Jump to content

Локхид С-3 Викинг

(Перенаправлено из S-3 Viking )

С-3 Викинг
С-3А «Викинг» из противолодочной эскадрильи VS-37 Sawbucks
Роль Палубный противолодочный самолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Корпорация Локхид
Первый полет 21 января 1972 г.
Введение 20 февраля 1974 г.
Ушедший на пенсию 2016 (ВМФ)
2021 (НАСА)
Основные пользователи ВМС США
НАСА
Произведено 1974–1978
Количество построенных 188

Lockheed S-3 Viking четырьмя экипажами, — двухмоторный турбовентиляторный с реактивный самолет разработанный и производимый американским аэрокосмическим производителем Lockheed Corporation . Из-за характерного звука его прозвали «Военным пылесосом» в честь бренда пылесоса .

S-3 был разработан в ответ на программу VSX, проводимую ВМС США (USN) по закупке самолета-преемника противолодочной борьбы (ПЛО) Grumman S-2 Tracker . Он был разработан при содействии компании Ling-Temco-Vought (LTV) как палубный , дозвуковой, всепогодный, дальний, многоцелевой самолет.

21 января 1972 года прототип YS-3A этого типа совершил первый полет . Поступив на регулярную службу в феврале 1974 года, он оказался надежной рабочей лошадкой. В роли противолодочной обороны С-3 нес автоматизированное вооружение и средства дозаправки в воздухе . Дальнейшие варианты, такие как (ELINT) ES-3A Shadow палубная платформа электронной разведки и US-3A палубная платформа общего назначения и грузовых автомобилей , появились в 1980-х и 1990-х годах. В конце 1990-х годов основное предназначение С-3Б сместилось на ведение боевых действий на надводных поверхностях и дозаправку в воздухе группы авианосной боевой . Он участвовал в боях во время войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов, югославских войн в середине-конце 1990-х годов и войны в Афганистане в 2000-х годах.

S-3 был выведен из состава фронтового флота на борту авианосцев в январе 2009 года, его задачи взяли на себя P-3C Orion , P-8 Poseidon , SH-60 Seahawk и F/A-18E/F. Супер Хорнет . В течение более десяти лет после этого некоторые S-3 эксплуатировались 30-й воздушной испытательной и оценочной эскадрильей ( VX-30 ) на военно-морской базе округа Вентура / NAS Point Mugu , Калифорния, для операций по разминированию дальности и наблюдения на полигоне NAVAIR Point Mugu. . Эти последние экземпляры, находящиеся на вооружении ВМС США, были сняты с вооружения в начале 2016 года. Последний действующий S-3 использовался Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства ( НАСА ) в его Исследовательском центре Гленна, пока НАСА не сняло его с вооружения в середине 2021 года. Большинство снятых с вооружения S-3 были отправлены на хранение, пока изучались варианты их будущего. В 2010-х годах Lockheed Martin предложила переоборудовать их для доставки на борт авианосца . ВМС Республики Корея также планировали использовать возрожденные С-3 для противолодочной обороны; эти планы были отменены в 2017 году.

Разработка

[ редактировать ]
Прототип ЯС-3А
Испытание системы эвакуации С-3

В середине 1960-х годов ВМС США (USN) сформулировали требование VSX (Тяжелее воздуха, противолодочные, экспериментальные средства), согласно которому в качестве замены требовался специальный противолодочный самолет, способный взлетать с авианосцев. для существующего запаса трекеров Grumman S-2 с поршневыми двигателями . Служба объявила запрос предложений промышленности. В августе 1968 года команде под руководством Lockheed, а также конкурирующей команде, в которую входили Convair и Grumman , было предложено продолжить разработку своих предложений для удовлетворения этого требования. [1]

На этом этапе в Lockheed признали, что у нее мало опыта в проектировании палубных самолетов, поэтому компания обратилась к промышленному конгломерату Ling-Temco-Vought (LTV), который присоединился к команде. LTV взяла на себя ответственность за проектирование различных элементов планера, таких как складные крылья и хвостовое оперение, мотогондолы и шасси, некоторые из которых были заимствованы у более ранних LTV A-7 Corsair II и Vought F-8. Крестоносец . Компания Sperry Univac Federal Systems получила задание разработать бортовые компьютеры самолета, которые интегрировали бы входные данные от датчиков и гидроакустических буев . [2] [3]

4 августа 1969 года конструкция Lockheed была выбрана победителем конкурса VSX; заказ на восемь прототипов, получивших обозначение YS-3A . Компания оперативно получила [4] [5] 21 января 1972 года первый прототип совершил свой первый полет под управлением военного летчика-испытателя Джона Кристиансена . [6] [2] Летные испытания прошли быстро и без каких-либо серьезных проблем; два года спустя С-3 поступил на вооружение ВМС США. Всего за время серийного производства этого типа, продолжавшегося с 1974 по 1978 год, было построено 186 самолетов С-3А. [5] Большинство уцелевших S-3A позже были модернизированы до улучшенного варианта S-3B , а 16 самолетов также были переоборудованы в ES-3A Shadow самолеты для сбора электронной разведки (ELINT).

