Локхид С-3 Викинг
С-3 Викинг | |
---|---|
![]() | |
С-3А «Викинг» из противолодочной эскадрильи VS-37 Sawbucks | |
Роль | Палубный противолодочный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Корпорация Локхид |
Первый полет | 21 января 1972 г. |
Введение | 20 февраля 1974 г. |
Ушедший на пенсию | 2016 (ВМФ) 2021 (НАСА) |
Основные пользователи | ВМС США НАСА |
Произведено | 1974–1978 |
Количество построенных | 188 |
Lockheed S-3 Viking четырьмя экипажами, — двухмоторный турбовентиляторный с реактивный самолет разработанный и производимый американским аэрокосмическим производителем Lockheed Corporation . Из-за характерного звука его прозвали «Военным пылесосом» в честь бренда пылесоса .
S-3 был разработан в ответ на программу VSX, проводимую ВМС США (USN) по закупке самолета-преемника противолодочной борьбы (ПЛО) Grumman S-2 Tracker . Он был разработан при содействии компании Ling-Temco-Vought (LTV) как палубный , дозвуковой, всепогодный, дальний, многоцелевой самолет.
21 января 1972 года прототип YS-3A этого типа совершил первый полет . Поступив на регулярную службу в феврале 1974 года, он оказался надежной рабочей лошадкой. В роли противолодочной обороны С-3 нес автоматизированное вооружение и средства дозаправки в воздухе . Дальнейшие варианты, такие как (ELINT) ES-3A Shadow палубная платформа электронной разведки и US-3A палубная платформа общего назначения и грузовых автомобилей , появились в 1980-х и 1990-х годах. В конце 1990-х годов основное предназначение С-3Б сместилось на ведение боевых действий на надводных поверхностях и дозаправку в воздухе группы авианосной боевой . Он участвовал в боях во время войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов, югославских войн в середине-конце 1990-х годов и войны в Афганистане в 2000-х годах.
S-3 был выведен из состава фронтового флота на борту авианосцев в январе 2009 года, его задачи взяли на себя P-3C Orion , P-8 Poseidon , SH-60 Seahawk и F/A-18E/F. Супер Хорнет . В течение более десяти лет после этого некоторые S-3 эксплуатировались 30-й воздушной испытательной и оценочной эскадрильей ( VX-30 ) на военно-морской базе округа Вентура / NAS Point Mugu , Калифорния, для операций по разминированию дальности и наблюдения на полигоне NAVAIR Point Mugu. . Эти последние экземпляры, находящиеся на вооружении ВМС США, были сняты с вооружения в начале 2016 года. Последний действующий S-3 использовался Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства ( НАСА ) в его Исследовательском центре Гленна, пока НАСА не сняло его с вооружения в середине 2021 года. Большинство снятых с вооружения S-3 были отправлены на хранение, пока изучались варианты их будущего. В 2010-х годах Lockheed Martin предложила переоборудовать их для доставки на борт авианосца . ВМС Республики Корея также планировали использовать возрожденные С-3 для противолодочной обороны; эти планы были отменены в 2017 году.
Разработка
[ редактировать ]

В середине 1960-х годов ВМС США (USN) сформулировали требование VSX (Тяжелее воздуха, противолодочные, экспериментальные средства), согласно которому в качестве замены требовался специальный противолодочный самолет, способный взлетать с авианосцев. для существующего запаса трекеров Grumman S-2 с поршневыми двигателями . Служба объявила запрос предложений промышленности. В августе 1968 года команде под руководством Lockheed, а также конкурирующей команде, в которую входили Convair и Grumman , было предложено продолжить разработку своих предложений для удовлетворения этого требования. [1]
На этом этапе в Lockheed признали, что у нее мало опыта в проектировании палубных самолетов, поэтому компания обратилась к промышленному конгломерату Ling-Temco-Vought (LTV), который присоединился к команде. LTV взяла на себя ответственность за проектирование различных элементов планера, таких как складные крылья и хвостовое оперение, мотогондолы и шасси, некоторые из которых были заимствованы у более ранних LTV A-7 Corsair II и Vought F-8. Крестоносец . Компания Sperry Univac Federal Systems получила задание разработать бортовые компьютеры самолета, которые интегрировали бы входные данные от датчиков и гидроакустических буев . [2] [3]
4 августа 1969 года конструкция Lockheed была выбрана победителем конкурса VSX; заказ на восемь прототипов, получивших обозначение YS-3A . Компания оперативно получила [4] [5] 21 января 1972 года первый прототип совершил свой первый полет под управлением военного летчика-испытателя Джона Кристиансена . [6] [2] Летные испытания прошли быстро и без каких-либо серьезных проблем; два года спустя С-3 поступил на вооружение ВМС США. Всего за время серийного производства этого типа, продолжавшегося с 1974 по 1978 год, было построено 186 самолетов С-3А. [5] Большинство уцелевших S-3A позже были модернизированы до улучшенного варианта S-3B , а 16 самолетов также были переоборудованы в ES-3A Shadow самолеты для сбора электронной разведки (ELINT).
