять лет Су-22 в: «Войско и техника» 1/2015. С. 130-132 (на польском языке)
  34. Fabulous Fitters, 12 января 2017 г. Архивировано 30 января 2017 г., в Wayback Machine Combat Aircraft. Получено ежемесячно 27 января 2017 г.
  35. Колобжег - Музей польского оружия в аэропорту. Архивировано 2 февраля 2017 г. на Wayback Machine. Проверено 27 января 2017 г.
  36. ^ Дюбуа, Гастон (22 июля 2022 г.). «Польша закупит три корейские эскадрильи FA-50. Пока-пока Су-22?» . Aviacionline.com (на испанском языке) . Проверено 27 декабря 2022 г.
  37. ^ «Сирия». Архивировано 15 декабря 2010 г. в истории Wayback Machine Ejection. Проверено 18 ноября 2012 г.
  38. ^ Control of the Air: The Enduring Requirement (PDF) , Aus air power, заархивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2012 г. , получено 18 ноября 2012 г.
  39. ^ «Су-22 стреляет ракетами» , The Avionist (видео), 20 мая 2014, заархивировано из оригинала 22 мая 2014 , получено 21 мая 2014 .
  40. ^ «Маарат ан-Нуман: Бомбардировка логова террористов и турецкой разведки» (на арабском языке) YouTube, 11 октября 2012 г. Проверено 18 ноября 2012 г.
  41. ^ «ASN Авиационная катастрофа 14 февраля 2013 г. Су-22М» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 г. Проверено 19 июля 2017 г.
  42. ^ "Коалиция США сбила первый правительственный самолет Сирии". Архивировано 30 сентября 2018 г. на Wayback Machine . Проверено 19 июня 2017 г.
  43. ^ "Американский самолет сбил сирийский правительственный самолет над северной Сирией, сообщает Пентагон". Архивировано 20 июня 2017 г. на Wayback Machine . Проверено 18 июня 2017 г.
  44. Отчет: Пилот ВМФ нарушает молчание о сбитом сирийском истребителе. Архивировано 1 августа 2017 г. на Wayback Machine - Military.com, 31 июля 2017 г.
  45. Израиль запускает ракеты «Патриот» по сирийскому самолету на Голанских высотах. Архивировано 25 июля 2018 г. в Wayback Machine - The Jerusalem Post, 24 июля 2018 г.
  46. ^ Абуфадель, Лейт (25 июля 2018 г.). «ИГИЛ опубликовало первые фотографии сирийского самолета, сбитого Израилем» . Архивировано из оригинала 25 июля 2018 г. Проверено 25 июля 2018 г.
  47. ^ Купер 2018 , с. 28
  48. ^ «Ближний Восток: Йемен отрицает сбитый военный самолет». Архивировано 15 октября 2009 г. в Wayback Machine Al Jazeera English, 2 октября 2009 г. Дата обращения: 18 ноября 2012 г.
  49. ^ «Йеменские повстанцы сбили истребитель». Архивировано 19 августа 2014 г. в Wayback Machine BBC News, 9 ноября 2009 г. Дата обращения: 24 мая 2010 г.
  50. ^ «Йеменские племена сбили армейский военный самолет». Архивировано 14 ноября 2017 г. в Wayback Machine The Daily Telegraph (Лондон), 28 сентября 2011 г.
  51. ^ Фелан, Джессика. «Йеменский истребитель разбился в Сане, погибли по меньшей мере 12 человек» . Globalpost.com. Архивировано из оригинала 20 февраля 2013 г. Проверено 19 февраля 2013 г.
  52. ^ «Пилот йеменской армии погиб в результате крушения самолета в Сане». Архивировано 2 июля 2013 г. на сайте Wayback Machine Middle East Online. Проверено: 13 мая 2013 г.
  53. ^ Jump up to: а б «Су-17» . Музей компании «Сухой» . Архивировано из оригинала 28 марта 2007 года . Проверено 15 апреля 2007 г.
