Снекма М88
М88 | |
---|---|
Двигатель М88-2 на Парижском авиасалоне 2007 г. | |
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Авиационные двигатели Safran |
Основные приложения | Дассо Рафаль |
Snecma M88 — французский двигатель с форсажной камерой, турбовентиляторный разработанный компанией Snecma (теперь известной как Safran Aircraft Engines ) для истребителя Dassault Rafale .
История
[ редактировать ]Программа M88 возникла из-за необходимости в подходящей двигательной установке для задач завоевания превосходства в воздухе и наземных атак. В 1983 году Dassault Aviation планировала создать демонстратор технологий для Avion de Combat eXpérimental (ACX), который должен был взлететь в 1986 году. Хотя M88 предназначался для установки на окончательный самолет, [1] Не ожидалось, что он будет готов вовремя, поэтому первоначально ACX был оснащен двигателем General Electric F404 .
В связи с широким применением нового двигателя (поскольку самолет должен был заменить значительную часть французского парка) необходимо было, чтобы двигатель имел высокую тяговооруженность , низкий расход топлива на всех режимах полета, и долгий срок службы двигателя. [2] Дополнительные соображения были учтены в отношении хорошей ремонтопригодности и возможности модернизации (от 73 до 105 кН при использовании того же сердечника). Официально программа была запущена в 1986 году. Было решено провести летные испытания двигателя М88-2 на борту Dassault Breguet и прототипа Rafale A. [3] [4] [5] : 35 Действительно, после замены левого F404 на самолете двигатель впервые прошел летные испытания на борту Rafale A 27 февраля 1990 года. К тому времени четырнадцать M88-2 наработали 1600 часов. После этого демонстратор достиг сверхзвуковой скорости без форсажных камер, достиг высоты 50 000 футов, выдержал перегрузки -2 g и +9 g и летел под углом атаки 30 °. По состоянию на июль 2022 года двигатель M88, установленный на многоцелевом истребителе Dassault Aviation, наработал более миллиона часов. [6]
Варианты
[ редактировать ]В производстве
[ редактировать ]- М88-1
- Четырехлетняя программа проверки концепции, предшествовавшая M88-2. [5]
- М88-2
- 73 кН (7400 кгс; 16000 фунтов силы), Вариант с тягой установленный на Dassault Rafale . [5] : 35
Предложенный
[ редактировать ]- М88-3
- Вариант тяги 80–93 кН (8 200–9 500 кгс; 18 000–21 000 фунтов силы) для одномоторного легкого боевого самолета . [5] : 36 Предлагается для усовершенствованного военного самолета JAS-39 Gripen C. [7] M88-3 будет иметь новый компрессор низкого давления (LPC) с новой ступенью регулируемых лопаток статора и увеличенным массовым расходом до 73,4 кг/с (9710 фунтов/мин). [8]
- М88-4
- Вариант тяги 95–105 кН (9700–10700 кгс; 21000–24000 фунтов силы) для более тяжелого одномоторного истребителя . [5] : 36
- M88 Pack CGP (для « полной стоимости владения ») или M88-4E
- На основе исследовательского контракта, о разработке и производстве которого сообщило в 2008 году Генеральное представительство по вооружению для внедрения технических усовершенствований и снижения затрат на техническое обслуживание. Целью этой версии является снижение стоимости владения M88 и увеличение интервалов проверки основных модулей за счет увеличения срока службы горячих и вращающихся частей. Впервые он был испытан в полете 22 марта 2010 года в Истре, M02 CEV Rafale. [9]
- М123
- Предлагаемая коммерческая модификация, предназначенная для региональных самолетов, первоначально с тягой 73 кН (7400 кгс; 16 000 фунтов силы), но в конечном итоге охватывающая диапазон тяги 63–100 кН (6 400–10 200 кгс; 14 000–22 000 фунтов силы). Разработанный совместно с General Electric Aviation с целью возможной замены совместно производимого двигателя CFM56 , M123 добавил седьмую ступень компрессора высокого давления (HPC) к шестиступенчатому агрегату HPC M88. [10] Позже известный как CFM88, двигатель был предложенной силовой установкой для Regioliner, DASA / Aerospatiale / Alenia преемника MPC 75 . [11]
- М138
- Турбовинтовой транспортный вариант с активной зоной на базе двигателя М88-2, предназначенный для установки на самолет Airbus A400M . [12]
Приложения
[ редактировать ]Технические характеристики (М88-2)
[ редактировать ]Данные Safran Aircraft Engines [13]
Общие характеристики
- Тип: с дожиганием ТРДДД
- Длина: 353,8 см (139,3 дюйма)
- Диаметр: 69,6 см (27,4 дюйма)
- Сухой вес: 897 кг (1978 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: Осевой, 3-ступенчатый НД, 6-ступенчатый ВД.
