НПО Энергомаш
![]() | |
Родное имя | НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко |
---|---|
Романизированное имя | NPO Energomash named after “V. P. Glushko” |
Раньше | ООН-456 |
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность Космическая индустрия Оборонная промышленность Ракетные двигатели |
Основан | (1946 Химки , СССР | )
Основатель | Valentin Petrovich Glushko |
Штаб-квартира | , |
Продукты | |
Доход | 182 миллиона долларов [1] (2016) |
59,7 миллиона долларов [1] (2016) | |
48 миллионов долларов [1] (2016) | |
Всего активов | 47 миллионов долларов [1] (2016) |
Общий капитал | 126 миллионов долларов [1] (2016) |
Количество сотрудников | 5500 (2009) |
Родитель | Роскосмос [2] |
Веб-сайт | Официальный сайт |

НПО Энергомаш «В.П. Глушко» — крупный российский производитель ракетных двигателей. Компания в основном разрабатывает и производит жидкостные ракетные двигатели . Энергомаш берет свое начало от советского конструкторского бюро ОКБ-456 , основанного в 1946 году. Нынешнее название НПО «Энергомаш» получило 15 мая 1991 года в честь своего бывшего главного конструктора Валентина Глушко .
Энергомаш известен своей долгой историей крупномасштабных разработок двигателей LOX/керосин. Яркими примерами являются РД-107 / РД-108, двигатели используемые на ракетах семейства Р-7 , «Молния» и «Союз» , а также двигатели РД-170 , РД-171 и РД-180, используемые на « Энергия» , «Зенит» и «Атлас-В» ракетах-носителях . .
По состоянию на июль 2013 г. [update]Компания по-прежнему в значительной степени принадлежала федеральному правительству России , но РКК "Энергия" владела примерно 14% от общего количества акций. [3] По состоянию на 2009 год [update]В штаб-квартире НПО «Энергомаш» в Химках , Москве и на филиалах в Самаре , Перми и Санкт-Петербурге работает около 5500 человек . [4]
4 августа 2016 года компания объявила, что к декабрю 2016 года запустит новый завод. [5]
История
[ редактировать ]3 июля 1946 года Валентин Петрович Глушко был назначен главным конструктором вновь созданного ОКБ-456. [6] Компании быстро было поручено производство российской копии немецкого ракетного двигателя Фау-2 под руководством Глушко и 234 немецких конструкторов, присоединившихся к компании в октябре 1946 года. [7] [8] В конце того же года ОКБ-456 обосновалось на авиационном заводе недалеко от города Химки , недалеко от Москвы. Здесь бюро построило объекты для сборки и испытаний двигателей. РД-100 показал превосходные результаты, и разработка двигателей низкого давления на LOX/этаноле продолжалась в виде РД-102 и РД-103. Однако развитие технологии двигателей высокого давления позволило использовать топливо с более высокой плотностью энергии, и поэтому LOX/керосин быстро заменил LOX/этанол в качестве предпочтительного топлива. [9]
В 2013 году российское правительство начало масштабные усилия по ренационализации российского космического сектора и создало Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК) для консолидации своих космических активов. [10] В декабре 2013 года президент Путин издал указ о создании корпорации ОРСК. В указе предусматривалось, что корпорация возьмет на себя производственные мощности. [11] Реорганизация отрасли продолжилась и в 2014 году. [12] с договором о сотрудничестве со Сбербанком . [13]
Хранимые топлива и гиперголы
[ редактировать ]В 1954 году разработка и успех двигателей LOX/керосин РД-107 и РД-108 позволили компании еще больше расширить работу по разработке двигателей. Двигатель РД-214, использующий хранимую смесь азотной кислоты и керосина, был разработан для баллистических ракет с коротким временем готовности. РД-214 вскоре был заменен РД-216 и более поздними вариантами, в которых использовалась гиперголическая комбинация НДМГ и азотной кислоты. Это направление развития позже привело к созданию весьма успешных НДМГ / N 2 O 4 двигателей РД-253 и РД-275, используемых на ракетах-носителях «Протон» — это были самые мощные гиперголические двигатели своего времени, которые производятся и по сей день. . [14]
Двигатели высокого давления
[ редактировать ]
Двигатели РД-107 и РД-108, разработанные в 1954-1957 годах, отличались исключительной надежностью и широко применялись. Однако ОКБ «Энергомаш» (переименованное из первоначального названия ОКБ в 1967 году) увидело большой потенциал в разработке двигателей LOX/керосин с более высоким давлением в камере. Это поставило перед разработчиками двигателей множество задач, в первую очередь разработку турбонасоса , который мог бы подавать достаточно топлива, чтобы поддерживать работу двигателя при достаточно высоком давлении, чтобы поддерживать стабильность сгорания. Получившимся в результате двигателем, разработанным в начале 1980-х годов, стал РД-170 , который работает при давлении в камере 24,5 мегапаскаля (3550 фунтов на квадратный дюйм) и производит 7550 килоньютонов (1700000 фунтов силы) тяги при определенной высоте над уровнем моря. импульс 309 секунд и тяга 7903 килоньютона (1777000 фунтов-сил) при удельном импульсе в вакууме 337 секунд. [15] — один из самых эффективных и мощных двигателей LOX/керосина в мире.
