Воздушная торпеда

( Воздушная торпеда также известная как бортовая торпеда или авиаторпеда). [1] ) — торпеда , запускаемая с самолета- торпедоносца в воду, после чего орудие самостоятельно движется к цели. [2]
Впервые использованные в Первой мировой войне , торпеды, сбрасываемые с воздуха, широко использовались во Второй мировой войне и до сих пор используются ограниченно. Воздушные торпеды обычно меньше и легче, чем торпеды подводного и надводного базирования.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Идея сбрасывания легких торпед с самолетов была задумана в начале 1910-х годов Брэдли А. Фиске , офицером ВМС США . [3] Патент на это был получен в 1912 году. [4] [5] Фиске разработал механику переноса и выпуска воздушной торпеды с бомбардировщика и определил тактику, которая включала заход на посадку в ночное время, чтобы корабль-цель был менее способен защитить себя. Фиске предполагал, что предполагаемый бомбардировщик-торпедоносец будет быстро снижаться по острой спирали, чтобы уклониться от вражеских орудий, а затем на высоте примерно от 10 до 20 футов (от 3 до 6 м) выровняется на время, достаточное для того, чтобы выровняться по намеченному пути торпеды. Самолет выпустит торпеду на расстоянии от 1500 до 2000 ярдов (от 1400 до 1800 м) от цели. [3] В 1915 году Фиске предложил использовать этот метод для нападения на вражеские флоты в их собственных гаванях. [6] если бы было достаточно воды (глубины и простора) для хода торпеды. Однако Конгресс США не выделял средств на исследования воздушных торпед до 1917 года, когда США вступили в прямые действия в Первой мировой войне . [7] [8] В США не было самолетов-торпедоносцев специального назначения до 1921 года.
Первый самолет-торпедоносец
[ редактировать ]Тем временем Королевская военно-морская авиационная служба (RNAS) начала активно экспериментировать с такой возможностью. Первый успешный сброс торпеды с воздуха был неофициально выполнен более поздним пилотом RFC Чарльзом Гордоном Беллом 27 июля 1914 года, сбросив торпеду Уайтхеда с Short S.64 гидросамолета . На следующий день за Гордоном Беллом последовал пилот RNAS Артур Лонгмор во время официальных испытаний воздушной торпеды. Успех этих экспериментов привел к созданию первого специального боевого самолета-торпедоносца Short Type 184 , построенного в 1915 году. [9] [10]
Был размещен заказ на десять самолетов, а во время Первой мировой войны десятью различными британскими авиастроительными компаниями было построено 936 самолетов . Два прототипа самолета были погружены на борт HMS Ben-my-Chree , который 21 марта 1915 года отплыл в Эгейское море для участия в кампании в Галлиполи . [11]
Примерно в то же время, когда проводились эксперименты Королевского флота, в Италии капитан Алессандро Гуидони с корабля Regia Marina проводил аналогичные испытания с 1913 года. [12] с помощью изобретателя Рауля Патераса Пескары и в феврале 1914 года успешно сбросил 800-фунтовую торпеду, [13] что привело к спорам о том, какая страна первой применила воздушную торпеду. [14]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Сообщается, что в ноябре 1914 года немцы экспериментировали на Боденском озере с тактикой сброса торпед с дирижабля . [15] [16] В декабре 1914 года командир эскадрильи Сесил Л'Эстрейндж Мэлоун после своего участия в рейде в Куксхавене прокомментировал следующее: «Можно хорошо представить, что могло бы быть сделано, если бы наши гидросамолеты или те, которые были отправлены атаковать нас, несли торпеды или легкие пушки. " [17]
12 августа 1915 года Short Type 184 , пилотируемый командиром звена Чарльзом Эдмондсом , стал первым самолетом в мире, атаковавшим вражеский корабль торпедой воздушного базирования. [18] Действуя с авианосца HMS Ben-my-Chree в Эгейском море , Эдмондс взлетел с торпедой диаметром 14 дюймов (360 мм) и массой 810 фунтов (370 кг), чтобы пролететь над сушей. [10] и потопил турецкое судно снабжения в Мраморном море . [5]
