SpaceX Раптор
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Производитель | SpaceX |
Связанный ЛВ | Космический корабль SpaceX |
Статус | В производстве |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / СН 4 |
Соотношение смеси | 3,6 (78% О 2 , 22% СН 4 ) [1] [2] |
Цикл | Полнопоточное ступенчатое сжигание |
Насосы | 2 турбонасоса |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Соотношение сопел | |
Производительность | |
Толкать | Raptor 1: 185 тс МН 1,81 ) ; 408 000 фунтов фута ( [5] Раптор 2: Raptor 3: 280 т ( 2,75 МН; 617 000 фунтов- сила ) |
Диапазон дроссельной заслонки | 40–100% [10] |
Соотношение тяги к весу | Раптор 1: 88,94 Раптор 2: 141,1 Раптор 3: 183,6 |
в камере Давление |
|
Удельный импульс , вакуум | 380 с (3,7 км/с) [8] |
Удельный импульс , на уровне моря | 327 с (3,21 км/с) [9] |
Массовый расход | |
Время горения | Варьируется |
Размеры | |
Длина | 3,1 м (10 футов) [13] |
Диаметр | 1,3 м (4 фута 3 дюйма) [14] |
Сухая масса | Раптор 1: 2080 кг (4590 фунтов) Раптор 2: 1630 кг (3590 фунтов) Раптор 3: 1525 кг (3362 фунта) |
Raptor — семейство ракетных двигателей, разработанных и производимых компанией SpaceX . Примечательной особенностью этого семейства двигателей является использование полнопоточного ступенчатого цикла сгорания (FFSC). Они работают на криогенном жидком метане и жидком кислороде , смеси, известной как металокс .
корабль SpaceX Сверхтяжелый Starship использует двигатели Raptor в своей ракете-носителе Super Heavy и на второй ступени Starship . [15] Миссии звездолета включают подъем полезного груза на околоземную орбиту, а также запланированы полеты на Луну и Марс . [16] Двигатели проектируются для повторного использования с минимальным обслуживанием. [17]
Raptor — третий в истории полнопоточный двигатель внутреннего сгорания и первый такой ракетный двигатель, приводящий в движение летательный аппарат. [18]
Дизайн
[ редактировать ]Raptor спроектирован с учетом максимальной надежности и призван поддерживать уровень безопасности авиакомпаний, необходимый для рынка наземных перевозок из пункта в пункт. [19] Гвинн Шотвелл заявила, что Raptor сможет обеспечить «долгий срок службы… и более благоприятную среду для турбин». [20] [21]
Полнопоточное ступенчатое сжигание
[ редактировать ]Raptor работает на переохлажденном жидком метане и переохлажденном жидком кислороде в цикле полнопоточного ступенчатого сгорания (FFSC). FFSC представляет собой двухвальный ступенчатый цикл сгорания, в котором используются камеры предварительного сгорания как с высоким содержанием окислителя, так и с высоким содержанием топлива. Цикл позволяет полностью пропускать оба топлива через турбины без сброса несгоревшего топлива за борт.
FFSC представляет собой отход от более распространенной системы газогенератора «открытого цикла» и топлива LOX / керосин, используемого его предшественником Merlin . [22] До 2014 года ни один FFSC никогда не использовался в реальных полетах, и только две конструкции FFSC были достаточно развиты, чтобы достичь испытательных стендов: советский проект РД-270 в 1960-х годах и Aerojet Rocketdyne демонстратор интегрированной силовой головки в середине 2000-х годов. [18] [23] [21] [24] RS-25 Двигатели (впервые использованные на космическом шаттле ) использовали более простую форму ступенчатого цикла сгорания. [25] Несколько российских ракетных двигателей, в том числе РД-180. [22] и РД-191 тоже. [21]
Преимущество FFSC заключается в том, что энергия, вырабатываемая камерами предварительного сгорания и используемая для питания топливных насосов, распределяется по всему потоку топлива, а это означает, что выхлопы предварительного сгорания, приводящие в действие топливные турбонасосы, максимально холодные, даже холоднее, чем в других двигателях с закрытым циклом. которые предварительно сжигают только одно топливо. Это способствует длительному сроку службы двигателя. Напротив, двигатель с открытым циклом, в котором выхлопы предварительной камеры сгорания обходят основную камеру сгорания, пытаются минимизировать количество топлива, подаваемого через предварительную камеру сгорания, что достигается за счет работы турбины при максимально допустимой температуре.
Турбина, обогащенная кислородом, приводит в действие турбонасос для кислорода, а турбина, обогащенная топливом, приводит в действие турбонасос, работающий на метане. Потоки окислителя и топлива полностью преобразуются в газовую фазу перед попаданием в камеру сгорания . [18] Это ускоряет смешивание и горение, уменьшая размеры и массу необходимой камеры сгорания. В горелках используются факельные воспламенители. В основной камере сгорания Raptor 2 используется неизвестный метод зажигания, который предположительно менее сложен, легче, дешевле и надежнее, чем у Мерлина. Зажигание двигателя в Raptor Vacuum осуществляется с помощью факельных воспламенителей со свечами зажигания с двойным резервированием. [26] что устраняет необходимость в специальной расходуемой воспламенительной жидкости Merlin. [21] Raptor 2 использует коаксиальные вихревые форсунки для подачи топлива в камеру сгорания, а не игольчатые форсунки Merlin . [27] [28]
Пороха
[ редактировать ]Raptor предназначен для глубокого криогенного топлива — жидкостей, охлажденных почти до точки замерзания , а не до точки кипения , как это типично для криогенных ракетных двигателей. [29] Переохлажденное топливо становится более плотным, что увеличивает массу пороха. [30] а также производительность двигателя. Увеличивается удельный импульс и снижается риск возникновения кавитации на входах в турбонасосы за счет более высокого массового расхода рабочего топлива на единицу вырабатываемой мощности. [21] Кавитация (пузырьки) снижает расход/давление топлива и может привести к голоданию двигателя и разрушению лопаток турбины. [31] Соотношение окислителя . и топлива в двигателе составляет примерно 3,8 к 1 [32]
Жидкий метан и кислородное топливо были приняты на вооружение многими компаниями, такими как Blue Origin с двигателем BE-4 , а также китайским стартапом Space Epoch Longyun-70 . [33]
Производство и материалы
[ редактировать ]Многие компоненты ранних прототипов Raptor, включая турбонасосы и форсунки, были изготовлены с использованием 3D-печати , что увеличило скорость разработки и испытаний. [29] [34] В двигателе разработки подшкалы 2016 года 40% (по массе) деталей было изготовлено методом 3D-печати. [21] SX300, разработанного SpaceX В 2019 году коллекторы двигателей были отлиты из суперсплава Inconel , который позже был заменен на SX500. [35]
История
[ редактировать ]Концепция
[ редактировать ]В ракетных двигателях SpaceX Merlin и Kestrel используется комбинация RP-1 и жидкого кислорода («керолокс»). Raptor имеет примерно в три раза большую тягу, чем двигатель SpaceX Merlin 1D , который используется в ракетах-носителях Falcon 9 и Falcon Heavy .
