Ударный вертолет
Ударный вертолет — это вооруженный вертолет , выполняющий основную роль штурмовика и обладающий наступательными возможностями по поражению наземных целей, таких как пехота противника , военная техника и укрепления . Из-за тяжелого вооружения их иногда называют боевыми вертолетами .
Ударные вертолеты могут использовать вооружение, включая автопушки , пулеметы , ракеты и противотанковые ракеты , такие как AGM-114 Hellfire . Некоторые ударные вертолеты также способны нести ракеты класса «воздух-воздух» , но в основном в целях самообороны от других вертолетов и низколетящих легких боевых самолетов .
Современный ударный вертолет выполняет две основные функции: во-первых, обеспечивать прямую и точную непосредственную поддержку с воздуха наземным войскам; и во-вторых, роль противотанковых средств для уничтожения группированной бронетехники противника . Боевые вертолеты также используются в качестве охранного сопровождения транспортных вертолетов или в качестве дополнения к более легким вертолетам в вооруженной разведке. Предполагается, что в бою ударный вертолет будет уничтожать цели, стоимость которых примерно в 17 раз превышает себестоимость производства, прежде чем будет уничтожена. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Низкоскоростные самолеты союзников с неподвижным крылом, такие как советский учебный и универсальный биплан Поликарпова По-2, использовались еще в 1942 году для обеспечения возможности нападения в ночное время на Вермахт Хир на Восточном фронте , наиболее эффективно в битве за Кавказ , когда Примером может служить Ночные ведьмы» . женское советское авиационное подразделение « [ 2 ] После операции «Оверлорд» военную версию такого же тихолетного гражданского моноплана Piper J-3 Cub в 1944 году несколько артиллерийских корректировщиков армии США начали использовать с высоким крылом, L-4 Grasshopper. подразделения над Францией; Эти самолеты были оснащены двумя или четырьмя гранатометами-базуками, прикрепленными к подъемным стойкам . [ 3 ] против немецкой бронетехники. Летом 1944 года майору армии США Чарльзу Карпентеру удалось успешно взять на себя роль противотанкового противника с помощью своего ракетного вооружения Piper L-4. Его L-4, имеющий серийный номер армии США 43-30426 и названный «Рози Ракетчик» , вооруженный шестью базуками, добился заметных успехов в бою во время битвы при Арракуре 20 сентября 1944 года, применив мощную тактику атаки , выбив по крайней мере четыре немецких бронемашины, [ 4 ] как новаторский пример борьбы с тяжелой броней противника с тихолетящего самолета. [ 5 ]
В самом конце войны немцы также использовали такие специальные низкоскоростные легкие самолеты-платформы для наземных атак: один из подтипов учебно-тренировочных самолетов Bücker Bestmann — Bü 181C-3 — был вооружен четырьмя Panzerfaust 100 противотанковыми гранатометами . по два под каждой панелью крыла низкоплана-моноплана на заключительные два месяца войны в Европе. [ 6 ] Подобная роль, которую выполняли низкоскоростные легкие самолеты, вероятно, была достижима и после Второй мировой войны, благодаря увеличению количества послевоенных конструкций военных вертолетов. Единственный американский вертолет, использовавшийся в годы войны, Sikorsky R-4 , использовался только для спасательных операций и все еще носил экспериментальный характер.
В начале 1950-х годов различные страны мира начали все чаще использовать вертолеты в своих операциях в качестве транспортных и связных. Позже стало понятно, что эти вертолеты, преемники Sikorsky R-4 времен Второй мировой войны, могут быть вооружены оружием, чтобы обеспечить им ограниченную боевую способность. Ранние примеры включают вооруженные самолеты Sikorsky H-34 на вооружении ВВС США и вооруженные Ми-4 на вооружении советских ВВС . Эта «экспериментальная» тенденция к разработке специализированных ударных вертолетов продолжалась и в 1960-х годах, когда были развернуты вооруженные самолеты Bell UH-1 и Ми-8 во время войны во Вьетнаме , которые по сей день являются двумя наиболее производимыми конструкциями вертолетов в истории авиации. Эти вертолеты оказались умеренно успешными в этих конфигурациях, но из-за отсутствия броневой защиты и скорости они в конечном итоге оказались неэффективными платформами для установки вооружения в условиях наземного боя с повышенной угрозой.
