Сатурн АЛ-31
АЛ-31 | |
---|---|
ТРДД Сатурн АЛ-31ФН | |
Тип | ТРДДД |
Национальное происхождение | СССР /Россия |
Производитель | Lyulka (now NPO Saturn ), UMPO, NPC Salyut , HAL India |
Основные приложения | Чэнду J-10 Чэнду J-20 Сухой Су-27 Sukhoi Su-30MKI Сухой Су-57 Шэньян J-11 Sukhoi S-70 Okhotnik-B |
Сатурн АЛ-31 — семейство турбовентиляторных двигателей с осевым потоком, разработанных конструкторским бюро Люльки в Советском Союзе , ныне НПО «Сатурн» в России , первоначально как 12,5-тонная (122,6 кН, 27 560 фунтов силы) силовая установка для Сухого Су-31. 27 истребитель завоевания превосходства в воздухе дальнего действия. АЛ-31 в настоящее время используется на семействе боевых самолетов Су-27 и некоторых вариантах Chengdu J-10 многоцелевого реактивного истребителя . Сборка двигателя также осуществляется по лицензии в Индии компанией HAL для Су-30МКИ . пятого поколения Усовершенствованные варианты устанавливаются на Су-57 и Chengdu J-20 .
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Проектирование ТРДДД АЛ-31 началось в 1970-х годах под обозначением « Изделие 99». [ № 1 ] конструкторского бюро «Люлька» , также известного как «Люлька-Сатурн». С акцентом на большую топливную экономичность по сравнению с турбореактивными двигателями для большей дальности полета, турбовентиляторный двигатель класса 12,5 тонны силы (122,6 кН; 27 560 фунтов силы) был предназначен для привода в движение тяжелого PFI (русский язык: ПФИ , сокращение от: перспективного фронтового истребителя , букв. ' Перспективный фронтовой истребитель»), который разрабатывался в «Сухом» как Т-10. Главным конструктором был Архип Михайлович Люлька , а после его смерти — Виктор Михайлович Чепкин. Поскольку АЛ-31 еще не был готов для первых двух прототипов Т-10 в 1977 году, первоначально они были оснащены модифицированными турбореактивными двигателями АЛ-21Ф3 . Третий прототип станет первым, на котором будет установлен АЛ-31. Конструкция Т-10 будет сильно переработана в Т-10С, причем Т-10-7 станет первым прототипом улучшенной конструкции; Аэродинамические усовершенствования самолета, связанные с изменением внешней формы и компоновки, также привели к тому, что коробка передач АЛ-31 была переведена в верхнее положение. Государственные испытания АЛ-31 завершились в 1985 году, и Т-10 поступил на вооружение советской авиации в качестве Су-27 . Двигатель производится на уфимском УМПО и московском «Салюте». [ 1 ] [ 2 ]
После распада Советского Союза различия между конструкторскими бюро и производственными предприятиями изменились и постепенно исчезли, и «Люлька-Сатурн» в конечном итоге объединилась с «Рыбинскими моторами», образовав НПО «Сатурн» , и стала тесно связана с УМПО, а «Салют» стал независимой организацией; и «Сатурн», и «Салют» сделают свои разработки для семейства АЛ-31. «Салют» также поставляет варианты АЛ-31 истребителям, эксплуатируемым Китаем . В J-10 используется АЛ-31ФН до того, как более новые варианты перешли на отечественный WS-10A, а в J-20 используется АЛ-31ФМ2 в качестве промежуточного двигателя до тех пор, пока не будет готов предполагаемый WS-15. [ 3 ] Эта реорганизация приведет к серьезным спорам между «Сатурном» и «Салютом» по поводу прав интеллектуальной собственности и гонораров за продажу АЛ-31 Китаю. [ 2 ]