Дизайн
[ редактировать ]Lockheed S-3 Viking — обычный моноплан с свободнонесущим плечевым крылом . [7] очень слегка стреловидный, с углом передней кромки 15° и почти прямой задней кромкой. Его сдвоенные GE TF-34 с большим двухконтурным режимом, турбовентиляторные двигатели установленные в гондолах под крыльями, обеспечивают превосходную топливную экономичность, обеспечивая «Викингу» необходимую дальность полета и выносливость. [8] сохраняя при этом относительно послушные характеристики двигателя. [9]

На самолете могут разместиться четыре члена экипажа (три офицера и один рядовой) с пилотом и вторым пилотом/тактическим координатором (COTAC) в передней части кабины и тактическим координатором (TACCO) и оператором датчиков (SENSO) в задней части. [5] Вход осуществляется через люк/лестницу, складывающуюся в нижней правой части фюзеляжа за кабиной, между задним и передним сиденьями по правому борту. [8] Когда в конце 1990-х годов роль самолета в борьбе с подводными лодками (ПЛО) закончилась, зачисленные SENSO были исключены из экипажа. В конфигурации экипажа танкера S-3B обычно летал с пилотом и вторым пилотом / COTAC. [10] [ самостоятельный источник ] Крыло оснащено передней кромкой и закрылками Фаулера . Спойлеры установлены как на верхней, так и на нижней поверхности крыльев. Все рулевые поверхности приводятся в действие двойными необратимыми системами с гидравлическим усилителем. В случае отказа двойной гидравлики аварийная система управления полетом (EFCS) позволяет осуществлять ручное управление со значительно увеличенными усилиями на рукоятке и меньшими полномочиями управления. [11]
В отличие от многих тактических самолетов, которым требовалось наземное оборудование, С-3 был оснащен вспомогательной силовой установкой (ВСУ) и мог запускаться без посторонней помощи. Оригинальная ВСУ самолета могла обеспечивать лишь минимальную электроэнергию и сжатый воздух как для охлаждения самолета, так и для пневматических стартеров двигателей. Более новая, более мощная ВСУ могла бы обеспечить полное электрическое обслуживание самолета. Сама ВСУ запускалась от гидроаккумулятора путем дергания за рукоятку в кабине. Питание аккумулятора ВСУ осуществлялось от первичной гидросистемы, но его можно было накачивать и вручную (с большим усилием) из кабины. [10] [ самостоятельный источник ]
Все члены экипажа сидят на катапультируемых сиденьях Douglas Escapac с нулевым катапультированием, обращенных вперед и стреляющих вверх . В режиме «группового катапультирования» инициирование катапультирования с любого из передних сидений приводит к последовательному катапультированию всего экипажа, при этом задние сиденья катапультируются на 0,5 секунды раньше передних, чтобы обеспечить безопасное разделение (это было сделано для того, чтобы помешать пилотам, которые были более осведомлены о том, что происходило за пределами самолета, из-за катапультирования без остального экипажа или необходимости отложить катапультирование, чтобы приказать экипажу катапультироваться в экстренной ситуации, катапультирование с любого заднего сиденья не привело бы к катапультированию пилотов, которым пришлось инициировать собственное катапультирование; , чтобы предотвратить потерю самолета в случае преждевременного катапультирования заднего члена экипажа. Если пилот катапультировался преждевременно, самолет все равно был потерян, а автоматическое катапультирование предотвратило столкновение экипажа с беспилотным самолетом до того, как он узнал о том, что произошло). Задние сиденья имеют возможность самостоятельного катапультирования, при этом последовательность катапультирования включает пиротехнический заряд, который убирает задние лотки с клавиатурой в сторону от пассажиров непосредственно перед катапультированием. Для безопасного катапультирования необходимо, чтобы сиденья были утяжелены попарно, а при полете с одним членом экипажа сзади незанятое сиденье оснащается балластом. [10] [ самостоятельный источник ]
На момент поступления в состав флота S-3 продемонстрировал беспрецедентный уровень системной интеграции. Предыдущие самолеты противолодочной обороны, такие как Lockheed P-3 Orion и предшественник S-3, Grumman S-2 Tracker , имели отдельные приборы и элементы управления для каждой сенсорной системы. Операторы датчиков часто отслеживали следы бумаги, используя механические штангенциркули для точных измерений и комментируя данные, записывая их на листе бумаги. Начиная с S-3, все сенсорные системы были интегрированы через единый цифровой компьютер общего назначения (GPDC). Каждое место экипажа имело собственный дисплей, дисплеи второго пилота/COTAC, TACCO и SENSO представляли собой многоцелевые дисплеи (MPD), способные отображать данные от любой из множества систем. Этот новый уровень интеграции позволил экипажу консультироваться друг с другом, исследуя одни и те же данные на нескольких станциях одновременно, управлять рабочей нагрузкой путем перераспределения ответственности за данный датчик от одной станции к другой и легко комбинировать подсказки от каждого датчика для классификации слабых целей. . В результате этой интеграции четырехэкипажный S-3 считался примерно эквивалентным по возможностям гораздо более крупному P-3, управляемому экипажем из 12 человек. [ нужна ссылка ]
Самолет имеет две подкрыльевые точки подвески, на которых можно нести топливные баки, бомбы общего назначения и кассетные бомбы, ракеты, ракеты и контейнеры для хранения. [5] Он также имеет четыре внутренних бомбовых отсека, которые можно использовать для перевозки бомб общего назначения, воздушных торпед и специальных запасов (ядерное оружие B57 и B61). На борту имеется пятьдесят девять гидроакустических буев , а также специальный парашют для поисково-спасательных операций (SAR). С-3 оснащен системой противодействия АЛЕ-39 и может нести до 90 снарядов соломы , сигнальных ракет и одноразовых постановщиков помех (или их комбинации) в трех дозаторах. выдвижной детектор магнитных аномалий (MAD). В хвостовой части установлен [5]
В конце 1990-х годов роль С-3Б была изменена с противолодочной (ПЛО) на противолодочную (ПЛО). В результате этой смены роли была удалена стрела MAD вместе с несколькими сотнями фунтов электроники для обнаружения подводных лодок. Поскольку возможностей обработки гидроакустических буев не осталось, большинство желобов гидроакустических буев были закрыты заглушками. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]
20 февраля 1974 года S-3A официально вступили в строй СОРОК ОДНОЙ воздушной противолодочной эскадрильи (VS-41) «Трилистники» на авиабазе Северный остров в Калифорнии, которая служила первой эскадрильей замены флота S-3 ( ФРС) как для Атлантического, так и для Тихоокеанского флотов, пока в 1980-х годах не была создана отдельная ФРС Атлантического флота ВС-27. Первый боевой поход S-3A состоялся в 1975 году с VS-21 «Fighting Redtails» на борту военного корабля США «Джон Ф. Кеннеди» . [10] [ самостоятельный источник ]
Первоначальные операции «Викинга» были несколько затруднены в среде авианосца, его сложные системы полетов во многом зависели от компьютера миссии, который часто «сбрасывался» во время стресса взлета с помощью катапульты, требуя от экипажа перезапустить его и перезагрузите программное обеспечение. [5] ВМС США также закупили недостаточное количество запасных частей, что негативно отразилось на боеготовности самолета к боевым действиям. Производительность значительно улучшилась после того, как был обеспечен достаточный запас запасных частей, что позволило S-3 стать ценным противолодочным средством, а также хорошей платформой для наблюдения за поверхностью. [5]
Начиная с 1987 года большинство С-3А постепенно модернизировались до улучшенного стандарта С-3Б ; это включало добавление нескольких новых датчиков, авионики и систем вооружения, включая возможность запуска AGM-84 Harpoon противокорабельной ракеты . [12] [5] S-3B также мог быть оснащен внешними топливными баками , которые позволяли «Викингу» дозаправлять другие самолеты. В июле 1988 года VS-30 стала первой эскадрильей флота, получившей S-3B с расширенными возможностями, оснащенный Harpoon / ISAR, базирующийся на авиабазе NAS Cecil Field в Джексонвилле, Флорида .