С 1960-х годов в разных странах мира начали проектировать и разрабатывать различные типы вертолетов с целью создания тяжеловооруженного и защищенного летательного аппарата, способного выполнять самые разные боевые задачи — от разведки до воздушно-десантных операций. К 1990-м годам ударный вертолет с ракетным вооружением превратился в основное противотанковое оружие. Способные быстро перемещаться по полю боя и совершать мимолетные «всплывающие атаки», вертолеты представляли собой серьезную угрозу даже при наличии штатной системы ПВО. Боевой вертолет стал основным инструментом борьбы с танками, а большинство ударных вертолетов становились все более оптимизированными для противотанковых задач. [ 7 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В первые месяцы эпохи Корейской войны , в августе 1950 года, в ходе совместных испытаний ВМС США и Корпуса морской пехоты использовался недавно приобретенный вертолет Bell HTL-4 , чтобы проверить, можно ли стрелять из базуки с вертолета в полете. Была выбрана одна из более крупных моделей базуки диаметром 3,5 дюйма (калибр 90 мм), которая была установлена впереди и справа от вертолета, чтобы дверь оставалась свободной. Базука прошла успешные испытания, хотя выяснилось, что для нее потребуется защита моторного отсека, которая была в модели 47 и других ранних вертолетах. Сам вертолет принадлежал HMX-1, экспериментальной вертолетной эскадрилье морской пехоты. [ 8 ]
необходим специально построенный ударный вертолет с большей скоростью и огневой мощью, чем нынешние вооруженные вертолеты. В середине 1960-х годов армия США пришла к выводу, что перед лицом все более интенсивного наземного огня (часто с использованием крупнокалиберных пулеметов и противотанковых ракет) со стороны Вьетнама Войска Конга и СВА . Основываясь на этом осознании и в связи с растущим участием во Вьетнаме, армия США разработала требования к специализированному ударному вертолету — усовершенствованной системе воздушной огневой поддержки (AAFSS). В 1965 году для этой программы был выбран самолет Lockheed AH-56 Cheyenne . [ 9 ]
Когда армия начала приобретение специального ударного вертолета, она искала варианты улучшения характеристик по сравнению с продолжающимся использованием импровизированных временных самолетов (таких как UH-1B/C). В конце 1965 года группа высокопоставленных офицеров была выбрана для оценки нескольких прототипов вооруженных и ударных вертолетов, чтобы определить, какой из них обеспечивает наиболее значительное увеличение возможностей UH-1B. Три самолета с самым высоким рейтингом, Sikorsky S-61 , Kaman H-2 «Томагавк» и Bell AH-1 Cobra , были выбраны для участия в летных испытаниях, проводимых Армейской авиационно-испытательной деятельностью. По завершении летных оценок испытательная деятельность рекомендовала Bell's Huey Cobra в качестве временного вооруженного вертолета до тех пор, пока Cheyenne не будет принят на вооружение. 13 апреля 1966 года армия США заключила с Bell Helicopter Company контракт на производство 110 самолетов AH-1G Cobra. [ 9 ] Кабина Cobra имела тандемное расположение сидений (по сравнению с UH-1, расположенное рядом), что делало самолет меньшей лобовой целью, имело повышенную броневую защиту и большую скорость.
В 1967 году первые AH-1G были отправлены во Вьетнам, примерно в то же время, когда Cheyenne успешно завершил свой первый полет и начальные летные испытания. И хотя в течение следующих нескольких лет программа Cheyenne терпела неудачи из-за технических проблем, Cobra зарекомендовала себя как эффективная платформа воздушного вооружения, несмотря на ее недостатки в характеристиках по сравнению с AH-56. [ 9 ] и собственные проблемы дизайна. Смета расходов на AH-56 существенно выросла. [ 10 ] К 1972 году, когда программа Шайенн была в конечном итоге отменена, чтобы освободить место для перспективного ударного вертолета (AAH), [ 9 ] временный AH-1 «Snake» заработал прочную репутацию ударного вертолета. В июне 1972 года морская пехота США начала развертывание ударных вертолетов AH-1J SeaCobra для боевых действий в Южном Вьетнаме.
В конце 1970-х годов армия США осознала необходимость совершенствования корпуса ударных вертолетов, позволяющего им действовать в любых погодных условиях. [ 11 ] Хотя AH-1G служили хорошо, они оказались уязвимыми даже в условиях средней интенсивности. [ 10 ] С этого началась программа Advanced Attack Helicopter (AAH), направленная на создание более прочного, более совершенного, дальнего и мощного вертолета непосредственной авиационной поддержки, способного уничтожать бронетанковые соединения. [ 10 ] Он будет способен нести новый AGM-114 Hellfire и способен вести ночной бой. [ 12 ] Из этой программы победителем вышел Hughes YAH-64. Прототип YAH-64 впервые поднялся в воздух 30 сентября 1975 года. Армия США предпочла YAH-64 Bell YAH-63 в 1976 году, а позже одобрила серийное производство в 1982 году. После покупки Hughes Helicopters в 1984 году McDonnell Douglas продолжила и развернулась. его в производство и разработку AH-64 Apache . Вертолет был принят на вооружение армии США в апреле 1986 года.
Сегодня американский ударный вертолет был усовершенствован, и AH-64D Apache Longbow демонстрирует многие передовые технологии, которые рассматриваются для использования на будущих боевых кораблях. Корпус морской пехоты США также продолжал использовать ударные вертолеты для прямой огневой поддержки, такие как AH-1 Super Cobra . Хотя вертолеты были эффективными истребителями танков на Ближнем Востоке, ударные вертолеты все чаще рассматриваются как многоцелевые. Тактика, такая как удар по танкам , показала, что самолеты могут быть эффективны против танков, но вертолеты сохранили уникальную возможность малой высоты и низкой скорости для непосредственной поддержки с воздуха. Другие специальные вертолеты были разработаны для специальных операций миссий , в том числе MH-6 для чрезвычайно непосредственной поддержки.
Советский Союз и его государства-преемники
[ редактировать ]В начале 1960-х годов советские инженеры начали экспериментировать с различными конструкциями, направленными на создание летательного аппарата, который мог бы обеспечивать мобильность пехоты на поле боя и оказывать огневую поддержку наземным войскам. Первым из таких концептов стал макет, представленный в 1966 году в экспериментальном цехе завода № 329 Минавиации, где главным конструктором был Михаил Леонтьевич Миль . Макет, получивший обозначение V-24, был основан на другом проекте — многоцелевом вертолете V-22 , который сам так и не поступил в производство. V-24 имел пехотный транспортный отсек, в котором могли разместиться восемь солдат, сидящих спиной к спине, и набор небольших крыльев, расположенных в верхней задней части пассажирской кабины, способных вместить до шести ракет или ракетных блоков, а также спаренную ствольная пушка ГШ-23Л На посадочной полозье закреплена .
