Снекма М53
М53 | |
---|---|
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Снекма |
Основные приложения | Дассо Мираж 2000 |
SNECMA M53 — двигатель с форсажным режимом, турбовентиляторный для Dassault Mirage 2000 истребителя разработанный компанией Snecma . Двигатель находится на вооружении различных ВВС, в том числе новейших многоцелевых истребителей Mirage 2000-5 и 2000-9.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Двигатель был заимствован из серии Atar путем добавления перепускного канала позади третьей ступени компрессора. Первые три ступени были увеличены, чтобы секции НД и ВД располагались на одном валу. Это одновальный турбовентиляторный двигатель или турбореактивный двигатель с непрерывным продувкой/обходом. [1] Первоначально он назывался Super Atar 9K50 и был разработан для продолжительного полета со скоростью 2,5 Маха. [2] Летные испытания начались в июле 1973 года на летающем испытательном стенде Caravelle, а в конце 1974 года двигатель впервые достиг сверхзвукового уровня на испытательном стенде Mirage F.1. [3]
Двигатель был спроектирован так, чтобы иметь лучшие характеристики, чем последние двигатели Atar, но был проще и дешевле, чем турбовентиляторный двигатель SNECMA TF 306. [1] Вентилятор и компрессор высокого давления на одном валу обеспечивали работу двигателя без ограничений на движения дроссельной заслонки, что известно как «беззаботное управление» во время полета. [4]
Двигатель имеет модульную конструкцию, впервые представленную на турбовинтовом двигателе Napier Eland , а затем широко применявшуюся в двигателе Pratt & Whitney JT9D . [5] Модульная конструкция позволяет заменять узлы или модули без необходимости проведения испытаний двигателя на полную мощность после замены. Модули меняются «по состоянию» [6] путем мониторинга тенденций ухудшения производительности и механических измерений, таких как температура выхлопных газов и пробы масла, а также путем визуальной оценки зазоров лопаток и высокотемпературных повреждений внутренних частей с помощью бороскопов.
Двигатель находится на вооружении восьми различных военно-воздушных сил, на нем установлено все семейство самолетов Mirage 2000, включая новейшие многоцелевые истребители Mirage 2000-5 и 2000-9.
Варианты
[ редактировать ]
- M53-5 - первые Mirage 2000 C с двигателем модели [7]
- Сухая тяга: 54,0 кН (5500 кгс / 12230 фунтов силы)
- Тяга на форсаже: 86,3 кН (8800 кгс / 19400 фунт-сила)
- M53-P2 - оснащен более поздними моделями Mirage 2000 C и использовался для модернизации более ранних моделей. [7]
- Сухая тяга: 64,7 кН (6600 кгс / 14500 фунтов силы)
- Тяга на форсаже: 95,1 кН (9700 кгс / 21400 фунтов силы)
Приложения
[ редактировать ]Технические характеристики (М53-П2)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Тип: Одновальный ТРДД дожигания
- Длина: 5070 мм (199,60 дюйма)
- Диаметр: вход 796 мм (31,33 дюйма)
- Сухой вес: 1515 кг (3340 фунтов)
Компоненты
- Компрессор: 8-ступенчатый осевой компрессор
- Камеры сгорания : кольцевые
- Турбина : двухступенчатая осевая турбина.
Производительность
- Максимальная тяга :
- 64 кН (14300 фунтов силы) военная тяга
- 95 кН (21384 фунт-сила) с форсажной камерой
- Общий коэффициент давления : 9,8: 1
- Коэффициент байпаса : 0,36:1
- Массовый расход воздуха: 92 кг/с
- Температура на входе в турбину: 1 327 °C.
- Удельный расход топлива :
- 0,90 (кг/даН.ч) военная тяга
- 2,10 (кг/даН.ч) максимальный форсажный режим
- Тяговооруженность : 6,5
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джейн, Фредерик Т. (1975). Тейлор, Джон В.Р. (ред.). Джейн «Все самолеты мира», 1975–1976 гг . Нью-Йорк: Franklin Watts Inc., с. 691. ИСБН 0-531 03250 7 .
- ^ «Двигатели» . Рейс Интернешнл . 1973-11-22. п. 863. Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 г. Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ «Авиационная промышленность Франции» . Рейс Интернешнл . 1976-11-27. п. 1599. Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 г. Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Разработка реактивных и турбинных двигателей, Билл Ганстон, Hayne's Publishing, 2006, ISBN 0 7509 4477 3 , стр. 179
- ^ «Архивная копия» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 12 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 12 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Дассо Мираж 2000 и 4000» . airvectors.net .
Внешние ссылки
[ редактировать ]