Также производились дополнительные, часто более специализированные варианты. 16 S-3A были переоборудованы в ES-3A Shadow для выполнения задач палубной радиоэлектронной разведки (ELINT). Шесть самолетов, получивших обозначение US-3A , были переоборудованы под требования специализированного грузового авиаперевозчика с ограниченной доставкой на борт (COD). [12] Эта модель сыграла ключевую роль в военных усилиях США по облегчению кризиса с заложниками в Иране в 1979–1981 годах. [5] Планировалась также разработка КС-3А самолета -заправщика палубного , но в конечном итоге эта программа была отменена после переоборудования всего одного раннего образца С-3А. [13]
В результате распада Советского Союза и распада Варшавского договора в начале 1990-х годов советско-российская подводная угроза воспринималась как значительно уменьшенная, и «Викинги» удалили большую часть своего противолодочного оборудования. Впоследствии задача самолета была изменена на поиск морской поверхности, морскую и наземную атаку, загоризонтное наведение на цель и дозаправку самолетов. [3] [12] В результате после 1997 года экипаж S-3B обычно состоял из одного пилота и второго пилота [NFO]; дополнительные сиденья остались на С-3Б и могли использоваться дополнительными членами экипажа для выполнения определенных задач. Чтобы отразить эти новые задачи, эскадрильи «Викингов» были переименованы из «Воздушных противолодочных эскадрилий» в «Эскадрильи морского управления». [5]
До вывода самолета из боевого использования на борту авианосцев США был реализован ряд программ модернизации. К ним относится модернизация бортовой инерциальной навигационной системы Carrier II (CAINS II), которая заменила старое инерциальное навигационное оборудование на кольцевые лазерные гироскопы с Honeywell EGI (усовершенствованная инерциальная навигационная система GPS ) и добавила цифровые электронные летные приборы (EFI). В систему Maverick Plus (MPS) добавлена возможность применения AGM-65E ракет класса «воздух-поверхность» с лазерным или инфракрасным наведением AGM-65F, а также противостоящей ракеты расширенного реагирования наземной атаки AGM-84H/K (SLAM). /ER). SLAM/ER представляет собой крылатую ракету с GPS/инерциальным/инфракрасным наведением, созданную на базе AGM-84 Harpoon, которой может управлять летный экипаж на конечном этапе полета, если на самолете имеется блок передачи данных AWW-13. [3]
S-3B широко использовался во время войны в Персидском заливе 1991 года , выполняя задачи нападения, заправки и разведки, а также запуская ложные цели ADM-141 TALD . Один из таких самолетов, запущенный с авианосца USS Theodore Roosevelt (CVN-71) , был ответственен за уничтожение иракского противокорабельного ракетного комплекса «Шелкопряд» , выпустив по нему ракеты AGM-84 SLAM. [14] Обычно его использовали для поиска ракетной установки «Скад». Викинги также обнаружили и нанесли удары по многочисленным иракским военным кораблям и даже уничтожили зенитные огневые точки и береговые радары. [14] [5] Война в Персидском заливе была первым событием, в котором этот тип использовался на суше для нанесения ударов с воздуха. [ нужна ссылка ]
«Викинг» также участвовал в югославских войнах 1990-х годов и в операции «Несокрушимая свобода» в 2000-х годах. В последнем случае, на начальном этапе войны в Афганистане в октябре 2001 года, многие «Викинги» были задействованы в качестве танкеров для постоянных вылетов на дозаправку для поддержки различных истребителей, дислоцированных на борту американских авианосцев, давая им необходимую выносливость для полетов в зону конфликта и обратно. [14] [5]
Электронное наблюдение
[ редактировать ]Первый ЕС-3А был поставлен в 1991 году и поступил на вооружение после двух лет испытаний. ВМС США сформировали две эскадрильи, каждая из которых оснащена восемью ES-3A, дислоцированные как на Атлантическом, так и на Тихоокеанском флотах, для обеспечения отрядов, состоящих обычно из двух самолетов, десяти офицеров и 55 рядовых летных экипажей, обслуживающего и вспомогательного персонала (которые включали/поддерживали четыре полных экипажей) к развертыванию авиакрыльев авианосцев. Эскадрилья Тихоокеанского флота, Fleet Air Reconnaissance Squadron FIVE (VQ-5) , «Морские тени», первоначально базировалась на бывшей авиабазе NAS Agana , Гуам, но позже была переведена на NAS North Island в Сан-Диего, Калифорния , вместе с Тихоокеанским флотом S. -3 эскадрильи «Викинг», когда NAS Agana закрылась в 1995 году в результате решения о перестройке и закрытии базы (BRAC) 1993 года. Эскадрилья Атлантического флота, VQ-6 «Черные вороны », первоначально базировалась вместе со всеми S-3 Vikings Атлантического флота на бывшем авиабазе Сесил Филд в Джексонвилле, Флорида, но позже переехала в Джексонвилл , примерно в 10 милях (16 км). на востоке, когда NAS Cecil Field была закрыта в 1999 году в результате того же решения BRAC 1993 года, которое закрыло NAS Agana. [ нужна ссылка ]

