SpaceX Мерлин
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Производитель | SpaceX |
Приложение |
|
Связанный ЛВ | Сокол 1 · Сокол 9 · Сокол Хэви |
Статус | Активный |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / РП-1 |
Цикл | Газогенератор |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 981 кН (221 000 фунтов силы ) [1] |
Тяга, на уровне моря | 845 кН (190 000 фунтов силы ) [1] |
Соотношение тяги к весу | 184 |
в камере Давление | 9,7 МПа (1410 фунтов на квадратный дюйм) [2] |
Удельный импульс , вакуум | 311 с (3,05 км/с) [3] [ нужно обновить ] |
Удельный импульс , на уровне моря | 282 с (2,77 км/с) [3] [ нужно обновить ] |
Размеры | |
Диаметр | Уровень моря: 0,92 м (3,0 фута) Вакуум: 3,3 м (11 футов) |
Сухая масса | 470 кг (1030 фунтов) [4] |
Merlin — семейство ракетных двигателей, разработанных SpaceX для использования на ракетах-носителях Falcon 1 , Falcon 9 и Falcon Heavy . энергетическом цикле используются РП-1 и жидкий кислород В двигателях «Мерлин» в качестве ракетного топлива в газогенераторном . Двигатель Merlin изначально был разработан для восстановления и повторного использования в море, но с 2016 года вся ракета-носитель Falcon 9 восстанавливается для повторного использования путем вертикальной посадки на посадочную площадку с использованием одного из девяти двигателей Merlin.
Инжектор в основе «Мерлина» имеет игольчатый тип, который впервые был использован в посадочном двигателе лунного модуля «Аполлон» ( LMDE ). Топливо подается одновальным с двумя рабочими колесами турбонасосом . Турбонасос также подает жидкость под высоким давлением для гидравлических приводов , которая затем возвращается во впуск низкого давления. Это устраняет необходимость в отдельной системе гидравлического привода и означает, что отказ управления вектором тяги из-за нехватки гидравлической жидкости невозможен.
Редакции
[ редактировать ]Мерлин 1А
[ редактировать ]Первоначальная версия, Merlin 1A , использовала недорогое одноразовое с абляционным охлаждением , армированного углеродным волокном, сопло из полимерного композита и создавала тягу 340 кН (76 000 фунтов силы).Merlin 1A летал всего дважды: первый раз 24 марта 2006 года, когда он загорелся и вышел из строя из-за утечки топлива вскоре после запуска. [5] [6] и второй раз 21 марта 2007 г., когда он выступил успешно. [7] Оба раза Merlin 1A устанавливался на первую ступень Falcon 1 . [8] [9]
Турбонасос SpaceX представлял собой совершенно новую, «чистую» разработку, заключенную в 2002 году по контракту с компанией Barber-Nichols, Inc., которая выполнила все проектирование, инженерный анализ и строительство; Ранее компания работала над турбонасосами для программ двигателей RS-88 (Bantam) и NASA Fastrac . В турбонасосе Merlin 1A использовался уникальный сваренный трением главный вал, , с концами из Inconel 718 и встроенным алюминиевым рабочим колесом RP-1 посередине. Корпус турбонасоса был изготовлен с использованием отливок по выплавляемым моделям : инконель со стороны турбины, алюминий в центре и нержавеющая сталь серии 300 со стороны LOX. Турбина имела частичный впуск (т.е. впуск рабочей жидкости осуществляется только через часть вращения турбины; по дуге, а не по всей окружности) импульсной конструкции и вращалась со скоростью до 20 000 об/мин, с общим весом 68 кг ( 150 фунтов). [ нужна ссылка ]
Мерлин 1Б
[ редактировать ]Ракетный двигатель Merlin 1B представлял собой модернизированную версию двигателя Merlin 1A. Модернизацией турбонасоса занималась компания Barber-Nichols, Inc. для SpaceX. [10] Он предназначался для ракет-носителей Falcon 1 , способных развивать тягу 380 кН (85 000 фунтов силы) на уровне моря и 420 кН (95 000 фунтов силы) в вакууме и работать с удельным импульсом 261 с (2,56 км / с) на море. уровне и 303 с (2,97 км/с) в вакууме.