Raptor был задуман для сжигания топлива из водорода и кислорода . В 2009 году [36] В 2011 году у SpaceX было несколько сотрудников, работавших над двигателем верхней ступени Raptor с низким приоритетом. [37] [38]
В октябре 2012 года SpaceX объявила о концептуальной работе над двигателем, который будет «в несколько раз мощнее двигателей серии Merlin 1 и не будет использовать топливо Merlin RP-1 ». [39]
Разработка
[ редактировать ]В ноябре 2012 года Маск объявил, что SpaceX работает над ракетными двигателями, работающими на метане , что Raptor будет работать на метане. [40] и этот метан будет способствовать колонизации Марса. [24] Из-за присутствия подземных вод и углекислого газа в атмосфере Марса , метан, простой углеводород , мог быть синтезирован на Марсе с помощью реакции Сабатье . [41] НАСА обнаружило, что добыча ресурсов на Марсе жизнеспособна для производства кислорода, воды и метана. [42]
В начале 2014 года SpaceX подтвердила, что Raptor будет использоваться как для первой, так и для второй ступени своей следующей ракеты. Это сохранялось, поскольку конструкция развивалась на основе марсианского колониального транспортера. [24] в Межпланетную транспортную систему , [43] « Большая ракета-сокол» и, в конечном итоге, «Звездный корабль». [44]
Концепция произошла от семейства ракетных двигателей Raptor (2012 г.). [45] сосредоточиться на полноразмерном двигателе Raptor (2014 г.). [46]
В январе 2016 года ВВС США заключили с SpaceX контракт на разработку на сумму 33,6 миллиона долларов США на разработку прототипа Raptor для использования на верхней ступени Falcon 9 и Falcon Heavy . [47] [48]
Первая версия была предназначена для работы при давлении в камере 250 бар (25 МПа; 3600 фунтов на квадратный дюйм). [49] По состоянию на июль 2022 года во время испытаний давление в камере достигло 300 бар. [31] В апреле 2024 года Маск поделился показателями, достигнутыми SpaceX с двигателем Raptor 1 (уровень моря 185 тс, Rvac 200 тс) и двигателем Raptor 2 (уровень моря 230 тс, Rvac 258 тс), а также целевыми характеристиками будущего Raptor 3. (уровень моря 280 тс, Рвак 306 тс) [50] [51] и сказал, что SpaceX будет стремиться в конечном итоге достичь тяги более 330 тонн на ускорительных двигателях, работающих на уровне моря. [52]
Двигатели Raptor 1 и 2 требуют теплового кожуха для защиты труб и проводки от тепла двигателя. [31] Планируется, что Raptor 3 больше не будет нуждаться в теплозащитном экране. [52] : 18:30
Тестирование
[ редактировать ]Начальное разработки тестирование [53] НАСА компонентов Raptor было сделано в Космическом центре Стеннис , [16] [54] начало в апреле 2014 года. Тестирование было сосредоточено на процедурах запуска и завершения работы, а также на определении характеристик и проверке оборудования . [21]
SpaceX начала испытания инжекторов в 2014 году, а в 2015 году — кислородную горелку . С апреля по август было проведено 76 огневых испытаний камеры предварительной горелки общей продолжительностью около 400 секунд. [53]
К началу 2016 года SpaceX построила стенд для испытаний двигателей на своем полигоне МакГрегор в центральном Техасе для испытаний Raptor. [21] [16] Первый Raptor был изготовлен на заводе SpaceX в Хоторне в Калифорнии. К августу 2016 года он был отправлен МакГрегору для тестирования. [55] Двигатель имел тягу 1 МН (220 000 фунтов силы ). [56] Это был первый в мире металоксный двигатель FFSC, дошедший до испытательного стенда. [21]
Для проверки проекта использовался механизм разработки субшкалы. Это была треть размера двигателей, предусмотренных для летательных аппаратов. [21] Он имел давление в камере 200 бар (20 МПа; 2900 фунтов на квадратный дюйм), тягу 1 меганьютон (220 000 фунтов силы ) и использовал разработанный SpaceX сплав SX500, созданный для содержания горячего газообразного кислорода в двигателе со скоростью до 12 000 фунтов в минуту. квадратный дюйм (830 бар; 83 МПа). [57] Он был испытан на наземном испытательном стенде в МакГрегоре , кратковременно стреляя. [21] Чтобы исключить проблемы отрыва потока при испытаниях в атмосфере Земли, степень расширения испытательного сопла была ограничена до 150. [21]
К сентябрю 2017 года двигатель подшкалы отработал 1200 секунд в 42 испытаниях. [58]
SpaceX завершила множество статических огневых испытаний транспортного средства с использованием Raptor 2, в том числе 31 испытание двигателя (планировалось 33) 9 февраля 2023 года. [59] и испытание двигателя 33 25 августа 2023 года. [60] Во время испытаний расплавилось более 50 камер и взорвалось более 20 двигателей. [31]
SpaceX завершила свои первые комплексные летные испытания Starship 20 апреля 2023 года. Ракета имела 33 двигателя Raptor 2, но три из них были остановлены до того, как ракета оторвалась от стартовой установки. Летные испытания были прекращены после набора высоты ~39 км над Мексиканским заливом. Несколько двигателей вышли из строя до того, как система прекращения полета (FTS) уничтожила ракету-носитель и корабль. [61]
Во время второго комплексного летного испытания все 33 ускорительных двигателя оставались включенными до запуска обратного горения, а все шесть двигателей звездолета оставались включенными до тех пор, пока не была активирована FTS. [62] [63]
В ходе третьего комплексного летного испытания все 33 ускорительных двигателя снова оставались включенными до момента отключения основного двигателя (MECO), а затем, после горячего включения, 13 успешно повторно зажигались для выполнения форсированного режима на полную продолжительность. [64] При приземлении ракеты-носителя загорелись только 3 двигателя из запланированных 13, причем 2 быстро выключились, другой продолжал гореть до тех пор, пока не произошла быстрая внеплановая разборка (РУД) на высоте ~ 462 метра над уровнем моря. [64] Корабль без проблем успешно поддерживал зажигание всех 6 двигателей до отключения второй ступени / вторичного двигателя (SECO), однако запланированный повторный запуск Raptor в космосе был отменен из-за качки во время движения по инерции. [64]
