Jump to content

Atlas V

Atlas V
Функция Ракета-носитель средней грузоподъемности
Производитель Объединенный стартовый альянс
Страна происхождения Соединенные Штаты
Стоимость за запуск 110–153 миллиона долларов США (2016 г.) [1]
Размер
Высота До 58,3 м (191 фут)
Диаметр 3,81 м (12,5 футов)
Масса 590 000 кг (1 300 000 фунтов)
Этапы 2
Емкость
Полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту
Наклонение орбиты 28.70°
Масса 8 210–18 850 кг (18 100–41 560 фунтов) [2]
Полезная нагрузка на геостационарную переходную орбиту
Масса 4750–8900 кг (10470–19620 фунтов)
Связанные ракеты
Семья Атлас
На основе Атлас III
Сопоставимый
История запуска
Статус Активный, на пенсии
Запуск сайтов
Всего запусков
Успех(а)
99
Частичный отказ(ы) 15 июня 2007 г.
Первый полет 21 августа 2002 г. ( Hot Bird 6 )
Последний рейс 5 июня 2024 г. ( Летные испытания экипажа Boeing )
Ускорители – AJ-60А [6]
Нет бустеров от 0 до 5
Высота 17 м (56 футов) [6]
Диаметр 1,6 м (5 футов 3 дюйма)
Полная масса 46 697 кг (102 949 фунтов)
Пороховая масса 42 630 кг (93 980 фунтов) [7]
Максимальная тяга 1688,4 кН (379600 фунтов силы )
Удельный импульс 279,3 с (2,739 км/с)
Время горения 94 секунды
Порох АП / HTPB / Ал
Бустеры – GEM 63 [8] [9]
Нет бустеров от 0 до 5
Высота 20,1 м (66 футов) [8]
Диаметр 1,6 м (63 дюйма)
Полная масса 49300 кг (108700 фунтов)
Пороховая масса 44 200 кг (97 400 фунтов)
Максимальная тяга 1663 кН (374 000 фунтов силы )
Время горения 94 секунды
Порох АП / HTPB / Ал
Первый этап – Атлас CCB
Высота 32,46 м (106,5 футов)
Диаметр 3,81 м (12,5 футов)
Пустая масса 21054 кг (46416 фунтов)
Пороховая масса 284 089 кг (626 309 фунтов)
Питаться от 1 × РД-180
Максимальная тяга
  • SL : 3827 кН (860 000 фунтов силы )
  • вакуум : 4152 кН (933000 фунтов силы )
Удельный импульс
  • SL : 311,3 с (3,053 км/с)
  • вакуум : 337,8 с (3,313 км/с)
Время горения 253 секунды
Порох РП-1 / ЛОКС
Второй этап – Кентавр III
Высота 12,68 м (41,6 футов)
Диаметр 3,05 м (10,0 футов)
Пустая масса 2316 кг (5106 фунтов)
Пороховая масса 20 830 кг (45 920 фунтов)
Питаться от 1 или 2 × RL10 A или 1 × RL10 C
Максимальная тяга 99,2 кН ​​(22300 фунтов силы ) (RL10A)
Удельный импульс 450,5 с (4,418 км/с) (RL10A)
Время горения 842 секунды (RL10A)
Порох ЛХ 2 / ЛОКС

Atlas V [а] одноразовая система запуска и пятая основная версия в семействе ракет-носителей «Атлас» . Он был разработан Lockheed Martin и эксплуатируется United Launch Alliance (ULA). [б] с 2006 года. Используется для Министерства обороны США , НАСА и коммерческой полезной нагрузки. Это самая продолжительная действующая ракета Америки. После 87 запусков в августе 2021 года ULA объявила о прекращении эксплуатации Atlas V, а все 29 оставшихся запусков были проданы. По состоянию на июнь 2024 г. , осталось 16 пусков. Производство прекращено в 2024 году. [10] В других будущих запусках ULA будет использоваться ракета Vulcan Centaur . [11]

Каждая ракета-носитель Atlas V состоит из двух основных ступеней. Первая ступень оснащена российским двигателем производства "Энергомаша" , сжигающим керосин и жидкий кислород . Верхняя ступень Centaur и приводится в движение одним или двумя американскими двигателями RL10 производства Aerojet Rocketdyne и работает на водороде жидком жидком кислороде . Накладные твердотопливные ракетные ускорители (СРБ) используются в большинстве конфигураций. AJ-60A Первоначально использовались SRB , но в ноябре 2020 года они были заменены SRB с графитово-эпоксидным двигателем (GEM 63). Стандартные обтекатели полезной нагрузки имеют диаметр 4,2 или 5,4 м (14 или 18 футов) и разную длину. [12]

Описание автомобиля [ править ]

Atlas V был разработан Lockheed Martin Commercial Launch Services (LMCLS) в рамках носителя ВВС США программы усовершенствованной одноразовой ракеты- (EELV) и совершил свой первый полет 21 августа 2002 года. Ракета работает с SLC-41 на мысе Канаверал. Силовая станция (CCSFS). Он также работал с SLC-3E на базе космических сил Ванденберг до 2022 года. LMCLS продолжала продавать Atlas V коммерческим клиентам по всему миру до января 2018 года, когда United Launch Alliance (ULA) взяла на себя контроль над коммерческим маркетингом и продажами. [13] [14]

Атлас V этап первый ,

Первая ступень Atlas V, Common Core Booster (не путать с Common Booster Core Delta IV ), имеет диаметр 3,8 м (12 футов) и длину 32,5 м (107 футов). Он оснащен одним российским российского НПО «Энергомаш», главным двигателем РД-180 сжигающим 284 450 кг (627 100 фунтов) жидкого кислорода и РП-1 . Ракета-носитель работает около четырех минут, обеспечивая около 4 МН (900 000 фунтов силы ). тягу [15] Тягу можно увеличить с помощью до пяти Aerojet AJ-60A или Northrop Grumman GEM 63 твердотопливных ускорителей , каждый из которых обеспечивает дополнительную 1,27 МН (290 000 фунтов силы тягу ) в течение 94 секунд.

Основные различия между Atlas V и более ранними ракетами-носителями семейства Atlas I и II :

  • В резервуарах первой ступени больше не используется из нержавеющей стали, монокок стабилизированный давлением, «баллонная» конструкция. Резервуары изготовлены профиля из алюминиевого и структурно устойчивы при отсутствии давления. [15]
  • Точки размещения параллельных ступеней, как более мелких твердых частиц, так и идентичных жидкостей, встроены в конструкции первой ступени. [15]
  • Методика «1,5 ступеней» больше не используется, поскольку на Атласе III она была снята с производства с появлением российского двигателя РД-180. [15]
  • Диаметр основной ступени увеличился с 3,0 до 3,7 м (от 9,8 до 12,1 футов). [16]

Верхняя ступень «Кентавр» [ править ]

использует Разгонный блок «Кентавр» конструкцию топливного бака со стабилизированным давлением и криогенное топливо . Ступень Centaur для Atlas V вытянута на 1,7 м (5 футов 7 дюймов) относительно Atlas IIAS Centaur и приводится в движение одним или двумя двигателями Aerojet Rocketdyne RL10A-4-2, каждый из которых развивает тягу 99,2 кН ​​(22 300 фунтов). е ). Блок инерциальной навигации (INU), расположенный на «Кентавре», обеспечивает наведение и навигацию как для «Атласа», так и для «Кентавра», а также контролирует давление в баках «Атлас» и «Кентавр», а также расход топлива. Двигатели «Кентавр» способны многократно запускаться в космосе, что позволяет вывести их на низкую орбиту околоземной стоянки с последующим периодом выбега и последующим выводом на GTO . [17] Последующий третий запуск после многочасового движения по инерции может позволить осуществить прямой вывод полезной нагрузки на геостационарную орбиту . [ нужна ссылка ]