Merlin 1B был усовершенствован по сравнению с 1A за счет модернизации турбины , в результате чего выходная мощность увеличилась с 1500 кВт (2000 л.с.) до 1900 кВт (2500 л.с.). [11] Модернизация турбины была осуществлена за счет добавления дополнительных сопел, превратив ранее существовавшую конструкцию с частичным впуском в полноценную. В рамках модернизации были слегка увеличены крыльчатки как для РП-1, так и для LOX. Эта модель вращалась со скоростью более 22 000 об/мин и имела более высокое давление нагнетания. Вес турбонасоса не изменился и составил 68 кг (150 фунтов). [10] Еще одним заметным изменением по сравнению с 1А стал переход на зажигание TEA - TEB ( пирофорное ) вместо зажигания горелки. [11]
Первоначально Merlin 1B должен был использоваться на ракете-носителе Falcon 9 , на первой ступени которой должна была находиться группа из девяти таких двигателей. Благодаря опыту первого полета Falcon 1, SpaceX перенесла свою разработку Merlin на Merlin 1C с регенеративным охлаждением. Поэтому «Мерлин-1Б» никогда не использовался на ракете-носителе. [8] [9]
Мерлин 1С
[ редактировать ]Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Производитель | SpaceX |
Приложение |
|
Связанный ЛВ | Сокол 1 , Сокол 9 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / РП-1 |
Цикл | Газогенератор |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 480 кН (110 000 фунтов силы ) [12] |
Тяга, на уровне моря | 420 кН (94 000 фунтов силы ) [12] |
Соотношение тяги к весу | 96 |
в камере Давление | 6,77 МПа (982 фунта на квадратный дюйм) [13] |
Удельный импульс , вакуум | 304,8 с (2,989 км/с) [13] |
Удельный импульс , на уровне моря | 275 с (2,70 км/с) |
Размеры | |
Длина | 2,92 м (9 футов 7 дюймов) [14] |
Сухая масса | 630 кг (1380 фунтов) |
Было выпущено три версии двигателя Merlin 1C . Двигатель Merlin для Falcon 1 имел подвижный выхлопной узел турбонасоса, который использовался для обеспечения контроля по крену путем направления выхлопа. Двигатель Merlin 1C для первой ступени Falcon 9 почти идентичен варианту, используемому для Falcon 1, хотя выхлопной узел турбонасоса неподвижен. вариант Merlin 1C вакуумный Наконец, на второй ступени Falcon 9 используется . Этот двигатель отличается от варианта первой ступени Falcon 9 тем, что в нем используется выхлопное сопло большего размера, оптимизированное для работы в вакууме, и его мощность можно регулировать в диапазоне от 60% до 100%. [13]
В Merlin 1C используются с регенеративным охлаждением сопло и камера сгорания . Используемый турбонасос представляет собой модель Merlin 1B с небольшими изменениями. Он был запущен с полной стрельбой в 170 секунд в ноябре 2007 года. [12] впервые полетел на задание в августе 2008 года, [15] привел в действие «первую ракету на жидком топливе частной разработки , успешно достигшую орбиты» Falcon 1 Flight 4 в сентябре 2008 года. [15] и привел в действие Falcon 9 во время его первого полета в июне 2010 года. [16]
В конфигурации для использования на кораблях Falcon 1 Merlin 1C имел тягу на уровне моря 350 кН (78 000 фунтов силы), тягу в вакууме 400 кН (90 000 фунтов силы) и удельный импульс в вакууме 304 с (2,98 км/с). . В этой конфигурации двигатель потреблял 140 кг (300 фунтов) топлива в секунду. Испытания проводились с одним двигателем Merlin 1C, успешно проработавшим в общей сложности 27 минут (с учетом продолжительности различных испытаний), что соответствует десяти полным полетам Falcon 1 . [17] охлаждаются Камера и сопло Merlin 1C регенеративно потоком керосина производительностью 45 кг (100 фунтов) в секунду и способны поглощать 10 МВт (13 000 л.с.) тепловой энергии . [18]
Merlin 1C был впервые использован в рамках неудачной третьей попытки запуска Falcon 1. Обсуждая неудачу, Илон Маск отметил: «Полет нашей первой ступени с новым двигателем Merlin 1C, который будет использоваться в Falcon 9, была идеальной картинкой». [19] Merlin 1C использовался в успешном четвертом полете Falcon 1 28 сентября 2008 года. [20]
7 октября 2012 г. на самолете Merlin 1C (двигатель № 1) миссии CRS-1 произошла аномалия в Т+00:01:20, которая появляется на видео запуска CRS-1 в виде вспышки. Неисправность произошла, когда автомобиль достиг максимального Q (максимального аэродинамического давления). Внутренняя проверка SpaceX показала, что двигатель был остановлен после внезапной потери давления и что была разрушена только аэродинамическая оболочка, в результате чего образовались обломки, показанные на видео; двигатель не взорвался, поскольку наземное управление SpaceX продолжало получать от него данные на протяжении всего полета. На основную миссию аномалия не повлияла благодаря штатной работе остальных восьми двигателей и бортовой корректировке траектории полета. [21] но полезная нагрузка вторичной миссии не смогла достичь целевой орбиты из-за действующих протоколов безопасности, предотвращающих столкновения с МКС. Эти протоколы предотвратили второй запуск верхней ступени для вторичной полезной нагрузки. [22]
SpaceX планировала разработать версию Merlin 1C мощностью 560 кН (130 000 фунтов силы) для использования в ускорителях Falcon 9 Block II и Falcon 1E. [23] От этого двигателя и этих моделей ускорителей отказались в пользу более совершенного двигателя Merlin 1D и более длинного ускорителя Falcon 9 v1.1.