Пять дней спустя турецкий пароход был потоплен торпедой, снова нацеленной Эдмондсом. Его товарищ по звену, лейтенант ГБ Дакр, потопил турецкий буксир после того, как был вынужден приземлиться на воду из-за неисправности двигателя. Дакр подрулил к буксиру, выпустил торпеду и затем смог взлететь и вернуться в Бен-Май-Кри . [19] [20] Ограничением более широкого использования «Шорта» в качестве торпедоносца было то, что он мог взлетать с торпедой только в условиях идеальной летной погоды и спокойного моря и с такой нагрузкой мог летать лишь немногим более 45 минут, прежде чем разбежаться. закончилось топливо. [20]
водоизмещением 2784 тонны (2829 т) 1 мая 1917 года немецкий гидросамолет выпустил торпеду и потопил британский пароход «Гена» у берегов Саффолка . Второй немецкий гидросамолет был сбит обстрелом с тонущей Гены . Немецкие эскадрильи торпедоносцев впоследствии были собраны в Остенде и Зебрюгге для дальнейших действий в Северном море . [5] Позже, в 1917 году, ВМС США начали проводить испытания с использованием 400-фунтового (180-килограммового) макета торпеды, которая при первом испытании поднялась из воды обратно в воздух и почти поразила сбросивший ее самолет. [10] Было построено несколько британских бомбардировщиков-торпедоносцев, в том числе « Сопвич Кукушка» , « Шорт Ширл» и «Блэкберн Блэкберд» , но эскадрилья была собрана так поздно в войне, что не добилась никаких успехов. [20]
Межвоенные годы
[ редактировать ]
Соединенные Штаты купили свои первые 10 бомбардировщиков-торпедоносцев в 1921 году, варианты Martin MB-1 . Эскадрилья летчиков ВМС и морской пехоты США базировалась на базе военно-морского вооружения Йорктаун . Генерал Билли Митчелл предложил вооружить торпедоносцы боевыми боеголовками в рамках проекта B (демонстрация противокорабельных бомбардировок), но военно-морской флот интересовал только эффект повреждения авиабомб. Вместо этого были проведены испытания с использованием макетов головок торпед против четверки линкоров, идущих со скоростью 17 узлов. Торпедоносцы показали хорошие результаты. [21]
В 1931 году ВМС Японии разработали торпеду Тип 91 , предназначенную для сброса торпедоносцев с высоты 330 футов (100 м) и скорости 100 узлов (190 км/ч; 120 миль в час). [22] В 1936 году торпеде для повышения аэродинамических качеств придали деревянные крепления к хвосту, получившие прозвище « Кёбан» , — эти крепления сбрасывались при ударе о воду. К 1937 году, с добавлением отколовшегося деревянного демпфера в носовой части, торпеду можно было сбрасывать с высоты 660 футов (200 м) и скорости 120 узлов (220 км/ч; 140 миль в час). В 1938 году тактическая доктрина определила, что воздушная торпеда Тип 91 должна быть выпущена на расстоянии 3300 футов (1000 м) от цели. [22] Кроме того, ВМС Японии разработали доктрину ночных атак и массированных дневных атак, а также координировали воздушные торпедные атаки наземных и палубных торпедоносцев. [22]
Японцы разделили свои бомбардировочные эскадрильи на две группы, чтобы они могли атаковать линкор противника с обоих фронтов и затруднить цели уклонение от торпед путем маневрирования, а также затруднить наведение зенитного огня по бомбардировщикам. Несмотря на это, японские эксперты по тактике предсказывали, что по линкору атакующие силы будут наносить лишь треть попаданий по сравнению с показателями, достигнутыми во время учений мирного времени. [22]