По состоянию на 2006 год Ракета «Кентавр» имела самую высокую долю горючего топлива по отношению к общей массе среди всех современных водородных верхних ступеней и, следовательно, могла доставлять значительную полезную нагрузку в высокоэнергетическое состояние. [18]

Обтекатель полезной нагрузки [ править ]

Обтекатели полезной нагрузки Atlas V доступны в двух диаметрах, в зависимости от требований спутника. Обтекатель диаметром 4,2 м (14 футов), [19] Первоначально разработанный для ракеты-носителя Atlas II , он поставляется в трех вариантах длины: исходная версия 9 м (30 футов) и расширенные версии 10 и 11 м (33 и 36 футов), впервые запущенные соответственно на AV-008 / Astra 1KR и AV. -004/ Инмарсат-4 F1 Миссии . Рассматривались обтекатели диаметром до 7,2 м (24 футов) и длиной до 32,3 м (106 футов), но они так и не были реализованы. [12]

Обтекатель диаметром 5,4 м (18 футов) и внутренним диаметром 4,57 м (15,0 футов) был разработан и изготовлен компанией RUAG Space. [20] в Швейцарии . В обтекателе RUAG используется композитная конструкция из углеродного волокна , он основан на аналогичном, проверенном в полетах обтекателе Ariane 5 . Для поддержки Atlas V производятся три конфигурации: длиной 20,7 м (68 футов), 23,4 м (77 футов) и 26,5 м (87 футов). [20] В то время как классический обтекатель длиной 4,2 м (14 футов) закрывает только полезную нагрузку, обтекатель RUAG намного длиннее и полностью закрывает как верхнюю ступень Centaur, так и полезную нагрузку. [21]

Обновления [ править ]

Многие системы Atlas V подвергались модернизации и усовершенствованию как перед первым полетом Atlas V, так и с тех пор. Работа над отказоустойчивым инерциальным навигационным блоком (FTINU) началась в 2001 году с целью повышения надежности транспортных средств Atlas путем замены ранее существовавшего нерезервированного навигационного и вычислительного оборудования отказоустойчивым блоком. [22] Модернизированный FTINU впервые поднялся в воздух в 2006 году. [23] а в 2010 году был получен дополнительный заказ на приобретение большего количества единиц FTINU. [24]

(SRB) производства Aerojet Rocketdyne, В 2015 году ULA объявила, что твердотопливные ракетные ускорители AJ-60A которые тогда использовались на Atlas V, будут заменены новыми ускорителями GEM 63 производства Northrop Grumman Innovation Systems . Удлиненные ускорители GEM 63XL также будут использоваться на ракете-носителе Vulcan Centaur , которая заменит Atlas V. [25] Первый запуск Atlas V с ускорителями GEM 63 состоялся 13 ноября 2020 года. [26]

человеческого рейтинга Сертификация

Предложения и проектные работы по пилотированию Atlas V начались еще в 2006 году, когда материнская компания ULA Lockheed Martin сообщила о соглашении с Bigelow Aerospace, которое должно было привести к коммерческим частным полетам на низкую околоземную орбиту (НОО). [27]

Серьезная работа по проектированию и моделированию человеческого рейтинга началась в 2010 году, когда было выделено 6,7 миллиона долларов США на первом этапе НАСА Программы коммерческих экипажей (CCP) на разработку системы аварийного обнаружения (EDS). [28]

По состоянию на февраль 2011 года ULA получил продление от НАСА до апреля 2011 года и заканчивал работу над EDS. [29]

НАСА запросило предложения по второй фазе CCP в октябре 2010 года, а ULA предложила завершить проектные работы над EDS. В то время целью НАСА было вывести астронавтов на орбиту к 2015 году. Тогдашний президент и генеральный директор ULA Майкл Гасс заявил, что ускорение графика до 2014 года возможно при наличии финансирования. [30] За исключением добавления системы аварийного обнаружения, никаких серьезных изменений в ракете Atlas V не ожидалось, но были запланированы модификации наземной инфраструктуры. Наиболее вероятным кандидатом на присвоение человеческого рейтинга была конфигурация N02 без обтекателя, без твердотопливных ускорителей и с двумя двигателями RL10 на верхней ступени «Кентавра». [30]

18 июля 2011 года НАСА и ULA объявили о соглашении о возможности сертификации Atlas V по стандартам НАСА для пилотируемых космических полетов. [31] ULA согласилось предоставить НАСА данные об Атласе V, а НАСА предоставит ULA проект требований к сертификации человека. [31] В 2011 году Атлас V, предназначенный для пилотирования, также все еще рассматривался для перевозки участников космических полетов на предлагаемую коммерческую космическую станцию ​​Бигелоу . [32]

В 2011 году корпорация Sierra Nevada (SNC) выбрала Atlas V в качестве ракеты-носителя для своего Dream Chaser, пилотируемого космического самолета который все еще находится в стадии разработки . [33] Dream Chaser должен был стартовать на Атласе V, доставить экипаж на МКС и приземлиться горизонтально после входа в атмосферу с подъемным телом . [33] Однако в конце 2014 года НАСА не выбрало Dream Chaser в качестве одного из двух транспортных средств, выбранных в рамках конкурса коммерческих экипажей .

4 августа 2011 года компания Boeing объявила, что будет использовать Atlas V в качестве первой ракеты-носителя для своей капсулы экипажа CST-100 . CST-100 доставит астронавтов НАСА на Международную космическую станцию ​​(МКС), а также предназначался для обслуживания предлагаемой коммерческой космической станции Бигелоу . [34] [35] Планируется, что к 2015 году будет завершена программа трехлетных испытаний, в ходе которой будет сертифицирована комбинация Atlas V/CST-100 для пилотируемых космических полетов. [35] Ожидалось, что первый полет будет включать ракету Atlas V, интегрированную с непилотируемой капсулой CST-100. [34] второй полет - демонстрация системы прерывания запуска в полете в середине того же года, [35] и третий полет - миссия с экипажем, доставляющая двух астронавтов-испытателей Boeing на НОО и благополучно возвращающая их в конце 2015 года. [35] Эти планы были отложены на много лет и по ходу дела трансформировались, так что, в конце концов, первый орбитальный испытательный полет без экипажа состоялся в 2019 году, но он оказался неудачным, и в 2022 году его пришлось повторить, система прерывания запуска в полете. испытательный полет не состоялся, а третий полет, пилотируемый орбитальный испытательный полет с двумя астронавтами (в конце концов, астронавтами НАСА, а не астронавтами Boeing), состоялся в июне 2024 года под названием Boeing Crewed Flight Test . Система прерывания запуска была испытана в 2019 году в рамках миссии Boeing Pad Abort Test, но это происходило не в полете, а со стартовой площадки.

В 2014 году НАСА выбрало космический корабль Boeing Starliner CST-100 в рамках программы Commercial Crew Program . Atlas V — ракета-носитель Starliner. Первый запуск беспилотного Starliner, миссии Boeing OFT , произошел на борту пилотируемого Atlas V утром 20 декабря 2019 года; миссии не удалось достичь целей из-за отказа космического корабля, хотя ракета-носитель Atlas V показала себя хорошо. [36] [37] В 2022 году Atlas V во второй раз запустил беспилотную капсулу Starliner в рамках Boe-OFT 2 миссии ; миссия увенчалась успехом. [38] [39]

В июне 2024 года в рамках миссии Boe-CFT «Атлас V» впервые доставил людей в космос, отправив на МКС двух астронавтов НАСА. [40] [41]

Проект Койпер [ править ]

Amazon выбрала Atlas V для запуска некоторых спутников проекта Kuiper . Проект Kuiper будет предлагать услуги высокоскоростного спутникового Интернета . Контракт, подписанный с Amazon, рассчитан на девять запусков. Целью проекта «Койпер» является вывод на орбиту тысяч спутников. ULA — первый провайдер запуска Amazon. [42] Два испытательных спутника Койпера были запущены на Атласе V в 2023 году, поскольку их ракеты-носители, по первоначальному контракту, не были доступны вовремя. Остальные восемь запусков Atlas V Kuiper будут нести полную полезную нагрузку спутников Kuiper. Большая часть созвездия Койпера будет использовать другие ракеты-носители.

