РД-120
Страна происхождения | СССР / Россия |
---|---|
Дизайнер | NPO Energomash , V.K.Chvanov, V.P. Radovsky |
Производитель | Южмаш |
Приложение | Верхняя ступень |
Статус | Оперативный |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОКС / РП-1 |
Цикл | Поэтапный цикл сгорания |
Производительность | |
Тяга, вакуум | Стандарт: 834 кН (187 000 фунтов силы ) Модернизированное: 912 кН (205 000 фунтов силы ) |
Соотношение тяги к весу | Стандарт: 75,55 [ примечание 1 ] Обновлено: 82,66 [ примечание 2 ] |
в камере Давление | Стандарт: 162,8 бар (16,28 МПа) Повышенное: 178,1 бар (17,81 МПа). |
Удельный импульс , вакуум | 350 с (3,4 км/с) |
Время горения | 315 секунд |
Размеры | |
Длина | 3,87 м (12,7 футов) |
Диаметр | 1,95 м (6,4 фута) |
Сухая масса | 1125 кг (2480 фунтов) |
Используется в | |
Зенит-2 , Зенит-3СЛ | |
Ссылки | |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] |
РД -120 ( ГРАУ Индекс 11Д123 ) — жидкостный верхней ступени ракетный двигатель , сжигающий РГ-1 (рафинированный керосин ) и LOX в ступенчатом цикле сгорания с высоким содержанием окислителя и соотношением O/F 2,6. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Используется во второй ступени «Зенит» . ракет-носителей семейства [ 1 ] Он имеет единственную фиксированную камеру сгорания и поэтому на «Зените» работает в паре с РД-8 нониусным двигателем . Двигатель разрабатывался с 1976 по 1985 год в НПО «Энергомаш» под руководством В.П. Радовского. [ 3 ] Его производит, в том числе, Южмаш в Украине . [ 5 ]
Его не следует путать с РД-0120 , который представляет собой снятый с производства LOX/водородный ракетный двигатель, который использовался в советской системе запуска «Энергия» .
История
[ редактировать ]Во время первоначальной разработки по программе «Буран» ракеты-носителя 11Д77 — ракеты-носителя, позже известной как «Зенит » — КБХА поручили разработку двигателя второй ступени, как это было сделано для кораблей «Протон» и «Союз» . Но учитывая трудности НПО Энергомаш при разработке РД-123 (который впоследствии будет известен как РД-170 ), разработку водородно-кислородного маршевого двигателя они передали КБХА. Этим проектом, аналогом ССМЭ , стал проект РД-130 в НПО Энергомаш. Но когда КБХА взялось за разработку, назвало ее РД -0 120 , имя, которое всегда является источником путаницы с двигателем настоящей статьи. В обмен на трудную разработку криогенного ракетного двигателя «Энергомаш» взял на себя ответственность за разработку двигателя второй ступени 11Д77, который в конечном итоге будет известен как РД -120 . [ 6 ] Тот факт, что РД-120 и РД-0120 имели такую переплетенную концепцию, в рамках одной программы и со сменой конструкторских бюро, не помогает избежать путаницы.
