Эффект поперечного потока
Эффект поперечного потока — это аэродинамический эффект, возникающий, когда вертолет движется горизонтально (обычно вперед) по воздуху, что приводит к крену диска несущего винта в сторону. [ 1 ] Он также известен как поперечный валок или приточный валок . [ 2 ] [ 3 ] : 2–28 [ 4 ]
Эффект поперечного потока не ощущается при зависании, поскольку воздух над диском ротора притягивается сверху вниз (известный как наведенный поток или нисходящий поток ) и равномерно распределяется вокруг диска ротора. Воздух опускается сверху, что приводит к уменьшению угла атаки .
Однако, когда вертолет начинает двигаться в невозмущенном воздухе, часть диска находится в чистом, неускоренном воздухе, в то время как оставшаяся часть роторного диска все еще работает на нисходящем воздухе. Поэтому часть диска, работающая на чистом воздухе, имеет больший угол атаки, чем часть диска, работающая на нисходящем воздухе. [ 5 ] В результате часть, находящаяся в чистом воздухе, развивает большую подъемную силу.
диск катится в сторону, а не назад, как можно было бы наивно ожидать Из-за задержки по фазе . Фазовая задержка — это свойство всех вращающихся систем, на которые действует периодическая сила, которая приводит к тому, что дополнительная подъемная сила становится видимой на угол до 90 градусов позже при вращении ротора. Для систем, шарнирно закрепленных на оси вращения, таких как полужесткая роторная головка , отставание по фазе составляет 90 градусов. Для систем, шарнирно закрепленных на некотором расстоянии от оси вращения, например шарнирно-сочлененной головки, отставание по фазе составляет менее 90 градусов. При полете вперед пилот будет испытывать крен вправо или влево, в зависимости от того, вращается ли винт вертолета против или по часовой стрелке соответственно. Некоторые источники объясняют крен гироскопической прецессией . [ 5 ] [ 1 ] однако это неверно: гироскопическая прецессия всегда приводит к сдвигу на 90 градусов, тогда как задержка по фазе может составлять менее 90 градусов. [ 3 ] : 2–28 Гироскопическая прецессия применима только к жестким системам, но роторы вертолетов не являются жесткими, поскольку они предназначены для взмахов вверх и вниз.
Если вертолет испытывает боковой ветер, эффект поперечного потока приведет к качке вверх или вниз вместо крена.
На более высоких скоростях полета все большая и большая часть диска несущего винта будет находиться в чистом воздухе, и дифференциал подъемной силы уменьшится, однако эффект поперечного потока будет в некоторой степени ощущаться по всему диапазону полета . [ 3 ] : 2–28 В типичном одновинтовом вертолете эффект наиболее выражен непосредственно перед эффективной поступательной подъемной силой (ETL). [ 3 ] : 2–28 [ 1 ]
Разница в подъемной силе между передней и задней частью диска несущего винта также вызывает разницу в лобовом сопротивлении, что приводит к вибрации со скоростью примерно 10-20 узлов. [ 5 ] [ 1 ] Однако некоторые источники связывают это с ETL, а не с поперечным потоком. [ 3 ] : 2–28
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «2. Аэродинамика полета». Справочник по полетам на вертолете (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 2012. с. 2-23 . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Хитченс, Фрэнк Э. (2015). Энциклопедия аэродинамики . Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN 9781785383243 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Краучер, Фил (2007). Профессиональные исследования пилотов вертолетов . Лулу.com. ISBN 9780978026905 .
- ^ Койл, Шон (2009). Циклическое и коллективное: дальнейшее искусство и наука летающих вертолетов . Ливан, Огайо: Eagle Eye Solutions. п. 247. ИСБН 9780557090662 .
- ^ Перейти обратно: а б с «1». Основы полета FM 3-04.203 (PDF) . Министерство армии США. Май 2007. с. 1-116.