Мерлин Пылесос (1C)
[ редактировать ]10 марта 2009 г. в пресс-релизе SpaceX было объявлено об успешных испытаниях двигателя Merlin Vacuum. Вариант двигателя 1C, Merlin Vacuum, имеет увеличенную выхлопную секцию и значительно большее расширительное сопло, чтобы максимизировать эффективность двигателя в космическом вакууме. Его камера сгорания имеет регенеративное охлаждение , а двигатель длиной 2,7 метра (9 футов) [24] ниобиевый сплав [13] Расширительное сопло охлаждается радиационно . Двигатель обеспечивает тягу в вакууме 411 кН (92 500 фунтов силы) и удельный импульс в вакууме 342 с (3,35 км/с). [25] 2 января 2010 года первый серийный двигатель Merlin Vacuum прошел полноценный запуск на орбиту (329 секунд) встроенной второй ступени Falcon 9. [26] Он был запущен на второй ступени первого полета Falcon 9 4 июня 2010 года. На полной мощности по состоянию на 10 марта 2009 года двигатель Merlin Vacuum работает с наибольшей эффективностью среди всех ракетных двигателей американского производства, работающих на углеводородном топливе. [27]
Внеплановое испытание модифицированного двигателя Merlin Vacuum было проведено в декабре 2010 года. Незадолго до запланированного второго полета Falcon 9 были обнаружены две трещины в сопле Merlin из листового ниобиевого сплава длиной 2,7 метра (9 футов). Вакуумный двигатель. Инженерное решение заключалось в том, чтобы отрезать нижние 1,2 м (4 фута) сопла и запустить через два дня, поскольку дополнительные характеристики, которые можно было бы получить от более длинного сопла, не были необходимы для достижения целей миссии. Модифицированный двигатель успешно вывел вторую ступень на орбиту высотой 11 000 км (6800 миль). [24]
Мерлин 1Д
[ редактировать ]Двигатель Merlin 1D был разработан SpaceX в период с 2011 по 2012 год, первый полет состоялся в 2013 году. Целями разработки нового двигателя были повышение надежности, улучшение характеристик и улучшение технологичности. [28] В 2011 году целевыми показателями двигателя были тяга в вакууме 690 кН (155 000 фунтов силы), удельный импульс в вакууме ( I sp ) 310 с (3,0 км / с), степень расширения 16 (в отличие от предыдущих 14,5). Merlin 1C) и давление в камере в «золотой зоне» 9,7 МПа (1410 фунтов на квадратный дюйм). Первоначально Merlin 1D был разработан для дросселирования от 100% до 70% максимальной тяги; однако дальнейшие усовершенствования, внесенные с 2013 года, теперь позволяют двигателю дросселировать до 40%. [29]
Базовое соотношение смеси топливо/окислитель Merlin контролируется размером трубок подачи топлива к каждому двигателю, при этом лишь небольшая часть общего потока отсекается с помощью « с сервоприводом дроссельной заслонки », чтобы обеспечить точный контроль над топливом. соотношение смеси. [30]
24 ноября 2013 года Илон Маск заявил, что двигатель фактически работает на 85% своего потенциала, и они ожидают, что смогут увеличить тягу на уровне моря примерно до 730 кН (165 000 фунтов силы) и соотношение тяги к весу. соотношение 180. [31] Эта версия Merlin 1D использовалась на Falcon 9 Full Thrust и впервые полетела на рейсе 20 .
В мае 2016 года SpaceX объявила о планах дальнейшей модернизации Merlin 1D за счет увеличения тяги в вакууме до 914 кН (205 000 фунтов силы) и тяги на уровне моря до 845 кН (190 000 фунтов силы); По данным SpaceX, дополнительная тяга увеличит грузоподъемность Falcon 9 на низкой околоземной орбите примерно до 22 метрических тонн в рамках полностью расходуемой миссии. SpaceX также отметила, что в отличие от предыдущей версии Falcon 9 с полной тягой, увеличение производительности происходит исключительно за счет модернизированных двигателей, и никаких других существенных изменений в машине публично не планируется.
В мае 2018 года, перед первым полетом Falcon 9 Block 5 , SpaceX объявила, что цель в 845 кН (190 000 фунтов силы) достигнута. [32] Merlin 1D теперь близок к тяге снятых с вооружения двигателей Rocketdyne H-1 / RS-27 на уровне моря , используемых на Saturn I , Saturn IB и Delta II .
