Jump to content

Поэтапный цикл сгорания

Ступенчатый цикл сгорания с высоким содержанием топлива. Здесь все топливо и часть окислителя подаются через предварительную камеру сгорания, образуя богатый горючим газ. После прохождения через турбину для питания насосов газ впрыскивается в камеру сгорания и сжигается вместе с оставшимся окислителем.

Ступенчатый цикл сгорания (иногда известный как цикл дожига , цикл предварительной горелки или закрытый цикл ) представляет собой энергетический цикл двухкомпонентного ракетного двигателя . В поэтапном цикле сгорания топливо проходит через несколько камер сгорания и, таким образом, сгорает поэтапно. Основным преимуществом по сравнению с другими силовыми циклами ракетных двигателей является высокая топливная экономичность , измеряемая удельным импульсом , а основным недостатком является инженерная сложность .

Обычно топливо проходит через камеры сгорания двух типов; первая называется предварительной камерой сгорания , а вторая — основной камерой сгорания . В предварительной камере сгорания небольшая часть топлива, обычно богатого топливом, частично сгорает в нестехиометрических условиях , а возрастающий объемный расход используется для привода турбонасосов , питающих двигатель топливом. Затем газ впрыскивается в основную камеру сгорания и полностью сгорает вместе с другим топливом для создания тяги .

Компромиссы

[ редактировать ]

Основным преимуществом является топливная экономичность, поскольку все топливо поступает в основную камеру сгорания, что также обеспечивает более высокую тягу. Поэтапный цикл сгорания иногда называют закрытым циклом , в отличие от газогенератора , или открытым циклом , при котором часть топлива никогда не достигает основной камеры сгорания. Недостатком является инженерная сложность, отчасти из-за выхлопа горячего газа под высоким давлением перед камерой сгорания, который, особенно если он богат окислителем, создает чрезвычайно тяжелые условия для турбин и водопровода.

Ступенчатое горение ( Замкнутая схема ) было впервые предложено Алексеем Исаевым в 1949 году. Первым ступенчатым двигателем внутреннего сгорания стал С1.5400 (11Д33), использовавшийся в советской ракете «Молния» , разработанный Мельниковым, бывшим помощником Исаева. [1] Примерно в это же время (1959 г.) Николай Кузнецов приступил к работе над двигателем замкнутого цикла НК-9 для орбитальной МБР Королева ГР-1 . Позже Кузнецов развил эту конструкцию в двигатели НК-15 и НК-33 для неудачной ракеты «Лунная Н1» .Некриогенный N 2 O 4 / НДМГ двигатель РД-253 со ступенчатым сгоранием был разработан Валентином Глушко примерно в 1963 году для ракеты «Протон» .

После отказа от Н1 Кузнецову было приказано уничтожить технику НК-33, но вместо этого он складировал десятки двигателей. В 1990-е годы с компанией Aerojet связались, и в конце концов она посетила завод Кузнецова. Встречая первоначальный скептицизм по поводу высокого удельного импульса и других характеристик, Кузнецов отправил двигатель в США для испытаний. Поэтапное сжигание с высоким содержанием окислителя рассматривалось американскими инженерами, но не считалось возможным из-за ресурсов, которые, как они предполагали, потребуются конструкции для работы. [2] В российском двигателе РД-180 также используется цикл ракетного двигателя ступенчатого сгорания. Lockheed Martin начала закупки РД-180 примерно в 2000 году для Atlas III , а затем V. ракет После 2006 года контракт на покупку был передан United Launch Alliance (ULA — совместному предприятию Boeing/Lockheed-Martin), и ULA продолжает эксплуатировать Atlas V с двигателями РД-180 с 2022 года.

Первый лабораторный двигатель поэтапного сгорания на Западе был построен в Германии в 1963 году Людвигом Бельковым . [ нужна ссылка ]

Двигатели, работающие на перекиси водорода / керосине, могут использовать процесс замкнутого цикла путем каталитического разложения перекиси для привода турбин перед сгоранием с керосином в самой камере сгорания. Это дает преимущества в эффективности ступенчатого сжигания, избегая при этом серьезных инженерных проблем.

Главный двигатель космического корабля RS-25 является еще одним примером двигателя внутреннего сгорания и первым, в котором используется жидкий кислород и жидкий водород. [3] Его аналогом в советском шаттле был РД-0120 , имевший аналогичные удельный импульс , тягу и давление в камере, но с некоторыми отличиями, снижавшими сложность и стоимость за счет увеличения веса двигателя.

Варианты

[ редактировать ]
Выхлоп турбины с высоким содержанием окислителя из камеры предварительной сгорания SpaceX Raptor , показанный во время испытания подсистемы в 2015 году на испытательном стенде в Космическом центре Стеннис . В полнопоточном ракетном двигателе выхлопы предкамеры подаются в турбину, а затем в основную камеру сгорания.

Существует несколько вариантов ступенчатого цикла сгорания. Предварительные горелки, в которых сжигается небольшая часть окислителя с полным потоком топлива, называются топливно-богатыми , а предварительные горелки, в которых сжигается небольшая часть топлива с полным потоком окислителя, называются окислительно-богатыми . РД-180 имеет предварительную камеру сгорания, обогащенную окислителем, а РС-25 - две камеры предварительного сгорания, обогащенные топливом. SpaceX Raptor оснащен камерами предварительного сгорания, обогащенными окислителем и топливом, — конструкция, называемая полнопоточным ступенчатым сгоранием .

Конструкции ступенчатого сжигания могут быть как одновальными , так и двухвальными . В одновальной конструкции один комплект форкамеры и турбины приводит в движение оба топливных турбонасоса. Примеры включают Энергомаш РД-180 и Blue Origin BE-4 . В двухвальной конструкции два топливных турбонасоса приводятся в движение отдельными турбинами, которые, в свою очередь, приводятся в движение потоками одной или отдельных форкамер. Примеры двухвальных конструкций включают Rocketdyne RS-25 , JAXA LE-7 и Raptor . По сравнению с одновальной конструкцией двухвальная конструкция требует дополнительной турбины (и, возможно, еще одной горелки), но позволяет индивидуально управлять двумя турбонасосами. Двигатели Hydrolox обычно имеют двухвальную конструкцию из-за сильно различающейся плотности топлива.

В дополнение к турбонасосам, ступенчатым двигателям внутреннего сгорания часто требуются подкачивающие насосы меньшего размера, чтобы предотвратить как обратный поток в турбонасосе в камере сгорания, так и кавитацию . Например, в РД-180 и РС-25 используются подкачивающие насосы, приводимые в действие циклами отвода и детандера , а также баки под давлением для постепенного увеличения давления топлива перед входом в предварительную камеру сгорания.

Полнопоточный ступенчатый цикл сгорания

[ редактировать ]
Полнопоточный ракетный цикл ступенчатого сгорания

Полнопоточное ступенчатое сжигание (FFSC) представляет собой двухвальный ступенчатый цикл сгорания, в котором используются камеры предварительного сгорания как с высоким содержанием окислителя, так и с высоким содержанием топлива. Цикл обеспечивает полный поток обоих топлив через турбины; отсюда и название. [4] Топливный турбонасос приводится в действие от камеры предварительного сгорания, обогащенной топливом, а турбонасос окислителя приводится в действие от камеры предварительного сгорания, обогащенной окислителем. [5] [4]

Преимущества полнопоточного ступенчатого цикла сгорания включают в себя турбины, которые работают при более низкой температуре и при более низком давлении из-за увеличенного массового расхода, что приводит к увеличению срока службы двигателя и повышению надежности. Например, для конструкции двигателя, изученной DLR (Немецким аэрокосмическим центром) в рамках проекта SpaceLiner , предполагалось совершить до 25 полетов. [4] ожидается до 1000 полетов Raptor от SpaceX. [6] Кроме того, полнопоточный цикл устраняет необходимость в межтопливном уплотнении турбины, которое обычно требуется для отделения богатого окислителем газа от топливного турбонасоса или богатого топливом газа от турбонасоса окислителя, [7] тем самым повышая надежность.

Поскольку использование предварительных горелок топлива и окислителя приводит к полной газификации каждого топлива перед попаданием в камеру сгорания, двигатели FFSC относятся к более широкому классу ракетных двигателей, называемых газо-газовыми двигателями . [7] Полная газификация компонентов приводит к более быстрым химическим реакциям в камере сгорания, что позволяет уменьшить размер камеры сгорания. Это, в свою очередь, позволяет увеличить давление в камере, что повышает эффективность.

Потенциальные недостатки полнопоточного ступенчатого цикла сгорания включают повышенную техническую сложность двух предварительных горелок по сравнению с одновальным ступенчатым циклом сгорания, а также увеличенное количество деталей.

По состоянию на 2024 год только четыре полнопоточных ракетных двигателя внутреннего сгорания были достаточно развиты, чтобы их можно было испытать на испытательных стендах; советский « Энергомаш» проект РД-270 в 1960-х годах, финансируемый правительством США демонстрационный проект силовой головки Aerojet Rocketdyne Integrated в середине 2000-х годов, [7] Летный двигатель Raptor от SpaceX впервые был испытан в феврале 2019 года. [8] и двигатель Stoke Space, разработанный для автомобиля Nova в 2024 году. [9]

Первые летные испытания полнопоточного двигателя ступенчатого сгорания произошли 25 июля 2019 года, когда SpaceX запустила свой металоксовый двигатель Raptor FFSC на Starhopper испытательной ракете на своей космодроме в Южном Техасе . [10] По состоянию на 2024 год Raptor станет единственным двигателем FFSC, летавшим на ракете-носителе.

Приложения

[ редактировать ]

Ступенчатое сжигание с высоким содержанием окислителя

[ редактировать ]

Ступенчатое сжигание с высоким содержанием топлива

[ редактировать ]

Полнопоточное ступенчатое сжигание

[ редактировать ]
Ракетный двигатель SpaceX Raptor FFSC, схема потока топлива, 2019 г.
  • РД-270 — двигатель СССР, разрабатывавшийся в 1962–1970 гг. по проекту УР-700; никогда не летал. [7]
  • Демонстратор встроенной силовой головки — Демонстрационный проект передней части полнопоточного двигателя без камеры сгорания или других внутренних подсистем. [7] проект США по разработке части новой технологии ракетных двигателей в начале 2000-х годов; ни один полноценный двигатель никогда не создавался; никогда не летал.
  • Raptor двигатель SpaceX LCH4 /LOX, находящийся в разработке, первый полет состоялся в 2019 году. [23] [24]
  • S1E — двигатель Stoke LCH4/LOX в разработке. По состоянию на июнь 2024 года он не летал. [25]
  • Мьёльнир — New Frontier Aerospace LCH4/LOX [26] двигатель в разработке. [27] По состоянию на июль 2024 года он не летал.

Прошлое и настоящее применение двигателей ступенчатого сгорания.

[ редактировать ]

Будущие применения двигателей поэтапного сгорания

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Саттон, Джордж (2006). История жидкостных ракетных двигателей . АААА. дои : 10.2514/4.868870 . ISBN  978-1-56347-649-5 . Проверено 5 ноября 2022 г.
  2. Канал «История космодрома» , интервью с инженерами Aerojet и Кузнецова об истории поэтапного сгорания.
  3. ^ «Двигатель РС-25 | L3Harris® Быстро. Вперед» . www.l3harris.com . Проверено 23 мая 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Сиппель, Мартин; Ямасиро, Рёма; Кремаски, Франческо (10 мая 2012 г.). Компромиссы в конструкции ракетного двигателя с поэтапным циклом сгорания для будущего современного пассажирского транспорта (PDF) . Космическое движение 2012. ST28-5. Бордо: DLR-SART. Архивировано (PDF) из оригинала 19 марта 2014 г. Проверено 19 марта 2014 г.
  5. ^ Эмди, Джефф (2004). «Тихая установка ракеты-носителя» (PDF) . Перекрестная ссылка . Том. 5, нет. 1 (зимнее изд. 2004 г.). Аэрокосмическая корпорация . стр. 12–19. Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
  6. ^ О'Каллаган, Джонатан (31 июля 2019 г.). «Дикая физика пожирающей метан суперракеты Илона Маска» . Проводная Великобритания . ISSN   1357-0978 . Архивировано из оригинала 22 февраля 2021 года . Проверено 1 января 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Беллускио, Алехандро Г. (7 марта 2014 г.). «SpaceX продвигает ракету на Марс с помощью энергии Raptor» . NASAspaceflight.com . Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 9 марта 2014 г.
  8. ^ Уолл, Майк (4 февраля 2019 г.). «Илон Маск представляет первые испытания ракетного двигателя SpaceX для звездолета (видео)» . Space.com . Архивировано из оригинала 27 июля 2019 года . Проверено 27 июля 2019 г.
  9. ^ Куна, Эрик (11 июня 2024 г.). «Stoke Space завершила первое успешное испытание полнопоточного двигателя поэтапного сгорания» . Stoke Space / 100% многоразовые ракеты / США . Проверено 11 июня 2024 г.
  10. ^ Бургхардт, Томас (25 июля 2019 г.). «Starhopper успешно проводит дебютный Бока-Чика-Хоп» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
  11. ^ Хезелер, Дитрих; Мэдинг, Крис; Преклик, Дитер; Рубинский, Виталий; Косматечва, Валентина (9 июля 2006 г.). «Испытание газогенератора с высоким содержанием окислителя LOX и основной камеры сгорания». 42-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам . дои : 10.2514/6.2006-5197 . ISBN  9781624100383 .
  12. ^ Руи К. Барбоза (25 июня 2016 г.). «Китай успешно дебютирует в рамках «Великого марта 7 – капсула восстановления»» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2016 года . Проверено 28 сентября 2016 г.
  13. ^ «Рамбардный двигатель AR1 | Aerojet Rocketdyne» . Rocket.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 сентября 2016 г.
  14. ^ «ULA теперь планирует первый запуск Vulcan в 2021 году» . SpaceNews.com . 25 октября 2018 года . Проверено 5 ноября 2022 г.
  15. ^ Голубое происхождение. «Ракетный двигатель БЕ-4» (PDF) . Сайт УЛА, 2014 год . Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2015 года . Проверено 19 марта 2014 г.
  16. ^ Бергер, Эрик (9 марта 2016 г.). «За кулисами: Арс проникает на секретный ракетный завод Blue Origin» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 12 марта 2016 г.
  17. ^ "Дом" . Большая Медведица Технологии . Архивировано из оригинала 9 мая 2017 года . Проверено 20 мая 2017 г.
  18. ^ «Публикация Ursa Major Technologies в Instagram • 16 мая 2017 г., 23:07 по всемирному координированному времени» . Инстаграм . Архивировано из оригинала 1 октября 2021 года . Проверено 20 мая 2017 г.
  19. ^ «Бертудские деловые новости» . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года.
  20. ^ «RFA провела испытания двигателя внутреннего сгорания» . СпейсВотч Глобал . 26 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2017 года . Проверено 22 июня 2022 г.
  21. ^ «USSF наградил пусковую установку миллионами за продолжение разработки ракетного двигателя E-2» . Субботние новости . 26 апреля 2022 г.
  22. ^ «GSLV MkIII, следующая веха» . Линия фронта . 7 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 г. Проверено 12 марта 2016 г.
  23. ^ Тодд, Дэвид (22 ноября 2012 г.). «Ракета SpaceX на Марс будет работать на метане» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 5 декабря 2012 г. Маск сказал, что Lox и метан будут предпочтительным топливом SpaceX для миссии на Марс, которая уже давно является его заявленной целью. Первоначальная работа SpaceX будет заключаться в создании ракеты на Lox/метане для будущей верхней ступени под кодовым названием Raptor. Конструкция этого двигателя будет отличаться от газогенераторной системы «открытого цикла», которую использует текущая серия двигателей Merlin 1. Вместо этого в новом ракетном двигателе будет использоваться гораздо более эффективный цикл «ступенчатого сгорания», который используется во многих российских ракетных двигателях.
  24. ^ Груш, Лорен (26 июля 2019 г.). «Новая испытательная ракета SpaceX ненадолго зависает во время первого свободного полета» . Грань . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 27 июля 2019 г.
  25. ^ Бергер, Эрик (11 июня 2024 г.). «Stoke Space впервые запускает свой амбициозный главный двигатель» . Арс Техника . Проверено 11 июня 2024 г.
  26. ^ Фауст, Джефф (25 июля 2024 г.). «New Frontier Aerospace испытывает ракетный двигатель для перелетов из пункта в пункт» . Космические новости . Проверено 26 июля 2024 г.
  27. ^ Бергер, Эрик (26 июля 2024 г.). «Ракетный отчет: ABL теряет второй ускоритель; Falcon 9 разрешено вернуться в полет» . Арс Техника . Проверено 26 июля 2024 г.
  28. ^ Уильямс, Мэтт (24 января 2019 г.). «Blue Origin продемонстрировала новое видео своей новой конструкции ракеты Гленна» . Вселенная сегодня . Архивировано из оригинала 27 июля 2019 года . Проверено 27 июля 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6730620e93ff7e13ca0d607f6da1f907__1721983380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/07/6730620e93ff7e13ca0d607f6da1f907.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Staged combustion cycle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)