Начиная с 1925 года в США началось проектирование специальной торпеды для чисто воздушных операций. Проект несколько раз прекращался и возобновлялся, и в конечном итоге результатом стала торпеда Mark 13 , поступившая на вооружение в 1935 году. [23] Mark 13 отличалась от воздушных торпед, используемых другими странами, тем, что она была шире и короче. [23] Он был медленнее своих конкурентов, но имел большую дальность полета. [23] Оружие было выпущено самолетом, который двигался ниже и медленнее (высота 50 футов (15 м), 110 узлов (200 км/ч; 130 миль в час). [23] чем его японский современник.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года бипланы-торпедоносцы Fairey Swordfish ВВС британского флота потопили три итальянских линкора в битве при Таранто, используя комбинацию торпед и бомб. В ходе преследования немецкого линкора «Бисмарк» в очень плохом море были предприняты попытки нанесения торпедных ударов, и один из них повредил его руль направления, позволив британскому флоту поймать его. Стандартной британской воздушно-десантной торпедой первой половины Второй мировой войны была 18-дюймовая Mark XII , конструкция диаметром 450 мм и массой 1548 фунтов (702 кг) с зарядом взрывчатого вещества 388 фунтов (176 кг) тринитротолуола (тротила). . [24]
Разработка немецких воздушных торпед отставала от других воюющих сторон, что продолжалось игнорирование этой категории в 1930-е годы. В начале Второй мировой войны Германия производила всего пять воздушных торпед в месяц, и половина из них терпела неудачу в учениях по десантированию. Вместо этого были закуплены итальянские воздушные торпеды производства Fiume , и в конечном итоге было поставлено 1000 штук. [25]

В августе 1941 года японские авиаторы отрабатывали сброс торпед на мелководье залива Кагосима , испытывали усовершенствования торпеды «Тип 91» и разрабатывали тактику атаки кораблей в гавани. Они обнаружили, что торпедоносец Nakajima B5N может летать со скоростью 160 узлов (296 км/ч; 184 миль в час), что несколько быстрее, чем ожидалось, при этом торпеды не поражают дно залива на глубине 100 футов (30 м). 7 декабря 1941 года передовая волна — 40 B5N — использовала эту тактику и нанесла более 15 попаданий во время атаки на Перл-Харбор .В апреле 1942 года Адольф Гитлер сделал производство воздушных торпед приоритетом Германии, и Люфтваффе взяло на себя эту задачу у Кригсмарине . [25] Количество имеющихся авиаторпед превысило использование в течение года, а к концу войны в наличии было избыток авиаторпед. С 1942 по конец 1944 года было использовано около 4000 авиационных торпед, но за всю войну было изготовлено около 10 000. [25] Торпедоносцами были модифицированные Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 самолеты Focke-Wulf Fw 190 . истребитель , однако в качестве системы доставки успешно прошел испытания [25] Недостатки торпед немецкой разработки после капитуляции Италии в сентябре 1943 года были устранены чуть более года назад, во время Янаги визита в японской подводной лодки I-30 в августе 1942 года для поставки Вермахту технологии и чертежей торпеды Тип 91, чтобы будет производиться в самой Германии как Lufttorpedo LT 850 . [26]
Торпеда Mark 13 была основной американской воздушной торпедой, однако она не была усовершенствована до тех пор, пока в 1943 году испытания не показали, что она не удалась в 70 процентах падений с самолетов, движущихся со скоростью более 150 узлов (280 км/ч; 170 миль в час). [23] Как и японский Type 91, Mark 13 впоследствии был оснащен деревянной носовой обшивкой и деревянным хвостовым кольцом, которые оторвались при ударе о воду. Деревянные кожухи замедляли его и помогали сохранять целевое направление во время падения с воздуха. Носовое покрытие поглотило достаточно кинетической энергии от удара торпеды о воду, поэтому рекомендуемая высота и скорость самолета были значительно увеличены до 2400 футов (732 м) при скорости 410 узлов (760 км / ч; 470 миль в час). [23]