16 марта 1976 года правительство приняло постановление о разработке «Зенита» РД-171 и РД-120. [ 7 ] К апрелю 1976 года «Южное» передало НПО «Энергомаш» окончательные требования к двигательной установке первой и второй ступеней 11Д77. Одним из желательных эффектов объединения силовой установки первой и второй ступеней в одном конструкторе было то, что они могли извлечь уроки из ступенчатых двигателей внутреннего сгорания на меньшем и простом двигателе верхней ступени, а затем применить их к более крупной и инновационной первой ступени. РД-170. НПО «Энергомаш» уже работало над прототипом керосин-кислородного двигателя внутреннего сгорания в этом диапазоне на базе гиперголического двигателя РД-268 , который уже находился в серийном производстве на «Южмаше» . [ 8 ] [ 9 ] В феврале 1977 года эскизный проект РД-120 был закончен. [ 7 ] А 31 января 1979 года было проведено первое огневое испытание РД-120. [ 7 ]
Дебют РД-120 выдался сложным: вторая ступень вышла из строя в первом (13 апреля 1985 г.), втором (21 июня 1985 г.) и четвертом (28 декабря 1985 г.) полетах. Хотя только первый сбой можно было отнести на счет РД-120 — в регуляторе расхода топлива произошла утечка, и в ступени закончилось топливо еще до выхода на орбиту — первоначальные результаты программы были весьма тревожными. В конце концов он доказал свою эффективность, и к декабрю 1987 года РД-120 (и «Зенит») были приняты на вооружение. [ 7 ] Но в годы распада СССР вторая ступень отказала дважды подряд — 30 августа 1991 г. и 5 февраля 1992 г. У «Зенита» были и другие отказы второй ступени, но только первую из них когда-либо приписывали непосредственно РД-120. сам. [ 10 ]
В 1990 году за создание РД-120 начальник двигательного отдела, ведущий конструктор НПО Энергомаш В.К.Чванов был удостоен Государственной премии. [ 7 ]
В октябре 1992 года Pratt & Whitney подписала соглашение с НПО «Энергомаш» о продаже и представлении своей линейки двигателей в США. [ 11 ] В первоначальной версии программы X-34 , в рамках которой через государственно-частное объединение пытались разработать многоразовую ракету-носитель для небольших полезных нагрузок, РД-120 серьезно рассматривался в качестве 747 первой ступени воздушного запуска Боинга . РД-120 предлагал лучшую цену и производительность и был предпочтительным выбором компании Orbital Sciences . [ 11 ] Фактически, 11 октября 1995 года РД-120 был запущен по территории США и, таким образом, стал первым российским ракетным двигателем, находящимся в производстве, который был запущен на американской земле. [ 12 ] Эта версия двигателя в основном будет отличаться от «Зенита» добавлением карданного подвеса, который позволит использовать TVC . Эта версия будет известна как РД-120М . [ 12 ] Второй частный партнер программы X-34, компания Rockwell International , хотела использовать собственный двигатель RS-27 . А учитывая ограниченный график и бюджет программы, выбор двигателя не удалось решить, и программа была отменена и повторно реализована как чистая исследовательская программа НАСА, которой позже был известен X-34. [ 11 ]
Также в течение 1990-х годов китайцы приобрели две или три модели РД-120 и, возможно, некоторую документацию. [ 13 ] [ 14 ] Это позволило им запустить свою местную программу керосиновых двигателей внутреннего сгорания YF-100 и YF-115 . [ 14 ]
РД-120 имел значительные запасы прочности, что позволило в период с 2001 по 2003 год разработать модернизированную «модернизированную» или «форсированную» версию двигателя для « Морского старта» , которая увеличила тягу на 10% до 912 кН (205 000 фунтов силы). [ 9 ] Он также включал в себя множество усовершенствований, которые позволили увеличить давление в камере и тягу без дополнительного увеличения веса. [ 1 ] Он по-прежнему имеет дополнительный запас в 5%, продлил расчетный ресурс до 4260 секунд, количество воспламенений до 19 и позволяет рассматривать его как основу для многоразовой ракеты, двигатель по-прежнему не способен к повторному запуску в полете. После программы, в которой использовались 4 испытательных двигателя и было проведено 28 огневых испытаний с суммарным временем работы 8135 секунд, двигатель был допущен к полету. [ 9 ] Испытания начались в марте 2004 года, а свой дебютный полет он совершил 15 февраля 2006 года, во время которого он успешно облетел орбиту EchoStar X. [ 15 ] [ 16 ]
Версии
[ редактировать ]У этого двигателя было две действующие версии и несколько предложенных вариаций:
- РД-120 ( ГРАУ Индекс 11Д123 ): исходная версия, разработанная для второй ступени «Зенита-2» . [ 1 ] Основная особенность заключается в том, что здесь используется вертикальный турбонасос, поскольку топливный бак представляет собой тор, а двигатель должен помещаться в центральное отверстие. [ 3 ] [ 17 ]
- РД-120 (увеличенной тяги) ( ГРАУ Индекс 11Д123 ): вариант с увеличенной тягой, разработанный для второй ступени Зенит-3СЛ . [ 1 ] [ 2 ] Некоторые авторы идентифицировали его как РД-120М ( Индекс ГРАУ 11Д123М).
