Jump to content

Ракетные двигатели SpaceX

Каналы, выгравированные в сопле Merlin 1D, обеспечивают регенеративное охлаждение, предотвращая его плавление теплом выхлопных газов.

С момента основания SpaceX в 2002 году компания разработала четыре семейства ракетных двигателей Merlin , Kestrel , Draco и SuperDraco а с 2016 года разработала метановый ракетный двигатель Raptor , а после 2020 года — линейку металоксовых двигателей.

За первые десять лет существования SpaceX под руководством инженера Тома Мюллера компания разработала множество жидкостных ракетных двигателей , и как минимум еще один такой тип находится в стадии разработки.По состоянию на октябрь 2012 г. Каждый из двигателей, разработанных на сегодняшний день — Kestrel , Merlin 1 , Draco и Super Draco — был разработан для первоначального использования в ракетах-носителях SpaceX Falcon 1 , Falcon 9 и Falcon Heavy — или для Dragon капсулы . [1] Каждый главный двигатель, разработанный к 2012 году, был основан на керосине, использовался RP-1 в котором в качестве топлива с жидким кислородом (LOX) в качестве окислителя, а в двигателях управляющего двигателя RCS использовалось хранимое гиперголическое топливо .

В ноябре 2012 года на заседании Королевского авиационного общества в Лондоне (Великобритания) компания SpaceX объявила, что планирует разработать двигатели на основе метана для своих будущих ракет. В этих двигателях для повышения эффективности будет использоваться ступенчатый цикл сгорания , аналогичный системе, используемой в двигателе НК-33 бывшего Советского Союза . [2] [ нужно обновить ]

К середине 2015 года SpaceX разработала в общей сложности 9 архитектур ракетных двигателей за первые 13 лет существования компании. [3]

Двигатели на керосине

[ редактировать ]

До 2013 года SpaceX разработала два двигателя на основе керосина , Merlin 1 и Kestrel, и публично обсудила гораздо более масштабную концептуальную конструкцию двигателя высокого уровня под названием Merlin 2 . Merlin 1 приводится в действие первой ступенью ракеты-носителя Falcon 1 и используется как на первой, так и на второй ступени ракет-носителей Falcon 9 и Falcon Heavy . Вторая ступень Falcon 1 была оснащена двигателем Kestrel.

Испытательные запуски Merlin 1D на испытательном стенде SpaceX McGregor

Merlin 1 — семейство ракетных двигателей LOX / RP-1, разработанное в 2003–2012 годах. В Merlin 1A и Merlin 1B использовалось с абляционным охлаждением сопло из углеродного волокна композитное . Merlin 1A производил тягу в 340 килоньютонов (76 000 фунтов силы ) и использовался для привода первой ступени первых двух полетов Falcon 1 в 2006 и 2007 годах. Merlin 1B имел несколько более мощный турбонасос и создавал большую тягу, но был никогда не летал на летательных аппаратах до перехода SpaceX на Merlin 1C.

Ракетные двигатели Merlin 1D на ракете- носителе Falcon 9 v1.1 в ангаре SLC-40 , апрель 2014 г.

Merlin 1C был первым в семействе, в котором использовалось сопло и камера сгорания с регенеративным охлаждением . Впервые он был запущен в полную боевую готовность в 2007 году. [4] впервые совершил третий полет Falcon 1 в августе 2008 года. [5] привел в действие «первую ракету на жидком топливе частной разработки , которая успешно достигла орбиты» ( Falcon 1 Flight 4 ) в сентябре 2008 года, [5] и впоследствии привел в действие первые пять полетов Falcon 9, каждый из которых был выполнен с ракетой-носителем Falcon 9 версии 1.0 , с 2010 по 2013 год. [6]