- Камеры сгорания : кольцевые
- Турбина : 1-ступенчатая НД, 1-ступенчатая ВД.
Производительность
- Максимальная тяга : 50 кН (11 200 фунтов силы ) и 75 кН (16 900 фунтов силы) (с форсажной камерой)
- Общий коэффициент давления : 24,5:1
- Коэффициент байпаса : 0,3:1
- Массовый расход воздуха: 65 кг/с (143 фунта/с)
- Температура на входе в турбину: 1850 К (1577 ° C; 2870 ° F)
- Расход топлива: 3977 кг/ч (8770 фунтов/ч) и 12695 кг/ч (27990 фунтов/ч) (с форсажной камерой)
- Удельный расход топлива : 22,14 г/(кН⋅с) (0,782 фунта/(фунт-сила⋅ч)) и 47,11 г/(кН⋅с) (1,663 фунта/(фунт-сила⋅ч)) (с форсажной камерой)
- Тяговооруженность : 5,68:1 (на сухом топливе) и 8,52:1 (на форсаже).
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Snecma разрабатывает M88» . Рейс Интернешнл . Том. 124, нет. 3888. Суррей, Великобритания: IPC Transport Press. 6–12 ноября 1983 г. с. 1294. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года.
- ^ Уильямс 2002 , стр. 92, 96.
- ^ Уильямс 2002 , с. 96.
- ^ Моксон, Джулиан (16–22 марта 1986 г.). «Snecma продвигает демонстратор M88» . Рейс Интернешнл . Том. 129, нет. 4003. Суррей, Великобритания: IPC Transport Press. п. 26. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Норрис, Гай; Седбон, Гилберт (10–16 апреля 1991 г.). «Сила прогресса» . Рейс Интернешнл . Том. 139, нет. 4262. Лондон, Великобритания: Reed Business Information. стр. 32–36 . ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 13 января 2010 года.
- ^ «Двигатель Rafale Safran M88 преодолел отметку в один миллион часов работы» . 13 июля 2022 г.
- ^ Эллиотт, Саймон (21 сентября 1994 г.). «Нервный центр: Швеция готовится открыть центр тактической подготовки и переоборудования JAS39 Gripen». Рейс Интернешнл . Том. 146, нет. 4439. стр. 40+. ISSN 0015-3710 . Гейл А16135865 .
- ^ «Снекма М88» . Рейс Интернешнл . 9 июня 1999 г. с. 90. ISSN 0015-3710 . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ «Истребитель Rafale летает с модернизированным двигателем M88-4E». Архивировано 12 октября 2013 г. на конференции Wayback Machine Defense Talk, 7 мая 2010 г.
- ^ Норрис, Гай (20 марта 1991 г.). «Snecma M123 имеет военное базирование». Рейс Интернешнл . Том. 139, нет. 4259. с. 20. ISSN 0015-3710 . Гейл A10502171 .
- ^ Томалла, Волкер К. (февраль 1992 г.). Консорциум Regioplane разработает пассажирский лайнер на 80-130 мест . Наука и технологии: Европа (Отчет). Отчет JPRS. Перевод Информационной службы зарубежного вещания (опубликовано 27 марта 1992 г.). стр. 5–7.
{{cite report}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Моксон, Джулиан (14 июля 1999 г.). «Новая идентичность: Airbus ожидает решения по своей заявке на строительство большого самолета будущего Европы» . Рейс Интернешнл . Париж, Франция. стр. 34+. ISSN 0015-3710 .
- ^ «Технические характеристики Snecma M88» .
Библиография
[ редактировать ]- Уильямс, Мел, изд. (2002). «Дассо Рафаль». Суперистребители, новое поколение боевых самолетов . Лондон: Издательство AIRtime. ISBN 978-1-880588-53-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница M88 на веб-сайте Snecma
- [1] PDF-файл Snecma M88
- Статья Flight Global о M88-2