- РД-120К : Проект неизвестного проекта первой очереди. Была уменьшена площадь расширения, а расположение подсистемы было сделано для уменьшения общей длины. [ 3 ] Он был достаточно проработан, чтобы провести некоторые испытания на огнестойкость. [ 1 ] [ 2 ] [ 18 ]
- РД-120М : версия, предложенная для программы X-34 . К нему было добавлено подвесное крепление, и он прошел испытания в США. [ 11 ] [ 12 ]
- РД-120У : Версия, предлагаемая для УМО-22. [ 19 ]
- РД-146 [ 20 ]
- РД-182 : метане / LOX версия РД-120К на . Предлагается для проекта ракеты-носителя «Рикша» для Ракетного конструкторского бюро Макеева . [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
- РД-182М : работающая на сжиженном природном газе / LOX версия РД-182, . Предлагается для проекта ракеты-носителя «Воздушный старт». [ 24 ]
- РД-870 : украинская версия РД-120К с камерой сгорания российского производства, замененной на модифицированные двигатели РД-263 из имеющихся в наличии, разрабатываемые КБ "Южное" для использования в первой ступени ракеты-носителя " Циклон-4М ". [ 25 ]
Имя | РД-120 | РД-120 (увеличенная тяга) |
РД-120К | РД-870 |
---|---|---|---|---|
АКА | 11Д123 | 11Д123 11Д123М? |
||
Годы развития | 1976–1985 | 2001–2003 | 1986– | 2016– |
Тип двигателя | ступени сгорания, обогащенный окислителем верхней ступени Жидкостный ракетный двигатель | |||
Порох | RG-1 / LOX (O/F 2.6) | |||
Давление в камере | 16,28 МПа (2361 фунт на квадратный дюйм) | 17,81 МПа (2583 фунта на квадратный дюйм) | 17,63 МПа (2557 фунтов на квадратный дюйм) | 16 МПа (160 кгс/см 2 ) |
Тяга (Вак) | 833,6 кН (187 400 фунтов силы) | 912 кН (205 000 фунтов силы) | 853,2 кН (191 800 фунтов силы) | 867,5 кН (88,46 тс) |
Тяга (SL) | Н/Д | Н/Д | 784,5 кН (176 400 фунтов силы) | 781 кН (79,6 тс) |
Интернет-провайдер (Вакцина) | 350 с (3,4 км/с) | 350 с (3,4 км/с) | 330 с (3,2 км/с) | 332 с (3,26 км/с) |
Интернет-провайдер (SL) | Н/Д | Н/Д | 304,4 с (2,985 км/с) | 298 с (2,92 км/с) |
Дроссель | 70–110% | 70–110% | 50–105% | 98.5–101.5% |
Расширение сопла | 114.5 | 114.5 | 49.6 | Н/Д |
Время горения | 290 секунд | 290 секунд | 305 секунд | 200 секунд |
Ресурс двигателя | 2200 секунд | 2200 секунд | 2200 секунд | Н/Д |
Длина | 3872 мм (152,4 дюйма) | 3872 мм (152,4 дюйма) | 2435 мм (95,9 дюйма) | 2746 мм (108,1 дюйма) |
Диаметр | 1954 мм (76,9 дюйма) | 1954 мм (76,9 дюйма) | 1400 мм (55 дюймов) | 1436 мм (56,5 дюйма) |
Масса | 1125 кг (2480 фунтов) | 1125 кг (2480 фунтов) | 1080 кг (2380 фунтов) | 1280 кг (2820 фунтов) |
Используется на | Зенит-2 Вторая ступень | Зенит-3SL Вторая ступень | Проект | Циклон-4М Первая ступень |
Первый запуск | 1985-04-13 | 1999-03-28 | Н/Д | Н/Д |
Статус | В производстве | В производстве | Проект | Проект |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 25 ] |
Технологические производные
[ редактировать ]
Если не считать прямых вариаций РД-120, этот очень влиятельный двигатель лег в основу многих двигателей, имеющих модификации в четырех странах. Украинские китайские РД-801 и РД-810 , SCE YF-100 и YF-115 , а также индийские -200 можно проследить непосредственно от РД-120. Советско-российское РД-170 семейство двигателей было разработано с учетом уроков, извлеченных из проекта РД-120.