23 февраля 2024 года один из девяти двигателей «Мерлин», участвовавших в этом запуске, выполнил свой 22-й полет, который на тот момент был ведущим двигателем полета. Это уже самый летный ракетный двигатель на сегодняшний день, превосходящий номер главного двигателя космического корабля "Шаттл" . Рекорд 2019 года — 19 рейсов. [33]
Аномалии
[ редактировать ]18 марта 2020 года При запуске спутников Starlink на борту Falcon 9 произошла ранняя остановка двигателя при подъеме. Отключение произошло через 2 минуты 22 секунды после начала полета и сопровождалось «событием», которое было видно на камеру. Остальные двигатели Falcon 9 прогорели дольше и все-таки доставили полезную нагрузку на орбиту. Однако первая ступень не была успешно восстановлена. В ходе последующего расследования SpaceX обнаружила, что изопропиловый спирт , используемый в качестве чистящей жидкости, застрял и воспламенился, что привело к остановке двигателя. Чтобы решить эту проблему, при следующем запуске SpaceX указала, что процесс очистки не был выполнен. [34] [35] [36]
2 октября 2020 года запуск спутника GPS-III был прерван на Т-2 секунде из-за обнаруженного досрочного запуска 2 из 9 двигателей первой ступени. Двигатели были сняты для дальнейших испытаний, и выяснилось, что порт газогенератора заблокирован. После устранения блокировки двигатели запустились как положено. После этого SpaceX проверила другие двигатели своего парка и обнаружила, что два двигателя ракеты Falcon 9, предназначенной для запуска Crew-1, также имели эту проблему. Эти двигатели были заменены новыми двигателями M1D. [37]
16 февраля 2021 года на борту самолета Falcon 9, рейс 108, запускавшего спутники Starlink , досрочно отключился двигатель из-за прохождения горячих выхлопных газов через поврежденный теплозащитный кожух. Миссия прошла успешно, но ракету-носитель вернуть не удалось. [38]
Мерлин 1D Вакуум
[ редактировать ]Вакуумная версия двигателя Merlin 1D была разработана для Falcon 9 v1.1 и второй ступени Falcon Heavy . [2] По состоянию на 2020 год тяга Merlin 1D Vacuum составляет 220 500 фунтов силы (981 кН). [39] с удельным импульсом 348 секунд, [40] самый высокий удельный импульс когда-либо для углеводородного ракетного двигателя США. [41] Увеличение обусловлено большей степенью расширения, обеспечиваемой работой в вакууме, которая теперь составляет 165:1 с использованием обновленного удлинителя сопла. [40] [42]
Двигатель может снизиться до 39% максимальной тяги, или 360 кН (81 000 фунтов силы). [42]
Улучшения и варианты Merlin 1D Vacuum
[ редактировать ]SpaceX CRS-18 имел комплект расширения миссии Falcon для стандартной второй ступени, который оснащал вторую ступень темной полосой (для термоконтроля), дополнительными COPV для контроля над давлением и дополнительной TEA-TEB запальной жидкостью . Модернизация обеспечила второй ступени запас хода, необходимый для вывода полезных нагрузок непосредственно на геостационарную или высокоэнергетическую орбиту, где второй ступени требуется несколько часов после запуска. [43] В зависимости от требований миссии это комплекты Medium Coast и Long Coast, т.е. в зависимости от количества баллонов с гелием для наддува, дополнительных батарей для питания и другого оборудования, обеспечивающего работу систем топлива и ступеней столько, сколько необходимо. [44] [45]
При запуске миссии Transporter-7 дебютировал новый двигатель Merlin Vacuum (сокращенно MVac), конструкция или вариант удлинения сопла, направленный на увеличение частоты вращения педалей и снижение затрат. Это новое удлинение сопла короче и, как следствие, снижает как производительность, так и расход материала. Это сопло используется только в миссиях с низкой производительностью, так как с этим соплом двигатель MVac производит на 10% меньше тяги в космосе. Сопло уменьшает количество необходимого материала на 75%; это означает, что SpaceX может запустить в три раза больше миссий с тем же количеством редкого металлического ниобия , чем с более длинной конструкцией. [46] [44]
Аномалии
[ редактировать ]11 июля 2024 года рейс 354 самолета Falcon 9, запускавшего группу Starlink 9-3 с авиабазы Ванденбург в Калифорнии, столкнулся с аномалией в работе MVac во время попытки перезапуска двигателей поднять перигей 22 спутников Starlink для развертывания. На X Илон Маск и SpaceX подтвердили, что двигатель вышел из строя во время второй попытки повторного запуска, хотя таким образом, по-видимому, действительно была повреждена вторая ступень корабля, когда этап продолжал развертывать спутники на борту. [47]
Дизайн
[ редактировать ]Управление двигателем
[ редактировать ]SpaceX использует в компьютерах двигателя Merlin конструкцию с тройным резервированием. Система использует три компьютера в каждом процессорном блоке, каждый из которых постоянно проверяет работу других, чтобы создать экземпляр отказоустойчивой конструкции . Один процессорный блок входит в состав каждого из десяти двигателей Merlin (девять на первой ступени, один на второй ступени), используемых на ракете-носителе Falcon 9. [48]
Турбонасос
