Военный самолет
Военный самолет — это любой с неподвижным или вертолетным крылом самолет , который эксплуатируется законными или повстанческими вооруженными силами любого типа. [ 1 ] Военные самолеты могут быть как боевыми, так и небоевыми:
- Боевые самолеты , такие как истребители и бомбардировщики , предназначены для уничтожения техники или личного состава противника с использованием собственных авиационных боеприпасов . [ 1 ] Боевые самолеты обычно разрабатываются и закупаются только вооруженными силами.
- Небоевые самолеты , такие как транспортники и танкеры, не предназначены для боевых действий в качестве своей основной функции, но могут нести оружие для самообороны. Они в основном выполняют вспомогательные функции и могут разрабатываться либо вооруженными силами, либо гражданскими организациями.
История
[ редактировать ]Легче воздуха
[ редактировать ]В 1783 году, когда были созданы первые практические самолеты (воздушные и водородные шары), их быстро приняли на вооружение. [ 2 ] Первым военным аэростатным подразделением был Французский аэростатический корпус , который в 1794 году управлял наблюдательным воздушным шаром во время битвы при Флерюсе , первого крупного сражения, в котором применялось наблюдение с воздуха. [ 3 ] Воздушные шары продолжали использоваться на протяжении всего XIX века, в том числе во время наполеоновских войн и франко-прусской войны , для наблюдения и распространения пропаганды . [ 4 ] Во время Первой мировой войны немецкие «Цеппелины» дирижабли совершали многочисленные воздушные налеты на британские города, а также использовались для наблюдения. [ 4 ] В 1920-х годах ВМС США приобрели несколько нежестких дирижаблей , первым из которых был принят на вооружение К-1 в 1931 году. Их использование в США, а также других странах продолжалось и во время Второй мировой войны . ВМС США списали свои последние воздушные шары в 1963 году. [ 5 ] С тех пор использовалось лишь несколько военных самолетов легче воздуха, таких как американский Blimp MZ-3 , который использовался для исследований и разработок ВМС США с 2006 по 2017 год.
Тяжелее воздуха
[ редактировать ]Вскоре после первого полета Wright Flyer несколько военных заинтересовались самолетами с двигателем. В 1909 году армия Соединенных Штатов приобрела Wright Military Flyer , двухместный самолет наблюдения, для авиационной дивизии Корпуса связи США . Он прослужил до 1911 года, когда самолеты с двигателем стали важной особенностью в нескольких армиях по всему миру. [ 6 ] Самолеты выполняли воздушную разведку и тактические бомбардировки во время итало-турецкой войны , а в Первую Балканскую войну были проведены первые военно-морские операции. Фоторазведывательные и пропагандистские листовки последовали во время Второй Балканской войны .
Воздушные бои были заметным компонентом Первой мировой войны, поскольку во время войны была разработана истребительная авиация, стали возможны стратегические бомбардировки на большие расстояния. [ 7 ] и самолеты были переброшены с авианосцев . Самолеты также взяли на себя более разнообразные вспомогательные функции, в частности, медицинскую эвакуацию , и использовали новое оружие, такое как ракеты «воздух-воздух», для использования против разведывательных воздушных шаров. [ 8 ] В межвоенный период авиационные технологии быстро развивались, и боевые самолеты становились все более функциональными. автожиры и вертолеты . В это же время были разработаны [ нужна ссылка ] Во время Второй мировой войны военная авиация достигла новых высот. Решающие воздушные сражения повлияли на исход войны, первые реактивные самолеты выполняли боевые вылеты, крылатые и баллистические ракеты, впервые были развернуты в бой десантировались десантники и грузы, по воздуху доставлялось ядерное оружие , положившее конец войне.
В эпоху холодной войны авиационные технологии продолжали развиваться чрезвычайно быстрыми темпами. Скорость реактивных самолетов превысила 1 и 2 Маха, вооружение переключилось в основном на ракеты, самолеты стали оснащаться более сложной авионикой, дозаправка в воздухе стала практичной, а транспортные самолеты выросли в размерах. Самолеты-невидимки начали разрабатываться в 1970-х годах и приняли участие в боевых действиях в 1980-х.
Бой
[ редактировать ]Боевые самолеты, или «боевые самолеты», в целом делятся на истребители , бомбардировщики , штурмовики , средства радиоэлектронной борьбы , морские , многоцелевые и беспилотные самолеты. Между ними существуют вариации, включая истребители-бомбардировщики , такие как МиГ-23 штурмовик и советский Ил-2 . В число боевых самолетов также входят морские патрульные самолеты дальнего действия , такие как Hawker Siddeley Nimrod и S-3 Viking , которые часто оснащены для атаки противокорабельными ракетами и противолодочным вооружением .
Истребители
[ редактировать ]Основная роль истребителей — уничтожение самолетов противника в воздушном бою в рамках как наступательных, так и оборонительных противовоздушных операций. Многие истребители также обладают определенной способностью атаковать наземные цели, что позволяет им выполнять задачи по наземной атаке и непосредственной поддержке с воздуха. Помимо выполнения противовоздушных задач, им поручено выполнять задачи по сопровождению бомбардировщиков или других самолетов. Истребители способны нести разнообразное вооружение, включая пулеметы, автопушки, ракеты , управляемые ракеты и бомбы . Многие современные истребители могут атаковать истребители противника с большого расстояния еще до того, как противник их увидит или обнаружит. Примеры таких истребителей включают F-35 Lightning II , F-22 Raptor , F-15 Eagle и Су-27 .