  54. ^ Гордон 2004 , с. 66
  55. ^ Гордон, Э. (2010). ОКБ Сухого: история ОКБ и его самолетов . Мидленд. ISBN  978-1-85780-314-3 . OCLC   620034681 .
  56. ^ Jump up to: а б «КСИР провел капитальный ремонт и модернизацию 10 истребителей Су-22» . Информационное агентство Мехр . 25 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2018 г. Проверено 26 июля 2018 г.
  57. ^ Jump up to: а б «Назад с пропасти: иранские монтажники» . Архивировано из оригинала 04 февраля 2018 г. Проверено 3 февраля 2018 г.
  58. ^ «Вот как Иран поддерживает свои причудливые ВВС» . Война – это скучно . 18 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 г. Проверено 19 июля 2017 г.
  59. ^ «Военные самолеты: Иран передает Сирии десять иракских Су-22» . www.strategypage.com . Архивировано из оригинала 04 февраля 2018 г. Проверено 19 июля 2017 г.
  60. ^ «ВВС мира 2017» . Flightglobal Insight. 2017. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 4 июля 2017 г.
  61. ^ «Сучой Су-22. 1984 год» .
  62. ^ «О группе FlightGlobal | Объявление AirSpace | Flightglobal.com» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2013 г. Проверено 19 июля 2017 г.
  63. ^ Купер 2018 , с. 13
  64. ^ Купер 2018 , с. я
  65. ^ Купер 2018 , с. 27
  66. ^ Купер 2018 , с. 44
  67. ^ Jump up to: а б с Гордон 2004 , с. 143
  68. ^ «Информация о чешских ВВС». Архивировано 10 февраля 2007 г. на сайте Wayback Machine scramble.nl. Проверено: 18 ноября 2012 г.
  69. ^ Jump up to: а б Том Купер (20 февраля 2017 г.). «Первое убийство Феникса котом» . Война – это скучно. Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 19 сентября 2018 г.
  70. ^ Купер 2017 , с. 40
  71. ^ Купер 2017 , с. 42
  72. ^ Купер 2017 , с. 47
  73. ^ «Независимый отчет об экспорте оружия из Словакии SFPA». Архивировано 30 декабря 2008 г. на сайте Security-studies.sk Wayback Machine . Проверено: 18 ноября 2012 г.
  74. ^ «Выживание слесаря» . AIRheads↑FLY . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
  75. ^ Купер 2017 , с. 39
  76. ^ Купер 2017 , стр. 40–41.
  77. ^ Купер 2017 , с. 50
  78. ^ «Су-17» . Militaryaviation.in.ua (на украинском языке). Архивировано из оригинала 9 сентября 2019 года . Проверено 7 августа 2020 г.
  79. ^ "Су-22М4." Архивировано 17 февраля 2007 г. в Wayback Machine Сухой. Проверено: 15 апреля 2007 г.
  80. ^ Уилсон 2000, с. 130.
  81. ^ «Су-17» . Deagel.com . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 г. Проверено 29 июня 2017 г.
  82. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Антонов Владимир; Гордон, Ефим; Гордуков, Николай; Яковлев Владимир; Зенкин Вячеслав; Каррут, Ленокс; Миллер, Джей (1996). ОКБ Сухого: история ОКБ и его самолетов . Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN  1-85780-012-5 .
  • Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-912174-23-2 .
  • Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1994–2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-911628-18-7 .
  • Купер, Том и Фарзад Бишоп. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2004. ISBN   1-84176-787-5 .
  • Гордон, Ефим (2004). Су-7/-17/-20-22: семейство советских истребителей и истребителей-бомбардировщиков . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN  1-85780-108-3 .
  • Грин, Уильям и Ф. Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN   0-7603-1194-3 .
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN   1-875671-50-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0480765b70170a88b180d10226aa32cb__1722395760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/cb/0480765b70170a88b180d10226aa32cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sukhoi Su-17 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)