AL-31 также использовался для оказания помощи китайскому конструктору и производителю двигателей Шэньян/Лиминг в разработке WS-10 , причем первые образцы напрямую использовали систему управления AL-31F. [ 4 ] По словам главного конструктора двигателей 117 и 117С компании «Сатурн» Виктора Михайловича Чепкина, WS-10 был разработан с использованием технической документации по эксплуатации АЛ-31; [ 5 ] Это недавно подтвердила Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC), материнская компания Shenyang Aircraft Corporation. [ 6 ]
Дизайн
[ редактировать ]Базовая модель АЛ-31Ф представляет собой двухвальный ТРДДД осевого типа. Двигатель оснащен четырехступенчатым компрессором низкого давления и девятиступенчатым компрессором высокого давления, оба приводятся в действие одноступенчатыми турбинами. Общая степень давления составляет 23, а температура на входе в турбину составляет 1392 ° C (1665 K ; 2538 ° F ); лопатки турбины имеют воздушно-пленочное охлаждение. Двигатель управляется аналогом блока КРД-99 и выдерживает сильно искаженный поток воздуха из воздухозаборника. Он производит 7,8 тонны силы (76,49 кН; 17 200 фунтов силы) тяги всухую и 12,5 тонны силы (122,6 кН; 27 560 фунтов силы) тяги в форсажной камере. АЛ-31 имеет модульную конструкцию, облегчающую техническое обслуживание и ремонт. У двухмоторного Су-27 левый и правый двигатели взаимозаменяемы. Первоначально среднее время между капитальными ремонтами (MTBO) двигателя составляло всего 100 часов, что меньше требуемых 300 часов. В более поздних сериях показатель среднего наработка постепенно был увеличен до 500 часов, а срок службы был назначен на уровне 1500 часов. Дальнейшие улучшенные варианты, такие как АЛ-31Ф серии 42, увеличили наработку до 1000 часов при полном сроке службы 2000 часов. [ 2 ]
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]Векторизация тяги
[ редактировать ]Варианты АЛ-37ФУ и АЛ-31ФП имеют вектор тяги . АЛ-37ФУ представлял собой экспериментальный вариант вектора тяги для модифицированного Су-27М, позже получившего обозначение Су-37 , и был увеличен до 14,5 тонны силы (142,2 кН; 31 970 фунтов силы). Сопла управления вектором тяги могли отклоняться на ±15° в вертикальной плоскости вместе для тангажа или дифференциально для крена. После того, как двигатели подошли к концу срока службы, единственный Су-37 оснащался обычным АЛ-31Ф, пока он не разбился в декабре 2002 года. [ 7 ]
Исследования вектора тяги будут применены к серийному АЛ-31ФП, используемому в «Сухой/ Иркут» Су-30МКИ для Индии, а также к дальнейшим модификациям, включая Су-30МКМ для Малайзии и Су-30СМ для ВВС и ВМФ России. АЛ-31ФП имеет ту же тягу 12,5 тонны силы (122,6 кН; 27 560 фунтов силы), что и базовый АЛ-31Ф, но может отклонять сопло максимум на ± 15 ° со скоростью 30 ° / сек. Сопло векторения используется в основном в плоскости тангажа , но, в отличие от АЛ-37ФУ, наклон осей векторения позволяет осуществлять дифференциальное векторение, создавая также моменты крена и рыскания. Форсунка АЛ-31ФП имеет наработку до капитального ремонта 500 часов, а наработка двигателя - 1000 часов, и оба имеют срок службы 2000 часов. АЛ-31ФП строится на УМПО, а также в Индии компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) на заводе в Корапуте в рамках соглашения о глубокой передаче технологий. [ 2 ]
Salyut developments
[ редактировать ]АЛ-31ФН