Эти проекты были предложены Милем советским вооруженным силам , и, хотя он пользовался поддержкой ряда стратегов, ему противостояли несколько более высокопоставленных военнослужащих, которые считали, что обычное оружие позволяет лучше использовать ресурсы. Несмотря на противодействие, Милю удалось убедить первого заместителя министра обороны маршала Андрея Гречко созвать экспертную комиссию для рассмотрения этого вопроса. Хотя мнения комиссии были неоднозначными, сторонники проекта в конечном итоге взяли верх, и был выпущен запрос на проектные предложения для вертолета боевой поддержки. [ 14 ]
Разработка боевых вертолетов и ударных вертолетов армией США во время войны во Вьетнаме убедила Советы в преимуществах доктрины наземной поддержки вооруженных вертолетов, что оказало положительное влияние на продвижение вперед в разработке Ми-24 . После изготовления нескольких макетов 6 мая 1968 года было издано указание приступить к разработке двухмоторной конструкции вертолета. Работы продолжались под руководством Миля до его смерти в 1970 году. Детальное проектирование началось в августе 1968 года под кодовым названием Yellow 24. Полномасштабный макет конструкции был рассмотрен и утвержден в феврале 1969 года. Летные испытания прототипа начались 15 сентября. 1969 г. с привязным висением, а через четыре дня был проведен первый свободный полет. Был построен второй прототип, а затем испытательная партия из десяти вертолетов. Был внесен ряд других конструктивных изменений, пока серийный вариант Ми-24А не поступил в производство в 1970 году, получил начальную работоспособность в 1971 году и был официально принят на государственный арсенал в 1972 году. По сей день разработаны многочисленные модификации.
В 1972 году, после завершения строительства Ми-24, началась разработка уникального ударного вертолета с транспортными возможностями. Новая конструкция имела уменьшенную транспортную способность (3 военнослужащих вместо 8) и получила название Ми-28 . [ 15 ]
В 1977 году был выбран эскизный проект Ми-28 классической одновинтовой компоновки. Его транспортабельность лишилась, и он потерял сходство с Ми-24. Проектирование Ми-28 началось под руководством Марата Тищенко в 1980 году. [ 16 ] В 1981 году были приняты проект и макет. Прототип (№ 012) совершил первый полет 10 ноября 1982 года. [ 16 ] В то же время «Камов» также пытался представить военным собственные проекты нового вертолета, которые они разрабатывали в начале и середине 1980-х годов. В 1984 году Ми-28 завершил первый этап государственных испытаний, но в октябре 1984 года советские ВВС вертолёта более совершенный Ка-50 выбрали в качестве нового противотанкового . Разработка Ми-28 была продолжена, но ей уступили меньший приоритет. В декабре 1987 года производство Ми-28 на заводе «Росвертол» в Ростове-на-Дону было одобрено . После того, как было построено несколько прототипов, производство было прекращено в 1993 году, а дополнительные разработки продолжались и в 21 веке. Изменения в военной ситуации после «холодной войны» сделали специализированные противотанковые вертолеты менее полезными. Все более важными стали такие преимущества Ми-28Н, как всепогодность, меньшая стоимость и сходство с Ми-24. В 2003 году глава ВВС России заявил, что стандартным российским ударным вертолетом станут ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-50. [ нужна ссылка ] Первый серийный Ми-28Н поступил в армию 5 июня 2006 года.
Китай
[ редактировать ]В 1979 году китайские военные изучали проблему противодействия крупным бронетанковым соединениям. Он пришел к выводу, что лучшим традиционным решением является использование ударных вертолетов. Для оценки были закуплены восемь самолетов Aérospatiale Gazelle, вооруженных Euromissile HOT. К середине 1980-х годов китайцы решили, что необходим специальный ударный вертолет. В то время они использовали гражданские вертолеты, переоборудованные для военных; они больше не подходили для атаки и годились только в качестве разведчиков. После этого Китай провел оценку Agusta A129 Mangusta и в 1988 году заключил с США соглашение о покупке AH-1 Cobra и лицензию на производство ракет BGM-71 TOW; последний был отменен после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и вызванного этим эмбарго на поставки оружия. Цветные революции помешали закупке ударных вертолетов в Восточной Европе в 1990 и 1991 годах; Болгария и Россия отклонили предложения Китая о покупке Ми-24.
Хотя попытка импортировать иностранные разработки не удалась, военные игры определили, что ударными вертолетами должна командовать армия, а не военно-воздушные силы. Это привело к формированию Сухопутных самолетов Народно-освободительной армии (PLAGFAF) с первоначальной численностью 9 Harbin Z-9 . НОАКФ провел тактические эксперименты, которые помогли определить будущие требования к Z-10. Исследования также пришли к выводу, что противотанковые ракеты, такие как BGM-71 TOW, неадекватны, и отдали предпочтение аналогу AGM-114 Hellfire.
Война в Персидском заливе подчеркнула острую потребность в ударных вертолетах и подтвердила необходимость специальной конструкции. (В то время китайские военные зависели от вооруженных вертолетов общего назначения, таких как Changhe Z-11 и Harbin Z-9.) Кроме того, он продемонстрировал, что новый ударный вертолет должен быть в состоянии защитить себя от других вертолетов и самолетов. Военные считали, что как только новый ударный вертолет поступит на вооружение, существующие вертолеты будут использоваться в качестве разведчиков.
Рабочая группа по разработке вооруженных вертолетов ( 武装直升机开发工作小组 ) была сформирована для разработки новой конструкции среднего вертолета, а не для создания новой конструкции на легких вертолетах, которые тогда находились в эксплуатации. 602-й и 608-й НИИ приступили к разработке программы China Medium Helicopter (CHM) класса 6 тонн. [ 17 ] в 1994 году. Программа продвигалась как гражданский проект, и ей удалось получить значительную техническую помощь со стороны Запада, например, от Eurocopter (консультирование по проектированию установки ротора), Pratt & Whitney Canada (турбовальный двигатель PT6C) и Agusta Westland (трансмиссия). [ 18 ] Китайцы сосредоточились на тех областях, где они не могли получить иностранную помощь. 602-й научно-исследовательский институт назвал предлагаемую конструкцию вооруженного вертолета Z-10 ( китайский : 直-10 ; букв. «Вертолет-10»).
