Сухой Су-17
Су-17/-20/-22 | |
---|---|
Су-22М4 ВВС Вьетнама с парой Х-25 ракет | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Сухой |
Первый полет | 2 августа 1966 г. |
Введение | 1970 |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Советские ВВС (исторический) Сирийские ВВС Польские ВВС Народные ВВС Вьетнама |
Произведено | 1969–1990 |
Количество построенных | 2,867 |
Разработано на основе | Сухой Су-7 |
Су -17 ( изделие С-32; кодовое название НАТО : Fitter ) — с крылом изменяемой стреловидности, истребитель-бомбардировщик разработанный для советских вооруженных сил. Су-17, созданный на базе Су-7 , стал первым самолетом с крылом изменяемой стреловидности, поступившим на вооружение Советского Союза и оснащенным обновленной авионикой. У самолета также есть варианты, предназначенные для экспорта в несоветские государства, такие как Су-22 и менее популярный Су-20 .
Выпускался с 1967 по 1990 год. Серия Су-17/20/22 имела долгую карьеру и эксплуатировалась многими военно-воздушными силами, в том числе Российской Федерации , бывших советских республик, стран бывшего Варшавского договора , стран арабского мира, Анголы и Перу . Российская Федерация вывела свой флот из эксплуатации в 1998 году.
Хотя Су-17 был способен нести ядерное оружие, он использовался в самых разных целях: от непосредственной поддержки с воздуха до наземных атак.
Разработка
[ редактировать ]Вскоре после принятия на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7 ОКБ Сухого было поручено разработать программу модернизации. Программа будет направлена, прежде всего, на обновление бортовой авионики и взлетно-посадочных характеристик. Была принята концепция крыльев с изменяемой геометрией , которая в то время привлекала более широкое внимание. Программу должен был возглавить главный конструктор «Сухого» Николай Зырин. [ нужна ссылка ]
В 1963 году ОКБ Сухого при участии ЦАГИ создало демонстратор технологии крыла изменяемой стреловидности . С-22И (также известный как Су-7ИГ, обозначение НАТО «Слесарь-Б»), переоборудованный из серийного Су-7БМ, имел неподвижные внутренние части крыла с подвижными внешними сегментами, которые могли поворачиваться на 28°, 45°. °, или 62°. [1] С-22И впервые поднялся в воздух (под управлением Владимира Ильюшина ) 2 августа 1966 года. Позже он был продемонстрирован на воздушном параде в Домодедово в июле 1967 года.
Летные испытания показали, что данная конфигурация улучшила как взлетно-посадочные характеристики, так и дальность полета и продолжительность полета. Управляемость в целом была лучше, чем у Су-7 с неподвижным крылом, за исключением того, что тряски на больших углах атаки , предупреждающей о неизбежном сваливании больше не возникало .
Самолет был запущен в серийное производство в 1969 году совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров . [2] [3] Конструкция Су-7ИГ подверглась дальнейшим изменениям, в конечном итоге с достаточными отличиями, чтобы оправдать внутреннее обозначение С-32. С-32 впервые поднялся в воздух 1 июля 1969 года под управлением Евгения Кукушева. [ нужна ссылка ]
Серийное производство началось на Авиационном заводе имени Ю. Гагарина (ныне КнААПО ) в 1969 году. Первым Су-17 получил 523-й авиационный полк Дальневосточного военного округа. Су-17 выпускался до 1990 года, выпущено 2867 единиц. [ нужна ссылка ]
Су-17 напоминает своего предшественника Су-7, в котором меры по снижению веса добавлены за счет боевой живучести, примером чего является удаление брони защиты пилота. [ нужна ссылка ]
Прототип С-22И мало чем отличался от Су-7, за исключением крыла, которое по сути являлось демонстратором технологий крыла изменяемой геометрии. Позже он был потерян в результате несчастного случая. [ нужна ссылка ]
Вслед за С-22И были построены два предсерийных прототипа, получившие обозначения С32-1 и С32-2. На двух самолетах установлена обновленная авионика, а старый автопилот АП-28И-2 заменен на более новую систему автоматического управления САУ-22. [ нужна ссылка ]
Следующей серией прототипов стали Су-7-85, где цифра 85 обозначала номер партии. Партия из десяти самолетов имела перепроектированный фюзеляж, кабину обтекаемой формы (по аналогии с Су-7У), дополнительные, более доступные люки для обслуживания и открывающийся вверх фонарь. Передняя часть кабины защищалась лобовым стеклом и двумя боковыми окнами с электрообогревом. Первые три самолета 86-й партии имели прозрачные лобовые стекла, на которые обдувался теплый воздух, поступающий из 9-й ступени компрессора двигателя. Однако после испытаний в 4-м Центре боевого применения и переучивания личного состава ВВС в Липецке от этого лобового стекла отказались в пользу более традиционного остекления. [ нужна ссылка ]
На Су-7-85 было установлено модифицированное катапультное кресло КС4-С32, способное безопасно катапультировать пилота на скорости выше 140–170 км/ч. [ нужна ссылка ]
Топливная система также была модифицирована от Су-7; Топливо хранилось в трёх лёгких баках с возможностью размещения до четырёх одноразовых вспомогательных баков по 600 литров каждый (сам использовался на Су-7Б) или двух баков ПТБ-1150 по 1150 литров каждый, установленных на «мокрых» пилонах. под фюзеляжем. [ нужна ссылка ]
Крыло практически не отличалось от С-22И. Неподвижная часть крыла была вдвое короче вращающейся. С крыльями максимальной стреловидности Су-17 выглядел бы практически идентично Су-7. На неподвижной части крыла устанавливался выдвижной закрылок, а на вращающейся части - предкрылок, поворотный закрылок и элерон. Угол стреловидности можно было настроить в диапазоне от 30° до 63°. Горизонтальное и вертикальное оперения имели стреловидность 55°. [ нужна ссылка ]
Управление полетом обеспечивалось нереверсивными гидроусилителями БУ-220ДЛ2 и -220ДП2 для левого и правого элеронов, БУ-250Л и -250П для стабилизаторов и БУ-250ДРП для руля направления . Системы управления полетом были подпружинены, обеспечивая обратную связь с ручкой и педалями руля направления. [ нужна ссылка ]
На Су-17 установлены три независимые гидросистемы — исполнительная и две гидрофорсаторы, каждая с гидронасосом. Исполнительная гидросистема отвечала за регулировку угла стреловидности крыла, выпуск/уборку шасси, закрылков и предкрылков, регулировку воздухозаборных аппарелей, механизмы управления полетом, используемые автопилотом САУ-22, а также рулевое управление передним колесом. Разгонные системы управляют поверхностями полета. Системы работают параллельно, чтобы обеспечить безопасную работу в случае сбоя. Оставшаяся действующая система будет обеспечивать электропитанием летные поверхности, хотя и с вдвое меньшей мощностью. Гидроусилитель № 1 питает гидромотор ГМ-40, приводящий в движение поворотные части крыла. Все гидросистемы питаются гидравлической жидкостью АМГ-10 со стандартным рабочим давлением 215 кгс/см. 2 для бустерных систем и 210 для исполнительной системы. [ нужна ссылка ]
Пневматическая система с усилием 150 кгс/см. 2 Давление приводит в действие обычные и аварийные тормоза шасси, а также систему аварийного выпуска шасси / закрылков и отвечает за зарядку двух пушек НР-30, установленных на самолете, создание давления в кабине, открытие / закрытие фонаря и создание давления. баки с гидравлической жидкостью. [ нужна ссылка ]
На Су-17 стоял модифицированный Люлька АЛ-7Ф1-250 с несколько форсированной тягой - 9600 кгс на форсажных камерах. Он был оснащен приводом компрессора с резервированием и системой регулировки всасывания. Для замены двигателя самолет придется разобрать на две половины. Для облегчения взлета на коротких взлетно-посадочных полосах имеются сбрасываемые ускорители СПРД-110 РАТО , обеспечивающие мгновенную тягу до 3000 кгс. [ нужна ссылка ]
Бортовая электроника питается от сети постоянного тока 28 В и однофазной цепи переменного тока 115 В, 400 Гц, питаемой от двух генераторов постоянного тока ГС-12Т, генератора переменного тока СГО-8ТФ и никель-кадмиевого аккумулятора 20НКБН25 . [ нужна ссылка ]
Су-17 имеет возможность нести свободнопадающие ядерные бомбы с бомбодержателем БДЗ-56ФНМ. В кабине будет установлено специальное кодовое устройство, требующее правильного ввода кода до того, как бомба сможет быть приведена в действие и сброшена, чтобы предотвратить несанкционированное использование ядерного оружия. Самолет также имеет возможность бомбардировки для доставки ядерного оружия, с помощью которой он может приблизиться к цели, начать крутой набор высоты и сбросить бомбу, наведя почти вертикально, а затем активировать форсажные камеры, чтобы выйти из радиуса взрыва. Специально для отработки такой техники бомбометания была изготовлена специальная бомба ИАБ-500. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Советский Союз/Россия
[ редактировать ]Су-17 использовался во время советско-афганской войны в ходе операции «Юг» и наносил авиаудары по базе моджахедов в Робат-Джали недалеко от иранско-афганской границы.
