Jump to content

Суперкруиз

Суперкруиз — это продолжительный сверхзвуковой полет сверхзвукового самолета без использования форсажной камеры (также известный как «перегрев»). Многие сверхзвуковые военные самолеты не способны к суперкрейсерскому режиму и могут поддерживать полет со скоростью 1+ Маха только короткими очередями с форсажными камерами. Такие самолеты, как SR-71 Blackbird, предназначены для полета на сверхзвуковой скорости с включенными форсажными камерами.

Некоторые истребители способны к сверхкрейсерскому полету, но только на больших высотах и ​​в чистой конфигурации , поэтому этот термин может означать «значительное увеличение эффективной боевой скорости при полной загрузке вооружения по сравнению с существующими типами». [1] Одним из выдающихся военных примеров суперкрейсерского режима является F-22 Raptor , для которого суперкрейсерский режим определялся как «способность крейсерского полета со скоростью, в полтора раза превышающей скорость звука или выше, без использования форсажной камеры в течение длительных периодов времени». в боевой конфигурации». [2]

Одним из самых известных примеров самолета, способного к суперкрейсерскому полету, и единственным примечательным невоенным примером был Конкорд . Благодаря длительной эксплуатации в качестве коммерческого авиалайнера, «Конкорд» является рекордсменом по наибольшему времени пребывания на сверхзвуке; больше, чем все остальные западные самолеты вместе взятые. [3]

English Electric Lightning был одним из первых самолетов, превысивших скорость звука в горизонтальном полете без использования форсажа.
«Конкорд» регулярно совершал суперкрейсерский полет над Атлантикой , что позволяло ему путешествовать из Лондона и Парижа в Нью-Йорк всего за три часа - рекорд, который еще не побит ни одним другим коммерческим самолетом.

Некоторые ранние сверхзвуковые самолеты достигали скорости, чуть превышающей скорость звука, без использования дожигания.

3   августа 1954 года исследовательский самолет Gerfaut с двигателем SNECMA Atar 101 D2A превысил   1 Маха в горизонтальном полете без использования форсажа. [4] [5]

Первым серийным самолетом, превысившим скорость   1 Маха в горизонтальном полете без форсажа, был Lockheed F-104 Starfighter после того, как его двигатель J65 был заменен на J79 . Максимальная скорость без форсажа составляла   1,05 Маха. [6]

Прототип P.1 английского Electric Lightning без дожигания , оснащенный двигателями Armstrong Siddeley Sapphire , превысил скорость   1 Маха 11   августа 1954 года. Неделей ранее, 4   августа, P.1, WG760, пилотируемый Роландом Бимонтом, совершил свой первый полет. полет , по незнанию превысил   1 Мах при наборе высоты. [7] В ходе опытно-конструкторских испытаний в компании English Electric было установлено, что Lightning имеет стабилизированную скорость в горизонтальном полете без форсажа около   1,2 Маха, а для Т.4 (2-местного учебно-тренировочного самолета) - 1,08. [8] Полет со скоростью чуть выше звука без использования дожига, хотя и выполненный подрядчиком в рамках некоторых летных испытаний, похоже, не имел отношения к эксплуатационным возможностям самолета. В ходе эксплуатационных испытаний были установлены профили перехвата дозвуковых и сверхзвуковых целей на разных высотах с дозвуковой крейсерской скоростью не более   0,95 Маха, при этом все сверхзвуковые скорости за пределами дозвукового крейсерского полета достигались на форсажном режиме. [9]

Все первоначальные сверхзвуковые испытания Fairey Delta 2 при полете на скорости   1,1 Маха проводились без дожигания. Выбор форсажной камеры, которая изначально имела только максимальный выбор без промежуточных положений, вызвал бы неконтролируемое быстрое ускорение до потенциально опасных скоростей; то есть слишком далеко за пределы ранее установленных скоростей без флаттера. [10]