Бомбардировщики
[ редактировать ]Бомбардировщики обычно крупнее, тяжелее и менее маневренны, чем истребители. Они способны нести большую полезную нагрузку в виде бомб, торпед или крылатых ракет. Бомбардировщики используются почти исключительно для наземных атак и недостаточно быстры и маневренны, чтобы противостоять истребителям противника лицом к лицу. Некоторые из них имеют один двигатель, и для работы требуется один пилот, в то время как другие имеют два или более двигателей и требуют экипажа из двух или более человек. Ограниченное количество бомбардировщиков, таких как B-2 Spirit , обладают возможностями малозаметности , которые не позволяют им быть обнаруженными радарами противника. Примером обычного современного бомбардировщика может служить B-52 Stratofortress . Примером бомбардировщика времен Второй мировой войны может служить B-17 Flying Fortress . Примером бомбардировщика времен Первой мировой войны может служить Handley Page O/400 . Бомбардировщики включают легкие бомбардировщики , средние бомбардировщики , тяжелые бомбардировщики , пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы .
Штурмовик
[ редактировать ]Штурмовики могут использоваться для поддержки дружественных наземных войск. Некоторые из них способны нести обычное или ядерное оружие далеко в тылу противника для нанесения ударов по приоритетным наземным целям. Ударные вертолеты атакуют бронетехнику противника и обеспечивают непосредственную воздушную поддержку наземным войскам. Примером исторического штурмовика является советский Ил-2 . Несколько типов транспортных самолетов были вооружены боковым вооружением в качестве боевых кораблей для наземных атак. К ним относятся боевые корабли AC-47 и AC-130 .
Электронная война
[ редактировать ]Самолет радиоэлектронной борьбы – это военный самолет, оборудованный для ведения радиоэлектронной борьбы , т.е. снижения эффективности радиолокационных и радиосистем противника. Обычно это модифицированные версии других ранее существовавших самолетов. Недавним примером может служить EA-18G Growler , который представляет собой модифицированную версию F/A-18F Super Hornet . [ 9 ]
Морской патруль
[ редактировать ]Морской патрульный самолет — это военный самолет с неподвижным крылом, предназначенный для длительных полетов над водой в роли морского патрулирования, в частности , противолодочного , противокорабельного , а также поисково-спасательного . Для этой цели были разработаны некоторые патрульные самолеты, например Kawasaki P-1 . [ 10 ] Многие другие представляют собой модифицированные конструкции ранее существовавших самолетов, например, Boeing P-8 Poseidon , созданный на основе авиалайнера Boeing 737-800 . [ 11 ] Хотя термин «морской патрульный самолет» обычно относится к самолетам с неподвижным крылом, другие типы самолетов, такие как дирижабли и вертолеты, также использовались в тех же целях.
Многоцелевой
[ редактировать ]Многие современные боевые самолеты обладают многоцелевыми возможностями. Обычно этот термин применяется только к самолетам с неподвижным крылом и означает способность переключаться между ролями «воздух-воздух» и «воздух-земля», иногда даже во время одной и той же миссии. Примером многоцелевой конструкции являются F-15E Strike Eagle , Eurofighter Typhoon , Rafale Dassault и Panavia Tornado . Примером Второй мировой войны может служить P-38 Lightning . [ 12 ] Вертолет общего назначения также может считаться многоцелевым самолетом и выполнять такие функции, как непосредственная воздушная поддержка , воздушный штурм , военная логистика , эвакуация , медицинская эвакуация , командование и контроль , а также транспортировка войск . [ 13 ]
Беспилотный
[ редактировать ]Боевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не имеют экипажа, а управляются дистанционным оператором. Они могут иметь разную степень автономии . БПЛА часто вооружены бомбами , ракетами класса «воздух-поверхность» или другими авиационными средствами . Их использование обычно включает целенаправленные убийства , точные авиаудары и воздушные перехваты , а также другие формы ведения войны с помощью дронов .
небоевой
[ редактировать ]Небоевые функции военных самолетов включают поиск и спасение , разведку , наблюдение , воздушное раннее предупреждение и контроль , транспортировку , обучение и дозаправку в воздухе .
Многие гражданские самолеты, как с неподвижным, так и с вертолетным крылом, производились в виде отдельных моделей для военного использования, например, гражданский авиалайнер Douglas DC-3 , ставший военным C-47 Skytrain , и британские транспортные самолеты «Дакота», и десятилетиями ВВС США позже - боевые корабли AC-47 Spooky . Даже двухместный Piper J-3 Cub с тканевой обшивкой имел военную версию. Планеры и воздушные шары также использовались в качестве военных самолетов; например, воздушные шары использовались для наблюдения во время Гражданской войны в США и во время Первой мировой войны , а военные планеры использовались во время Второй мировой войны для доставки наземных войск при воздушных десантах .