Су-17М3/4 использовались во время Первой чеченской войны вместе с Су-24 и Су-25 в штурмовых и разведывательных операциях. [4]
Стремясь исключить из своего арсенала одномоторные ударные самолеты, ВВС России в 1998 году сняли с вооружения последний Су-17М4 вместе со своим парком МиГ-23/27 .
Ангола
[ редактировать ]В 1982 или 1983 годах Советы поставили коммунистическому правительству Анголы 12 Су-20М, которые составили основу 15-го полка. К 1985 году эскадрилья понесла быструю потерю по меньшей мере шести самолетов (большинство из них - из-за аварий) и еще трех к 1988 году, и у нее осталось всего два самолета, когда она была усилена партией из 14 Су-22М-4К и двух Су-22УМ-4К. 3К в 1989–90 (включён в состав 26-го авиаполка, базировался в Мосамедесе ). [5]
Ирак
[ редактировать ]С 22 сентября 1980 года по 20 августа 1988 года, во время ирано-иракской войны , Ирак использовал экспортные версии Су-17 (Су-20 и Су-22) наряду со старыми Су-7 . В основном они использовались для наземных атак и непосредственной поддержки с воздуха. Иранские самолеты Grumman F-14 Tomcat сбили 21 Су-20/-22, что подтвердили западные источники. Восемнадцать Су-20/-22 были также сбиты иранскими истребителями McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [6] и три - иранскими самолетами Northrop F-5 . [7] 20 октября 1980 года иракский Су-20 из 30-мм пушек сбил иранский F-4E. [6]
Официальные иракские отчеты не показывают потерь самолетов Су-20 на протяжении всей войны против курдов и Ирана. Двадцать Су-22М2, два Су-22М3 и семь Су-22М4 были потеряны во время войны с Ираном, большинство из которых - в результате зенитного огня во время бомбардировок с малых высот против иранских линий фронта. [8]
В 1991 году, во время войны в Персидском заливе , иракские Су-22 использовались ограниченно, поскольку иракский режим не доверял иракским ВВС (IQAF). ВВС США 7 февраля 1991 года два Су-20/22 и один Су-7 были сбиты самолетом McDonnell Douglas F-15 Eagles ракетами класса AIM-7. «воздух-воздух» [9] когда IQAF перебрасывал свои самолеты в Иран.
20 и 22 марта 1991 года два других Су-22 были сбиты F-15 ВВС США в попытке защитить курдское гражданское население перед началом операции «Обеспечение комфорта» для оказания гуманитарной помощи и создания бесполетной зоны к северу от 36-й параллели. . [10]
Ливия
[ редактировать ]Два ливийских Су-22 были сбиты в ходе инцидента в заливе Сидра самолетами Grumman F-14 Tomcat ВМС США 19 августа 1981 года. Один Су-22 выпустил ракету К-13 в лоб по одному из F-14 с предполагаемая дистанция закрытия 300 метров (984 фута), однако от ракеты удалось уклониться. Оба были затем сбиты ракетами AIM-9 Sidewinder .
8 октября 1987 года, после чадско-ливийского конфликта , Су-22 был сбит ракетой FIM-92A Stinger, запущенной чадскими войсками. Пилот, капитан Дия ад-Дин, катапультировался и попал в плен. Позже французское правительство предоставило ему политическое убежище. В ходе восстановительной операции ливийский МиГ-23МС Микояна-Гуревича был сбит «Стингером». [11]
Ливийский Су-22 разбился недалеко от Бенгази 23 февраля 2011 года. Членам экипажа, капитану Аттиа Абдель Салему аль-Абдали и его второму пилоту Али Омару Каддафи, было приказано бомбить город в ответ на гражданскую войну в Ливии . Они отказались и выпрыгнули из самолета. [12] [13] Су-22 активно использовались ливийскими лоялистскими силами против повстанческих сил с середины февраля по середину марта 2011 года, когда началась международная миссия и была введена бесполетная зона . Среди других миссий Су-22 атаковали противников Каддафи позиции в Бин-Джаваде в начале марта 2011 года, когда правительственные войска отбили город . [14] [15]
Один Су-22 ливийских ВВС был уничтожен на земле истребителем F-16AM бельгийских ВВС 27 марта. [16]
Перу
[ редактировать ]Перу было единственным экспортным покупателем такого типа в Америке.