Версии [ править ]

Семейство Atlas V с асимметричными SRB.
Atlas V 401

Каждая конфигурация ускорителя Atlas V имеет трехзначное обозначение.

Первая цифра показывает диаметр (в метрах) обтекателя полезной нагрузки и имеет значение «4» или «5» для запусков с обтекателем и «N» для запусков капсулы экипажа (поскольку обтекатель полезной нагрузки не используется).

Вторая цифра указывает количество твердотопливных ракетных ускорителей (ТРД), прикрепленных к основанию ракеты-носителя, и может варьироваться от «0» до «3» с обтекателем длиной 4 м (13 футов) и от «0» до «5». с обтекателем длиной 5 м (16 футов). Как видно на первом изображении, все макеты SRB асимметричны.

Третья цифра обозначает количество двигателей на ступени «Кентавр»: «1» или «2». Во всех конфигурациях используется одномоторный Centaur , за исключением модели N22, которая используется только в миссиях с капсулами экипажа Starliner и использует двухмоторный Centaur .

Atlas V летал в одиннадцати конфигурациях: [43]

  Активный   Ушедший на пенсию

Конфигурации Атласа V
Версия Обтекатель СРБ Кентавр
двигатели
Полезная нагрузка, кг [44] Запускает
на сегодняшний день
База
цена [1]
в ЛЕО [я] в ГТО
401 4 м 1 9,797 4,750 41 109 миллионов долларов США
411 4 м 1 1 12,150 5,950 6 115 миллионов долларов США
421 4 м 2 1 14,067 6,890 9 123 миллиона долларов США
431 4 м 3 1 15,718 7,700 3 130 миллионов долларов США
501 5,4 м 1 8,123 3,775 8 120 миллионов долларов США
511 5,4 м 1 1 10,986 5,250 1 130 миллионов долларов США
521 5,4 м 2 1 13,490 6,475 2 135 миллионов долларов США
531 5,4 м 3 1 15,575 7,475 5 140 миллионов долларов США
541 5,4 м 4 1 17,443 8,290 9 145 миллионов долларов США
551 5,4 м 5 1 18,814 8,900 13 153 миллиона долларов США
N22 [ii] Никто 2 2 ~13 000 (на МКС ) [46] 3
  1. ^ При наклоне 28,5°.
  2. ^ для CST-100 Starliner [45]

Стоимость запуска [ править ]

До 2016 года информация о ценах на запуск Atlas V была ограничена. В 2010 году НАСА заключило с ULA контракт на запуск миссии MAVEN на Atlas V 401 стоимостью примерно 187 миллионов долларов США. [47] Стоимость этой конфигурации для ВВС США в 2013 году при групповой покупке 36 ракет-носителей составила 164 миллиона долларов США. [48] В 2015 году запуск TDRS-M на Атласе 401 обошелся НАСА в 132,4 миллиона долларов США. [49]

Начиная с 2016 года ULA предоставляла цены на Atlas V через свой веб-сайт RocketBuilder, объявляя базовую цену для каждой конфигурации ракеты-носителя, которая варьируется от 109 миллионов долларов США за 401 до 153 миллионов долларов США за 551. [1] Каждый дополнительный SRB добавляет к стоимости ракеты-носителя в среднем 6,8 миллиона долларов США. Клиенты также могут приобрести обтекатели полезной нагрузки большего размера или дополнительные варианты услуг по запуску. Затраты на запуск НАСА и ВВС часто выше, чем на эквивалентные коммерческие миссии из-за дополнительных требований государственного учета, анализа, обработки и обеспечения миссии, которые могут добавить 30–80 миллионов долларов США к стоимости запуска. [50]

В 2013 году затраты на запуск коммерческих спутников GTO составили в среднем около 100 миллионов долларов США, что значительно ниже исторических цен на Atlas V. [51] Однако в последние годы [ нужны разъяснения ] цена Atlas V [401] упала примерно с 180 миллионов долларов США до 109 миллионов долларов США, [ нужна ссылка ] во многом из-за конкурентного давления , возникшего на рынке пусковых услуг в начале 2010-х годов. Генеральный директор ULA Тори Бруно заявил в 2016 году, что ULA необходимо как минимум две коммерческие миссии каждый год, чтобы оставаться прибыльным в будущем. [52] ULA не пытается выиграть эти миссии исключительно за счет самой низкой закупочной цены, заявляя, что «предпочитает быть поставщиком с максимальной выгодой ». [53] В 2016 году ULA предположила, что клиенты будут иметь гораздо меньшие на страхование и затраты задержку из-за высокой надежности Atlas V и определенности графика, в результате чего общие затраты клиентов будут близки к затратам на использование конкурентов, таких как SpaceX Falcon 9 . [54]

версии Исторически предложенные

В 2006 году ULA предложила вариант Atlas V Heavy, в котором будут использоваться три ступени Common Core Booster (CCB), соединенные вместе, для подъема полезной нагрузки массой 29 400 кг (64 800 фунтов) на низкую околоземную орбиту . [55] Тогда ULA заявила, что 95% оборудования, необходимого для Atlas V Heavy, уже установлено на одноядерных машинах Atlas V. [12] Грузоподъемность предлагаемой ракеты-носителя должна была быть примерно эквивалентна Delta IV Heavy . [12] в котором использовались двигатели RS-68, разработанные и производимые внутри страны компанией Aerojet Rocketdyne.

В отчете 2006 года, подготовленном корпорацией RAND для канцелярии министра обороны , говорилось, что компания Lockheed Martin приняла решение не разрабатывать тяжелую грузовую машину Atlas V (HLV). [56] В отчете ВВС США и Национальному разведывательному управлению (NRO) рекомендовалось «определить необходимость тяжелого варианта EELV, включая разработку Atlas V Heavy», а также «решить проблему РД-180, включая совместное производство». , запасы или разработка в США замены РД-180». [57]

В 2010 году ULA заявила, что вариант Atlas V Heavy может быть доступен покупателям через 30 месяцев с даты заказа. [12]

Atlas V PH2

В конце 2006 года программа Atlas V получила доступ к инструментам и процессам для ступеней диаметром 5 метров, используемых на Delta IV , когда космические операции Boeing и Lockheed Martin были объединены в United Launch Alliance . Это привело к предложению объединить процессы производства резервуаров Delta IV диаметром 5 метров с двумя двигателями РД-180, что привело к созданию Atlas Phase 2 .

Atlas V PH2-Heavy, состоящий из трех 5-метровых ступеней параллельно с шестью РД-180, рассматривался в отчете Августина как возможный тяжелый подъемник для использования в будущих космических миссиях, а также созданные на базе шаттла Ares V и Ares V. Лайт . [58] Предполагалось, что в случае постройки Atlas PH2-Heavy сможет выводить полезную нагрузку массой около 70 т (69 длинных тонн; 77 коротких тонн) на орбиту с наклонением 28,5 ° . [58]

Ракета-носитель для ракеты GX

Ракета-носитель Atlas V Common Core должна была использоваться в качестве первой ступени совместной американо-японской GX ракеты , первый полет которой должен был совершить в 2012 году. [59] Запуски GX должны были осуществляться со стартового комплекса Atlas V на базе ВВС Ванденберг, SLC-3E . Однако в декабре 2009 года правительство Японии решило отменить проект GX. [60]

Внелицензионное лицензирование отклонено ULA

В мае 2015 года консорциум компаний, в том числе Aerojet и Dynetics , попытался получить лицензию на производство или права на производство Atlas V с использованием двигателя AR1 вместо РД-180. Предложение было отклонено ULA. [61]

Atlas V launches [ edit ]


ULA прекратила продажу Atlas V. Он совершит еще 16 запусков. [178]

Информацию о запланированных запусках см. в списке запусков Атласа (2020–2029 гг.) .