Военный транспорт
[ редактировать ]Военно-транспортные (логистические) самолеты в основном используются для перевозки войск и военных грузов. Груз может быть прикреплен к поддонам, которые легко загружаются, закрепляются для полета и быстро выгружаются для доставки. Грузы также могут сбрасываться с летающих самолетов на парашютах , что исключает необходимость приземления. В эту категорию также включены воздушные танкеры ; эти самолеты могут дозаправлять другие самолеты во время полета . Примером транспортного самолета является C-17 Globemaster III . Примером Второй мировой войны может служить C-47 . Примером танкера может служить Stratotanker KC-135 . Транспортные вертолеты и планеры могут доставлять войска и припасы в районы, где другие самолеты не смогут приземлиться. Назвать военно-транспортный самолет «грузовым» неточно, поскольку военно-транспортные самолеты способны перевозить десантников и другой личный состав.
Воздушное раннее предупреждение и контроль
[ редактировать ]Бортовая система дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) — бортовая радиолокационная система, предназначенная для обнаружения самолетов, кораблей и наземной техники на больших дальностях, а также контроля и управления боевым пространством в воздушном бою путем направления ударов истребителей и штурмовиков. Подразделения AEW&C также используются для наблюдения, в том числе за наземными целями, и часто выполняют функции C2BM (командование и управление, управление боем), аналогичные диспетчеру движения в аэропорту, который осуществляет военное командование другими силами. Используемые на большой высоте радары самолета позволяют операторам различать дружественные и вражеские самолеты на расстоянии сотен миль.
Самолеты AEW&C используются как для оборонительных, так и для наступательных воздушных операций и являются для обученных или интегрированных военно-воздушных сил НАТО и США тем же, чем центр боевой информации для военно-морского корабля , плюс высокомобильная и мощная радиолокационная платформа. Система используется в наступлении для направления истребителей в целевые позиции и в обороне для отражения контратак сил противника, как воздушного, так и наземного. Преимущество командования и управления с большой высоты настолько полезно, что ВМС США используют самолеты ДРЛО и управления на своих суперавианосцах, чтобы дополнить и защитить свой боевой информационный центр авианосца (CIC).
AEW&C также известен под более старыми терминами «бортовое дальнее предупреждение» (AEW) и «бортовая система предупреждения и управления» (AWACS, /ˈeɪwæks/ ay-waks), хотя AWACS — это название конкретной системы, которая в настоящее время используется НАТО и ВВС США. и часто ошибочно используется для описания подобных систем.
Разведка и наблюдение
[ редактировать ]Самолеты-разведчики в основном используются для сбора разведывательной информации. Они оснащены камерами и другими датчиками. Эти самолеты могут быть специально разработаны или модифицированы из базового типа истребителя или бомбардировщика. Эту роль все чаще выполняют военные спутники и беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Самолеты наблюдения и наблюдения используют радары и другие датчики для наблюдения за полем боя, наблюдения за воздушным пространством , морского патрулирования и обнаружения артиллерии . К ним относятся модифицированные конструкции гражданских самолетов, пришвартованные аэростаты и БПЛА.
Экспериментальный
[ редактировать ]Экспериментальные самолеты предназначены для проверки передовых аэродинамических, структурных, авиотических или двигательных концепций. Обычно они хорошо оснащены приборами, а данные о характеристиках передаются по радиочастотным каналам передачи данных на наземные станции, расположенные на испытательных полигонах, где они летают. Примером экспериментального самолета является Bristol 188 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ганстон 1986, с. 274
- ^ Гилмартин, Джон Ф. младший. «Военная авиация». Британская энциклопедия Интернет. Британская энциклопедия и Интернет. 11 мая 2015 г. (март 2015 г.)
- ^ «История воздушных шаров в войне» . ббрклуб . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Воздушная война в годы Первой мировой войны» . Британская библиотека . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Воздушные шары во Второй мировой войне» . www. Century-of-Flight.net . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Первый в мире военный самолет» . Национальный музей авиации и космонавтики . 23 июля 2009 г. Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Мансон, Кеннет (2004). Бомбардировщики: патрульные и разведывательные самолеты 1914-1919 гг . Лондон: Книги Баунти. ISBN 0-7537-0918-Х . OCLC 56387422 .
- ^ «Краткая история ракетной техники» . Космическая связь НАСА. Архивировано из оригинала 5 августа 2006 года . Проверено 19 августа 2006 г.
- ^ EA-18G Growler Boeing Получено 20 января 2016 г.
- ^ Kawasaki P-1 Kawasaki Aerospace Company Получено 20 января 2017 г.
- ^ P-8 Poseidon Boeing Получено 20 января 2017 г.
- ↑ Дуайер, Ларри (17 сентября 1997 г.). « Локхид Р38 Лайтнинг ». Интернет-музей истории авиации
- ^ «Вертолет общего назначения» .
- Ганстон, Билл (1986). Аэрокосмический словарь Джейн . Лондон, Англия: Jane's Publishing Company Limited. ISBN 0-7106-0365-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с военными самолетами, на Викискладе?