Jump to content

Сокол 9 v1.0

Сокол 9 v1.0
Falcon 9 v1.0 запускается с беспилотным космическим кораблем Dragon в рамках миссии по доставке грузов на Международную космическую станцию ​​в марте 2013 года, это пятый и последний полет версии 1.0 Falcon 9.
Функция Ракета-носитель средней грузоподъемности
Производитель SpaceX
Страна происхождения Соединенные Штаты
Стоимость проекта 300 миллионов долларов (включая Dragon ) [1] [2]
Стоимость за запуск 54–59,5 миллиона долларов. [3]
Размер
Высота 54,9 м (180 футов) [3]
Диаметр 3,7 м (12 футов)
Масса 333 400 кг (735 000 фунтов) [3]
Этапы 2
Емкость
Полезная нагрузка на LEO
Масса 9000 кг (20000 фунтов) [4]
Полезная нагрузка для GTO
Масса 3400 кг (7500 фунтов) [4]
Связанные ракеты
Семья Сокол 9
На основе Сокол 1
Производная работа Сокол 9 v1.1
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов Мыс Канаверал SLC-40
Всего запусков 5
Успех(а) 4
Частичный отказ(ы) 1 (только вторичная полезная нагрузка)
Первый полет 4 июня 2010 г. [5]
Последний рейс 1 марта 2013 г.
Тип пассажиров/груза Дракон
Первый этап
Питаться от 9x Мерлин 1С [3]
Максимальная тяга 4940 кН (1110000 фунтов силы )
Удельный импульс
Время горения 170 с
Порох ЛОКС / РП-1
Второй этап
Питаться от 1x пылесос Merlin 1C
Максимальная тяга 445 кН (100 000 фунтов силы )
Удельный импульс 342 с (3,35 км/с) [6]
Время горения 345 с
Порох ЛОКС/РП-1

Falcon 9 v1.0 был первым членом семейства ракет-носителей Falcon 9 , разработанным и изготовленным компанией SpaceX в Хоторне, Калифорния . Разработка ракеты -носителя средней грузоподъемности началась в 2005 году, а ее первый полет состоялся 4 июня 2010 года. Затем ракета Falcon 9 v1.0 запустила четыре Dragon грузовых космических корабля : один в испытательном орбитальном полете , затем одну демонстрационную миссию и две оперативные миссии по пополнению запасов. Международная космическая станция по контракту на коммерческое снабжение с НАСА .

корабль Двухступенчатый был оснащен двигателями Merlin от SpaceX , сжигающими жидкий кислород (LOX) и ракетный керосин ( RP-1 ). Если бы F9 V1.0 использовался для вывода на орбиту других полезных нагрузок, кроме Dragon, он вывел бы 10 450 кг (23 040 фунтов) на низкую околоземную орбиту (LEO) и 4 540 кг (10 000 фунтов) на геостационарную переходную орбиту (GTO).

Машина была снята с вооружения в 2013 году и заменена модернизированным Falcon 9 v1.1 , который впервые поднялся в воздух в сентябре 2013 года. Из пяти запусков с 2010 по 2013 год все успешно доставили свою основную полезную нагрузку, хотя аномалия привела к потере одной вторичной полезной нагрузки. полезная нагрузка.

Слева направо: Falcon 9 v1.0 , три стартовые конфигурации Falcon 9 v1.1 , три конфигурации Falcon 9 v1.2 (Full Thrust) , три конфигурации Falcon 9 Block 5 и четыре Falcon Heavy .

Первый этап

[ редактировать ]

Первая ступень Falcon 9 v1.0 использовалась при первых пяти запусках Falcon 9 и была оснащена девятью ракетными двигателями SpaceX Merlin 1C, расположенными по схеме 3x3. Каждый из этих двигателей имел тягу на уровне моря 556 кН (125 000 фунтов силы) при общей тяге при взлете около 5 000 кН (1 100 000 фунтов силы). [3]

Стенки и купола бака Falcon 9 были изготовлены из алюминиево-литиевого сплава . SpaceX использует резервуар, сваренный методом трения с перемешиванием , — самую прочную и надежную из доступных технологий сварки. [3]

На первой ступени Falcon 9 v1.0 использовалась пирофорная смесь триэтилалюминий - триэтилборан (TEA-TEB). в качестве воспламенителя первой ступени [7]

Второй этап

[ редактировать ]

Верхняя ступень была оснащена одним двигателем Merlin 1C, модифицированным для работы в вакууме , со степенью расширения 117:1 и номинальным временем горения 345 секунд. Для повышения надежности повторного запуска двигатель оснащен пирофорными воспламенителями с двойным резервированием (ТЕА-ТЕБ). [3] Бак второй ступени Falcon 9 представляет собой просто укороченную версию бака первой ступени и использует большую часть тех же инструментов, материалов и технологий производства. Это экономит деньги при производстве автомобилей. [3]