Merlin 1D , разработанный в 2011–2012 годах, также имеет сопло и камеру сгорания с регенеративным охлаждением. Он имеет вакуумную тягу 690 кН (155 000 фунтов силы), удельный вакуумный импульс (I sp ) 310 с, увеличенную степень расширения 16 (в отличие от предыдущего 14,5 у Merlin 1C) и давление в камере 9,7 МПа ( 1410 фунтов на квадратный дюйм). Новой особенностью двигателя является возможность дросселирования от 100% до 70%. [7] Тяговооруженность двигателя 150:1 является самой высокой, когда-либо достигнутой для ракетного двигателя. [8] [9] Первым полетом двигателя Merlin 1D стал также первый полет Falcon 9 v1.1 . [10] 29 сентября 2013 года миссия Falcon 9 Flight 6 успешно вывела космического агентства на полярную орбиту спутник Канадского CASSIOPE и доказала, что Merlin 1D можно перезапустить, чтобы контролировать возвращение первой ступени обратно в атмосферу — часть Программа летных испытаний многоразовой стартовой системы SpaceX — необходимый шаг на пути к тому, чтобы сделать ракету многоразовой. [11]

Пустельга

[ редактировать ]

Kestrel представлял собой LOX / RP-1 ракетный двигатель с нагнетательным питанием , разработанный SpaceX в качестве основного двигателя второй ступени ракеты Falcon 1; он использовался в 2006–2009 годах. Он построен на основе той же игловой конструкции, что и двигатель Merlin от SpaceX, но не имеет турбонасоса и питается только за счет давления в баке . Его сопло имело абляционное охлаждение в камере и радиационное охлаждение в горловине и изготовлено из высокопрочного ниобиевого сплава. Управление вектором тяги осуществляется электромеханическими приводами на куполе двигателя по тангажу и рысканию. Управление креном – и управление ориентацией на этапе выбега – обеспечивается гелиевыми двигателями на холодном газе . [12] [13]

Двигатели на метане

[ редактировать ]

В ноябре 2012 года металоксные двигатели появились на сцене, когда генеральный директор SpaceX Илон Маск объявил о новом направлении двигательной деятельности компании: разработке на метане / LOX . ракетных двигателей [2] Работа SpaceX над двигателями на метане/LOX (металоксе) направлена ​​исключительно на поддержку программы развития марсианских технологий компании. У них не было планов по созданию двигателя верхней ступени для Falcon 9 или Falcon Heavy с использованием металоксного топлива. [14] Однако 7 ноября 2018 года Илон Маск написал в Твиттере: «Вторая ступень Falcon 9 будет модернизирована, чтобы стать похожим на мини-корабль BFR», что может подразумевать использование двигателя Raptor на этой новой второй ступени.Основное внимание в программе разработки новых двигателей уделяется исключительно полноразмерному двигателю Raptor для миссии, ориентированной на Марс. [14]

Первый испытательный запуск двигателя разработки Raptor 25 сентября 2016 года в МакГрегоре, штат Техас.

Raptor — семейство ракетных двигателей на метане / жидком кислороде, разрабатываемое SpaceX с конца 2000-х годов. [2] хотя LH2 / LOX смесь топлива изначально изучалась, когда в 2009 году начались работы по разработке концепции Raptor. [15] Впервые упомянутый SpaceX в 2009 году, термин «Raptor» применялся исключительно к концепции двигателя верхней ступени. [2] В октябре 2013 года SpaceX обсуждала, что они намерены создать семейство ракетных двигателей Raptor на основе метана. [16] первоначально объявив, что двигатель будет развивать вакуумную тягу 2,94 меганьютона (661 000 фунтов силы). [16] В феврале 2014 года они объявили, что двигатель Raptor будет использоваться на Mars Colonial Transporter . В ракете-носителе будет использоваться несколько двигателей Raptor, аналогично использованию девяти двигателей Merlin 1 на каждом ядре ракеты-носителя Falcon 9 . [17] В следующем месяце SpaceX подтвердила, что по состоянию на март 2014 г. , вся работа по разработке Raptor ведется исключительно над этим одним очень большим ракетным двигателем, и что в текущем наборе разработок не было двигателей Raptor меньшего размера. [14]

В двигателе Raptor на метане/LOX используется высокоэффективный и теоретически более надежный полнопоточный ступенчатый цикл сгорания. [17] отход от системы открытого газогенераторного цикла и топлива LOX/керосин, используемого в нынешней серии двигателей Merlin 1. [2] По состоянию на февраль 2014 г. Предварительные проекты Raptor предполагали создание тяги в 4,4 меганьютона (1 000 000 фунтов силы) с удельным импульсом в вакууме (I sp на уровне моря ) 363 секунды (3,56 км/с) и I sp 321 секунда (3,15 км/с). ), [17] [18] хотя более поздние рассматриваемые размеры концепций были ближе к 2,2 МН (500 000 фунтов силы).