Семейство РД-170
[ редактировать ]как первое практическое применение ступенчатого сгорания богатого окислителем топлива с керосином Как указано в разделе «История», РД-120 был использован в НПО «Энергомаш» , прежде чем заняться РД-170 . Таким образом, хотя это более позднее семейство двигателей имеет более агрессивные характеристики, а первоначальный проект (РД-123) предшествует РД-120, это действительно была первая настоящая конструкция серии. [ 8 ]
РД-801 и РД-810
[ редактировать ]Хотя опыт эксплуатации «Южного» в основном основывался на гиперголических двигателях, таких как РД-855 или РД-861 , они считались слишком токсичными для современных экологических стандартов. [ 4 ] [ 26 ] Если по-прежнему предлагают разрабатывать гиперголическую двигательную установку, как в случае с РД-843 для « Веги » ступени АВУМ или проекта «Циклон-4» , то для семейства ракет-носителей «Маяк» было решено использовать более экологически чистый LOX и керосиновое топливо. [ 27 ]
«Южное» не только освоило наиболее сложный цикл производства топлива ( ступенчатый цикл сгорания с обогащенным окислителем ) с помощью РД-8 , но и тесно сотрудничало с НПО «Энергомаш» во время программы РД-120. Производство осуществляется на дочерней компании " Южмаш" в Украине , а проект по увеличению тяги РД-120 в 2001-2003 годах был совместным проектом трех компаний. [ 27 ]
На основе этого опыта было предложено семейство производных двигателей. РД -805 и РД-809 в основном являются модификациями РД-8, но РД-801 и РД-810 можно считать истинными потомками РД-120. члены семейства [ 27 ] Одной из характеристик этого семейства является ограничение на поддержание температуры на выходе предварительной горелки ниже 500 ° C (932 ° F). [ 27 ]
СЦЭ-200
[ редактировать ]2 июня 2005 года Индия и Украина подписали Рамочное соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях , которое вступит в силу 15 февраля 2006 года. [ 28 ] Согласно официальному пресс-релизу Министерства экономического развития и торговли Украины от 26 марта 2013 года, разработка ракетного двигателя для индийских ракет-носителей начата в 2006 году в рамках совместного индийско-украинского проекта "Жасмин". [ 29 ] [ 30 ]
Чертежи двигателя, предположительно переданные Украиной Индии, идентифицированы как РД-810. [ 31 ] Поскольку передача исключала методы и программное обеспечение инженерного анализа, индийцам фактически пришлось разработать большинство технологий и инженерных моделей для производства и сертификации двигателя. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Учитывая практически идентичные РД-810 характеристики, а также тот факт, что даже индийцы использовали в своих презентациях рендеры двигателя «Южного», можно считать, что на него как минимум сильно повлиял РД-120. [ 35 ]
ЯФ-100 и ЯФ-115
[ редактировать ]В течение 1990-х годов китайцы приобрели две-три модели РД-120 и, возможно, некоторую документацию. [ 13 ] [ 14 ] Это позволило им запустить свою местную программу керосиновых двигателей внутреннего сгорания YF-100 и YF-115 . [ 14 ]
Как и в случае с индусами и РД-810, передача физических двигателей и чертежей только помогает в разработке. Но разработка потребовала десяти лет исследований, требующих освоения 70 ключевых технологий, разработки 50 новых материалов и создания 61 комплекта двигателей с общим временем зажигания более 40 000 секунд к 2013 году. [ 36 ]
Сравнение производных
[ редактировать ]Имя | РД-120 | РД-120 (увеличенная тяга) |
РД-191 | ЯФ-100 | РД-801 | РД-810 | СЦЭ-200 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
АКА | 11Д123 | 11Д123 11Д123М? |
|||||
Страна происхождения | Советский Союз | Россия/ Украина | Россия | Китай | Украина | Украина | Индия |
Дизайнер | NPO Energomash | NPO Energomash/ Yuzhnoye | NPO Energomash | ААЛПТ | Yuzhnoye | ЛПСК | |
Годы развития | 1976–1985 | 2001–2003 | 1999–2011 | 2000–2015 | 2005– | 2005– | 2005– |
Тип двигателя | ступени сгорания, обогащенный окислителем верхней ступени Жидкостный ракетный двигатель | ||||||
Порох | RG-1 / LOX (O/F 2.6) | Керосин / LOX (O/F 2.6) | RG-1 / LOX (Н/Ф 2,65) | Изросен / LOX (O/F 2,65) | |||