Лишь сверхзвуковые транспортники (ССТ), «Конкорд» и вторая версия Ту-144 ( Ту-144Д ) большую часть времени проводили в крейсерском режиме на расчетных скоростях, не нуждаясь в форсажном режиме. Форсажная система была добавлена ​​в Concorde для взлета, чтобы справиться с увеличением веса, возникшим после первоначальной разработки. Он также использовался для ускорения в околозвуковом диапазоне скоростей с высоким лобовым сопротивлением не потому, что требовалась дополнительная тяга, а потому, что она была доступна и улучшала экономику эксплуатации. В модернизированном Ту-144Д использовались двигатели без форсажных камер, что, наряду с другими усовершенствованиями, увеличило дальность полета полной полезной нагрузки с 3080 до 5330 км (от 1910 до 3310 миль) (дальность действия Конкорда составляла 6470 км или 4020 миль). [11]

Военное использование

[ редактировать ]
Качественная зависимость коэффициента Cd ( коэффициента лобового сопротивления ) от числа Маха (скорости) для самолетов; суперкрейсерский режим выше   2 Маха эффективен.

ВВС США установили суперкрейсерский режим в качестве основного требования для программы Advanced Tactical Fighter . [12] в результате появился F-22 Raptor . Суперкрейсерские возможности F-22 Raptor рекламируются как главное преимущество в характеристиках перед другими истребителями: продемонстрирована скорость суперкрейсерского полета, превышающая   1,5 Маха. [13] [2] Способность к суперкрейсерскому режиму дает преимущества самолетам- невидимкам , поскольку шлейф форсажной камеры отражает сигналы радара и создает значительную инфракрасную сигнатуру . [14] Практически все истребители до полета F-22 со скоростью   0,8–0,9 Маха имели нормальную боевую нагрузку. [1]

F -22 Raptor способен развивать скорость выше 1,5 Маха (но здесь он виден с форсажными камерами).
Dassault Rafale способен совершать сверхкрейсерские полеты с четырьмя ракетами и сбрасываемым под днищем баком. [15]
Eurofighter Typhoon способен развивать сверхкрейсерскую скорость до 1,5 Маха. [16]

В производстве находится несколько двигателей, предназначенных для обеспечения тактически значимого суперкрейсерского режима:

  • Pratt & Whitney PW1120 использовался на IAI Super Phantom 2000, который имел возможности суперкрейсерского режима. [17] [18]
  • Два Pratt & Whitney F119 , которыми оснащен F-22 Raptor, делают его самым способным суперкрейсерским истребителем на вооружении. F-22 Raptor может развивать скорость выше 1,5 Маха без внешних магазинов. [19] [20] [13]
  • Двигатель EJ200 производства EuroJet Turbo GmbH установлен на истребителе Eurofighter Typhoon . Он способен развивать крейсерскую скорость 1,5 Маха с ракетной нагрузкой для завоевания превосходства в воздухе. [16] Пилоты «Тайфуна» заявили, что в боевой конфигурации с внешними магазинами достижима скорость 1,3 Маха. [21]
  • Самолет General Electric F414G на JAS 39 Gripen NG предназначен для суперкрейсерского режима и достиг скорости 1,2 Маха. [22] или 1,1 Маха с ракетной нагрузкой «воздух-воздух». [23]
  • Два Snecma M88 , которыми оснащен Dassault Rafale, позволяют Rafale совершать суперкрейсерский полет с четырьмя ракетами и опускаемым подфюзеляжным баком. [15]

Самостоятельно Россия работает над «Изделием 30» (после модификаций АЛ31Ф и АЛ41Ф, таких как ТРДД 117С) и РД33МКРУ «Морская Оса»; В настоящее время ведется работа над совершенно новым двигателем АЛ-41 с полной модернизацией, чтобы придать Су-57 сверхкрейсерские возможности . Это еще не принесло плодов, но запасной двигатель 117S , созданный по этой программе, уже может достичь цели суперкрейсерского полета. Во время испытаний истребителя Су-35БМ, оснащенного этими двигателями, ему удалось разогнаться до скорости более 1 Маха без использования форсажной камеры, что позволяет предположить, что он обладает сверхкрейсерской способностью. Пока неизвестно, будет ли это возможно с боевой нагрузкой. [24]

