Викинг (ракетный двигатель)
Страна происхождения | Франция |
---|---|
Первый полет | 1979 |
Последний рейс | 2003 |
Дизайнер | Европейская двигательная компания (SEP) |
Предшественник | Никто |
Преемник | Викас Вулкан |
Статус | Ушедший на пенсию |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | Четырехокись азота / НДМГ или UH 25 |
Соотношение смеси | 1.7–1.86 |
Цикл | Газогенераторный цикл |
Насосы | 3 коаксиальных насоса |
Конфигурация | |
Камера | Абляционная горловина с пленочным охлаждением |
Соотношение сопел | 10 (Викинг 5С) 30,8 (Викинг 4Б) [1] |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 690–805 кН (155 000–181 000 фунтов силы ) |
Тяга, на уровне моря | 611–678 кН (137 000–152 000 фунтов силы ) |
Соотношение тяги к весу | 80–99 |
в камере Давление | 5,5 МПа (800 фунтов на квадратный дюйм) |
Удельный импульс , вакуум | 2,76–2,95 км/с (281–301 с) |
Удельный импульс , на уровне моря | 2,43–2,79 км/с (248–284 с) |
Перезапускает | Безлимитный |
Диапазон подвеса | Были изготовлены фиксированные, поворотные и подвесные версии. |
Размеры | |
Длина | 2,87–3,51 м (9,4–11,5 футов) |
Диаметр | 0,95–1,7 м (3,1–5,6 футов) |
Используется в | |
Ариана 1 – Ариана 4 | |
Ссылки | |
Ссылки | [2] |
Ракетные двигатели «Викинг» входили в серию двухкомпонентных двигателей для первой и второй ступеней коммерческих ракет-носителей от «Ариан-1» до «Ариан-4», в которых использовались хранимые гиперголические топлива: тетраоксид динитрогена и UH 25 , смесь 75% НДМГ и 25% гидразин [3] (первоначально НДМГ ).
Самые ранние версии, разработанные в 1965 году, имели тягу на уровне моря около 190 кН. К 1971 году тяга увеличилась до 540 кН, в результате чего двигатель получил название «Викинг-1» и был принят для программы «Ариан». Двигатель, впервые использованный на ракете «Ариан-1» в 1979 году, назывался «Викинг-2», тяга которого была увеличена до 611 кН.
Версия, использовавшаяся на первой ступени Ariane 4 , в которой использовалась группа из четырех двигателей, имела тягу 667 кН каждая. На второй ступени «Арианы» использовался одиночный «Викинг». Было построено более 1000 самолетов, которые с самого начала программы достигли высокого уровня надежности.
На 144 пусковых установках Ariane 1–4 использовалось в общей сложности 958 двигателей Viking. Только два двигателя привели к отказу. Первая неудача (во втором полете «Ариан-1» 23 мая 1980 г.) произошла из-за нестабильности камеры сгорания. [4] Транспортное средство потеряло ориентацию и разбилось. После аварии было произведено несколько замен форсунок, а топливо было заменено с НДМГ на UH 25 .
Вторая поломка произошла по вине человека: во время установки в трубе водяного охлаждения осталась тряпка, что привело к потере тяги и поломке корабля из-за смещения от центра тяги во время запуска 22 февраля 1990 года. [5]
Первоначально все двигатели прошли испытания перед установкой на пусковую установку. Начиная с 1998 года инженеры, уверенные в надежности двигателя, разрешили использование на пусковых установках неиспытанных двигателей. Испытывался один двигатель в год, случайным образом взятый из сборочных цехов. [6] Такая уверенность очень редка в мире космических двигателей.
Необычной особенностью двигателей «Викинг» является водяной бак и водяной насос, служащие для охлаждения выхлопных газов газогенератора. Горячие выхлопы газогенератора охлаждаются впрыском воды до 620 °C перед использованием для привода трех коаксиальных насосов (для воды, топлива и окислителя) и для создания давления в топливных баках. Вода также использовалась в качестве гидравлической жидкости для приведения в действие клапанов. [7]
Технические данные
[ редактировать ]Викинг 2 | Викинг 2Б | Викинг 4 | Викинг 4Б | Викинг 5С | Викинг 6 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Высота | 2,87 м | 2,87 м | 3,51 м | 3,51 м | 2,87 м | 2,87 м |
Диаметр | 0,95 м | 0,99 м | 1,70 м | 1,70 м | 0,99 м | 0,99 м |
Масса | 776 кг [8] | 776 кг [9] | 826 кг | 826 кг | 826 кг | 826 кг |
Порох | Четырехокись азота и НДМГ в соотношении 1,86:1. | Четырехокись азота и UH 25 в соотношении 1,70:1. | Четырехокись азота и НДМГ в соотношении 1,86:1. | Четырехокись азота и UH 25 в соотношении 1,70:1. | Четырехокись азота и UH 25 в соотношении 1,70:1. | Четырехокись азота и UH 25 в соотношении 1,71:1. |
Расход топлива | 250 кг/с | ок. 275 кг/с | ок. 275 кг/с | 273 кг/с | 244 кг/с | ок. 275 кг/с |
Производительность турбины | 2500 кВт, 10 000 об/мин | 2500 кВт, 10 000 об/мин | 2500 кВт, 10 000 об/мин | 2500 кВт, 10 000 об/мин | 2500 кВт, 10 000 об/мин | 2500 кВт, 10 000 об/мин |
Вакуумная тяга | 690 кН | ? | 713 кН | 805 кН [10] | 758 кН | 750 кН |
Тяга на уровне моря | 611 кН | 643 кН | - | - | 678 кН | ? |
Использовать | Ариана 1 | Ариана 2, 3 | Ариана 1 | Ариана 2 – 4 | Ариана 4 | PAL (жидкостный ускоритель Ariane 4) |
См. также
[ редактировать ]- Карл-Хайнц Брингер - конструктор Viking и A4 двигателя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж Пол Саттон, «История жидкостных ракетных двигателей», стр. 798
- ^ Архив новостей, 2009 Двигатель Viking (в архиве)
- ^ Сушье, А. Драккар Ариана, 1-й этап - Концепция и ее оригинальность , AA (Societe Europeenne de Propulsion, Вернон, Эр, Франция)Международная астронавтическая федерация, Международный астронавтический конгресс, 27-й, Анахайм, Калифорния, 10–16 октября 1976 г., 4 стр.
- ^ Гай Коллинз. «Европа в космосе», с. 51
- ^ Неудачи при запуске: сообщение «Упс!» фактор
- ^ Квалификация на протяжении всей жизни Арианы
- ^ Джордж Пол Саттон, «История жидкостных ракетных двигателей», стр. 799
- ^ «Викинг 2» . Архивировано из оригинала 24 августа 2015 г. Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ «Викинг 2Б» . Архивировано из оригинала 24 августа 2015 г. Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ Мартин Дж. Л. Тернер, «Ракетные и космические двигатели: принципы, практика и новые разработки», стр.90
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] Вернон, сайт истории французского производителя.