Давление в камере | 16,28 МПа (2361 фунт на квадратный дюйм) | 17,81 МПа (2583 фунта на квадратный дюйм) | 25,75 МПа (3735 фунтов на квадратный дюйм) | 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм) | 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм) | 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм) | 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм) |
Тяга (Вак) | 833,6 кН (187 400 фунтов силы) | 912 кН (205 000 фунтов силы) | 2090 кН (470 000 фунтов силы) | 1340 кН (300 000 фунтов силы) | 1340 кН (300 000 фунтов силы) | 2105 кН (473000 фунтов силы) | 2030 кН (460 000 фунтов силы) |
Тяга (SL) | Н/Д | Н/Д | 1920 кН (430 000 фунтов силы) | 1200 кН (270 000 фунтов силы) | 1198 кН (269 000 фунтов силы) | 1876 кН (422000 фунтов силы) | 1820 кН (410 000 фунтов силы) |
Интернет-провайдер (Вакцина) | 350 с (3,4 км/с) | 350 с (3,4 км/с) | 337,5 с (3,310 км/с) | 335 с (3,29 км/с) | 336 с (3,30 км/с) | 335,5 с (3,290 км/с) | 335 с (3,29 км/с) |
Интернет-провайдер (SL) | Н/Д | Н/Д | 311,2 с (3,052 км/с) | 300 с (2,9 км/с) | 300,7 с (2,949 км/с) | 299 с (2,93 км/с) | 299 с (2,93 км/с) |
Дроссель | 70–110% | 70–110% | 27–105% | 65–100% | Н/Д | Н/Д | 65–105% |
Расширение сопла | 114.5 | 114.5 | 37 | 35 | Н/Д | Н/Д | Н/Д |
Время горения | 290 секунд | 290 секунд | 325 | 155 секунд | 200 секунд | Н/Д | Н/Д |
Длина | 3872 мм (152,4 дюйма) | 3872 мм (152,4 дюйма) | 3780 мм (149 дюймов) | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д |
Диаметр | 1954 мм (76,9 дюйма) | 1954 мм (76,9 дюйма) | 2100 мм (83 дюйма) | 1338 мм (52,7 дюйма) | Н/Д | Н/Д | Н/Д |
Масса | 1125 кг (2480 фунтов) | 1125 кг (2480 фунтов) | 2200 кг (4900 фунтов) | Н/Д | 1630 кг (3590 фунтов) | 2800 кг (6200 фунтов) | 2700 кг (6000 фунтов) |
Используется на | Зенит-2 Вторая ступень | Зенит-3SL Вторая ступень | Ангара | ЛМ-5 , ЛМ-6 и ЛМ-7 |
Mayak | Mayak | ВОЛК |
Первый запуск | 1985-04-13 | 1999-03-28 | 2014-07-09 | 2015-09-20 | Н/Д | Н/Д | Н/Д |
Статус | Ушедший на пенсию | В производстве | В производстве | В производстве | Проект | Проект | В разработке |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] |
См. также
[ редактировать ]- НПО Энергомаш – Конструктор двигателей.
- Южмаш – Производитель двигателей.
- Зенит - ракета-носитель, использовавшая РД-120 в качестве второй ступени.
- YF-100 — китайский двигатель, предположительно созданный на основе технологии РД-120. [ 37 ]
- РД-810 – украинский двигатель на основе технологии РД-120.
- SCE-200 - индийский двигатель предположительно на основе технологии РД-120. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «РД-120» . НПО Энергомаш. Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Перечень двигателей НПО Энергомаш» . НПО Энергомаш . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Энергомаш, научно-производственное объединение энергетического машиностроения имени академика В.П.Глушко, государственное предприятие [ State Enterprise Academician V.P. Glushko Energomash Research and Production Association of Power Engineering ] (PDF) . The Aerospace Thermal Technology Department of the Moscow Aviation Institute. 1998-10-16 . Retrieved 2015-08-06 .
- ^ Перейти обратно: а б с д "Двигатели 1944-2000: Аавиационные, Ракетные, Морские, Промышленные" [Aviadvigatel 19442-2000: Aviation, rocketry, naval and industry] (PDF) (in Russian). pp. 265–266 . Retrieved 2015-07-25 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Жидкостный ракетный двигатель РД-120» . Южмаш. Архивировано из оригинала 9 августа 2015 года.
- ^ Хендрикс, Барт; Вис, Берт (04 октября 2007 г.). Энергия-Буран: Советский космический шаттл (изд. Великобритания, 2007 г.). Спрингер. стр. 66–67. ISBN 978-0-387-69848-9 . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и "Вехи истории" (на русском языке). НПО Энергомаш. Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б Хендрикс, Барт; Вис, Берт (4 октября 2007 г.). Энергия-Буран: Советский космический шаттл (изд. Великобритания, 2007 г.). Спрингер. п. 79. ИСБН 978-0-387-69848-9 . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «История» . НПО Энергомаш. Архивировано из оригинала 18 ноября 2014 года.