Самолет с суперкрейсерской способностью

[ редактировать ]
Самолет Суперкрейсерская скорость Год производства Статус услуги
Сухой Су-57 [25] 1.30 Маха 2020 В эксплуатации
Дассо Рафаль [15] 1,40 Маха [26] 1986 В эксплуатации
Еврофайтер Тайфун [16] 1,50 Маха 1994 В эксплуатации
Получит JAS-39E Gripen [22] 1.10 Маха [23] 2019 [27] В эксплуатации
Дженерал Дайнемикс F-16XL [28] 1.10 Маха 1982 Пенсионер (прототип)
Локхид Мартин F-22 Раптор [13] [2] 1,80 Маха 1996 В эксплуатации
Локхид YF-22 [29] 1,58 Маха [30] 1989 Пенсионер (прототип)
Нортроп YF-23 [29] 1,72 Маха [31] 1989 Пенсионер (прототип)
Конкорд [32] 2,02 Маха [33] 1965 Ушедший на пенсию

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Суперкруиз» . Военная авиация . Проверено 11 мая 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «F-22 впервые демонстрирует «суперкруиз»» . Новости ВВС . Федерация американских ученых. 21 июля 1999 года . Проверено 6 марта 2022 г.
  3. ^ «Разведка и анализ в области обороны и безопасности — IHS Jane's 360» . Janes.com. Архивировано из оригинала 7 марта 2001 года . Проверено 6 марта 2022 г.
  4. ^ Ганстон 2006 , с. 160.
  5. ^ «1956 — 0414 — Архив полетов» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 6 марта 2022 г. Несмотря на большую площадь лобовой части, Gerfaut остается самолетом горизонтального сверхзвука без форсажной камеры, хотя двигатель теперь и оснащен такой системой.
  6. ^ Ганстон 1975 , с. 193.
  7. ^ «English Electric — Армстронг Сиддели — Rolls-Royce Avon — 1957 — 0541 — Архив полетов» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 6 марта 2022 г.
  8. ^ Бимонт 1980 , с. 110-116.
  9. ^ Кэйгилл 2004 , рис. 1 и 2.
  10. ^ Твисс 2005 , с. 44.
  11. ^ Gordon, Komissarov & Rigmant 2015 , p. 248.
  12. ^ Марк А. Лорелл; Хью П. Лево. «На переднем крае: полвека исследований и разработок истребительной авиации в США» (PDF) . Корпорация РЭНД. п. 141. Архивировано (PDF) из оригинала 28 января 2022 года . Проверено 6 марта 2022 г.
  13. ^ Jump up to: а б с «Ф-22 Раптор» . ВВС США .
  14. ^ «Стелс-проектирование самолетов / самолет-невидимка» . сайт истребителей-самолетов . Проверено 4 сентября 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б с «ЛИСА ТРИ» (PDF) . Дассо Авиэйшн. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2007 года . Проверено 3 марта 2022 г. Что еще более важно, он может двигаться в сухом режиме, даже с четырьмя ракетами и сбрасываемым под днищем баком.
  16. ^ Jump up to: а б с «Еврофайтер Тайфун — Luftüberlegenheitsrolle» . Архивировано из оригинала 15 августа 2009 года.
  17. ^ Спик 1985, стр. 289-90.
  18. ^ «Боинг «Супер Фантом» » . 25 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 г.
  19. General Jumper проходит квалификацию на F/A-22 Raptor , af.mil, 13 января 2005 г.
  20. ^ Маджумдар, Дэйв. «Lockheed начинает испытательные полеты финального Raptor» . Флайтглобал . Деловая информация Рида. Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 30 марта 2022 г. Самолет способен развивать крейсерскую скорость около 1,8 Маха без форсажных камер и имеет максимальную скорость около 2,2 Маха. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  21. ^ «Еврофайтер Тайфун» . сайт истребителей-самолетов . Проверено 4 сентября 2015 г.
  22. ^ Jump up to: а б «Грипен Суперкруизы» (пресс-релиз). Архивировано из оригинала 23 октября 2009 года . Проверено 19 марта 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  23. ^ Jump up to: а б Хойл, Крейг (25 апреля 2008 г.). «Демонстрационный самолет Saab, демонстрирующий возможности Gripen NG» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 19 марта 2022 г.
  24. ^ "О ходе испытаний нового российского истребителя Су-35БМ: Наука и техника: Lenta.ru" . lenta.ru . Retrieved 2015-09-04 .
  25. ^ Реактивный истребитель Су-57 с суперкрейсерскими двигателями представлен на выставке Army 2022 , DefenseMirror — посвящена демонстрации серийной модели Су-57, оснащенной новыми двигателями Сатурн АЛ-41Ф1 (117), обеспечивающими сверхкрейсерскую скорость на скорости 1,3 Маха.
  26. ^ «Фиш Рафаль ле-Бурже 2011» . 20 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 8 апреля 2024 года . Проверено 14 апреля 2024 г.
  27. ^ «Gripen e поступает в серийное производство, поскольку Saab нацелен на продажи» .
  28. ^ Пикчирилло 2014 , с. 202: «F-16XL-2 также смог продемонстрировать ограниченные характеристики суперкрейсерского режима, поддерживая скорость 1,1 Маха на высоте 20 000 футов на полной боевой мощности, не прибегая к использованию форсажной камеры».
  29. ^ Jump up to: а б Стивенсон, Ричард В. (24 апреля 1991 г.). «ВВС выбирают конструкцию истребителя Lockheed» – через NYTimes.com.
  30. ^ Дженкинс и Лэндис 2008 , с. 236.
  31. ^ Пол Мец, Джим Сэндберг (27 августа 2015 г.). Презентация YF-23 DEM/VAL летчиков-испытателей Пола Метца и Джима Сэндберга . Западный музей авиации: Производство Peninsula Seniors.
  32. ^ Силовая установка , ConcordeSST — описывает полный цикл работы двигателя Конкорда от взлета до приземления, включая отключение прогрева для начала суперкрейсерского режима на скорости 1,7 Маха.
  33. ^ Шрейдер 1989 , с. 64.

