Jump to content

РД-120

РД-120 (РД-120)
Страна происхождения СССР / Россия
Дизайнер NPO Energomash , V.K.Chvanov, V.P. Radovsky
Производитель Южмаш
Приложение Верхняя ступень
Статус Оперативный
Жидкотопливный двигатель
Порох ЛОКС / РП-1
Цикл Поэтапный цикл сгорания
Производительность
Тяга, вакуум Стандарт: 834 кН (187 000 фунтов силы )
Модернизированное: 912 кН (205 000 фунтов силы )
Соотношение тяги к весу Стандарт: 75,55 [ примечание 1 ]
Обновлено: 82,66 [ примечание 2 ]
в камере Давление Стандарт: 162,8 бар (16,28 МПа)
Повышенное: 178,1 бар (17,81 МПа).
Удельный импульс , вакуум 350 с (3,4 км/с)
Время горения 315 секунд
Размеры
Длина 3,87 м (12,7 футов)
Диаметр 1,95 м (6,4 фута)
Сухая масса 1125 кг (2480 фунтов)
Используется в
Зенит-2 , Зенит-3СЛ
Ссылки
Ссылки [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

РД -120 ( ГРАУ Индекс 11Д123 ) — жидкостный верхней ступени ракетный двигатель , сжигающий РГ-1 (рафинированный керосин ) и LOX в ступенчатом цикле сгорания с высоким содержанием окислителя и соотношением O/F 2,6. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Используется во второй ступени «Зенит» . ракет-носителей семейства [ 1 ] Он имеет единственную фиксированную камеру сгорания и поэтому на «Зените» работает в паре с РД-8 нониусным двигателем . Двигатель разрабатывался с 1976 по 1985 год в НПО «Энергомаш» под руководством В.П. Радовского. [ 3 ] Его производит, в том числе, Южмаш в Украине . [ 5 ]

Его не следует путать с РД-0120 , который представляет собой снятый с производства LOX/водородный ракетный двигатель, который использовался в советской системе запуска «Энергия» .

Во время первоначальной разработки по программе «Буран» ракеты-носителя 11Д77 — ракеты-носителя, позже известной как «Зенит » — КБХА поручили разработку двигателя второй ступени, как это было сделано для кораблей «Протон» и «Союз» . Но учитывая трудности НПО Энергомаш при разработке РД-123 (который впоследствии будет известен как РД-170 ), разработку водородно-кислородного маршевого двигателя они передали КБХА. Этим проектом, аналогом ССМЭ , стал проект РД-130 в НПО Энергомаш. Но когда КБХА взялось за разработку, назвало ее РД -0 120 , имя, которое всегда является источником путаницы с двигателем настоящей статьи. В обмен на трудную разработку криогенного ракетного двигателя «Энергомаш» взял на себя ответственность за разработку двигателя второй ступени 11Д77, который в конечном итоге будет известен как РД -120 . [ 6 ] Тот факт, что РД-120 и РД-0120 имели такую ​​переплетенную концепцию, в рамках одной программы и со сменой конструкторских бюро, не помогает избежать путаницы.

16 марта 1976 года правительство приняло постановление о разработке «Зенита» РД-171 и РД-120. [ 7 ] К апрелю 1976 года «Южное» передало НПО «Энергомаш» окончательные требования к двигательной установке первой и второй ступеней 11Д77. Одним из желательных эффектов объединения силовой установки первой и второй ступеней в одном конструкторе было то, что они могли извлечь уроки из ступенчатых двигателей внутреннего сгорания на меньшем и простом двигателе верхней ступени, а затем применить их к более крупной и инновационной первой ступени. РД-170. НПО «Энергомаш» уже работало над прототипом керосин-кислородного двигателя внутреннего сгорания в этом диапазоне на базе гиперголического двигателя РД-268 , который уже находился в серийном производстве на «Южмаше» . [ 8 ] [ 9 ] В феврале 1977 года эскизный проект РД-120 был закончен. [ 7 ] А 31 января 1979 года было проведено первое огневое испытание РД-120. [ 7 ]