Звездолет
[ редактировать ]Исходная конфигурация
[ редактировать ]В ноябре 2016 года предполагалось, что Raptor будет использоваться в предлагаемой Межпланетной транспортной системе (ITS) в начале 2020-х годов. [21] Маск обсудил два двигателя: вариант для уровня моря (степень расширения 40:1) с тягой 3050 кН (690 000 фунтов силы) на уровне моря для первой ступени/ускорителя и вакуумный вариант (степень расширения 200:1) с тягой 3285 кН (738 000 фунтов силы) в космосе. В высокоуровневом проекте первой ступени предусматривалось 42 двигателя, расположенных на уровне моря. [21]
три подвесных будут использоваться Для посадки второй ступени двигателя Raptor, находящихся на уровне моря. Шесть дополнительных вакуумно-оптимизированных Raptor без подвеса (Raptor Vacuum) будут обеспечивать основную тягу второй ступени, всего девять двигателей. [65] [21] Предполагалось, что пылесосы Raptor Vacuum будут создавать удельный импульс 382 с (3750 м/с) при использовании сопла гораздо большего размера . [66]
В сентябре 2017 года Маск заявил, что двигатель Raptor меньшего размера — с тягой чуть более чем вдвое меньшей, чем у предыдущих конструкций — будет использоваться на ракете следующего поколения, ракете-носителе диаметром 9 м (30 футов) под названием Big Falcon Rocket (BFR). ), а позже переименован в Starship . [67] Модернизация была нацелена на околоземно-орбитальные и окололунные полеты, чтобы новая система могла окупить себя , в частности, за счет экономической деятельности в космосе в околоземной космической зоне. [68] Поскольку ракета-носитель гораздо меньшего размера, потребуется меньше двигателей Raptor. Тогда планировалось, что BFR будет иметь 31 Raptor на первом этапе и 6 на втором этапе. [69] [21]
К середине 2018 года SpaceX публично заявила, что Raptor на уровне моря, как ожидается, будет иметь тягу 1700 кН (380 000 фунтов силы) на уровне моря с удельным импульсом 330 с (3200 м / с) и диаметром среза сопла 1,3. м (4,3 фута). Raptor Vacuum будет иметь удельный импульс 356 с (3490 м / с) в вакууме. [58] Ожидалось, что он будет оказывать силу 1900 кН (430 000 фунтов силы) с удельным импульсом 375 с (3680 м / с) при диаметре сопла на выходе 2,4 м (7,9 фута). [58]
В обновлении BFR , опубликованном в сентябре 2018 года, Маск показал видео 71-секундного огневого испытания двигателя Raptor и заявил, что «это Raptor, который будет приводить в действие BFR, как корабль, так и ускоритель; это один и тот же двигатель». ...] двигатель массой примерно 200 (метрических) тонн, рассчитанный на давление в камере примерно 300 бар [...] Если у вас он с высокой степенью расширения, он потенциально может иметь удельный импульс 380 ". [9] SpaceX нацелена на 1000 полетов. [70]
Предлагаемая верхняя ступень Falcon 9
[ редактировать ]В январе 2016 года ВВС США (USAF) заключили с SpaceX контракт на разработку на сумму 33,6 миллиона долларов США на разработку прототипа Raptor для использования на верхней ступени Falcon 9 и Falcon Heavy . Контракт требовал двойного финансирования со стороны SpaceX в размере не менее 67,3 миллиона долларов США . [47] [71] НАСА Испытания двигателя были запланированы в Космическом центре Стеннис в Миссисипи под наблюдением ВВС США. [47] [48] Контракт с ВВС США предусматривал создание одного прототипа двигателя и проведение наземных испытаний. [47]
В октябре 2017 года ВВС США заключили 40,8 миллиона долларов США контракт на модификацию прототипа Raptor на сумму для программы Evolved Expendable Launch Vehicle . [72] Он должен был использовать жидкий метан и жидкий кислород , топливо, полнопоточный ступенчатый цикл сгорания и быть многоразовым. [48]
Производство
[ редактировать ]В июле 2021 года SpaceX объявила о открытии второго завода по производству Raptor в центральном Техасе, рядом с существующим испытательным полигоном ракетных двигателей . Завод будет сосредоточен на серийном производстве Raptor 2, а завод в Калифорнии будет производить Raptor Vacuum и новые/экспериментальные конструкции Raptor. Ожидалось, что новый завод в конечном итоге будет производить от 800 до 1000 ракетных двигателей ежегодно. [73] [74] В 2019 году (предельная) стоимость двигателя приближалась к 1 миллиону долларов США . SpaceX планировала массово производить до 500 двигателей Raptor в год, каждый стоимостью менее 250 000 долларов США . [75]
Версии
[ редактировать ]Раптор Пылесос
[ редактировать ]Раптор Пылесос [76] (RVac) — вариант Raptor с удлиненным соплом с регенеративным охлаждением для более высокого удельного импульса в космосе. Оптимизированный для вакуума Raptor рассчитан на удельный импульс ~ 380 с (3700 м/с). [8] Полноценное испытание версии 1 Raptor Vacuum было завершено в сентябре 2020 года в МакГрегоре. [76] Первое зажигание Raptor Vacuum в полете произошло на S25 во время вторых комплексных летных испытаний . [63]
Раптор 2
[ редактировать ]Raptor 2 — это полная модернизация двигателя Raptor 1. [77] Были переработаны турбомашина, камера, сопло и электроника. Многие фланцы были преобразованы в сварные швы , а другие детали были удалены. [78] Упрощения продолжились и после начала производства. 10 февраля 2022 года Маск продемонстрировал возможности Raptor 2 и улучшения конструкции. [78] [79]
К 18 декабря 2021 года производство Raptor 2 началось. [80] К ноябрю 2022 года SpaceX производила более одного Raptor в день и создала запас для будущих запусков. [81] Raptor 2 производятся на предприятии SpaceX по разработке двигателей McGregor .