В 1941 году в США началась разработка FIDO — воздушно-десантируемой акустической самонаводящейся торпеды с электрическим приводом, предназначенной для противолодочного использования. В Соединенном Королевстве стандартная бортовая торпеда была усилена для более высоких скоростей самолетов и стала Mark XV, а затем Mark XVII. Для самолетов-носителей заряд взрывчатого вещества оставался 388 фунтов (176 кг) в тротиловом эквиваленте до тех пор, пока в конце войны он не был увеличен до 432,5 фунтов (196,2 кг) у более мощного Torpex . [24]
Во время Второй мировой войны американские палубные торпедоносцы совершили 1287 атак на корабли, 65% — на военные корабли и в 40% случаев попали в цель. [10] Однако низкий и медленный заход на посадку, необходимый для торпедной бомбардировки, сделал бомбардировщики легкой мишенью для защищаемых кораблей; во время битвы за Мидуэй , например, практически все американские торпедоносцы — почти все устаревшей конструкции «Дуглас Девастатор» — были сбиты японцами. [27]
Корейская война
[ редактировать ]После Второй мировой войны противовоздушная оборона была достаточно улучшена, чтобы сделать воздушные торпедные атаки самоубийственными. [28] Легкие воздушные торпеды были утилизированы или адаптированы для использования небольшими ударными катерами. Единственным значительным применением воздушных торпед была борьба с подводными лодками . [28]
Во время Корейской войны ВМС США успешно вывели из строя плотину Хвачхон с помощью воздушных торпед, выпущенных с самолетов A-1 Skyraiders . [29]
Современное оружие
[ редактировать ]С момента появления практической технологии противокорабельных ракет , впервые использованной во Второй мировой войне с MCLOS управляемым Fritz X еще в 1943 году, воздушные торпеды в основном были сокращены до использования в противолодочной войне. Ракеты, как правило, намного быстрее, имеют большую дальность действия и не имеют такого же ограничения по высоте запуска, как воздушные торпеды. Некоторые современные воздушные противолодочные торпеды обладают необходимой способностью наведения для поражения надводных кораблей, хотя, учитывая широкую доступность ракет на самолетах и небольшую специализированную боеголовку на противолодочных воздушных торпедах, этот вариант обычно не рассматривается.
В разгар Фолклендской войны ВВС Аргентины в сотрудничестве с ВМФ оснастили прототип FMA IA 58 Pucará , AX-04, пилонами для установки торпед Mark 13. Целью было возможное производство «Пукарас» как самолетов-торпедоносцев для повышения противокорабельных возможностей аргентинских ВВС. Несколько испытаний было проведено у Пуэрто-Мадрина , но война закончилась прежде, чем технические специалисты смогли оценить осуществимость проекта. [30]
В результате утраты роли противокорабельных авиационных торпед в современной военно-морской доктрине настоящие торпедоносцы-бомбардировщики в современных вооруженных силах больше не существуют. Наиболее распространенной платформой для воздушных торпед сегодня является корабельный противолодочный вертолет, за которым следуют противолодочные самолеты с неподвижным крылом, такие как американский P-3 Orion .

Оговоркой к вышесказанному являются торпеды , доставляемые ракетами/ракетными системами, предназначенными для противолодочной борьбы. Некоторые конструкции представляют собой прямую стыковку ракетной двигательной установки с торпедой с чисто баллистическим профилем атаки, например, американский ASROC . Также были развернуты более сложные воздушные беспилотные системы с автопилотом , такие как австралийская Ikara . Большинство таких систем предназначены для развертывания с надводных кораблей, хотя существуют исключения, такие как советский ВМФ РПК-2 «Вьюга» , который может запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок.