[ редактировать ]Merlin LOX/RP-1, Турбонасос используемый в двигателях Merlin 1A–1C, был спроектирован и разработан компанией Barber-Nichols. [49] Он вращается со скоростью 36 000 оборотов в минуту и развивает мощность 10 000 лошадиных сил (7 500 кВт). [50]
Газовый генератор
[ редактировать ]открытого цикла, Турбонасос LOX/RP-1 на каждом двигателе Merlin приводится в действие богатым топливом газогенератором эпохи Аполлона аналогичным тому, который использовался в двигателе Rocketdyne F-1 . [51]
Производство
[ редактировать ]По состоянию на август 2011 г. [update]SpaceX производила восемь двигателей Merlin в месяц, планируя в конечном итоге увеличить производство примерно до 33 двигателей в месяц (или 400 в год). [2] К сентябрю 2013 года общая производственная площадь SpaceX увеличилась почти до 93 000 квадратных метров (1 миллион квадратных футов), а завод был настроен на достижение максимальной производительности до 40 ядер ракет в год, что достаточно для использования 400 двигателей в год. предусмотренный предыдущим планом двигателя. [52] К октябрю 2014 года SpaceX объявила, что изготовила 100-й двигатель Merlin 1D и что теперь двигатели производятся по четыре в неделю, а вскоре будут увеличены до пяти. [53] [54]
В феврале 2016 года SpaceX сообщила, что компании потребуется производить сотни двигателей в год, чтобы к концу 2016 года поддерживать темп сборки 30 ядер ракет в год для Falcon 9/Falcon Heavy. [55] [ нужно обновить ]
В каждой ракете-носителе Falcon 9 используются девять двигателей Merlin, а на второй ступени — один вакуумный двигатель Merlin. Вторая ступень расходуется, поэтому на каждый запуск расходуется один двигатель Merlin Vacuum. SpaceX спроектировала ракету-носитель с двигателями, которые можно было восстанавливать для повторного использования при посадке с использованием марша, и первая восстановленная ракета-носитель была повторно использована в марте 2017 года. К 2020 году только пять из 26 запущенных в том же году Falcon 9 использовали новые ускорители. К 2021 году только два из 31 запуска Falcon 9 использовали новые ускорители.
Предыдущие концепции двигателей
[ редактировать ]Концепт Мерлина 2
[ редактировать ]На конференции Американского института аэронавтики и астронавтики по совместным двигательным установкам 30 июля 2010 года директор центра разработки ракет SpaceX МакГрегор Том Маркусик поделился некоторой информацией о начальных этапах планирования нового двигателя. /RP-1 компании SpaceX Merlin 2 LOX Двигатель , работающий по газогенераторному циклу , способен развивать проектную тягу 7600 кН (1700000 фунтов силы) на уровне моря и 8500 кН (1920000 фунтов силы) в вакууме и обеспечит мощность для концептуальных проектов. сверхтяжелые ракеты-носители от SpaceX, которые Маркусик назвал Falcon X и Falcon XX . Такая возможность, если бы она была построена, привела бы к созданию двигателя с большей тягой, чем двигатели F-1, на Сатурне V. используемые [56]
Задуманный для потенциального использования на более мощных вариантах Falcon 9 Heavy, Маркусик отметил, что Merlin 2 «может быть квалифицирован через три года за 1 миллиард долларов». [57] К середине августа генеральный директор SpaceX Илон Маск пояснил, что, хотя архитектура двигателя Merlin 2 является ключевым элементом любых усилий, которые SpaceX предпримет для достижения своей цели по созданию ракет-носителей «сверхтяжелой грузоподъемности», и что SpaceX действительно хочет «двигаться к сверхтяжелый подъемник» — конкретные потенциальные конструктивные конфигурации конкретных ракет-носителей, показанные Маркусиком на конференции по двигательным установкам, были просто концептуальными «идеями мозгового штурма», всего лишь «набором идей для обсуждения». [58]
С момента первоначального обсуждения никакие работы над каким-либо двигателем Kerolox «Мерлин 2» не проводились и не публиковались. На конференции Joint Propulsion Conference 2011 года Илон Маск заявил, что вместо этого SpaceX работает над потенциальным двигателем с поэтапным циклом . [59] В октябре 2012 года SpaceX публично объявила о концептуальной работе над ракетным двигателем, который будет «в несколько раз мощнее двигателей серии Merlin 1 и не будет использовать топливо Merlin RP-1 ». [60] массу полезной нагрузки порядка 150–200 тонн (170–220 коротких тонн ) Они указали, что большой двигатель был предназначен для новой ракеты SpaceX, использование нескольких таких больших двигателей теоретически могло бы вывести на низкую околоземную орбиту . Предстоящий двигатель, который в настоящее время разрабатывается SpaceX, получил название « Raptor ». Raptor будет использовать жидкий метан в качестве топлива, и было заявлено, что его тяга на уровне моря составляет 6700 килоньютонов (1 500 000 фунтов силы). [61] С момента первоначального анонса Raptor Маск обновил спецификацию примерно до 230 тонн-сил (2300 кН; 510 000 фунтов-силы) — примерно одну треть от первоначального опубликованного показателя — на основе результатов оптимизации тяговооружённости. [62]
См. также
[ редактировать ]- SpaceX Draco – SpaceX RCS двигатель для SpaceX Dragon
- SpaceX Kestrel - небольшой разгонный двигатель SpaceX для Falcon 1
- SpaceX Raptor – двигатель SpaceX на метане/LOX для звездолета
- Falcon 1 - первая ракета с двигателем Merlin 1A.