Главным конструктором был назначен 602-й научно-исследовательский институт, а Харбинская авиастроительная корпорация (HAMC) Китайской корпорации авиационной промышленности II основным производителем — (AVIC II). В программе приняли участие еще около четырех десятков заведений. Согласно китайским источникам, первые испытательные полеты были завершены 17 декабря 2003 г., тогда как по другим источникам они были завершены на девять месяцев раньше, в марте 2003 г. По данным Jane's Information Group , в общей сложности 3 прототипа прошли более 400 часов испытаний. рейсы к этому времени. К 2004 году было построено еще 3 прототипа, всего 6, а 15 декабря 2004 года завершился второй этап испытательных полетов. В одном из испытательных полетов будущий главнокомандующий Сухопутными войсками Народно-освободительной армии ВВС США (PLAGAF) Сун Сяншэн ( 宋湘生 На борту прототипа находился ). Затем последовал третий этап интенсивных испытательных полетов, проходивший как днем, так и ночью. К январю 2006 года были проведены испытания вооружения и датчиков, включая стрельбу боевыми патронами. Вертолет был представлен широкой публике в декабре 2010 года и впоследствии поступил на вооружение ВВС США. Народно-освободительная армия . [ 19 ]
Италия
[ редактировать ]В 1972 году в итальянской армии начала формироваться потребность в легком наблюдательном и противотанковом вертолете. Первоначально Agusta изучала разработку боевой модификации существующего вертолета A109 , однако они решили приступить к разработке более амбициозной конструкции вертолета. [ 20 ] В 1978 году Agusta официально начала процесс проектирования того, что впоследствии стало Agusta A129 Mangusta . [ 21 ] 11 сентября 1983 года первый из пяти прототипов А129 совершил первый полет этого типа ; пятый прототип должен был впервые полететь в марте 1986 года. Итальянская армия разместила заказ на 60 самолетов А129. [ 20 ]
А129 был первым европейским ударным вертолетом; как таковой, в его конструкции есть несколько оригинальных аспектов, например, это первый вертолет, в котором используется полностью компьютеризированная интегрированная система управления для снижения рабочей нагрузки экипажа. [ 22 ] Было решено, что большая часть функций вертолета будет автоматизирована; Таким образом, части систем полета и вооружения контролируются и напрямую управляются бортовыми компьютерами. Agusta A109 A129 имеет значительное сходство по конструкции с более ранним многоцелевым вертолетом ; Задняя часть A129 была заимствована из A109 и включена в совершенно новую переднюю часть. [ 22 ] Фюзеляж А129 имеет угловатую форму и бронирован для баллистической защиты; композитные лопасти несущего винта также способны выдерживать попадания 23-мм пушек. Экипаж из двух человек, включая пилота и стрелка, размещается в традиционной тандемной кабине. [ 22 ]
В 1980-х годах Agusta стремилась к партнерству с Westland Helicopters для разработки обычного легкого ударного вертолета. Среди других потенциальных участников производства в совместной инициативе были Fokker и Construcciones Aeronáuticas SA . [ 23 ] В 1986 году правительства Италии, Нидерландов, Испании и Великобритании подписали меморандум о взаимопонимании по исследованию улучшенной версии A129, альтернативно называемой Joint European Helicopter Tonal или Light Attack Helicopter (LAH). К 1988 году для LAH было проведено технико-экономическое обоснование четырех различных вариантов; они должны были обеспечить рост на 80–20 процентов по сравнению с первоначальным A129; были рассмотрены как одномоторная, так и двухмоторная конфигурации с использованием различных новых силовых установок, а также новой несущей системы, убирающегося шасси, улучшенных датчиков и более мощного вооружения. [ 24 ] Однако проект LAH рухнул в 1990 году после того, как Великобритания и Нидерланды независимо решили выйти из программы и в конечном итоге закупить вместо нее AH-64 Apache . [ 23 ]
Турция искала новый ударный вертолет с 1990-х годов для замены своих сократившихся парков Bell AH-1 Cobra и Bell AH-1 SuperCobra . После весьма длительного процесса отбора в сентябре 2007 года был выдан заказ на 51 вертолет TAI/AgustaWestland T129 ATAK, вариант A129 International. [ 25 ] В рамках сделки с AgustaWestland турецкая оборонная фирма TAI приобрела права на будущее производство T129; TAI намерена производить T129 для экспортных заказчиков. Различные компоненты и системы авионики предполагается заменять системами местного производства по мере их разработки. [ 25 ]
Франция, Германия и Испания
[ редактировать ]В 1984 году правительства Франции и Западной Германии потребовали создания современного многоцелевого боевого вертолета . совместное предприятие, состоящее из Aérospatiale и MBB . Впоследствии предпочтительным поставщиком было выбрано [ 26 ] Согласно заявлениям министра обороны Франции Андре Жиро в апреле 1986 года, совместные усилия стали дороже, чем отдельная национальная программа, и, по прогнозам, ее завершение также займет больше времени. В июле 1986 года в правительственном отчете по проекту утверждалось, что разработка отошла от требований и предпочтений военных заказчиков, для которых разрабатывался «Тигр». [ 26 ]