Первоначальное тестирование технологии Raptor на уровне компонентов началось в мае 2014 года с испытания элемента форсунки. [16] [19] Первый законченный двигатель разработки Raptor, составляющий примерно треть размера полномасштабных двигателей, запланированных для использования в различных частях звездолета, с тягой примерно 1000 кН (220 000 фунтов силы ), начал испытания на наземном испытательном стенде в сентябре. 2016. Испытательное сопло имеет степень расширения всего 150, чтобы исключить проблемы разделения потока во время испытаний в атмосфере Земли. [20]

Полнопоточный ступенчатый цикл сгорания Raptor будет передавать 100 процентов окислителя (с низким соотношением топлива) для питания кислородного турбинного насоса и 100 процентов топлива (с низким соотношением кислорода) для питания метанового турбинного насоса. Оба потока — окислитель и топливо — будут полностью находиться в газовой фазе до того, как попадут в камеру сгорания . До 2016 года только два полнопоточных ракетных двигателя внутреннего сгорания были достаточно развиты для проведения испытаний на испытательных стендах: советский проект РД-270 в 1960-х годах и демонстрационный проект силовой головки Aerojet Rocketdyne Integrated в середине 2000-х годов, который не прошел испытаний. протестируйте весь двигатель, а лучше только силовую головку. [17] [20]

Другие характеристики полнопоточной конструкции, по прогнозам, будут способствовать дальнейшему повышению производительности или надежности с возможностью компромиссного решения одного по сравнению с другим: [17]

  • турбины топливо-окислитель устранение промежуточного уплотнения , которое традиционно является местом отказа в современных химических ракетных двигателях.
  • в насосной системе требуется более низкое давление, что увеличивает срок службы и еще больше снижает риск катастрофического отказа.
  • способность увеличивать давление в камере сгорания, тем самым либо увеличивая общую производительность, либо «за счет использования более холодных газов, обеспечивая ту же производительность, что и стандартный ступенчатый двигатель внутреннего сгорания, но с гораздо меньшей нагрузкой на материалы, что значительно снижает усталость материала или вес [двигателя]. " [17]

Метокс подруливающее устройство

[ редактировать ]

SpaceX разрабатывает газообразные двигатели Methox, которые будут использовать газ, который необходимо выпускать из топливных баков для управления ориентацией.

В своем заявлении о Межпланетной транспортной системе (ITS) на 67-м Международном астронавтическом конгрессе 27 сентября 2016 года Илон Маск указал, что все двигатели системы управления реакцией для ITS (впоследствии переименованной в Starship ) будут работать на газообразном метане и кислороде. поставки в каждую из этих машин, и что для этой цели будут разработаны новые двигатели. [21] [22] [23]

К 2020 году один комплект метоксных двигателей RCS с большой тягой планировалось разместить в средней части корпуса корабля Starship HLS для посадки на Луну варианта Starship и будет использоваться во время последних «десятков метров» любого конечного спуска на Луну и приземления. [24] а также используется для отхода от лунной поверхности. [24] : 50:30  Конструкция средней части корпуса специально предназначена для решения проблемы эрозии лунной поверхности и образования пыли по всей Луне в результате использования двигателей Raptor, расположенных в базе Starship.

В 2021 году двигатели на раскаленном газе были замечены на корпусах прототипов звездолетов. [25] однако неясно, будут ли они использоваться на будущих звездолётах.