Известные миссии [ править ]

Первая полезная нагрузка, спутник связи Hot Bird 6, был выведен на геостационарную переходную орбиту (GTO) 21 августа 2002 года с помощью корабля Atlas V 401. [179]

12 августа 2005 года марсианский разведывательный орбитальный аппарат был запущен на борту ракеты-носителя Atlas V 401 с космодрома 41 на станции ВВС на мысе Канаверал (CCAFS). Верхняя ступень ракеты-носителя «Кентавр» завершила горение за 56 минут и вывела MRO на межпланетную переходную орбиту в направлении Марса. [67]

19 января 2006 года аппарат «Новые горизонты» был запущен ракетой Lockheed Martin Atlas V 551. Была добавлена ​​третья ступень для увеличения гелиоцентрической (убегающей) скорости. Это был первый запуск конфигурации Atlas V 551 с пятью твердотопливными ускорителями и первый Atlas V с третьей ступенью. [180]

6 декабря 2015 года «Атлас V» поднял на орбиту самый тяжелый на сегодняшний день полезный груз — корабль снабжения Cygnus массой 16 517 фунтов (7 492 кг) . [181]

8 сентября 2016 года OSIRIS-REx на ракете-носителе Atlas V 411 была запущена миссия по возвращению образцов астероида . Он прибыл на астероид Бенну в декабре 2018 года и вернулся на Землю в мае 2021 года, чтобы прибыть на Землю в сентябре 2022 года с образцом весом от 60 граммов до 2 килограммов в 2023 году. [182]

С помощью Atlas V было успешно запущено пять полетов Boeing X-37B. космических Полеты запускаются на Atlas V 501 со станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде. X-37B, также известный как орбитальный испытательный аппарат (OTV), представляет собой роботизированный космический корабль многоразового использования, эксплуатируемый ВВС США , который может автономно осуществлять посадку с орбиты на взлетно-посадочную полосу. [183] Первая посадка на базе ВВС Ванденберг на взлетно-посадочной полосе космического корабля "Шаттл" высотой 15 000 футов (4600 м) произошла в декабре 2010 года. [184] Приземление происходит как в Ванденберге, так и на мысе Канаверал, в зависимости от требований миссии. [183]

первая капсула экипажа Starliner была запущена Boe-OFT 20 декабря 2019 года в беспилотном испытательном полете Atlas V . Ракета-носитель работала безупречно, но из-за аномалии космического корабля она оказалась на неправильной орбите. Орбита была слишком низкой, чтобы достичь пункта назначения полета — МКС , и миссия впоследствии была прервана.

миссии успеха Рекорд

За 100 запусков (по состоянию на июнь 2024 года), начиная с первого запуска в августе 2002 года, Atlas V достиг 100% успеха миссий и 99% успеха транспортных средств. [185]

Первое аномальное событие при использовании системы запуска Atlas V произошло 15 июня 2007 года, когда двигатель разгонной ступени Centaur ракеты Atlas V досрочно отключился, оставив полезную нагрузку – пару NROL-30 за океаном спутников наблюдения – в орбиту ниже запланированной. Причиной аномалии стал негерметичный клапан, из-за которого топливо вытекало во время выбега между первым и вторым горением. Из-за нехватки топлива второе горение прекратилось на 4 секунды раньше. [186] Замена клапана привела к задержке следующего запуска Atlas V. [76] Однако заказчик ( Национальное разведывательное управление ) оценил миссию как успешную. [187] [188]

В полете, состоявшемся 23 марта 2016 года, возникла аномалия в работе первой ступени, и он был остановлен на 5 секунд раньше. «Кентавр» приступил к выводу полезной нагрузки Orbital Cygnus, самой тяжелой на сегодняшний день на Атласе, на намеченную орбиту, используя запасы топлива, чтобы восполнить недостаток первой ступени. Этот более длительный ожог прервал более поздний ожог от утилизации «Кентавра». [189] Расследование инцидента показало, что эта аномалия возникла из-за неисправности главного клапана подачи смеси смеси, который ограничивал подачу топлива в двигатель. Расследование и последующая проверка клапанов в предстоящих миссиях привели к задержке следующих нескольких запусков. [190]

Примечательные полезные нагрузки [ править ]

Замена на Вулкан [ править ]

В 2014 году геополитические и соображения США политические из-за аннексии Крыма Россией привели к попытке заменить поставленный Россией НПО «Энергомаш», двигатель РД-180 используемый на первой ступени ракеты-носителя Atlas V. Официальные контракты на исследования были заключены в июне. 2014 г. ряду американских поставщиков ракетных двигателей. [191] Результаты этих исследований привели к решению ULA разработать новую ракету-носитель Vulcan Centaur для замены существующих Atlas V и Delta IV . [192]

В сентябре 2014 года ULA объявила о партнерстве с Blue Origin для разработки двигателя BE-4 LOX / метанового для замены РД-180 на новом ускорителе первой ступени . Поскольку активная зона Atlas V спроектирована на топливе RP-1 и не может быть переоборудована для использования двигателя, работающего на метане, разрабатывается новая первая ступень. Этот ускоритель будет иметь тот же диаметр бака первой ступени, что и Delta IV, и будет оснащен двумя 2400 кН (540 000 фунтов силы ). двигателями BE-4 с тягой [191] [193] [194] Blue Origin разрабатывала двигатель уже третий год, и ULA ожидала, что новая ступень и двигатель начнут летать не ранее 2019 года.

Первоначально планировалось, что Vulcan будет использовать ту же верхнюю ступень Centaur, что и на Atlas V, а позже перейти на ACES , однако ACES больше не разрабатывается, и Centaur V. вместо него будет использоваться [195] Он также будет использовать переменное количество дополнительных твердотопливных ракетных ускорителей, называемых GEM 63XL , созданных на основе новых твердотопливных ускорителей, запланированных для Atlas V. [25]

По состоянию на 2017 год ракетный двигатель Aerojet AR1 находился в стадии разработки в качестве резервного плана для Вулкана. [196]

Первый Вулкан успешно запущен 8 января 2024 года. [197] [198]

Выход на пенсию [ править ]

В августе 2021 года ULA объявила, что больше не продает запуски Atlas V и выполнит свои 29 существующих контрактов на запуск. [11] Они осуществили окончательную закупку необходимых им двигателей РД-180, и последний из них был поставлен в апреле 2021 года. Последний пуск произойдет «где-то в середине 2020-х годов». [11] По состоянию на январь 2024 г. , с момента анонса было совершено двенадцать миссий, [с] и осталось 17 пусков.