Raptor 2 стабильно достигал тяги 230 ( тс 510 000 фунтов силы ). Маск указал, что производственные затраты были примерно вдвое меньше, чем у Raptor 1. К февралю 2022 года [78]
Раптор 3
[ редактировать ]Raptor 3 представляет собой усовершенствованную конструкцию двигателя Raptor, целью которой в конечном итоге является достижение тяги 330 тс (3,2 МН ) в конфигурации ускоритель/на уровне моря. [51] одной из заявленных целей было исключение необходимости использования защитных кожухов двигателя. [52] Raptor 3 представляет собой значительно упрощенную конструкцию, в которой реализована большая часть трубопроводов и датчиков для повышения надежности и улучшения характеристик входа в атмосферу . [50] В 2024 году Маск объявил, что Raptor 3 переходит в фазу производства на заводе в МакГрегоре. [82] [ нужна полная цитата ] Ко 2 августа 2024 года началось производство Raptor 3. [83]
Двигатели Raptor 3 не требуют теплозащитного экрана и будут иметь встроенное охлаждение и встроенные вторичные контуры потока, проходящие через различные секции двигателя, а также устранят многие болтовые соединения. Эту конструкцию будет сложнее обслуживать, поскольку некоторые детали будут находиться под сварными соединениями, при этом Маск далее заявил, что «нам придется их разрезать». [84] : 42:19–45:50
Производные конструкции двигателей
[ редактировать ]В октябре 2021 года SpaceX приступила к разработке концептуального проекта нового ракетного двигателя с целью сохранить стоимость ниже 1000 долларов США за тонну тяги. Проект получил название «Двигатель 1337», что следует произносить как «LEET» (по названию мема-кодировщика ). [81]
Хотя первоначальные усилия по проектированию были остановлены в конце 2021 года, проект помог определить идеальный двигатель и, вероятно, породил идеи, которые были включены в Raptor 3. Маск заявил тогда, что «мы не можем сделать жизнь многопланетной с помощью Raptor, поскольку это слишком дорого, но Раптор нужен, чтобы продержаться до тех пор, пока 1337 не будет готов». [81]
По состоянию на 2024 год [update]Концепция LEET была пояснена как полный отказ от конструкции Raptor 3, хотя Маск заявил, что SpaceX «вероятно, сделает это в какой-то момент… [Raptor 3] выглядит как двигатель LEET, но он намного дороже, потому что он до сих пор есть напечатанные детали». например, [84]
Сравнение с другими двигателями
[ редактировать ]Двигатель | Ракеты | Толкать | Удельный импульс , пустой | Тяга к- весовое соотношение | Порох | Цикл |
---|---|---|---|---|---|---|
Раптор на уровне моря | Звездолет | 3240 кН (730 000 фунтов силы ) [85] | 350 с (3400 м/с) [8] | 200 (гол) | ЛЧ 4 / ЛОКС ( переохлажденный ) | Полнопоточное ступенчатое сжигание |
Раптор пылесос | 380 с (3700 м/с) [8] | 120 (максимум) | ||||
Мерлин 1D на уровне моря | «Сокол» Разгонная ступень | 914 кН (205 000 фунтов силы) | 311 с (3050 м/с) [86] | 176 [87] | РП-1/ЛОКС ( переохлажденный ) | Газовый генератор |
Мерлин 1D вакуум | Разгонный блок «Сокол» | 934 кН (210 000 фунтов силы) [88] | 348 с (3410 м/с) [88] | 180 [87] | ||
Голубое происхождение BE-4 | Нью-Гленн , Вулкан | 2400 кН (550 000 фунтов силы) [89] | 339 с (3320 м/с) [90] | ЛЧ 4 / ЛОКС | с высоким содержанием окислителя Ступенчатое сжигание | |
Энергомаш РД-170 /171М | Energia , Zenit , Soyuz-5 | 7904 кН (1777000 фунтов силы) [91] | 337,2 с (3307 м/с) [91] | 79.57 [91] | РП-1 /ЛОКС | |
Энергомаш РД-180 | Atlas III , Atlas V | 4152 кН (933000 фунтов силы) [92] | 338 с (3310 м/с) [92] | 78.44 [92] | ||
Энергомаш РД-191 /181 | Ангара , Антарес | 2090 кН (470 000 фунтов силы) [93] | 337,5 с (3310 м/с) [93] | 89 [93] | ||
Кузнецов НК-33 | N1 , Soyuz-2-1v | 1638 кН (368000 фунтов силы) [94] | 331 с (3250 м/с) [94] | 136.66 [94] | ||
Энергомаш РД-275М | Протон-М | 1832 кН (412 000 фунтов силы) | 315,8 с (3097 м/с) | 174.5 | N 2 O 4 / НДМГ | |
Рокетдайн РС-25 | Спейс Шаттл , SLS | 2280 кН (510 000 фунтов силы) | 453 с (4440 м/с) [95] | 73 [96] | ЛХ 2 / ЛОКС | Ступенчатое сжигание с высоким содержанием топлива |
Аэроджет Рокетдайн РС-68А | Дельта IV | 3560 кН (800 000 фунтов силы) | 414 с (4060 м/с) | 51 [97] | ЛХ 2 / ЛОКС | Газовый генератор |
Рокетдайн F-1 | Saturn V | 7740 кН (1740000 фунтов силы) | 304 с (2980 м/с) [98] | 83 | РП-1/ЛОКС | Газовый генератор |
См. также
[ редактировать ]- Сравнение орбитальных ракетных двигателей
- Марсианская программа SpaceX
- Ракетные двигатели SpaceX
- SpaceX Starship (космический корабль)
- SpaceX Супер Тяжелый
- Звездолет HLS
- Звездная база SpaceX
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Sierra Engineering & Software, Inc. (18 июня 2019 г.). «Расчеты выхлопных газов для ракеты-носителя SpaceX Raptor» (PDF) . п. 1. Архивировано (PDF) оригинала 20 октября 2021 г. Проверено 17 сентября 2021 г.