Lockheed S-3 Viking — обычный моноплан с свободнонесущим плечевым крылом . [7] очень слегка стреловидный, с углом передней кромки 15° и почти прямой задней кромкой. Его сдвоенные GE TF-34 с большим двухконтурным режимом, турбовентиляторные двигатели установленные в гондолах под крыльями, обеспечивают превосходную топливную экономичность, обеспечивая «Викингу» необходимую дальность полета и выносливость. [8] сохраняя при этом относительно послушные характеристики двигателя. [9]

С-3А с расширенным МАД-сенсором

На самолете могут разместиться четыре члена экипажа (три офицера и один рядовой) с пилотом и вторым пилотом/тактическим координатором (COTAC) в передней части кабины и тактическим координатором (TACCO) и оператором датчиков (SENSO) в задней части. [5] Вход осуществляется через люк/лестницу, складывающуюся в нижней правой части фюзеляжа за кабиной, между задним и передним сиденьями по правому борту. [8] Когда в конце 1990-х годов роль самолета в борьбе с подводными лодками (ПЛО) закончилась, зачисленные SENSO были исключены из экипажа. В конфигурации экипажа танкера S-3B обычно летал с пилотом и вторым пилотом / COTAC. [10] [ самостоятельный источник ] Крыло оснащено передней кромкой и закрылками Фаулера . Спойлеры установлены как на верхней, так и на нижней поверхности крыльев. Все рулевые поверхности приводятся в действие двойными необратимыми системами с гидравлическим усилителем. В случае отказа двойной гидравлики аварийная система управления полетом (EFCS) позволяет осуществлять ручное управление со значительно увеличенными усилиями на рукоятке и меньшими полномочиями управления. [11]

В отличие от многих тактических самолетов, которым требовалось наземное оборудование, С-3 был оснащен вспомогательной силовой установкой (ВСУ) и мог запускаться без посторонней помощи. Оригинальная ВСУ самолета могла обеспечивать лишь минимальную электроэнергию и сжатый воздух как для охлаждения самолета, так и для пневматических стартеров двигателей. Более новая, более мощная ВСУ могла бы обеспечить полное электрическое обслуживание самолета. Сама ВСУ запускалась от гидроаккумулятора путем дергания за рукоятку в кабине. Питание аккумулятора ВСУ осуществлялось от первичной гидросистемы, но его можно было накачивать и вручную (с большим усилием) из кабины. [10] [ самостоятельный источник ]

Все члены экипажа сидят на катапультируемых сиденьях Douglas Escapac с нулевым катапультированием, обращенных вперед и стреляющих вверх . В режиме «группового катапультирования» инициирование катапультирования с любого из передних сидений приводит к последовательному катапультированию всего экипажа, при этом задние сиденья катапультируются на 0,5 секунды раньше передних, чтобы обеспечить безопасное разделение (это было сделано для того, чтобы помешать пилотам, которые были более осведомлены о том, что происходило за пределами самолета, из-за катапультирования без остального экипажа или необходимости отложить катапультирование, чтобы приказать экипажу катапультироваться в экстренной ситуации, катапультирование с любого заднего сиденья не привело бы к катапультированию пилотов, которым пришлось инициировать собственное катапультирование; , чтобы предотвратить потерю самолета в случае преждевременного катапультирования заднего члена экипажа. Если пилот катапультировался преждевременно, самолет все равно был потерян, а автоматическое катапультирование предотвратило столкновение экипажа с беспилотным самолетом до того, как он узнал о том, что произошло). Задние сиденья имеют возможность самостоятельного катапультирования, при этом последовательность катапультирования включает пиротехнический заряд, который убирает задние лотки с клавиатурой в сторону от пассажиров непосредственно перед катапультированием. Для безопасного катапультирования необходимо, чтобы сиденья были утяжелены попарно, а при полете с одним членом экипажа сзади незанятое сиденье оснащается балластом. [10] [ самостоятельный источник ]

На момент поступления в состав флота S-3 продемонстрировал беспрецедентный уровень системной интеграции. Предыдущие самолеты противолодочной обороны, такие как Lockheed P-3 Orion и предшественник S-3, Grumman S-2 Tracker , имели отдельные приборы и элементы управления для каждой сенсорной системы. Операторы датчиков часто отслеживали следы бумаги, используя механические штангенциркули для точных измерений и комментируя данные, записывая их на листе бумаги. Начиная с S-3, все сенсорные системы были интегрированы через единый цифровой компьютер общего назначения (GPDC). Каждое место экипажа имело собственный дисплей, дисплеи второго пилота/COTAC, TACCO и SENSO представляли собой многоцелевые дисплеи (MPD), способные отображать данные от любой из множества систем. Этот новый уровень интеграции позволил экипажу консультироваться друг с другом, исследуя одни и те же данные на нескольких станциях одновременно, управлять рабочей нагрузкой путем перераспределения ответственности за данный датчик от одной станции к другой и легко комбинировать подсказки от каждого датчика для классификации слабых целей. . В результате этой интеграции четырехэкипажный S-3 считался примерно эквивалентным по возможностям гораздо более крупному P-3, управляемому экипажем из 12 человек. [ нужна ссылка ]

Самолет имеет две подкрыльевые точки подвески, на которых можно нести топливные баки, бомбы общего назначения и кассетные бомбы, ракеты, ракеты и контейнеры для хранения. [5] Он также имеет четыре внутренних бомбовых отсека, которые можно использовать для перевозки бомб общего назначения, воздушных торпед и специальных запасов (ядерное оружие B57 и B61). На борту имеется пятьдесят девять гидроакустических буев , а также специальный парашют для поисково-спасательных операций (SAR). С-3 оснащен системой противодействия АЛЕ-39 и может нести до 90 снарядов соломы , сигнальных ракет и одноразовых постановщиков помех (или их комбинации) в трех дозаторах. выдвижной детектор магнитных аномалий (MAD). В хвостовой части установлен [5]

В конце 1990-х годов роль С-3Б была изменена с противолодочной (ПЛО) на противолодочную (ПЛО). В результате этой смены роли была удалена стрела MAD вместе с несколькими сотнями фунтов электроники для обнаружения подводных лодок. Поскольку возможностей обработки гидроакустических буев не осталось, большинство желобов гидроакустических буев были закрыты заглушками. [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]
С-3А заменил устаревший С-2 Трекер в 1975 году.