Межкаскадный блок Falcon 9 v1.0, соединяющий верхнюю и нижнюю ступени Falcon 9, представляет собой композитную конструкцию с сердечником из углеродного волокна и алюминия. многоразовыми сепарационными цангами Ступени разделены и пневматической толкающей системой. Система разделения ступеней имела двенадцать точек крепления (позже в пусковой установке v1.1 их количество сократилось до трех). [8]

Контроль

[ редактировать ]

SpaceX использует несколько резервных бортовых компьютеров в отказоустойчивой конструкции . Каждый двигатель Merlin управляется тремя компьютерами для голосования , каждый из которых имеет два физических процессора, которые постоянно проверяют друг друга. Программное обеспечение работает под управлением Linux и написано на C++ . Для обеспечения гибкости деталей используются имеющиеся в продаже детали и общесистемная «радиационно-устойчивая» конструкция вместо радиационно-упрочненных . [9]

Четыре двигателя Draco должны были использоваться как минимум во второй редакции второй ступени ракеты Falcon 9 v1.0 в качестве системы управления реакцией . [10] Неизвестно, летал ли когда-либо Falcon 9 с этими двигателями; вторая версия Falcon 9 v1.0 была заменена на Falcon 9 v1.1, в которой использовались азоте двигатели на холодном . [11] Подруливающие устройства использовались для удержания стабильного положения при отделении полезной нагрузки или, как нестандартная услуга, также были разработаны для раскрутки ступени и полезной нагрузки максимум до 5 оборотов в минуту (об/мин). [10] хотя ни одна из пяти выполненных миссий не требовала полезной нагрузки для этой услуги.

История развития

[ редактировать ]

Финансирование

[ редактировать ]

В то время как SpaceX потратила собственные деньги на разработку своей первой ракеты-носителя Falcon 1 , разработка Falcon 9 была ускорена за счет покупки НАСА нескольких демонстрационных полетов. Это началось с начального финансирования программы коммерческих орбитальных транспортных услуг (COTS) в 2006 году. [12] SpaceX была выбрана из более чем двадцати компаний, подавших предложения COTS. [13] По словам Маска, без денег НАСА разработка заняла бы больше времени. [2]

Затраты на разработку Falcon 9 v1.0 составили примерно 300 миллионов долларов США , и НАСА подтвердило эти затраты. Если бы были включены некоторые затраты на разработку Falcon 1, поскольку разработка F1 в некоторой степени внесла вклад в Falcon 9, то общую сумму можно было бы считать равной 390 миллионам долларов США . [14] [2]

НАСА также оценило затраты на разработку Falcon 9 с использованием модели затрат НАСА-ВВС (NAFCOM) — традиционного подхода «затраты плюс контракт» для в США гражданских и военных космических закупок — в 3,6 миллиарда долларов США, исходя из среды/культуры НАСА, или долларов США. 1,6 миллиарда долларов США с использованием более коммерческого подхода. [15] [14]

Производство

[ редактировать ]
Разгонный бак Falcon 9 на заводе SpaceX, 2008 г.

В декабре 2010 года производственная линия SpaceX производила один новый Falcon 9 (и космический корабль Dragon) каждые три месяца, при этом в 2012 году планировалось удвоить производительность до одного каждые шесть недель. [16]

История запуска

[ редактировать ]

Версия v1.0 Falcon 9 запускалась пять раз, и все они успешно доставили космический корабль Dragon на низкую околоземную орбиту, три из которых достигли стыковки с Международной космической станцией.

Одна из этих миссий развернула свою вторичную полезную нагрузку на более низкой орбите, чем ожидалось, из-за отказа двигателя и ограничений безопасности, наложенных основной миссией МКС.

Многоразовое использование

[ редактировать ]
Конфигурации двигателей Falcon 9 v1.0 (слева) и v1.1 (справа)

SpaceX провела ограниченный набор летных испытаний по восстановлению ускорителя после миссии на первых запусках ракет Falcon, как Falcon 1, так и Falcon 9. Первоначальный подход к проектированию на основе парашюта в конечном итоге оказался неудачным, и компания приняла новую методологию проектирования с возвратно-поступательным движением, которая будет использовать корабль Falcon 9 v1.1 для испытаний по восстановлению с орбиты, но использовал разгонный бак Falcon 9 v1.0 для летных испытаний на малой высоте и низкой скорости в 2012–2013 годах.