Дебют РД-120 выдался сложным: вторая ступень вышла из строя в первом (13 апреля 1985 г.), втором (21 июня 1985 г.) и четвертом (28 декабря 1985 г.) полетах. Хотя только первый сбой можно было отнести на счет РД-120 — в регуляторе расхода топлива произошла утечка, и в ступени закончилось топливо еще до выхода на орбиту — первоначальные результаты программы были весьма тревожными. В конце концов он доказал свою эффективность, и к декабрю 1987 года РД-120 (и «Зенит») были приняты на вооружение. [ 7 ] Но в годы распада СССР вторая ступень отказала дважды подряд — 30 августа 1991 г. и 5 февраля 1992 г. У «Зенита» были и другие отказы второй ступени, но только первую из них когда-либо приписывали непосредственно РД-120. сам. [ 10 ]

В 1990 году за создание РД-120 начальник двигательного отдела, ведущий конструктор НПО Энергомаш В.К.Чванов был удостоен Государственной премии. [ 7 ]

В октябре 1992 года Pratt & Whitney подписала соглашение с НПО «Энергомаш» о продаже и представлении своей линейки двигателей в США. [ 11 ] В первоначальной версии программы X-34 , в рамках которой через государственно-частное объединение пытались разработать многоразовую ракету-носитель для небольших полезных нагрузок, РД-120 серьезно рассматривался в качестве 747 первой ступени воздушного запуска Боинга . РД-120 предлагал лучшую цену и производительность и был предпочтительным выбором компании Orbital Sciences . [ 11 ] Фактически, 11 октября 1995 года РД-120 был запущен по территории США и, таким образом, стал первым российским ракетным двигателем, находящимся в производстве, который был запущен на американской земле. [ 12 ] Эта версия двигателя в основном будет отличаться от «Зенита» добавлением карданного подвеса, который позволит использовать TVC . Эта версия будет известна как РД-120М . [ 12 ] Второй частный партнер программы X-34, компания Rockwell International , хотела использовать собственный двигатель RS-27 . А учитывая ограниченный график и бюджет программы, выбор двигателя не удалось решить, и программа была отменена и повторно реализована как чистая исследовательская программа НАСА, которой позже был известен X-34. [ 11 ]

Также в течение 1990-х годов китайцы приобрели две или три модели РД-120 и, возможно, некоторую документацию. [ 13 ] [ 14 ] Это позволило им запустить свою местную программу керосиновых двигателей внутреннего сгорания YF-100 и YF-115 . [ 14 ]

РД-120 имел значительные запасы прочности, что позволило в период с 2001 по 2003 год разработать модернизированную «модернизированную» или «форсированную» версию двигателя для « Морского старта» , которая увеличила тягу на 10% до 912 кН (205 000 фунтов силы). [ 9 ] Он также включал в себя множество усовершенствований, которые позволили увеличить давление в камере и тягу без дополнительного увеличения веса. [ 1 ] Он по-прежнему имеет дополнительный запас в 5%, продлил расчетный ресурс до 4260 секунд, количество воспламенений до 19 и позволяет рассматривать его как основу для многоразовой ракеты, двигатель по-прежнему не способен к повторному запуску в полете. После программы, в которой использовались 4 испытательных двигателя и было проведено 28 огневых испытаний с суммарным временем работы 8135 секунд, двигатель был допущен к полету. [ 9 ] Испытания начались в марте 2004 года, а свой дебютный полет он совершил 15 февраля 2006 года, во время которого он успешно облетел орбиту EchoStar X. [ 15 ] [ 16 ]

У этого двигателя было две действующие версии и несколько предложенных вариаций:

Семейство двигателей РД-120
Имя РД-120 РД-120
(увеличенная тяга)
РД-120К РД-870
АКА 11Д123 11Д123
11Д123М?
Годы развития 1976–1985 2001–2003 1986– 2016–
Тип двигателя ступени сгорания, обогащенный окислителем верхней ступени Жидкостный ракетный двигатель
Порох RG-1 / LOX (O/F 2.6)
Давление в камере 16,28 МПа (2361 фунт на квадратный дюйм) 17,81 МПа (2583 фунта на квадратный дюйм) 17,63 МПа (2557 фунтов на квадратный дюйм) 16 МПа (160 кгс/см 2 )
Тяга (Вак) 833,6 кН (187 400 фунтов силы) 912 кН (205 000 фунтов силы) 853,2 кН ​​(191 800 фунтов силы) 867,5 кН (88,46 тс)
Тяга (SL) Н/Д Н/Д 784,5 кН (176 400 фунтов силы) 781 кН (79,6 тс)
Интернет-провайдер (Вакцина) 350 с (3,4 км/с) 350 с (3,4 км/с) 330 с (3,2 км/с) 332 с (3,26 км/с)
Интернет-провайдер (SL) Н/Д Н/Д 304,4 с (2,985 км/с) 298 с (2,92 км/с)
Дроссель 70–110% 70–110% 50–105% 98.5–101.5%
Расширение сопла 114.5 114.5 49.6 Н/Д
Время горения 290 секунд 290 секунд 305 секунд 200 секунд
Ресурс двигателя 2200 секунд 2200 секунд 2200 секунд Н/Д
Длина 3872 мм (152,4 дюйма) 3872 мм (152,4 дюйма) 2435 мм (95,9 дюйма) 2746 мм (108,1 дюйма)
Диаметр 1954 мм (76,9 дюйма) 1954 мм (76,9 дюйма) 1400 мм (55 дюймов) 1436 мм (56,5 дюйма)
Масса 1125 кг (2480 фунтов) 1125 кг (2480 фунтов) 1080 кг (2380 фунтов) 1280 кг (2820 фунтов)
Используется на Зенит-2 Вторая ступень Зенит-3SL Вторая ступень Проект Циклон-4М Первая ступень
Первый запуск 1985-04-13 1999-03-28 Н/Д Н/Д
Статус В производстве В производстве Проект Проект
Ссылки [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 25 ]

Технологические производные

[ редактировать ]
Генеалогическое древо РД-120

Если не считать прямых вариаций РД-120, этот очень влиятельный двигатель лег в основу многих двигателей, имеющих модификации в четырех странах. Украинские китайские РД-801 и РД-810 , SCE YF-100 и YF-115 , а также индийские -200 можно проследить непосредственно от РД-120. Советско-российское РД-170 семейство двигателей было разработано с учетом уроков, извлеченных из проекта РД-120.

Семейство РД-170

[ редактировать ]

как первое практическое применение ступенчатого сгорания богатого окислителем топлива с керосином Как указано в разделе «История», РД-120 был использован в НПО «Энергомаш» , прежде чем заняться РД-170 . Таким образом, хотя это более позднее семейство двигателей имеет более агрессивные характеристики, а первоначальный проект (РД-123) предшествует РД-120, это действительно была первая настоящая конструкция серии. [ 8 ]

РД-801 и РД-810

[ редактировать ]

Хотя опыт эксплуатации «Южного» в основном основывался на гиперголических двигателях, таких как РД-855 или РД-861 , они считались слишком токсичными для современных экологических стандартов. [ 4 ] [ 26 ] Если по-прежнему предлагают разрабатывать гиперголическую двигательную установку, как в случае с РД-843 для « Веги » ступени АВУМ или проекта «Циклон-4» , то для семейства ракет-носителей «Маяк» было решено использовать более экологически чистый LOX и керосиновое топливо. [ 27 ]

«Южное» не только освоило наиболее сложный цикл производства топлива ( ступенчатый цикл сгорания с обогащенным окислителем ) с помощью РД-8 , но и тесно сотрудничало с НПО «Энергомаш» во время программы РД-120. Производство осуществляется на дочерней компании " Южмаш" в Украине , а проект по увеличению тяги РД-120 в 2001-2003 годах был совместным проектом трех компаний. [ 27 ]

На основе этого опыта было предложено семейство производных двигателей. РД -805 и РД-809 в основном являются модификациями РД-8, но РД-801 и РД-810 можно считать истинными потомками РД-120. члены семейства [ 27 ] Одной из характеристик этого семейства является ограничение на поддержание температуры на выходе предварительной горелки ниже 500 ° C (932 ° F). [ 27 ]

2 июня 2005 года Индия и Украина подписали Рамочное соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях , которое вступит в силу 15 февраля 2006 года. [ 28 ] Согласно официальному пресс-релизу Министерства экономического развития и торговли Украины от 26 марта 2013 года, разработка ракетного двигателя для индийских ракет-носителей начата в 2006 году в рамках совместного индийско-украинского проекта "Жасмин". [ 29 ] [ 30 ]

Чертежи двигателя, предположительно переданные Украиной Индии, идентифицированы как РД-810. [ 31 ] Поскольку передача исключала методы и программное обеспечение инженерного анализа, индийцам фактически пришлось разработать большинство технологий и инженерных моделей для производства и сертификации двигателя. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Учитывая практически идентичные РД-810 характеристики, а также тот факт, что даже индийцы использовали в своих презентациях рендеры двигателя «Южного», можно считать, что на него как минимум сильно повлиял РД-120. [ 35 ]

ЯФ-100 и ЯФ-115

[ редактировать ]

В течение 1990-х годов китайцы приобрели две-три модели РД-120 и, возможно, некоторую документацию. [ 13 ] [ 14 ] Это позволило им запустить свою местную программу керосиновых двигателей внутреннего сгорания YF-100 и YF-115 . [ 14 ]

Как и в случае с индусами и РД-810, передача физических двигателей и чертежей только помогает в разработке. Но разработка потребовала десяти лет исследований, требующих освоения 70 ключевых технологий, разработки 50 новых материалов и создания 61 комплекта двигателей с общим временем зажигания более 40 000 секунд к 2013 году. [ 36 ]

Сравнение производных

[ редактировать ]
Технологические производные РД-120
Имя РД-120 РД-120
(увеличенная тяга)
РД-191 ЯФ-100 РД-801 РД-810 СЦЭ-200
АКА 11Д123 11Д123
11Д123М?
Страна происхождения Советский Союз Россия/ Украина Россия Китай Украина Украина Индия
Дизайнер NPO Energomash NPO Energomash/ Yuzhnoye NPO Energomash ААЛПТ Yuzhnoye ЛПСК
Годы развития 1976–1985 2001–2003 1999–2011 2000–2015 2005– 2005– 2005–
Тип двигателя ступени сгорания, обогащенный окислителем верхней ступени Жидкостный ракетный двигатель
Порох RG-1 / LOX (O/F 2.6) Керосин / LOX (O/F 2.6) RG-1 / LOX (Н/Ф 2,65) Изросен / LOX (O/F 2,65)
Давление в камере 16,28 МПа (2361 фунт на квадратный дюйм) 17,81 МПа (2583 фунта на квадратный дюйм) 25,75 МПа (3735 фунтов на квадратный дюйм) 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм) 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм) 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм) 18 МПа (2600 фунтов на квадратный дюйм)
Тяга (Вак) 833,6 кН (187 400 фунтов силы) 912 кН (205 000 фунтов силы) 2090 кН (470 000 фунтов силы) 1340 кН (300 000 фунтов силы) 1340 кН (300 000 фунтов силы) 2105 кН (473000 фунтов силы) 2030 кН (460 000 фунтов силы)
Тяга (SL) Н/Д Н/Д 1920 кН (430 000 фунтов силы) 1200 кН (270 000 фунтов силы) 1198 кН (269 000 фунтов силы) 1876 ​​кН (422000 фунтов силы) 1820 кН (410 000 фунтов силы)
Интернет-провайдер (Вакцина) 350 с (3,4 км/с) 350 с (3,4 км/с) 337,5 с (3,310 км/с) 335 с (3,29 км/с) 336 с (3,30 км/с) 335,5 с (3,290 км/с) 335 с (3,29 км/с)
Интернет-провайдер (SL) Н/Д Н/Д 311,2 с (3,052 км/с) 300 с (2,9 км/с) 300,7 с (2,949 км/с) 299 с (2,93 км/с) 299 с (2,93 км/с)
Дроссель 70–110% 70–110% 27–105% 65–100% Н/Д Н/Д 65–105%
Расширение сопла 114.5 114.5 37 35 Н/Д Н/Д Н/Д
Время горения 290 секунд 290 секунд 325 155 секунд 200 секунд Н/Д Н/Д
Длина 3872 мм (152,4 дюйма) 3872 мм (152,4 дюйма) 3780 мм (149 дюймов) Н/Д Н/Д Н/Д Н/Д
Диаметр 1954 мм (76,9 дюйма) 1954 мм (76,9 дюйма) 2100 мм (83 дюйма) 1338 мм (52,7 дюйма) Н/Д Н/Д Н/Д
Масса 1125 кг (2480 фунтов) 1125 кг (2480 фунтов) 2200 кг (4900 фунтов) Н/Д 1630 кг (3590 фунтов) 2800 кг (6200 фунтов) 2700 кг (6000 фунтов)
Используется на Зенит-2 Вторая ступень Зенит-3SL Вторая ступень Ангара ЛМ-5 , ЛМ-6
и ЛМ-7
Mayak Mayak ВОЛК
Первый запуск 1985-04-13 1999-03-28 2014-07-09 2015-09-20 Н/Д Н/Д Н/Д
Статус Ушедший на пенсию В производстве В производстве В производстве Проект Проект В разработке
Ссылки [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]
  • НПО Энергомаш – Конструктор двигателей.
  • Южмаш – Производитель двигателей.
  • Зенит - ракета-носитель, использовавшая РД-120 в качестве второй ступени.
  • YF-100 — китайский двигатель, предположительно созданный на основе технологии РД-120. [ 37 ]
  • РД-810 – украинский двигатель на основе технологии РД-120.
  • SCE-200 - индийский двигатель предположительно на основе технологии РД-120. [ 37 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «РД-120» . НПО Энергомаш. Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 года.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Перечень двигателей НПО Энергомаш» . НПО Энергомаш . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Энергомаш, научно-производственное объединение энергетического машиностроения имени академика В.П.Глушко, государственное предприятие [ State Enterprise Academician V.P. Glushko Energomash Research and Production Association of Power Engineering ] (PDF) . The Aerospace Thermal Technology Department of the Moscow Aviation Institute. 1998-10-16 . Retrieved 2015-08-06 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д "Двигатели 1944-2000: Аавиационные, Ракетные, Морские, Промышленные" [Aviadvigatel 19442-2000: Aviation, rocketry, naval and industry] (PDF) (in Russian). pp. 265–266 . Retrieved 2015-07-25 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Жидкостный ракетный двигатель РД-120» . Южмаш. Архивировано из оригинала 9 августа 2015 года.
  6. ^ Хендрикс, Барт; Вис, Берт (04 октября 2007 г.). Энергия-Буран: Советский космический шаттл (изд. Великобритания, 2007 г.). Спрингер. стр. 66–67. ISBN  978-0-387-69848-9 . Проверено 5 августа 2015 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и "Вехи истории" (на русском языке). НПО Энергомаш. Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года.
  8. ^ Перейти обратно: а б Хендрикс, Барт; Вис, Берт (4 октября 2007 г.). Энергия-Буран: Советский космический шаттл (изд. Великобритания, 2007 г.). Спрингер. п. 79. ИСБН  978-0-387-69848-9 . Проверено 5 августа 2015 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «История» . НПО Энергомаш. Архивировано из оригинала 18 ноября 2014 года.
  10. ^ Эд Кайл (25 августа 2014 г.). «Отчет о космическом запуске: Информационный листок Зенита» . Отчет о космическом запуске . Архивировано из оригинала 21 августа 2010 года.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д «Политические истоки X-33. Часть VII: X-34» . Штаб-квартира НАСА. 25 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2014 г. Проверено 9 августа 2015 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с «Pratt & Whitney проводит первые в США испытательные пуски серийного российского ракетного двигателя» . Новостная лента по связям с общественностью. 11 октября 1995 г. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 9 августа 2015 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б УКРАИНА/РКТР/НСГ: ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ЗАПРАВОЧНЫЕ НАСОСЫ В КИТАЙ/КИТАЙСКАЯ РАЗРАБОТКА РД-120 (Отчет). Викиликс . 28 сентября 2007 г. Проверено 10 августа 2015 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д «Чан Чжэн-5 (Великий поход-5)» . Китайская оборона. Архивировано из оригинала 3 июля 2015 г. Проверено 2 июля 2015 г.
  15. ^ Хендрикс, Барт; Вис, Берт (4 октября 2007 г.). Энергия-Буран: Советский космический шаттл (изд. Великобритания, 2007 г.). Спрингер. п. 410. ИСБН  978-0-387-69848-9 . Проверено 5 августа 2015 г.
  16. ^ Гюнтер Дирк Кребс (28 июня 2015 г.). «Зенит-3» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 25 июля 2015 г.
  17. ^ Зак, Анатолий (31 января 2013 г.). «Вторая ступень ракеты Зенит» . RussianSpaceWeb.com . Проверено 6 августа 2015 г.
  18. ^ Уэйд, Марк. «РД-120К» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 21 марта 2002 года . Проверено 11 августа 2015 г.
  19. ^ Брюгге, Норберт. «УЛВ-22 (Единство)» . B14643.de . Проверено 11 августа 2015 г.
  20. ^ «РД-146» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года.
  21. ^ Уэйд, Марк. «РД-182» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 11 августа 2015 г.
  22. ^ Брюгге, Норберт. «Рикша» . B14643.de . Проверено 11 августа 2015 г.
  23. ^ Брюгге, Норберт. «Гидро Рикша» . B14643.de . Проверено 11 августа 2015 г.
  24. ^ Уэйд, Марк. «РД-182М» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 5 мая 2002 года . Проверено 11 августа 2015 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «РД-870 может стать первым в Украине ракетным двигателем» .
  26. ^ Хендрикс, Барт; Вис, Берт (4 октября 2007 г.). Энергия-Буран: Советский космический шаттл (изд. Великобритания, 2007 г.). Спрингер. п. 80. ИСБН  978-0-387-69848-9 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Degtyarev, A.V.; Shulga, V.A.; Zhivotov, A.I.; Dibrivny, A.V. (2013). Создание семейства кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей на базе отработанных технологий для перспективных ракет-носителей гп "Кб «Южное" [ Создание семейства кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей на основе отработанных технологий для перспективных ракет-носителей КБ «Южное» ] (PDF) . Авиационно - космическая техника и технология [ Аэрокосмическая техника и технологии ] (Доклад) (на русском языке). Том. 2013 №. 01. Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковский. стр. 44–50. ISSN   1727-7337 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2016 года.
  28. ^ «Правовая основа Украины и Индии» . Министерство иностранных дел Украины . Проверено 10 августа 2015 г.
  29. ^ "Правительственный портал :: Украина разрабатывает ракетный двигатель для индийской ракеты-носителя " www.kmu.gov.ua. ​Retrieved 2016-03-15 .
  30. ^ "Урядовий портал :: Ukraine designs rocket for Indian launch vehicle" . www.kmu.gov.ua . Retrieved 2016-03-15 .
  31. ^ Брюгге, Норберт (11 июля 2016 г.). «УЛВ-двигатель» . B14643.de . Проверено 18 июля 2016 г.
  32. ^ УКРАИНА: ПРИЗЫВ США К СЕРДЕЧНОСТИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ИНДИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ (Отчет). Викиликс . 07.09.2007 . Проверено 10 августа 2015 г.
  33. ^ УКРАИНА: ОТЗЫВ США О СОТРУДНИЧЕСТВЕ SLV ENGINE С ИНДИЕЙ И MIXER CASE (Репортаж). Викиликс . 28 сентября 2007 г. Проверено 10 августа 2015 г.
  34. ^ UKRAINE: YUZHNOYE AND ISRO PROPOSED ROCKET COOPERATION (Report). WikiLeaks . 2008-05-21 . Retrieved 2015-08-10 .
  35. ^ «Полукриогенные двигатели» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 г.
  36. ^ «Приемка проекта 120-тонного керосинового двигателя» [Приемка проекта 120-тонного кислородно-керосинового двигателя] (на китайском языке) 01.06.2012 . Проверено 02.07.2015 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Брюгге, Норберт. «Семейство ракетных двигателей Энергомаш РД-120» . B14643.de . Проверено 6 августа 2015 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^
  2. ^
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c3d7d76d83bced2ac9d063d162dca41__1715262300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/41/1c3d7d76d83bced2ac9d063d162dca41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RD-120 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)