Учитывая относительно мягкий характер подводных лодок, современные противолодочные авиационные торпеды намного меньше противокорабельных авиаторпед прошлого и часто классифицируются как легкие торпеды. Они также часто имеют кроссплатформенную конструкцию и могут развертываться как с самолетов, так и с надводных кораблей. Примеры включают американские торпеды Mark 46 , Mark 50 и Mark 54 . Существует мало конструкций воздушных торпед, которые также используются на подводных лодках, из-за значительно меньших возможностей воздушных торпед по сравнению с их полноразмерными аналогами для подводных лодок, такими как американская торпеда Mark 48 .
Дизайн
[ редактировать ]Успешная конструкция торпеды воздушного базирования должна учитывать:
- Расстояние, которое он проходит по воздуху, прежде чем войти в воду.
- Сильное столкновение с водой
Японская торпеда Тип 91 использовала Kyoban в воздухе аэродинамические хвостовые стабилизаторы . Эти стабилизаторы (представленные в 1936 году) были сброшены при входе в воду. А новая система управления (введенная в 1941 году) стабилизировала качку за счет противодействия рулевому управлению как в воздухе, так и в воде.Торпеда Тип 91 могла быть выпущена со скоростью 180 узлов (333 км/ч) с глубины 20 м (66 футов) на мелководье, а также со скоростью 204 узла ( максимальная скорость Nakajima B5N2 ) по неспокойным волнам довольно тяжелого моря. .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хьюз, 2000, с. 162.
- ^ Dictionary.com Воздушная торпеда . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хопкинс, Альберт Эллис. Книга о войне Scientific American: Механизм и техника войны , Глава XLV: Воздушные торпеды и торпедные мины. Компания Munn & Company, Incorporated, 1915 г.
- ^ Патент США 1032394 , Брэдли А. Фиск, «Способ и устройство для доставки подводных торпед с дирижаблей», выдан 16 июля 1912 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Харт, Альберт Бушнелл. Библиотека иллюстраций Харпера о мировой войне, Том 4 . Харпер, 1920, с. 335.
- ↑ The New York Times , 23 июля 1915 года. «Летающий торпедный катер. Адмирал Фиске изобретает корабль для атаки флотов в гаванях» Проверено 29 сентября 2009 года.
- ^ «Новости недели: Аэроклуб Америки чествует адмирала Фиске, изобретателя торпедного самолета» . Еженедельник воздушного возраста . 9 : 1045. 18 августа 1919 г.
- ^ Колетта, Паоло Энрико (1979). Адмирал Брэдли А. Фиск и американский флот . Риджентс Пресс Канзаса. стр. 187–191 . ISBN 9780700601813 .
- ^ Норман Полмар (2008). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события, том II: 1946–2006 гг . Потомак Букс, Инк. 16. ISBN 9781574886658 .
- ^ Перейти обратно: а б с д GlobalSecurity.org. Военный. Торпедоносец-бомбардировщик ТБ. Т Торпедо и бомбометание. Проверено 29 сентября 2009 г.
- ^ CH Барнс (1967). Шорты Самолеты С 1900 года . Лондон: Патнэм. п. 113.
- ^ Такер, Спенсер С., изд. (1996). Европейские державы в Первой мировой войне: энциклопедия . Рутледж. п. 378. ИСБН 9781135507015 .
- ^ Маттиоли, Марко (2014). Савойя-Марчетти S.79 Торпедоносцы Спарвьеро . Скопа. п. 6. ISBN 9781782008095 .
- ^ Эш, Эрик (1999). Сэр Фредерик Сайкс и воздушная революция, 1912-1918 гг . Лондон: Фрэнк Касс. п. 90. ИСБН 9781136315169 .
- ^ The Stansead Journal , 14 февраля 1915 г. «Теперь воздушная торпеда: смертоносное оружие, предложенное военно-морскому ведомству». Проверено 29 сентября 2009 г.
- ^ Парк Бенджамин (2 ноября 1914 г.). «Торпеда-летучая рыба» . Независимый . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Гардинер, Ян. Бомбардировщики Flatpack: Королевский флот и угроза дирижабля , Перо и меч, 2009. ISBN 1-84884-071-3
- ^ Книга рекордов Гиннеса по воздушным фактам и подвигам (3-е изд.). 1977.