20 февраля 1974 года S-3A официально вступили в строй СОРОК ОДНОЙ воздушной противолодочной эскадрильи (VS-41) «Трилистники» на авиабазе Северный остров в Калифорнии, которая служила первой эскадрильей замены флота S-3 ( ФРС) как для Атлантического, так и для Тихоокеанского флотов, пока в 1980-х годах не была создана отдельная ФРС Атлантического флота ВС-27. Первый боевой поход S-3A состоялся в 1975 году с VS-21 «Fighting Redtails» на борту военного корабля США «Джон Ф. Кеннеди» . [10] [ самостоятельный источник ]

Первоначальные операции «Викинга» были несколько затруднены в среде авианосца, его сложные системы полетов во многом зависели от компьютера миссии, который часто «сбрасывался» во время стресса взлета с помощью катапульты, требуя от экипажа перезапустить его и перезагрузите программное обеспечение. [5] ВМС США также закупили недостаточное количество запасных частей, что негативно отразилось на боеготовности самолета к боевым действиям. Производительность значительно улучшилась после того, как был обеспечен достаточный запас запасных частей, что позволило S-3 стать ценным противолодочным средством, а также хорошей платформой для наблюдения за поверхностью. [5]

Начиная с 1987 года большинство С-3А постепенно модернизировались до улучшенного стандарта С-3Б ; это включало добавление нескольких новых датчиков, авионики и систем вооружения, включая возможность запуска AGM-84 Harpoon противокорабельной ракеты . [12] [5] S-3B также мог быть оснащен внешними топливными баками , которые позволяли «Викингу» дозаправлять другие самолеты. В июле 1988 года VS-30 стала первой эскадрильей флота, получившей S-3B с расширенными возможностями, оснащенный Harpoon / ISAR, базирующийся на авиабазе NAS Cecil Field в Джексонвилле, Флорида .

Также производились дополнительные, часто более специализированные варианты. 16 S-3A были переоборудованы в ES-3A Shadow для выполнения задач палубной радиоэлектронной разведки (ELINT). Шесть самолетов, получивших обозначение US-3A , были переоборудованы под требования специализированного грузового авиаперевозчика с ограниченной доставкой на борт (COD). [12] Эта модель сыграла ключевую роль в военных усилиях США по облегчению кризиса с заложниками в Иране в 1979–1981 годах. [5] Планировалась также разработка КС-3А самолета -заправщика палубного , но в конечном итоге эта программа была отменена после переоборудования всего одного раннего образца С-3А. [13]

В результате распада Советского Союза и распада Варшавского договора в начале 1990-х годов советско-российская подводная угроза воспринималась как значительно уменьшенная, и «Викинги» удалили большую часть своего противолодочного оборудования. Впоследствии задача самолета была изменена на поиск морской поверхности, морскую и наземную атаку, загоризонтное наведение на цель и дозаправку самолетов. [3] [12] В результате после 1997 года экипаж S-3B обычно состоял из одного пилота и второго пилота [NFO]; дополнительные сиденья остались на С-3Б и могли использоваться дополнительными членами экипажа для выполнения определенных задач. Чтобы отразить эти новые задачи, эскадрильи «Викингов» были переименованы из «Воздушных противолодочных эскадрилий» в «Эскадрильи морского управления». [5]

ВС-32 С-3А: Во время Холодной войны основной задачей С-3 была противолодочная борьба.

До вывода самолета из боевого использования на борту авианосцев США был реализован ряд программ модернизации. К ним относится модернизация бортовой инерциальной навигационной системы Carrier II (CAINS II), которая заменила старое инерциальное навигационное оборудование на кольцевые лазерные гироскопы с Honeywell EGI (усовершенствованная инерциальная навигационная система GPS ) и добавила цифровые электронные летные приборы (EFI). В систему Maverick Plus (MPS) добавлена ​​возможность применения AGM-65E ракет класса «воздух-поверхность» с лазерным или инфракрасным наведением AGM-65F, а также противостоящей ракеты расширенного реагирования наземной атаки AGM-84H/K (SLAM). /ER). SLAM/ER представляет собой крылатую ракету с GPS/инерциальным/инфракрасным наведением, созданную на базе AGM-84 Harpoon, которой может управлять летный экипаж на конечном этапе полета, если на самолете имеется блок передачи данных AWW-13. [3]

S-3B широко использовался во время войны в Персидском заливе 1991 года , выполняя задачи нападения, заправки и разведки, а также запуская ложные цели ADM-141 TALD . Один из таких самолетов, запущенный с авианосца USS Theodore Roosevelt (CVN-71) , был ответственен за уничтожение иракского противокорабельного ракетного комплекса «Шелкопряд» , выпустив по нему ракеты AGM-84 SLAM. [14] Обычно его использовали для поиска ракетной установки «Скад». Викинги также обнаружили и нанесли удары по многочисленным иракским военным кораблям и даже уничтожили зенитные огневые точки и береговые радары. [14] [5] Война в Персидском заливе была первым событием, в котором этот тип использовался на суше для нанесения ударов с воздуха. [ нужна ссылка ]