24 апреля 1992 года, в контексте дипломатической и политической напряженности между Перу и США после автопереворота, организованного президентом Перу Альберто Фухимори 19 днями ранее, перуанские Су-22 атаковали самолет Lockheed C-130H Hercules ВВС США . 310-я воздушная эскадрилья была перехвачена в море к северо-западу от Лимы, в результате чего шесть из 14 членов экипажа получили ранения. Старший сержант Джозеф К. Бирд-младший погиб, когда его вынесло из кабины на высоте 18 500 футов, а член экипажа Рональд Хетцель получил серьезные травмы. [17] [18]
Пилоту «Геркулеса» с трудом удалось посадить искалеченный самолет с поврежденным одним двигателем и тремя лопнувшими посадочными шинами на базе ВВС Перу недалеко от города Талара , где экипаж был задержан, а изрешеченный пулями самолет был конфискован, прежде чем его задержали. освобожден после давления правительства США. [19] Инцидент привел к почти годичному перерыву в американской программе запрета использования воздушных мостов по борьбе с наркотиками и создании Объединенного центра воздушных операций на базе ВВС Ховард в Панаме, откуда действовал C-130. [20] [21]
Во время короткой войны Сенепа между Перу и Эквадором в 1995 году два перуанских Су-22 были потеряны 10 февраля, когда два J ВВС Эквадора самолета Mirage F1 , пилотируемые майором Р. Бандерасом и капитаном К. Узкатеги, пролетели над пятью самолетами. цели, приближающиеся к спорной долине Сенепа. После визуального контакта «Миражи» запустили свои ракеты, однако ВВС Эквадора так и не показали видео HUD истребителей, подтверждающих сбития, утверждая, что два перуанских Су-22А сбиты, а « Кфир» заявил еще об одной Cessna A-37 Dragonfly . [22] [23] [24] [25] Перу, однако, отрицает, что два Су-22А были сбиты «Миражами», заявляя, что один из них был поражен эквадорской зенитной артиллерией во время штурмовки на малой высоте, а второй разбился из-за возгорания двигателя. [26] [27] [28]
Су-22 совершили 45 самолето-вылетов в зону боевых действий. Группа из 20 Су-22 была размещена в Эль-Пато в качестве ответного удара, если Эквадор решит атаковать прибрежный порт. [29]
Польша
[ редактировать ]19 августа 2003 года Су-22М4К ВВС Польши был случайно сбит дружественным огнем во время учений польской 2К12 «Куб» ракетной батареи . Самолет летел в 21 км от побережья над Балтийским морем в районе Устки. Пилот катапультировался и был спасен после двух часов пребывания в воде. [30] В 2012 году Польша расследовала возможность замены своих Су-22 тремя эскадрильями беспилотных летательных аппаратов . [31]
По состоянию на 2014 год ВВС Польши планировали оставить Су-22 на вооружении. Ожидалось, что это решение окажет положительное влияние на польскую промышленность, поскольку ремонтная база WZL № 2 в Быдгоще будет обслуживать оставшиеся самолеты по контракту с ВВС. Это решение также позволит ВВС сохранить хорошо обученный наземный персонал и пилотов, управляющих самолетом. Поляки считают Су-22 более простым в обслуживании и ремонте, чем другие основные типы боевых самолетов, находящиеся сейчас на вооружении Польши (в основном МиГ-29 и F-16). У них меньше сбоев и других проблем (высокий показатель безошибочности 70–75%). Это единственный самолет на вооружении Польши, оборудованный для радиотехнической разведки, ведения боевых действий и поддержки наземных систем. Польские ВВС сохранили большой запас вооружения класса «воздух-земля» для использования с Су-22. По некоторым оценкам, стоимость уничтожения этих ресурсов будет выше прогнозируемой стоимости продолжения эксплуатации Су-22. [32]
Было решено, что с 2015 года из оставшихся 32 только 12 Су-22М4 и 4-6 Су-22УМ3К пройдут ремонт, продлевающий срок их эксплуатации на десять лет. [33] По экономическим соображениям самолеты не модернизировались, за исключением установки дополнительной радиостанции RS-6113-2 C2M с лопастной антенной наверху, а получили серый многоцветный камуфляж, как и другие польские самолеты. [33] [34] Несколько польских Су-20 и Су-22 были переданы в дар различным музеям, в том числе Музею Войска Польского в Варшаве, Музею вооружения в Познани , Музею польского оружия в Колобжеге и Музею польской авиации в Кракове. [35] Другие были помещены на памятники или переданы школам в качестве технических средств.
После приобретения в 2022 году у Южной Кореи 48 самолетов КАИ Т-50 Golden Eagle парк Су-22 должен был быть выведен из эксплуатации. [36]
Сирия
[ редактировать ]Сирийские ВВС (SyAAF) использовали Су-20/-22 для атак израильских войск во время Войны Судного дня. [4] и Ливанская война 1982 года . Несколько Су-20/-22 были сбиты ВВС Израиля . [37] [38] С середины 2012 года, в ходе гражданской войны в Сирии , Су-22 сирийских ВВС участвовали в боевых действиях против сирийских повстанцев. [39] На видеороликах видно, как Су-22 используют неуправляемые боеприпасы, как и другие самолеты СиВС; в основном бомбы общего назначения, кассетные бомбы , зажигательные бомбы и неуправляемые ракеты. Тактика атаки заключалась в плоскостных бомбардировках на малой и средней высоте с подтягиванием после запуска ракеты или бомбежки и использованием ложных сигнальных ракет для самообороны. [40] По состоянию на конец 2015 года Су-22 СВАФ понесли меньшие потери по сравнению с МиГ-21 и МиГ-23 СВАФ. Первая подтвержденная потеря Су-22 СиАФ была зафиксирована 14 февраля 2013 года, когда повстанцы сбили его с помощью ПЗРК . [41] [ ненадежный источник? ] 18 июня 2017 года американский F/A-18E Super Hornet вступил в бой с Су-22 ВВС США. [42] за сброс боеприпасов на силы, поддерживаемые США . [43] По словам ведомого сбитого «Супер Хорнета», сирийский пилот смог катапультироваться. [44] и позже был возвращен сирийскому правительству. 24 июля 2018 года Су-22 СИАВС, вошедший в воздушное пространство Израиля, был сбит двумя израильскими ракетами «Патриот» . [45] [46] Другие сирийские самолеты Су-22 были сбиты во время продолжающейся гражданской войны.
Йемен
[ редактировать ]11 августа 2009 года йеменские вооруженные силы начали операцию «Выжженная земля» на севере Йемена по борьбе с повстанцами -хуситами . Йеменские ВВС поддержали армию воздушными налетами на позиции повстанцев. 5 октября 2009 года разбился йеменский Су-22, который, по утверждениям повстанцев, сбили. [47] Ранее, 2 октября, йеменские революционеры заявили, что сбили «МиГ-21», тогда как военные настаивали на том, что причиной крушения стали технические проблемы. [48] 8 ноября был уничтожен третий йеменский истребитель, предположительно «Сухой». И снова военные заявили о технических проблемах, а йеменские повстанцы заявили, что они сбили самолет. [49] Пилот катапультировался и был поднят дружественными силами. Военно-воздушные силы Йемена использовали самолеты Сухого во время восстания «арабской весны» . 28 сентября 2011 года Су-22 йеменских ВВС был сбит соплеменниками, выступавшими против правления президента Салеха . Правительство подтвердило, что ответственность за сбитие несут повстанцы и что пилот взят в плен. [50] 19 февраля 2013 года йеменский Су-22, выполнявший тренировочный полет, по неизвестным причинам разбился в Сане , в результате чего погибли 12 мирных жителей. [51] 13 мая 2013 г. еще один йеменский Су-22, выполнявший тренировочный полет, разбился в Сане, в результате чего погиб пилот. [52]
Варианты
[ редактировать ]Было рассмотрено несколько вариантов Су-17. [53]
Су-7ИГ (С-22И, «Слесарь-Б»)
[ редактировать ]Демонстратор крыла изменяемой геометрии Су-7БМ.
Су-17 (С-32, «Слесарь-С»)
[ редактировать ]«Слесарь-С» был первой серийной версией с спинной частью, аналогичной Су-7У (несущей проводку и оборудование). [2] На нем стоял тот же двигатель «Люлька» АЛ-7Ф-1, что и на Су-7. [2] Выпускался с 1969 по 1973 год. [53] Всего построено 224 экземпляра. [54]
Су-17М (С-32М, «Слесарь-С»)
[ редактировать ]В этой версии использовался двигатель «Люлька» АЛ-21Ф-3 и обновленный компьютер навигации и атаки. СРД-5М на Су-7БМК РЛС была сохранена. Двойные Пито трубки , угол атаки , одинарный тормозной парашют. Центральный воздухозаборник с изменяемым положением обеспечивал максимальную скорость 2,1 Маха. Первый полет на этой версии совершил 28 декабря 1971 года В.С. Соловьев. Экспортный вариант получил обозначение Су-20, первый полет совершил 15 декабря 1972 года А.Н. Исаков. Су-17М производился с 1972 по 1975 год и поступил на вооружение в 1973 году. Су-20 экспортировался в Египет, Польшу и Сирию.Су-17М получил измененный фюзеляж и механизм стреловидности крыла (без карданных валов). Топливная система состояла из центрального бака, трёх сообщающихся между собой герметичных следящих баков, питающих центральный бак, и двух дополнительных следящих баков в неподвижной части крыла. На Су-17М были установлены приемник радиолокационного предупреждения АРК-15 «Тобол» СПО-10 «Сирена-ЗМ» и радиокомпас . [ нужна ссылка ]
- Боевая нагрузка Су-17М была увеличена до четырех тонн за счет добавления двух дополнительных узлов подвески фюзеляжа , в результате чего в общей сложности появилось восемь узлов подвески БДЗ-57М или МТ для перевозки свободнопадающих бомб. Узлы подвески МБДЗ-У6-68 выпускаются для контейнеров суббоеприпасов КМГУ , ракет С-8 или С-25 . Су-17М может нести Х-28 противорадиационную ракету , которая в сочетании с блоком радиотехнической разведки «Метель-А» позволяет самолету поражать системы ПВО с радиолокационным наведением. [ нужна ссылка ]
Су-17М-28
[ редактировать ]Стенд Х-28 (АС-9 Кайл) противорадиационной ракеты
Су-17МКГ
[ редактировать ]Стенд для испытаний Х-25 и Х-29. ракет
Су-17Р
[ редактировать ]Небольшое количество самолетов Су-17М, оборудованных для перевозки разведывательных блоков. Эквивалентная экспортная версия получила обозначение Су-20Р .