Номинальным рабочим состоянием двигателя Raptor является давление торможения на поверхности форсунки (Pc) 3669,5 фунтов на квадратный дюйм и несколько обогащенное соотношение топливовоздушной смеси (MR) двигателя 3,60. Текущий анализ проводился для 100% номинального рабочего давления двигателя (Pc=3669,5 фунтов на квадратный дюйм) и MR двигателя 3,60.
- ^ Корпорация Space Exploration Technologies (17 сентября 2021 г.). «Проект программной экологической оценки программы космических кораблей / сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX на космодроме SpaceX в Бока-Чика в округе Кэмерон, штат Техас» (PDF) . faa.gov . Управление коммерческого космического транспорта ФАУ . п. 12. Архивировано (PDF) из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 17 сентября 2021 г.
Ожидается, что Super Heavy будет оснащен до 37 двигателями Raptor, а Starship будет использовать до шести двигателей Raptor. Двигатель Raptor работает на жидком кислороде (LOX) и жидком метане (LCH4) в массовом соотношении 3,6:1 соответственно.
- ^ Sierra Engineering & Software, Inc. (18 июня 2019 г.). «Расчеты выхлопных газов для ракеты-носителя SpaceX Raptor» (PDF) . п. 1. Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2021 г. Проверено 17 сентября 2021 г.
Рассматриваемый двигатель использует замкнутый цикл мощности с соплом камеры сгорания с регенеративным охлаждением 34,34:1.
- ^ Додд, Тим (7 августа 2021 г.). " "Тур по звездной базе с Илоном Маском [ЧАСТЬ 2]" " . Каждый день космонавт . 4 минуты. Ютуб. Архивировано из оригинала 17 февраля 2024 года . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Бергин, Крис (23 января 2022 г.). «Испытания Raptor 2 на полной мощности на испытательных стендах SpaceX McGregor» . NASASpaceFlight.com . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Додд, Тим (14 июля 2022 г.). «Raptor 1 VS Raptor 2: Что нового // Что отличается» . Каждый день космонавт . Ютуб. Архивировано из оригинала 15 июля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «Звездный корабль: официальная страница звездолета SpaceX» . SpaceX. Архивировано из оригинала 22 мая 2020 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маск, Илон [@elonmusk] (9 сентября 2019 г.). «Вакуумная скорость Raptor на уровне моря составляет ~350 секунд, но ~380 секунд с более крупным соплом, оптимизированным для вакуума» ( твит ). Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 года — через Twitter .
- ^ Перейти обратно: а б Маск, Илон (17 сентября 2018 г.). «Первая лунная миссия BFR» . Ютуб . Событие происходит в 45:30. Архивировано из оригинала 11 февраля 2020 года . Проверено 19 сентября 2018 г.
И это двигатель Raptor, который будет приводить в действие BFR и корабль, и ракету-носитель, это один и тот же двигатель. И это двигатель с тягой примерно 200 тонн, рассчитанный на давление в камере примерно 300 бар или 300 атмосфер. А если у вас он с высоким коэффициентом расширения, он потенциально может иметь удельный импульс 380.
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (18 августа 2020 г.). «Максимальная продемонстрированная тяга Raptor составляет ~225 тонн, а минимальная — ~90 тонн, так что на самом деле они очень похожи. И «Мерлин», и «Раптор» могут дросселировать намного меньше, если усложнить конструкцию» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ При тяге 2,23 МН и удельном импульсе 350 с.
- ^ Перейти обратно: а б 78% O 2 , 22% CH 4 Соотношение смеси
- ^ «Звездный корабль | SpaceX» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2019 года . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ Маск, Илон (29 сентября 2017 г.). «Сделаем жизнь мультипланетной» . youtube.com . SpaceX. Архивировано из оригинала 18 марта 2021 года . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ «Руководство пользователя Starship, версия 1.0, март 2020 г.» (PDF) . SpaceX/файлы . СпейсИкс . Март 2020 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2020 г. . Проверено 18 мая 2020 г.
Система Starship SpaceX представляет собой полностью многоразовую транспортную систему, предназначенную для обслуживания околоземной орбиты, а также миссий на Луну и Марс. Это двухступенчатое транспортное средство, состоящее из сверхтяжелой ракеты (ракета-носитель) и звездолета (космический корабль).
- ^ Перейти обратно: а б с Леоне, Дэн (25 октября 2013 г.). «SpaceX может начать испытания двигателя на метане в Стеннисе в следующем году» . Космические новости . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года . Проверено 26 октября 2013 г.
- ^ Нефф, Уильям; Штекельберг, Аарон; Давенпорт, Кристиан (9 января 2023 г.). «Ракеты NASA и SpaceX планируют отправить на Луну» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Додд, Тим (25 мая 2019 г.). «Является ли двигатель Raptor от SpaceX королем ракетных двигателей?» . Каждый день космонавт . Ютуб. Архивировано из оригинала 22 мая 2023 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Фауст, Джефф (15 октября 2017 г.). «Маск предлагает больше технических подробностей о системе BFR» . Космические новости . Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 15 октября 2017 г.
[первоначальные летные испытания будут проводиться с] полномасштабным кораблем, выполняющим короткие прыжки на высоту в несколько сотен километров и поперечное расстояние ... довольно легко для корабля, поскольку не требуется теплозащитный экран, мы можем иметь большое количество резервного топлива и им не нужны двигатели Raptor с большой площадью и дальним космосом. ... «Тяга двигателя упала примерно пропорционально уменьшению массы транспортного средства после первого выступления IAC», — написал Маск, когда его спросили об этом уменьшении тяги. Снижение тяги также позволяет использовать несколько двигателей, что дает машине возможность приземлиться без двигателя. ... Маск с оптимизмом смотрел на масштабирование двигателя Raptor от его нынешней экспериментальной модели до полномасштабной. «Масштабирование тяги — это самая простая часть. Очень просто масштабировать Dev Raptor до 170 тонн», — написал он. «Конструкция летного двигателя намного легче и плотнее, и в ней особое внимание уделяется надежности». Он добавил, что цель состоит в том, чтобы достичь «уровня безопасности пассажирских авиакомпаний» с помощью двигателя, необходимого, если транспортное средство должно обслуживать рынки прямых перевозок.