Библиография

[ редактировать ]
  • Шрейдер, Ричард К. (1989). Конкорд: Полная история англо-французского SST . Кент, Великобритания: Паб «Иллюстрированные истории». компании ISBN  978-0-929521-16-9 .
  • Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Миннесота, США: Specialty Press. ISBN  978-1-58007-111-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Ганстон, Билл (2006). Разработка реактивных и турбинных авиационных двигателей (4-е изд.). Издательство Хейнс. ISBN  1852606185 .
  • Ганстон, Билл (1975). Ранние сверхзвуковые истребители Запада . Нью-Йорк. ISBN  978-0684144917 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Бимонт, Роланд (1980). Годы испытаний . Лондон: И. Аллен. ISBN  978-0711010727 .
  • Гудолл, Джим (1992). Американские истребители и бомбардировщики-невидимки . Оцеола, Висконсин: Motorbooks International. ISBN  978-0879386092 .
  • Кейгилл, Питер (2004). Молния из кабины: полет на сверхзвуковой легенде . Барнсли: Лео Купер. ISBN  1844150828 .
  • Твисс, Питер (2005). Быстрее Солнца . Лондон: Груб-стрит. ISBN  1904943373 .
  • Гордон, Ефим; Комиссаров Дмитрий; Ригмант, Владимир (май 2015 г.). Туполев Ту-144: советский сверхзвуковой авиалайнер . Атглен, Пенсильвания: ISBN Schiffer Publishing Ltd.  9780764348945 .
  • Пиччирилло, Альберт К. (2014). Элегантность в полете: подробная история экспериментального прототипа F-16XL и его роль в летных исследованиях НАСА (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. ISBN  978-1-62683-022-6 . Проверено 20 февраля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c183daa69c9faac87a10dde3be988f3__1718737680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/f3/4c183daa69c9faac87a10dde3be988f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Supercruise - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)