Фотогалерея [ править ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Произносится как «Атлас пять». «В» — римская цифра 5.
  2. ^ ULA — совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing .
  3. ^ первой миссией после объявления была миссия 88. См. таблицу двенадцати последующих запусков.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Ракетостроитель» . Объединенный стартовый альянс. 10 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2016 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  2. ^ «Атлас V» . Объединенный стартовый альянс . Проверено 10 декабря 2022 г.
  3. ^ Франкл, Джаред (28 июля 2019 г.). «Задержки ULA были направлены на обеспечение 100-процентного успеха миссии» . NASASpaceflight.com . Проверено 10 декабря 2022 г.
  4. ^ «Спутник NRO успешно запущен на борту Атласа V» (PDF) . Национальное разведывательное управление. 15 июня 2007 года . Проверено 20 января 2023 г.
  5. ^ «ULA готовит Атлас V к запуску разведывательного спутника NROL-79» . www.spaceflightinsider.com . 27 февраля 2017 г. Проверено 2 мая 2023 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Твердотопливный ракетный двигатель Атлас V» . Аэроджет Рокетдайн. Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 2 июня 2015 г.
  7. ^ «Отчет о космическом запуске: технические данные Атласа 5» . Отчет о космическом запуске. 15 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 23 декабря 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Информационный бюллетень о GEM 63/GEM 63XL» (PDF) . norrropgrumman.com . 5 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 18 сентября 2018 г. . Проверено 18 сентября 2018 г.
  9. ^ «Разработка Вулкана Кентавра» (PDF) . 8 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 августа 2019 г. . Проверено 24 августа 2019 г.
  10. ^ «Горько-сладко. Последний Atlas V проходит через завод. Осталось выполнить 16 AV-миссий. Все они будут построены в этом году» .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рулетка, Джои (26 августа 2021 г.). «ULA прекращает продажу своей центральной части Atlas V, открывая путь к выводу ракеты из эксплуатации» . Грань . Проверено 1 сентября 2021 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Руководство пользователя Atlas V Launch Services» (PDF) . Сентенниал, Колорадо: United Launch Alliance. Март 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2013 г. . Проверено 4 декабря 2011 г.
  13. ^ «Lockheed Martin готова к запуску космического корабля Intelsat 14» . Локхид Мартин. 11 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 г.
  14. ^ «United Launch Alliance берет на себя маркетинг и продажи Atlas V от Lockheed Martin» . parabolicarc.com . Параболическая дуга. 22 января 2018 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2018 г. Проверено 19 июля 2018 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Руководство пользователя Atlas V Launch Services» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Март 2010 г., стр. 1–5–1–7. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2013 года.
  16. ^ «Атлас V Starliner OFT: в цифрах» . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года.
  17. ^ «Усовершенствованная одноразовая ракета-носитель» . Март 2009 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  18. ^ Бонни Биркенстедт; Бернард Ф. Каттер; Фрэнк Зеглер (2006). «Применение «Кентавра» для развития роботизированных и пилотируемых лунных модулей» (PDF) . Американский институт физики. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2013 года.
  19. ^ «Атлас V 401 – Ракеты» . spaceflight101.com . Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 18 апреля 2016 г.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Обтекатели и конструкции пусковой установки» . РУАГ Космос. Архивировано из оригинала 8 июля 2017 года . Проверено 12 мая 2017 г. .
  21. ^ «Атлас-5 (Атлас-В)» . Космическая страница Гюнтера. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 5 августа 2011 г.
  22. ^ «Honeywell заключила контракт с Atlas V на сумму 52 миллиона долларов США» . Военная и аэрокосмическая электроника. 30 апреля 2001 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
  23. ^ «Руководство пользователя Atlas V Launch Services» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. 6 марта 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г.
  24. ^ «Honeywell предоставляет систему наведения для ракеты Atlas V» . Space-Travel.com. 2 августа 2010 г. Проверено 12 ноября 2022 г.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джейсон Риан (23 сентября 2015 г.). «ULA выбирает ракеты-носители GEM 63/63 XL SRB компании Orbital ATK для ускорителей Atlas V и Vulcan» . Космический полет Инсайдер. Архивировано из оригинала 11 января 2016 года . Проверено 31 декабря 2015 г.
  26. ^ «Ракетные ускорители Northrop Grumman помогли успешно запустить Atlas V компании United Launch Alliance» . Отдел новостей Northrop Grumman. 13 ноября 2020 г. Проверено 19 декабря 2020 г.
  27. ^ Гаскилл, Брэддок (31 января 2007 г.). «Появляются подробности Атласа V для космической станции Бигелоу, присвоенного человеку» . NASASpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года.
  28. ^ «НАСА выбирает United Launch Alliance для программы развития коммерческих экипажей» . 2 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
  29. ^ «Лауреаты CCDev год спустя: где они сейчас?» . Журнал НьюКосмос . 13 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 5 февраля 2011 г.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кларк, Стивен (13 февраля 2011 г.). «Система безопасности испытана на ракетах Атлас и Дельта» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 14 февраля 2011 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «НАСА начинает коммерческое партнерство с United Launch Alliance» . НАСА. 18 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2013 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  32. ^ Бойл, Алан (18 июля 2011 г.). «Ракетное предприятие для сотрудничества с НАСА» . Космический журнал MSNBC. Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 21 июля 2011 г.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Келли, Джон (6 августа 2011 г.). «Атлас V на высоте» . Флорида сегодня . Мельбурн, Флорида. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 10 августа 2011 г.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Boeing выбирает ракету Atlas V для первых коммерческих запусков экипажей» (пресс-релиз). Хьюстон: Боинг. 4 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 6 августа 2011 г.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Малик, Тарик (4 августа 2011 г.). «Boeing нужны космические пилоты для испытательных полетов космических кораблей и ракет» . SPACE.com . Архивировано из оригинала 1 сентября 2011 года . Проверено 7 августа 2011 г.
  36. ^ Паппалардо, Джо. «Старлайнер Boeing потерпел неудачу, нанеся большой удар по пилотируемой программе НАСА» . Популярная механика . Проверено 20 декабря 2019 г.
  37. ^ Шитц, Майкл (20 декабря 2019 г.). «Boeing Starliner провалил ключевую миссию НАСА из-за неисправности системы автономного полета» . CNBC . Проверено 2 июня 2022 г.
  38. ^ «Капсула Boeing Starliner отправляется на космическую станцию ​​во время второго орбитального полета» . CollectSPACE.com . Проверено 2 июня 2022 г.
  39. ^ «Starliner завершает испытательный полет OFT-2 посадкой в ​​Нью-Мексико» . Космические новости . 25 мая 2022 г. Проверено 2 июня 2022 г.
  40. ^ «Старлайнер стартовал в испытательном полете с экипажем» . 5 июня 2024 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2024 года . Проверено 5 июня 2024 г.
  41. ^ Розенштейн, Сойер (5 июня 2024 г.). «Boeing Starliner CFT запускается с третьей попытки» . Проверено 5 июня 2024 г.
  42. ^ Шитц, Майкл (19 апреля 2021 г.). «Amazon подписывает контракт с ULA на поставку ракет для запуска интернет-спутников Койпера Джеффа Безоса» . CNBC . Проверено 7 июля 2021 г.
  43. ^ «База данных ракет-носителей космического отчета Джонатана» . Джонатан Макдауэлл. 28 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 г. . Проверено 11 декабря 2010 г.
  44. ^ Руководство для планировщика миссий Atlas V - март 2010 г. Архивировано 17 декабря 2011 г. в Wayback Machine. Проверено 19 ноября 2011 г.
  45. ^ Иган, Барбара [@barbegan13] (15 октября 2016 г.). «Мы называем конфигурацию N22. Без обтекателя полезной нагрузки со Starliner на борту» ( Твит ) – через Twitter .
  46. ^ Кребс, Гюнтер. «Старлайнер (CST-100)» . Космическая страница Гюнтера. Архивировано из оригинала 3 мая 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
  47. ^ «Контракт НАСА на оказание услуг по запуску миссии Maven» . mars.nasa.gov . 21 октября 2010 года . Проверено 7 мая 2016 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  48. ^ «Часто задаваемые вопросы ULA – затраты на запуск» . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 7 мая 2016 г.