ES-3A действовал в основном с авианосными боевыми группами , обеспечивая органическую поддержку «индикацией и предупреждением» командирам групп и объединенных театров военных действий. В дополнение к своим функциям предупреждения и разведки, а также чрезвычайно стабильным характеристикам управляемости и дальности полета, Shadows были предпочтительным танкером-заправщиком (самолетом, обеспечивающим дозаправку возвращающихся самолетов). Они также были развернуты в зонах активных боевых действий и использовались над Югославией для определения целей, а также для обеспечения соблюдения бесполетной зоны над Ираком. [14] Сообщается, что во время своего развертывания «Тени» налетали в среднем более 100 часов в месяц. Чрезмерное использование привело к более ранней, чем ожидалось, замене оборудования, когда средства морской авиации были ограничены, что сделало их легкой мишенью для лиц, принимающих решения с учетом бюджета. Некоторые официальные лица также сочли этот тип слишком дорогим для продолжения эксплуатации. [5] В 1999 году обе эскадрильи ES-3A и все 16 самолетов были выведены из эксплуатации, а инвентарь ES-3A помещен на хранение Группы аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARG) на авиабазе Дэвис-Монтан , штат Аризона. [ нужна ссылка ]
Иракская война
[ редактировать ]S-3 был активным участником операции «Иракская свобода» — вторжения США в Ирак; он в основном выполнял разведывательные и разведывательные миссии для поддержки других сил коалиции. [5] Однажды, в марте 2003 года, одиночный S-3B Viking из 38-й эскадрильи морского управления («Красные грифоны»), пилотируемый Ричардом МакГратом-младшим, с авианосца USS Constellation (CV-64), успешно выполнил срочную задачу. удар, выпустив ракету Maverick с лазерным наведением, которая нейтрализовала важную цель иракских военно-морских сил и руководства в портовом городе Басра , Ирак . [14] Это был первый случай запуска С-3 ракеты Maverick с лазерным наведением. в бою [5] По мере развития конфликта S-3 регулярно использовались в качестве самолетов наблюдения, часто для выявления самодельных взрывных устройств (СВУ) и повстанцев, которые их установили. [5]

1 мая 2003 года президент США Джордж Буш перелетел в кресле второго пилота самолета VS-35 Viking с авианосца Северный остров , Калифорния, на авианосец USS Авраам Линкольн у побережья Калифорнии; хотя авианосец находился в пределах досягаемости вертолетов, считается, что С-3 использовался как средство задания желаемого тона. [14] На борту авианосца он произнес свою речь « Миссия выполнена », в которой объявил об окончании крупных боевых действий во время вторжения в Ирак в 2003 году . [14] Во время полета самолет использовал президентский Navy позывной One . Самолет, на котором летал президент Буш, вскоре после этого был списан и 15 июля 2003 года был принят в качестве экспоната в Национальном музее военно-морской авиации в ВМС Пенсаколы , Флорида.
В период с июля по декабрь 2008 года VS-22 Checkmate, последняя эскадрилья морского управления, эксплуатировала отряд из четырех S-3B с авиабазы Аль-Асад в провинции Аль-Анбар , в 180 милях (290 км) к западу от Багдада. Самолеты были оснащены капсулами LANTIRN и осуществляли нетрадиционную разведку, наблюдение и рекогносцировку. [14] После более чем 350 вылетов «Шахматы» вернулись в NAS Джексонвилл, Флорида, 15 декабря 2008 года. Эскадрилья была расформирована 29 января 2009 года. [15]
Последние годы и выход на пенсию
[ редактировать ]

Предлагаемый планер, известный как Common Support Aircraft, был предложен в качестве преемника S-3, E-2 и C-2 , но эта инициатива не была реализована. В 1998 году ВМС США заключили с Lockheed Martin контракт на 40 миллионов долларов на проведение полномасштабных усталостных испытаний существующих S-3; эти испытания, начавшиеся в июне 2001 года, были направлены на продление срока службы каждого оставшегося самолета, срок службы конструкции которого первоначально был сертифицирован в 13 000 летных часов. Была надежда, что это время можно будет продлить до 17 750 часов. [16]
Последняя палубная эскадрилья S-3B, VS-22, была выведена из эксплуатации в NAS Джексонвилле 29 января 2009 года. На следующий день было выведено из эксплуатации крыло Sea Control Atlantic вместе с последними S-3, находившимися на вооружении передового флота. [17] [5]
В июне 2010 года первый из трех самолетов S-3, патрулировавших Тихоокеанского ракетного испытательного центра полигон у побережья Калифорнии, был повторно активирован и доставлен. Более высокая скорость реактивного самолета, десятичасовая автономность, современный радар и блок наведения LANTIRN позволили ему быстро подтвердить, что на испытательном полигоне нет сбившихся с пути кораблей и самолетов, прежде чем начать испытания. [18] Эти S-3B эксплуатируются 30-й воздушной испытательной и оценочной эскадрильей ( VX-30 ), базирующейся на авиабазе NAS Point Mugu , Калифорния. [19] [20] К концу 2015 года ВМС США использовали в общей сложности три «Викинга» в качестве вспомогательных. Один из них был переведен на The Boneyard в ноябре 2015 года, а два последних были выведены из эксплуатации: один хранился, а другой был передан НАСА 11 января 2016 года, что привело к официальному выводу S-3 из эксплуатации ВМФ. [21] [22]