«Викинг» также участвовал в югославских войнах 1990-х годов и в операции «Несокрушимая свобода» в 2000-х годах. В последнем случае, на начальном этапе войны в Афганистане в октябре 2001 года, многие «Викинги» были задействованы в качестве танкеров для постоянных вылетов на дозаправку для поддержки различных истребителей, дислоцированных на борту американских авианосцев, давая им необходимую выносливость для полетов в зону конфликта и обратно. [14] [5]

Электронное наблюдение

[ редактировать ]

Первый ЕС-3А был поставлен в 1991 году и поступил на вооружение после двух лет испытаний. ВМС США сформировали две эскадрильи, каждая из которых оснащена восемью ES-3A, дислоцированные как на Атлантическом, так и на Тихоокеанском флотах, для обеспечения отрядов, состоящих обычно из двух самолетов, десяти офицеров и 55 рядовых летных экипажей, обслуживающего и вспомогательного персонала (которые включали/поддерживали четыре полных экипажей) к развертыванию авиакрыльев авианосцев. Эскадрилья Тихоокеанского флота, Fleet Air Reconnaissance Squadron FIVE (VQ-5) , «Морские тени», первоначально базировалась на бывшей авиабазе NAS Agana , Гуам, но позже была переведена на NAS North Island в Сан-Диего, Калифорния , вместе с Тихоокеанским флотом S. -3 эскадрильи «Викинг», когда NAS Agana закрылась в 1995 году в результате решения о перестройке и закрытии базы (BRAC) 1993 года. Эскадрилья Атлантического флота, VQ-6 «Черные вороны », первоначально базировалась вместе со всеми S-3 Vikings Атлантического флота на бывшем авиабазе Сесил Филд в Джексонвилле, Флорида, но позже переехала в Джексонвилл , примерно в 10 милях (16 км). на востоке, когда NAS Cecil Field была закрыта в 1999 году в результате того же решения BRAC 1993 года, которое закрыло NAS Agana. [ нужна ссылка ]

После вывода из эксплуатации КА-6Д С-3Б стал основным самолетом-заправщиком.

ES-3A действовал в основном с авианосными боевыми группами , обеспечивая органическую поддержку «индикацией и предупреждением» командирам групп и объединенных театров военных действий. В дополнение к своим функциям предупреждения и разведки, а также чрезвычайно стабильным характеристикам управляемости и дальности полета, Shadows были предпочтительным танкером-заправщиком (самолетом, обеспечивающим дозаправку возвращающихся самолетов). Они также были развернуты в зонах активных боевых действий и использовались над Югославией для определения целей, а также для обеспечения соблюдения бесполетной зоны над Ираком. [14] Сообщается, что во время своего развертывания «Тени» налетали в среднем более 100 часов в месяц. Чрезмерное использование привело к более ранней, чем ожидалось, замене оборудования, когда средства морской авиации были ограничены, что сделало их легкой мишенью для лиц, принимающих решения с учетом бюджета. Некоторые официальные лица также сочли этот тип слишком дорогим для продолжения эксплуатации. [5] В 1999 году обе эскадрильи ES-3A и все 16 самолетов были выведены из эксплуатации, а инвентарь ES-3A помещен на хранение Группы аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARG) на авиабазе Дэвис-Монтан , штат Аризона. [ нужна ссылка ]

Иракская война

[ редактировать ]

S-3 был активным участником операции «Иракская свобода» — вторжения США в Ирак; он в основном выполнял разведывательные и разведывательные миссии для поддержки других сил коалиции. [5] Однажды, в марте 2003 года, одиночный S-3B Viking из 38-й эскадрильи морского управления («Красные грифоны»), пилотируемый Ричардом МакГратом-младшим, с авианосца USS Constellation (CV-64), успешно выполнил срочную задачу. удар, выпустив ракету Maverick с лазерным наведением, которая нейтрализовала важную цель иракских военно-морских сил и руководства в портовом городе Басра , Ирак . [14] Это был первый случай запуска С-3 ракеты Maverick с лазерным наведением. в бою [5] По мере развития конфликта S-3 регулярно использовались в качестве самолетов наблюдения, часто для выявления самодельных взрывных устройств (СВУ) и повстанцев, которые их установили. [5]

S-3B Viking "Navy One" на авианосце "Авраам Линкольн" , май 2003 г.

1 мая 2003 года президент США Джордж Буш перелетел в кресле второго пилота самолета VS-35 Viking с авианосца Северный остров , Калифорния, на авианосец USS Авраам Линкольн у побережья Калифорнии; хотя авианосец находился в пределах досягаемости вертолетов, считается, что С-3 использовался как средство задания желаемого тона. [14] На борту авианосца он произнес свою речь « Миссия выполнена », в которой объявил об окончании крупных боевых действий во время вторжения в Ирак в 2003 году . [14] Во время полета самолет использовал президентский Navy позывной One . Самолет, на котором летал президент Буш, вскоре после этого был списан и 15 июля 2003 года был принят в качестве экспоната в Национальном музее военно-морской авиации в ВМС Пенсаколы , Флорида.

В период с июля по декабрь 2008 года VS-22 Checkmate, последняя эскадрилья морского управления, эксплуатировала отряд из четырех S-3B с авиабазы ​​Аль-Асад в провинции Аль-Анбар , в 180 милях (290 км) к западу от Багдада. Самолеты были оснащены капсулами LANTIRN и осуществляли нетрадиционную разведку, наблюдение и рекогносцировку. [14] После более чем 350 вылетов «Шахматы» вернулись в NAS Джексонвилл, Флорида, 15 декабря 2008 года. Эскадрилья была расформирована 29 января 2009 года. [15]

Последние годы и выход на пенсию

[ редактировать ]
VX-30 , позывной «Bloodhound 700», 2010 год. S-3B
S-3B N601NA эксплуатировался НАСА с 2009 по 2021 год.