- Сравнение орбитальных ракетных двигателей
- Ракетный двигатель
- Игольчатый инжектор
- TR-106 - недорогой игольчатый двигатель (LCPE) с использованием LOX/LH2, разработанный TRW в 2000 году.
- ТР-107 - двигатель РП-1, разработанный в рамках СЛИ для будущих многоразовых ракет-носителей.
- РС-27А - двигатель РП-1, используемый в американской пусковой установке Delta II ; Сатурна 1B H-1 Наследие
- Rocketdyne F-1 - главный двигатель LOX / RP-1 ракеты Saturn V Moon.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Руководство пользователя Falcon» (PDF) . SpaceX. Апрель 2020 г. Архивировано (PDF) из оригинала 2 декабря 2020 г. . Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «SpaceX раскрывает планы стать ведущим производителем ракет в мире» . Авиационная неделя . 11 августа 2011. Архивировано из оригинала 21 июня 2015 года . Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Раздел Мерлина на странице Falcon 9» . SpaceX. Архивировано из оригинала 15 июля 2013 года . Проверено 16 октября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Мюллер, Томас (8 июня 2015 г.). «Можно ли поверить в то, что тяговооруженность Merlin 1D компании SpaceX составляет 150+?» . Проверено 9 июля 2015 г.
Merlin 1D весит 1030 фунтов, включая приводы гидравлического рулевого управления (TVC). В вакууме его тяга составляет 162 500 фунтов. это почти 158 тяги/вес. Новый вариант с полной тягой весит столько же и развивает силу около 185 500 фунтов в вакууме.
- ^ Бергер, Брайан (19 июля 2006 г.). «Отказ Falcon 1 связан с лопнувшим орехом» . Space.com. Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 2 августа 2008 г.
- ^ «Находки «Сокола» возвращаются на борт» . SpaceX.com. 25 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2013 г.
- ^ «Обновление обзора полета демонстрационного полета 2» (PDF) . SpaceX. 15 июня 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Уайтсайдс, Лоретта Идальго (12 ноября 2007 г.). «SpaceX завершает разработку ракетного двигателя для Falcon 1 и Falcon 9» . Проводная наука. Архивировано из оригинала 23 марта 2008 года . Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Гаскилл, Брэддок (5 августа 2006 г.). «SpaceX ставит перед Falcon 9 волшебные цели» . Космический полет НАСА. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Турбонасос Мерлин LOX/RP-1» . Барбер Николс. Архивировано из оригинала 29 мая 2018 года . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Илон Маск. «Обновление за февраль 2005 г. — май 2005 г.» . SpaceX. Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 года.
- ^ Jump up to: а б с «SpaceX завершает разработку ракетного двигателя Merlin с регенеративным охлаждением» . Деловой провод. 13 ноября 2007. Архивировано из оригинала 3 января 2008 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Динарди, Аарон; Капоццоли, Питер; Шотвелл, Гвинн (2008). Недорогие возможности запуска, предоставляемые семейством ракет-носителей Falcon (PDF) . Четвертая Азиатская космическая конференция. Тайбэй. Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2012 г.
- ^ «Результаты третьего полета ракеты-носителя SpaceX Falcon 1, будущие разработки и эволюция Falcon 9» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк, Стивен (28 сентября 2008 г.). «Наконец-то сладкий успех ракеты Falcon 1» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 апреля 2011 г.