- ^ Шотвелл, Гвинн (17 марта 2015 г.). «Заявление Гвинн Шотвелл, президента и главного операционного директора Space Exploration Technologies Corp. (SpaceX)» (PDF) . Свидетельства Конгресса . Палата представителей США, Комитет по вооруженным силам, Подкомитет по стратегическим силам. стр. 14–15. Архивировано (PDF) из оригинала 28 января 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
SpaceX уже начала самофинансируемую разработку и тестирование двигателя Raptor следующего поколения. ...Разработка Raptor... не потребует внешних средств на разработку, связанных с этим двигателем.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Беллускио, Алехандро Г. (3 октября 2016 г.). «ITS Propulsion – эволюция двигателя SpaceX Raptor» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 3 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тодд, Дэвид (22 ноября 2012 г.). «Ракета SpaceX на Марс будет работать на метане» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 5 декабря 2012 г.
Маск сказал, что Lox и метан будут предпочтительным топливом для миссии SpaceX на Марс, которая уже давно является его заявленной целью. Первоначальная работа SpaceX будет заключаться в создании ракеты на Lox/метане для будущей верхней ступени под кодовым названием Raptor. Конструкция этого двигателя будет отличаться от газогенераторной системы «открытого цикла», которую использует текущая серия двигателей Merlin 1. Вместо этого в новом ракетном двигателе будет использоваться гораздо более эффективный цикл «ступенчатого сгорания», который используется во многих российских ракетных двигателях.
- ^ Нарди, Том (13 февраля 2019 г.). «Невозможная» технология, лежащая в основе нового двигателя SpaceX» . Хакадей . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Беллускио, Алехандро Г. (7 марта 2014 г.). «SpaceX продвигает ракету на Марс с помощью энергии Raptor» . NASAspaceflight.com . Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 7 марта 2014 г.
- ^ «Главные двигатели космического корабля» . НАСА. Архивировано из оригинала 10 декабря 2015 года . Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ Ральф, Эрик (27 августа 2019 г.). «SpaceX завершает последний полет Starhopper с двигателем Raptor, пока Илон Маск говорит о «привередливых» воспламенителях» . Тесларати . Архивировано из оригинала 2 декабря 2019 года . Проверено 27 августа 2019 г.
Raptor использует эти свечи зажигания для воспламенения источников зажигания, [формируя] полноценные паяльные лампы... — вероятно, миниатюрные ракетные двигатели, использующие то же топливо из метана и кислорода, что и Raptor — затем зажигают метановые и кислородные предварительные горелки двигателя, прежде чем окончательно зажечь те смешанные, газы под высоким давлением в камере сгорания.
- ^ Парк, Кучжон; О, Сукил; Юн, Ёнбин; Чхве, Чон Ёль (май 2019 г.). «Характеристики газоцентрированного вихрево-коаксиального инжектора с жидкостным возбуждением потока» . Журнал движения и мощности . 35 (3): 624–631. дои : 10.2514/1.B36647 . ISSN 0748-4658 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ Додд, Тим (9 июля 2022 г.). «Илон Маск объясняет двигатель Raptor от SpaceX!» . Каждый день космонавт . Ютуб. Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Илон Маск, Майк Суффрадини (7 июля 2015 г.). Илон Маск комментирует взрыв Falcon 9 – огромный удар для SpaceX (видео). Событие происходит в 39:25–40:45. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Фернхольц, Тим (29 февраля 2016 г.). «Супер-холодная причина, по которой SpaceX продолжает отменять запуски» . Кварц . Архивировано из оригинала 22 мая 2023 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Додд, Тим (9 июля 2022 г.). «Илон Маск объясняет двигатель Raptor от SpaceX!» . Каждый день космонавт . Ютуб. Архивировано из оригинала 14 февраля 2023 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Урбан, Тим (16 августа 2015 г.). «Как (и почему) SpaceX колонизирует Марс — страница 4 из 5» . Подождите, но почему . Архивировано из оригинала 17 августа 2015 года . Проверено 16 февраля 2024 г.
Маск: « Важнейшими элементами решения являются возможность повторного использования ракеты и дешевое топливо (CH 4 и O 2 при соотношении O/F ~3,8). И, конечно же, производство возвращаемого топлива на Марсе, которое имеет удобный CO. 2 атмосферы и много H 2 O, замороженного в почве » .
- ^ Джонс, Эндрю (19 января 2023 г.). «Китайские стартапы проводят огневые испытания мини-версии космического корабля SpaceX» . Космические новости . Архивировано из оригинала 23 февраля 2024 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Зафар, Рамиш (23 марта 2021 г.). «Поставщик 3D-систем производства SpaceX для двигателя Raptor станет публичным в рамках сделки SPAC» . Wccftech . Архивировано из оригинала 5 ноября 2022 года . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ « Детали двигателя SpaceX Casting Raptor из сплавов суперстали, февраль 2019 г.» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ «Долгосрочные планы SpaceX по созданию транспортных средств» . HobbySpace.com. 7 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г. . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ «Примечания: Space Access'11: четверг. – Послеобеденное заседание – Часть 2: SpaceX» . Новости РЛВ и космического транспорта . 7 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 8 апреля 2011 г.
- ^ «Двигатель SpaceX Raptor LH2/LOX» . Новости РЛВ и космического транспорта . 8 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2011 года . Проверено 9 августа 2011 г.
- ^ Розенберг, Зак (15 октября 2012 г.). «SpaceX ставит перед собой большие цели, выпустив новую огромную ракету» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 17 октября 2012 г.