[ редактировать ]Вариант АЛ-31ФН был разработан «Салютом» для двигателя Chengdu J-10 , с ключевыми отличиями, включая немного большую тягу - 12,7 тонны силы (124,54 кН; 27 999 фунтов силы) и коробку передач, перенесенную сверху вниз двигателя. Более поздние варианты и серийные партии J-10 были оснащены улучшенными АЛ-31ФН серии 3, тяга которых была увеличена до 13,7 тс (134,35 кН; 30 203 фунт-сила), а срок службы увеличен на 250 часов. [ 8 ] Дальнейшие серийные партии J-10 в конечном итоге будут оснащены Shenyang/Liming WS-10A вместо AL-31FN. [ 2 ]
АЛ-31ФМ1, ФМ2 и ФМ3
[ редактировать ]«Салют» также разработал дополнительные улучшенные варианты АЛ-31Ф с повышенной тягой и надежностью. Первым является АЛ-31ФМ1, также обозначаемый как АЛ-31Ф серии 42, который имел более крупный вентилятор КНД-924-4 с увеличенным диаметром воздухозаборника с 905 мм (35,6 дюйма) по сравнению с базовым АЛ-31 до 924 мм ( 36,4 дюйма), что увеличило поток воздуха на 6%. Дополнительные усовершенствования включают улучшенный сердечник для повышения температуры на входе в турбину и улучшенную систему управления двигателем. Двигатель также имел улучшенный средний наработку до 1000 часов, расчетный срок службы до 2000 часов, а его тяга была увеличена до 13,5 тонн-сил (132,4 кН; 29760 фунтов-силы); этот двигатель прошел государственные приемочные испытания России в 2006 году и устанавливался на Су-27СМ, Су-30М2 и Су-34. [ 1 ] [ 9 ]
АЛ-31ФМ2 является дальнейшим развитием АЛ-31ФМ1. Аэродинамика вентилятора была дополнительно усовершенствована с целью увеличения степени сжатия. В двигателе также были улучшены аэродинамика камеры сгорания и лопаток турбины, а также охлаждение для более высоких температур на входе. АЛ-31ФМ2 имеет новую полнофункциональную цифровую систему управления двигателем ( FADEC ) с гидромеханическим дублированием. Тяга была увеличена на 9% по всему диапазону, с максимальной тягой 14,5 тонны силы (142,2 кН; 31 970 фунтов силы) на форсажной камере. Среднегодовое наработка двигателя составляет 1000 часов, а прогнозируемый срок службы увеличен до 3000 часов. Версия АЛ-31ФМ2 используется в первоначальных серийных партиях Chengdu J-20, а более поздние партии перешли на WS-10C; Оба эти двигателя являются временными силовыми установками вместо предполагаемого для J-20 Xian WS-15 . [ 10 ] [ 11 ]
Последним в этой линейке является предлагаемый АЛ-31ФМ3, который будет иметь новый трехступенчатый вентилятор, получивший обозначение КНД-924-3, с дальнейшим увеличением степени сжатия и дополнительными усовершенствованиями активной зоны для повышения температуры на входе в турбину на 150 °C. Максимальная тяга была увеличена до 15 тонн-сил (147,1 кН; 33 070 фунтов-силы) на форсажной камере. [ 1 ] АЛ-31ФМ3 был предложен в качестве потенциальной силовой установки для конструкции Сухого Т-50 ПАК ФА, но Сухой не воспользовался этим предложением, а вместо этого выбрал конкурента «Салюта» НПО «Сатурн» и его АЛ-41Ф1. [ 12 ] [ 13 ] [ 9 ]
Разработки "Салюта" по АЛ-31 могут привести к серьезным спорам с корпорацией-преемником "Люльки-Сатурна" НПО "Сатурн", которая считает их несанкционированными и нарушающими права интеллектуальной собственности. [ 2 ]
Развитие Сатурна
[ редактировать ]AL-41F-1 ( izdeliye 117)