Су-17М2 (С-32М2, «Слесарь-Д»)
[ редактировать ]Носовая часть удлинена на 38 см (15 дюймов), удалена радиолокационная станция и «опущена» для улучшения видимости пилота. Он был оснащен лазерным дальномером /навигателем целеуказателя (ЛРМЦ) Фон-1400, прицельной авионикой АСП-17 и ПБК-3-17, системой ближней навигации и приборной посадки РСБН-6С . Он имел подносовой обтекатель доплеровской навигационной РЛС DISS-7 . Первый полет Су-17М2 совершил 20 декабря 1973 года под управлением В.С. Ильюшина. Он выпускался с 1974 по 1977 год и поступил на вооружение в 1975 году.GMRКонструкция Су-17М была в дальнейшем модифицирована в Су-17М2, при этом в качестве прототипов использовались три предсерийных самолета. КН-23 Была установлена навигационная система , взятая с МиГ-23 , с инерциальным авиагоризонтом ИКВ, доплеровским датчиком скорости ДИСС-7 , системами воздушных сигналов и аналоговой вычислительной машиной В-144 с собственной панелью ввода. С навигационным комплексом РСБН-6С «Ромб-К» и автопилотом САУ-22М КН-23 обеспечивала возможность автоматического движения по маршруту, определяемому тремя точками поворота, перед выходом к месту цели. В-144 хранил в себе четыре набора координат аэродромов посадки, позволял самолету автоматически подходить к аэродрому для посадки и снижаться на высоту 50-60 метров перед ручной посадкой. СОД-57М транспондер был заменен на более новый СО-69. За время эксплуатации транспондер СРО-2М был заменен на более новую систему «Пароль» (по-русски «Пароль»). устанавливался лазерный дальномер Фон-1400 Под воздухозаборником . Система управления ракетой «Дельта НГ», предназначенная для подачи командных сигналов на ракету Х-23 «Гром» , была интегрирована в блок под крылом. Су-17М2 оснащался прицелом АСП-17С и бомбовым прицелом ПБК-3-17С. Топливная система получила азотный компенсатор с увеличением мощности на 200 кг. Начиная с самолета № 03909 введена центральная система подачи топлива с установкой топливного насоса ЭЦН-45. Су-17М2 мог нести ракету «воздух-земля» Х-25 с лазерной ГСН 24Н1. Впервые это было испытано на модернизированных Су-7БМ и Су-17М, получивших обозначение Су-17МКГ. Су-17М2 мог нести две такие ракеты, по одной под крылом, установленные на стойке АПУ-68У или УМ. Наведение ракет осуществлялось с помощью блока лазерного целеуказателя «Прожектор-1». Су-17М2 имел неофициальное прозвище «с бородой», что в переводе с русского означает «с бородой». [ нужна ссылка ]
Су-17М2Д
[ редактировать ]Эта модель представляла собой испытательную установку двигателя Туманского/Хачатурова Р-29БС-300 (совместно с некоторыми МиГ-23 ) с форсажной тягой 112,7 кН (25 335 фунтов силы) в выпуклой задней части фюзеляжа. Из-за отсутствия преимуществ в производительности и уменьшения дальности полета из-за более высокого расхода топлива этот двигатель предназначался только для экспорта. Первый полет этой версии состоялся 31 января 1975 года под управлением А.Н. Исакова. Экспортный вариант получил обозначение Су-22 (заводской код С-32М2К, НАТО «Слесарь-Ф»). Производился с 1977 по 1978 год.
Су-17УМ (С-52У, «Слесарь-Э»)
[ редактировать ]Это был первый двухместный учебно-тренировочный вариант, созданный на базе Су-17М2. Он отличался более глубоким фюзеляжем и смещенным вперед лобовым стеклом. Он был такой же длины, как Су-17М. Внутренний запас топлива был уменьшен, а левая пушка удалена, но самолет сохранил полную авионику и вооружение. Первый полет Су-17УМ совершил 15 августа 1975 года под управлением В.А. Кречетова. Испытательные полеты выявили продольную нестабильность на больших углах атаки, которую удалось устранить увеличением хвостового киля. Экспортный вариант с двигателем Р-29 получил обозначение Су-22У. Су-17УМ выпускался с 1976 по 1978 год и поступил на вооружение в 1976 году.
Су-17М3 (С-52, «Слесарь-Н»)
[ редактировать ]Су-17М3 и его экспортные версии представляли собой самый массовый вариант: было построено почти 1000 экземпляров. М3 был создан на основе доработанного планера Су-17УМ с добавлением отсека авионики и дополнительного топливного бака вместо задней кабины. Внутренний запас топлива увеличился до 4850 л (1280 галлонов США). Доплеровский радар был перенесен внутрь, а обтекатель снят. М3 оснащался лазерным дальномером-целеуказателем «Клен-П». Между двумя пилонами на каждом крыле была добавлена пусковая направляющая для «Вымпел К-13» или «Молния Р-60» ракет класса «воздух-воздух» . GMR Первый полет Су-17М3 состоялся 30 июня 1976 года под управлением В.А. Кречетова. Его экспортный вариант с двигателем Р-29 и модернизированной авионикой (эквивалент Су-17М2) получил обозначение Су-22М (заводское обозначение С-52К, НАТО «Слесарь-J») и впервые поднялся в воздух 24 мая 1977 года на самолете ЕС. Соловьев за штурвалом. Экспортный вариант с авионикой Су-17М3 получил обозначение Су-22М3 (завод С-52МК). Су-17 выпускался с 1976 по 1981 год, Су-22М – с 1978 по 1984 год. Су-17М3 планировался одновременно с учебно-тренировочным УМ. Запас топлива был увеличен на 260 кг. Начиная с 38-й партии хвостовое оперение было поднято с радиопрозрачной направляющей, а на нижней стороне хвостового оперения был добавлен плавник для улучшения устойчивости на высоких скоростях. Были добавлены новый навигационный комплекс КН-23-1, автопилот САУ-22М1 и радиовысотомер РВ-15 (А-031). Некоторые самолеты позже получили радионавигационную систему дальнего действия РСДН-10 «Скип-2» (А-720), антенна которой была установлена на передней кромке хвостового оперения. Бортовой самописец САРПП-12ГМ заменен на самописец «Тестер-УЗ», а бортовой самописец СПО-10. Приемник радиолокационного предупреждения заменен на СПО-15А (изделие Л006Л) «Берёза». Рядом с прицелом АСП-17БЦ был установлен комбинированный лазерный дальномер-целеуказатель «Клён-ПС». Су-17М3 мог нести установку «Сирена» СПС-141 (или 142-143) или блок РЭБ СПС-141МВГ «Гвоздика» . Средства инфракрасного противодействия могут быть реализованы с помощью пусковых установок КДС-23. Использовалась система управления огнем БСППУ, которая обеспечивала автоматическое удержание на цели подвешенных на крыльях артиллерийских установок СППУ-22-01 до угла склонения до 30°. Под фюзеляжем разместили две дополнительные точки подвески с пилонами С-52-8812-300, на которых стойки БДЗ-57МТ или МТА могли удерживать