первая ракета на жидком топливе частной разработки, успешно достигшая орбиты
- ^ Бойл, Алан (4 июня 2010 г.). «Преемник шаттла успешно совершил первый испытательный полет » Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ «SpaceX завершила квалификационные испытания двигателя Merlin с регенеративным охлаждением» (пресс-релиз). SpaceX. 25 февраля 2008. Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ «Обновления: декабрь 2007 г.» . Архив обновлений . SpaceX. Декабрь 2007. Архивировано из оригинала 5 апреля 2013 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
(2007:) Мерлин имеет тягу на уровне моря 95 000 фунтов, вакуумную тягу более 108 000 фунтов, удельный импульс в вакууме 304 секунды и отношение тяги к весу на уровне моря 92. При создании этой тяги Мерлин потребляет 350 фунтов в секунду. топлива, а камера и сопло, охлаждаемые керосином со скоростью 100 фунтов в секунду, способны поглощать 10 МВт тепловой энергии. Запланированная в 2009 году модернизация турбонасоса улучшит тягу более чем на 20%, а соотношение тяги к массе примерно на 25%.
- ^ Бергин, Крис; Дэвис, Мэтт (2 августа 2008 г.). «SpaceX Falcon I терпит неудачу во время полета первой ступени» . Космический полет НАСА. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ Кларк, Стивен (28 сентября 2008 г.). «Наконец-то успех ракеты Falcon 1» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 28 сентября 2008 г.
- ^ Нельсон, Кэтрин (8 октября 2012 г.). «Обновление миссии SpaceX CRS-1» . SpaceX. Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 года . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ Кларк, Стивен (11 октября 2012 г.). «Корабль Орбкомма упал на Землю, компания заявляет о полной потере» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ «Руководство пользователя Falcon 1 (редакция 7)» (PDF) . SpaceX. 26 августа 2008 г. с. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Клотц, Ирен (13 декабря 2010 г.). «SpaceX планирует встречу с МКС в 2011 году» . Авиационная неделя . Проверено 8 февраля 2011 г.
На втором этапе прошел до 11 000 км.— и это с коротенькой юбкой.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ «Двигатель разгонного блока SpaceX Falcon 9 успешно выполнил полную отработку миссии» (пресс-релиз). SpaceX. 10 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 12 марта 2009 г.
- ^ Полная продолжительность выведения на орбиту . SpaceX. 2 января 2010 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ «Двигатель верхней ступени SpaceX Falcon 9 успешно завершил стрельбу в течение всей миссии» . SpaceX. 10 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 31 мая 2016 г.
- ^ «SpaceX в этом году начнет испытания технологии Reusable Falcon 9» . NASASpaceFlight.com . 11 января 2012 года. Архивировано из оригинала 9 января 2020 года . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Маг, Бафф (6 мая 2016 г.). «@lukealization Максимальная тяга всего лишь в 3 раза превышает тягу Мерлина, а минимальная составляет ~ 40% от 1 Мерлина. Два внешних двигателя выключаются раньше, чем центральный» . @elonmusk . Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ «Серводвигатели выдерживают условия запуска Space X» . МИКРОМО/Фаулхаблер. 2015. Архивировано из оригинала 20 февраля 2017 года . Проверено 14 августа 2015 г.
клапан корректировки топлива регулирует смесь в реальном времени. Устройство корректировки подачи топлива состоит из дроссельной заслонки, управляемой серводвигателем. Для достижения надлежащей скорости и крутящего момента в конструкции предусмотрен планетарный редуктор с передаточным числом примерно 151:1, внутренняя передача которого находится в агрегате. Вал двигателя напрямую соединяется с клапаном для точной регулировки. «Основное соотношение смеси определяется размером трубок, при этом небольшая часть потока каждой из них отсекается», — объясняет Фрефель. «Мы регулируем лишь часть всего потока топлива».
- ^ Илон, Маск (24 ноября 2013 г.). «Предстартовая телеконференция SES-8» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 28 ноября 2013 г. Также в SoundCloud. Архивировано 7 декабря 2013 года на Wayback Machine .
- ^ Бергер, Эрик [@SciGuySpace] (10 мая 2018 г.). «Маск: Тяга ракетного двигателя «Мерлин» увеличилась на 8 процентов, до 190 000 фунтов силы» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ @SpaceX (23 февраля 2024 г.). «Отключение главного двигателя и разделение ступеней. Один из девяти двигателей «Мерлина», приводящих в действие сегодняшнюю первую ступень, является нашим лидером полета, обеспечивающим его 22-ю миссию на околоземную орбиту» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Кларк, Стивен. «Ракета Falcon 9 преодолела отказ двигателя при развертывании спутников Starlink» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Кларк, Стивен. «После успешного запуска сеть Starlink компании SpaceX превысила отметку в 400 спутников» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ «Комиссия по безопасности пришла к выводу, что запуск коммерческого испытательного полета экипажа в мае возможен» . Космические новости . 23 апреля 2020 г. . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Бергер, Эрик (28 октября 2020 г.). «Как крошечный кусочек лака заземлил новые ракеты Falcon 9 на месяц» . Арс Техника . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Цао, Сисси (16 февраля 2021 г.). «SpaceX провалила посадку ракеты Falcon 9 из-за редкого промаха во время последней миссии Starlink» . Наблюдатель . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «СпейсИкс» . СпейсИкс . Архивировано из оригинала 7 марта 2011 года . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Сокол 9» . SpaceX. 2017. Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года.