В 2004 году НАСА приобрело четыре из снятых с вооружения S-3B для использования в своем Исследовательском центре Гленна . [12] В 2009 году одному из этих самолетов (USN BuNo 160607) была присвоена гражданская регистрация N601NA , он участвовал в многочисленных испытаниях, проводимых агентством. Более десяти лет этот самолет летал почти каждый день в поддержку различных исследовательских программ; [12] Одной из таких инициатив стало определение новых стандартов связи Федерального управления гражданской авиации для беспилотных летательных аппаратов, работающих в воздушном пространстве США. [23] Однако нехватка запасных частей и возрастающие трудности с обслуживанием этого типа означали, что их использование не могло продолжаться в долгосрочной перспективе. Последний из самолетов S-3B НАСА, которые были последними действующими самолетами этого типа, существовавшими на тот момент у любого оператора, был выведен из эксплуатации 13 июля 2021 года. [24] [12]
Военно-морские аналитики предложили ВМС США вернуть на вооружение неустановленное количество хранящихся S-3, чтобы заполнить бреши, оставшиеся в авиакрыле авианосца после его вывода из эксплуатации. Этот шаг был предложен как ответ на осознание того, что китайский военно-морской флот производит все более мощное оружие, которое может угрожать авианосцам за пределами дальности поражения их самолетов. Против DF-21D противокорабельной баллистической ракеты палубные F/A-18 Super Hornets и F-35C Lightning II имеют примерно половину дальности поражения без дозаправки, поэтому возвращение S-3 к задачам воздушного заправки увеличит их дальность. против него, а также освободить Super Hornets, вынужденных танковаться. Против подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами, такими как Klub и YJ-18 , S-3 восстановит зону покрытия для противолодочной обороны. Вывод S-3 из эксплуатации может, по крайней мере, стать временной мерой для повышения живучести и возможностей авианосцев до тех пор, пока не будут разработаны новые самолеты для таких целей. [25]
Возможное возрождение и предложения
[ редактировать ]В октябре 2013 года ВМС Республики Корея выразили заинтересованность в приобретении до 18 бывших американских самолетов S-3 для пополнения своего парка из 16 самолетов Lockheed P-3 Orion. [26] В августе 2015 года группа по рассмотрению военной программы одобрила предложение о включении 12 законсервированных S-3 для выполнения задач противолодочной обороны; План «Викинг» был отправлен в администрацию программы оборонных закупок для дальнейшей оценки перед принятием окончательного решения об одобрении комитетом национальной системы обороны. Хотя самолеты относительно старые, нахождение на хранении предположительно позволяет им оставаться в рабочем состоянии, а их использование является доступным средством реализации возможностей противолодочной обороны малой дальности, которые были освобождены после вывода из эксплуатации S-2 Tracker. [27] Восстановленные С-3 могли бы вернуть в строй к 2019 году. [21] В 2017 году ВМС Республики Корея отменили планы по закупке отремонтированных и модернизированных самолетов Lockheed S-3 Viking для морского патрулирования и противолодочной обороны, оставив на столе предложения Airbus, Boeing, Lockheed Martin и Saab. [28] [29]
В апреле 2014 года компания Lockheed Martin объявила, что предложит отремонтированные и модернизированные S-3, получившие название C-3 , в качестве замены Northrop Grumman C-2A Greyhound для доставки на борт авианосца . Потребность в 35 самолетах будет удовлетворена за счет 91 самолета S-3, который в настоящее время находится на хранении. [30] В феврале 2015 года ВМС объявили, что Bell Boeing V-22 Osprey был выбран для замены C-2 для миссии COD. [31] [32] СВ-22 представлял собой предложенный вариант противолодочной борьбы , который ВМС США изучали в 1980-х годах для замены противолодочных вертолетов S-3 Viking и последней модели SH-2 Seasprite . [33]
Варианты
[ редактировать ]


- С-3А
- Первая серийная версия, построено 187 экземпляров. [34] [35]
- С-3Б
- AN/APS-137 Модернизированная авионика, радар с обратной синтезированной апертурой , Объединенная система распределения тактической информации , возможность запуска гарпуна AGM-84 , первый полет 13 сентября 1984 года, 119 самолетов переоборудованы из S-3A.
- ES-3A Тень
- Создавался как палубный дозвуковой всепогодный самолет дальней радиотехнической разведки ( ELINT ). 16 самолетов были модифицированы для замены EA-3B Skywarrior , поступившего на вооружение флота в 1993 году. ES-3A нес обширный набор электронных датчиков и средств связи, заменяя S-3 оборудование обнаружения подводных лодок , вооружения и морского наблюдения на стойки авионики. размещение датчиков ES-3A. Эти модификации незначительно повлияли на скорость полета самолета , снизив его максимальную номинальную скорость с 450 до 405 узлов (с 833 до 750 км/ч), но не оказали заметного влияния на дальность полета и фактически увеличили его расчетное время ожидания. Поскольку эти самолеты представляли собой платформы для индикации и предупреждения и никогда не предназначались для использования в составе комплекса ударов, это новое ограничение скорости было сочтено незначительным. [ нужна ссылка ]
- КС-3А
- Предлагаемый специальный воздушный танкер с запасом топлива 4382 галлона США (16 600 л), один переоборудован из YS-3A, позже преобразован в US-3A. [13]
- КС-3Б
- Предлагаемый воздушный танкер на базе С-3Б с использованием системы дозаправки «Напарник», не построен.