Предлагаемый планер, известный как Common Support Aircraft, был предложен в качестве преемника S-3, E-2 и C-2 , но эта инициатива не была реализована. В 1998 году ВМС США заключили с Lockheed Martin контракт на 40 миллионов долларов на проведение полномасштабных усталостных испытаний существующих S-3; эти испытания, начавшиеся в июне 2001 года, были направлены на продление срока службы каждого оставшегося самолета, срок службы конструкции которого первоначально был сертифицирован в 13 000 летных часов. Была надежда, что это время можно будет продлить до 17 750 часов. [16]

Последняя палубная эскадрилья S-3B, VS-22, была выведена из эксплуатации в NAS Джексонвилле 29 января 2009 года. На следующий день было выведено из эксплуатации крыло Sea Control Atlantic вместе с последними S-3, находившимися на вооружении передового флота. [17] [5]

В июне 2010 года первый из трех самолетов S-3, патрулировавших Тихоокеанского ракетного испытательного центра полигон у побережья Калифорнии, был повторно активирован и доставлен. Более высокая скорость реактивного самолета, десятичасовая автономность, современный радар и блок наведения LANTIRN позволили ему быстро подтвердить, что на испытательном полигоне нет сбившихся с пути кораблей и самолетов, прежде чем начать испытания. [18] Эти S-3B эксплуатируются 30-й воздушной испытательной и оценочной эскадрильей ( VX-30 ), базирующейся на авиабазе NAS Point Mugu , Калифорния. [19] [20] К концу 2015 года ВМС США использовали в общей сложности три «Викинга» в качестве вспомогательных. Один из них был переведен на The Boneyard в ноябре 2015 года, а два последних были выведены из эксплуатации: один хранился, а другой был передан НАСА 11 января 2016 года, что привело к официальному выводу S-3 из эксплуатации ВМФ. [21] [22]

В 2004 году НАСА приобрело четыре из снятых с вооружения S-3B для использования в своем Исследовательском центре Гленна . [12] В 2009 году одному из этих самолетов (USN BuNo 160607) была присвоена гражданская регистрация N601NA , он участвовал в многочисленных испытаниях, проводимых агентством. Более десяти лет этот самолет летал почти каждый день в поддержку различных исследовательских программ; [12] Одной из таких инициатив стало определение новых стандартов связи Федерального управления гражданской авиации для беспилотных летательных аппаратов, работающих в воздушном пространстве США. [23] Однако нехватка запасных частей и возрастающие трудности с обслуживанием этого типа означали, что их использование не могло продолжаться в долгосрочной перспективе. Последний из самолетов S-3B НАСА, которые были последними действующими самолетами этого типа, существовавшими на тот момент у любого оператора, был выведен из эксплуатации 13 июля 2021 года. [24] [12]

Военно-морские аналитики предложили ВМС США вернуть на вооружение неустановленное количество хранящихся S-3, чтобы заполнить бреши, оставшиеся в авиакрыле авианосца после его вывода из эксплуатации. Этот шаг был предложен как ответ на осознание того, что китайский военно-морской флот производит все более мощное оружие, которое может угрожать авианосцам за пределами дальности поражения их самолетов. Против DF-21D противокорабельной баллистической ракеты палубные F/A-18 Super Hornets и F-35C Lightning II имеют примерно половину дальности поражения без дозаправки, поэтому возвращение S-3 к задачам воздушного заправки увеличит их дальность. против него, а также освободить Super Hornets, вынужденных танковаться. Против подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами, такими как Klub и YJ-18 , S-3 восстановит зону покрытия для противолодочной обороны. Вывод S-3 из эксплуатации может, по крайней мере, стать временной мерой для повышения живучести и возможностей авианосцев до тех пор, пока не будут разработаны новые самолеты для таких целей. [25]

Возможное возрождение и предложения

[ редактировать ]

В октябре 2013 года ВМС Республики Корея выразили заинтересованность в приобретении до 18 бывших американских самолетов S-3 для пополнения своего парка из 16 самолетов Lockheed P-3 Orion. [26] В августе 2015 года группа по рассмотрению военной программы одобрила предложение о включении 12 законсервированных S-3 для выполнения задач противолодочной обороны; План «Викинг» был отправлен в администрацию программы оборонных закупок для дальнейшей оценки перед принятием окончательного решения об одобрении комитетом национальной системы обороны. Хотя самолеты относительно старые, нахождение на хранении предположительно позволяет им оставаться в рабочем состоянии, а их использование является доступным средством реализации возможностей противолодочной обороны малой дальности, которые были освобождены после вывода из эксплуатации S-2 Tracker. [27] Восстановленные С-3 могли бы вернуть в строй к 2019 году. [21] В 2017 году ВМС Республики Корея отменили планы по закупке отремонтированных и модернизированных самолетов Lockheed S-3 Viking для морского патрулирования и противолодочной обороны, оставив на столе предложения Airbus, Boeing, Lockheed Martin и Saab. [28] [29]