[ редактировать ]В связи с сворачиванием программы истребителей пятого поколения проекта 1.42/1.44 МФИ в 1990-е годы Министерство обороны России инициировало программу создания более доступного многоцелевого истребителя нового поколения, конкурс на который был объявлен в 2001 году. был бы меньше, чем МФИ, первоначальная конструкция Люльки-Сатурна АЛ-41Ф для МиГа 1,42/1,44 была слишком велика. Вместо этого компания «Сухой» заключила контракт на глубоко усовершенствованную модификацию АЛ-31Ф от «Люлька-Сатурн» (позже НПО «Сатурн»), получившую обозначение « Изделие 117», для разработки проекта Т-50, который в конечном итоге выиграет конкурс в 2002 году и поступит на вооружение в 2020 году как Су-50. 57 . 117, или АЛ-41Ф1, впервые предложенное компанией «Сатурн» в 2001 году, Изделие официально началось в апреле 2004 года с подписанием контракта с НПО «Сатурн». [ 14 ] [ 15 ]
Хотя АЛ-41Ф1 имеет ту же общую архитектуру, что и базовый АЛ-31, с 4-ступенчатым компрессором низкого давления (вентилятором) и 9-ступенчатым компрессором высокого давления, а также одноступенчатыми турбинами низкого давления и одноступенчатыми турбинами высокого давления. Двигатель был глубоко усовершенствован за счет добавления до 80% новых деталей и применения технологий АЛ-41Ф. [ 16 ] Он имеет увеличенный диаметр вентилятора до 932 миллиметров (36,7 дюйма), новые турбины высокого и низкого давления, приспособления для сопел вектора тяги, аналогичные АЛ-31ФП, а также цифровую систему управления ( FADEC ), интегрированную в систему управления полетом самолета. . Хотя подробности остаются засекреченными, тяга АЛ-41Ф1 была увеличена на 2,5 тонны силы (24,5 кН; 5510 фунтов силы) по сравнению с АЛ-31, а прирост массы двигателя был уменьшен на 150 кг (330 фунтов). Двигатель развивает тягу в 9 тонн (88,26 кН; 19 840 фунтов силы) всухую, 14,5 тонн силы (142,2 кН; 31 970 фунтов силы) на форсажной камере и 15 тонн сил (147,1 кН; 33 070 фунтов силы) в аварийной ситуации, с сухой вес примерно 1600 кг (3527 фунтов). [ Н 2 ] Двигатель позволяет Су-57 достигать сверхзвуковой скорости без форсажа или суперкрейсерского режима со скоростью 1,3 Маха. [ 17 ] [ 18 ]
После завершения государственных испытаний в соответствии с требованиями ВВС России в 2019 году началось серийное производство АЛ-41Ф1 для установки в серийное производство истребителей Су-57, поставляемых ВВС России и потенциальным зарубежным заказчикам. [ 19 ] Бесфорсажная версия АЛ-41Ф1 используется Сухого С-70 «Охотник ». на беспилотном боевом летательном аппарате (БПЛА) [ 20 ] Хотя текущие производственные линии Су-57 оснащены самолетом АЛ-41Ф1, этот самолет призван стать основой для семейства боевых самолетов-невидимок; Планируется, что будущие улучшенные варианты будут оснащены двигателем «Сатурн -изделие 30», позже получившим обозначение АЛ-51Ф-1 , новой конструкцией, которая соответствует той же площади, что и АЛ-41Ф1.
AL-41F-1S ( izdeliye 117S)
[ редактировать ]Чтобы распределить риски разработки и связанные с этим затраты по программе ПАК ФА пятого поколения, Сухой применил некоторые технологии, в том числе двигательную установку, в сильно модернизированном варианте Су-27, получившем обозначение Т-10БМ (в народе называемый Су-35БМ). , прежде чем его обозначали просто как Су-35. Силовая установка самолета НПО «Сатурн изделия 117С», или АЛ-41Ф1С, представляет собой несколько упрощенную производную АЛ-41Ф1 от Су-57, причем ключевым отличием является отдельная система управления двигателем от АЛ-41Ф1С. Су-35 и его двигатели АЛ-41Ф1С изначально разрабатывались компаниями «Сухой» и «Сатурн» для экспорта, хотя первоначальным заказчиком должно было стать Министерство