  49. ^ Нортон, Карен (30 октября 2015 г.). «NASA Awards Контракт на услуги по запуску спутника TDRS» . НАСА.gov . Проверено 7 мая 2016 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  50. ^ Груш, Лорен (30 ноября 2016 г.). «United Launch Alliance представляет веб-сайт, на котором можно оценить стоимость ракеты «как при постройке автомобиля» » . Грань. Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года . Проверено 1 декабря 2016 г.
  51. ^ Стивен Кларк (24 ноября 2013 г.). «Оценка места Америки в мировой индустрии запуска» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 25 ноября 2013 г.
  52. ^ Томпсон, Лорен. «Генеральный директор Тори Бруно объясняет, как United Launch Alliance будет опережать конкурентов» . Форбс . Проверено 1 декабря 2016 г.
  53. ^ «Большая ракетная гонка» . Удача . Архивировано из оригинала 1 декабря 2016 года . Проверено 1 декабря 2016 г.
  54. ^ Уильям Харвуд (30 ноября 2016 г.). «ULA представляет веб-сайт RocketBuilder» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 2 декабря 2016 года . Проверено 1 декабря 2016 г.
  55. ^ «Карточка продукта Atlas V» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года.
  56. ^ Отчет о космическом запуске национальной безопасности (PDF) . Корпорация РЭНД. 2006. с. 29. Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2012 года.
  57. ^ Отчет о космическом запуске национальной безопасности (PDF) . Корпорация РЭНД. 2006. с. XXI. Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2012 года.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Итоговый отчет HSF: В поисках программы пилотируемых космических полетов, достойной великой нации. Архивировано 22 ноября 2009 г. в Wayback Machine, октябрь 2009 г. Обзор Комитета по планированию пилотируемых космических полетов США. Графика на стр. 64, получено 7 февраля 2011 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  59. ^ «Разработка ракеты-носителя GX, новой японской ракеты-носителя среднего класса» (PDF) . Инженерный обзор IHI . Проверено 11 ноября 2022 г.
  60. ^ «Япония отказывается от проекта разработки ракеты GX» . Аналитик. 16 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 г. Проверено 16 декабря 2009 г.
  61. ^ Майк Грусс (12 мая 2015 г.). «Команда Aerojet ищет права на производство Atlas 5» . Космические новости.
  62. ^ «Первый Atlas V добился успеха для ILS, Lockheed Martin» . Международные пусковые услуги. 21 августа 2002 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2013 года . Проверено 28 февраля 2013 г.
  63. ^ «ILS запускает Hellas-Sat на Атласе V» . Международные пусковые услуги. 13 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2015 г. . Проверено 28 февраля 2013 г.
  64. ^ «ILS запускает спутник Rainbow 1» . Международные пусковые услуги. 17 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2015 г. Проверено 28 февраля 2013 г.
  65. ^ «ILS запускает AMC-16; завершает год 10 успешными миссиями» . Международные пусковые услуги. 17 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 г.
  66. ^ «Автомобиль ILS Atlas V поднял огромный спутник для Inmarsat» . Международные пусковые услуги. 11 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 11 января 2016 г. . Проверено 28 февраля 2013 г.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Многоцелевая миссия НАСА на Марс успешно стартовала» . НАСА. 12 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 г. . Проверено 4 декабря 2011 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  68. ^ «Миссия НАСА по Плутону запущена к новым горизонтам» . НАСА. 19 января 2006 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 г. Проверено 4 декабря 2011 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  69. ^ «ILS запускает спутник ASTRA 1KR» . Международные пусковые услуги. 20 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 г.
  70. ^ «United Launch Alliance успешно запускает первый Атлас V ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. 8 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. . Проверено 12 июня 2018 г.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Центр статуса миссии» . Космический полет сейчас. 16 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Проверено 28 февраля 2013 г.
  72. ^ «Спутник NRO успешно запущен на борту Атласа V» (PDF) . НРО. 15 июня 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2013 г. . Проверено 18 апреля 2013 г.
  73. ^ «Спутник NRO успешно запущен на борту Атласа V» (PDF) . www.NRO.gov . 15 июня 2007 года . Проверено 19 января 2023 г.
  74. ^ «ULA готовит Атлас V к запуску разведывательного спутника NROL-79» . Инсайдер SpaceFlight . 27 февраля 2017 г. Проверено 14 апреля 2023 г.
  75. ^ «United Launch Alliance Atlas V успешно запускает спутник AF WGS» . Объединенный стартовый альянс. 10 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 12 июня 2018 г.
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Петерсон, Патрик (2 сентября 2007 г.). «Неисправный клапан откладывает запуск Атласа 5» . Флорида сегодня . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года.
  77. ^ «United Launch Alliance Atlas V успешно запускает спутник NRO» . Объединенный стартовый альянс. 10 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. . Проверено 12 июня 2018 г.
  78. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Первый запуск Atlas V на западном побережье United Launch Alliance прошел успешно» . Объединенный стартовый альянс. 13 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 12 июня 2018 г.
  79. ^ «United Launch Alliance запускает самый тяжелый коммерческий спутник для Атласа V» . Объединенный стартовый альянс. 14 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  80. ^ «United Launch Alliance Atlas V успешно запускает спутник AF WGS-2» . Объединенный стартовый альянс. 3 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  81. ^ «United Launch Alliance успешно запускает лунную миссию для НАСА» . Объединенный стартовый альянс. 18 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  82. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Подсказки о загадочной полезной нагрузке появляются вскоре после запуска» . Космический полет сейчас. 8 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 г.
  83. ^ «United Launch Alliance успешно запустил спутник PAN» . Объединенный стартовый альянс. 8 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  84. ^ «Ракетная ступень, запущенная 10 лет назад, распадается на след космического мусора (Видео)» . SPACE.com. 17 апреля 2019 г.
  85. ^ «600-я миссия Атласа United Launch Alliance успешно запускает DMSP F18» . Объединенный стартовый альянс. 18 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  86. ^ «United Launch Alliance запускает четвертую коммерческую миссию 2009 года: Intelsat 14» . Объединенный стартовый альянс. 23 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  87. ^ «United Launch Alliance запускает миссию солнечной обсерватории для НАСА» . Объединенный стартовый альянс. 11 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  88. ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию OTV» . Объединенный стартовый альянс. 22 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  89. Эксперты оценивают обломки ракеты, найденные на Hilton Head Wistv.com. Проверено 19 ноября 2011 г. Архивировано 18 марта 2012 г. на Wayback Machine.
  90. ^ «United Launch Alliance успешно запускает первую миссию AEHF» . Объединенный стартовый альянс. 14 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  91. ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию национальной обороны» . Объединенный стартовый альянс. 20 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  92. ^ «United Launch Alliance успешно запускает вторую миссию OTV» . Объединенный стартовый альянс. 5 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  93. ^ «ULA успешно запускает пятую миссию NRO за семь месяцев» . Объединенный стартовый альянс. 14 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  94. ^ «United Launch Alliance отмечает 50-й успешный запуск, доставив на орбиту спутник космической инфракрасной системы (SBIRS) для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. 7 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  95. ^ «United Launch Alliance успешно запускает космический корабль Юнона в пятилетнее путешествие для изучения Юпитера» . Объединенный стартовый альянс. 5 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  96. ^ Харвуд, Уильям (26 ноября 2011 г.). «Марсианская научная лаборатория начинает круиз к Красной планете» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
  97. ^ «Задача попасть на Марс» . Глава 4: Запуск Curiosity . Лаборатория реактивного движения НАСА. Архивировано из оригинала 18 июля 2013 года . Проверено 9 февраля 2016 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  98. ^ Рик Мыслевски (26 ноября 2011 г.). «Американский марсианский грузовик с атомной бомбой стартовал без сучка и задоринки, но…» The Register . Архивировано из оригинала 27 мая 2012 года.
  99. ^ «Ракета United Launch Alliance Atlas V с 200-м Centaur успешно запускает миссию Mobile User Objective System-1» . Объединенный стартовый альянс. 24 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  100. ^ Джастин Рэй (9 февраля 2012 г.). «Веховой запуск в ракетостроении: «Кентавр» готовится к полету 200» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года.
