Руление
Руление (редко пишется руление ) [1] — это движение воздушного судна по земле своим ходом в отличие от буксировки или буксировки назад , когда воздушное судно перемещается буксиром. Самолет обычно передвигается на колесах, но этот термин также включает в себя самолеты на лыжах или поплавках (для путешествий по воде).
Самолет использует рулежные дорожки для руления из одного места аэропорта в другое; например, при переходе из ангара на взлетную полосу . Термин «руление» не используется для разбега по взлетно-посадочной полосе с ускорением перед взлетом или разбега с замедлением сразу после приземления , которые называются разбегом при разбеге и разбегом при посадке соответственно.
Этимология
[ редактировать ]Еще в 1909 году авиационные журналисты предполагали, что самолеты заменят такси в городах с пробками. [2]
Некоторые авиаторы и некоторые лингвисты сообщают, что примерно в 1911 году жаргонное слово «такси» использовалось для обозначения «самолета». Они предполагают, что то, как самолеты двигаются под двигателем перед взлетом или после приземления, напомнило кому-то, как такси медленно объезжает квартал в поисках пассажиров. [3] [4]
Также к 1909 году пионеры французской авиации, такие как Блерио , Фарман и Вуазен, использовали термин «такси» для обозначения учебно-тренировочного самолета , который был сконструирован таким образом, чтобы ученик случайно не поднялся в воздух. [ нужна ссылка ]
Слово «самолет» снова быстро исчезло, но глагол «рулить» прижился, и такие слова, как « рулежная дорожка от него произошли ».
Движение
[ редактировать ]Тяга для продвижения самолета вперед исходит от его винтов или реактивных двигателей . Обратная тяга для резервного копирования может создаваться с помощью реверсоров тяги , таких как на Boeing C-17 Globemaster III , или винтов реверсивного шага, таких как Lockheed C-130 Hercules , редкая процедура, известная как powerback . Однако большинство самолетов не предназначены для самостоятельного движения задним ходом, и их приходится толкать назад либо вручную, либо с помощью авиационного буксира .
При настройках низкой мощности авиационные двигатели внутреннего сгорания работают с меньшим КПД, чем при настройках крейсерской мощности. Типичный А320 тратит на руление в среднем 3,5 часа в день, используя при этом 600 литров (160 галлонов США) топлива. В стадии разработки находится гибридное переднее шасси с электрическим приводом, которое позволит самолетам интенсивного использования отключать двигатели во время руления. [5]
Контроль
[ редактировать ]Рулевое управление достигается поворотом носового или хвостового колеса/ руля направления ; пилот . контролирует направление движения ногами У более крупных реактивных самолетов с левой стороны кабины есть румпель, который действует как рулевое колесо, позволяя поворачивать носовое колесо гидравлически. Торможение осуществляется дифференциальными ножными или пяточными тормозами. Не все самолеты имеют управляемые колеса, а в некоторых случаях управление осуществляется исключительно с помощью дифференциального торможения ( все самолеты Вана например, ) или исключительно с помощью руля направления (включая все гидросамолеты ).
Ховер-такси
[ редактировать ]с полозьями Вертолеты и другие самолеты вертикального взлета и посадки выполняют руление на висении, чтобы двигаться с эффектом земли , так же, как наземное руление самолетов с колесами. Обычно такси на воздушной подушке управляются со скоростью до 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час) или ниже поступательной подъемной силы . [6]
Bell CH-135 Twin Huey рулится на воздушной подушке способом, типичным для самолетов такого размера с полозьями:
Эта последовательность запускается после стабилизированного зависания на высоте 5 футов. Переместите коптер вперед над землей быстрым шагом. Поддерживайте постоянную высоту над землей, постоянную скорость движения и следите за тем, чтобы полозья оставались параллельны направлению движения. Предусмотрите остановку, чтобы не требовались большие циклические движения назад, так как это может привести к тому, что хвостовое оперение упадет на землю. Вам часто приходится рулить без ветра; Имейте в виду, что при рулении по ветру в условиях сильного ветра циклического движения назад может быть недостаточно для обеспечения адекватного управления, и хвост будет находиться ближе к земле. Руление по ветру ограничено 30 узлами . [7]
Безопасность
[ редактировать ]При рулении самолеты движутся медленно. Это гарантирует, что их можно будет быстро остановить и избежать риска повреждения колес на более крупных самолетах, если они случайно съезжают с асфальтированной поверхности. Скорость такси обычно составляет от 16 до 19 узлов (от 30 до 35 км / ч; от 18 до 22 миль в час). [8]
Нисходящий поток несущего винта ограничивает руление вертолета на висении рядом с припаркованными легкими самолетами. Использование тяги двигателя вблизи терминалов ограничено из-за возможности повреждения конструкции или травмирования персонала реактивной струей . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Департамент ВВС США (1956 г.). Словарь ВВС США . п. 515.
- ^ Полет , Том 1, 11 декабря 1909 г., стр. 804.
- ^ «Почему руление (как это делается на самолетах и т. д.) называется так?» .
- ^ «Такси | Этимология, происхождение и значение слова такси по этимонлайну» .
- ^ Майчер, Кристин (1 апреля 2011 г.). «Испытание крутящего момента: Немецкий аэрокосмический центр представляет бесшумную, экологически чистую электрическую систему привода носового колеса для Airbus A320» . Сеть «Авиационная неделя» . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 18 мая 2017 года . Проверено 22 апреля 2011 г.
Новое электрическое носовое колесо может приводить А320 в движение вперед и назад, не требуя мощности главного двигателя самолета. Помимо экономии энергии, электрическое носовое колесо полностью исключает шум двигателя во время маневров руления.
- ^ Крейн, Дейл: Словарь авиационных терминов, третье издание , стр. 263. Aviation Supplies & Academics, 1997. ISBN 1-56027-287-2
- ^ 10 Тактическая авиационная группа: CFACM 40-35 CH-135 Руководство по стандартному маневрированию , стр. 1-1, раздел 103 Руление (неклассифицировано). Воздушное командование канадских вооруженных сил, 1984 г.
- ^ «Статистический подход к моделированию времени руления самолета» (PDF) . Лаборатория Линкольна Массачусетского технологического института . Федеральное управление гражданской авиации. 10 августа 2010 г. с. 4. Архивировано (PDF) из оригинала 26 апреля 2014 г.
- ^ «Опасности тяги двигателя в условиях аэропорта» . www.boeing.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с рулежными дорожками, на Wikimedia Commonsaircraft
- СМИ, связанные с рулением в авиации, на Викискладе?