Бамбук-вертолет
Бамбуковый вертолёт , также известный как бамбуковая стрекоза или китайская волчок ( китайский чжуцинтинг (竹蜻蜓), японский тактонбо 竹蜻蛉 ), представляет собой игрушечный ротор вертолёта , который взлетает вверх при быстром вращении его вала. Этот вертолетоподобный в верх возник во времена династии Цзинь Китае около 320 года нашей эры. [1] и был объектом ранних экспериментов английского инженера Джорджа Кэли , изобретателя современного воздухоплавания . [2]
В Китае самые ранние известные летающие игрушки представляли собой перья на конце палки, которую быстро вращали между руками и запускали в полет. «Хотя китайская вершина была не более чем игрушкой, это, возможно, первое осязаемое устройство того, что мы можем понимать под вертолетом». [2]
династии Цзинь (抱樸子 «Мастер, осознающий простоту») даосского философа Гэ Хун (ок. 317 г.) В книге «Баопузи» летательный аппарат упоминается в том, что Джозеф Нидхэм называет «поистине удивительным отрывком». [3]
Некоторые делали летающие машины [ feiche 飛車] из древесины внутренней части дерева мармелад, используя бычью кожу (ремни), прикрепленные к возвращающимся лопастям, чтобы привести машину в движение [ huan jian yi chiji 環劍以引其機]. У других возникла идея сделать пять змей, шесть драконов и трех волов, чтобы встретить «жесткий ветер» [ ганфэн 罡風] и прокатиться на нем, не останавливаясь, пока не поднимутся на высоту сорок ли . Этот регион называется [Тайцин太清] (чистейшее пустое пространство). Там [ ци ] чрезвычайно тверда, настолько, что может преодолеть (силу) человека. Как говорит Учитель: «Воздушный змей (птица) летит все выше и выше по спирали, и тогда ему остается только расправить два крыла, уже не сотрясая воздух, чтобы идти вперед самому. Это потому, что он начинает планировать (букв. верхом) на «сильном ветру» [ ганци 罡炁]. Возьмем, к примеру, драконов; когда они впервые поднимаются, они поднимаются вверх, используя облака как ступеньки, а после того, как достигают высоты сорок ли , без усилий устремляются вперед (буквально). . автоматически) (скольжение)». Это сообщение исходит от адептов [ xianren 仙人], и передается обычным людям, но они вряд ли это понимают. [3]
Нидэм заключает, что Ге Хун описывал верхние части вертолетов, потому что «возвращающиеся (или вращающиеся) лопасти» вряд ли могут означать что-то еще, особенно в тесной связи с ремнем или ремнем»; и предполагает, что «змеи», «драконы» и «быки» относятся к формам воздушных змеев, поднимающих людей . [4] Другие ученые интерпретируют этот отрывок Баопузи мифологически, а не буквально, основываясь на его контексте, в котором упоминаются фантастические полеты с помощью техник чэнцяо (乘蹻 «езда на цыпочках / ходулях») и сянь (仙 «бессмертный; искусный»). Например: «Если вы умеете ездить на сводах своих ног, вы сможете путешествовать по любой точке мира, не встречая препятствий со стороны гор и рек… Тот, кто возьмет правильный амулет и серьезно подумает об этом процессе, сможет преодолеть тысячу миль, сосредоточив внимание». его мысли в течение одного двойного часа». [5] Сравните этот перевод.
Некоторые строят летательный аппарат из сердцевины дерева мармелад и тянут его с помощью меча с ремешком из шкуры буйвола на конце рукоятки. Другие сосредоточили свои мысли на приготовлении объединенного прямоугольника из пяти змей, шести драконов и трех буйволов и поднялись на нем на сорок миль до места, известного как Рай. [5]
Этот китайский игрушечный вертолет был завезен в Европу и «раньше всего появлялся на европейских картинах эпохи Возрождения и в рисунках Леонардо да Винчи». [6] Игрушечный вертолет появляется в c. Французская картина Мадонны с Младенцем 1460 года в Музее Дворца Тесс в Мане, изображающая Младенца с игрушечным вертолетом, сидящего на коленях Марии рядом со святым Бенуа (неизвестный художник), и на витраже XVI века в Виктории . и Музей Альберта в Лондоне. [7] [8] Фотография из ок. 1560 год работы Питера Брейгеля Старшего в Музее истории искусств в Вене изображает верхнюю часть вертолета с тремя воздушными винтами. [3]
«Вертолетная вершина в Китае не приносила ничего, кроме развлечения и удовольствия, но четырнадцать столетий спустя она стала одним из ключевых элементов в зарождении современной воздухоплавания на Западе». [9] Ранние западные ученые разработали летательные аппараты на основе оригинальной китайской модели. Русский эрудит Михаил Ломоносов в 1743 году разработал соосный ротор с пружинным приводом, а французский натуралист Кристиан де Лонуа создал носовое буровое , вращающимися в противоположных направлениях устройство с перьевыми пропеллерами . [2]
В 1792 году Джордж Кэли начал экспериментировать с верхушками вертолетов, которые он позже назвал «вращающимися взмахами» или «подъемными флайерами». В его знаковой статье (1809 г.) «О воздушной навигации» была изображена и описана летающая модель с двумя пропеллерами (построенными из пробки и перьев), приводимыми в движение носовой дрелью из китового уса. [10] «В 1835 году Кэли заметил, что, хотя оригинальная игрушка поднималась не более чем на 20–25 футов (6–7,5 метров), его улучшенные модели «поднимались в воздух на высоту более 90 футов (27 метров)». прямой предок вертолетного винта и авиационного винта». [11]
Обсуждая историю китайской изобретательности, британский учёный, китаевед и историк Джозеф Нидхэм писал: «Некоторые изобретения, по-видимому, возникли просто из причудливого любопытства, например, «воздушные шары», сделанные из яичной скорлупы, которые не привели ни к какому авиационному развитию. использовать или аэродинамические открытия, или зоотроп , не ведущий к кинематографу , или вершину вертолета, не ведущую к вертолету». [12]
Ссылки [ править ]
- ^ Нидхэм, Джозеф (1978). Краткая книга «Наука и цивилизация в Китае: сокращение оригинального текста Джозефа Нидхэма» . Ронан, Колин А. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-21821-7 . ОСЛК 3345021 .
- ^ Перейти обратно: а б с Лейшман, Дж. Гордон (2006). Основы аэродинамики вертолета . Издательство Кембриджского университета. стр. 7–9. ISBN 0-521-85860-7
- ^ Перейти обратно: а б с Джозеф Нидэм и Лин Ван (1965), Наука и цивилизация в Китае: физика и физические технологии, машиностроение, том 4, часть 2, стр. 582–583.
- ^ Нидхэм и Ван (1965), стр. 583, 587.
- ^ Перейти обратно: а б Уэр, Джеймс Р. (1966). Алхимия, медицина и религия в Китае 320 года нашей эры: Нэй Пьен Ко Хунга . Дувр. стр. 258–259.
- ^ Лах, Дональд Ф. (1977). Азия в процессе создания Европы: Том II, Век чудес . п. 403.
- ↑ Гиббс-Смит, Чарльз Х. (3 мая 1962 г.). «Происхождение вертолета» . Новый учёный . 14,4 : 229.
- ^ Гебель, Грег (1 сентября 2005 г.). «Происхождение вертолета» . Векторсайт.net. Архивировано из оригинала 25 сентября 2006 года.
- ^ «Китайские изобретения» .
- ^ Кэли, Джордж (1809). Об аэронавигации (PDF) . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 11 мая 2013 года.
- ^ Ронан, Колин (1994). Краткая книга «Наука и цивилизация в Китае: сокращение оригинального текста Джозефа Нидхэма» . Издательство Кембриджского университета. Том 4, Часть 2, с. 283.
- ^ Нидхэм, Джозеф; Робинсон, Кеннет Гирдвуд (2004). Наука и цивилизация в Китае, Том 7: Социальная основа, Часть 2, Общие выводы и размышления . Издательство Кембриджского университета. п. 225.
Внешние ссылки [ править ]
- «Дядя Игорь и китайский топ» . Время . 16 ноября 1953 г.
- «Вертолет: сто лет зависания» . Проводной . 12 ноября 2007 г.
- «Что такое Такетонбо ?» . Taketonbo.org
- «Бамбуковые стрекозы» . Культурный Китай