обороны России. [ 21 ] Двигатель развивает тягу 8,8 тонны силы (86,30 кН; 19 400 фунтов силы) всухую, 14 тонн силы (137,3 кН; 30 860 фунтов силы) на форсажной камере и 14,5 тонны силы (142,2 кН; 31 970 фунтов силы) в аварийной ситуации. [ 22 ] Диаметр вентилятора АЛ-41Ф1С был увеличен на 3% по сравнению с базовым АЛ-31, с 905 мм (35,6 дюйма) до 932 мм (36,7 дюйма), а также увеличена температура на входе в турбину. Этот двигатель весит 1604 кг (3536 фунтов) в сухом состоянии, имеет назначенный срок службы 4000 часов и среднее наработку от 1000 до 1500 часов. [ 23 ] Первый полет этого двигателя совершился на Су-35БМ 20 февраля 2008 года. [ 24 ] 9 августа 2010 года УМПО начало поставки АЛ-41Ф1С, предназначенного для истребителей Су-35С. Двигатель также устанавливается на Су-30СМ2 в рамках модернизации по унификации его систем с Су-35С. [ 25 ]
Варианты
[ редактировать ]Имя | Описание | Строитель | Год | Толкать | Векторизация тяги | Самолет | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
АЛ-31Ф | Базовый двигатель, разработанный для истребителя Су-27 | Salyut, UMPO | 1981 | 27 560 фунтов силы (122,6 кН) | Нет | Sukhoi Su-27 , Shenyang J-11 , Sukhoi Su-30MKK , Sukhoi Su-30 (Salyut) | В сервисе/производстве |
АЛ-31Ф3 | Усовершенствованный вариант морской версии Су-33. | Сатурн Люлька | 28 230 фунтов силы (125,57 кН) | Нет | Сухой Су-33 | В эксплуатации | |
АЛ-31ФП | Усовершенствованный вариант индийского Су-30МКИ с управлением вектором тяги. | Salyut, HAL | 2000 | 27 560 фунтов силы (122,6 кН) | Да | Sukhoi Su-30 MKI , Sukhoi Su-30MKM , Su-30MKA , Sukhoi Su-30SM | В сервисе/производстве |
АЛ-31ФН [ 26 ] | Улучшенный вариант Chengdu J-10. | Salyut | 2002 | 27 998 фунтов силы (124,54 кН) | Нет | Чэнду J-10 | В эксплуатации |
АЛ-31ФН 3-я серия [ 27 ] | Улучшенный вариант Chengdu J-10B. | Salyut | 2013 | 30 203 фунта-силы (134,35 кН) | Нет | Чэнду J-10 | В сервисе/производстве |
АЛ-31ФМ1 (серия 42) [ 28 ] | Улучшенная версия для ВВС России. | Salyut | 2007 | 29760 фунтов силы (132,4 кН) | Да
(Необязательный) [ 28 ] |
Су-27 СМ, Су-30 , Су-34 | В сервисе/производстве |
АЛ-31ФМ2 [ 11 ] | Улучшенная версия Chengdu J-20. | Salyut | 2012 | 31970 фунтов силы (142,2 кН) | Нет | Чэнду J-20 | В сервисе/производстве |
АЛ-37ФУ | Усовершенствованная модификация Су-37 | УМПО | 31970 фунтов силы (142,2 кН) | Да | Сухой Су-37 | Экспериментальная модификация Су-37 | |
АЛ-41Ф-1С (117С) [ 29 ] | Усовершенствованная модификация Су-35 | УМПО | 2008 | 31970 фунтов силы (142,2 кН) | Да | Су-35 , Су-30СМ2 | В сервисе/производстве |
АЛ-41Ф1 (117) | Усовершенствованная модификация Су-57. | УМПО | 2010 | 33070 фунтов силы (147,1 кН) | Да | Су-57 , Су-70 | В сервисе/производстве |
Технические характеристики
[ редактировать ]АЛ-31Ф
[ редактировать ]Данные Гордона, [ 30 ] Рособоронэкспорт, [ 31 ] Объединенная двигателестроительная корпорация, [ 32 ] УМПО, [ 33 ] [ 34 ] Сайлут [ 35 ]
Общие характеристики
- Тип: Двухвальный осевой ТРДДД дожига.
- Длина: 4945 мм (194,7 дюйма )
- Диаметр:
- Входное отверстие 905 мм (35,6 дюйма);
- Максимум внешний 1280 мм (50 дюймов)
- Сухой вес: 1520 кг (3350 фунтов )
Компоненты
- Компрессор: 4-ступенчатый компрессор низкого давления (вентилятор) и 9-ступенчатый компрессор высокого давления.
- Камеры сгорания : кольцевые
- Турбина : 1-ступенчатая турбина низкого давления, 1-ступенчатая турбина высокого давления.