- УС-3А
- S-3A, модифицированный для доставки на борт авианосца , вместимостью шесть пассажиров или 4680 фунтов (2120 кг) груза, выведен из эксплуатации в 1998 году.
- Аладдин Викинг
- Переоборудование шести самолетов для наземного наблюдения и миссий Элинт. Возможно, сбросил наземные датчики во время боснийской войны .
- Медвежий капкан викингов
- С-3Б оснащены до сих пор засекреченными модификациями.
- Калипсо Викинг
- Предлагаемый вариант борьбы с контрабандой , не построен.
- Серый Волк Викинг
- Один самолет оснащен радаром AN/APG-76 в модифицированной грузовой подвеске под крылом. Также получил название SeaSTARS в честь E-8 Joint STARS .
- Косатка Викинг
- Стенд авионики.
- Преступник викингов
- Один S-3B, оснащенный загоризонтной бортовой сенсорной информационной системой (OASIS III), вернулся к обычному S-3B в 1998 году. Этот конкретный «Викинг» сейчас выставлен в USS Midway музее , расположенном на списанном авианосце USS Midway (CV). -41) . [ нужна ссылка ]
Основные варианты С-3 Викинг. - НАСА Викинг
- Один самолет был тщательно переоборудован в современный исследовательский самолет НАСА. Юго-восточный центр готовности флота ВМС и объект Boeing во Флориде модифицировали его, добавив коммерческую спутниковую связь, глобальную навигацию по местоположению и системы метеорологических радиолокаторов. Они также установили стойки для исследовательского оборудования в том месте, которое когда-то было бомбовым отсеком самолета. S-3B Viking НАСА был оборудован для выполнения научных и аэронавтических миссий, таких как мониторинг окружающей среды, тестирование спутниковой связи и исследования авиационной безопасности. [36]
Операторы
[ редактировать ]- ВМС США (ранее)
- ВС-21 Красные Хвосты (1975-2005 гг.) [37] [ ненадежный источник? ]
- ВС-22 Маты (1976-2009) [38] [ ненадежный источник? ]
- ВС-24 Скауты (1977-2007 гг.) [39] [ ненадежный источник? ]
- VS-27 Морские волки/Мрачные сторожевые псы (1987–1994) [40] [41] [ ненадежный источник? ]
- VS-28 Хаккерс/Игроки (1976–1992) [42] [ ненадежный источник? ]
- ВС-29 Драконье пламя (1976-2004 гг.) [43] [ ненадежный источник? ]
- Алмазные резцы ВС-30 (1977-2007 гг.) [44] [ ненадежный источник? ]
- ВС-31 Топкэтс (1977-2008 гг.) [44] [ ненадежный источник? ]
- ВС-32 Громилы (1976-2008 гг.) [45] [ ненадежный источник? ]
- ВС-33 Винтокрылки (1977-2006 гг.) [46] [ ненадежный источник? ]
- ВС-35 Бумерейнджеры / Синие волки (1986-88/1991-2005) [47] [ ненадежный источник? ] [48] [ ненадежный источник? ]
- ВС-37 Собакс (1978-1995) [49] [ ненадежный источник? ]
- ВС-38 Красные Грифоны (1978-2004 гг.) [50] [ ненадежный источник? ]
- ВС-41 Трилистник (1974-2006 гг.) [51] [ ненадежный источник? ] [52]
- VQ-5 Морские тени (1991–1999) [53] [ ненадежный источник? ]
- VQ-6 Черные Вороны (1991–1999) [54] [ ненадежный источник? ]
- Пионеры VX-1 (неизвестно) [55]
- НАСА (ранее)
Самолет на выставке
[ редактировать ]
- ЯС-3А
- 157993 — Парк наследия самолетов NAS Jacksonville, NAS Jacksonville , Джексонвилл, Флорида . [56]
- С-3А
- 159417 – Celebrity Row, авиабаза Дэвис-Монтан (Северная сторона), Тусон, Аризона . [57]
- ЭС-3А
- 159404 – Celebrity Row, авиабаза Дэвис-Монтан (Северная сторона), Тусон, Аризона. [58]
- С-3Б

- 159387 – Navy One Национальный музей военно-морской авиации , NAS Pensacola , Пенсакола, Флорида . [59]
- 159412 — Северный остров ВМС США , Сан-Диего, Калифорния . [60]
- 159731 - Военный корабль США Yorktown (CV-10) в Патриотс-Пойнт Военно-морском музее , Чарльстон, Южная Каролина . [61]
- 159743 – Центр истории и технологий авиации , Доббинс ARB (ранее NAS Атланты), Атланта, Джорджия . [62]
- 159755 – ВМС Пенсакола, Пенсакола, Флорида. [63]
- 159766 — военный корабль США «Мидуэй» (CV-41) в Сан-Диего, Калифорния . [64]
- 159770 – Музей военно-морской авиации Патаксент-Ривер , Лексингтон-Парк, Мэриленд . [65]
- 160123 — Воздушный зоопарк в Каламазу, Мичиган . [66]
- 160599 — военный корабль США « Хорнет» (CVS-12) на территории бывшей авиабазы ВМС «Аламеда» , Аламеда, Калифорния . [67]
- 160604 - Музей авиации и космонавтики Пима (рядом с авиабазой Дэвис-Монтан), Тусон, Аризона. [68]
- N601NA — НАСА «Викинг» Музей авиации и космонавтики в Сан-Диего , Сан-Диего , Калифорния . [12]
Технические характеристики (С-3А)
[ редактировать ]
Данные стандартных характеристик самолета [69]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, ТАККО , оператор сенсоров )
- Длина: 53 фута 4 дюйма (16,26 м)
- Размах крыльев: 68 футов 8 дюймов (20,93 м)
- Ширина: 29 футов 6 дюймов (8,99 м) в сложенном виде
- Высота: 22 фута 9 дюймов (6,93 м) * Высота со сложенным хвостом: 15 футов 3 дюйма (5 м)
- Площадь крыла: 598 кв. футов (55,6 м 2 )
- Соотношение сторон : 7,73
- Профиль : корень: NACA 0016.3-1.03 32.7/100 мод ; Совет: NACA 0012-1.10 40/1.00 мод. [70]
- Пустой вес: 26 581 фунт (12 057 кг)
- Полная масса: 38 192 фунтов (17 324 кг)
- Максимальный взлетный вес: 52 539 фунтов (23 831 кг)
- Запас топлива: * Внутренний запас топлива: 1933 галлона США (1610 имп галлонов; 7320 л) JP-5 . топлива
- Внешний запас топлива: 2 подвесных бака по 300 галлонов США (250 имп галлонов; 1100 л)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric TF34-GE-2 турбовентиляторных с тягой 9275 фунтов силы (41,26 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 429 узлов (494 миль в час, 795 км/ч) на уровне моря.