Текущая работа
[ редактировать ]Варианты РД-170 до сих пор используются на таких машинах, как « Зенит 3SL», используемый « Морским стартом» . В современной ракете «Союз» используются обновленные версии двигателей РД-107 и РД-108. Двигатель РД-180 , разработанный совместно с Pratt & Whitney Rocketdyne в рамках партнерства RD AMROSS , является прямым потомком линейки РД-170 и используется в качестве двигательной установки первой ступени V. Atlas [16] Самый актуальный двигатель, представленный на сайте НПО «Энергомаш», — однокамерный РД-191 , разработанный для ракет-носителей «Ангара» и «Байкал».
НПО «Энергомаш» работает с другими российскими компаниями ( НИЦ Келдыша и КБХА ), а также в сотрудничестве с европейскими компаниями по проекту ракетного двигателя «Волга». [17]
Компания продолжает исследования и изучение новых концепций двигателей, таких как трехтопливные бимодальные двигатели семейства РД-700 ( РД-701 и РД-704 ). [18]
1 июня 2016 года компания успешно провела испытания двигателя первой ступени РД-181 — модифицированной версии РД-191 для «Антареса» . [19]
10 августа 2016 года на предприятии успешно прошли испытания двигателя первой ступени ПДУ-99 «ПДУ-99» для РС-28 «Сармат » . [20]
Список орбитальных пусковых установок
[ редактировать ]Нет. | Транспортное средство | Источник | Двигатель |
---|---|---|---|
1. | Ангара (семейство ракет) | ![]() | РД-191 |
2. | Энергия | ![]() | РД-170 |
3. | Восход | ![]() | РД-107 |
4. | Восток (семейство ракет) | ![]() | РД-107 |
5. | Molniya | ![]() | РД-107ММ |
6. | Полет | ![]() | РД-107 |
7. | Космос (семейство ракет) | ![]() | РД-170 |
8. | Soyuz (rocket family) | ![]() | РД-107 |
9. | Зенит (ракетное семейство) | ![]() ![]() | РД-171 |
10. | Dnepr | ![]() ![]() | РД-263 |
11. | МАКС (космический корабль) | ![]() ![]() | РД-701 |
12. | Циклон | ![]() | РД-252 |
13. | Антарес (ракета) | ![]() | РД-181 |
14. | Атлас III | ![]() | РД-180 |
15. | Atlas V | ![]() | РД-180 |
16. | Наро-1 | ![]() | РД-151 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и http://engine.space/upload/iblock/c36/c361e49f2a8481c4f01e7ba8cbc6fc29.pdf .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ "Производитель ракетных двигателей в России - О компании АО "НПО Энергомаш" " . Engine.space (in Russian). Archived from the original on 5 May 2017 . Retrieved 7 May 2017 .
- ^ Иван Чеберко (18 July 2013). "Сергей Недорослев не смог заработать на ракетных двигателях" . Известия . Retrieved 4 January 2015 .
- ^ "Компания" . Нпоэнергомаш.ру . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ "НПО Энергомаш готовится к запуску нового цеха" . NPO Energomash . 2016-08-04.
- ^ «Глушко» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Ракетные рабы ISBN 978-3-421-06635-0
- ^ Ракетные рабы: немецкие исследователи за красной колючей проволокой ISBN 978-3-933395-67-2
- ^ «История» . НПОЭнергомаш.ру. Архивировано из оригинала 25 июля 2015 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Мессье, Дуг (30 августа 2013 г.). «Рогозин: Россия объединит космическую отрасль в Открытое акционерное общество» . Параболическая дуга . Проверено 31 августа 2013 г.
- ^ «Путин подписывает указ о создании Новой космической корпорации» . РИА Новости . 2 декабря 2013 года . Проверено 2 декабря 2013 г.
- ^ «Буклет Объединённой ракетно-космической корпорации» (PDF) . Росоркк.ру. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Сбербанк России и Объединенная ракетно-космическая корпорация подписали соглашение о сотрудничестве» (Пресс-релиз) . Сбербанк. 1 октября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ «РД-253» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «РД-170» . Astronautix.com. Архивировано из оригинала 22 ноября 2013 года . Проверено 3 июня 2018 г.
- ^ «Информация о продукте Atlas V» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2009 г. Проверено 19 января 2009 г.
- ^ «Будущие европейские многоразовые двигательные установки» (PDF) . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «НПО Энергомаш» . Проверено 06 апреля 2016 г.
- ^ "Огневое испытание двух двигателей РД-181 в составе первой ступени РН Antares" . NPO Energomash . 2016-06-01.
- ^ "Испытания тяжелой стратегической ракеты "Сармат" начнутся в ближайшее время" . Interfax . 2016-08-10.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- НПО Энергомаш
- Аэрокосмические предприятия Советского Союза
- Компании из Московской области
- Советские и российские космические учреждения
- Производители ракетных двигателей России.
- Государственные компании России
- Подразделения и дочерние общества Роскосмоса
- Khimki
- Конструкторские бюро
- Производители двигателей Советского Союза