С первых дней разработки Falcon 9 SpaceX выражала надежду, что обе ступени в конечном итоге станут многоразовыми . Первоначальный проект SpaceX для многоразового использования ступени включал добавление возможности легкой системы тепловой защиты (TPS) к разгонной ступени и использование парашютного восстановления отделенной ступени. Однако первые результаты испытаний оказались неудачными. [17] что привело к отказу от этого подхода и инициированию нового дизайна.

В 2011 году SpaceX начала официальную и финансируемую программу разработки программу разработки многоразовых пусковых систем SpaceX — с целью разработки многоразовых первой и второй ступеней, использующих возврат ступеней на стартовую площадку. Однако на начальном этапе программы основное внимание уделяется только возвращению первого этапа. [18]

В качестве одного из первых компонентов этой многолетней программы танк первой ступени Falcon 9 v1.0 длиной 32 метра (106 футов) использовался для создания и испытаний прототипа испытательной машины Grasshopper , которая совершила восемь успешных взлетов на малой высоте и вертикальные посадки в 2012–2013 годах, прежде чем машина была снята с вооружения.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Илон Маск (4 мая 2011 г.). «Почему США могут победить Китай: факты о затратах SpaceX» . КосмическаяСсылка . Проверено 9 июля 2017 года . [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ Jump up to: а б с «Факты о затратах SpaceX» . spacex.com. 4 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Сокол 9» . SpaceX. 16 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 28 сентября 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Технические данные SpaceX Falcon 9» . Отчет о космическом запуске . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 1 мая 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  5. ^ «Подробные данные миссии - демонстрация первого полета Falcon-9 ELV» . База данных наборов миссий . ГСФК НАСА. Архивировано из оригинала 16 октября 2011 г. Проверено 26 мая 2010 г.
  6. ^ «Двигатель верхней ступени SpaceX Falcon 9 успешно завершил полную отработку миссии» (пресс-релиз). SpaceX. 10 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 28 ноября 2013 г.
  7. ^ Стивен Кларк (2 июня 2010 г.). «Центр статуса миссии» . Космический полет сейчас . Проверено 9 июля 2017 года .
  8. ^ Ирен Клотц (6 сентября 2013 г.). «Маск говорит, что SpaceX проявляет «чрезвычайную параноидальность» во время подготовки к дебюту Falcon 9 в Калифорнии» . Космические новости . Проверено 9 июля 2017 года .
  9. ^ Эми Свитак (19 ноября 2012 г.). «Радиационно-устойчивый» дизайн Дракона» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 23 июля 2015 года . Проверено 9 июля 2017 года .
  10. ^ Jump up to: а б «Руководство пользователя полезной нагрузкой ракеты-носителя Falcon 9, 2009 г.» (PDF) . SpaceX. 2009. Архивировано из оригинала (PDF) 29 апреля 2011 г. Проверено 3 февраля 2010 г.
  11. ^ «Технические данные SpaceX Falcon 9» . Отчет о космическом запуске. 1 мая 2017. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 9 июля 2017 года . {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  12. ^ Алан Линденмойер (26 апреля 2010 г.). «Комитет по коммерческому космосу Консультативного совета НАСА» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2017 года . Проверено 9 июля 2017 года .
  13. ^ Алан Бойл (20 марта 2006 г.). «Частные предприятия соперничают за обслуживание космической станции» . MSNBC . Проверено 9 июля 2017 года .
  14. ^ Jump up to: а б «Оценка коммерческого рынка систем экипажа и грузов» (PDF) . НАСА. 27 апреля 2011. с. 40. Архивировано из оригинала (PDF) 18 января 2019 года . Проверено 9 июля 2017 года .
  15. ^ «Оценка стоимости ракеты-носителя Falcon 9 NAFCOM» (PDF) . НАСА. Август 2011 года . Проверено 9 июля 2017 года .
  16. ^ Дениз Чоу (8 декабря 2010 г.). «Вопросы и ответы с генеральным директором SpaceX Илоном Маском: мастер частных космических драконов» . Space.com . Проверено 9 июля 2017 года .
  17. ^ Крис Бергин (12 января 2009 г.). «Амбиции Маска: SpaceX стремится создать полностью многоразовый Falcon 9» . НАСАКосмический полет . Проверено 9 июля 2017 года .
  18. ^ Рэнд Симберг (7 февраля 2012 г.). «Илон Маск о планах многоразовой ракеты SpaceX» . Популярная механика . Проверено 9 июля 2017 года .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 001c2a59349dd03c90b30928c3d29aad__1720316940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/ad/001c2a59349dd03c90b30928c3d29aad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Falcon 9 v1.0 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)