- Максимальная скорость: 0,79 Маха.
- Крейсерская скорость: 350 узлов (400 миль в час, 650 км/ч)
- Скорость сваливания: 97 узлов (112 миль в час, 180 км/ч)
- Диапазон: 2765 миль (3182 миль, 5121 км)
- Боевая дальность: 460,5 морских миль (529,9 миль, 852,8 км) [71]
- Перегоночная дальность: 3368 миль (3876 миль, 6238 км)
- Практический потолок: 40 900 футов (12 500 м)
- Скорость набора высоты: 5120 футов/мин (26,0 м/с).
- Нагрузка на крыло: 68,5 фунтов/кв. футов (334 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,353
Вооружение
- До 4900 фунтов (2200 кг) на 4 внутренних и 2 внешних точках подвески, включая:
- 10 × 500 фунтов (230 кг) бомб Mark 82
- по 1000 фунтов (450 кг) 2 бомбы Mark 83
- по 2000 фунтов (910 кг) 2 бомбы Mark 84
- 6 × CBU-100 кассетных бомб
- 2 × торпеды Mark 50
- 4 × торпеды Mark 46
- 6 × мин или глубинных бомб
- 2 × ядерные бомбы B57 (глубинные бомбы)
- 2 ракеты AGM-65 E/F Maverick
- 2 × AGM-84 D Harpoon ракеты
- 1 × AGM-84H/K SLAM-ER ракета
- Подкрыльевые узлы подвески также могут быть оснащены неуправляемыми ракетными блоками или топливными баками емкостью 300 галлонов США (1136 л).
Авионика
- Морской поисковый радар AN / APS-116, максимальная дальность действия 150 миль (170 миль; 280 км)
- AN / APS-137 На С-3Б модернизирован до радара с обратной синтезированной апертурой (ISAR).
- (FLIR) ОР-89 Инфракрасная камера переднего обзора с 3-кратным зумом
- Приемник гидроакустического буя AN/ARS-2 с 13 лопастными антеннами на планере для точного определения местоположения буя (система отсчета гидроакустического буя)
- AN/ASQ-81 Детектор магнитных аномалий (MAD)
- Система определения местоположения излучателей средств электронной поддержки (ESM) AN / ALR-47 с квадратными приемными блоками, установленными на законцовках крыла, для обнаружения средств связи противника и радиолокационных передатчиков.
- (ИНС) АН/АСН-92 Инерциальная навигационная система с доплеровской радиолокационной навигацией и ТАКАН
- До 60 гидроакустических буев (59 тактических, 1 поисково-спасательный)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Франсильон 1982, стр. 455–456.
- ^ Jump up to: а б Годфри 1974, с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Гебель, Грег. «Локхид С-3 Викинг». Air Vectors , 1 мая 2005 г. Дата обращения: 21 апреля 2010 г.
- ^ Франсильон 1982, с. 457.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Берджесс, Рик (1 ноября 2009 г.). «С-3 Викинг: от охотника на субмарины до воина пустыни» . Новости морской авиации.
- ^ Франсильон 1987, с. 467.
- ^ Тейлор, Джон WR: Самолеты всего мира Джейн, 1977–78 . Ежегодники Джейн, Лондон, 1977, стр. 329.
- ^ Jump up to: а б Элвард 1998, стр. 54–55.
- ^ Элвард 1998, с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д Петреску, Др. Релли Виктория; Петреску, Др. Флориан Ион (23 декабря 2012 г.). Локхид Мартин . Нордерштедт, Германия: Книги по запросу GmbH. п. 101. ИСБН 978-1481826884 .
- ^ Тейлор 1976, стр. 315–316.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дональд, Дэвид (14 июля 2021 г.). «НАСА снимает с вооружения последний летающий S-3 Viking» . AINonline .
- ^ Jump up to: а б Air International , июль 1986 г., стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роблин, Себастьян (19 ноября 2020 г.). «Убийца подводных лодок: почему ВМС США сняли с вооружения свои хваленые самолеты S-3 Viking?» . Nationalinterest.org.
- ^ «Последняя лодка: конец S-3B Vikings ВМС США» . Ежедневник оборонной промышленности . 2 февраля 2009 года . Проверено 3 февраля 2009 г.
- ^ «Lockheed Martin Aeronautics начинает полномасштабные усталостные испытания S-3 Viking» . Локхид Мартинс. 28 июня 2001 г.