- ^ «Технические данные SpaceX Falcon 9» . Отчет о космическом запуске . Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 года . Проверено 21 сентября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Руководство пользователя полезной нагрузкой ракеты-носителя Falcon 9» (PDF) . Версия 2. SpaceX. 21 октября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2017 г. . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Ральф, Эрик (11 октября 2022 г.). «Первый за три года запуск SpaceX Falcon Heavy запланирован на конец октября» . ТЕСЛАРАТИ . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сесник, Тревор (22 июля 2023 г.). «ЭхоСтар 24 | Сокол Хэви» . Каждый день космонавт . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ «Ракеты Falcon используют три конфигурации верхней ступени. Чем они отличаются?» . 31 июля 2023 г.
- ^ «Перевозчик 7» . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Маск, Илон (11 июня 2024 г.). «Пост SpaceX X об аномалии Starlink 9-3» . X.com . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Свитак, Эми (18 ноября 2012 г.). «Радиационно-устойчивый» дизайн Дракона» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 6 ноября 2013 г.
У нас есть компьютеры в Falcon 9, у нас есть три компьютера в одном блоке на каждом двигателе Falcon 9, так что это 30 компьютеров.
- ^ «Турбонасос Мерлин LOX/RP-1» . Страница «Продукция» сайта: Турбонасосы для ракетных двигателей . Барбер-Николс. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
- ^ Маск, Илон (13 октября 2018 г.). «Полный текст вопросов и ответов: генеральный директор Tesla и SpaceX Илон Маск о перекодировании и декодировании» (смещение 01:02:08) (интервью). Беседовала Кара Свишер . Архивировано из оригинала 2 ноября 2018 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
турбонасос на двигателе Мерлин работает при 36 000 об/мин, это 10 000 л.с.
- ^ Саттон, «История жидкостных ракетных двигателей», AIAA [2006].
- ^ «Производство в SpaceX» . SpaceX. 24 сентября 2013. Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ «SpaceX завершает создание сотого двигателя Merlin 1D» . SpaceX. 22 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ «SpaceX подготовила показания Джеффри Торнбурга» . SpaceRef.com . 26 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 19 марта 2023 года . Проверено 27 декабря 2015 г.
Двигатель Merlin в настоящее время успешно летал в космос более 180 раз (из них 130 на Merlin 1D), надежно доставляя на сложные орбиты многочисленные полезные нагрузки для американских, правительственных и коммерческих заказчиков. Благодаря высокой технологичности конструкции двигателя SpaceX теперь производит 4 двигателя Merlin 1D в неделю, при этом текущие производственные мощности позволяют производить 5 двигателей в неделю, что намного больше, чем у любого другого частного производителя ракетных двигателей в мире.
- ^ Фауст, Джефф (4 февраля 2016 г.). «SpaceX стремится ускорить производство и темпы запуска Falcon 9 в этом году» . Космические новости . Архивировано из оригинала 9 февраля 2016 года . Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Двигатель SpaceX Merlin 2, конструкции тяжелых грузов» . Hobbyspace.com . 30 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2011 г.
- ^ Норрис, Гай (5 августа 2010 г.). «SpaceX раскрывает план создания тяжеловесного транспортного средства» . Неделя авиации и космических технологий . Архивировано из оригинала 21 августа 2010 года.
- ^ «Исследование Маск разъясняет позицию SpaceX по исследованиям» . Неделя авиации и космических технологий . 11 августа 2010 года . Проверено 16 августа 2010 г. (требуется подписка)
- ^ «Интернет-трансляции Илона Маска и Гвинн Шотвелл на AIAA mtg» . Hobbyspace.com . 1 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2011 г.
- ^ Розенберг, Зак (15 октября 2012 г.). «SpaceX ставит перед собой большие цели, выпустив новую огромную ракету» . Флайтглобал . Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ Неллис, Стивен (19 февраля 2014 г.). «Руководитель двигательной установки SpaceX поднимает толпу в Санта-Барбаре» . Пасифик Бизнес Таймс . Проверено 22 февраля 2014 г.
- ^ Маск, Илон (6 января 2015 г.). «Я Илон Маск, генеральный директор/технический директор ракетной компании AMA!» . Реддит.com . Проверено 30 января 2016 г.
Соотношение тяги к весу оптимизируется для достижения удивительно низкого уровня тяги, даже с учетом дополнительной массы трубопроводов и конструкции многих двигателей. Похоже, тяга на двигатель чуть больше 230 метрических тонн (~500 фунт-сила), но их у нас будет много :)
Источники
[ редактировать ]- Бельфиоре, Майкл (18 января 2005 г.). «Гонка за следующим космическим призом разгорается» . Проводной.