  101. ^ Грэм, Уильям; Бергин, Крис (16 ноября 2012 г.). «AEHF-2 передан ВВС США после завершения орбитальных испытаний» . NASASpaceflight.com . Проверено 12 ноября 2022 г.
  102. ^ [1] Архивировано 20 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
  103. United Launch Alliance. Архивировано 7 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
  104. ^ Грэм, Уильям (13 сентября 2012 г.). «ULA Atlas V наконец-то запускается с NROL-36» ​​. NASASpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
  105. ^ «United Launch Alliance успешно запустила третью орбитальную испытательную ракету X-37B для ВВС» . Объединенный стартовый альянс. 11 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  106. ^ «United Launch Alliance успешно запускает спутник НАСА для слежения и ретрансляции данных» . Объединенный стартовый альянс. 31 января 2013 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  107. ^ Джастин Рэй. «Запуск ракеты Atlas 5 продолжает наследие Landsat» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 21 апреля 2014 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
  108. ^ «United Launch Alliance успешно вывел на орбиту второй спутник космической инфракрасной системы SBIRS для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 20 марта 2013 г.
  109. ^ «ULA запускает 70-ю успешную миссию за 77 месяцев с запуском спутника GPS IIF-4 для ВВС» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
  110. ^ «Ракета Atlas V Rocket United Launch Alliance успешно запускает миссию мобильной пользовательской системы целей-2 для ВМС США» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
  111. ^ «United Launch Alliance отмечает 75-й успешный запуск, доставив на орбиту усовершенствованный сверхвысокочастотный спутник-3 для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 18 сентября 2013 г.
  112. ^ «Ракета Atlas V United Launch Alliance успешно запускает миссию MAVEN в рамках путешествия на Красную планету» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
  113. ^ «Ракета Atlas V United Launch Alliance успешно запускает полезную нагрузку для Национального разведывательного управления» . УЛА. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 6 декабря 2013 г.
  114. ^ «United Launch Alliance успешно запускает полезную нагрузку спутника НАСА для слежения и ретрансляции данных» . Объединенный стартовый альянс. 23 января 2014 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  115. ^ «United Launch Alliance отмечает 80-й успешный запуск, доставив на орбиту метеорологический спутник ВВС» . Объединенный стартовый альянс. 3 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 г.
  116. ^ «United Launch Alliance успешно запускает вторую миссию всего за семь дней» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 11 апреля 2014 г.
  117. ^ «United Launch Alliance успешно запускает четыре миссии всего за семь недель» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 22 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
  118. ^ «United Launch Alliance успешно запустила две ракеты всего за четыре дня» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 3 августа 2014 г.
  119. ^ «United Launch Alliance Atlas V запускает спутник WorldView-3 для DigitalGlobe» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  120. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ULA Atlas V успешно запускает секретную миссию CLIO» . NASASpaceFlight.com. 17 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 19 сентября 2014 года . Проверено 17 сентября 2014 г.
  121. ^ «United Launch Alliance запускает свою 60-ю миссию с мыса Канаверал» . Объединенный стартовый альянс. 17 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2014 года . Проверено 17 сентября 2014 г.
  122. ^ «Ежеквартальные новости об орбитальном мусоре» (PDF) . НАСА. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  123. ^ «United Launch Alliance успешно запустил 50-ю ракету Atlas V» . Объединенный стартовый альянс. 29 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 30 октября 2014 г.
  124. ^ «United Launch Alliance Atlas V успешно запускает полезную нагрузку для Национального разведывательного управления» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 13 декабря 2014 г.
  125. ^ «United Launch Alliance успешно запускает мобильную пользовательскую систему целей ВМС США-3» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 21 января 2015 года . Проверено 21 января 2015 г.
  126. ^ «United Launch Alliance успешно запускает солнечные зонды для изучения космической погоды для НАСА» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 15 марта 2015 года . Проверено 15 марта 2015 г.
  127. ^ «United Launch Alliance успешно запустила орбитальную испытательную ракету X-37B для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала 21 мая 2015 года . Проверено 21 мая 2015 г.
  128. ^ «United Launch Alliance успешно запустил спутник глобального позиционирования для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс. 15 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2015 года . Проверено 16 июля 2015 г.
  129. ^ «United Launch Alliance успешно запускает мобильную пользовательскую систему целей ВМС США-4» . Объединенный стартовый альянс. 2 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 г. Проверено 2 сентября 2015 г.
  130. ^ «United Launch Alliance совершил 100 успешных миссий со спутником Морелос-3» . Объединенный стартовый альянс. 2 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2015 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
  131. ^ «United Launch Alliance успешно запускает полезную нагрузку для Национального разведывательного управления» . Объединенный стартовый альянс . 8 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2015 года . Проверено 8 октября 2015 г.
  132. ^ «United Launch Alliance успешно запускает спутник GPS IIF-11 для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс . 31 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2015 г. Проверено 1 ноября 2015 г.
  133. ^ «United Launch Alliance успешно запустил OA-4 Cygnus на Международную космическую станцию» . Объединенный стартовый альянс . 6 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 6 декабря 2015 г.
  134. ^ «United Launch Alliance успешно запускает спутник GPS IIF-12 для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс . 5 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
  135. ^ «United Launch Alliance успешно запустил 7745 фунтов груза на Международную космическую станцию» . Объединенный стартовый альянс . 22 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2016 г. Проверено 28 марта 2016 г.
  136. ^ «United Launch Alliance успешно запустила спутник MUOS-5 для ВВС и ВМС США» . Объединенный стартовый альянс . 24 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 9 августа 2016 г.
  137. ^ «United Launch Alliance успешно запускает полезную нагрузку NROL-61 для Национального разведывательного управления» . Объединенный стартовый альянс. 28 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2016 года . Проверено 28 июля 2016 г.
  138. ^ «United Launch Alliance успешно запустил космический корабль OSIRIS-REx для НАСА» . Объединенный стартовый альянс . 8 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 г. Проверено 10 сентября 2016 г.
  139. ^ «United Launch Alliance успешно запускает WorldView-4 для DigitalGlobe» . Объединенный стартовый альянс . 11 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2016 г. . Проверено 11 ноября 2016 г.
  140. ^ «United Launch Alliance успешно запускает спутник GOES-R для НАСА и NOAA» . Объединенный стартовый альянс . 19 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2016 г. Проверено 20 ноября 2016 г. .
  141. ^ «United Launch Alliance успешно запустил спутник EchoStar XIX» . Объединенный стартовый альянс . 18 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
  142. ^ «United Launch Alliance успешно вывел на орбиту спутник SBIRS GEO Flight 3 для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс . 20 января 2017 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 21 января 2017 г.
  143. ^ «United Launch Alliance успешно запускает полезную нагрузку NROL-79 для Национального разведывательного управления» . Ulalaunch.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 11 августа 2017 г.
  144. ^ Клотц, Ирен (18 апреля 2017 г.). «Ракета Atlas V запускает частный грузовой корабль Cygnus к космической станции» . SPACE.com. Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
  145. ^ «United Launch Alliance успешно запустил спутник НАСА TDRS-M» . Ulalaunch.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
  146. ^ «Объединенный+запуск+Альянс+успешно+запускает+NROL-42+миссию+для+национального+разведывательного+управления» . Объединенный стартовый альянс . 24 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 г. Проверено 24 сентября 2017 г.