Первая воздушная атака с использованием торпеды, сброшенной с самолета, была осуществлена командиром звена Чарльзом Х. К. Эдмондсом, управлявшим гидросамолетом Short 184 из Бен-ми-Кри 12 августа 1915 года, против турецкого корабля снабжения водоизмещением 5000 тонн в Морском море. Мармара . Хотя вражеский корабль был подбит и затонул, капитан британской подводной лодки утверждал, что одновременно выпустил торпеду и потопил корабль. Далее сообщалось, что британская подводная лодка E14 атаковала и обездвижила корабль четырьмя днями ранее.
- ^ Брюс, Дж. М. «Короткие гидросамолеты: исторический военный самолет № 14: Часть 3» . Рейс , 28 декабря 1956 г., с. 1000
- ^ Перейти обратно: а б с Спайт, JM Air Power в следующей войне , стр. 25–27. Лондон, Джеффри Блес, 1938 год.
- ^ Джонсон, вице-адмирал Альфред В., в отставке. (1959) Эксперименты по бомбардировке военно-морских сил у мысов Вирджиния, июнь и июль 1921 года. Архивировано 15 августа 2012 г. в библиотеке военно-морского ведомства Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б с д Питти, 2007, стр. 143–144.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, 2002, с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл, 2002, стр. 260–262.
- ^ «Подводная лодка И-30 : Табличный учет движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 15 сентября 2010 г.
- ^ Блэр, Клэй-младший, Тихая победа: подводная война США против Японии . Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт, 1975, стр. 238.
- ^ Перейти обратно: а б Забекки, Дэвид Т. Вторая мировая война в Европе: энциклопедия, часть 740, том 2 , с. 1123. Тейлор и Фрэнсис, 1998. ISBN 0-8240-7029-1
- ^ Фальтум, Эндрю (1996). Авианосцы «Эссекс» . Балтимор, Мэриленд: Американская издательская компания по морскому и авиационному оборудованию. стр. 125–126. ISBN 1-877853-26-7 .
- ^ Халбриттер, Франциско (2004). История авиационной промышленности Аргентины . Том 1. Друзья Ассоциации Национальной библиотеки по аэронавтике, 2004. ISBN 987-20774-4-4 . (на испанском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй. Тихая Победа . Филадельфия: Липпинкотт, 1975.
- Кэмпбелл, Нью-Джерси; Джон Кэмпбелл. Морское вооружение Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института, 1986. ISBN 0-87021-459-4
- Эммотт, Норман В. «Воздушные торпеды». Труды Военно-морского института США , август 1977 г.
- Хьюз, Уэйн П. Тактика флота и прибрежные бои, том 167. Издательство военно-морского института, 2000. ISBN 1-55750-392-3
- Милфорд, Фредерик Дж. «Торпеды ВМС США: Часть первая - Торпеды тридцатых годов». The Submarine Review , апрель 1996 г. (ежеквартальное издание Лиги военно-морских подводных лодок, п/я 1146, Аннандейл, Вирджиния, 22003)
- Милфорд, Фредерик Дж. «Торпеды ВМС США: Часть вторая - Большой торпедный скандал, 1941–43». Обзор подводных лодок , октябрь 1996 г.
- Милфорд, Фредерик Дж. «Торпеды ВМС США: Часть третья - Разработка обычных торпед во время Второй мировой войны, 1940–1946». Обзор подводных лодок , январь 1997 г.
- Питти, Марк Р. Санбёрст: рост японской военно-морской авиации, 1909–1941 , Naval Institute Press, 2007. ISBN 1-59114-664-X
- Тиле, Гарольд. Воздушные торпедоносцы Люфтваффе и операции во Второй мировой войне . Хикоки, 2005. ISBN 1-902109-42-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]