- ^ Тодд, Дэвид (20 ноября 2012 г.). «Маск выступает за многоразовые ракеты, работающие на метане, как шаг к колонизации Марса» . FlightGlobal Гипербола . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
«Мы собираемся заняться метаном». Маск объявил, описывая свои будущие планы по многоразовым ракетам-носителям, в том числе предназначенным для доставки астронавтов на Марс в течение 15 лет: «Энергетическая стоимость метана самая низкая, и он имеет небольшое преимущество I sp (удельный импульс) над керосином», — сказал Маск. Маск добавил: «И у него нет такой боли в заднице, как у водорода».
- ^ Графические процессоры на Марс: полномасштабное моделирование марсианского ракетного двигателя SpaceX . Ютуб . 5 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ ммуни (8 ноября 2015 г.). «Использование ресурсов на месте – атмосфера Марса/химическая переработка газов» . НАСА СБИР/СТТР . НАСА. Архивировано из оригинала 18 июня 2016 года . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Фауст, Джефф (27 сентября 2016 г.). «Планы SpaceX на Марс предусматривают создание массивной многоразовой ракеты с 42 двигателями» . Космические новости . Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
Маск заявил, что, возможно, первый космический корабль будет готов к испытаниям через четыре года... «Мы намеренно неточны в отношении сроков», — сказал он. «Мы постараемся добиться как можно большего прогресса при очень ограниченном бюджете».
- ^ Фауст, Джефф (15 октября 2017 г.). «Маск предлагает больше технических подробностей о системе BFR» . Космические новости . Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Тодд, Дэвид (20 ноября 2012 г.). «Маск выступает за многоразовые ракеты, работающие на метане, как шаг к колонизации Марса» . FlightGlobal Гипербола . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
Новый двигатель верхней ступени Raptor, вероятно, будет лишь первым двигателем в серии лох-метановых двигателей.
- ^ Гвинн Шотвелл (21 марта 2014 г.). Трансляция 2212: Специальный выпуск, интервью с Гвинн Шотвелл (аудиофайл). Космическое шоу. Событие происходит в 21:25–22:10. 2212. Архивировано из оригинала (mp3) 22 марта 2014 года . Проверено 22 марта 2014 г.
наше внимание сосредоточено на полном размере Raptor
- ^ Перейти обратно: а б с д «Контракты: ВВС» . Министерство обороны США (Пресс-релиз). 13 января 2016 года. Архивировано из оригинала 15 января 2016 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грусс, Майк (13 января 2016 г.). «Orbital ATK и SpaceX выиграли контракты на двигательную установку для ВВС» . Космические новости . Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ «Речь Илона Маска: Становление многопланетного вида» . Ютуб . 29 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2018 года. 68-е ежегодное собрание Международного астронавтического конгресса в Аделаиде, Австралия.
- ^ Перейти обратно: а б Бергер, Эрик (8 апреля 2024 г.). «Илон Маск только что произнес очередную речь на Марсе; на этот раз видение кажется осязаемым» . Арс Техника . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фауст, Джефф (6 апреля 2024 г.). «Маск излагает планы по увеличению скорости и производительности запусков Starship» . Космические новости . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Презентация Илона Маска SpaceX лишила аудиторию дара речи . СпейсИкс . 4 апреля 2024 г. Проверено 16 апреля 2024 г. - через YouTube .
- ^ Перейти обратно: а б «Партнерство NASA и SpaceX в испытаниях укрепляется» (PDF) . Ланьяпп, Космический центр Джона К. Стенниса . НАСА. Сентябрь 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 31 декабря 2015 г. Проверено 10 января 2016 г.
этот проект является исключительно частной разработкой для коммерческого использования.
- ^ Мессье, Дуг (23 октября 2013 г.). «SpaceX проведет испытания двигателя Raptor в Миссисипи» . Параболическая дуга . Архивировано из оригинала 24 октября 2013 года . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Бергер, Эрик (10 августа 2016 г.). «SpaceX отправила свой марсианский двигатель в Техас для испытаний» . Арс Техника. Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (18 августа 2020 г.). «SN40 скоро пройдет испытания и имеет несколько модернизаций двигателя с давлением более 330 бар. Для справки: на Raptor при давлении 330 бар создается ~225 тонн (полмиллиона фунтов) силы» ( твит ) – через Twitter .
- ^ «SpaceX Casting Детали двигателя Raptor из сплавов суперстали | NextBigFuture.com» . 18 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гейнор, Филипп (9 августа 2018 г.). «Эволюция большой ракеты Falcon» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2018 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Чанг, Кеннет (9 февраля 2023 г.). «SpaceX тестирует 31 двигатель самой мощной ракеты в истории» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ @SpaceX (25 августа 2023 г.). «Статический огонь Super Heavy Booster 9 успешно зажег все 33 двигателя Raptor, причем все, кроме двух, работали в течение всего времени. Поздравляем команду SpaceX с этой важной вехой!» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ «Летные испытания звездолета» . СпейсИкс . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Полный повтор: SpaceX запускает второе летное испытание космического корабля , 18 ноября 2023 г., заархивировано из оригинала 22 ноября 2023 г. , получено 30 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «-SpaceX-Запуски» . 21 ноября 2023 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 г. Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ТРЕТЬЕ ПОЛЕТНОЕ ИСПЫТАНИЕ ЗВЕЗДНОГО КОРАБЛЯ» . SpaceX.com . 14 марта 2024 г. Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Майк Уолл (27 сентября 2016 г.). «Илон Маск из SpaceX представляет межпланетный космический корабль для колонизации Марса» . Space.com . Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Маск, Илон (27 сентября 2016 г.). «Объявление SpaceX IAC 2016» (PDF) . Презентация о Марсе . SpaceX. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2016 года . Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ Уолл, Майк (29 сентября 2017 г.). «Илон Маск хочет, чтобы к 2024 году гигантский космический корабль SpaceX доставил людей на Марс» . Space.com . Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Маск, Илон (19 июля 2017 г.). Илон Маск, конференция по исследованиям и разработкам МКС (видео). Конференция по исследованиям и разработкам МКС, Вашингтон, США. Событие происходит в 49:48–51:35. Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Проверено 21 сентября 2017 г.