В апреле 2014 года компания Lockheed Martin объявила, что предложит отремонтированные и модернизированные S-3, получившие название C-3 , в качестве замены Northrop Grumman C-2A Greyhound для доставки на борт авианосца . Потребность в 35 самолетах будет удовлетворена за счет 91 самолета S-3, который в настоящее время находится на хранении. [30] В феврале 2015 года ВМС объявили, что Bell Boeing V-22 Osprey был выбран для замены C-2 для миссии COD. [31] [32] СВ-22 представлял собой предложенный вариант противолодочной борьбы , который ВМС США изучали в 1980-х годах для замены противолодочных вертолетов S-3 Viking и последней модели SH-2 Seasprite . [33]

Варианты

[ редактировать ]
УС-3А ВРК-50 в 1987 году.
ES-3A из VQ-5
С-3Б с магазином-приятелем Д-704
ES-3A Тень VQ-6
С-3А
Первая серийная версия, построено 187 экземпляров. [34] [35]
С-3Б
AN/APS-137 Модернизированная авионика, радар с обратной синтезированной апертурой , Объединенная система распределения тактической информации , возможность запуска гарпуна AGM-84 , первый полет 13 сентября 1984 года, 119 самолетов переоборудованы из S-3A.
ES-3A Тень
Создавался как палубный дозвуковой всепогодный самолет дальней радиотехнической разведки ( ELINT ). 16 самолетов были модифицированы для замены EA-3B Skywarrior , поступившего на вооружение флота в 1993 году. ES-3A нес обширный набор электронных датчиков и средств связи, заменяя S-3 оборудование обнаружения подводных лодок , вооружения и морского наблюдения на стойки авионики. размещение датчиков ES-3A. Эти модификации незначительно повлияли на скорость полета самолета , снизив его максимальную номинальную скорость с 450 до 405 узлов (с 833 до 750 км/ч), но не оказали заметного влияния на дальность полета и фактически увеличили его расчетное время ожидания. Поскольку эти самолеты представляли собой платформы для индикации и предупреждения и никогда не предназначались для использования в составе комплекса ударов, это новое ограничение скорости было сочтено незначительным. [ нужна ссылка ]
КС-3А
Предлагаемый специальный воздушный танкер с запасом топлива 4382 галлона США (16 600 л), один переоборудован из YS-3A, позже преобразован в US-3A. [13]
КС-3Б
Предлагаемый воздушный танкер на базе С-3Б с использованием системы дозаправки «Напарник», не построен.
УС-3А
S-3A, модифицированный для доставки на борт авианосца , вместимостью шесть пассажиров или 4680 фунтов (2120 кг) груза, выведен из эксплуатации в 1998 году.
Аладдин Викинг
Переоборудование шести самолетов для наземного наблюдения и миссий Элинт. Возможно, сбросил наземные датчики во время боснийской войны .
Медвежий капкан викингов
С-3Б оснащены до сих пор засекреченными модификациями.
Калипсо Викинг
Предлагаемый вариант борьбы с контрабандой , не построен.
Серый Волк Викинг
Один самолет оснащен радаром AN/APG-76 в модифицированной грузовой подвеске под крылом. Также получил название SeaSTARS в честь E-8 Joint STARS .
Косатка Викинг
Стенд авионики.
Преступник викингов
Один S-3B, оснащенный загоризонтной бортовой сенсорной информационной системой (OASIS III), вернулся к обычному S-3B в 1998 году. Этот конкретный «Викинг» сейчас выставлен в USS Midway музее , расположенном на списанном авианосце USS Midway (CV). -41) . [ нужна ссылка ]
Варианты С-3 Викинг.
Основные варианты С-3 Викинг.
НАСА Викинг
Один самолет был тщательно переоборудован в современный исследовательский самолет НАСА. Юго-восточный центр готовности флота ВМС и объект Boeing во Флориде модифицировали его, добавив коммерческую спутниковую связь, глобальную навигацию по местоположению и системы метеорологических радиолокаторов. Они также установили стойки для исследовательского оборудования в том месте, которое когда-то было бомбовым отсеком самолета. S-3B Viking НАСА был оборудован для выполнения научных и аэронавтических миссий, таких как мониторинг окружающей среды, тестирование спутниковой связи и исследования авиационной безопасности. [36]

Операторы

[ редактировать ]
 Соединенные Штаты

Самолет на выставке

[ редактировать ]
S-3 на выставке в Воздушном зоопарке
ЯС-3А
С-3А
ЭС-3А
  • 159404 – Celebrity Row, авиабаза Дэвис-Монтан (Северная сторона), Тусон, Аризона. [58]
С-3Б
S-3B на выставке в Военно-морском музее авиации Патаксент-Ривер

Технические характеристики (С-3А)

[ редактировать ]

Данные стандартных характеристик самолета [69]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, ТАККО , оператор сенсоров )
  • Длина: 53 фута 4 дюйма (16,26 м)
  • Размах крыльев: 68 футов 8 дюймов (20,93 м)
  • Ширина: 29 футов 6 дюймов (8,99 м) в сложенном виде
  • Высота: 22 фута 9 дюймов (6,93 м) * Высота со сложенным хвостом: 15 футов 3 дюйма (5 м)
  • Площадь крыла: 598 кв. футов (55,6 м 2 )
  • Соотношение сторон : 7,73
  • Профиль : корень: NACA 0016.3-1.03 32.7/100 мод ; Совет: NACA 0012-1.10 40/1.00 мод. [70]
  • Пустой вес: 26 581 фунт (12 057 кг)
  • Полная масса: 38 192 фунтов (17 324 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 52 539 фунтов (23 831 кг)
  • Запас топлива: * Внутренний запас топлива: 1933 галлона США (1610 имп галлонов; 7320 л) JP-5 . топлива
  • Внешний запас топлива: 2 подвесных бака по 300 галлонов США (250 имп галлонов; 1100 л)
  • Силовая установка: 2 двигателя General Electric TF34-GE-2 турбовентиляторных с тягой 9275 фунтов силы (41,26 кН) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 429 узлов (494 миль в час, 795 км/ч) на уровне моря.
  • Максимальная скорость: 0,79 Маха.
  • Крейсерская скорость: 350 узлов (400 миль в час, 650 км/ч)
  • Скорость сваливания: 97 узлов (112 миль в час, 180 км/ч)
  • Диапазон: 2765 миль (3182 миль, 5121 км)
  • Боевая дальность: 460,5 морских миль (529,9 миль, 852,8 км) [71]
  • Перегоночная дальность: 3368 миль (3876 миль, 6238 км)
  • Практический потолок: 40 900 футов (12 500 м)
  • Скорость набора высоты: 5120 футов/мин (26,0 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 68,5 фунтов/кв. футов (334 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,353