АПУ-68УМ, которые, в свою очередь, могли нести ракеты Х-23М или Х-25. Эти узлы подвески будут способны нести ракеты Х-25МЛ или МР, а также Х-29Л, установленные на эжекторной стойке АКУ-58. Некоторые Су-17М3 были модифицированы по стандарту Су-17М3П, что позволяло нести до четырех Х-27ПС, двух на крыльях и двух под фюзеляжем, или двух Х-58 противорадиационных ракет , которые могли перевозиться только на пилонах фюзеляжа. Под фюзеляжем мог быть установлен блок целеуказателя «Вьюга-17» (Л-086), ствольная коробка которого была встроена в носовую часть. Стеллажи БДЗ-57МТ могли вмещать и обычные боеприпасы, например, Реактивные блоки УБ-16 , -32 или Б-13Л, свободнопадающие бомбы, контейнеры с суббоеприпасами КМГУ и артиллерийские блоки СППУ-22-01. Несколько нетрадиционным способом на самолет можно было установить пилоны С-52-8307-200, на которых артиллерийские установки устанавливались бы назад, направленными вниз под углом 23°, и стреляли по мере отлета самолета. от наземных целей. Первые Су-17М3 были неокрашены в серебристый цвет из анодированного дюралюминия . Более поздние Су-17М3, как и все последующие варианты, были окрашены в зеленый камуфляж сверху и синий снизу. Этот камуфляж со временем появился на всех стоявших на вооружении Су-17, а покраска производилась на ремонтных заводах. Рисунок камуфляжа – расположение точек краски – не был стандартизирован, поэтому каждый самолет имел свой «уникальный» камуфляж. Су-17М3 также будет иметь учебно-тренировочный вариант Су-17УМ3. [ нужна ссылка ]
Су-17УМ (С-52УМ)
[ редактировать ]Первоначальный учебно-тренировочный вариант с тем же комплексом авионики, что и Су-17М. Экспортный вариант получил обозначение Су-22УМ3 с двигателем Р-29 и Су-22УМ3К с двигателем АЛ-21. Выпускался с 1978 по 1982 год.
Су-17УМ3 (С-52УМ3, «Слесарь-Г»)
[ редактировать ]Это был доработанный учебно-тренировочный самолет с тем же комплексом авионики, что и у Су-17М3. Су-17УМ3 впервые поднялся в воздух 21 сентября 1978 года вместе с Ю. А. Егоров за штурвалом. Экспортный вариант получил обозначение Су-22УМ3 с двигателем Р-29 и Су-22УМ3К с двигателем АЛ-21. Выпускался с 1978 по 1982 год.
Су-17М4 (С-54, «Слесарь-К»)
[ редактировать ]Это была окончательная серийная версия с модернизированной авионикой, включая навигацию RSDN (аналог LORAN ), навигацию по радиомаяку, инерциальную навигацию , радиокомпас и приемник радиолокационных предупреждений SPO-15LE. Он имел дополнительные воздухозаборники фюзеляжа (в том числе воздухозаборник в основании киля) для улучшения потока воздуха для охлаждения двигателя, а также фиксированный ударный конус воздухозаборника. Многие самолеты были оборудованы для применения ракет с видеонаведением и установки БА-58 «Вьюга» для противорадиационных ракет . Су-17М4 оснащался двигателем АЛ-21Ф-3, а его экспортный вариант получил обозначение Су-22М4 (завод С-54К). Су-17М4 впервые поднялся в воздух 19 июня 1980 года вместе с Ю. А. Егоров за штурвалом. Су-17М4 выпускался с 1981 по 1988 год, Су-22М4 — с 1983 по 1990 год.GMRСу-17М4 отличался от Су-17М3 отсутствием системы управления входным конусом, что ограничивало максимально допустимую скорость полета 1,75 Маха. Во входном конусе размещался более мощный лазерный дальномер «Клион-54». Авионика существенно отличалась от предшественников — новые системы ближней навигации А-312 «Радикал НП» и А-720 «Скип-2», радиокомпас АРК-22, приемник радиомаяков МРП-66, РВ-21 «Импульс». (А-035) радиовысотомер и ДИСС-7. Доплеровский датчик скорости , системы воздушной сигнализации, инерционный указатель ориентации ИКВ-8, унаследованный от Су-17М2. Блок целеуказателя «Вьюга» мог размещаться в блоке БА-58 под фюзеляжем, что позволяло использовать ракеты Х-27ПС и Х-58У или Е. На некоторых Су-17М4 был установлен индикатор ИТ-23М, который для облегчения обнаружения цели передавал видеосигнал с ГСН «Тубус-2» ракеты Х-29Т. [ нужна ссылка ]
Су-17М5 (С-56)
[ редактировать ]Это был предложенный модернизированный вариант с новым неподвижным крылом на основе поворотного крыла со стреловидностью 45 градусов. [55] новая авионика и АЛ-31Ф ТРДДД . Он не был построен.
Су-20
[ редактировать ]Это был первый экспортный вариант Су-17М (С-32МК).
Су-22М5
[ редактировать ]Это был российско- французский пакет модернизации, предложенный для существующих самолетов с модернизированной кабиной, HOTAS , улучшенными авионными системами и лазерным дальномером, замененным на Фазотрон / Томсон-CSF . радар [ нужна ссылка ]
Су-22У
[ редактировать ]Двухместный учебно-боевой самолет С-52У, экспортный вариант Су-17УМ, с полностью переработанной носовой частью, в которой размещены тандемные кабины курсанта и инструктора.Такие гондолы, как УПК-23 и СППУ-22 на базе ГШ-23, использовались на Су-17, Су-20 и Су-22. Штурмовой вариант СППУ-22 имел угол поворота 30 градусов.
Экспериментальная версия Су-20 была построена с неподвижным крылом, прикрепленным к фюзеляжу Су-17М, с целью увеличить характеристики полезной нагрузки и дальности полета за счет устранения веса системы стреловидности крыла. Хорошие результаты были получены на летных испытаниях в 1973 году, но дальнейшие разработки были отменены.
Тактические разведывательные версии всех вариантов могли быть изготовлены путем установки ККР (Комбинированный контейнер разведки - комбинированный разведывательный модуль) на центральной подвеске.
Обозначения собственного ОКБ
[ редактировать ]- С-22И
- Первый прототип Су-7 с изменяемой геометрией, переоборудованный из серийного Су-7БМ, совершил первый полет 2 августа 1966 года.
- С-32
- Первоначальная серийная версия, получившая название Су-17 в ВВС – ВВС СССР.
- С-32М
- Су-17 с двигателем Люлька АЛ-21Ф и измененной конструкцией фюзеляжа, а также несколькими меньшими модификациями, в результате чего был увеличен запас топлива и больше модулей вооружения.
- С-32МК
- Экспортный вариант Су-20 с измененными вариантами вооружения и менее сложной авионикой. Первый полет: 15 декабря 1972 г.
- С-32МК Гибрид
- Одноместный самолет (б/н 9500) с фюзеляжем от С-32МК и неподвижным крылом от Су-7БМК. Предлагался заказчикам как более дешевая/менее сложная альтернатива Су-20, но не производился.
- С-32М2
- Су-17М с улучшенными органами управления полетом и прицельным оборудованием. Производство осуществлялось с 1975 по 1977 год.