- ^ Эд Кайл (25 августа 2014 г.). «Отчет о космическом запуске: Информационный листок Зенита» . Отчет о космическом запуске . Архивировано из оригинала 21 августа 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Политические истоки X-33. Часть VII: X-34» . Штаб-квартира НАСА. 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2014 г. Проверено 9 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Pratt & Whitney проводит первые в США испытательные пуски серийного российского ракетного двигателя» . Новостная лента по связям с общественностью. 11 октября 1995 г. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 9 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б УКРАИНА/РКТР/НСГ: ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ЗАПРАВОЧНЫЕ НАСОСЫ В КИТАЙ/КИТАЙСКАЯ РАЗРАБОТКА РД-120 (Отчет). Викиликс . 28 сентября 2007 г. Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Чан Чжэн-5 (Великий поход-5)» . Китайская оборона. Архивировано из оригинала 3 июля 2015 г. Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Хендрикс, Барт; Вис, Берт (4 октября 2007 г.). Энергия-Буран: Советский космический шаттл (изд. Великобритания, 2007 г.). Спрингер. п. 410. ИСБН 978-0-387-69848-9 . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Гюнтер Дирк Кребс (28 июня 2015 г.). «Зенит-3» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Зак, Анатолий (31 января 2013 г.). «Вторая ступень ракеты Зенит» . RussianSpaceWeb.com . Проверено 6 августа 2015 г.
- ^ Уэйд, Марк. «РД-120К» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 21 марта 2002 года . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Брюгге, Норберт. «УЛВ-22 (Единство)» . B14643.de . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ «РД-146» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года.
- ^ Уэйд, Марк. «РД-182» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Брюгге, Норберт. «Рикша» . B14643.de . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Брюгге, Норберт. «Гидро Рикша» . B14643.de . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Уэйд, Марк. «РД-182М» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 5 мая 2002 года . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «РД-870 может стать первым в Украине ракетным двигателем» .
- ^ Хендрикс, Барт; Вис, Берт (4 октября 2007 г.). Энергия-Буран: Советский космический шаттл (изд. Великобритания, 2007 г.). Спрингер. п. 80. ИСБН 978-0-387-69848-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Degtyarev, A.V.; Shulga, V.A.; Zhivotov, A.I.; Dibrivny, A.V. (2013). Создание семейства кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей на базе отработанных технологий для перспективных ракет-носителей гп "Кб «Южное" [ Создание семейства кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей на основе отработанных технологий для перспективных ракет-носителей КБ «Южное» ] (PDF) . Авиационно - космическая техника и технология [ Аэрокосмическая техника и технологии ] (Доклад) (на русском языке). Том. 2013 №. 01. Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковский. стр. 44–50. ISSN 1727-7337 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2016 года.
- ^ «Правовая основа Украины и Индии» . Министерство иностранных дел Украины . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ "Правительственный портал :: Украина разрабатывает ракетный двигатель для индийской ракеты-носителя " www.kmu.gov.ua. Retrieved 2016-03-15 .
- ^ "Урядовий портал :: Ukraine designs rocket for Indian launch vehicle" . www.kmu.gov.ua . Retrieved 2016-03-15 .
- ^ Брюгге, Норберт (11 июля 2016 г.). «УЛВ-двигатель» . B14643.de . Проверено 18 июля 2016 г.
- ^ УКРАИНА: ПРИЗЫВ США К СЕРДЕЧНОСТИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ИНДИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ (Отчет). Викиликс . 07.09.2007 . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ УКРАИНА: ОТЗЫВ США О СОТРУДНИЧЕСТВЕ SLV ENGINE С ИНДИЕЙ И MIXER CASE (Репортаж). Викиликс . 28 сентября 2007 г. Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ UKRAINE: YUZHNOYE AND ISRO PROPOSED ROCKET COOPERATION (Report). WikiLeaks . 2008-05-21 . Retrieved 2015-08-10 .
- ^ «Полукриогенные двигатели» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 г.
- ^ «Приемка проекта 120-тонного керосинового двигателя» [Приемка проекта 120-тонного кислородно-керосинового двигателя] (на китайском языке) 01.06.2012 . Проверено 02.07.2015 .
- ^ Перейти обратно: а б Брюгге, Норберт. «Семейство ракетных двигателей Энергомаш РД-120» . B14643.de . Проверено 6 августа 2015 г.