Гиперголические двигатели

[ редактировать ]
Мозаика для испытательных стрельб SuperDraco

Драко гиперголические жидкостные ракетные двигатели, в которых используется смесь монометилгидразинового топлива и тетроксида азота окислителя . Каждый двигатель Draco создает тягу в 400 ньютонов (90 фунтов силы). [26] Они используются в качестве двигателей системы управления реакцией (RCS) на космических кораблях Dragon . и на второй ступени ракеты-носителя Falcon 9 . [27]

СуперДрако

[ редактировать ]

SuperDraco двигатели с хранимым топливом Гиперголические создают тягу в 67 000 ньютонов (15 000 фунтов силы), что делает SuperDraco третьим по мощности двигателем, разработанным SpaceX, более чем в 200 раз. [28] более мощный, чем обычные двигатели Draco RCS. Для сравнения, он более чем в два раза мощнее двигателя Kestrel , используемого во второй ступени ракеты-носителя SpaceX Falcon 1, и примерно в 1/9 тяги двигателя Merlin 1D . Они используются в качестве двигателей системы прерывания запуска на SpaceX Dragon 2 для транспортировки экипажа на низкую околоземную орбиту . [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Моррисон, Сара (26 мая 2020 г.). «От запуска SpaceX в среду многое зависит» . Вокс . Проверено 27 мая 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Тодд, Дэвид (22 ноября 2012 г.). «Ракета SpaceX на Марс будет работать на метане» . FlightGlobal . Великобритания. Архивировано из оригинала 30 октября 2013 г. Проверено 1 октября 2014 г.
  3. ^ «SpaceX подготовила показания Джеффри Торнбурга» . SpaceRef.com . 26 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2023 г. . Проверено 26 декабря 2015 г. [SpaceX разрабатывает] все наши двигатели самостоятельно и в США. В настоящее время компания работает над четвертым поколением бустерных двигателей, в число которых входят Merlin 1A, Merlin 1B, Merlin 1C и Merlin 1D. Кроме того, мы разработали вакуумный двигатель Kestrel, вакуумный двигатель Merlin 1C и вакуумный двигатель Merlin 1D для наших вторых ступеней на Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy. SpaceX также разработала двигатели Draco и SuperDraco, которые обеспечивают возможность движения в космосе и прерывания полета Dragon... Мы также продвигаемся вперед в значительных исследованиях и разработках ракетного двигателя Raptor следующего поколения. ... SpaceX успешно разработала 9 упомянутых выше ракетных двигателей за последние 13 лет.
  4. ^ Уайтсайдс, Лоретта Идальго (12 ноября 2007 г.). «SpaceX завершает разработку ракетного двигателя для Falcon 1 и Falcon 9» . Проводной . Архивировано из оригинала 19 сентября 2012 г.
  5. ^ Jump up to: а б Кларк, Стивен (28 сентября 2008 г.). «Наконец-то сладкий успех ракеты Falcon 1» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 11 января 2014 г. Проверено 6 апреля 2011 г.
  6. ^ Клотц, Ирен (6 сентября 2013 г.). «Маск говорит, что SpaceX проявляет «чрезвычайную параноидальность» во время подготовки к дебюту Falcon 9 в Калифорнии» . Космические новости . Архивировано из оригинала 13 сентября 2013 года . Проверено 13 сентября 2013 г.
  7. ^ «SpaceX раскрывает планы стать ведущим производителем ракет в мире» . Неделя авиации и космических технологий . 11 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2014 г. Проверено 11 октября 2012 г. (требуется подписка)
  8. ^ Чайкин, Андрей (январь 2012 г.). «Меняет ли SpaceX ракетное уравнение? 1 провидец + 3 пусковые установки + 1500 сотрудников =?» . Журнал «Авиация и космос» . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 г. Проверено 13 ноября 2012 г.
  9. ^ «Двигатель Merlin 1D компании Spacex обеспечивает стрельбу на полную продолжительность миссии» . SpaceX. 25 июня 2012 г.
  10. ^ Розенберг, Зак (16 марта 2012 г.). «SpaceX готовит модернизированные двигатели» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 05 марта 2014 г. Проверено 17 марта 2012 г.
  11. ^ Уолл, Майк (17 октября 2013 г.). «SpaceX достигла важной вехи в создании многоразовых ракет, выполнив испытательный полет Falcon 9» . Space.com . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 8 марта 2014 г. Проверено 10 января 2014 г.