- С-32М2К
- Экспортный вариант Су-17М2 Су-22 с туманским двигателем Р-29 БС-300.
- С-32М2Д
- Су-17 испытывался с лыжным шасси, аналогичным тому, которое использовалось на С-26 ( Су-7 ), которое использовалось для испытаний на посадку и взлет в [очень] суровых условиях.
- Су-52У
- Двухместный учебно-боевой вариант Су-17УМ/Су-22У с полностью переработанной носовой частью, в которой размещены тандемные кабины курсанта и инструктора.
- С-52
- В обратном порядке модификации учебно-тренировочного самолета были адаптированы под новый вариант «Атака» — Су-17М3.
- С-52К
- Экспортный вариант С-52, получивший обозначение Су-22М.
- С-52М3К
- Серийный самолет Су-22М3 с лазерным дальномером и модификациями авионики.
- С-52УК
- Учебно-тренировочный вариант со всеми конструктивными модификациями С-32М2К и уменьшенным набором вооружения.
- С-52УМ3
- Су-17УМ3 для ВВС с БРЭО и аэродинамическими изменениями.
- С-52УМ3К
- Экспортный вариант Су-17УМ3.
- С-52Р
- Тактический разведчик Су-17М3Р с ККР ( Комбинированный контейнер разведки - комбинированный разведывательный блок) на центральном пилоне
- С-54
- Серийные истребители-бомбардировщики Су-17М4.
- С-54К
- Экспортные Су-17М4, получившие обозначение Су-22М4.
- С-54Р
- Тактический разведчик Су-17М4Р с ККР ( Комбинированный контейнер разведки - комбинированный разведывательный отсек) на центральном пилоне.
Операторы
[ редактировать ]- Ангола
- Народные силы ПВО и ПВО Анголы имеют на вооружении 14 вариантов Су-22.
- Иран
- Воздушно -космические силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР-ВС) эксплуатируют иранский парк Су-22. Самолеты имеют военные идентификационные номера с префиксом «15-». [56] В 1991 году Иран получил из Ирака 40 Су-20/22. [57] Несмотря на то, что Иран не работал в течение нескольких лет, в 2013 году Иран начал программу капитального ремонта. [58] Похоже, что в марте 2015 года некоторые Су-22 ВВС КСИР были переданы ВВС Сирии для участия в гражданской войне в Сирии . [59] В настоящее время Иран располагает 30 действующими Су-22. В июле 2018 года они успешно отремонтировали и модернизировали 10 Су-22, предоставив им возможность нести интеллектуальные бомбы, вести огонь высокоточными боеприпасами, передавать данные с БПЛА, а также технологии, необходимые для применения крылатых ракет воздушного базирования с дальностью 1500 км. [56]
- Ливия
- В ВВС Ливии насчитывалось до 90 самолетов Су-22, из них на начало 2011 года на вооружении находилось около 40 самолетов Су-22М3 и Су-22УМ3К. Во время гражданской войны в Ливии режим Каддафи использовал Су-22 в боевых действиях. По состоянию на 2017 год в строю оставалось два Су-22. [60]
- Польша
- В ВВС Польши имеется 12 самолетов Су-22М4 и 6 самолетов Су-22УМ3К из 120 поставленных. Остальные планеры лежат на складах. [61] С 1974 по 1990-е годы Польша эксплуатировала 27 Су-20.
- Сирия
- 28 самолетов Су-22 служили в ВВС Сирии до гражданской войны в Сирии.
- Вьетнам
- Три полка самолетов Су-22УМ3К и Су-22М4 служили в составе ВВС Вьетнама . [62]
- Йемен
- йеменские ВВС унаследовали Су-22 как от Северного , так и от Южного Йемена После гражданской войны 1994 года . В 1996 году оставшиеся Су-22 и Су-22М были списаны. [63] Примерно в 1994 году как минимум четыре Су-17М4 были куплены подержанными в Украине. [64] В 2011 году в эксплуатации находились 18 самолетов. [65] Большинство боевых самолетов ВВС Йемена , включая Су-22, были уничтожены в результате бомбардировок их баз в первые дни интервенции под руководством Саудовской Аравии в Йемен . [66]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Афганистан
- Советский Союз направил в Демократическую Республику Афганистан более 70 самолетов для службы в ВВС Афганистана . В их число вошли 45 Су-22М4, поставленные с 1984 года.
- Армения
- Азербайджан [67]
- Беларусь
- Белорусские ВВС унаследовали Су-17 от советских ВВС. [67]
- Болгария
- Болгарские ВВС . ВВС Болгарии эксплуатировали 18 самолетов Су-22М4 и пять Су-22УМ.
- Чехословакия
- Чехословацкие ВВС . В 1993 году парк Су-22 ВВС Чехословакии (49 Су-22М4 и 8 Су-22УМ3К в 1992 году) был разделен между Чехией и Словакией.
- Чешская Республика
- Чешские ВВС . ВВС Чехии унаследовали 31 Су-22М4 и пять Су-22УМ3К. Все они вышли на пенсию в 2002 году. [68]
- Восточная Германия
- Воздушные силы Национальной народной армии . Восточная Германия эксплуатировала 48 Су-22М4 и 8 Су-22УМ-3К до объединения, когда они были переданы Люфтваффе .
- Фольксмарине . В составе ВМС Восточной Германии находились восемь Су-22М-4К и два Су-22УМ-3К.
- Египет
- ВВС Египта эксплуатировали 48 самолетов Су-20/22, хотя все они были сняты с вооружения и заменены F-4 Phantom II и General Dynamics F-16 Fighting Falcon .
- Германия
- Самолеты Су-22 были унаследованы от Восточной Германии, хотя они не служили в Люфтваффе , но некоторые были окрашены в цветовую схему Люфтваффе для испытаний и оценки. Два Су-20 также были закуплены в Египте для оценки и окрашены маркировкой Люфтваффе.
- Немецкий флот . Бывший самолет Фольксмарине.
- Венгерская Народная Республика
- находилось С 1983 года в составе ВВС Венгерской народной армии 12 самолетов Су-22М3 и три Су-22УМ3. Два одноместных и один учебно-тренировочный самолет разбились.
- Венгрия
- Унаследовано от Венгерской Народной Республики. Снят с вооружения в 1997 году.
- Ирак
- ВВС Ирака получили различные модели Су-22, из которых 40 были конфискованы Ираном после побега из воздушной кампании в 1991 году. [57] Однако ни один из самолетов, оставшихся в Ираке, а также переживших Первую войну в Персидском заливе, не пережил вторжение в Ирак в 2003 году .
- Казахстан
- Самолеты Су-17 достались по наследству Вооружённым Силам Республики Казахстан , но так и не были приняты на вооружение.
- Северный Йемен
- В ноябре 1979 года президент Северного Йемена Али Абдалла Салех заключил сделку по поставке ВВС Йеменской Арабской Республики 14 Су-22М. [70] В 1980-е годы было заказано еще 14 Су-22. [71] Несколько Су-22М3 были поставлены за несколько недель до начала гражданской войны 1994 года . [72]
- Перу
- В период с 1977 по 1980 год ВВС Перу приобрели 32 самолета Су-22А, 4 Су-22У, 16 Су-22М и 3 Су-22УМ. Выведены из эксплуатации в 2006 году, 11 самолетов остаются в резерве.
- Россия
- ВВС России унаследовали советские самолеты Су-17, но сняли этот тип с вооружения. По крайней мере, один экземпляр до сих пор летает в качестве самолета-преследователя, эксплуатируемого компанией "Сухой" на территории КнААПО .