И Франция, и Германия реорганизовали программу. Thomson-CSF также взяла на себя большую часть работ по разработке электроники Tiger, например, визуальных систем и датчиков. [ 26 ] Несмотря на ранние проблемы развития и политическую неопределенность между 1984 и 1986 годами, программа была официально возобновлена в ноябре 1987 года; возможностям ударного вертолета . больше внимания противотанковым именно в этот момент стал уделяться [ 27 ] Большая часть организационной структуры проекта была быстро переработана в период с 1987 по 1989 год; например, создание в мае 1989 года франко-германского вертолетного управления, которое будет выполнять функции исполнительного агентства программы. [ 28 ]
В связи с окончанием « холодной войны» и последующим сокращением оборонных бюджетов в 1990-х годах финансовое давление привело к появлению новых вопросов относительно необходимости всей программы. В 1992 году Aérospatiale и MBB, среди других компаний, объединились и образовали Eurocopter Group; это привело к значительной консолидации аэрокосмической промышленности и самого проекта «Тигр». [ 29 ] В декабре 1996 года между Францией и Германией было заключено крупное соглашение, которое закрепило перспективы «Тигра» и обязывало разработку вспомогательных элементов, таких как серия проектов ракет нового поколения для использования новым боевым вертолетом. [ 30 ]
18 июня 1999 года Германия и Франция публично разместили заказы на первую партию из 160 вертолетов Tiger, по 80 для каждой страны, на сумму 3,3 миллиарда евро. [ 31 ] 22 марта 2002 года на большой церемонии, состоявшейся на заводе Eurocopter в Донауворте, был представлен первый серийный Tiger; хотя первоначальные приемочные испытания серийных моделей начались в 2003 году, первая официальная поставка французской армии состоялась 18 марта 2005 года; Первая официальная поставка Tiger в Германию последовала 6 апреля 2005 года. [ 32 ] В марте 2013 года Германия сократила свой заказ до 57. [ 33 ] В 2008 году OCCAR оценил стоимость проекта в 7 300 000 000 евро . [ 34 ] В бюджете Франции на 2012 финансовый год их доля в проекте оценивалась в 6,3 млрд евро (~ 8,5 млрд долларов США). [ 35 ] что подразумевает стоимость программы для трех основных партнеров в размере 14,5 млрд евро (~ 19,5 млрд долларов США). В ценах 2012 финансового года их 40 HAP стоили 27 миллионов евро за единицу (~ 36 миллионов долларов США), а их 40 HAD - 35,6 миллиона евро за единицу (~ 48 миллионов долларов США), включая затраты на разработку, стоимость French Tigers составила 78,8 миллиона евро (~ 106 миллионов долларов США). каждый. [ 35 ]
ЮАР
[ редактировать ]Проект Rooivalk начался в начале 1984 года под эгидой Atlas Aircraft Corporation , предшественницы Denel Aviation . Столкнувшись с все более традиционным характером пограничной войны в Южной Африке , Силы обороны Южной Африки осознали необходимость в специальном ударном вертолете и, соответственно, приступили к процессу разработки подходящего самолета.
Atlas XH-1 Alpha был первым прототипом, вышедшим из программы. Он был разработан на основе планера Aérospatiale Alouette III с сохранением двигателя и динамических компонентов этого вертолета, но с заменой исходной кабины на ступенчатую тандемную, добавлением 20-мм пушки в носовой части и преобразованием ходовой части в конфигурацию с хвостовым тягачом. XH-1 впервые поднялся в воздух 3 февраля 1985 года. Результаты в конечном итоге оказались достаточно хорошими, чтобы убедить Atlas и SAAF в осуществимости этой концепции, открыв двери для разработки Rooivalk. Во время разработки Rooivalk было решено основывать самолет на динамических компонентах Aérospatiale Super Puma . [ 36 ] более крупный и мощный вертолет. Эти компоненты уже использовались на Atlas Oryx , местной модернизации и модификации Aérospatiale Puma . [ 37 ]
К сожалению, разработка Rooivalk продолжалась до тех пор, пока не завершилась пограничная война с Южной Африкой , а оборонные бюджеты не были урезаны из-за парламентских изменений в требованиях национальных ВВС. Это привело к обширному периоду разработки и производства, начавшемуся с 1990 по 2007 год, в течение которого было произведено 12 самолетов для использования ВВС Южной Африки . Впоследствии к 2011 году эти самолеты были модернизированы до стандарта Block 1F. Модернизация включает в себя улучшенные системы наведения и другую авионику, которая позволяет вертолету впервые использовать управляемые ракеты. ПТУР «Мокопа » прошел квалификацию в рамках процесса модернизации. [ 38 ] Были улучшены компоненты коробки передач, а также решены проблемы с охлаждением 20-мм пушки F2.