- ^ «S-3B Viking вновь поступает на вооружение ВМС США в качестве наблюдателя на испытательном полигоне» . IHS Джейн. 3 июня 2010 г. Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ «Последний S-3B Viking, прошедший капитальный ремонт в FRCSE, направляется в испытательную эскадрилью в Калифорнии» . Командование военно-морских авиационных систем (ВМС США). 3 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ «S-3B Viking вновь поступает на вооружение ВМС США в качестве наблюдателя на испытательном полигоне» . Джейнс.com . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «ВМС США списывают свои последние S-3B Vikings» . Flightglobal.com. 14 января 2016 г.
- ^ Кэри, Билл (5 июля 2013 г.). «НАСА тестирует прототип радиоканала передачи данных БПЛА» . AINonline.
- ^ «НАСА отказывается от исследовательской рабочей лошадки» . НАСА. 8 июля 2021 г. Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ «ВМС США: время вернуть S-3 Viking?» . Thediplomat.com. 9 ноября 2015 г.
- ^ Сунг-Ки, Юнг «Южная Корея мечтает о легком авианосце». Архивировано 15 марта 2015 г. в archive.today Defense News , 26 октября 2013 г. Дата обращения: 13 марта 2015 г.
- ^ «Южная Корея продвигается к принятию на вооружение противолодочных самолетов «Викинг»» . Yonhapnews.co.kr. 9 сентября 2015 г.
- ^ Перретт, Брэдли; Ким, Минсок (16 марта 2017 г.). «Южная Корея присматривается к P-8 и Swordfish, поскольку модернизация S-3 прекращена» . Авиационная неделя . Мельбурн, Австралия и Сеул. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Уолдрон, Грег (18 октября 2017 г.). «ADEX: Крупные MPA охотятся за морскими требованиями Сеула» . FlightGlobal . Сеул. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ Кавас, Кристофер П. (9 апреля 2014 г.). «Lockheed возрождает старую идею нового грузового самолета-носителя» . Новости обороны. Архивировано из оригинала 9 февраля 2015 года.
- ^ Крейшер, Отто (2 февраля 2015 г.). «Бюджет ВМФ на 2016 год закупит V-22 COD, заправит авианосец» . Прорыв защиты.
- ^ «Военно-морской флот и морская пехота подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому Bell-Boeing Osprey станет следующим авианосным самолетом» . Новости.USNI.org. 13 января 2015 г. «Обновлено: ВМС и морская пехота подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому Bell-Boeing Osprey станет следующим авианосцем-носителем» . 13 января 2015 года. Архивировано из оригинала 18 января 2015 года . Проверено 23 мая 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Нортон 2004, стр. 28–30, 35, 48.
- ^ Мичелл 1994, стр. 334–335.
- ^ Элвард 1998, с. 53.
- ^ Виттри, январь (2 августа 2008 г.). «Военные самолеты для проведения исследований по авиационной безопасности» . Исследовательский центр Гленна НАСА. Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ «ВС-21» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-22(1960-2009)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-24(1960-2007)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-27» . www.wings-aviation.ch . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-27(2)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-28 (1960-1992)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-29» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «ВС-30» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-32» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-33» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-35 (1987-1988)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-35(1991-2005)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-37» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-38» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-41» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВС-41 Эскадрилья морского управления СОРОК ОДНА» . www.globalsecurity.org . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВК-5» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «ВК-6» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «VX-1 Воздушная испытательная и оценочная эскадрилья ONE [AIRTEVRON ONE]» . www.globalsecurity.org . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «С-3 Викинг/157993» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «С-3 Викинг/159417» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г. .
- ^ «С-3 Викинг/159404» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «С-3 Викинг/159387» . Национальный музей морской авиации. Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «С-3 Викинг 159412» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ "С-3 Викинг/159731" (PDF) . Музей военного корабля США «Йорктаун» . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «С-3 Викинг/159743» . Авиационное крыло Мариеттского исторического музея. Архивировано из оригинала 11 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «С-3 Викинг/159755» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «С-3 Викинг/159766» . Музей военного корабля США «Мидуэй». Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г. «Коллекция музейного инвентаря самолетов охватывает Вторую мировую войну и бурю в пустыне | Музей авианосца USS Midway в Сан-Диего» . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «С-3 Викинг/159770» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «С-3 Викинг/160123» . airvisuals.ca . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ «С-3 Викинг/160599» . Музей военного корабля США «Хорнет» . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ «С-3 Викинг/160604» . Музей авиации и космонавтики Пима. Архивировано из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «Противолодочный и литоральный боевой самолет С-3 Викинг» . www.military-today.com . Проверено 13 января 2020 г. .
Библиография
[ редактировать ]- Элвард, Брэд Э. «Lockheed S-3 Viking и ES-3A Shadow». World Air Power Journal , том 34, осень – осень 1998 г. ISBN 1-86184-019-5 , стр. 48–97.
- Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN 0-370-30329-6 .
- Франсильон, Рене Дж. Самолеты Lockheed с 1913 года . Издательство Военно-морского института, 1987. ISBN 9780870218972 .
- Годфри, Дэвид WH «Наладчик, Искатель, Нападающий: S-3A Viking». Air International , том 7, выпуск 1, июль 1974 г., стр. 5–13.
- Мичелл, Саймон. Гражданская и военная модернизация Джейн, 1994–95 гг . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1994. ISBN 0-7106-1208-7 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
- Винчестер, Джим, изд. Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
- «Викингские вариации». Air International , Том 31, номер 1, июль 1986 г., стр. 41–45.
- Нортон, Билл. Bell Boeing V-22 Osprey, тактический транспортный конвертоплан . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN 1-85780-165-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Информационный файл S-3B Viking. Архивировано 28 сентября 2008 г. на Wayback Machine и страница истории S-3 Viking на сайте Navy.mil. Архивировано 20 июня 2009 г. на Wayback Machine.
- S-3 Viking: War Hoover - Новости морской авиации (июль – август 2004 г.)