обновленная версия архитектуры Марса: Потому что со времени последнего разговора она сильно изменилась. ... Главное, что я понял, это как за это платить? Если мы уменьшим размеры марсианского корабля, сделаем его способным выполнять деятельность на околоземной орбите так же, как и на Марсе, возможно, мы сможем заплатить за него, используя его для деятельности на околоземной орбите. Это один из ключевых элементов новой архитектуры. Он похож на тот, что был показан на МАК, но немного меньше. Все еще большой, но у этого есть шанс стать реальным на экономическом фронте.
- ^ Фауст, Джефф (29 сентября 2017 г.). «Маск представляет обновленную версию гигантской межпланетной системы запуска» . Космические новости . Архивировано из оригинала 8 октября 2017 года . Проверено 1 октября 2017 г.
- ^ О'Каллаган, Джонатан (31 июля 2019 г.). «Дикая физика пожирающей метан суперракеты Илона Маска» . Проводной . Архивировано из оригинала 22 февраля 2021 года . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ «SpaceX, Orbital ATK + Blue Origin подписала контракт с SMC на прототипы двигательных установок» . Сатньюс Дейли . 13 января 2016 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 г. Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ «Контракты: ВВС» . Пресс-релиз Министерства обороны США по контрактам . 19 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2018 года . Проверено 6 февраля 2018 г. .
Корпорация Space Exploration Technologies, Хоторн, Калифорния, получила модификацию стоимостью 40 766 512 долларов США (P00007) на разработку прототипа ракетной двигательной установки Raptor для программы Evolved Expendable Launch Vehicle. Работы будут выполняться в Космическом центре НАСА Стеннис, штат Миссисипи; Хоторн, Калифорния; МакГрегор, Техас; и база ВВС Лос-Анджелес, Калифорния; Ожидается, что оно будет завершено к 30 апреля 2018 года. На момент присуждения контракта будут выделены средства на исследования, разработки, испытания и оценку в 2017 финансовом году в размере 40 766 512 долларов США. Подрядной деятельностью является Дирекция предприятий систем запуска, Центр космических и ракетных систем, авиабаза Лос-Анджелес, Калифорния (FA8811-16-9-0001).
- ^ «Илон Маск говорит, что следующим предприятием SpaceX в Техасе станет завод по производству ракетных двигателей недалеко от Уэйко» . Далласские утренние новости . 10 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (10 июля 2021 г.). «Скоро мы начинаем строительство второго завода Raptor на испытательном полигоне SpaceX в Техасе. Он будет сосредоточен на серийном производстве Raptor 2, а калифорнийский завод будет производить Raptor Vacuum и новые экспериментальные конструкции» ( твит ). Архивировано из оригинала 10 июля 2021 года — через Twitter .
- ^ «SpaceX – Звездолет» . СпейсИкс . Архивировано из оригинала 22 мая 2020 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
Starship — полностью многоразовый космический корабль и вторая ступень системы Starship.
- ^ Перейти обратно: а б @SpaceX (25 сентября 2020 г.). «Завершен полноценный испытательный запуск двигателя Raptor Vacuum на предприятии по разработке ракет SpaceX в МакГрегоре, штат Техас» ( твит ). Архивировано из оригинала 18 ноября 2020 года — через Twitter .
- ^ «Корабль 20 готовится к статическому огню – поднимается новый завод Raptor 2» . NASASpaceFlight.com . 11 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Муни, Джастин; Бергин, Крис (11 февраля 2022 г.). «Маск описывает прогресс звездолета на пути к созданию самодостаточного марсианского города» . НАСАКосмический полет . Архивировано из оригинала 10 марта 2022 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ Обновление звездолета , 10 февраля 2022 г., заархивировано из оригинала 11 февраля 2022 г. , получено 12 февраля 2022 г.
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (18 декабря 2021 г.). «Каждый двигатель Raptor 1, указанный выше, производит 185 метрических тонн силы. Raptor 2 только начал производство и будет развивать 230+ тонн или более полумиллиона фунтов силы» ( Твит ) . Проверено 20 ноября 2022 г. - через Twitter .
- ^ Перейти обратно: а б с Исааксон, Уолтер (12 сентября 2023 г.). Илон Маск . Саймон и Шустер. стр. 389–392. ISBN 978-1-9821-8128-4 .
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (23 июня 2024 г.). «Мы могли бы построить гораздо больше, но следующая версия Raptor действительно предназначена для масштабирования производства. Мы начнем тестировать его в МакГрегоре примерно через неделю» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ Маск, Илон [@elonmusk] (3 августа 2024 г.). «Raptor 3, SN1» ( Твит ) — через Twitter .
- ^ Перейти обратно: а б Илон Маск, Тим Додд (5 июня 2024 г.). Первый взгляд на Звездную фабрику SpaceX с Илоном Маском (видео). Событие происходит в 41:50–42:18 . Проверено 24 июня 2024 г.
{{cite AV media}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ «Надеюсь, тяга будет выше. Долгосрочная цель — 330 тс» . 6 апреля 2024 г.
- ^ «Мерлин 1С» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 11 апреля 2011 года . Проверено 2 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мюллер, Томас (8 июня 2015 г.). «Можно ли поверить в то, что тяговооруженность Merlin 1D компании SpaceX составляет 150+?» . Проверено 9 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Страница продукта SpaceX Falcon 9» . Архивировано из оригинала 15 июля 2013 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ Ферстер, Уоррен (17 сентября 2014 г.). «ULA инвестирует в двигатель Blue Origin в качестве замены РД-180» . Космические новости . Архивировано из оригинала 18 сентября 2014 года . Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ «РД-171б» . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «РД-171М» . НПО Энергомаш . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «РД-180» . НПО Энергомаш . Архивировано из оригинала 4 декабря 2015 года . Проверено 30 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «РД-191» . НПО Энергомаш . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «НК-33» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ «ССМЕ» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Энциклопедия астронавтики: ССМЭ» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Энциклопедия астронавтики: РС-68» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Ф-1» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 2 ноября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Испытание двигателя SpaceX Raptor 25 сентября 2016 г. , SciNews , видео, сентябрь 2016 г.
- Графические процессоры на Марс: полномасштабное моделирование марсианского ракетного двигателя SpaceX , Адам Лихтл и Стивен Джонс, Конференция по технологиям графических процессоров , весна 2015 г.
- неофициальная инфографика журнала двигателя Raptor