1 апреля 2011 года ВВС ЮАР получили первые пять из одиннадцати (один из двенадцати самолетов, первоначально поставленных в SAAF, был списан после аварии) модернизированного Rooivalk Block 1F. [ 39 ] [ 40 ] Девятый и десятый ударные вертолеты Rooivalk были поставлены в сентябре 2012 года после их модернизации до первоначального эксплуатационного стандарта Block 1F. [ 41 ] Одиннадцатый и последний Ройвалк был доставлен 13 марта 2013 года. [ 42 ]
Индия
[ редактировать ]Каргильской войны в 1999 году ВВС По состоянию на 2014 год индийская армия использует Ми-35 (экспортный вариант Ми-24В) и HAL Rudra. Во время Индии и индийская армия обнаружили , что существует потребность в вертолетах, способных работать в таких высокогорных условиях с легкостью. [ 43 ] Сообщается, что ограничения с точки зрения высокой грузоподъемности и маневренности существующего парка Ми-35 способствовали тому, что Индия разработала собственные винтокрылые машины, такие как HAL Prachand и HAL Rudra , для выполнения многоцелевых боевых операций на высоте. [ 44 ] HAL Rudra представлял собой модифицированную версию HAL Dhruv , без каких-либо серьезных модификаций планера, что позволило быстро создать вооруженный вариант для индийской армии. [ 45 ] [ 46 ]
HAL Prachand — это специально созданный ударный вертолет, специально разработанный для устранения ряда эксплуатационных недостатков предшествующих ударных вертолетов. [ 47 ] Сообщается, что к 2010 году ВВС Индии должны были приобрести 65 LCH, а авиационный корпус индийской армии также должен был закупить 114 LCH для своих собственных целей. [ 48 ] В феврале 2020 года LCH был объявлен готовым к производству, линия окончательной сборки была установлена в вертолетном подразделении HAL в Бангалоре. [ 49 ] Премьер-министр Нарендра Моди провел церемонию передачи HAL Prachand индийским вооруженным силам в Джханси. [ 50 ]
Операции
[ редактировать ]Ирано -иракская война 1980-х годов стала свидетелем «самого интенсивного использования вертолетов» в обычной войне за всю историю, а также единственных подтвержденных воздушных боев на вертолетах в истории; в частности, иранская армейская авиация AH-1J SeaCobras вступила в бой с Ми-24 Hind и Ми-8 Hip вертолетами иракской армии . авиакорпуса [ 51 ] Иранские «Кобры» также атаковали наступающие иракские дивизии совместно с самолетами F-4 «Фантомы», вооруженными ракетами Maverick . [ 52 ] уничтожив многочисленную бронетехнику и затруднив продвижение Ирака, хотя и не остановив его полностью. [ 53 ] [ 54 ]
1990-е годы можно рассматривать как период взросления ударных вертолетов США. AH -64 Apache с большим успехом широко использовался во время операции «Буря в пустыне» , он был использован для первых выстрелов в конфликте, уничтожая иракские радары раннего предупреждения и ракеты класса «земля-воздух » (ЗРК) своими ракетами «Хеллфайр» . [ 55 ] [ 56 ] Позже они успешно использовались в обеих своих оперативных целях: для прямой атаки бронетехники противника и в качестве воздушной артиллерии для поддержки наземных войск; Ракетные и артиллерийские атаки «Апачей» уничтожили многочисленные вражеские танки и броневики. Генерал Карл Стинер утверждал, что: «Вы можете запустить эту ракету «Хеллфайр» через окно с расстояния в четыре мили [6,4 км] ночью». [ 57 ] Однако серьезные логистические проблемы ограничили операции: «Апачи» на иракском театре военных действий налетали лишь одну пятую запланированного налета. [ 58 ] [ 59 ]
Роль независимых ударных вертолетов в «глубокой атаке» оказалась под вопросом после неудачной миссии во время войны в Персидском заливе в 2003 году . [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Вторая миссия в том же районе, четыре дня спустя, но скоординированная с артиллерией и самолетами, оказалась более успешной с минимальными потерями. [ 63 ] В октябре 2014 года AH-64 армии США и истребители ВВС участвовали в четырех воздушных ударах по подразделениям Исламского государства к северо-востоку от Фаллуджи. [ нужна ссылка ] иракской армии в Мосуле. В июне 2016 года «Апачи» использовались для поддержки наступления [ 64 ] и оказывал поддержку во время битвы за Мосул , иногда совершая ночные вылеты в поддержку иракских операций. [ 65 ]
В 2011 году Франция и Великобритания отправили Eurocopter Tiger и AgustaWestland Apache . в Ливию ударные вертолёты [ 66 ] Основной целью военной интервенции 2011 года была защита гражданского населения в соответствии с Совета Безопасности ООН резолюцией 1973 . В течение нескольких дней после развертывания «Апачей» он выполнил множество задач, таких как уничтожение танков, контрольно-пропускных пунктов, удерживаемых силами, поддерживающими Каддафи, и транспортных средств с боеприпасами, верными Муаммару Каддафи . [ 67 ] [ 68 ] Операции апачей над Ливией находились под сильным влиянием и при поддержке разведывательных полетов и разведывательных миссий НАТО; Информация постоянно передавалась для обновления информации о целях, оценки угрозы ракет «земля-воздух» (ЗРК) и присутствия гражданских лиц, что позволяло вносить изменения в миссии в реальном времени. [ 69 ]
В 2013 году Национальные силы обороны ЮАР объявили, что направят ударные вертолеты Denel Rooivalk в Демократическую Республику Конго для поддержки Миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго . Это было первое боевое применение вертолета. [ 70 ] В регион были переброшены три вертолета из 16-й эскадрильи SAAF , и с ноября 2013 года она участвовала в тяжелых боях вместе с Бригадой оперативного вмешательства ООН против повстанцев, действующих в Северном Киву , в частности, ополчения M23 , которое состояло из закаленных бывших правительственных войск, оснащенных с относительно тяжелым вооружением, таким как основные боевые танки и зенитное вооружение. Во время своего первого боевого задания он сыграл важную роль в разгроме повстанцев из их опорных пунктов на вершине холма во время наступления Бригады оперативного вмешательства ООН и вооруженных сил Демократической Республики Конго . [ 71 ] [ 72 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фрэнк Барнаби (2010), Роль оружия и контроль над ним в 1990-е годы , Psychology Press, стр. 15, ISBN 978-0-203-16831-8 , получено 14 февраля 2011 г.
- ^ Ноггл, Энн; Уайт, Кристина (2001). Танец со смертью: Советские летчицы во Второй мировой войне . Издательство Техасского университета A&M. стр. 20–21. ISBN 1-58544-177-5 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Фрэнсис, Девон Э., мистер Пайпер и его детеныши , издательство Университета штата Айова, ISBN 0-8138-1250-X , 9780813812502 (1973), с. 117.