  12. ^ Жидисин, Грег (23 марта 2007 г.). «SpaceX подтверждает переход на этап Demoflight 2» . Космическая газета . Архивировано из оригинала 10 августа 2014 г. Проверено 30 сентября 2008 г.
  13. ^ Уэйд, Марк (2014). «Керстрель» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 г. Проверено 12 января 2014 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Гвинн Шотвелл (21 марта 2014 г.). Трансляция 2212: Специальный выпуск, интервью с Гвинн Шотвелл (аудиофайл). Космическое шоу. Событие происходит в 21:25–22:10 и 26:25–27:10. 2212. Архивировано из оригинала (mp3) 22 марта 2014 г. Проверено 22 марта 2014 г. наше внимание сосредоточено на полном размере Raptor
  15. ^ «Долгосрочные планы SpaceX по созданию транспортных средств» . HobbySpace.com. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г. Проверено 13 июля 2009 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Леоне, Дэн (25 октября 2013 г.). «SpaceX может начать испытания двигателя на метане в Стеннисе в следующем году» . Космические новости . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 г. Проверено 26 октября 2013 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Беллускио, Алехандро Г. (07 марта 2014 г.). «SpaceX продвигает ракету на Марс с помощью энергии Raptor» . NASAspaceflight.com . Проверено 8 марта 2014 г.
  18. ^ «Руководитель двигательной установки SpaceX поднимает толпу в Санта-Барбаре» . Пасифик Бизнес Таймс. 19 февраля 2014 года . Проверено 22 февраля 2014 г.
  19. SpaceX проведет испытания метанового ракетного двигателя в штате Миссури, The Sacramento Bee , 22 апреля 2014 г. Архивировано 29 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Jump up to: а б Беллускио, Алехандро Г. (3 октября 2016 г.). «ITS Propulsion – эволюция двигателя SpaceX Raptor» . NASASpaceFlight.com . Проверено 3 октября 2016 г.
  21. ^ Бергин, Крис (27 сентября 2016 г.). «SpaceX раскрывает, что ITS изменит правила игры на Марсе благодаря плану колонизации» . NASASpaceFlight.com . Проверено 13 октября 2016 г.
  22. ^ Ричардсон, Дерек (27 сентября 2016 г.). «Илон Маск демонстрирует межпланетную транспортную систему» . Космический полет Инсайдер . Проверено 13 октября 2016 г.
  23. ^ Бергер, Эрик (28 сентября 2016 г.). «Марсианский момент Маска: дерзость, безумие, блеск — или, может быть, все три» . Арс Техника . Проверено 13 октября 2016 г.
  24. ^ Jump up to: а б Каммингс, Ник (11 июня 2020 г.). Система высадки человека: возвращение сапог на Луну . Американское астронавтическое общество. Мероприятие происходит в 35:00–36:02 . Проверено 17 апреля 2021 г. - через YouTube. для конечного спуска звездолета, за несколько десятков метров до того, как мы приземлимся на лунную поверхность, мы фактически используем систему RCS с большой тягой, чтобы не столкнуться с поверхностью Луны с помощью Raptor с большой тягой. двигатели. ... использует тот же метан и кислород, что и Raptor .
  25. ^ Обнаружены двигатели на горячем газе Super Heavy | SpaceX Boca Chica , получено 9 октября 2022 г.
  26. ^ «Обновления SpaceX — 10 декабря 2007 г.» . СпейсИкс . 10 декабря 2007 г. Проверено 26 декабря 2012 г.
  27. ^ «Руководство пользователя полезной нагрузкой ракеты-носителя Falcon 9, 2009 г.» (PDF) . SpaceX. 2009. Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2012 г. Проверено 8 марта 2013 г.
  28. ^ «SpaceX тестирует прототип двигателя для системы спасения астронавтов» . НАСА . 01 февраля 2012 г. Проверено 1 февраля 2012 г.
  29. ^ «SpaceX готова к испытанию прерывания полета Crew Dragon» . SpaceNews.com . 13 января 2020 г. Проверено 27 мая 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c02da955d0c0f9a2f3d409f2b29aad5__1722697560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/d5/1c02da955d0c0f9a2f3d409f2b29aad5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SpaceX rocket engines - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)