- Словакия
- В 1993 году Словацкие ВВС и ПВО получили в наследство от Чехословакии 18 самолетов Су-22М4 и три Су-22УМ3К. В 1999 году Анголе было продано шесть Су-22М4, а в 2001 году — четыре Су-22М4 и один Су-22УМ3К. остальная часть флота была остановлена и используется в музейных экспонатах и в качестве учебных пособий в летных школах. [73] [74]
- Южный Йемен
- Примерно в 1976 году ВВС Народно -Демократической Республики Йемен получили свои первые 12 Су-22. [75] Кроме того, в период с 1982 по 1986 год было получено 40 Су-22М, Су-22М3 и Су-22УМ3К. [76] Наконец, около 1989 года было поставлено от 12 до 14 Су-22М4К. [77]
- Туркменистан
- Самолеты Су-17 достались военным Туркменистана после распада Советского Союза, но на вооружение так и не поступили.
- Украина
- Около 50 самолетов Су-17М3, МР4 и УМ3 достались ВВС Украины в наследство от Советского Союза. К 2004 году все они были выведены из эксплуатации. Некоторые из них были списаны, а другие отправлены на хранение. В 2005–2007 годах 24 С-17М4Р/МУ3 прошли капитальный ремонт и были проданы в Йемен и Вьетнам. Остальные 13 самолетов на хранении находятся на аэродроме Школьный в Одессе и на Запорожском авиаремонтном заводе. По состоянию на 2016 год на заводе эксплуатировался одиночный Су-17УМ3 для подготовки летчиков и испытаний техники. [78]
- Советский Союз
- Су-17 Советского Союза были разделены между странами бывшего СССР.
- Узбекистан
- Самолеты Су-17 достались по наследству Военным Узбекистана . [67] Все они выведены из эксплуатации и хранятся в Чирчике .
Технические характеристики (Су-17М4)
[ редактировать ]Данные Сухого, [79] Уилсон, [80] deagel.com [81]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 19,02 м (62 фута 5 дюймов)
- Размах крыльев: 13,68 м (44 фута 11 дюймов) в размахе крыльев.
- Крылья стреловидности 10,02 м (33 фута)
- Высота: 5,12 м (16 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 38,5 м 2 (414 кв. футов) раздвинутые крылья
- 34,5 м 2 (371 кв. фут), крылья стреловидные
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ СР-3С (5,9%); совет: ЦАГИ СР-3С (4,7%) [82]
- Вес пустого: 12 160 кг (26 808 фунтов)
- Полная масса: 16 400 кг (36 156 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 19 430 кг (42 836 фунтов)
- Запас топлива: 3770 кг (8311 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель Люлька АЛ-21Ф-3 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 76,4 кН (17 200 фунтов силы) насухая, 109,8 кН (24 700 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1400 км/ч (870 миль в час, 760 узлов) / M1,13 на уровне моря.
- 1860 км / ч (1160 миль в час; 1000 узлов) на высоте
- Боевая дальность: 1150 км (710 миль, 620 морских миль) с боевой нагрузкой 2000 кг (4409 фунтов).
- Перегоночная дальность: 2300 км (1400 миль, 1200 морских миль)
- Практический потолок: 14 200 м (46 600 футов)
- г лимиты: + 7
- Скорость набора высоты: 230 м/с (45 000 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 443 кг/м 2 (91 фунт/кв. фут)
- Тяга/вес : 0,68
Вооружение
- Оружие:
- 2 × 30-мм Нудельмана-Рихтера НР-30 автопушки (80 снарядов на ствол, всего 160 патронов)
- UPK-23 or SPPU-22 gun pods for 2 × Gryazev-Shipunov GSh-23 L autocannons
- Узлы подвески: 12 точек подвески вместимостью до 4000 кг (8800 фунтов) магазинов с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты:
- Бомбы: сбрасываемые бомбы, бомбы с лазерным наведением , электрооптические бомбы, напалмовые бомбы, с тормозным парашютом бомбы и кассетные бомбы.
- Ракеты:
- Ракеты: С-5 , С-8 и С-13.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список иракских воздушных побед во время ирано-иракской войны
- Список иранских воздушных побед во время ирано-иракской войны
- Список военных самолетов Советского Союза и СНГ
- Список истребителей
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Грин и Суонборо 2001.
- ^ Jump up to: а б с Гордон 2004 , с. 63
- ^ Антонов и др. 1996 , с. 153
- ^ Jump up to: а б Гебель, Грег. «[2.0] Су-17/20/22». Архивировано 20 января 2015 г. в Wayback Machine AirVectors, 1 ноября 2014 г. Дата обращения: 11 апреля 2015 г.
- ^ Купер, Том. «Африканские МиГи-Часть 1». Архивировано 19 августа 2014 г. на сайте Wayback Machine acig.info, 9 февраля 2008 г. Дата обращения: 18 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Купер и Бишоп, 2004, стр. 85–88.
- ^ «Интернет-обзоры веб-сайтов и онлайн-обзоры продуктов cieldegloire» . Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года.
- ^ Фаза II проекта «Перспективы Ирака». Ум аль-Маарик (Мать всех сражений): Оперативный и стратегический взгляд с точки зрения Ирака, Том 1 (пересмотрено в мае 2008 г.)
- ^ «Победы коалиции в воздухе в буре в пустыне» . Архивировано из оригинала 27 мая 2018 г. Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ Дарлинг, Кев (1 января 2012 г.). Ударное командование Королевских ВВС, 1968–2007: Самолеты, люди и действия . Издательство «Каземат». п. 236. ИСБН 978-1-84884-898-6 .
- ^ «Ливийские войны, 1980–1989, Часть 6» . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ «Отчет: ливийский самолет разбился после того, как войска отказались от приказа о бомбардировке». Архивировано 26 февраля 2011 г. на Wayback Machine CNN, 23 февраля 2011 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ [ так в оригинале ] 1-Ливийский экипаж прервал бомбардировку Бенгази: отчет». Архивировано 8 августа 2016 г. в Wayback Machine Reuters, 23 февраля 2011 г.
- ^ «Симпсон под обстрелом, когда повстанцы отступили в Ливию». Архивировано 23 июля 2012 г. в Wayback Machine BBC News, 7 марта 2011 г. Дата обращения: 9 марта 2011 г.
- ^ "Живой блог Ливии - 11 марта". Архивировано 11 марта 2011 г. в Wayback Machine Al Jazeera. Проверено: 18 ноября 2012 г.
- ^ G1 - На изображениях показана атака бельгийских истребителей на самолеты в Ливии - новости арабского восстания. Архивировано 4 апреля 2011 г. на Wayback Machine. Проверено: 18 ноября 2012 г.
- ^ «Самолеты, сбитые во время холодной войны и после нее» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2013 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ «Шпионская миссия провалилась» . Newsweek . 30 мая 1993 года.
- ^ «Шпионская миссия провалилась» . Newsweek . 30 мая 1993 года.
- ^ «Наркотики и демократия – «отрицание воздушного моста»: успех неудачи» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ «Шпионская миссия провалилась» . Newsweek . 30 мая 1993 года.
- ^ « Эль-Эквадор 1972–1999. Ла Герра дель Сенепа » (на испанском языке). Официальный веб-сайт вооруженных сил Эквадора. Архивировано из оригинала 18 мая 2006 года . Проверено 20 июня 2006 г.
- ^ Купер, Том. « Перу против Эквадора. Война Альто-Сенепа, 1995 год » . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 4 февраля 2005 года . Проверено 20 июня 2006 г.
- ^ Команда АКИГ. « Победы в воздухе Центральной и Южной Америки » . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 20 июня 2006 г.
- ^ Клаус, Эрих. «ВВС Эквадора» . Аэрофлайт . Архивировано из оригинала 11 июля 2006 года . Проверено 20 июня 2006 г.