- ↑ Гантт, Марлен, едущий на своем детеныше волынщика по небу над Францией, Базука Чарли вел войну в одиночку , журнал World War II, сентябрь 1987 г.
- ^ Фонтан, Пол, Майтаг Мессершмитты , журнал Flying Magazine, март 1945 г., стр. 90
- ^ Кристиан Мёллер: Последний контингент ВВС Германии Helios Verlag 2010 г. ISBN 978-3-86933-030-3
- ^ Мазарелла, Марк Н. «Адекватность доктрины ударных вертолетов армии США для поддержки масштабов операций ударных вертолетов в многополярном мире». Архивировано 9 апреля 2008 г., в Wayback Machine . Форт Ливенворт, Канзас: Колледж командования и генерального штаба армии США, 1994. По состоянию на 12 декабря 2007 г.
- ^ Боевые вертолеты: системы смертоносного боевого оружия , Уэйн Мутза, стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Краткая история программы армейских ударных вертолетов» . Канцелярия помощника заместителя начальника штаба армии . Департамент армии. 1973. Архивировано из оригинала 12 июля 2006 года . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Краткая история программы армейских ударных вертолетов» (PDF) . Центр оборонной технической информации . стр. 1–5 . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ Расширенные операции ударных вертолетов в неблагоприятных условиях. Архивировано 5 апреля 2009 г., в Wayback Machine - официальное видео армии США на Real Military Flix.
- ^ «Состояние программы перспективных ударных вертолетов» (PDF) . Центр оборонной технической информации ; Департамент армии . стр. 3–4, 8–9.
- ^ Гланц, Дэвид М. «Триумф маневренной войны - советское оперативное искусство с 1936 года» . Центр военной истории армии США. Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Калхейн, Кевин В. (1977). «Отчет о студенческом исследовании: Советский ударный вертолет» (PDF) . ДТИК . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июня 2011 года . Проверено 1 июля 2011 г.
- ^ Yefim Gordon & Dmitry Komissarov (2001). Mil Mi-24, Attack Helicopter . Airlife.
- ^ Перейти обратно: а б Фроули, Джеральд. «Миль Ми-28». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 , стр. 128. Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ Хьюсон, Роберт, «Китайский вертолет Z-10, построенный на основе западного опыта», Jane's Defense Weekly, 13 апреля 2005 г.
- ^ «Рынки и системы вертолетов Джейн» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2006 года.
- ^ «О группе FlightGlobal — Объявление в блогах — Flightglobal.com» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дональд, Дэвид, изд. «Агуста А 129 Мангуста». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Фроули, Джеральд. «AgustaWestland A129 Мангуста». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Аэрокосмические публикации, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фредриксен 2001, с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Бржоска 1992, стр. 26.
- ^ «Определены варианты стоимости LAH». Flight International , 24 сентября 1988 г. с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б «Турция наконец-то приземлила свои ударные вертолеты». Defense Industry Daily, 19 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кроц 2001, с. 130.
- ^ Кроц 2011, с. 131.
- ^ Кроц 2011, с. 133.
- ^ Кроц 2011, стр. 133-135.
- ^ Кроц 2011, с. 147.
- ^ Кроц 2011, стр. 132, 149.
- ^ Кроц 2011, с. 154.
- ^ «Германия завершает сокращение NH90, заказывает вертолеты Tiger». Архивировано 21 апреля 2014 г. в Wayback Machine . Flightglobal.com, 18 марта 2013 г.
- ^ Тран, Пьер. «Еврокоптер: несмотря на медленную экономику, поставки вертолетов Tiger идут по плану». Новости обороны , 29 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Проект закона о финансах на 2013 год: Оборона: оснащение сил» (на французском языке). Сенат Франции. 22 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 26 марта 2013 года . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ Дели, Франс (2004). «Парящие с орлами» (без номеров страниц, раздел о 16-й эскадрилье) . Avpix Publishing Pty Ltd. ISBN 0-620-32806-1 .
- ^ Кэмпбелл, Кейт (8 июня 2007 г.). «Что пошло не так с Ройвалком?» . Инженерные новости. Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ «Продукт Mokopa PGM компании Denel готов к выходу на рынок» . DefenceWeb. 26 января 2011. Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ «СААФ торжественно принимает Ройвалка» . DefenceWeb. 1 апреля 2011. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ «Первые пять Rooivalk уже в эксплуатации» . DefenceWeb. 4 апреля 2011. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Дональд, Дэвид (28 сентября 2012 г.). «Поставки Gripen и Rooivalk укрепляют SAAF | Aviation International News» . Ainonline.com. Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ «Окончательная передача Rooivalk укрепляет отношения между Denel и SAAF» . defenceweb.co.za. Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ «The Tribune, Чандигарх, Индия — Главные новости» . www.tribuneindia.com . Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 года . Проверено 26 марта 2011 г.
- ^ «News18.com: CNN-News18 Последние новости Индии, последние новости, заголовки текущих новостей» . Новости18 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
- ^ «Индийская армия сертифицирована и готова получить первый вооруженный Дхрув» . Сухопутные войска СП . Проверено 19 мая 2014 г.
- ^ «Индийская армия скоро примет на вооружение усовершенствованный легкий вертолет «Рудра»» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ Маккенна, Джеймс Т. «Индия одобрила производство легких боевых вертолетов». Архивировано 2 октября 2017 г. в Wayback Machine Rotor&Wing , 28 августа 2017 г.
