РД-253
![]() Макет ракетного двигателя РД-275 на Парижском авиасалоне в 2013 году. | |
Страна происхождения | ![]() ![]() |
---|---|
Первый полет | РД-253 : 1965 г. РД-275 : 1995 г. РД-275М : 2007 г. |
Дизайнер | NPO Energomash , Valentin Glushko |
Производитель | Протон-ПМ |
Приложение | Ракета-носитель первой ступени |
Связанный ЛВ | Протон |
Преемник | РД-254, РД-256, РД-275, РД-275М |
Статус | Оперативный |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ |
Соотношение смеси | 2.67 |
Цикл | Поэтапное сжигание |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Соотношение сопел | 26.2 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | РД-253 : 1630 кН (370 000 фунтов силы ) РД-275 : 1750 кН (390 000 фунтов силы ) РД-275М : 1832 кН (412 000 фунтов силы ) |
Тяга, на уровне моря | РД-253 : 1470 кН (330 000 фунтов силы ) РД-275 : 1590 кН (360 000 фунтов силы ) РД-275М : 1671 кН (376000 фунтов силы ) |
Соотношение тяги к весу | 156.2 |
в камере Давление | РД-253 : 14,7 МПа (2130 фунтов на квадратный дюйм; 147 бар) РД-275 : 15,7 МПа (2280 фунтов на квадратный дюйм; 157 бар) РД-275М : 16,5 МПа (2390 фунтов на квадратный дюйм; 165 бар) |
Удельный импульс , вакуум | РД-253 : 316с РД-275 : 316с РД-275М : 315,8 с |
Удельный импульс , на уровне моря | РД-253 : 285с РД-275 : 287п РД-275М : 288 с. |
Диапазон подвеса | 7,5°, одна плоскость |
Размеры | |
Длина | 3 м (9,8 футов) |
Диаметр | 1,5 м (4 фута 11 дюймов) |
Сухая масса | РД-253 : 1080 кг (2380 фунтов) РД-275 : 1070 кг (2360 фунтов) РД-275М : 1070 кг (2360 фунтов) |
Ссылки | |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] |
РД -253 ( русский : Ракетный Двигатель-253 (РД-253) , латинизированный : Ракетный Двигатель-253 , букв. «Ракетный Двигатель-253») и его более поздние варианты, РД-275 и РД-275М , являются жидкостными. Ракетные двигатели, разработанные в Советском Союзе на предприятии «Энергомаш» . Двигатели используются на первой ступени ракеты-носителя «Протон» с высоким содержанием окислителя и используют ступенчатый цикл сгорания для питания турбонасосов. Двигатель сжигает НДМГ / N 2 O 4 , которые высокотоксичны, но гиперголичны и могут храниться при комнатной температуре, что упрощает конструкцию двигателя.
История
[ редактировать ]Разработка РД-253 началась в 1961 году. Предварительные исследования, разработка двигателя и его дальнейшее производство проводились под руководством Валентина Глушко и завершились в 1963 году. В РД-253 используется ступенчатый цикл сгорания с высоким содержанием окислителя . Впервые он был использован в июле 1965 года, когда шесть двигателей привели в действие первую ступень ракеты « Протон» . Разработка и производство РД-253 явились качественным скачком вперед для ракетной техники того времени за счет достижения высоких показателей тяги , удельного импульса и давления в камере сгорания . Этот двигатель является одним из самых надежных двигателей в СССР и современной России .
Поскольку на первой ступени ракеты «Протон-К» использовалось шесть двигателей РД-253, система сыграла решающую роль в российских космических миссиях , когда эта ракета была выбрана в качестве носителя, в том числе в следующих программах: «Луна» , « Венера , » Марсианский зонд» , пилотируемые орбитальные станции «Салют» , « Мир », а также осуществил запуск нескольких основных модулей для МКС . Его широко использовали для запусков тяжелых спутников. [ 1 ] [ 5 ] Последний ракетный двигатель РД-253 использовался на ракете «Протон-К», запущенной 30 марта 2012 года. [ 6 ]
С момента первоначальной разработки двигателя было разработано несколько модификаций, которые не летали. Одним из них стал двигатель РД-256, разработка которого остановилась на опытных образцах. Он не использовался в рейсах и был разработан для отмененного автомобиля. [ 8 ] Вариант РД-254 снабжался удлиненным соплом для работы в вакууме.
Текущее состояние и развитие
[ редактировать ]Все права на продажу и использование РД-253 для ракеты "Протон" принадлежат компании "Энергомаш" , производящей его в Перми , Россия .
Модификация РД-275 (14Д14) появилась в результате разработок 1987–1993 годов с целью создания более мощного варианта двигателя. Увеличение тяги на 7,7% было достигнуто за счет повышения давления в камере сгорания и позволило увеличить массу полезной нагрузки на геостационарной орбите (GEO) до более чем 6000 кг (13 000 фунтов). Успешный первый полет ракеты «Протон» с новым двигателем завершился в 1995 году.
В 2001 году Энергомаш приступил к разработке следующей, более мощной версии двигателя. Он имеет на 5,2% большую тягу и имеет обозначение 14Д14М ( РД-275М ). Он был разработан, чтобы позволить ракете доставлять на ГСО на 150 кг (330 фунтов) больше полезной нагрузки . [ 1 ]
В период с 2002 по 2003 годы были завершены экспериментальные работы с этой версией двигателя. Он включал четыре испытательных стрельбы из трех опытных РД-275М общей продолжительностью 735 с . В середине 2005 года этот двигатель по заказу правительства был запущен в производство. Первый пуск « Протона-М» с двигателями 14Д14М состоялся 7 июля 2007 года. [ 1 ]
Окончательную версию РД-275М иногда обозначают как РД-276, но до 2009 года название РД-275М (14Д14М) было более распространенным. [ 1 ] [ 4 ] Некоторые источники [ который? ] указывает себестоимость производства одного двигателя до 1,5 млн долларов США , а иногда называет и более низкие цифры — около 1 млн долларов США за единицу. [ нужна ссылка ]
Версии
[ редактировать ]За прошедшие годы было выпущено множество версий этого двигателя:
- РД-220 : Первоначальное предложение для первой ступени Н-1 . [ 9 ]
- РД-221 : Первоначальное предложение для второй ступени Н-1 . [ 9 ]
- РД-222 ( ГРАУ Индекс 11Д41 ): Программа разработки первой ступени Н-1 . [ 9 ]
- РД-223 ( ГРАУ Индекс 11Д42 ): Программа разработки второй ступени Н-1 . [ 9 ]
- РД-253 ( ГРАУ Индекс 11Д43 ): Серийный вариант первой ступени «Протона» (8К62). Был предложен для первой ступени Н-1 .
- РД-253Ф ( ГРАУ Индекс 11Д43Ф ): Проект первой ступени Р-36М (15А14). [ 9 ]
- РД-254 ( ГРАУ Индекс 11Д44 ): Проект третьей ступени УР-700 и вторых ступеней «Протона» и Н-1 , это был высотный вариант РД-253.
- РД-275 ( ГРАУ Индекс 14Д14 ): Серийное производство первой ступени «Протона-М» . РД-253 с увеличенной на 8% тягой. [ 9 ]
- РД-275М , он же РД-276 ( ГРАУ Индекс 14Д14М ): Серийное производство для первой ступени «Протона-М» . Улучшенный РД-275. [ 9 ]
Двигатель | РД-220 | РД-221 | РД-222 (11Д41) |
РД-223 (11Д42) |
РД-253 (11Д413) |
РД-253Ф (11Д413Ф) |
РД-254 (11Д44) |
РД-275 (14D14) |
РД-275М (РД-276, 14Д14М) [ 4 ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Разработка | 1960 | 1960-1961 | 1962-1966 | 1966-1967 | 1961-1963 | 1987-1993 | 2001-2005 | ||
Давление в камере сгорания | 14,7 МПа (2130 фунтов на квадратный дюйм) | 16,9 МПа (2450 фунтов на квадратный дюйм) | 14,7 МПа (2130 фунтов на квадратный дюйм) | 15,7 МПа (2280 фунтов на квадратный дюйм) | 16,5 МПа (2390 фунтов на квадратный дюйм) | ||||
Упор (вакуум) | 1074 кН (241000 фунтов силы) | 1120 кН (250 000 фунтов силы) | 1634 кН (367 000 фунтов силы) | 1700 кН (380 000 фунтов силы) | 1635 кН (368000 фунтов силы) | 1870 кН (420 000 фунтов силы) | 1720 кН (390 000 фунтов силы) | 1750 кН (390 000 фунтов силы) | 1832 кН (412 000 фунтов силы) |
Упор (уровень моря) | 947 кН (213 000 фунтов силы) | Н/Д | 1471 кН (331000 фунтов силы) | Н/Д | 1474 кН (331000 фунтов силы) | 1720 кН (390 000 фунтов силы) | Н/Д | 1590 кН (360 000 фунтов силы) | 1671 кН (376 000 фунтов силы) |
Удельный импульс (вакуум) | 306 с (3,00 км/с) | 318 с (3,12 км/с) | 302 с (2,96 км/с) | 314 с (3,08 км/с) | 316 с (3,10 км/с) | 317 с (3,11 км/с) | 328 с (3,22 км/с) | 316 с (3,10 км/с) | 315,8 с (3,097 км/с) |
Удельный импульс (уровень моря) | 270 с (2,6 км/с) | Н/Д | 272 с (2,67 км/с) | Н/Д | 285 с (2,79 км/с) | 290 с (2,8 км/с) | Н/Д | 287 с (2,81 км/с) | 288 с (2,82 км/с) |
Высота | 2600 мм (100 дюймов) | 4200 мм (170 дюймов) | 3470 мм (137 дюймов) | 5050 мм (199 дюймов) | 3000 мм (120 дюймов) | 2700 мм (110 дюймов) | 4000 мм (160 дюймов) | 3050 мм (120 дюймов) | 3050 мм (120 дюймов) |
Диаметр | 1300 мм (51 дюйм) | 2400 мм (94 дюйма) | 1460 мм (57 дюймов) | 2530 мм (100 дюймов) | 1500 мм (59 дюймов) | 1490 мм (59 дюймов) | 2600 мм (100 дюймов) | 1500 мм (59 дюймов) | 1500 мм (59 дюймов) |
Использование по назначению | Н-1 первая ступень | Н-1 вторая ступень | Н-1 первая ступень | Н-1 вторая ступень | Протон (8К62) первая ступень | Р-36М (15А14) первая ступень | Третья ступень УР-700 , «Протон» и Н-1. вторые ступени | Протон-М первая ступень | Протон-М первая ступень |
Статус | Проект (заброшен) | Ушедший на пенсию | Проект (заброшен) | Ушедший на пенсию | В производстве |
См. также
[ редактировать ]- Протон - использует РД-275.
- Ракетный двигатель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «РД-253» . НПО Энергомаш . Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 года.
- ^ «РД-253-11Д48» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «РД-253» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 24 августа 2015 г. Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Жидкостный ракетный двигатель РД-276» . Протон-ПМ . Проверено 6 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Протон-К» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 22 августа 2010 года . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Зак, Анатолий. «История Протона» . Русская космическая паутина . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Зак, Анатолий. «07.07.2015» . Русская космическая паутина . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «РД-253 (11Д43) и РД-275 (14Д14)» (на русском языке) . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Перечень двигателей НПО Энергомаш» . НПО Энергомаш . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года.