- ↑ Газета «Эль Мундо», выпуск № 114 от 4–5 марта 1995 г., с. 2
- ^ Круз, Сезар. «Перуанские слесари представлены». Ежемесячник ВВС , август 2003 г.
- ^ Уорнс, Алекс и Сезар Круз. «Тайгер Сухой Frogfoots и слесари в Перу». Ежемесячник ВВС , март 2006 г., стр. 48.
- ^ "Tiger Sukhois Frogfoots и слесари в Перу" . Ежемесячный обзор ВВС , март 2006 г., стр. 48.
- ^ Дастыч, Дэвид М. «Черная среда Польши». Архивировано 5 февраля 2010 г. на сайте Wayback Machine canadafreepress.com, 25 января 2008 г. Дата обращения: 18 ноября 2012 г.
- ^ «Польша заменит бомбардировщики Су-22 на БПЛА». Архивировано 17 августа 2012 г. на Wayback Machine ria.ru, 14 августа 2008 г. Дата обращения: 18 ноября 2012 г.
- ^ «Заявление, представленное сенатором Славомиром Прейссом на 40-м заседании Сената 3 октября 2013 года». [Заявление сенатора Славомира Прейсса на 40-й сессии Сената 3 октября 2013 г.] (PDF) (на польском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Пахольский, Лукаш. Следующие десять лет Су-22 в: «Войско и техника» 1/2015. С. 130-132 (на польском языке)
- ↑ Fabulous Fitters, 12 января 2017 г. Архивировано 30 января 2017 г., в Wayback Machine Combat Aircraft. Получено ежемесячно 27 января 2017 г.
- ↑ Колобжег - Музей польского оружия в аэропорту. Архивировано 2 февраля 2017 г. на Wayback Machine. Проверено 27 января 2017 г.
- ^ Дюбуа, Гастон (22 июля 2022 г.). «Польша закупит три корейские эскадрильи FA-50. Пока-пока Су-22?» . Aviacionline.com (на испанском языке) . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Сирия». Архивировано 15 декабря 2010 г. в истории Wayback Machine Ejection. Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ Control of the Air: The Enduring Requirement (PDF) , Aus air power, заархивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2012 г. , получено 18 ноября 2012 г.
- ^ «Су-22 стреляет ракетами» , The Avionist (видео), 20 мая 2014, заархивировано из оригинала 22 мая 2014 , получено 21 мая 2014 .
- ^ «Маарат ан-Нуман: Бомбардировка логова террористов и турецкой разведки» (на арабском языке) YouTube, 11 октября 2012 г. Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ «ASN Авиационная катастрофа 14 февраля 2013 г. Су-22М» . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 г. Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ "Коалиция США сбила первый правительственный самолет Сирии". Архивировано 30 сентября 2018 г. на Wayback Machine . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ "Американский самолет сбил сирийский правительственный самолет над северной Сирией, сообщает Пентагон". Архивировано 20 июня 2017 г. на Wayback Machine . Проверено 18 июня 2017 г.
- ↑ Отчет: Пилот ВМФ нарушает молчание о сбитом сирийском истребителе. Архивировано 1 августа 2017 г. на Wayback Machine - Military.com, 31 июля 2017 г.
- ↑ Израиль запускает ракеты «Патриот» по сирийскому самолету на Голанских высотах. Архивировано 25 июля 2018 г. в Wayback Machine - The Jerusalem Post, 24 июля 2018 г.
- ^ Абуфадель, Лейт (25 июля 2018 г.). «ИГИЛ опубликовало первые фотографии сирийского самолета, сбитого Израилем» . Архивировано из оригинала 25 июля 2018 г. Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Купер 2018 , с. 28
- ^ «Ближний Восток: Йемен отрицает сбитый военный самолет». Архивировано 15 октября 2009 г. в Wayback Machine Al Jazeera English, 2 октября 2009 г. Дата обращения: 18 ноября 2012 г.
- ^ «Йеменские повстанцы сбили истребитель». Архивировано 19 августа 2014 г. в Wayback Machine BBC News, 9 ноября 2009 г. Дата обращения: 24 мая 2010 г.
- ^ «Йеменские племена сбили армейский военный самолет». Архивировано 14 ноября 2017 г. в Wayback Machine The Daily Telegraph (Лондон), 28 сентября 2011 г.
- ^ Фелан, Джессика. «Йеменский истребитель разбился в Сане, погибли по меньшей мере 12 человек» . Globalpost.com. Архивировано из оригинала 20 февраля 2013 г. Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ «Пилот йеменской армии погиб в результате крушения самолета в Сане». Архивировано 2 июля 2013 г. на сайте Wayback Machine Middle East Online. Проверено: 13 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Су-17» . Музей компании «Сухой» . Архивировано из оригинала 28 марта 2007 года . Проверено 15 апреля 2007 г.
- ^ Гордон 2004 , с. 66
- ^ Гордон, Э. (2010). ОКБ Сухого: история ОКБ и его самолетов . Мидленд. ISBN 978-1-85780-314-3 . OCLC 620034681 .
- ^ Jump up to: а б «КСИР провел капитальный ремонт и модернизацию 10 истребителей Су-22» . Информационное агентство Мехр . 25 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 26 июля 2018 г. Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Назад с пропасти: иранские монтажники» . Архивировано из оригинала 04 февраля 2018 г. Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Вот как Иран поддерживает свои причудливые ВВС» . Война – это скучно . 18 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 г. Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ «Военные самолеты: Иран передает Сирии десять иракских Су-22» . www.strategypage.com . Архивировано из оригинала 04 февраля 2018 г. Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ «ВВС мира 2017» . Flightglobal Insight. 2017. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 4 июля 2017 г.
- ^ «Сучой Су-22. 1984 год» .
- ^ «О группе FlightGlobal | Объявление AirSpace | Flightglobal.com» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2013 г. Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ Купер 2018 , с. 13
- ^ Купер 2018 , с. я
- ^ Купер 2018 , с. 27
- ^ Купер 2018 , с. 44
- ^ Jump up to: а б с Гордон 2004 , с. 143
- ^ «Информация о чешских ВВС». Архивировано 10 февраля 2007 г. на сайте Wayback Machine scramble.nl. Проверено: 18 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Том Купер (20 февраля 2017 г.). «Первое убийство Феникса котом» . Война – это скучно. Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Купер 2017 , с. 40
- ^ Купер 2017 , с. 42
- ^ Купер 2017 , с. 47
- ^ «Независимый отчет об экспорте оружия из Словакии SFPA». Архивировано 30 декабря 2008 г. на сайте Security-studies.sk Wayback Machine . Проверено: 18 ноября 2012 г.
- ^ «Выживание слесаря» . AIRheads↑FLY . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ Купер 2017 , с. 39
- ^ Купер 2017 , стр. 40–41.
- ^ Купер 2017 , с. 50
- ^ «Су-17» . Militaryaviation.in.ua (на украинском языке). Архивировано из оригинала 9 сентября 2019 года . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ "Су-22М4." Архивировано 17 февраля 2007 г. в Wayback Machine Сухой. Проверено: 15 апреля 2007 г.
- ^ Уилсон 2000, с. 130.
- ^ «Су-17» . Deagel.com . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 г. Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Антонов Владимир; Гордон, Ефим; Гордуков, Николай; Яковлев Владимир; Зенкин Вячеслав; Каррут, Ленокс; Миллер, Джей (1996). ОКБ Сухого: история ОКБ и его самолетов . Лестер, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-012-5 .
- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1994–2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-911628-18-7 .
- Купер, Том и Фарзад Бишоп. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2004. ISBN 1-84176-787-5 .
- Гордон, Ефим (2004). Су-7/-17/-20-22: семейство советских истребителей и истребителей-бомбардировщиков . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-108-3 .
- Грин, Уильям и Ф. Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .