Состояние вихревого кольца
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( февраль 2022 г. ) |
Состояние вихревого кольца (VRS) — это опасное аэродинамическое состояние, которое может возникнуть во время полета вертолета , когда система вихревых колец охватывает ротор , вызывая серьезную потерю подъемной силы . Часто термин «согласие с властью» используется как синоним, например, в Австралии, Великобритании и США. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] но не в Канаде, где последний термин используется для обозначения другого явления. [ 5 ]
Состояние вихревого кольца возникает, когда воздушный поток вокруг несущего винта вертолета принимает вращательно-симметричную форму над законцовками лопастей, поддерживаемый ламинарным потоком над законцовками лопастей и противодействующим восходящим потоком воздуха снаружи и от ротора. В этом состоянии ротор попадает в новое топологическое состояние окружающего поля потока, вызванное собственным нисходящим потоком, и внезапно теряет подъемную силу. Поскольку вихревые кольца представляют собой удивительно стабильное гидродинамическое явление (разновидность топологического солитона ), лучший способ избавиться от них — уклоняться от них в боковом направлении, чтобы восстановить подъемную силу, и разрушить их, используя максимальную мощность двигателя. , чтобы создать турбулентность .
Именно поэтому это состояние часто ошибочно принимают за «стабилизацию при недостаточной мощности»: маневры с большой мощностью могут как вызвать состояние вихревого кольца в свободном воздухе, так и затем на малой высоте, в условиях приземления, возможно, разорвать его. Если недостаточно мощности для поддержания профиля несущего винта в остановленном состоянии при одновременном создании достаточной подъемной силы, самолет не сможет оставаться в воздухе до того, как состояние вихревого кольца рассеется, и разобьется.
Это состояние также встречается с конвертопланами , и оно стало причиной аварии с участием V-22 Osprey в 2000 году. Состояние вихревого кольца привело к потере сильно модифицированного вертолета MH-60 во время операции «Копье Нептуна» , рейда 2011 года, в ходе которого Усама бен Ладен был убит. [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]Поскольку лопасти вращаются вокруг центральной оси, скорость каждого аэродинамического профиля минимальна в точке, где он соединяется со узлом втулки и рукоятки. Эта фундаментальная физическая реальность означает, что самая внутренняя часть каждой лопасти имеет внутреннюю уязвимость к остановке . [ нужна ссылка ]
При поступательном полете с поступательной подъемной силой отсутствует восходящий поток ( восходящий поток ) воздуха в зоне втулки . По мере уменьшения скорости полета вперед и увеличения скоростей вертикального снижения начинается восходящий поток просто потому, что в районе втулки, мачты и узла рукоятки лопастей нет поверхностей профиля. [ нужна ссылка ]
Затем, когда объем восходящего потока увеличивается в центральной области (т.е. между ступицей и самыми внутренними краями аэродинамических профилей), индуцированный поток (воздух, втягиваемый или «индуцируемый» вниз через систему несущего винта) внутренних секций лопастей преодолевается. Это приводит к тому, что самые внутренние части лопастей начинают останавливаться . [ нужна ссылка ]
Когда внутренние секции лопастей останавливаются, в центре роторной системы и вокруг него начинает формироваться второй набор вихрей, похожих на вихри на кончиках ротора. Это, в сочетании с внешним набором вихрей, приводит к серьезной потере подъемной силы. Неспособность пилота вертолета распознать это состояние и отреагировать на него может привести к высокой скорости снижения и катастрофическому столкновению с землей. [ 1 ]
возникновение
[ редактировать ]Вертолет обычно сталкивается с этим условием при попытке зависания вне зоны воздействия земли (OGE) без поддержания точного контроля высоты, а также при выполнении захода на посадку с подветренной стороны или крутого захода на посадку с двигателем, когда воздушная скорость ниже эффективной поступательной подъемной силы (ETL). [ 7 ]
Обнаружение и коррекция
[ редактировать ]Признаки ВРС – вибрация в системе несущего винта. [ 8 ] за которым следует увеличение скорости погружения и, возможно, снижение циклической власти. [ 9 ]
В одновинтовых вертолетах состояние вихревого кольца традиционно корректируется путем небольшого опускания коллектива для восстановления циклического управления и использования циклического управления для бокового движения, часто наклоняя нос вниз для перехода вперед. В вертолетах с тандемным винтом восстановление осуществляется за счет бокового циклического или педального воздействия, или того и другого. Самолет вылетит из вихревого кольца в «чистый воздух» и сможет восстановить подъемную силу. [ 1 ]
Другая коррекция, которая теперь широко известна как «Техника восстановления Вюшара» после обретения недавней популярности, преподавалась Клодом Вюшаром, инспектором Федерального управления гражданской авиации (FOCA) в Швейцарии. В этом методе используется комбинация всех трех элементов управления, чтобы уменьшить потерю высоты и ускорить восстановление: применять циклическое движение в направлении тяги рулевого винта, увеличивать коллективную мощность для набора высоты и координировать действия с педалью мощности для поддержания курса (перекрестное управление). Восстановление завершается, когда диск ротора достигает наветренной части вихря. [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Выход из состояния вихревого кольца
[ редактировать ]Выйти из состояния вихревого кольца можно, но для этого потребуется примерно вдвое больше энергии, чем для зависания. Документально подтверждено, что только один полномасштабный вертолет, Sikorsky S-64 Skycrane , способен делать это в порожнем состоянии. [ 13 ]
Реакция пилота или оператора
[ редактировать ]Пилотов вертолетов чаще всего учат избегать VRS, отслеживая скорость снижения на более низких скоростях полета. При столкновении с VRS пилотов учат применять циклическое движение вперед для выхода из состояния и/или снижения общего шага . [ 9 ] В то время как переход к прямому или боковому полету сам по себе облегчит состояние, понижение коллективного усилия для снижения потребности в мощности уменьшает размер вихрей и сокращает количество времени, необходимое для выхода из этого состояния. Однако, поскольку это состояние часто возникает вблизи земли, снижение коллектива может быть невозможным; потеря высоты будет происходить пропорционально скорости снижения, развивавшейся до начала восстановления. В некоторых случаях встречается состояние вихревого кольца, которое может развиться до такой степени, что пилот может серьезно потерять циклическое управление из-за нарушения воздушного потока. В этих случаях единственным выходом для пилота может быть переход на авторотацию, чтобы вывести роторную систему из состояния вихревого кольца. [ 1 ]
Вертолеты с тандемными винтами
[ редактировать ]В вертолете с тандемным винтом циклическое движение вперед не останавливает скорость снижения, вызванную VRS. В таком вертолете, который использует дифференциальный общий шаг для набора воздушной скорости, боковые циклические движения должны сопровождаться нажатиями педалей, чтобы выскользнуть горизонтально из возмущенного воздуха вихревого кольца. [ нужна ссылка ]
Радиоуправляемые мультироторы
[ редактировать ]Радиоуправляемые мультикоптеры (распространенные на дронах) подчиняются нормальной аэродинамике винтокрылого аппарата, включая состояние вихревого кольца. Конструкция корпуса, размер и мощность влияют на вероятность входа в состояние и выхода из него. Мультироторы, у которых нет функции удержания высоты, также с большей вероятностью подвержены ошибкам оператора, когда пилот слишком быстро сбрасывает аппарат, что приводит к восходящему потоку на ступицах роторов, что может привести к состоянию вихревого кольца. С другой стороны, те, кто оснащен этой функцией, имеют тенденцию автоматически контролировать спуск и обычно (но не всегда) могут избежать опасного состояния. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Справочник по полетам на вертолете, FAA-H-8083-21A (PDF) . Министерство транспорта США, ФАУ, Служба стандартов полетов. 2012. стр. 11-8–11-12, 11-17–11-20.
- ^ «Требования к оценке AVIY0029 «Эксплуатация авиационных систем дистанционного управления винтокрылом» (PDF) . Правительство Австралии . Проверено 16 апреля 2023 г.
распознавание и предотвращение установления состояния силового/вихревого кольца
- ^ «Экзамены на лицензию частного пилота - 070 Эксплуатационные процедуры самолета и вертолета» (PDF) . Управление гражданской авиации . Проверено 16 апреля 2023 г.
Оседание с силой (вихревое кольцо)
- ^ «Аварийные ситуации и опасности на вертолетах» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) . Проверено 16 апреля 2023 г.
Состояние вихревого кольца (ранее называемое стабилизацией с учетом мощности) описывает аэродинамические условия, при которых вертолет может находиться в вертикальном снижении с приложенной мощностью от 20 до 100 процентов и с небольшими или нулевыми характеристиками набора высоты. Используемый ранее термин «стабилизация с учетом мощности» возник из-за того, что вертолет продолжает успокаиваться, даже если используется полная мощность двигателя.
- ^ « Руководство по летной подготовке вертолетов (TP 9982) – Упражнение 26 – Вихревое кольцо » Transport Canada , 20 мая 2010 г. По состоянию на 13 сентября 2014 г.
- ^ Капаччо, Тони (5 мая 2011 г.). «Вертолет с морскими котиками сбит вихрем, а не механической неисправностью или обстрелом» . Блумберг ЛП
- ^ Федеральное управление гражданской авиации (декабрь 2019 г.), «11: Аварийные ситуации и опасности на вертолетах» (PDF) , Справочник по полетам на вертолетах , США, стр. 9, ISBN 978-1-61954-992-0
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джонсон, Уэйн. Теория вертолета, стр. 99 + 106, Courier Dover Publications , 1980. По состоянию на 25 февраля 2012 г. ISBN 0-486-68230-7
- ^ Jump up to: а б Консультативный циркуляр (AC) 61-13B, Базовое руководство по вертолетам , Министерство транспорта США, Федеральное управление гражданской авиации. 1978 год
- ^ Такер, Тим (сентябрь 2015 г.). «Полет сквозь вихрь» . Ротор и крыло . Авиация сегодня. Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Руководство по летной подготовке Robinson R22/R44, Руководство по маневрированию R22, Состояние стабилизации с помощью мощности/вихревого кольца, страница 29, редакция: октябрь 2013 г.
- ^ «Клод Вюшар и Тим Такер рассказывают историю техники Вюшара» . Вертикальный маг . 29 апреля 2021 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 г.
- ^ Дзюбинский, Адам; Сталевский, Венчислав (2007). «Моделирование состояния вихревого кольца с использованием приводного диска» (PDF) . Instytut Lotnictwa/Институт авиации – кафедра вычислительной гидродинамики . Архивировано (PDF) из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ «Квадрокоптер «Колебание смерти»: восстановление и предотвращение VRS» . Ютуб . Август 2014. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Состояние вихревого кольца Справочник ФАУ по полетам на вертолетах
- Свободно-вихревой след роторов и наклонно-поворотных винтов вертолетов, работающих и переходящих через состояние вихревого кольца
- Развенчание мифа об архиве МВ-22
- Вихревое кольцо на SKYbrary
- Техника восстановления Вюшара — Как избежать состояния вихревого кольца — Видео, показывающее технику восстановления и визуализацию с использованием распыления воды.