Производительность
- Максимальная тяга :
- 7,8 тс (76,49 кН ; 17 200 фунтов силы ) сухая тяга
- 12,5 тс (122,6 кН; 27 560 фунтов силы) с форсажной камерой
- Общий коэффициент давления : 23:1
- Коэффициент байпаса : 0,56:1
- Массовый расход воздуха: 112 кг/с (247 фунтов/с)
- Температура на входе в турбину: 1665 К (2537 °F ; 1392 °C )
- Удельный расход топлива :
- Сухая тяга : 22,1 г/кН/с (0,78 фунта/фунт силы/ч)
- С форсажной камерой : 55,5 г/кН/с (1,96 фунт/фунт-сила/ч)
- Тяговооруженность : 4,93 (сухой), 8,22 (форсажный).
АЛ-41Ф-1С (117С)
[ редактировать ]Данные Рособоронэкспорта [ 36 ]
Общие характеристики
- Тип: Двухвальный осевой ТРДДД дожига.
- Длина: 494,2 см (194,6 дюйма)
- Диаметр: входное отверстие 93,2 см (36,7 дюйма)
- Сухой вес: 1604 кг (3536 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: 4-ступенчатый компрессор низкого давления (вентилятор), 9-ступенчатый компрессор высокого давления.
- Камеры сгорания : кольцевые
- Турбина : 1-ступенчатая турбина низкого давления, 1-ступенчатая турбина высокого давления.
Производительность
- Максимальная тяга :
- 8,8 тс (86,30 кН; 19 400 фунтов силы) сухая тяга
- 14 тс (137,3 кН; 30 860 фунтов силы) с форсажной камерой
- 14,5 тс (142,2 кН; 31970 фунтов силы) аварийная тяга
- Температура на входе в турбину: 1745 К (2681 °F; 1472 °C),
- Расход топлива:
- 6813 кг/ч (15020 фунтов/ч) в сухом состоянии
- 24 969 кг/ч (55 050 фунтов/ч) с форсажной камерой
- Удельный расход топлива :
- 22,37 г/кН/с (0,790 фунт/фунт-сила/ч) в сухом состоянии
- 51,53 г/кН/с (1,819 фунт/фунт-сила/ч) с форсажной камерой
- Тяговооруженность : 5,49 (сухая), 8,75 на форсаже, 9,04 на аварийной тяге.
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «АЛ-31Ф» . Летекэмоторы .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «После ожога» . Ключ Аэро . 10 сентября 2021 г.
- ^ Рупрехт, Андреас (1 ноября 2016 г.). «Новый китайский истребитель-невидимка J-20 «Могучий дракон» официально представлен и готов к поступлению на действительную службу» .
- ^ Фишер, Ричард (27 мая 2015 г.). «АНАЛИЗ: Может ли Китай преодолеть узкое место в производстве двигателей для военных самолетов?» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Коробков, Егор (2011-08-17). "О положении дел в Российском авиамоторостроении. Год 2008" . Retrieved 3 April 2018 .
- ^ Ф_200788. «Отчет AVIC: китайский двигатель Taihang широко используется в вооруженных силах — People's Daily Online» . ru.people.cn . Проверено 3 апреля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Эндрюс, Томас (весна 2003 г.). «Семейство Су-27/30: «Фланкер» в XXI веке». Международный обзор авиации . Том. 8. Норуолк, Коннектикут: Издательство AIRtime. п. 58. ИСБН 978-1-880588-54-3 .
- ^ «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ГАЗОТУРБИНОСТРОЕНИЯ «САЛЮТ» - НОВОСТИ - НОВОСТИ - Двигатель АЛ-31ФН серии-3 производства ФГУП «ГТЭ-НПК «Салют» получил шифр «О1» . www . salut.ru Архивировано . 8 июля 2017 года Проверено 3 апреля 2018 года .
- ^ Перейти обратно: а б Карнозов, Владимир (30 апреля 2007 г.). «Военные двигатели: Россия» . Полет Глобал .