- ^ «Легкий боевой вертолет – авиация обороны» . 2 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2011 года . Проверено 15 июня 2011 г. Легкий боевой вертолет
- ^ «Легкий боевой вертолет коренных народов готов к вводу в эксплуатацию: HAL» . Новый Индийский экспресс . Проверено 28 февраля 2020 г.
- ^ «Премьер-министр Моди передает вооруженным силам легкий боевой вертолет собственной разработки» . мята . 19 ноября 2021 г.
- ^ Уильямс, Энтони Г.; Гастин, Эммануэль (2004). Летающие пушки современной эпохи . Мальборо: Crowood Press. стр. 171-172. ISBN 9781861266552 .
- ^ Фаррох, Каве (20 декабря 2011 г.). Иран в войне: 1500–1988 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-78096-221-4 .
- ^ Купер, Томас; Епископ Фарзад (9 сентября 2003 г.). «Война в Персидском заливе: иракское вторжение в Иран, сентябрь 1980 г.» . База данных Аравийского полуострова и Персидского залива . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 9 сентября 2012 г.
- ^ Современная война: Ирано-иракская война (документальный фильм).
- ^ Бишоп 2005, стр. 17–18.
- ^ Дональд 2004, стр. 144–145.
- ^ Бернштейн 2005, с. 7.
- ^ «Высокотехнологичное оружие в войне в пустыне: шумиха или реальность?» . Проект по государственному надзору. 1 июля 1992 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2016 года.
- ^ «ВЕРТОЛЕТ APACHE: для реализации боевого потенциала необходимо решить серьезные проблемы материально-технического обеспечения». Архивировано 23 января 2016 г. на Wayback Machine . ГАО.
- ^ Скарборо, Райан (апрель 2003 г.). «Операция «Апачи» — урок поражения: армейские вертолеты нанесли удар без прикрытия с воздуха» . Вашингтон Таймс . Архивировано из оригинала 23 марта 2008 года . Проверено 12 декабря 2007 г.
- ^ «Американские пилоты Apache взяты в плен» . Си-Эн-Эн. 24 марта 2003 г.
- ^ Фред Каплан (23 апреля 2003 г.). «Chop The Chopper: армейский ударный вертолет Apache пережил тяжелую войну» . Сланец .
- ^ О'Рурк, Райан (4 июня 2003 г.). «Война в Ираке: последствия оборонной программы для Конгресса» (PDF) . Исследовательская служба Конгресса . п. ЦРС–36. Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2008 г. Проверено 12 декабря 2007 г.
- ^ В Ираке боевые корабли Apache направляются в Мосул, но не в Фаллуджу: Пентагон - Military.com, 15 июня 2016 г.
- ^ Вертолеты Apache вступают в бой во время наступления в Мосуле. Архивировано 20 октября 2016 г. на Wayback Machine - DoDBuzz.com, 19 октября 2016 г.
- ^ «Напуганный Каддафи «прячется в больнице» » . Независимый . 27 мая 2011 г.
- ^ «Повстанцы продвигаются вперед, пока апачи и истребители Королевских ВВС наносят удары по силам Каддафи». Новости британских вооруженных сил. 13 июня 2011 г.
- ^ «Ливия: Воздушный налет на военный лагерь Каддафи» . Новости Би-би-си . 2 июля 2011 г.
- ^ «Официальный представитель Министерства обороны Великобритании видит хороший прогресс в операции в Ливии» . defpro.com. 27 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 г.
- ^ «Эксклюзив: Ройвалк едет в ДРК» . DefenceWeb. 11 октября 2013. Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 13 октября 2013 г.
- ^ Мохлаоли, Тумаоле. « Было ясно, что повстанцы нас не ждали», — пилот SANDF» . отчет eNCA . эНКА. Архивировано из оригинала 3 января 2016 года . Проверено 14 мая 2014 г.
- ^ Оливье, Даррен (5 ноября 2013 г.). «Ударные вертолеты Rooivalk хорошо себя зарекомендовали в первых боевых действиях против М23» . Обзор обороны Африки. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бернштейн, Джонатан. Оперативные подразделения AH-64 Apache: несокрушимая свобода и свобода Ирака [ постоянная мертвая ссылка ] . Оксфорд: Издательство Osprey, 2005. ISBN 1-84176-848-0 .
- Бишоп, Крис. Apache AH-64 Boeing (McDonnell Douglas) 1976–2005 гг . Издательство Оспри, 2005. ISBN 1-84176-816-2 .
- Бжоска, Михаил. Реструктуризация производства вооружений в Западной Европе . Издательство Оксфордского университета, 1992. ISBN 0-19829-147-7 .
- Дональд, Дэвид. «AH-64A/D Apache и AH-64D Longbow Apache». Современные боевые самолеты . AIRtime Publishing Inc, 2004. ISBN 1-880588-76-5 .
- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2001. ISBN 1-57607-364-5 .
- Кроц, Ульрих (2011). Летающий тигр: теория международных отношений и политика современных вооружений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-1997-5993-4 . .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дьюк, Р.А., Вертолетные операции в Алжире [Пер. Французский], Министерство армии (1959).
- Франция, Группа исследования операций, Отчет миссии исследования операций на вертолете H-21 (1957 г.)
- Лейльетт, Пьер, Святой Михаил и Дракон: Мемуары десантника , Нью-Йорк: Houghton Mifflin (1964)
- Райли, Дэвид, Французские вертолетные операции в вестнике корпуса морской пехоты Алжира, февраль 1958 г., стр. 21–26.
- Шрейдер, Чарльз Р. Первая вертолетная война: логистика и мобильность в Алжире, 1954–1962 гг. Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers (1999)
- Спенсер, Джей П., Whirlybirds: История пионеров вертолетов США , Сиэтл, Вашингтон: University of Washington Press (1998).