  147. ^ Грэм, Уильям (15 октября 2017 г.). «Атлас V наконец-то запускается с NROL-52» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года . Проверено 15 октября 2017 г.
  148. ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию SBIRS GEO Flight 4 для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс . 20 января 2018 г. Архивировано из оригинала 20 января 2018 г. Проверено 20 января 2018 г.
  149. ^ «United Launch Alliance успешно запускает метеорологический спутник GOES-S для НАСА и NOAA» . Объединенный стартовый альянс . 1 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2018 г. Проверено 1 марта 2018 г.
  150. ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию AFSPC-11 для ВВС США» . Объединенный стартовый альянс . 15 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2018 г. Проверено 15 апреля 2018 г.
  151. ^ «United Launch Alliance успешно запускает первую межпланетную миссию НАСА на западном побережье» . Объединенный стартовый альянс . 5 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2018 г. . Проверено 5 мая 2018 г.
  152. ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию AEHF-4» . Объединенный стартовый альянс . 17 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2018 г. Проверено 17 октября 2018 г.
  153. ^ «Кленовый лист» . 16 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 16 января 2021 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
  154. ^ Анз-Мидор, Филипп Д. (август 2019 г.). «Ежеквартальные новости об орбитальном мусоре» . Орбита НАСА . 23 (3). НАСА.
  155. ^ «Распад Атласа 5 Кентавр» .
  156. ^ «United Launch Alliance успешно запускает спутник связи для Центра космических и ракетных систем ВВС США» . Объединенный стартовый альянс . 8 августа 2019 года . Проверено 8 августа 2019 г.
  157. ^ «После успешного запуска Starliner терпит неудачу, связанную с сокращением миссии» . 20 декабря 2019 г.
  158. ^ «United Launch Alliance успешно запускает солнечный орбитальный аппарат для изучения Солнца» . Объединенный стартовый альянс . 9 февраля 2020 г. Проверено 13 февраля 2020 г. .
  159. ^ «United Launch Alliance успешно запускает первую космическую миссию национальной безопасности для Космических сил США» . Объединенный стартовый альянс . 26 марта 2020 г. Проверено 27 марта 2020 г.
  160. ^ «United Launch Alliance успешно запустил шестой орбитальный испытательный корабль для Космических сил США» . Объединенный стартовый альянс . 17 мая 2020 г. Проверено 18 мая 2020 г.
  161. ^ Стрикленд, Эшли (30 июля 2020 г.). «Запуск на Марс: НАСА отправляет в космос марсоход Perseverance» . CNN . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 30 июля 2020 г.
  162. ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию NROL-101 в поддержку национальной безопасности» . Объединенный стартовый альянс. 14 ноября 2020 г. Проверено 14 ноября 2020 г.
  163. ^ «United Launch Alliance успешно запускает миссию SBIRS GEO Flight 5 в поддержку национальной безопасности» . Объединенный стартовый альянс. 18 мая 2021 г. Проверено 18 мая 2021 г.
  164. ^ «ULA откладывает дальнейшее использование усовершенствованного двигателя верхней ступени до завершения исследований» . Космические новости. 23 июня 2021 г.
  165. ^ Михир Нил и Ли Канаяма (27 сентября 2021 г.). «Спутник НАСА Landsat 9 успешно запущен на борту Атласа V из Ванденберга» . NASASpaceFlight.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
  166. ^ Уоррен, Хейген (15 октября 2021 г.). «НАСА и ULA запускают историческую миссию Люси» . NASASpaceFlight.com . Проверено 16 октября 2021 г.
  167. ^ Флетчер, Колин (7 декабря 2021 г.). «ULA запускает Атлас V в длительную миссию для Космических сил» . НАСАКосмический полет . Проверено 7 декабря 2021 г.
  168. ^ Грэм, Уильям (21 января 2022 г.). «Атлас V ULA запускает миссию по инспекции спутников для Космических сил» . НАСАКосмический полет . Проверено 22 января 2022 г.
  169. ^ Канаяма, Ли (1 марта 2022 г.). «NOAA, метеорологический спутник НАСА GOES-T запущен на ULA Atlas V» . НАСАКосмический полет . Проверено 1 марта 2022 г.
  170. ^ Грэм, Уильям (19 мая 2022 г.). «Запуск Starliner OFT-2 выходит на орбиту и направляется к МКС» . НАСАКосмический полет . Проверено 20 мая 2022 г.
  171. ^ Грэм, Уильям (1 июля 2022 г.). «Атлас V запускает два экспериментальных военных спутника в рамках миссии USSF-12» . НАСАКосмический полет . Проверено 2 июля 2022 г.
  172. ^ Грэм, Уильям (4 августа 2022 г.). «Атлас V ULA запускает последний спутник обнаружения ракет SBIRS GEO» . НАСАКосмический полет . Проверено 4 августа 2022 г.
  173. ^ Канаяма, Ли (4 октября 2022 г.). «Final Atlas V 531 запускает два спутника SES-20 и SES-21» . НАСАКосмический полет . Проверено 5 октября 2022 г.
  174. ^ Гебхардт, Крис (9 ноября 2022 г.). «Ракета Атлас прощается с Калифорнией, а ULA готовится к полету на Вулкан» . НАСАКосмический полет . Проверено 9 ноября 2022 г.
  175. ^ Аткинсон, Ян (10 сентября 2023 г.). «ULA проводит запуск NROL-107, последнюю миссию Atlas NRO» . НАСАКосмический полет . Проверено 10 сентября 2023 г.
  176. ^ Майк, Уолл (6 октября 2023 г.). «Ракета Atlas V вывела на орбиту первые два интернет-спутника Amazon (видео)» . Space.com . Проверено 6 октября 2023 г.
  177. ^ Элизабет, Хауэлл (5 июня 2024 г.). «Старлайнер Boeing впервые запускает астронавтов в исторический старт (фото, видео)» . Space.com . Проверено 5 июня 2024 г.
  178. ^ «ULA Atlas V уходит в отставку после 29 миссий, предприятие Boeing-Lockheed теперь прекращает продажу ракет» . 26 августа 2021 г.
  179. ^ «Статус: Hotbird 6» . NextSpaceFlight.com . Проверено 12 ноября 2022 г.
  180. ^ «Новые горизонты»: «Облет пояса Койпера» Плутона . Solarviews.com . Проверено 12 ноября 2022 г.
  181. ^ Рэй, Джастин. «Ракета Атлас-5 отправляет Лебедь в погоню за космической станцией» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
  182. ^ «ОСИРИС-РЕкс» . НАСА . 20 февраля 2015 года . Проверено 9 октября 2022 г.
  183. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Орбитальная испытательная машина Х-37Б» . ВВС США. Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
  184. ^ «Орбитальная испытательная машина X-37B приземляется на авиабазе Ванденберг» . ВВС США. 3 декабря 2010 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
  185. ^ «Задержки ULA были направлены на обеспечение 100-процентного успеха миссии» . nasaspaceflight.com . 28 июля 2019 года . Проверено 30 августа 2020 г.
  186. ^ «ВВС выпускают второе обновление, касающееся обзора аномалий верхней ступени Atlas V Centaur» . ВВС США. 2 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2014 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  187. ^ «Спутник NRO успешно запущен на борту Атласа V» (PDF) (пресс-релиз). НРО. 15 июня 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2013 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  188. ^ «Информация о запуске НРОЛ-30» (PDF) (пресс-релиз). НРО. 18 июня 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2013 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  189. ^ «Атлас-5 вынужден импровизировать во время выхода на орбиту во вторник» (пресс-релиз). Космический полет сейчас. 24 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2016 г. . Проверено 28 марта 2016 г.
  190. ^ Рэй, Джастин. «Разработан новый состав для предстоящих запусков ракет Атлас-5 с мыса» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 7 мая 2016 г.
  191. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ферстер, Уоррен (17 сентября 2014 г.). «ULA инвестирует в двигатель Blue Origin в качестве замены РД-180» . Космические новости. Архивировано из оригинала 18 сентября 2014 года . Проверено 19 сентября 2014 г.
  192. ^ Майк Грусс (13 апреля 2015 г.). «Следующая ракета ULA будет называться Вулкан» . Космические новости.
  193. ^ Майк Грусс (13 апреля 2015 г.). «Ракета Vulcan от ULA будет внедряться поэтапно» . Космические новости.
  194. ^ Батлер, Эми (11 мая 2015 г.). «Промышленная группа надеется возродить Atlas V Post RD-180» . Неделя авиации и космических технологий. Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 12 мая 2015 г.
  195. ^ Фауст, Джефф (11 сентября 2020 г.). «ULA изучает долгосрочные обновления Vulcan» .
  196. ^ Эми Батлер (15 апреля 2015 г.). «Генеральный директор ULA назвал дату доступности движка AR1 в 2018 году «смешной» » . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 23 апреля 2015 года . Проверено 2 июня 2015 г.
  197. ^ Белам, Мартин (8 января 2024 г.). «Запуск NASA Peregrine 1: ракета Vulcan Centaur с лунным посадочным модулем NASA стартует во Флориде – текущие обновления» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 8 января 2024 г.
  198. ^ «Испытание взрыва отодвигает первый запуск ракеты ULA Vulcan как минимум на июнь, — говорит генеральный директор» . МСН . Проверено 28 апреля 2023 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e0515d4df6352c74915ca5f3e7b282e__1720570560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/2e/0e0515d4df6352c74915ca5f3e7b282e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atlas V - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)