Вооружение

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Франсильон 1982, стр. 455–456.
  2. ^ Jump up to: а б Годфри 1974, с. 6.
  3. ^ Jump up to: а б с Гебель, Грег. «Локхид С-3 Викинг». Air Vectors , 1 мая 2005 г. Дата обращения: 21 апреля 2010 г.
  4. ^ Франсильон 1982, с. 457.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Берджесс, Рик (1 ноября 2009 г.). «С-3 Викинг: от охотника на субмарины до воина пустыни» . Новости морской авиации.
  6. ^ Франсильон 1987, с. 467.
  7. ^ Тейлор, Джон WR: Самолеты всего мира Джейн, 1977–78 . Ежегодники Джейн, Лондон, 1977, стр. 329.
  8. ^ Jump up to: а б Элвард 1998, стр. 54–55.
  9. ^ Элвард 1998, с. 69.
  10. ^ Jump up to: а б с д Петреску, Др. Релли Виктория; Петреску, Др. Флориан Ион (23 декабря 2012 г.). Локхид Мартин . Нордерштедт, Германия: Книги по запросу GmbH. п. 101. ИСБН  978-1481826884 .
  11. ^ Тейлор 1976, стр. 315–316.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г Дональд, Дэвид (14 июля 2021 г.). «НАСА снимает с вооружения последний летающий S-3 Viking» . AINonline .
  13. ^ Jump up to: а б Air International , июль 1986 г., стр. 44–45.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роблин, Себастьян (19 ноября 2020 г.). «Убийца подводных лодок: почему ВМС США сняли с вооружения свои хваленые самолеты S-3 Viking?» . Nationalinterest.org.
  15. ^ «Последняя лодка: конец S-3B Vikings ВМС США» . Ежедневник оборонной промышленности . 2 февраля 2009 года . Проверено 3 февраля 2009 г.
  16. ^ «Lockheed Martin Aeronautics начинает полномасштабные усталостные испытания S-3 Viking» . Локхид Мартинс. 28 июня 2001 г.
  17. ^ «ВМС США выводят из эксплуатации последний Lockheed Martin S-3B Viking» . Локхид Мартин. 30 января 2009 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 г. Проверено 21 апреля 2010 г. «ВМС США выводят из эксплуатации последний Lockheed Martin S-3B Viking из службы флота; палубный многоцелевой самолет завершает 35-летнюю карьеру | Lockheed Martin» . Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 5 февраля 2009 г.
  18. ^ «S-3B Viking вновь поступает на вооружение ВМС США в качестве наблюдателя на испытательном полигоне» . IHS Джейн. 3 июня 2010 г. Проверено 8 июня 2010 г.
  19. ^ «Последний S-3B Viking, прошедший капитальный ремонт в FRCSE, направляется в испытательную эскадрилью в Калифорнии» . Командование военно-морских авиационных систем (ВМС США). 3 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 23 апреля 2013 г.
  20. ^ «S-3B Viking вновь поступает на вооружение ВМС США в качестве наблюдателя на испытательном полигоне» . Джейнс.com . Проверено 13 марта 2015 г.
  21. ^ Jump up to: а б «ВМС США списывают свои последние S-3B Vikings» . Flightglobal.com. 14 января 2016 г.
  22. ^ «ВМС США прощаются с S-3 Viking» . theaviationist.com. 14 января 2016 г.
  23. ^ Кэри, Билл (5 июля 2013 г.). «НАСА тестирует прототип радиоканала передачи данных БПЛА» . AINonline.
  24. ^ «НАСА отказывается от исследовательской рабочей лошадки» . НАСА. 8 июля 2021 г. Проверено 12 июля 2021 г.
  25. ^ «ВМС США: время вернуть S-3 Viking?» . Thediplomat.com. 9 ноября 2015 г.
  26. ^ Сунг-Ки, Юнг «Южная Корея мечтает о легком авианосце». Архивировано 15 марта 2015 г. в archive.today Defense News , 26 октября 2013 г. Дата обращения: 13 марта 2015 г.
  27. ^ «Южная Корея продвигается к принятию на вооружение противолодочных самолетов «Викинг»» . Yonhapnews.co.kr. 9 сентября 2015 г.
  28. ^ Перретт, Брэдли; Ким, Минсок (16 марта 2017 г.). «Южная Корея присматривается к P-8 и Swordfish, поскольку модернизация S-3 прекращена» . Авиационная неделя . Мельбурн, Австралия и Сеул. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 19 октября 2017 г.
  29. ^ Уолдрон, Грег (18 октября 2017 г.). «ADEX: Крупные MPA охотятся за морскими требованиями Сеула» . FlightGlobal . Сеул. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 19 октября 2017 г.
  30. ^ Кавас, Кристофер П. (9 апреля 2014 г.). «Lockheed возрождает старую идею нового грузового самолета-носителя» . Новости обороны. Архивировано из оригинала 9 февраля 2015 года.
  31. ^ Крейшер, Отто (2 февраля 2015 г.). «Бюджет ВМФ на 2016 год закупит V-22 COD, заправит авианосец» . Прорыв защиты.
  32. ^ «Военно-морской флот и морская пехота подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому Bell-Boeing Osprey станет следующим авианосным самолетом» . Новости.USNI.org. 13 января 2015 г. «Обновлено: ВМС и морская пехота подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому Bell-Boeing Osprey станет следующим авианосцем-носителем» . 13 января 2015 года. Архивировано из оригинала 18 января 2015 года . Проверено 23 мая 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  33. ^ Нортон 2004, стр. 28–30, 35, 48.
  34. ^ Мичелл 1994, стр. 334–335.
  35. ^ Элвард 1998, с. 53.
  36. ^ Виттри, январь (2 августа 2008 г.). «Военные самолеты для проведения исследований по авиационной безопасности» . Исследовательский центр Гленна НАСА. Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  37. ^ «ВС-21» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  38. ^ «ВС-22(1960-2009)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  39. ^ «ВС-24(1960-2007)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  40. ^ «ВС-27» . www.wings-aviation.ch . Проверено 2 сентября 2022 г.
  41. ^ «ВС-27(2)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  42. ^ «ВС-28 (1960-1992)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  43. ^ «ВС-29» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  44. ^ Jump up to: а б «ВС-30» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  45. ^ «ВС-32» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  46. ^ «ВС-33» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  47. ^ «ВС-35 (1987-1988)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  48. ^ «ВС-35(1991-2005)» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  49. ^ «ВС-37» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  50. ^ «ВС-38» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  51. ^ «ВС-41» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  52. ^ «ВС-41 Эскадрилья морского управления СОРОК ОДНА» . www.globalsecurity.org . Проверено 2 сентября 2022 г.
  53. ^ «ВК-5» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  54. ^ «ВК-6» . gonavy.jp . Проверено 2 сентября 2022 г.
  55. ^ «VX-1 Воздушная испытательная и оценочная эскадрилья ONE [AIRTEVRON ONE]» . www.globalsecurity.org . Проверено 2 сентября 2022 г.
  56. ^ «С-3 Викинг/157993» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
  57. ^ «С-3 Викинг/159417» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г. .
  58. ^ «С-3 Викинг/159404» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
  59. ^ «С-3 Викинг/159387» . Национальный музей морской авиации. Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
  60. ^ «С-3 Викинг 159412» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
  61. ^ "С-3 Викинг/159731" (PDF) . Музей военного корабля США «Йорктаун» . Проверено 8 июля 2015 г.
  62. ^ «С-3 Викинг/159743» . Авиационное крыло Мариеттского исторического музея. Архивировано из оригинала 11 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
  63. ^ «С-3 Викинг/159755» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
  64. ^ «С-3 Викинг/159766» . Музей военного корабля США «Мидуэй». Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г. «Коллекция музейного инвентаря самолетов охватывает Вторую мировую войну и бурю в пустыне | Музей авианосца USS Midway в Сан-Диего» . Архивировано из оригинала 9 июля 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  65. ^ «С-3 Викинг/159770» . airvisuals.ca . Проверено 8 июля 2015 г.
  66. ^ «С-3 Викинг/160123» . airvisuals.ca . Проверено 8 ноября 2017 г.
  67. ^ «С-3 Викинг/160599» . Музей военного корабля США «Хорнет» . Проверено 8 июля 2015 г.
  68. ^ «С-3 Викинг/160604» . Музей авиации и космонавтики Пима. Архивировано из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 8 июля 2015 г.
  69. ^ NAVAIR 00-110AS3-1: Стандартные характеристики самолета Модель самолета S-3A . Вашингтон, округ Колумбия: Командование морской авиации. Январь 1973 года.
  70. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  71. ^ «Противолодочный и литоральный боевой самолет С-3 Викинг» . www.military-today.com . Проверено 13 января 2020 г. .