- ^ Джо, Рик (16 августа 2019 г.). «Китайский истребитель-невидимка J-20 сегодня и в 2020-е годы» . Дипломат . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двигатель АЛ-31Ф М2 по проекту ОКБ Сухого» . Салют . 12 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Пядушкин, Максим (26 апреля 2010 г.). «Соперники планируют совместными усилиями следующий этап двигателя ПАК ФА» . Авиационная неделя .
- ^ «Россия представила радар с АФАР для истребителя ПАК ФА» . Полет Глобал . 28 августа 2009 г.
- ^ Бутовский, Петр (2021). Су-57 Фелон . Стэмфорд, Великобритания: Ключевые книги. стр. 22–24. ISBN 978-1-913870-44-7 .
- ^ «Новый АЛ-41 представлен на МАКС-2001» . Рейс Интернешнл . 27 августа 2001 г.
- ^ Бутовский, Петр. «Продолжается ли российская программа истребителей пятого поколения ПАК ФА?». Air International , июнь 2015 г., стр. 76–81. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing.
- ^ Бутовский, Петр (октябрь 2019 г.). «Последний фланкер; российское пятое поколение» . Эйр Интернешнл . Лондон: Key Publishing . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ↑ ПАК-ФА летает с уже установленным новым двигателем. Архивировано 27 июля 2011 г., на Wayback Machine.
- ^ "Двигатель "первого этапа" для Су-57 прошел все испытания и запущен в серию" . TASS . 23 April 2019 . Retrieved 28 April 2019 .
- ^ Бутовский, Петр (4 сентября 2020 г.). «Россия раскрывает концепцию лояльного ведомого» . Авиационная неделя .
- ^ АВДЕЕВ, Юрий (24 March 2010). " "СУ"ДАРЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ" . Красная звезда . Archived from the original on 23 April 2010.
- ^ Хиллебранд, Нильс. "Самолет МИЛАВИА - Су-35 (Су-27БМ) "Фланкер поколения 4++" " . www.milavia.net . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «НПО «Сатурн» завершает ресурсные испытания двигателя С-117, предназначенного для Су-35» . Архивировано из оригинала 28 марта 2008 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ "Новый истребитель Су-35 полностью выполнил программу первого полета" . 20 February 2008 . Retrieved 3 April 2018 .
- ^ "Новости - Приволжский федеральный округ - interfax-russia.ru" . www.interfax-russia.ru . Retrieved 3 April 2018 .
- ^ «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ГАЗОТУРБИНОСТРОЕНИЯ «САЛЮТ» - Производство - АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ - АЛ-31ФН» . www.salut.ru . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ГАЗОТУРБИНОСТРОЕНИЯ «САЛЮТ» - НОВОСТИ - НОВОСТИ - ФГУП «НПЦ газотурбинного машиностроения «Салют» успешно завершило первый этап стендовых испытаний двигателей на долговечность и работоспособность с учетом будущих поставок новой версии АЛ-31ФН серии 3" . www.salut.ru . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 3 апреля 2018 года .
- ^ Перейти обратно: а б "АО "НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ" - Продукция - АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ - АЛ-31Ф серии 42 (М1)" . www.salut.ru . Archived from the original on 8 July 2017 . Retrieved 3 April 2018 .
- ^ «Пресс-релиз УМПО» . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Гордон, Ефим (2006). Сухой Су-27 . Специализированная пресса. п. 91. ИСБН 1-5800-7196-1 .
- ^ «АЛ-31Ф» . Рособонеэкспорт .
- ^ «АЛ-31Ф» . Объединенная двигателестроительная корпорация .
- ^ «Страница УМПО об АЛ-31Ф» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2018 года . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ «Турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-31Ф с общей форсажной камерой» . Архивировано из оригинала 17 января 2016 г. Проверено 11 марта 2011 г.
- ^ Salyut page on AL-31F
- ^ «АЛ-41Ф-1С» . Рособоронэкспорт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Российский военный анализ - Авиационный турбовентиляторный двигатель АЛ-31 Ф
- АЛ-31Ф на LeteckeMotory.cz (cs,en)
- АЛ-41Ф1А (117С) на LeteckeMotory.cz (cs,en)