Библиография

[ редактировать ]
  • Элвард, Брэд Э. «Lockheed S-3 Viking и ES-3A Shadow». World Air Power Journal , том 34, осень – осень 1998 г. ISBN   1-86184-019-5 , стр. 48–97.
  • Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN   0-370-30329-6 .
  • Франсильон, Рене Дж. Самолеты Lockheed с 1913 года . Издательство Военно-морского института, 1987. ISBN   9780870218972 .
  • Годфри, Дэвид WH «Наладчик, Искатель, Нападающий: S-3A Viking». Air International , том 7, выпуск 1, июль 1974 г., стр. 5–13.
  • Мичелл, Саймон. Гражданская и военная модернизация Джейн, 1994–95 гг . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1994. ISBN   0-7106-1208-7 .
  • Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN   0-354-00538-3 .
  • Винчестер, Джим, изд. Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN   1-84013-929-3 .
  • «Викингские вариации». Air International , Том 31, номер 1, июль 1986 г., стр. 41–45.
  • Нортон, Билл. Bell Boeing V-22 Osprey, тактический транспортный конвертоплан . Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN   1-85780-165-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5dc14a94180b9b0c5a2ad49140cc7992__1715565600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/92/5dc14a94180b9b0c5a2ad49140cc7992.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed S-3 Viking - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)